Столкновение двух ту-134 над днепродзержинском

Столкновение двух пассажирских лайнеров, о котором молчали до последнего. Даже родственникам сообщили о трагедии не раньше следующего дня.

Самая страшная катастрофа в истории советской авиации и футбола произошла в небе над Днепродзержинском 11 августа 1979 года. В этот день столкнулись два пассажирских самолёта, в одном из которых почти в полном составе летел футбольный клуб «Пахтакор». 178 погибших, десятки семей, лишившихся родных, более 30 лет под грифом «Секретно».

Полетели

Суббота, 11 августа. Ташкент. Раннее утро. 14 футболистов, второй тренер, врач и администратор приезжают в аэропорт, чтобы вылететь на игру с минским «Динамо». Все одеты легко, по погоде, только нападающий Владимир Фёдоров утеплился.

— Ты чего это?

— Да жена собрала, говорит, в Минске холодно.

Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» взлетает в 11:30, без опозданий, из ташкентского аэропорта. За 20 минут до этого из Челябинска стартовал ещё один Ту-134, который направлялся в Кишинёв.

В это время в Харьковском РЦ ЕС УВД на смене находилась команда диспетчеров под руководством Сергея Сергеева. Вместе с ним дежурили Владимир Сумской и Николай Жуковский. Стаж работы последнего составлял всего 2,5 месяца.

До сих пор так и остаётся невыясненным, почему рейс сказали курировать стажёру. Более опытному сотруднику — Сумскому — поручили за ним следить. Почему сам Сергеев не делал этого — остаётся загадкой.

Причём местным диспетчерам почти каждый день приходилось следить одновременно за десятками самолётов — пункт характеризовался высокой интенсивностью полётов.

Не рассчитал

Молодой диспетчер рассчитал, что лайнеры должны разойтись в небе — они пройдут одну и ту же точку с разницей в три минуты. На самом же деле у экипажей было меньше 60 секунд. Оба самолёта поднялись на высоту 8400 метров и на скорости под 800 км/ч неслись навстречу друг другу.

За пару минут до трагедии Сумской перепроверил расчёты стажёра и похолодел. Диспетчер перехватил управление на себя и закричал, чтобы экипаж одного из Ту срочно поднимался. Ему ответили утвердительно, Сумской выдохнул. Лишь через несколько минут он понял, что «принято» сказали не с того борта — высоту меняла не «тушка», а Ил-62, который по ошибке получил срочный сигнал.

Столкновение двух ТУ-134 над Днепродзержинском

Куриловка

Жители деревни Куриловки в тот день отмечали свадьбу. Прямо во время застолья с неба посыпался «чёрный град». Это уже позже люди разобрали, что буквально на них, а также на расстоянии сотен метров от них рассыпались обломки самолётов, падали останки людей, разорванные в клочья вещи. Красная дорожка одного из лайнеров повисла на проводах. Спасать было уже некого.

По слухам, несколько очевидцев погибли от разрыва сердца. Сейчас в Куриловке стоит обелиск в память о жертвах катастрофы.

Столкновение и первые новости

До сих пор остаются вероятными две версии столкновения. По одной из них лайнеры врезались лоб в лоб. Вторая же гласит, что челябинский самолёт крылом врезался в хвостовую часть ташкентского.

Вторая появилась в связи с тем, что, как предполагается, пилоты могли увидеть борт, несущийся на них, но за мгновение до трагедии. Окончательно разойтись в небе в тот момент у них фактически не было шансов.

Столкновение двух ТУ-134 над Днепродзержинском

Как позже вспоминали правоохранители, на местах, куда падали обломки, в считаные минуты появились мародеры. Они разыскивали уцелевшие вещи и детали самолётов. Многие же, напротив, осознав, что произошло, упали на колени и стали молиться.

Родственники спортсменов узнали о произошедшем далеко не сразу.

— 12 августа к нам в пансионат неожиданно приехал работник Госкомспорта Узбекистана. Он сообщил, что случилась неприятность: во время обеда вся команда якобы чем-то отравилась и попала в больницу, — вспоминала вдова Владимира Макарова, Алла.

Неладное она почувствовала, оказавшись на борту с другими родственниками футболистов. Кошмарная правда выяснилась уже после прилёта.

«Это Брежнев всё «купил»

Столкновение двух лайнеров было зафиксировано в 13:35. В этот же день в Москве, на стадионе имени Ленина, проходил финал Кубка СССР по футболу. В самом конце игры болельщики слабо следили за происходящим: пошёл слух, что «Пахтакор» разбился в полном составе.

Слухи дошли до того, что на выходе со стадиона многие были уверены — высоту расчистили для Леонида Брежнева. Якобы он направлялся то ли в Крым, то ли из него. Поэтому ни один из бортов не пустили на высоту 10 тысяч метров.

В тот день действительно один из высокопоставленных партийцев совершал перелёт и для него расчистили злополучные 10 тысяч. По одной из версий, это секретарь ЦК КП Украины, по другой — руководитель монгольских коммунистов, направлявшийся в Крым как раз к Брежневу.

Плохие приметы, или Всё наоборот

После авиакатастроф нередко оказывается, что несколько пассажиров опоздали на роковой рейс по чистой случайности: один забыл ключи, машину второго подрезали по пути в аэропорт, третьему позвонили с работы и потребовали вернуться.

Злющие пассажиры вбегают в терминал и машут лайнеру рукой — ну не могли больше ждать, и так вылет держали до последнего.

Проходит час, два, три, а потом из новостей люди узнают, что противный водила, ужасные пробки или зануда-начальник, сами того не зная, спасли им жизнь.

В случае с «Пахтакором» было всё наоборот. На борт поднялись даже те, кто не должен был вылететь в этот день или вообще пропускал матч в Минске.

Самый молодой из спортсменов, 18-летний Сирожиддин Базаров, должен был оказаться в нынешней столице Белоруссии накануне — вместе со всем дублирующим составом. Но у молодого человека прилетал отец, спортсмен опоздал на борт. Поэтому для него сделали исключение и взяли вместе с основой.

Ещё один футболист — Михаил Ан — не должен был вообще лететь в Минск. Дело в том, что молодой человек получил травму во время предыдущего матча. Он приехал в аэропорт проводить своих товарищей. Но его уговорили лететь ради поддержки своих.

