Аварийная посадка ту-154 в ижме

7 сентября 2010 года в лесах Коми, на давно закрытом аэродроме села Ижма совершил аварийную посадку ТУ-154 с 72 пассажирами. К счастью, никто не пострадал.

Тогда на борту самолета случилась авария, которая привела к отключению систем управления, навигации и радиосвязи. Пытаясь отыскать место для экстренной посадки, пилоты случайно обнаружили взлетно-посадочную полосу давно не функционирующего аэродрома Ижмы. Несмотря на недостаточную длину полосы и сложные метеоусловия, им удалось благополучно приземлиться. 

Летчики Андрей Ламанов и Евгений Новоселов стали Героями России, штурман, бортинженер и бригада бортпроводников получили ордена Мужества. Начальнику вертолетной площадки Сергею Сотникову вручили  медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Как живут сегодня герои той невероятной истории?

Герой России Андрей Ламанов: Меня задевает, когда лгут, что самолетом управлял не я

ТУ-154, поврежденный при аварийной посадке в Ижме, не был списан – его отремонтировали, и еще восемь лет борт RA-85684 совершал регулярные рейсы. Полеты закончились лишь в минувшем сентябре: на музейную стоянку в аэропорт Новосибирска самолет прибыл под управлением Андрея Ламанова, посадившего его в Ижме.

– На чем сейчас работаете, Андрей Александрович?

– Все так же на ТУ-154 авиакомпании «Алроса». География полетов разная: Москва – Мирный, Новосибирск, Краснодар, Сочи…

– С вами кто-то еще летает из того экипажа?

– Нет, бортинженер Рафик Каримов уже на пенсии, штурман Сергей Талалаев – тоже.

Иногда встречаемся на работе с Новоселовым, но не в кабине пилотов – он переучился и летает теперь на «Боинге-737», тоже в «Алросе».

И мне в свое время предлагали пересесть на «Боинг», но я отказался – мне ТУ-154 ближе, да и поздновато уже, возраст. На пенсию, правда, пока не собираюсь, буду летать, пока здоровье позволяет.

– Звание Героя России что изменило в вашей жизни?

– Это почетно, конечно, но пока никак особенно на жизни не сказывается. Когда выгонят из летчиков, может, дадут какой-нибудь документ – например чтобы на электричке ездить (смеется). Я в Подмосковье живу, в Одинцово.

Аварийная посадка Ту-154 в Ижме  // фото: РИА Новости

– Знаю, что вы каждый год отмечаете 7 сентября, день посадки в Ижме. А в другое время вспоминаете ту историю, думаете о случившемся?

– Нечасто, но бывает. Когда суета, работы много, об этом не вспоминаешь. Жизнь-то продолжается. Только вот ложная информация, которую обо мне дают на протяжении уже восьми лет, задевает.

– Какая информация?

– Почему-то все считают, что я был на том рейсе вторым пилотом. Это неправда – я занимал тогда левое командирское кресло, непосредственно пилотировал самолет, принимал решение о посадке и благополучно ее произвел. Это могут подтвердить и экипаж, и наше руководство.

У нас вообще не было второго пилота, мы с Евгением Новоселовым летели как два КВС (командир воздушного судна. – Ред.). На рейсе из Москвы, когда было все благополучно, я сидел в правом кресле и выполнял функцию второго пилота, а Евгений занимал командирское левое, а обратно, по маршруту Полярный – Москва, мы поменялись.

И функцию командира экипажа в том полете выполнял я.

– Вас обижает эта ошибк­а?

– Конечно, мне обидно. Старею, вредный становлюсь. Капелька тщеславия, наверное, у любого человека есть, но тут дело даже не в этом.

Получается, что в узком кругу, среди родственников и друзей, я рассказываю одно, потом они включают телевизор или читают прессу, а там – другое, там говорят и пишут, что я был в том полете вторым пилотом.

Кем я выгляжу в их глазах? Выходит, я лжец? Люди смотрят на меня с недоверием: мол, что же ты нам тут рассказываешь, если на всю страну другое говорят? Я каким-то подлецом оказываюсь. Это неприятно и несправедливо. Хочется это исправить.

Сергей Сотников, начальник вертолетной площадки в Ижме: Всегда начеку

После того как Ижма перестала принимать самолеты и в селе осталась только вертолетная площадка, Сергей Сотников по собственной инициативе продолжал следить за взлетной полосой: охранял, чистил, обновлял разметку. Многие его земляки не понимали, какой в этом толк, пока «чудачество» не спасло 81 жизнь.

Сотников, ставший народным героем, до сих пор работает на прежней должности, все так же следит за полосой и который год собирается на пенсию. Но не уходит.

– Еще поработаю год-полтора и пойду на заслуженный отдых, – говорит он в очередной раз. – 60 лет исполнилось, пора.

– Чем тогда займетесь, Сергей Михайлович?

– Найду чем. У меня огород, хозяйство. Овец вот взяли в прошлом году – сена много накосили. Дочери дом надо помогать строить. На рыбалку буду ездить, на охоту ходить. Месяца через три в седьмой раз дедом стану, а вы спрашиваете, что делать буду. Внуков пока в школу отвезешь-привезешь, вот и день прошел.

– Снегоход, что вам подарили блогеры, на ходу?

– Конечно. Внуки иногда катаются. А я в основном на другом транспорте на работе: на тракторе, когда вертолетный квадрат готовлю, потом на «уазике» – «гладилкой» его шлифую.

– Зимой сколько раз приходится чистить?

– Если погода морозная – два-три раза в неделю, в остальное время только проверяю. А когда снег идет, каждый день чищу – вертолетный квадрат постоянно должен быть готов, неизвестно, когда может быть санзадание (срочный санитарный рейс. – Ред.). 

Аварийная посадка Ту-154 в Ижме Сергей Сотников // фото: PhotoXpress

– Как часто сейчас вы принимаете и отправляете вертолеты?

– До Нового года работали по транспортной схеме, это рейсы в понедельник, среду и пятницу. Сейчас в дальние деревни по зимнику машины идут, а когда распута начнется, болота таять будут, снова вертолеты пустят.

И так до лета, пока реки не вскроются и по ним катера не начнут ходить. Еще вахтовики через нас летают. После Нового года уже три раза было санзадание, дважды сложные роды – вывозили грудничков в Сыктывкар.

