Самолет ан-74: фото, характеристики

В Одессе уже несколько месяцев восстанавливают уникальный самолет Ан-74ТК-300Д, на котором летал ливийский диктатор Муаммар Каддафи.

Самолет Ан-74ТК-300Д предназначался для перелетов первых лиц и был построен всего в трех экземплярах. Первый такой «представительский» VIP авиалайнер был построен на Харьковском авиационном заводе (ХГАПП) в 2003 году и отправлен в украинский президентский авиаотряд (регистрационный номер UR-AWB).

Второй Ан-74ТК-300Д был заказан Ливией – Великой Социалистической Народной Ливийской Арабской Джамахирией (борт 5A-CAA). Третий самолет поставили в Лаос, где он потерпел крушение 17 мая 2014 года. Таким образом, сейчас действующих Ан-74ТК-300Д осталось всего два (UR-AWB и 5A-CAA).

Еще три машины находятся на харьковском заводе в законсервированном состоянии.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Ан-74ТК-300Д (№22-03) предназначенный для поставки в Ливию впервые поднялся в воздух с аэродрома ХГАПП 21 ноября 2008 года

Ан-74ТК-300Д появился в результате глубокой модернизации базовой модели Ан-74ТК-300 (пассажирский самолет с грузовой рампой), буква “Д” в индексе  означает – деловой.

На этой машине двигатели, которые на Ан-72/74 для обеспечения укороченной дистанции взлета и посадки размещались в центроплане (за это получил прозвище «чебурашка), опустили под крыло, установив их на пилонах. Благодаря этому машина стала менее шумной и более экономичной.

VIP модификация получила  эксклюзивный интерьер: шикарные кресла; дорогие сорта шпона, украшающего элементы интерьера; источники дневного света были вмонтированы в двухуровневый потолок, при этом верхний уровень образовывал замкнутый свод с потолочными панелями, а нижний с мириадами огоньков создавал эффект звездного неба. По уровням шума и выбросам вредных веществ в атмосферу самолёт полностью отвечает современным требованиям ІСАО.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Самолет Ан-74ТК-300Д, на котором летал ливийский диктатор Муаммар Каддафи в Одессе.

Ливийцы заинтересовались Ан-74ТК-300Д еще в апреле 2005-го года, когда в Триполи прибыла украинская делегация на президентском самолете.

По поручению Каддафи прибывший Ан-74ТК-300Д осмотрел ливийский премьер — генеральный секретарь Высшего народного комитета Аль-Багдади Али аль-Махмуди, после чего было дано принципиальное добро на покупку самолета.

Однако переговоры о заключении контракта шли тяжело и застопорились, когда заказчик узнал, что авиазавод сможет достроить требуемый борт только через год. На этом этапе подключился Секретариат президента Украины и специально для Каддафи харьковский завод изменил очередность выпуска самолетов, поставив ливийский заказ на первое место.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Премьер Ю. Тимошенко и ливийский диктатор Муаммар Каддафи, 2009 год.

До подписания контракта Муаммар Каддафи еще раз лично осмотрел Ан-74 в ходе неофициального визита в Каир. Здесь Президент Египта Хосни Мубарак показал своему ливийскому коллеге новинку — недавно поставленный из Украины Ан-74Т-200А.

Очевидно Каддафи машина понравилась, и Ливия сделала предоплату, правда по условиям контракта покупатель потребовал отправить ему «залоговый» самолет, который будет летать по заданиям заказчика до тех пор, пока не будет поставлен новый борт.

Им стал известный по многим международным выставкам Ан-74ТК-200 (регистрационный номер UR-74038) с лучшим заводским экипажем (командир воздушного судна А. Доброродный). 24 апреля 2006 года при заходе на посадку в столице Чада – Нджамене самолет разбился, все члены экипажа погибли.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Ливийский Ан-74ТК-300Д (5А-САА) в окраске 2009 года

Результатом этой катастрофы стала в том числе, и приостановка выполнения ливийского контракта, до получения соответствующей компенсации.

Требование о выполнении приостановленной поставки озвучил сам Каддафи во время официального визита в Киев 4-6 ноября 2008 года. Он каким-то образом убедил тогдашнего премьер-министра Украины Ю.

Тимошенко, которая распорядилась достроить борт и передать его ливийской стороне.

Самолет Ан-74: фото, характеристики Самолет Ан-74: фото, характеристики

Ливийский Ан-74ТК-300Д (5А-САА) в окраске 2011-12 года

Уже 21 ноября 2008 года предназначенный для поставки в Ливию новый административный самолет Ан-74ТК-300Д (№22-03) впервые поднялся в воздух с аэродрома ХГАПП. Пилотировал машину ведущий летчик-испытатель АНТК им. О.К. Антонова А. Круц.