Столкновение двух ТУ-134 над Днепродзержинском

Впрочем, несколько человек на борт всё-таки не попали. Анатолий Могильный, например, не рассчитал время до аэропорта. На его месте, как вспоминают близкие спортсменов, и оказался Ан.

Один из массажистов команды — Анатолий Дворников — праздновал день рождения. Среди гостей был журналист Олег Якубов. Квартира была недалеко от аэропорта, мужчины решили, что утром просто вместе дойдут до самолёта. Но засиделись и проспали. Старший тренер команды Олег Базилевич по семейным обстоятельствам вылетел в Минск раньше, чем все остальные игроки.

Похороны

Спортсменов хоронили в закрытых гробах 17 августа. Советские СМИ практически никак не освещали произошедшее долгое время.

Через неделю после трагедии вышла заметка на последней полосе одной из спортивных газет, в которой содержалось лишь пара предложений: что произошла трагедия и разбилась команда.

В газете ЦК КП Узбекистана «Правда Востока» написали небольшой некролог за три дня до похорон.

Однако на церемонии прощания присутствовало всё партийное руководство Узбекистана. Сначала траурный митинг провели в аэропорту Ташкента, после этого гробы несли по городским улицам. Практически все жители вышли проводить футболистов в последний путь. Футболистов, которым прочили чемпионство СССР, похоронили на Боткинском кладбище.

Столкновение двух ТУ-134 над Днепродзержинском

Игра после похорон

Спорткомитет СССР в первые дни после гибели футболистов бросился собирать новую команду. Так как найти в Узбекистане футболистов нужного уровня сочли невозможным, обратились ко всем советским клубам. На клич оперативно отреагировали многие спортсмены, среди которых были футболисты ЦСКА, «Спартака», «Торпедо», «Черноморца»…

Первый матч нового «Пахтакора» состоялся уже 23 августа. Они играли в Ереване против «Арарата». Игра закончилась со счётом 3:1 в пользу хозяев.

Суд и приговор

Столкновение двух ТУ-134 над Днепродзержинском

Разбирательство о причинах авиакатастрофы продолжалось девять месяцев. Подсудимыми по делу проходили Сумской и Жуковский. Почему Сергеев никак не фигурировал не стало понятно даже через три десятилетия.

Основной версией случившегося так и осталась ошибка диспетчеров. Им дали по 15 лет в колонии общего режима. Сумского выпустили через 6 с половиной лет за хорошее поведение. Николай Жуковский, по слухам, покончил с собой в колонии.

Столкновение двух ТУ-134 над Днепродзержинском

Источник: https://life.ru/1033738

Почему до сих пор не раскрыта тайна гибели ташкентского «Пахтакора»

11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском столкнулись два авиалайнера Ту-134, унеся жизни 178 человек

Прошло почти 40 лет, но исчерпывающих ответов на вопрос, что же произошло в небе Днепродзержинска, так и не существует. Кроме официальной версии — столкновения по вине диспетчеров, существуют и альтернативные. Подтвердить или опровергнуть их пока невозможно из-за того, что на все официальные документы по этому делу нанесен гриф секретности.

Самая страшная авиакатастрофа СССР

Ранним утром 11 августа 1979 года с взлетной полосы аэропорта Ташкента взмыл в свой последний полет Ту-134 с бортовым номером 65735, на котором находились 84 человека, включая 12 детей и 17 представителей узбекского футбольного клуба «Пахтакор».

Столкновение двух ТУ-134 над ДнепродзержинскомСхема столкновения двух Ту-134 в 1979 году под Днепродзержинском. Источник wikimedia.org. Автор Alex Alex Lep

Лайнер должен был пролететь по маршруту Ташкент—Гурьев—Донецк—Минск и доставить команду на календарную игру чемпионата СССР, начало которой назначили на 13 августа.

Немного позднее из Челябинска вылетел другой Ту-134 (65816). Его экипаж из 6 человек перевозил 88 пассажиров, включая 24 детей, в Кишинев, столицу советской Молдавии.

По невероятному стечению обстоятельств, эти два самолета, являвшиеся песчинками воздушного океана, примерно в 13:35 по московскому времени столкнулись на высоте 8400 метров, унеся жизни всех находящихся на их бортах людей.

Ужас куриловской свадьбы

Жители расположенного под Днепродзержинском села Куриловка в этот день праздновали свадьбу. Взрыва не слышал никто, но, когда с неба начали, в буквальном смысле этого слова, сыпаться обломки, вещи и фрагменты тел людей, сельчане остолбенели. Появившиеся позднее слухи утверждали, что несколько человек даже умерло на месте от увиденного.

Большинство сельчан, поняв, что спасти никого не удастся, упали на колени и начали молиться. Но были и мародеры, которые сели на велосипеды и отправились собирать сохранившиеся ценные вещи.

По свидетельству одного из очевидцев, подавляющее большинство тел было разорвано на части. То ли от взрыва в небе, то ли от удара о землю. Только одно тело мужчины в клетчатой рубашке было более-менее целым, но никаких признаков жизни не подавал и он.

Через короткое время на место происшествия прибыла милиция и военные. Зону разброса обломков, тел и личных вещей (16х3 км) немедленно оцепили, а со всех свидетелей происшествия взяли подписку о неразглашении информации.

Читайте также:  Можно ли купить билет на самолет без загранпаспорта

За «железным занавесом»

Советский Союз был закрытой страной, в которой не считалось правильным информировать сограждан об авиакатастрофах и других серьезных происшествиях.

Но тут случай другой, погибла целая футбольная команда, на матч с которой в Минске планировали посмотреть около 30 тысяч человек.

А за ходом чемпионата СССР по футболу, в котором «Пахтакор» находился на лидирующих позициях, следили десятки миллионов советских граждан.

Столкновение двух ТУ-134 над ДнепродзержинскомПогибший «Пахтакор» 1979 года. Кадр из youtube.com

Неудивительно, что о трагедии первой сообщила зарубежная радиостанция «Радио «Свобода». Сначала загудела Москва. Болельщики рассказывали разное.

Основной из версий стала история о том, что небо над Украиной освободили для пролета литерного самолета с Леонидом Брежневым на борту.