Это значит, бежишь, готовишь вертолетный квадрат, принимаешь вертолет и отправляешь. Всегда начеку.

– С кем-то из экипажа ТУ‑154 общаетесь?

– С Евгением Новоселовым иногда созваниваемся. Когда проблемы у нас тут были (в 2013 году здание аэропорта Ижмы отключили от электроэнергии. В знак протеста Сергей Сотников написал заявление об увольнении. После шумихи электричество вернули. – Ред.), он позвонил, спросил, что случилось, чем помочь. Хороший человек.

– Что дальше будет, как думаете?

– Авиацию, похоже, у нас не собираются возрождать, всё уже в прошлом. Вертолетные квадраты еще будут, а потом, наверное, всё. Дороги сейчас сделали хорошие – от Ижмы до Ухты 350 км и 3–4 часа в пути, 300 км до Сыктывкара. Но на машине все равно сложно, особенно если больного везти.

Если бы самолеты летали, за час можно было добраться, а там – куда хочешь: хоть в Москву, хоть в Петербург. А вот по деревням у нас иначе как вертолетом не добраться, когда распута. И если сообщение закроют, то и деревень, наверное, не будет. Так что на пенсию пойду с тяжелым сердцем.

Источник: https://sobesednik.ru/obshchestvo/20190213-oni-spasli-81-zhizn

Названа причина аварийной посадки Ту-154 в Ижме

Аварийная посадка Ту-154 в Ижме Image caption Самолет остался практически невредим

Пассажирский самолет Ту-154М, совершивший 7 сентября вынужденную посадку на неприспособленном таежном аэродроме в Ижме, Республика Коми, оказался обесточен из-за отказа аккумуляторных батарей, сообщили в Росавиации.

«Комиссией установлено, что причиной возникновения аварийной ситуации стал «тепловой разгон» бортовых аккумуляторов. Все аккумуляторы направлены на специальное исследование в Государственный центр по безопасности полетов на воздушном транспорте Ространснадзора», — говорится в опубликованном в понедельник сообщении ведомства.

Специалисты продолжают выяснять причину
беспрецедентного ЧП. По словам официального представителя Ространснадзора Сергея Романчева, ее определит лишь «полная и комплексная проверка, результаты которой будут на следующей неделе».

«Расшифрованы записи бортового самописца параметров полета МСРП 64 и речевого самописца МАРС-БМ, которые записывают переговоры членов экипажа в кабине экипажа, по самолетному переговорному устройству, а также радиообмен с диспетчерами управления воздушным движением, — говорится в сообщении Росавиации. — Записи бортовых самописцев находятся в удовлетворительном состоянии и позволяют комиссии использовать их для анализа причин возникновения и развития аварийной ситуации».

Согласно предварительным данным, отказ аккумуляторов произошел не по вине завода-изготовителя.

Везение или профессионализм?

Самолет, принадлежавший авиатранспортному предприятию алмазодобывающей компании «Алроса», совершал рейс из Мирного (Якутия) в Москву. На борту находились 72 пассажира и девять членов экипажа.

Примерно через четыре часа полета у лайнера вышло из строя электроснабжение и, как результат — все навигационное оборудование и насосы, качавшие авиационный керосин из баков в двигатели. Машина могла оставаться в воздухе не более 30 минут.

  • Как рассказал журналистам второй пилот Ту-154 Андрей Ламанов, экипаж искал место для посадки визуально, благо, облачность была небольшая, и определял крен машины с помощью наполненного водой стакана.
  • Садились на скорости 400 км/ч без закрылков, которые из-за отказа электроприводов невозможно было выпустить.
  • Поскольку аэродром использовался только для вертолетов и маленьких самолетов наподобие Ан-24, тяжелый лайнер выкатился за пределы слишком короткой для него полосы и проделал в молодом сосняке просеку длиной в 180 метров.
  • Тем не менее, ни один человек на борту не был даже травмирован.

Эксперты рассматривают мягкую посадку Ту-154 как чудо и отдают должное мастерству и самообладанию летчиков. Российские блогеры уже предложили президенту Дмитрию Медведеву наградить их за спасение людей.

  1. Снова в небо?
  2. По сообщению местной газеты «Красное знамя», самолет получил лишь незначительные повреждения, и прибывшие из Мирного специалисты владельца самолета надеются спасти его.
  3. «Сегодня в стране никто миллионы на ветер не бросает», — заявил изданию один из них.
  4. Машину хотят приподнять с грунта домкратами и отбуксировать на взлетно-посадочную полосу по строящемуся сейчас деревянному настилу с помощью тяжелого трактора «Челюскинец».

С 1972 года в различных авиапроисшествиях в России и в мире были потеряны 68 Ту-154 и Ту-154М. В большинстве случаев причиной стал человеческий фактор. Аварии, подобной той, что произошла 7 сентября, не случалось ни разу.

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2010/09/100914_tu_landing_cause

История аварийной посадки Ту-154 в 2010 году посреди Сибири — Истории на TJ

Как экипажу удалось посадить самолет без электричества, систем навигации и связи в тайге.

Ту-154 после приземления Фото с сайта aftershock.news

Сегодня стало известно о самолете A321, который аварийно приземлился на кукурузном поле в Подмосковье после столкновения с птицами. Многие сразу же вспомнили похожий случай, который произошел в 2009 году в Нью-Йорке, когда А320 сел на воду. Тогда никто не погиб, сегодня — тоже.

Но мало кто помнит, что в истории России есть еще как минимум одна история чудесного спасения самолета и всех людей на борту, достойная экранизации не меньше, чем посадка аэробуса на Гудзон. Речь про аварийную посадку Ту-154 на аэродроме в Ижме.

7 сентября 2010 года двадцатилетний самолет Ту-154М вылетел из города Удачный в Якутии в Домодедово с 81 человеком на борту, включая 9 членов экипажа. На часах было полчетвертого утра.

Управляли судном 41-летний Евгений Геннадиевич Новосёлов (КВС) и второй пилот 43-летний Андрей Александрович Ламанов. Также были штурман (Сергей Владимирович Талалаев) и бортинженер (Рафик Ахметнурович Каримов). Пятеро бортпроводников поддерживали порядок в салоне.

Через 3,5 часа после взлета на высоте более 10,000 метров пилоты обнаружили крайне неприятную вещь — аккумуляторы приказали долго жить, оставив всё судно без электричества.