Самолет оснащался двигателями Д-36 серии 4А и усовершенствованным навигационным комплексом на базе аппаратуры спутниковой навигации украинского производства (в программе создания навигационного комплекса Ан-74ТК-300Д участвовали НИИ «Буран», ГП «Оризон-Навигация», УкрНИИРА, ОАО «Авиаконтроль»).

23 апреля 2009 года новенький Ан-74ТК-300Д был уже в Триполи.

Самолет Ан-74: фото, характеристики Самолет Ан-74: фото, характеристики Самолет Ан-74: фото, характеристики Самолет Ан-74: фото, характеристики

Фото интерьера самолета Ан-74ТК-300Д. Для Каддафи салон Первого пассажира был «передвинут» в центральную часть фюзеляжа так, чтобы гондолы двигателей не заслоняли обзор из иллюминаторов. Таким образом, салон сопровождающих лиц был разделён на две части: спереди и позади главного салона

В феврале 2011 года, во время операции международных сил против ливийского диктатора, самолет был поврежден осколками бомб, но уже к лету его отремонтировали.

20 октября 2011 года полковник Каддафи был убит, а на территории Ливии образовалось несколько разных правительств, воюющих друг с другом.

Генеральный Секретарь Высшего Народного Комитета Ливии, Аль-Багдади Али аль-Махмуди, первым осматривавший Ан-74ТК-300Д, во время битвы за Триполи, 23 августа 2011 года, бежал в Тунис, но в июне 2012 года был экстрадирован обратно в Ливию, где в июле 2015 года был приговорен к смертной казни.

Каддафи никогда не останавливался в резиденциях или гостиницах во время своих зарубежных вояжей. Он всегда ночевал в палатке бедуина, которую разбивали где-то в центре столицы принимающей страны. В ходе официального визита Муаммара Каддафи в Киев 4-6 ноября 2008 года, свою палатку Каддафи разбил в Мариинском парке возле Верховной Рады Украины .

В настоящее время Ан-74ТК-300Д  (5A-CAA) используется Правительством национального согласия. За десять лет эксплуатации самолет сменил несколько ливрей (окрасок) и обслуживался на харьковском заводе. Однако сейчас ХГАПП переживает сложное время, поэтому бывший Ан-74ТК-300Д Каддафи оказался на ремонте в Одессе. 

 

Лётно-технические характеристики Ан-74ТК-300Д

  • Длина: 28,07 м
  • Высота: 8,65 м
  • Размах крыла: 31,89 м
  • Масса пустого: 19.500 кг
  • Максимальная взлётная масса: 37.500 кг
  • Максимальная скорость: 750 км/ч
  • Крейсерская скорость: 600-740 км/ч
  • Практическая дальность: 2.700 км
  • Перегоночная дальность:5.300 км
  • Практический потолок: 10.100 м
  • Длина разбега: 1.300 м
  • Длина пробега: 700 м
  • Число пассажиров:до 52
  • Полезная нагрузка в грузовом варианте:max 10 тонн
  • Практическая дальность с 24 пассажирами:4500 км
  • Практический потолок: 10.100 м
  • Разработчик: ГП «Антонов» 
  • Производитель: ХГАПП (Украина)

Источник: https://naukatehnika.com/an-74tk-300d-muamara-kaddafi.html

Ан-74

Вернуться на страницу : Авиатехника

В конце 80-х годов в Советском союзе возросла необходимость в выполнение задач по перевозке пассажиров и грузов в условиях крайнего севера.

Поэтому Советом Министров СССР 26 января 1983 года было принято решение о создании самолета, который должен был эксплуатироваться  в районах Арктики и Антарктиды на авиалиниях малой и средней протяженности в любых климатических условиях от -60° С до +45° С и на любых широтах, в том числе в условиях Северного полюса и в высокогорных районах, на оборудованных и необорудованных воздушных трассах в любое время года и суток с бетонных, галечных, ледовых и снежных аэродромов, на внутренних и международных линиях.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Фото 1 — Ан-74. Перед взлетом.

Разработка началась на Киевском механическом заводе. За основу был взят самолет Ан-72 (бортовой «СССР-780334», №003). Ан-74 был оснащен более современным радиоэлектронным оборудованием, эффективной противообледенительной системой (ПОС), более качественной системой вентиляции и обогрева. В конструкцию шасси была заложена возможность замены обычных колесных шасси на лыжи.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Фото 2 — Ан-74. Взлет.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Фото 3 — Ан-74. Шасси убраны, взлет продолжаю.