Соответственно, все остальные пассажирские самолеты «загнали» в узкие коридоры, создав условия для жуткой авиакатастрофы.

Официальная Москва несколько дней молчала будто набрав в рот воды, только газета «Правда Востока» напечатала небольшой некролог об игроках и тренерах футбольной команды «Пахтакор».

Всем родственникам жертв трагедии выплатили пособие в размере одной тысячи рублей, а детям погибших назначили ежемесячную пенсию в 120 рублей. По мнению властей, этого было вполне достаточно, чтобы «закрыть людям рты». Но руководитель КГБ Юрий Андропов подстраховался, потребовав взять со всех родственников подписку о неразглашении государственной тайны.

Похороны национальных героев

Весь Узбекистан рыдал, узнав о трагедии, сотни людей жили в аэропорту Ташкента, ожидая, когда на родину вернут останки 14 футболистов, второго тренера, врача и администратора «Пахтакора», погибших в авиакатастрофе.

17 августа по Ташкенту прошла многотысячная демонстрация, сопровождавшая цинковые гробы. В них, как потом выяснилось, находились не тела погибших, а обычная земля с места падения обломков.

Столкновение двух ТУ-134 над ДнепродзержинскомОперативная съемка похорон футболистов «Пахтакора». Кадр youtu.be

Впрочем, удивляться особо нечему. В то время привычной сегодня экспертизы ДНК не существовало, и определить принадлежность фрагментов тел было практически невозможно. По решению КГБ СССР, родственникам жертв доставили цинковые гробы с землей, а открывать их запретили под страхом тюремного заключения.

Узбекистан был на грани стихийных волнений, а его руководителю Шарафу Рашидову даже пообещали место в Политбюро ЦК КПСС, если он сумеет снизить напряженность.

Мистика гибели «Пахтакора»

11 августа 1956 года в Ташкенте торжественно открыли стадион «Пахтакор», а ровно через 23 года одноименная команда погибла в самой масштабной авиакатастрофе Советского Союза. В момент трагедии по по узбекскому телевидению демонстрировали спектакль Театра оперы и балета имени А. Навои «Бессмертие».

Столкновение двух ТУ-134 над ДнепродзержинскомПамятная плита со списком всех погибших членов команды «Пахтакор». Источник wikimedia.org

Тренер команды Олег Базилевич не попал в погибший самолет из-за того, что улетел на день раньше проведать своего сына, зато игрок молодежного состава18-летний Сирожиддин Базаров, сел на злополучный рейс, хотя должен был лететь в Минск днем ранее. За день до трагедии к нему приехал в гости отец…

Столкновение двух ТУ-134 над ДнепродзержинскомКапитан «Пахтакора» Михаил Ан. Фото wikimedia.org

Массажист клуба Дворников, который всю ночь с друзьями отмечал день своего рождения, банально проспал, не успев к взлету.

Также не рассчитал время и не успел к отлету Анатолий Могильный. На его место сел Михаил Ан.

Травмированный футболист не должен был лететь в Минск, он приехал в аэропорт просто проводить друзей. Но они уговорили его отправиться в этот последний рейс.

Некоторые футболисты как будто чувствовали приближение трагедии. Владимир Федоров обругал жену, положившую в его чемодан черную рубаху, а Виктор Чуркин привел накануне отлета свою квартиру в полный порядок, хотя ранее не вбил в доме ни одного гвоздя.

Администратор команды Мансур Талибджанов вечером перед отлетом составил список всех своих кредиторов, которым нужно было во что бы то ни стало вернуть одолженные деньги.

Секретное следствие

Расследование обстоятельств самой масштабной авиакатастрофы Советского Союза проходило в обстановке строжайшей секретности. Виновными в столкновении самолетов признали 20-летнего авиадиспетчера Николая Жуковского, работавшего на данной должности лишь 4 месяца, а также его начальника, 28-летнего Владимира Сумского.

По мнению членов следственной комиссии, они нарушили правила радиообмена, своевременно не разведя авиалайнеры по различным воздушным эшелонам. Другие версии случившегося даже не рассматривались, а оба диспетчера отправились на 15 лет в места заключения.

Владимира Сумского освободили через 6,5 лет за хорошее поведение, а вот следы Жуковского теряются. По некоторым данным, он в тюрьме покончил жизнь самоубийством.

Столкновение двух ТУ-134 над ДнепродзержинскомПамятник футбольной команде «Пахтакор», погибшей в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. Улица Шевченко, пгт Куриловка, Петриковский район, Днепропетровская область. Источник wikimedia.org

После краха СССР появилась информация о присутствии в воздухе литерного борта и о том, что в уплотненном воздушном пространстве находилось 12 самолетов, вместо максимально допустимых 10. Тренер того «Пахтакора» Олег Базилевич утверждал, что оба самолета были просто-напросто сбиты средствами советского ПВО, по ошибке диспетчеров оказавшись в зоне секретного военного объекта.

Источник: https://www.eg.ru/society/594142-pochemu-do-sih-por-ne-raskryta-tayna-gibeli-tashkentskogo-pahtakora-066392/

Столкновение Ту-134: как погибли советские футболисты

Столкновение двух ТУ-134 над Днепродзержинском

Газета.Ru

40 лет назад над Украиной столкнулись два советских самолета Ту-134А. Погибли все, кто был на обоих бортах, в том числе — 17 членов футбольного клуба Узбекской ССР «Пахтакор». О причинах трагедии вспоминает «Газета.Ru».
11 августа 1979 года на Украине в небе над Днепродзержинском (ныне — Каменское) столкнулись два самолета Ту-134А. Один летел из Челябинска в Кишенев, второй — из Ташкента в Минск. Все 178 человек, находившихся на бортах обоих самолетов, погибли.

По числу жертв эта авиакатастрофа в истории Ту-134 занимает первое место в истории СССР и Украины среди столкновений в воздухе, в мире — второе, а среди столкновений самолетов вообще — третье.

Среди погибших оказались 17 членов узбекской футбольной команды «Пахтакор».

Футболисты «Пахтакора» летели в Минск, чтобы принять участие в матче чемпионата СССР с местным клубом «Динамо». Там их уже ждали вратарь команды и дублирующий состав.