Читайте также:  Правила перевозки детей в самолете по россии

Перестали работать системы навигации и связи, а напряжение в бортовой сети упало до нуля. Автопилот тоже не работал. Но самое отвратительное было в том, что из-за потери питания топливные насосы перестали качать топливо в баки.

У самолёта оставалось 3 тонны ранее накачанной горючки — этого бы хватило на полчаса полёта.

Командир экипажа Евгений Новосёлов успел доложить на землю об отказе электрооборудования, после чего связь с лайнером была потеряна.

Пилоты приняли решение снизиться до 3,000 метров, чтобы пробить облачность и попытаться запустить резервный генератор. Первое удалось, а вот со вторым не вышло. Было принято решение вести «тушку» над рекой Ижма и на глаз высматривать подходящий участок без поворотов и изгибов для приводнения.

«Самый ужасный и неприятный момент был в том, что нас не слышат [на земле], и мы никого не слышим. Да, приборы навигации отключились, но если бы была связь с диспетчером, он бы мог нами управлять и говорить, куда лететь, вправо-влево, вниз-вверх»

Оставшись без каких-либо вспомогательных приборов, пилоты налили воды в пластиковый стаканчик, чтобы с его помощью контролировать положение самолёта по горизонтали. Из дополнительной помощи — компас у штурмана Талалаева. На этом всё. Экипаж начал высматривать что-нибудь похожее на приличное место для аварийной посадки.

Мы выходим на эту речку [Ижму], смотрим — там остров какой то. Решили планировать туда. И уже когда Андрей [Ламанов, второй пилот] стал выполнять заход вправо, чтобы зайти на эту площадку, я увидел бетонный аэродром

Найти бетонную взлётно-посадочную полосу посреди тайги было невероятной удачей. Это был давно закрытый аэропорт Ижма, который в последние годы принимал только вертолёты. ВПП этого аэродрома была слишком короткой для Ту-154, но выбирать уже не приходилось.

Экипаж принял решение садиться, но сначала лётчики два раза примерялись к ВПП — нужно было убедиться, что на пути не будет брёвен, мусора, машин и прочих неподходящих вещей.

Два захода на посадку были прерваны с уходом на второй круг, но с третьего раза машину удалось успешно посадить.

Но тут образовалась новая проблема: из-за отсутствия электричества было невозможно управлять закрылками и предкрылками, вследствие чего посадочная скорость (380 км/ч) была почти на 100 км/ч выше нормы.

Длины ВПП аэропорта Ижмы не хватило, и Ту-154 на скорости порядка 100 км/ч въехал в мелкий лес и кустарник. Будь там деревья постарше, и никакого мастерства пилотов бы не хватило для спасения людей на борту.

Когда мы выскочили за полосу и въехали в этот лес, хоть и Андрей [Ламанов, второй пилот] сказал, что скорость была сто километров в час, но он был спокоен. А я за весь полёт только тогда и испугался. Потому что уже стало обидно: ну как так, мы сели, мы приземлились, мы тормозим, и неужели в этом лесу щас найдется какая-то берёза, которая даст мне по лбу, и на этом всё закончится?!

Несмотря на то, что формальным КВС в том рейсе был Евгений Новосёлов, левое кресло командира тогда занимал Андрей Ламанов — он тоже является командиром, и с Новосёловым они менялись местами: на маршруте из Москвы слева сидел Евгений, а в полёте из Полярного пилотирование и посадку осуществлял именно Ламанов.

Никто из 72 пассажиров и 9 членов экипажа не погиб. Более того, даже никто не пострадал (в том числе беременная женщина). Единственной жертвой стал пробегавший в неудачном месте заяц — огромный лайнер раздавил несчастного зверя. Всех пассажиров разместили в местном спорткомплексе, после чего резервным бортом всё-таки отправили в Москву.

Ту-154 после аварийной посадки

По результатам расследования, главной причиной отказа электрики стал тепловой разгон аккумулятора, в результате чего произошло короткое замыкание.

Пробивший кусты и мелкий лес самолёт сначала хотели списать, но потом авиакомпания «Алроса», которой и принадлежал борт, приняла решение восстановить судно. Замене подлежали оба двигатели, в которые попали ветки.

Ту-154 отбуксировали к началу ВПП, а затем начали ремонт. Спустя полгода легендарный лётчик-испытатель Рубен Есаян поднял частично отремонтированную «тушку» обратно в небо, используя всего 800 метров полосы для разбега.

Взлёт Ту-154 из аэропорта Ижмы

Самолёт отправился в Самару, где его привели в рабочее состояние, после чего борт RA-85684 без происшествий пролетал аж до сентября 2018 года — ровно до конца своего сертификата лётной годности. В последнем рейсе Ту-154 пилотировал Андрей Ламанов — во время рейса ЯМ516 он был вторым пилотом, а на земле судно встречал Евгений Новосёлов — командир ЯМ516.

Ныне самолёт спокойно коротает время на пенсии в музее авиации в новосибирском аэропорту «Толмачёво».

Награды

Весь экипаж рейса ЯМ516 был представлен к государственным наградам. Командир воздушного суда Евгений Новосёлов и второй пилот Андрей Ламанов получили звания Героев Российской Федерации.

Штурман Сергей Талалаев, бортинженер Рафик Каримов, бортпроводники Николай Дмитриев, Елена Дмитриева, Елена Разумова, Рифкат Низамов и Василий Выродов стали кавалерами Ордена Мужества.

Президент России Дмитрий Медведев и экипаж рейса ЯМ516 на церемонии вручения государственных наград

По состоянию на февраль 2019 года Ламанов и Новосёлов продолжают работать пилотами, а вот штурман Талалаев и бортинженер Каримов уже ушли на пенсию.

Скрытый герой

Есть еще один, едва ли не главный фактор успешной посадки «тушки» посреди тайги. Зовут его Сергей Михайлович Сотников.

В аэропорту Ижмы он работал начальником вертолётной площадки, но на протяжении почти десятка лет не ленился поддерживать никому уже не нужную взлётно-посадочную полосу в приличном состоянии: убирал с неё мусор, охранял от вандалов, красил разметку и вырывал кустарники.

По словам специалистов, именно удовлетворительное состояние ВПП сыграло ключевую роль в чудесном спасении и людей, и самолёта.