Созданный самолет поучил название Ан-74.    Первый свой полет самолет совершил 29 сентября 1983 года, в состав экипажа входили летчики испытатели Горбиков С.А. и Шляхов В.А.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Фото 4 — Ан-74. Красота полета…

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Фото 5 — Ан-74. Горизонтальный полет.

В августе 1986 года, в канадском городе Ванкувере, на международном авиасалоне был впервые представлен самолет Ан-74 «СССР-58642».

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Фото 6 — Ан-74. На службе МЧС.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Фото 6 — Ан-74. Посадка.

Проведение эксплуатационных совещаний было начато 13 сентября 1990 года, не дожидаясь окончания государственных испытаний. Испытания проводились на базе аэропорта Черский Колымо-Индигирского ОАО концерна «Якутавиа».

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Фото 8 — Ан-74. Посадка. Через секунду касание…

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Фото 9 — Ан-74. Красота гор.

Государственные испытания были успешно завершены 13 декабря, которые проводились на четырех предсерийных самолетов Ан-74, и проходили на аэродромах в Шереметьево, Сочи, Ашхабаде, Борисполе, Гостомеле, Черском, Павловск-Камчатском. В апреле 1991 года самолет Ан-74 решением МГА допущен к эксплуатации в гражданской авиации. 2 августа Постановлением Госавианадзора СССР №14 АНТК им. О.К. Антонова выдан сертификат типа №13-74 на самолет Ан-74.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Фото 10 — Ан-74. Отдых после полтов.

Самолет Ан-74 позволяет перевозить груз до 7,5 тонн, в том числе до 10 пассажиров, на высоте до 10100 метров с крейсерской скоростью 550-700 км/ч. Кроме того, он может выполнять следующие специализированные задачи:

  • проводку судов;
  • организацию и обслуживание дрейфующих станций;
  • проведение научно-исследовательских работ в высоких широтах Арктического и Антарктического бассейнов;
  • визуальную ледовую разведку;
  • разведку рыбных косяков.
Читайте также:  Аэропорт махачкала: официальный сайт, онлайн табло

В условиях эксплуатации самолет Ан-74 легко переоборудуется в санитарный, пожарно-десантный и другие варианты.

Фото 11 — Ан-74. Вечерний аэродром.

Экипаж самолета состоит из четырех человек летного состава: Командир воздушного судна, второй пилот, штурман, и бортмеханик.

Фото 12 — Ан-74. Такую красоту нельзя не любить…

Кабина экипажа обеспечивает хороший обзор и возможность пилотирования в условиях аэродромов ограниченных размеров со взлетом и посадкой по крутым траекториям. Размещение приборов и органов управления в кабине экипажа оптимизировано и отработано на приборных стендах при всех практически возможных полетных ситуациях.

Фото 13 — Ан-74. В кабине экипажа.

Летно-технические характеристики

Модификация   Ан-74
Размах крыла, м   31.89
Длина самолета,м   28.07
Высота самолета,м   8.65
Площадь крыла,м2   98.62
Масса, кг
  пустого самолета   18900
  максимальная взлетная   36500
Тип двигателя   2 ТРД Прогресс (Лотарев) Д-36 сер. 2А
Тяга, кгс   2 х 6500
Максимальная скорость, км/ч   750
Крейсерская скорость, км/ч   580-700
Перегоночная дальность, км   4400
Практическая дальность, км
  с 10000 кг гурза   1650
  с 4400 кг груза   4150
Практический потолок, м   10100
;Экипаж, чел   5
Полезная нагрузка:   10 пассажиров или до 5000 кг груза

Вернуться на страницу : Авиатехника

Источник: http://www.kriliagranici.ru/tecnich_detal.php?id=32

MexanikD: Ан-74 — основные характеристики самолета и история создания

  • СОДЕРЖАНИЕ
  • 1. История появления самолета
  • 2. Технические характеристики
  • 3. Особенности конструкции
  • 4. Модификация Ан-74

Ан-74 — это легкий многоцелевой самолет, который является гражданской модификацией Ан-72, военно-транспортного самолета.

Самолет Ан-74 сконструирован АНТК имени Антонова, его можно применять в различных климатических зонах, эксплуатации в широком разбросе температур (от +45 до -60 °С). Изначально Ан-74 создавался для задействования в районах крайнего Севера.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Самолет Ан-74 выполнен как многоцелевой самолет, поэтому его область применения достаточно широка.