Маршруты обоих самолетов пролегали над территорией Украины. Погода в том день была не слишком благоприятной — в зоне ответственности диспетчеров Харьковского центра управления находились кучевые облака, наблюдались грозовые очаги.

Однако контроль за самым сложным сектором достался неопытному Николаю Жуковскому, отработавшему всего несколько смен.

Следить за его действиями старший смены поручил более квалифицированному Владимиру Сумскому, что было против правил — этим должен был заниматься сам старший смены либо руководитель полетов.

Диспетчеры рассчитывали взаимное расхождение самолетов вручную, исходя из данных, которые сообщал экипаж. По расчетам Жуковского, лайнеры должны разойтись в небе, пройдя одну и ту же точку с разницей в три минуты.

На самом же деле разница составила меньше 60 секунд. Оба самолета поднялись на высоту 8400 метров и на скорости под 800 км/ч неслись навстречу друг другу.

Кроме того, поблизости находился Ил-62, тоже двигавшийся в их сторону.

Сумской заметил ошибку Жуковского вовремя. Перехватив управление, он срочно сообщил экипажам об угрозе и выдал указания относительно того, какие эшелоны они должны были занять. Летящий в Минск самолет должен был подняться на высоту 9000 метров. Двигавшийся ему навстречу Ил-62 — на 9600 метров.

Услышав в ответ неразборчивое «Понял… 8400…», Сумский было успокоился, решив, что ему ответили с белорусского борта. Однако на самом деле из-за помех в эфире следовавший в Минск самолет так и не получил сообщение и продолжал следовать прежним курсом. Ответ же прозвучал с борта Ил-62.

В 13:35 молдавский Ту-134А врезался в белорусский лайнер почти под прямым углом. Самолеты шли в облаках, пилоты не могли увидеть угрозу. Шансов выжить не было ни у кого.

Белорусский борт разрубил кабину молдавского, пилоты погибли мгновенно. Он почти сразу разрушился на несколько частей. Пилоты белорусского лайнера, потерявшего хвостовое оперение, один из двигателей и часть правого крыла, пытались совершить аварийную посадку. Но на высоте около 4 км самолет потерял управление и сорвался в пике.

Обломки самолетов упали рядом с селами Куриловка, Николаевка и Елизаветовка. Почти сразу сбежались мародеры, разыскивавшие уцелевшие вещи и детали самолетов.

Спортсменов хоронили в закрытых гробах 17 августа на Боткинском кладбище в Ташкенте. Советские СМИ не стали широко освещать произошедшее. Тем не менее, на церемонии прощания присутствовало все партийное руководство Узбекистана. Сначала траурный митинг провели в аэропорту Ташкента, после этого гробы несли по городским улицам. Жители выходили проводить футболистов в последний путь.

Новую команду собрали за несколько дней из футболистов советских клубов. Первый матч состоялся уже 23 августа.

В ходе расследования, которое продлилось 9 месяцев, выяснилось, что Жуковский допустил сразу несколько ошибок, самовольно меняя эшелоны самолетов и отказывая в их смене пилотам.

По его вине едва не произошло еще одно столкновение, которого удалось избежать лишь потому, что один из самолетов отклонился от курса, обходя облачность.

Сумский же, хотя и имел опыт работы, неоднократно получал выговоры за нарушение правил.

«Причиной катастрофы явились ошибки и нарушения требований НПП ГА-78, допущенные диспетчером Юго-Западного сектора и диспетчером-инструктором в части назначения эшелонов и обеспечения установленных интервалов между воздушными судами, соблюдения правил фразеологии радиообмена», — заключила в итоге комиссия.

По итогам суда Сумской и Жуковский получили по 15 лет колонии строгого режима.

Сумской вышел через 6,5 лет за хорошее поведение. Жуковский покончил с собой. Привлекался ли к суду начальник смены, назначивший новичка ответственным за столь сложный участок — неизвестно. По крайней мере, к тюремному сроку его не приговаривали.

В августе 2009 года к 30-летию катастрофы на месте падения белорусского Ту-134 был установлен памятник в виде черной вертикальной плиты с надписью: «Памяти футбольной команды „Пахтакор“ и всем жертвам, погибшим в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. От футбольного братства бывшего СССР». Одновременно был открыт мемориал в Куриловке. Инициатором проекта стала Алла Шулепина-Тазетдинова, вдова одного из погибших тренеров.

Источник: https://news.rambler.ru/disasters/42642722-stolknovenie-dvuh-tu-134-kak-pogibli-sovetskie-futbolisty/

Столкновение двух Ту-134: как погибли советские футболисты

40 лет столкновению двух Ту-134 над Днепродзержинском.

Столкновение двух ТУ-134 над Днепродзержинском

40 лет назад над Украиной столкнулись два советских самолета Ту-134А. Погибли все, кто был на обоих бортах, в том числе — 17 членов футбольного клуба Узбекской ССР «Пахтакор». О причинах трагедии вспоминает «Газета.Ru».

11 августа 1979 года на Украине в небе над Днепродзержинском (ныне — Каменское) столкнулись два самолета Ту-134А. Один летел из Челябинска в Кишенев, второй — из Ташкента в Минск. Все 178 человек, находившихся на бортах обоих самолетов, погибли.

По числу жертв эта авиакатастрофа в истории Ту-134 занимает первое место в истории СССР и Украины среди столкновений в воздухе, в мире — второе, а среди столкновений самолетов вообще — третье.

Среди погибших оказались 17 членов узбекской футбольной команды «Пахтакор».

Футболисты «Пахтакора» летели в Минск, чтобы принять участие в матче чемпионата СССР с местным клубом «Динамо». Там их уже ждали вратарь команды и дублирующий состав.

Маршруты обоих самолетов пролегали над территорией Украины. Погода в том день была не слишком благоприятной — в зоне ответственности диспетчеров Харьковского центра управления находились кучевые облака, наблюдались грозовые очаги.

Однако контроль за самым сложным сектором достался неопытному Николаю Жуковскому, отработавшему всего несколько смен.

Следить за его действиями старший смены поручил более квалифицированному Владимиру Сумскому, что было против правил — этим должен был заниматься сам старший смены либо руководитель полетов.