Сергей Сотников на фоне готового к вылету Ту-154 в аэропорту Ижмы

Начальник вертолётной площадки — громко сказано. Командовать в аэропорту Ижмы просто некем. Работают там только Сотников и его жена. В холод и зной, в выходные и праздники, Сотников приезжает в аэропорт, чтобы отправить в рейс вертолёт с медиками — его помощь может понадобиться в любую минуту.

«Убирал для себя, чтобы самому приятно было. Безумно рад, что все остались живы», — скромно говорил Сергей.

И формально он мог бы поддерживать в чистоте и порядке только вертолётный квадрат, но добросовестно убирался по всей длине ВПП — более 1,300 метров.

Благополучному приземлению самолёта Ту-154М во многом способствовала добросовестная работа Сергея Сотникова по контролю за эксплуатационным состоянием взлётно-посадочной полосы вертолётной площадки «Ижма» и прилегающих к ней территорий.

Спустя полтора года после аварийной посадки, Сергей был представлен к Ордену «За заслуги перед Отечеством». На местных сайтах были запущены кампании по сбору средств для помощи Сотникову — на эти деньги он планировал закупить посадочные огни для вертолётных площадок.

В свою очередь блогеры сайте dirty.ru также собрали средства, на которые купили и подарили Сотникову снегоход — и его Сергей планировал использовать в рабочих целях.

Фото с сайтаtheinterman.livejournal.com

В декабре 2010 года Сотников попал на Прямую линию к Путину. Тогда еще премьер-министр выразил восхищение отношением Сергея к своему долгу, пообещав, что малая авиация на Севере будет возрождена. По словам Путина, федеральный центр профинансирует строительство 50 ВПП в небольших аэропортах на Севере и Дальнем Востоке.

Неизвестно, чем закончилась эта история, но аэропорт Ижмы всё так же принимает лишь вертолёты, а Сергей Сотников всё еще работает начальником площадки, продолжая поддерживать ВПП в приличном состоянии. Вдруг, когда-нибудь эта полоса снова спасёт жизнь десяткам людей.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы рассказать свою историю.

Написать

Источник: https://tjournal.ru/stories/111502-istoriya-avariynoy-posadki-tu-154-v-2010-godu-posredi-sibiri

Ту-154 «Ижма». Последний полет

Об этом случае говорили очень много. 7 сентября 2010 года самолет Ту-154 авиакомпании «Алроса» совершал рейс по маршруту Удачный — Москва. Через 3.5 часа после взлета на борту произошло отключение электропитания, это привело к отключению бортовых навигационных систем и топливных насосов.

Ту-154 авиакомпании «Алроса». Бортовой номер RA-85684

Пилоты срочно стали искать возможность приземлиться. Внизу визуально был обнаружен аэропорт Ижмы. К тому времени аэропорт уже несколько лет не функционировал и был выведен из реестра.

Самолеты, тем более такие большие, на него не садились.

Но смотритель аэропорта Сергей Михайлович Сотников упрямо продолжал поддерживать взлетно-посадочную полосу в рабочем состоянии, вырубая растительность, расчищая полосу, следя за порядком. Это и спасло жизни людей и технику.

Сергей Сотников в аэропорту Ижма

В итоге, самолет, на борту которого было 9 членов экипажа и 72 пассажира совершил посадку на формально закрытую и неприспособленную для него полосу. Самое главное, что никто из людей не пострадал.

Ту-154 в Ижме. rg.ru

Самолет получил повреждения крыла и двигателей. Сначала его хотели списать и оставить здесь, в Ижме, но специалисты провели тщательное обследование и решили, что борт еще может полетать.

https://www.youtube.com/watch?v=D7jSRvue1M8

В дальнейшем самолет Ту-154 удалось починить и поднять в воздух. Это была непростая операция, ремонт занял полгода, а взлетал на «Тушке» летчик-испытатель, так полоса все-таки короткая для такого самолета. Посмотреть на взлет Ту-154 собрались все жители Ижмы.Тот самый борт с номером RA-85684 возил пассажиров еще несколько лет. Я сам его несколько раз фотографировал в аэропорту Домодедово.

Я специально заезжал в Ижму, чтобы встретиться с Сергеем Сотниковым.

Но увы, пришло время последнего полета «того самого» Ту-154. Радует то, что легендарный борт не будет отправлен под нож, как многие его коллеги, а превратится в памятник.

Самолет Ту-154 совершит свой последний полет в аэропорт Толмачево (Новосибирск), где займет место в музее под открытым небом.

«В связи с истечением срока действия сертификата лётной годности и с учётом плодотворного, более чем 20-ти летнего, сотрудничества, руководство «Авиакомпании АЛРОСА» приняло решение о передаче воздушного судна в музей истории авиации аэропорта Толмачёво», — говорится в сообщении авиакомпании.

В Толмачево уже есть самолет-памятник Ту-154 в ливрее авиакомпании «Сибирь», смотрится очень красиво. Очень радует, что здесь чтят и помнят историю отечественной авиации.

Уверен, что борт RA-65684 достоин того, чтобы быть увековеченным.

Дополнение

29 сентября состоялся завершающий рейс легендарного самолета Ту-154 «Ижма» Авиакомпании АЛРОСА из г. Мирного (Якутия) в г. Новосибирск, где состоялась его передача в Музей истории авиации.

«На сегодняшний день АЛРОСА — единственный в России коммерческий эксплуатант самолетов Ту-154. Легендарная «Ижма», к сожалению, завершила срок своей службы — сегодня заканчивается сертификат летной годности.

Поскольку продление сертификата экономически неэффективно, мы решили сделать благое дело и передать самолет Музею авиации в г. Новосибирске. При этом стоит отметить, что завершающий полет — это настоящий пассажирский рейс.

Несколько десятков человек сегодня были на борту самолета», — рассказал заместитель генерального директор авиакомпании АЛРОСА Сергей Закржевский.

Примечательно, что командиром завершающего рейса Ту-154 стал Андрей Ламанов, один из командиров легендарного полета «Ижмы». Именно он был за штурвалом самолета во время аварийной посадки. Второй командир того полета — Евгений Новоселов — встречал сегодня Ту-154 в аэропорту г. Новосибирска.