Он может использоваться для обслуживания арктических станций, осуществления пассажирских рейсов, перевозки раненых, применяться для проведения ледовой разведки, в исследовательских целях, а также использоваться как грузовой самолет.

Ан-74 демонстрирует отличные технические характеристики, он может эксплуатироваться на заснеженных и неподготовленных аэродромах, высокогорных районах, а также совершать полеты во время любой погоды и в любое время суток.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

История появления самолета В феврале 1982 года МГА и МАП СССР принимают решение создать самолет Ан-74 (ранее обозначение Ан-72А) для работы в сложных условиях Антарктики и Арктики на основе модифицированного варианта Ан-72, который на ХАПО был запущен в серийное производство. В январе 1983 года Советом Министров СССР издало решение о создании первого опытного варианта Ан-74 с колесным шасси на Киевском механическом заводе путем модификации самолета Ан-72.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Опытный самолет Ан-74 совершает первый полет 29 сентября с экипажем во главе В.А.Шляховым и С.А.Горбиком. В августе 1986 года была организована международная демонстрация Ан-74 «СССР-58642» в Канаде на авиационном салоне Ванкувера.

В сентябре 1990 года Министерство гражданской авиации, не дожидаясь завершения государственных испытаний, приступает к проведению эксплуатационных испытаний Ан-74 на мощностях аэропорта Черский концерна «Якутавиа».

В декабре были успешно завешены государственные испытания предсерийных машин Ан-74, которые были на аэродромах в Ашхабаде, Сочи, Шереметьево, Павловск-Камчатском, Черском, Гостомеле, Борисполе.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

В апреле 1991 года решением МГА самолет Ан-74 допущен к работам в гражданской авиации. Грузовой вариант самолета позволяет везти груз до 7,5 тонн с учетом до 10 пассажиров с крейсерской скоростью 560-700 км/ч на высотах до 10100 метров. Более того он может выполнять такие специализированные задачи, как:

  1. —проводку судов;
  2. —обслуживание и организацию дрейфующих станций;
  3. —проведение научно-исследовательских работ в Антарктическом и Арктическом бассейнах;
  4. —разведку рыбных косяков;
  5. —визуальную ледовую разведку.
  6. В условиях эксплуатации Ан-74 можно легко переоборудовать в пожарно¬десантный, санитарный, а также иные варианты.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

  • Технические характеристики
  • Ан-74 имеет следующие технические характеристики:
  • Габариты размаха крыла составляет 31,89 м.
  • Длина самолета составляет 28,07 м.
  • Высота самолета составляет 8,65 м.
  • Площадь крыла составляет 98,62 м2.
  • Масса пустого самолета составляет 18900 кг.
  • Максимальная взлетная масса составляет 36500 кг.

Двигатели — 2 ТРД Прогресс Д-36 сер. 2А.

  1. Тяга составляет 2×6500 кгс.
  2. Максимальная скорость составляет 750 км/ч.
  3. Крейсерская скорость составляет 580-700 км/ч.
  4. Перегоночная дальность составляет 4400 км.

Практическая дальность с грузовой нагрузкой в 10000 кг составляет 1650 км. Практическая дальность с грузовой нагрузкой в 4400 кг составляет 4150 км. Практический потолок составляет 10100 м.

  • Экипаж составляет 5 чел.
  • Полезная нагрузка составляет до 5000 кг груза или 10 пассажиров.

Самолет Ан-74: фото, характеристики Самолет Ан-74: фото, характеристики

Особенности конструкции

Кабина экипажа обеспечивает отличный обзор, а также возможность пилотирования на аэродромах ограниченных размеров с посадкой и взлетом по крутым траекториям. Кабина экипажа имеет оптимизированное размещение органов и приборов управления, которое отработано на стендах при любых полетных ситуациях.

Экипаж включает четыре человека летного состава: второй пилот, командир воздушного судна, бортинженер, штурман, бортоператор по транспортному оборудованию при необходимости. Самолет весьма прост в эксплуатации, осваивается без затруднений инженерно-техническим и летным составом средней квалификации.

Самолет сконструирован по схеме высокоплана, имеет два турбовентиляторных двигателя Д-36, установленными над крылом тягой по 6 500 кгс, а также Т-образное хвостовое оперение. В конструкции Ан-74 широко использованы новые технологические процессы, а также конструкционные материалы. Это позволило обеспечить отличную весовую отдачу самолета.

Установка двигателей с достаточно большим выносом над верхней поверхностью крыла вперед практически исключает попадание в движки посторонних предметов при взлете и посадке с поверхности ВПП. Также это увеличивает подъемную силу крыла благодаря верхнему обдуву поверхности крыла и эффекта Коанда.