Диспетчеры рассчитывали взаимное расхождение самолетов вручную, исходя из данных, которые сообщал экипаж. По расчетам Жуковского, лайнеры должны разойтись в небе, пройдя одну и ту же точку с разницей в три минуты.

На самом же деле разница составила меньше 60 секунд. Оба самолета поднялись на высоту 8400 метров и на скорости под 800 км/ч неслись навстречу друг другу.

Читайте также:  Сколько кг багажа можно провозить в самолете бесплатно

Кроме того, поблизости находился Ил-62, тоже двигавшийся в их сторону.

Сумской заметил ошибку Жуковского вовремя. Перехватив управление, он срочно сообщил экипажам об угрозе и выдал указания относительно того, какие эшелоны они должны были занять. Летящий в Минск самолет должен был подняться на высоту 9000 метров. Двигавшийся ему навстречу Ил-62 — на 9600 метров.

Услышав в ответ неразборчивое «Понял… 8400…», Сумский было успокоился, решив, что ему ответили с белорусского борта. Однако на самом деле из-за помех в эфире следовавший в Минск самолет так и не получил сообщение и продолжал следовать прежним курсом. Ответ же прозвучал с борта Ил-62.

В 13:35 молдавский Ту-134А врезался в белорусский лайнер почти под прямым углом. Самолеты шли в облаках, пилоты не могли увидеть угрозу. Шансов выжить не было ни у кого.

Белорусский борт разрубил кабину молдавского, пилоты погибли мгновенно. Он почти сразу разрушился на несколько частей. Пилоты белорусского лайнера, потерявшего хвостовое оперение, один из двигателей и часть правого крыла, пытались совершить аварийную посадку. Но на высоте около 4 км самолет потерял управление и сорвался в пике.

Обломки самолетов упали рядом с селами Куриловка, Николаевка и Елизаветовка. Почти сразу сбежались мародеры, разыскивавшие уцелевшие вещи и детали самолетов.

Спортсменов хоронили в закрытых гробах 17 августа на Боткинском кладбище в Ташкенте. Советские СМИ не стали широко освещать произошедшее. Тем не менее, на церемонии прощания присутствовало все партийное руководство Узбекистана. Сначала траурный митинг провели в аэропорту Ташкента, после этого гробы несли по городским улицам. Жители выходили проводить футболистов в последний путь.

Новую команду собрали за несколько дней из футболистов советских клубов. Первый матч состоялся уже 23 августа.

В ходе расследования, которое продлилось 9 месяцев, выяснилось, что Жуковский допустил сразу несколько ошибок, самовольно меняя эшелоны самолетов и отказывая в их смене пилотам.

По его вине едва не произошло еще одно столкновение, которого удалось избежать лишь потому, что один из самолетов отклонился от курса, обходя облачность.

Сумский же, хотя и имел опыт работы, неоднократно получал выговоры за нарушение правил.

«Причиной катастрофы явились ошибки и нарушения требований НПП ГА-78, допущенные диспетчером Юго-Западного сектора и диспетчером-инструктором в части назначения эшелонов и обеспечения установленных интервалов между воздушными судами, соблюдения правил фразеологии радиообмена», — заключила в итоге комиссия.

По итогам суда Сумской и Жуковский получили по 15 лет колонии строгого режима.

Сумской вышел через 6,5 лет за хорошее поведение. Жуковский покончил с собой. Привлекался ли к суду начальник смены, назначивший новичка ответственным за столь сложный участок — неизвестно. По крайней мере, к тюремному сроку его не приговаривали.

В августе 2009 года к 30-летию катастрофы на месте падения белорусского Ту-134 был установлен памятник в виде черной вертикальной плиты с надписью: «Памяти футбольной команды «Пахтакор» и всем жертвам, погибшим в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. От футбольного братства бывшего СССР». Одновременно был открыт мемориал в Куриловке. Инициатором проекта стала Алла Шулепина-Тазетдинова, вдова одного из погибших тренеров.

Отдел «Наука»

«Газета»

Источник: https://newvz.ru/info/158988.html

11 августа 1979 г. — Столкновение двух Ту-134 над Днепродзержинском

Столкновение двух Ту-134 над Днепродзержинском — авиационная катастрофа, произошедшая 11 августа 1979 года и ставшая одной из крупнейших в истории авиации.

В небе в районе Днепродзержинска на высоте 8400 м столкнулись два авиалайнера Ту-134А авиакомпании «Аэрофлот», в результате чего погибли все находившиеся на них 178 человек.

По числу жертв эта авиакатастрофа в истории Ту-134 занимает первое место в истории СССР, Украины и столкновений в воздухе в мире — второе, а среди столкновений самолётов вообще — третье. Среди погибших оказались 17 членов узбекского футбольного клуба «Пахтакор», из-за чего событие получило особый резонанс.

Летя на высоте 8400 метров в облаках высотой до 9000 метров, экипажи самолётов не могли видеть друг друга. При этом борт 65816 отклонился от траектории влево на 4 километра, а 65735 — влево на 0,5 километра. В 13:35—13:38 с экранов неожиданно последовательно пропали отметки обоих самолётов.

Жуковский попытался связаться с ними, но те не отвечали. В 13:37 с Харьковским диспетчерским центром вышел на связь Игорь Чернов — командир самолёта Ан-2 Днепропетровского ОАО и доложил: Харьков, 734-й, что-то падает с неба!.

В 13:40 Чернов вновь вышел на связь с диспетчером и доложил: Харьков, 734-й, в районе населённого пункта Куриловка наблюдаю падение частей самолёта. По-моему, Ту-134.

В 13:35:38 EEST, то есть спустя 1 минуту и 5 секунд с момента последней предполагаемой связи с землёй, белорусский Ту-134 под углом 95° врезался в молдавский в точке 48°33′35″ с. ш. 34°40′33″ в.д.

Концом правой плоскости длиной 2,5 метра 735-й разрубил у 816-го верхнюю часть кабины и начало пассажирского салона, убив сразу всех пилотов, а у него самого оторвало часть крыла, обломки которого полетели в его же правый двигатель.

Молдавский самолёт от удара развернуло вправо, а белорусский — влево, после чего авиалайнеры столкнулись хвостами, при этом молдавский левым двигателем снёс белорусскому киль, а ему самому оторвало правое крыло. Борт 65816 разрушился в воздухе сразу на несколько частей.