«Считаю, что передача данного авиалайнера в музей — это достойное продолжение жизни техники, столь важной и полезной для северных территорий нашей страны» , — сообщил генеральный директор АО «Толмачево» Евгений Янкилевич.

Читайте также:  Как добраться до аэропорта домодедово с ленинградского вокзала

Об этом канале:Меня зовут Александр, мой канал называется ЖЖитель, я пишу о путешествиях, авиации и маркетинге.Если пост понравился и вы считаете его полезным, жмите палец вверх!Подписывайтесь на мой канал и заходите почаще!

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/59d61f140c9b97c98f52aa78/5bae6e4395b36000ad3de326

7 сентября 2010 года аварийная посадка Ту-154 в Ижме (PIPL)

Этот день в истории (очень много фоток + видео)

Аварийная посадка в Ижме 7 сентября 2010 года — авиационное происшествие с самолётом Ту-154М с бортовым номером RA-85684.

Регулярный внутренний пассажирский рейс ЯМ 516 авиакомпании «Алроса Мирный» из аэропорта Полярный города Удачный в Москву выполнялся указанным самолётом 7 сентября 2010 года.

Через 3,5 часа после взлёта на самолёте произошла полная потеря электропитания, которая привела к отключению бортовых навигационных систем.

Электропривод топливных насосов был также отключён, что означало невозможность достижения аэропорта назначения или пригодного запасного аэродрома.

Экипаж произвёл вынужденную посадку самолёта визуально в бывшем аэропорту Ижма на непригодную для самолётов этого типа взлётно-посадочную полосу без светосигнального оборудования и приводных радиостанций. После посадки самолёт выкатился при пробеге за пределы давно выведенной из эксплуатации ВПП. Никто из девяти членов экипажа и 72 пассажиров не пострадал.

Вначале сообщалось о намерении авиакомпании-владельца списать серьёзно повреждённый самолёт, однако впоследствии самолёт был перегнан сначала в Ухту, а потом в Самару, где был отремонтирован и 16 июня 2011 года возвращён владельцу для использования на регулярных авиалиниях.

http://www.vonovke.ru/s/avariynaya_posadka_tu-154_v_ijme_7_sentyabrya_2010_goda

Ижма. Таёжный роман. (Полный фото отчет).

7 сентября 2010 года в российском небе количество ангелов хранителей превысило все показатели. Боги всех конфессий, религий и национальностей собрались над поселком Ижма. Чудо. Счастье. Стечение обстоятельств. Счастливый бортовой номер. Счастливый экипаж и 72 пассажира.

В историю авиации данное ЧП, да и не ЧП это и тем более не катастрофа войдет в историю как Ижменское чудо. Чудо которое произошло, все с тем же ТУполевым ТУ-154. Следствие завершилось, самолет снова интенсивно летает, виновники награждены.

Для меня данное событие — праздник, точнее их было два, день посадки и день взлета.
В своем фоторепортаже (фото разных авторов) я лишь хочу подчеркнуть высокий профессионализм и большую любовь к своему делу сотрудников авиакомпании «АЛРОСА».

Другая авиакомпания бы бросила свой борт в тайге и забыла бы про него. Но такой путь сотрудников а/к «Алроса» не устраивал, были потрачены немалые деньги на восстановление, точную сумму в рублях говорить не стану, но скажу лишь одно — это более двух десятков миллионов рублей.

Для второй алмазодобывающей компании в Мире сумма в принципе не большая. Но здесь было дело принципа вытащить «железного счастливчика» из тайги, удалось им это блестяще. Молодцы.

  • Уже позже с другом Мишей сделали вот такое видео, под музыку DJ TIESTO

На высоте 10000 метров произошла внештатная ситуация…кто интересовался тот знает, что да как,
не будем углубляться в технические тонкости, ибо не компетентен, да и суть поста не в этом
В общем самолет сел на заброшенную полосу аэропорта Ижма.
На следующие сутки вокруг самолета вырубили деревья, поставили сарайчик.
Самолет действительно счастливчик, обратим внимание вот на эту фотографию, слева дорога идущая с ВПП, там высокий овраг, прокатись самолет еще несколько метров…нет уж, остановился и молодец. Справой стороны еще хуже ситуация, но ее не снимали. Зачем?
Даже среди зарослей ТУполь смотрится очень хорошо
Тайга и счастливый бетон
Левая стойка шасси шла по кустам оставив за собой след.
Носовой обтекатель РЛС. Нос как и полагается бойцу разодран. Прошу обратить на него внимание, мы к нему еще вернемся, как собственно и к другим частям фюзеляжа нашего счастливчика
С колес вытекла жидкость из-за повреждений. По началу мне показалось, что это кровь от зайца.
Сообщу радостную новость, никакого зайца ТУполь не задавил — это байка. Так, что живы все!
А у нас новый год :-))
кабина
салон
СУ № 1
СУ №2 не пострадал
СУ №3
Ну и так далее…
Фотографии виновника происшествия
Как видно из фотографий, самолет практически не поврежден, вмятины, царапины, выдернутые антенны не в счёт.
Что делать?
В Пулково, Новосибирске и других городах огромное количество ТУшек с ресурсом — покупай, летай.
3 месяца назад до происшествия «Аэрофлот» уничтожил все свои ТУполя и вывез металлолом на фурах в неизвестном направлении, «Сибирь» до сих пор не знает, что делать со своими ТУшканами.
Принято беспрецедентное решение — восстановить, отремонтировать и заново пустить на линию воздушных перевозок.
Почти пол года шла трудоемкая работа. ТУ-154 установили в торец полосы, началась большая работа.
К середине марта сего года все было готово для отправки самолета в долгожданный рейс. На интернет форумах завистники и провокаторы не могли успокоиться, многие не верили в успех.
23 марта в Ижму прибыл Герой России Рубен Есаян и его экипаж. Всем стало ясно операция «ИЖМА» обречена на успех. Вспомним предполетные сантименты счастливого взлета.
Пятизвездочный отель «ИЖМА»
Предполетное отличное настроение командира, героя России Рубена Есаяна
В фойе гостиницы на картину поселка «ИЖМА» неизвестный наклеил борт ТУ-154. Оригинально получилось
Страна замерла в ожидании
Утро 24 марта 2011 года было солнечным, безветренным и морозным. Сама погода располагала к успешному взлету, пора ехать в аэропорт
Мороз сделал свое дело, предполетный облив антиобледенительной жидкостью производился очень оригинальным способом, но лучше уж так облить, а никак «Аэрофлот» в предновогодние каникулы.
Перед Вами наглядное пособие для авиакомпании «Аэрофлот».
Фотография на память о поселке Ижма
Обратите внимание на крылья, у людей (техников) по истине золотые руки.
Предполетный звонок домой
Обратите внимание на носовой обтекатель РЛС
Выпрямили и покрасили в местном автосервисе, самолет в буквальном смысле восстанавливали всем поселком.
Предполетное совещание в салоне самолета, обратите внимание, какая чистота в салоне
Рубен Есаян к полету готов
Экипаж занял свои места
Самолет по тех состоянию к вылету готов
Обмен авторучками. Справа!!!! Внимание Друзья!!!!!! Алексей Нестеров. Человек с Большой Буквы! Алексей с первого и по последний день возглавлял операцию по восстановлению самолета из тайги! Алексей один из лучших моих друзей! Горжусь, что лично знаком с ним, весной обязательно слетаю к нему в гости в город Мирный — это уже традиция которую не стоит нарушать!!!!!!
До встречи
Заработали двигатели
Самолет к полету готов
Внимание, разбег
Отрыв носовой стойки шасси
FUCK THEM ALL
Прощальный круг над Ижмой
Помашем крылом на прощание
Красавец пролетел над поселком и взял курс на Ухту
Ижменские пожарники могли и не приезжать. Ну, если только пофотографировать