Погрузка, а также разгрузка грузов в контейнерах, грузов, которые спакетированы на поддонах и прочих выполняется при помощи бортового погрузочного устройства, имеющего грузоподъемность 2500 кгс. Разгрузка и погрузка самоходной техники выполняется своим ходом, при помощи тросового погрузочного устройства и тягача осуществляется погрузка несамоходной колесной техники.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

  1. Модификация Ан-74
  2. Ан-74-200 — гражданская модификация.

Ан-74Д — бизнес-версия гражданского самолета. Салон рассчитан на 19 человек.

Ан-74Т-200 — военно-транспортная версия Ан-74. Экипаж уменьшен до 2 человек.

  • Ан-74Т-200А— гражданский самолет, модифицированный к военному применению.
  • Ан-74МП — патрульная версия для морской авиации.
  • Ан-74ТК-100 — конвертируемый грузопассажирский самолет для полетов повышенной сложности.
  • Ан-74ТК-100С — санитарный вариант, оснащенный современным медицинским оборудованием.
  • Ан-74ТК-200С — санитарный вариант для Ливии.
  • Ан-74ТК-300 — конвертируемый гражданский самолет с двигателями под крылом.
  • Автор статьи:
  • Никифоров Владислав
  • https://militaryarms.ru/passazhirskie-samolety/an-74/

Источник: https://cont.ws/post/1252920

Самолет Ан-74

п»ї

Главная : Разделы: Файлы для скачивания: Товары по авиации: Другие товары:

  • Самолеты РђРЅ :
  • Авиация / фото самолетов / авиация Украины / самолеты РђРќРўРљ Антонова / РђРЅ-72 / РђРЅ-74

Ан-74 — модификация транспортного самолёта Ан-72 для применения в условиях крайнего Севера, создан в Авиационном научно-техническом комплексе (АНТК) имени О. К. Антонова (Украина).

Первый полёт Ан-74 совершил в 1983 году.

Ан-74 создан для эксплуатации в районах Арктики и Антарктиды, предназначен для перевозки грузов, техники и людей на авиалиниях малой и средней протяженности в любых климатических условиях от -60° С до +45° С и на любых широтах, в том числе в условиях Северного полюса и в высокогорных районах. Его можно эксплуатировать на оборудованных и необорудованных воздушных трассах в любое время года и суток с бетонных, галечных, ледовых и снежных аэродромов, на внутренних и международных линиях.

Самолет Ан-74 позволяет перевозить груз до 7,5 тонн, в том числе до 10 пассажиров, на высоте до 10 100 метров с крейсерской скоростью 550—700 км/ч. Кроме того, он может выполнять следующие специализированные задачи:

  • РїСЂРѕРІРѕРґРєСѓ СЃСѓРґРѕРІ;
  • организацию Рё обслуживание дрейфующих станций;
  • проведение научно-исследовательских работ РІ высоких широтах Арктического Рё Антарктического бассейнов;
  • визуальную ледовую разведку;
  • разведку рыбных РєРѕСЃСЏРєРѕРІ.

В условиях эксплуатации самолет Ан-74 легко переоборудуется в санитарный, пожарно-десантный и другие варианты.

Читайте также:  Как преодолеть страх полета на самолете

Самолет Ан-74 удовлетворяет Нормам летной годности гражданских самолетов.

В конструкции самолета широко использованы новые конструкционные материалы и технологические процессы.

Это обеспечило высокую весовую отдачу самолета.

  1. Самолет выполнен по схеме высокоплана с двумя турбовентиляторными двигателями Д-36 серии 2А взлетной тягой по 6 500 кгс (63,7 кН) установленными над крылом, и Т-образным хвостовым оперением.
  2. Некоторые модификации Ан-74:
  • РђРЅ-74РњРџ — патрульный самолёт РјРѕСЂСЃРєРѕР№ авиации.
  • РђРЅ-74РўРљ-100РЎ (санитарный) — РЅР° борту VIP-салон РЅР° 6 мест Рё отсек оборудованный современным медицинским оборудованием. Р’ эту модификацию переоборудованно РґРІР° самолёта, сер. в„–13-10 РїРѕ заказу «Р“азпромавиа» Рё сер.в„–14-02. Презентация модификации была проведена РІ Гостомеле 21 февраля 2002 Рі.
  • РђРЅ-74РўРљ-200 — гражданский самолёт
  • РђРЅ-74РўРљ-300 — гражданский самолёт
  • РђРЅ-74РўРљ-300Р” или РґСЂСѓРіРѕРµ название — РђРЅ-74РўРљ-300VIP — гражданский самолёт
  • РђРЅ-74Рў-200 — военно-транспортная модификация самолёта РђРЅ-74 (эксплуатируются Р° Р�ране)
  • РђРЅ-74Рў-200Рђ — военно-транспортная модификация самолёта РђРЅ-74 (эксплуатируются РІ Египте)