Пилоты борта 65735, который потерял хвостовое оперение, часть правого крыла и один из двигателей, пытались совершить аварийную посадку, но на высоте 4 с лишним километра авиалайнер потерял управление и, перейдя в пике, около 13:38 рухнул на землю и полностью разрушился

Белорусский Ту-134 упал в 2 километрах северо-восточнее Куриловки в точке. У молдавского Ту-134 средняя часть фюзеляжа вместе со средней частью крыла упала в 3,5 километрах юго-восточнее Куриловки, его левый двигатель был найден на берегу Днепра, а правое шасси в самом Днепре.

Остальные части самолёта упали на землю на большой территории в районе сёл Куриловка, Николаевка и Елизаветовка. Общая площадь разброса обломков имела размеры 16 на 3 километра.

Погибли все находящиеся в обоих самолётах 178 человек, включая 36 детей и 17 членов футбольной команды «Пахтакор».

На 2015 год катастрофа над Днепродзержинском является крупнейшей в истории Ту-134.

Помимо этого, на момент событий она являлась крупнейшей в Советском Союзе, обойдя катастрофу под Москвой 1972 года, на территории современной Украины, обойдя катастрофу под Харьковом и крупнейшим столкновением в воздухе, обойдя столкновение Trident и DC-9 в Югославии в 1976 году. Также по настоящее время является третьим крупнейшим столкновением самолётов, уступая ещё столкновению двух Boeing 747 на Тенерифе.

Источник: https://DenVistorii.ru/11-avgusta/stolknovenie-dvukh-tu-134-nad.html

Гибель команды "Пахтакор" при столкновении двух самолетов Ту-134. Справка

Крупнейшее в СССР крушение в небе, когда столкнулись два самолета Ту-134, произошло 37 лет назад. В результате авиакатастрофы из-за ошибки диспетчера погибли 178 человек, среди них футболисты узбекской команды «Пахтакор».

ТАЛЛИНН, 11 авг — Sputnik. 11 августа 1979 года в 13 часов 35 минут в небе над Днепродзержинском (Украина) столкнулись два самолета Ту-134. Погибли 178 человек (165 пассажиров и 13 членов экипажа), включая 17 членов футбольной команды «Пахтакор» из Узбекистана, выступавшей в то время в высшей лиге.

Ту-134А Белорусского управления гражданской авиации с бортовым номером 65735 выполнял рейс 7880 по маршруту Ташкент — Гурьев — Донецк — Минск.

В 13 часов 11 минут по московскому времени самолет с 77 пассажирами на борту вылетел из Донецка, где делал промежуточную посадку, и взял курс на Минск.

Почти треть салона лайнера занимала футбольная команда «Пахтакор», летевшая в Минск на игру с местными динамовцами.

Немногим ранее, в 12 часов 53 минуты, из аэропорта города Воронежа взлетел другой Ту-134А № 65816 Молдавского управления гражданской авиации, выполнявший рейс Челябинск — Воронеж — Кишинев. Этот самолет был загружен более основательно — 88 кресел в пассажирском салоне были заняты, из них 16 — детьми в возрасте до 12 лет.

В тот день в Харьковском центре управления, осуществлявшего контроль полетов лайнеров над территорией Украины, дежурили семь диспетчеров. На сектор контроля неба над Днепродзержинском старший смены Сергеев направил молодого Николая Жуковского, недавно окончившего школу авиадиспетчеров. Контролировать его работу поручил Владимиру Сумскому, хотя по инструкции это мог делать лишь сам Сергеев.

Николай Жуковский произвел все необходимые вычисления. По его расчетам, самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты. Но истинный интервал составлял менее одной минуты.

В 13 часов 33 минуты Владимир Сумской проверил расчеты молодого коллеги. В это время в небе появился третий самолет — Ил-62, совершавший полет на высоте 9000 м.

Обнаружив ошибку молодого специалиста, Сумской взял управление движением самолетов на себя и приказал в срочном порядке Ил-62 освободить высоту 9000 метров, а белорусскому самолету ее занять. В эту же минуту диспетчер предупредил экипаж, что на пересекающихся курсах идет другой самолет.

Из-за внезапно возникших радиопомех борт Ту-134А команду диспетчера не принял. Вместо этого данный приказ услышал экипаж Ил-62, штурман которого с готовностью отрапортовал: «Понял, занять высоту».

Диспетчер, ожидавший ответа от ташкентского экипажа, не расслышал из-за помех позывные штурмана, посчитав, что принял ответ белорусского Ту-134, и выключил связь.

В 13 часов 35 минут и 38 секунд Ту-134А № 65816 врезался под углом 95 градусов в своего «близнеца» № 65735. Оба самолета шли в облаках, и их пилоты не имели возможности визуально обнаружить друг друга. Сила удара и высота полета лайнеров не оставили людям ни малейшего шанса на спасение.

МЧС РФ

Спустя еще минуту экипаж самолета Ан-2, выполнявшего регулярный рейс «Черкассы — Донецк», увидел страшную картину: немного правее его курса из облаков вывалились обломки самолета: искореженный хвост, кусок крыла, стойка шасси и люди.

В 14 часов 8 минут из аэропорта «Подгородное» (с. Подгородное, Севастопольская обл., Украина) уже взлетел Ан-2 поисково-спасательной службы. Вскоре его командир доложил, что в районе с. Куриловка (Днепропетровская обл., Украина) разбросаны металлические обломки, а на земле догорают два самолета.

Район катастрофы был немедленно оцеплен милицией и войсками, а через несколько дней государственная комиссия приступила к расследованию причин трагедии.

Через 9 месяцев состоялся суд над виновными. На скамье подсудимых оказались диспетчеры Жуковский и Сумской. Каждого приговорили к 15 годам в колонии общего режима. Старшего смены Сергеева на суде не было даже в качестве свидетеля.

После этого все диспетчеры Советского Союза прошли инструктаж, а при подготовке новых специалистов до сих пор используется компьютерная программа, имитирующая ситуацию в небе над Днепродзержинском.