Так закончилась счастливая глава нашей российской авиации.

http://goryachev.livejournal.com/38422.html

  1. Отмечу для памяти:
  2. 1) техника: ТУ-154 оказалось возможным посадить без электричества, без приборов, визуально, на короткую полосу.
  3. 2) мастерство: пилоты, подготовка и умения которых позволили это сделать.
  4. 3) добросовестность и преданность делу: начальник этой самой заброшенной ВВП, перепрофилированной в вертолётную площадку, После закрытия аэропорта «Ижма» Сергей Сотников в течение 12 лет по собственной инициативе сохранял взлётно-посадочную полосу в рабочем состоянии
  5. Награды:

1) конкретный ТУ-154М, скорее всего, спишут. Вся авиапромышленность уже списана. С 1998 по 2010 годы велось мелкосерийное производство самолётов Ту-154М на самарском заводе «Авиакор». Окончательное прекращение производства планируется в 2011 году (в производстве находятся две машины).

2) командиру воздушного судна Новосёлову Евгению Геннадиевичу и второму пилоту Ламанову Андрею Александровичу присвоили звание Героев России. Остальные члены экипажа (бортпроводники, бортинженер и штурман) награждены Орденами Мужества

3) Сергею Сотникову официально вроде бы грамоту дали, и рунетом в ближайшее время будет подарен снегоход http://dirty.ru/comments/299049

http://rombell.livejournal.com/104677.html

Источник: https://AfterShock.news/?q=node/432983&full

Неизвестные подробности спасения Ту-154, совершившего аварийную посадку под Ижмой. Новости. Первый канал

Самым обсуждаемым событием недели стала история чудесного спасения пассажиров самолета Ту-154, совершившего аварийную посадку на заброшенный аэродром после полного отказа электрооборудования. Восхищение героизмом экипажа отодвигает на второй план главный вопрос — как вообще такое возможно в современной авиации?

Сейчас они на всех первых полосах. Они почти классики для будущих учебников. Вспомнить все: в гостях редакции программы «Время» они говорят о деталях, которые день за днем возвращает память о том, как это было. Весь мир теперь знает: этот экипаж сотворил чудо. Экипаж теперь уверен: чудес не бывает.

Андрей Ламанов, командир экипажа: «Чуда не было. Было чудовищное стечение обстоятельств».

Так случилось — единственное описание, которое они дают посадке рейса 506 — Полярный-Москва. Так случилось, что через 3 часа полета на высоте 10 тысяч 600 отказал автопилот, потом — вся навигация и связь, никакого контакта с землей.

7-ю километрами ниже погасли остальные приборы — у обесточенного самолета остался лишь простенький компас КИ-13 или «бычий глаз». Топливные насосы остановились, и аварийный датчик показал: горючего на 30 минут. Ровно. Они свернули с трассы, чтобы никого не задеть.

Где они и где спасительная площадка — могли только гадать. Как садиться — их учили, но никто в мире на практике еще этого не делал — при работающих двигателях, на максимальной скорости и без тормозных механизмов крыла. Они просто решили искать спасения.

Надеялись не на чудо. На себя и на машину.

Сергей Талалаев, штурман: «Когда мы пронзили облачность, бортинженер поставил стаканчик, чтобы можно было определить по авиагоризонту, по крену».

Евгений Новоселов, командир Ту-154: «Когда мы увидели реку, один из вариантов — на воду садиться. По реке мы шли и увидели площадку. Во время маневра проскочила полоса, нужно было попасть. Механизацию не выпустили, выпустили шасси, на большой скорости надо было проявить все умение, чтобы попасть на эту полосу».

Андрей Ламанов, командир экипажа: «У нас всего 170 метров не хватило. 2 секунды, чтобы не клюнула. Мы его поддернули немного».

Во время посадки этой огромной машины речь шла о миллиметрах и секундах. Если бы пилоты вынырнули из-под облаков на 10 секунд раньше или 10 секунд позже, они бы просто не заметили полосу, и им пришлось бы садиться в тайгу, где огромные деревья просто разрушили бы фюзеляж. Чем закончилась бы такая посадка — не хочет обсуждать никто.

Это была так называемая посадка с чистым крылом — не вышли ни закрылки, ни предкрылки, только аварийные тормоза и реверс, который гасит всего 25% скорости.

Комиссия даже не расследует — изучает компоненты не чудесного спасения. Экипаж просто соблюдал инструкции. Пассажиры просто слушались команд — для северян именно этот экипаж — уже 10 лет единственная связь с большой землей, все по именам друг друга знают.

Посадочная полоса, с которой когда-то за 11 рублей местные летали в Сыктывкар на Ан-24, просто была — хотя ее бросили в 1998-м, а пару недель назад Сергею обещали золотые горы, если он не заметит, как она превратится в коммерческий склад древесины.

Он просто отказался — она же для самолетов.