Самолет Ан-74: фото, характеристики

  • Фото РђРЅ-74ТСамолет принадлежит РђРќРўРљ АнтоноваФотоальбом : 15 фотографий

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Ан-74Д (деловой) России
  • Фото РђРЅ-74Р” (деловой) Р РѕСЃСЃРёРё.Самолет принадлежит автакомпании РЁРђР  Р�РЅРє.Фотоальбом : 7 фотографий.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

  • Фото РђРЅ-74Рў-200Самолеты принадлежат РљРЎР�Р  Р�рана.Фотоальбом : 12 фотографий.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

  • Фото РђРЅ-74Самолет принадлежал советской авиакомпании «Аэрофлот».Фотоальбом : 8 фотографий.

Источник: https://www.avia-mir.com/ru/an/an-74/

АН-74: самолёт, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция, применение, эксплуатация

В 50-е годы авиаконструктор Олег Антонов работал над проектом грузового самолёта с коротким взлётом и посадкой. Однако потенциальные заказчики интереса к проекту не проявляли. В конце десятилетия в конструкторском бюро всё-таки разработали самолёт Ан-14 «Пчёлка», но выпустили таких машин немного и служили они недолго.

Оказалось, что Антонов «опередил время» примерно на 10 лет. Только в 60-е годы министерство обороны сформулировало техзадание на разработку лёгкого воздушного транспорта. Потомком «Пчёлки» стали реактивные Ан-72 и Ан-74, получившие в НАТО индекс «Coaler» – “Угольщик”.

История создания

Военные первоначально хотели получить машину для переброски диверсионных групп, желательно вертикального взлёта. Конструкторы, изучив техническое задание, пришли к выводу, что транспортный СВВП получится слишком дорогим и сложным, а вот самолёт с укороченным взлётом с точки зрения экономики более выгоден.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

В ходе проектировки в КБ решили ещё и не ограничивать возможности самолёта перевозкой диверсантов. В итоге для сохранения нужных взлётно-посадочных характеристик пришлось прибегнуть к ряду оригинальных решений, о которых позже.

В 1975 году разработка Ан-72 была завершена.

Опытные образцы строились в Киеве, на механическом заводе при КБ Антонова и на авиационном производственном объединении. Первые 2 прототипа служили для наземных испытаний, а в воздухе должны были обкатывать серию из 4 самолётов. В конце лета 1977 года Ан-72 совершил первый полёт, а зимой ТАСС объявило о новом самолёте советскому народу.

В 1979 году Ан-72 был доработан и продемонстрирован на международном авиасалоне во Франции. В конце того же года его предъявили на государственные испытания. Базовый самолёт и его гражданскую модификацию Ан-74 рекомендовали к производству.

Освоение выпуска Ан-72 и Ан-74 начали в 1981 году в Харькове, но первые образцы удалось собрать только в 1985 году.

Описание конструкции

Самолёт Ан-74 – 2-моторный высокоплан с Т-образным оперением. Фюзеляж – типа полумонокок, большую его часть занимает герметичный грузовой отсек, оснащённый погрузочным устройством. В отличие от Ан-72, Ан-74 имеет в пилотской кабине отдельное рабочее место штурмана. Доступ в грузовую кабину – через хвостовой люк с выдвижной рампой.

Крыло – с мощной механизацией – щелевыми закрылками, предкрылками с гидроприводом, 4-секционными интерцепторами. Для лучшей управляемости на малых скоростях руль высоты – 2-звенный, а на стабилизаторе установлен предкрылок.

Над крылом Ан-74 в выдвинутых вперёд мотогондолах установлены турбовентиляторные двигатели Д-36.

Такое размещение моторов и придало самолёту характерный внешний вид, за который он получил прозвище «Чебурашка». Двигатели Д-36 – 2-контурные, 3-вальные, с 3-ступенчатой турбиной вентилятора.

Шестиступенчатый компрессор низкого давления и 7-ступенчатый высокого приводятся одноступенчатыми турбинами.

В обтекателе шасси находится вспомогательная силовая установка – газотурбинный двигатель ТА-12.