После этой авиакатастрофы в регламент чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течение трех лет (включая чемпионат СССР 1979 года) независимо от результатов «Пахтакор» сохранял место в Высшей лиге советского футбола. Все члены футбольной команды «Пахтакор» были похоронены в Ташкенте на Боткинском кладбище города, где им поставлен памятник.

  • Чудом спасся главный тренер «Пахтакора» Олег Базилевич, который в последний момент не сел в самолет, а отправился в срочную командировку в Киев.
  • В честь футболистов, погибших 11 августа 1979 года в небе над Днепродзержинском, были названы улицы и спортивные клубы Ташкента.
  • В конце 2009 года к 30-летию катастрофы в поселке Куриловка, в небе над которым и произошло столкновение, был установлен мемориал памяти жертв трагедии.
Читайте также:  Как добраться из аэропорта аликанте в аликанте

Источник: https://ee.sputniknews.ru/events/20160811/2963535.html

Столкновение самолетов Ту-134 над Днепродзержинском 11 августа 1979 года

Хвостовая часть Ту-134А с бортовым номером 65816 Молдавского управления гражданской авиации, выполнявшего рейс Челябинск – Воронеж – Кишинев (Молдавия)

11 августа 1979 года в небе над городом Днепродзержинском (с 2016 года – Каменское, Украина) столкнулись два самолета Ту-134А. Погибли 178 человек (165 пассажиров и 13 членов экипажа), включая 17 членов футбольной команды «Пахтакор» из Узбекистана, выступавшей в то время в высшей лиге.

Футболисты «Пахтакора» летели в Минск (Белоруссия), чтобы принять участие в календарном матче чемпионата СССР с местным клубом «Динамо».

По счастливой случайности в этом самолете не оказалось вратаря команды Александра Яновского, улетевшего в Минск днем раньше вместе с дублирующим составом, и главного тренера «Пахтакора» Олега Базилевича, руководившего командой с весны 1979 года.

Он с разрешения руководителей клуба улетел в Сочи на несколько дней до игры в Минске, чтобы повидаться с семьей, с которой долго не виделся.

Команда «Пахтакора» летела на самолете Ту-134А Белорусского управления гражданской авиации с бортовым номером 65735, выполнявшем рейс 7880 по маршруту Ташкент (Узбекистан) – Гурьев (ныне Атырау, Казахстан) – Донецк (Украина) – Минск (Белоруссия). В 13.11 по московскому времени лайнер с 77 пассажирами на борту вылетел из Донецка, где делал промежуточную посадку, и взял курс на Минск. Пилотировал самолет экипаж, состоявший из семи человек.

Немногим ранее, в 12.53, из аэропорта города Воронежа взлетел другой Ту-134А с бортовым номером 65816 Молдавского управления гражданской авиации, выполнявший рейс Челябинск – Воронеж – Кишинев (Молдавия). В этом самолете летели 88 пассажиров, из них 16 детей в возрасте до 12 лет, и шесть членов экипажа.

Трассы полетов обоих самолетов проходили над территорией Украины. Контроль воздушного пространства над ней осуществлял Харьковский центр управления, где в тот день дежурили семь диспетчеров.

На инструктаже особое внимание диспетчеров было обращено на то, что в южной половине зоны их ответственности была мощная кучевая облачность с отдельными грозовыми очагами.

На самый напряженный, юго-западный сектор контроля неба, в которое попадало и воздушное пространство над Днепродзержинском, старший смены посадил неопытного диспетчера третьего класса Николая Жуковского, только весной окончившего учебное заведение и проведшего всего несколько самостоятельных смен. А контролировать его работу поручил диспетчеру первого класса Владимиру Сумскому, хотя по инструкции это мог делать лишь старший смены или руководитель полетов.

Пульты диспетчеров были оборудованы средствами радиосвязи и индикаторами радиолокационной станции с нанесенными контурами подконтрольных участков воздушных трасс. Расчет взаимного расхождения самолетов производился диспетчерами вручную, на основе того, что докладывали экипажи самолетов.

В 13.17 по московскому времени на связь с диспетчером Жуковским вышел молдавский самолет, летевший на высоте 8400 метров. Командир экипажа сообщил расчетное время прохода Харькова и запросил разрешение на занятие эшелона 9600 метров. Но Жуковский отказал ему, сославшись на то, что на 9600 метров идет попутный самолет.

В 13.25 по московскому времени на связь с диспетчером вышел командир белорусского Ту-134А, который доложил, что самолет идет на высоте 5700 метров, и сообщил расчетное время пролета Днепропетровска (ныне Днепр).

Маршруты полета белорусского и молдавского лайнеров пересекались под прямым углом в районе города Днепродзержинска. По расчетам Жуковского самолеты должны были пройти условную точку пересечения с разницей в три минуты.

Но истинный интервал составлял менее одной минуты, так как он нанес на график движения самолетов неверное расчетное время пролета Харькова молдавским самолетом.

Без проверки взаимного положения самолетов с помощью радиолокатора, диспетчер дал команду белорусскому Ту-134А занять эшелон 8400 метров и ждать разрешения на продолжение набора высоты, потому что навстречу ему на эшелоне 9000 метров летел самолет Ил-62.

Диспетчер Сумской, услышав в динамиках доклад командира белорусского самолета о пролете Днепропетровска на высоте 8400 метров и увидев на экране локатора, что два Ту-134А быстро сближаются друг с другом на одной высоте, попытался развести самолеты. Он забрал у Жуковского микрофон и приказал экипажу Ил-62 подняться на высоту 9600 метров, а белорусскому Ту-134А – на высоту 9000 метров и предупредил экипаж, что на пересекающихся курсах идет другой самолет.

Услышав в ответ «понял… (неразборчиво), 8400», и, приняв последнюю фразу как подтверждение экипажа белорусского самолета о занятии эшелона 9000 метров, диспетчер Сумской решил, что разрядил обстановку.

Оба диспетчера даже не взглянули на локатор, чтобы проконтролировать исполнение экипажем белорусского Ту-134А приказа о перемене эшелона.

На самом деле из-за возникших радиопомех белорусский борт Ту-134А команду диспетчера не принял и продолжал следовать прежним курсом и на прежней высоте, а в эфире прозвучал ответ экипажа Ил-62.