Сергей Сотников, комендант аэродрома г. Ижма: «Обидно было бросить ее и захламить. Я постоянно ее контролировал».

Им просто поспешили на помощь — пожарные, у которых кончилась смена — потому что люди попали в беду, местные жители — потому что людей надо спасать. Иван Яковлевич 30 лет каждый день взлетал с этой полосы — по тому, как они кружились, понял: все плохо. Даже не захлопнув дверь своего магазинчика, понесся помогать при эвакуации.

Читайте также:  Музей авиации в ульяновске: официальный сайт

Иван Чупров, очевидец, бывший пилот Ан-24: «Я сразу понял, что случилось. Сел в машину и поехал в аэропорт. Пришлось ворота выдергивать. Пока выдергивали, они сели. Когда приехали, экипаж спустился. Где они? Ижма, Республика Коми».

Николай Дмитриев, бортпроводник: «Позвонил 112: «Где мы находимся?» — А что у вас случилось? Молчание. До сих пор не ответили».

Демонтаж «черного ящика» — привезут в Москву, расшифруют, прослушают, сделают выводы. В течение положенных инструкцией 10 дней они определят точно, что произошло на борту. И не определят никогда, из чего состоит чудо. Они, не кокетничая, отмахиваются: мы обязаны были сделать работу. До конца. Сами еще не понимая, что совершили.

Дмитрий Медведев, Президент РФ: «Благодаря мужеству и геройству этих людей удалось совершить аварийную посадку в абсолютно неприспособленных условиях, в которых подобного рода происшествия обычно заканчиваются трагически. И они спасли пассажиров».

С просьбой наградить пилотов к Дмитрию Медведеву обратились сами пассажиры, Президент обещал эту просьбу выполнить.

Они снова хотят летать вместе — экипаж, который просто доказал: чудеса еще случаются. Если в них не верить.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2010-09-12/136876-neizvestnye_podrobnosti_spaseniya_tu_154_sovershivshego_avariynuyu_posadku_pod_izhmoy

Ту-154 в Ижме | Rusbase

Свидетели, блоггеры и эксперты говорят о случившемся как о чуде

Ольга Генпрокуратура РФ назвала причину аварийной посадки накануне самолета Ту-154 в Ижме. Через три с половиной часа после вылета из якутского аэропорта Полярный на высоте 10 тыс. метров у самолета полностью отказала система электроснабжения, выяснила Генпрокуратура. Экипаж самолета в ручном режиме сумел посадить самолет так, что около 80 человек на борту не пострадали. Эта аварийная посадка войдет в историю российских авиаперевозок как чудо. Пилоты первого класса командир воздушного судна Евгений Новоселов и второй пилот Андрей Лапатов фактически вслепую сумели посадить самолет в тайге на совершенно неподготовленной для этого площадке недействующего аэродрома Ижма в Коми. Это удалось сделать лишь с третьей попытки: не работало оборудование, позволяющее маневрировать и снижать скорость, отсутствовала связь с землей и с диспетчерской службой. Кроме того, посадочная полоса недействующего аэродрома оказалась слишком короткой, и при приземлении лайнер выкатился в тайгу на целых 200 метров за пределы взлетно-посадочной полосы, застряв в небольшом болоте. Военный аэропорт Ижма, где приземлился самолет, уже много лет не используется, и полоса давно заросла. Длина его посадочной полосы составляет всего 1300 метров, она предназначалась для небольших самолетов типа Ан-24, а для Ту-154 необходима полоса вдвое больше. При этом самолет получил незначительные повреждения, а пассажиры отделались испугом.На борту находилось 9 членов экипажа и 72 пассажира, в том числе трое детей и беременная женщина. Благодаря мастерству и правильным действиям экипажа никто не пострадал. В числе экипажа также находился штурман Сергей Талалаев и борт-инженер Р. Каринов.

«Там проблем очень много было, поскольку экипаж принял решение для начала снизиться до высоты три тысячи метров для того, чтобы запустить аварийную дополнительную установку для выработки электроэнергии, — говорит на радио «Вести ФМ» президент Фонда содействия гражданской авиации и заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

— И после того, как это не вышло, командир корабля стал искать место приземления. И абсолютно случайно ему на глаза попалось — слава Богу, было светло — это место, бывший аэродром, который уже давным-давно не эксплуатируется ни самолетами АН-24, ни самолетами Як-40. И он принял решение садиться на этот бывший аэродром».

Через 10 минут после посадки пассажиры были эвакуированы из самолета, четыре пассажира попросили успокоительные средства в связи с высоким давлением. Однако травмированных и пострадавших пассажиров не было.

Их разместили в спортивном комплексе Ижма, где накормили и напоили, и оставили рядом дежурить бригаду скорой помощи. Затем на вертолетах их отправили аэропорт «Ухта», а оттуда чартерным рейсом той же авиакомпании «Алроса-Авиа» в. Москву.

Однако одна семейная пара отказалась от очередного полета, предпочтя полету поездку на поезде.

Официальная причина трагедии

Авиакомпания «Алроса», которой принадлежит лайнер, заявила, что самолет был технически исправен. Между тем, Генпрокуратура сегодня официально подтвердила предварительную версию причины трагедии.

Причина аварийной посадки — нарушение электроснабжения самолета, говорится в сообщении на сайте ведомства. «После того, как в полете произошло отключение электроприборов, экипаж был вынужден посадить самолет.

Посадка производилась в ручном режиме, радиосвязь не работала, диспетчерское сопровождение не осуществлялось», — сообщает Генпрокуратура.

Это чудо

Эта аварийная посадка войдет в историю российских аваиперевозок как пример редкого профессионализма и чуда. Блоггеры уже возвели экипаж самолета и пилотов в ранг героев, и требуют, чтобы правительство наградило их как героев.

«Слава Героям! Конечно, это пока всё сугубо предварительные данные, но сам факт говорит о том, что США праздновали не так давно чудо на Гудзоне, теперь мы празднуем двойное чудо у Ижмы (потому как приводнить — это не значит приземлить в лесу).

И вот встаёт вопрос — наградят их или сделают стрелочниками за всех?», — пишет в своем блоге в ЖЖ Marushru.

О желании дать Героя командиру Ту-154 за то, что он сделал, говорил и глава администрации Ижемского района Республики Коми Петр Дитятев, который стал свидетелем посадки самолета в аэропорту поселка Ижма.