Размещение двигателей было выбрано с целью использовать эффект Коанда – при отклонённых закрылках реактивные струи обтекают крыло так, что воздушный поток над крылом разгоняется. За счёт этого давление над крылом уменьшается, а разность давлений увеличивает подъёмную силу.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Колёса 3-опорного шасси Ан-74 оснащены шинами низкого давления, а их стойки в убранном положении не фиксируются. За счёт этого шасси могут выпускаться даже при отказе гидросистем, под действием собственного веса.

Модификации

Ещё во время разработки Ан-72 возникла необходимость замены старых Ил-14 полярной авиации. Создавать мелкосерийный самолёт специально для Севера было слишком затратно, а базовый «чебурашка» новым требованиям не отвечал. Так и появился Ан-74, первоначально названный Ан-72А (арктический).

Поскольку специализированных полярных самолётов действительно нужно было немного, вскоре после начала выпуска были подготовлены другие модификации.

Например, грузовой Ан-74Т. Появилось и семейство пассажирских вариантов. С 1992 года базовой моделью стал Ан-74-200 с модернизированными двигателями и увеличенной взлётной массой. На его основе выпускали транспортные самолёты с увеличенной до 10 т грузоподъёмностью, пассажирские административные «бизнес-джеты» и даже патрульные машины.

У одной из последних версий – Ан-74-300 моторы перенесли в подкрыльевые гондолы. Вероятно, это связано с тем, что так их легче обслуживать, а преимущества эффекта Коанда так и остались невостребованными.

Эксплуатация

Несмотря на то, что Ан-72 создавался по заданию военных, в ВВС он так по-настоящему и не прижился. Укомплектовали «чебурашками» только одну дивизию особого назначения и один отдельный авиаполк.

Остальные машины, попавшие в войска, лишь эпизодически применялись для переброски личного состава и автотранспорта.

Активнее самолёты использовали пограничники – на Дальнем Востоке Ан-72 даже вступали в бой с нарушителями границы и браконьерами.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Немногим лучше обстояли дела у гражданских машин. Большинство авиалиний предпочло более экономичные Ан-26 с турбовинтовыми двигателями.

Зато Ан-74 активно используют полярники, для которых эта машина и создавалась.

Кроме того, Ан-72, а затем и Ан-74-200 нашли «экологическую нишу» в авиации африканских стран, где их достаточно высокая грузоподъёмность и способность взлетать с неподготовленных площадок, очень ценятся.

Лётно-технические характеристики

Прямым аналогом Ан-74 мог стать американский самолётYC-14, но в серию он так и не пошёл. В настоящий момент Ан-74 конкурирует, например, с испанским С-295 или итальянским С-27J.

ТТХАн-74-200C-295C-27J
Размах крыла, м 31,8 25,8 28,7
Длина, м 28 24,5 22,7
Максимальная взлётная масса, т 36,5 23,2 31,8
Грузоподъёмность, т 10 9,2 10,2
Крейсерская скорость, км/ч 650 480 583

Европейские транспортники оснащёны более экономичными турбовинтовыми двигателями, что снижает расходы на их эксплуатацию. В то же время реактивные двигатели Ан-74 делают его более скоростным, что несколько «уравнивает шансы». Кроме того, украинский самолёт при максимальной массе на взлёте имеет меньшую нагрузку на крыло.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Ан-74, к сожалению, не смог стать основным транспортом ни ВВС, ни гражданских авиалиний. Но вины конструкторов в этом нет – это доказано тем, что «чебурашка» остаётся конкурентоспособной машиной даже спустя десятилетия после первых полётов.

По эксплуатационным качествам и надёжности самолёт Ан-74 не уступает конкурентам.

А сравнительно «прожорливые» реактивные двигатели – наследство советской экономики, мало считавшейся с экономической эффективностью.

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/an-74/

Ан-74 – многоцелевой транспортный самолет

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Разработчик  КБ им. Антонова
Первый полет  1983
Единиц произведено (к 2015 году)  81
Стоимость единицы $20 млн. (на 2006 год)

Ан-74 –  советский/украинский двухдвигательный реактивный транспортный самолет, разработанный в КБ им. Антонова в 1980-хх годах.

История Ан-74

В 1982 году министерство гражданской авиации СССР приняло решение начать разработку специализированной версии на базе ранее созданного самолета Ан-72.

Ан-74 первоначально был переделан из опытного Ан-72 для эксплуатации в районах Арктики и Антарктиды под обозначением Ан-72А «Арктический».

Предназначался для перевозки грузов, техники и людей на авиалиниях малой и средней протяжённости в любых климатических условиях от −60 °C до +45 °C и на любых широтах, в том числе в условиях Северного полюса и в высокогорных районах.