В 13 часов 35 минут 38 секунд молдавский Ту-134А врезался под углом 95 градусов в белорусский лайнер. Оба самолета шли в облаках, и их пилоты не имели возможности визуально обнаружить друг друга. Сила удара и высота полета лайнеров не оставили людям ни малейшего шанса на спасение.

Падение лайнеров наблюдал экипаж самолета Ан-2, выполнявшего регулярный рейс «Черкассы – Донецк». Летчики увидели страшную картину: немного правее их курса из облаков падали обломки самолета: искореженный хвост, куски крыла, стойка шасси и люди.

В 14.08 минут из аэропорта «Подгородное» (Днепропетровская область, Украина) взлетел самолет Ан-2 поисково-спасательной службы. Вскоре его командир доложил, что в районе сел Куриловка, Николаевка и Елизаветовка (Днепропетровская область, Украина) разбросаны металлические обломки, а на земле замечены два очага пожара.

К месту падения самолетов немедленно направились милицейские наряды, а к вечеру весь район катастрофы оцепили войска.

Для расследования катастрофы была создана специальная правительственная комиссия, в которую наряду с представителями «Аэрофлота», авиационными экспертами и судебными медиками вошли представители Министерства обороны.

После тщательного изучения всех обстоятельств виновными в трагедии были названы диспетчеры Харьковского центра управления. 11 июля 1980 года Верховный суд Украинской CCР приговорил Николая Жуковского и Владимира Сумского к 15 годам лишения свободы в исправительно-трудовой колонии общего режима.

В тюрьме под Кривым Рогом Сумской провел шесть лет и пять месяцев. Николай Жуковский покончил жизнь самоубийством.

Почти все погибшие члены футбольной команды «Пахтакор» были похоронены на Боткинском кладбище в Ташкенте в братской могиле.

В августе 2009 года к 30-летию катастрофы на месте падения белорусского Ту-134А был установлен памятник в виде черной вертикальной плиты с надписью: «Памяти футбольной команды «Пахтакор» и всем жертвам, погибшим в авиакатастрофе 11 августа 1979 года. От футбольного братства бывшего СССР».

11 августа 2013 года в Ташкенте на Боткинском кладбище был открыт памятник «Пахтакор-79», который ежегодно посещают футболисты, тренерский штаб и руководство ФК «Пахтакор», близкие погибшим спортсменам люди и болельщики, чтобы почтить их память. Улицы в одном из районов Ташкента были названы фамилиями погибших футболистов.

После этой трагедии ташкентский футбольный клуб удалось сохранить благодаря помощи команд высшей лиги, которые направили в «Пахтакор» по несколько футболистов. Команда продолжила выступать в чемпионате СССР.

Кроме того, в регламент чемпионата СССР по футболу была внесена статья, по которой в течение трех лет, независимо от результатов, «Пахтакор» сохранял место в высшей лиге советского футбола. Но «Пахтакор» уже не смог играть как прежде. В 1984 году он выбыл из высшей лиги.

Вернулась команда из Узбекистана в главное первенство Союза в последний год существования СССР – в 1991 году. В память о погибших футболистах «Пахтакора» в разных городах Узбекистана и за пределами республики ежегодно проходят футбольные матчи и турниры.

РИА Новости

Источник: https://labuda.blog/388316

Гибель футбольной команды «Пахтакор» в авиакатастрофе

Столкновение двух пассажирских Ту-134 над Днепродзержинском произошло 11 августа 1979 года. Эта трагедия стала одной из крупнейших в истории авиации. Столкновение авиалайнеров произошло на высоте 8 400 метров, оба самолета принадлежали авиакомпании «Аэрофлот», погибли все находившиеся на них 178 человек.

     По числу жертв эта авиакатастрофа в истории Ту-134 занимает первое место в истории СССР и Украины среди столкновений в воздухе, в мире — второе, а среди столкновений самолетов вообще — третье. Среди погибших оказались 17 членов узбекского футбольного клуба «Пахтакор», из-за чего событие получило особый резонанс.

     Футболисты ташкентской команды «Пахтакор» вылетели на авиалайнере Ту-134 компании «Аэрофлот», следовавшего рейсом Ташкент — Минск 11 августа 1979 года. Они направлялись на календарный матч чемпионата СССР с местным «Динамо». Им навстречу двигался такой же лайнер по маршруту Кишинев — Ворошиловград — Куйбышев с 89 пассажирами и шестью членами экипажа на борту.

     На высоте 8 400 метров произошло столкновение двух самолетов. По неизвестным причинам диспетчеры не разрешили самолету с «Пахтакором» на борту подняться на высоту 9 или 10 тысяч метров. Из-за этой роковой ошибки погибло 178 человек, в том числе 17 членов команды «Пахтакор». Государственная комиссия определила, что виновными в произошедшем были два авиадиспетчера из Харькова.

     Впоследствии их осудили на 15 лет лишения свободы. После катастрофы решением федерации футбола СССР в течение двух лет «Пахтакору» было гарантировано место в высшей лиге независимо от итогового результата.

     Чудом спасся главный тренер «Пахтакора» Олег Базилевич, в последний момент отказавшийся садиться в самолет, а отправился в срочную командировку в Киев. Базилевичу разрешили привлечь в команду многих игроков из разных клубов. Однако «Пахтакор» уже не смог играть как прежде. Заняв в 1982 году восьмое место, а в 1984 году он навсегда выбыл из высшей лиги.

  •      Список погибших членов команды «Пахтакор»:
  • Равиль Рустамович Агишев
  • Михаил Иванович Ан
  • Олим Масалиевич Аширов
  • Сирожиддин Ахмедович Базаров
  • Константин Александрович Баканов
  • Юрий Тимофеевич Загуменных
  • Шухрат Мусинович Ишбутаев
  • Александр Иванович Корченов
  • Николай Борисович Куликов
  • Владимир Васильевич Макаров
  • Сергей Константинович Покатилов
  • Владимир Валиевич Сабиров
  • Идгай Борисович Тазетдинов — тренер
  • Мансур Инамджанович Талибджанов — администратор
  • Владимир Иванович Фёдоров
  • Владимир Васильевич Чумаков — врач
  • Виктор Николаевич Чуркин

Источник: https://ruspekh.ru/events/pogibla-futbolnaya-komanda-pakhtakor

Ссылка на основную публикацию