Пассажиры подходили к журналистам и высказывали благодарность пилотам, посадившим самолет в сложных условиях без жертв.

«Я надеюсь, этот экипаж пригласят завтра-послезавтра, а, может, и сегодня в Кремль. И не пожалеют для каждого Звезду Героя.

Или хотя бы орден — «Мужества» или «За заслуги перед Отечеством». Но я все же настаиваю на Звезде. Кого еще представлять к высшей государственной награде, если не людей, совершивших нечто, что больше, чем подвиг? Это не просто чудо.

Это — фантастика! Экипаж сумел посадить самолет, который на высоте в 8-9 тысяч превратился в, образно говоря, ковер-самолет», — написал в своем блоге журналист Леонид Шахов.

Проверка продолжается Тем временем, проверка причин ЧП продолжается. Комиссия Росавиации уже вылетела в Коми для расследования аварийной посадки.

К проверке подключились следственные органы Северо-Западного следственного управления на транспорте, а также следователи и криминалисты территориального следственного управления по Республике Коми.

Сегодня будет проведен дополнительный осмотр места происшествия с привлечением представителей комиссии Росавиации, которая уже прилетела в Коми. По результатам проверки следствием будет принято процессуальное решение.

Четверых пилотов Ту-154, которые совершили экстренную посадку в тайге и спасли жизни более 70 пассажиров, сегодня привезли обратно на место происшествия.

Сейчас их допрашивают специалисты Международного авиационного комитета, — сообщает Life News.

Прокуратура и Росавиация пытаются выяснить, по каким причинам в самолете на высоте 10 километров отказала электросистема. Расследование может занять около 10 дней.

Между тем, выяснить причины аварии можно гораздо быстрее, уверен заслуженный летчик-испытатель России Магомед Толбоев. В интервью радиостанции «Вести ФМ» он заявил, что с вопросом о причинах можно разобраться в течение получаса, поднявшись на борт, сняв записи с датчиков и проанализировав их.

«Нашим комиссиям и года не хватит никогда. Дело не в комиссиях, не в их профессиональной подготовленности расследования аварийных ситуаций. У нас, как обычно, все эти комиссии никогда эту причину не опубликовывают. Они ее через 10 дней видоизменяют, потом через полгода, потом через год.

И в конце получается, никто ни в чем не виноват», — считает Толбоев.

Источник: https://rb.ru/article/tu-154-v-ijme/6528597.html

Годовщина аварийной посадки Ту-154 в Коми: жители Ижмы снова ждут самолет, а Сотников по-прежнему караулит «взлетку»

Ровно год назад, 7 сентября, в Коми случился переполох российского масштаба: ранним утром самолет Ту-154, который летел из Якутии в Москву, аварийно сел на заброшенной взлетной полосе в селе Ижма…

В мельчайших подробностях об этой посадке рассказывали на центральных каналах ТВ, снимали документальные фильмы, вписывали поминутно в учебники по авиации.

На борту отказала электроника, и пилотам чудом подвернулась старая заброшенная взлетка, которую чистил смотритель вертолетной площадки (вертолеты взлетают из Ижмы пару месяцев в году, в распутицу) Сергей Сотников.

Благодаря этому, ну и, конечно, мастерству пилотов, якутская «тушка» села на короткую, неприспособленную, но земную твердь — жестко и все-таки удачно: ни один из 70 пассажиров и 9 членов экипажа не получил ни царапины! Героев этой истории со счастливым концом, командиров судна Евгения Новоселова и Андрея Ламанова, орденом мужества наградил президент Медведев. А для ижемца Сотникова народ в Интернете, посчитавший, что его работа требует отдельного признания, скидывался на специальную премию – снегоход.

«Тушка» как памятник и историческая достопримечательность стояла в райцентре семь месяцев. И уже полгода живет без нее. Свою прошлогоднюю известность Ижма вспоминает, кажется, с ностальгией.

Особенно — местные таксисты, которые пачками (и при повышенном тарифе) возили московских и сыктывкарских журналистов к месту посадки. Ну и хозяева двух небольших гостиниц – у них от постояльцев осенью и в марте, накануне отлета «тушки», отбоя просто не было.

Теперь «самолетный бизнес» закончился — а доходное дело в маленьком поселке не сыскать.

— Местные сейчас шутят, мол, вот и сентябрь пришел — пора новый самолет ждать, — делится с «Комсомолкой» ижемскими историями житель села Александр Филиппов. — Еще у нас говорят – может, в шутку, а может, и нет, что теперь, после того, как самолет улетел, в Ижме не на что смотреть. Самолет-то у нас был главной достопримечательностью.

И на самом же деле, местных школьников к самолету на экскурсию водили, во всех красках и подробностях о диве этом рассказывали, а вечером за ужином в семейном кругу тема самолета, его ремонта и возможности того,что он может когда-то покинуть ижемские края, была номером один. Улетела «тушка» в марте – в воздух его поднимал герой России летчик- испытатель Рубен Есаян. Самолет отремонтировали в Самаре, на авиазаводе, а сейчас он уже в строю – летает и в Москву, и в Питер.

Сергей Сотников помнит аварийную посадку в деталях: «Будто вчера была».

— Год прошел быстро, будто вчера аварийная посадка у нас была, — рассказывает «Комсомолке» ижемский герой, начальник вертолетной площадки Сергей Сотников. — Наверное, все ижемцы скучают по «тушке», сроднились мы с ней…

Сейчас полоса – точно такая же, как и в прошлом сентябре: рядом – уже желтеющий лесок, в котором растут грибы (год назад только-только приземлившиеся пассажиры побежали туда за грибами — наверное, от шока).

Только в паре мест «вылезает» прошлогодняя история – видны деревья, которые срезал крыльями самолет. А сама бетонка — точь–в–точь прежняя.

Сотников, как и раньше, следит за ней, не дает захламлять и время от времени выкорчевывает деревца, которые упорно пробиваются между бетонными плитами.

— Тот день я часто вспоминаю, да и как не вспоминать такое? Хорошо, что тогда никто не погиб, это главное, — Сергей Сотников на эмоции, как всегда, скуп. — Вот сейчас жду зимы, чтоб на снегоходе, который мне люди подарили, на «взлетку» ездить…

Источник: https://www.kp.md/daily/25749/2735966/

Ссылка на основную публикацию