Его можно эксплуатировать на оборудованных и необорудованных воздушных трассах в любое время года и суток с бетонных, галечных, ледовых и снежных аэродромов, на внутренних и международных линиях.

Читайте также:  Женщины-пилоты в гражданской авиации россии

Самолет Ан-74: фото, характеристики

В связи с тем, что самолет базировался на уже созданной ранней модели, разработка длилась всего год и уже в 1983 годасамолет совершил первый полет.

Конструкция Ан-74

Ан-74высокоплан с стреловидным крылом. Необычное расположение двигателей сверху фюзеляжа позволяет увеличить подъемную силу крыла. Реактивная струя, вырывающаяся из сопла двигателей «срывает» воздушный поток с крыла, уменьшая давление воздуха над ним. Хвостовое оперение однокилевое, Т-образное.

Установка двигателей с большим выносом вперед над верхней поверхностью крыла практически исключает попадание в двигатели посторонних предметов с поверхности ВПП при взлете и посадке, повышает подъёмную силу крыла за счёт обдува его верхней поверхности и внутренних закрылков струями двигателей (эффект Коанда) и снижает уровень шума на местности вследствие экранирования крылом реактивных струй двигателей.

Видео Ан-74 : самолет авиакомпании Cavok Air на перроне аэропорта Цюриха

Кабина экипажа обеспечивает хороший обзор и возможность пилотирования в условиях аэродромов ограниченных размеров со взлетом и посадкой по крутым траекториям. Размещение приборов и органов управления в кабине экипажа оптимизировано и отработано на приборных стендах при всех практически возможных полётных ситуациях.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Экипаж самолёта состоит из четырёх человек летного состава:

  • командир воздушного судна;
  • второй пилот;
  • штурман;
  • бортинженер;
  • при необходимости — бортоператор по транспортному оборудованию.

На ноябрь 2010 года транспортный самолёт Ан-74 эксплуатировался в 20 странах. Существует порядка 20 модификаций самолета для выполнения специфических целей.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Схема Ан-74

Тип региональный транспортный самолет
Силовая установка два двухконтурных турбореактивных двигателя Д-36 по 6 500 кгс каждый
Максимальная грузоподъемность 10 человек или 5 тонн груза
Практический потолок 10 100 м
Дальность полета 4 150 км
Максимальная взлетная масса 36,5 т
Крейсерская скорость 700 км/ч
Размах крыла 31,89 м
Площадь крыла 98,62 кв. м
Длина 28,07 м
Высота 8,65 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=3807

Ан-74

Самолет Ан-74: фото, характеристики

Тактико-технические характеристики самолета Ан-74ТК

Год принятия на вооружение Данных нет
Экипаж 1—4 человека
Масса, кг максимальная взлетная при ВПП 1800м 34500
максимальная взлетная при ВПП 1000м 27500
сухая 19000
максимальная перевозимого груза (коммерческая нагрузка) 10 000 кг (или 52 пассажира)
Размеры: длина 28,068 м
высота 8,65 м (8,75*1)
размах крыла 31,89 м
площадь крыла, м2 98,62
Силовая установка Тип двигателя ТРД Д-36*2, Прогресс (Лотарёв)
количество двигателей x тяга кгс(кН) 2х6500 (2×63,74)
Крейсерская скорость, км/ч 600 (550*1)
Максимальная скорость на высоте 10000м, км/ч 705
Практический потолок, м 11 800 (8000-10000, 10700*1)
Дальность полета с 52 пассажирами 2800 км
Дальность полета перегоночная, км 4300*3
Дальность полета с нагрузкой 4200кг, км 4200 км
Длина разбега, м 930
Длина пробега, м 465
  • *1 — по другим данным.
  • *2 — могут устанавливаться турбовентиляторные двигатели Лотарева Д-436 тягой 73,6 кН.
  • *3 — по другим данным дальность полета с максимальным запасом топлива 3250 км.

Самолет разработан на базе Ан-72 в начале 80-х годов для
выполнения транспортных операций в условиях крайнего севера (прототип самолета имел обозначение Ан-72А,
А=арктический). Серийный выпуск самолетов Ан-74 был начат в 1989 году.

Самолет Ан-74: фото, характеристики

По сравнению с базовой моделью самолет имеет более
совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование, в
частности — более мощный радиолокатор.

На нем установлена новая эффективная противообледенительная система, усовершенствованная система обогрева и вентиляции
кабин, в соответствии с новыми задачами изменена компоновка кабины пилотов и грузовой кабины, появилась возможность замены колесного шасси лыжами.

Ан-74 успешно прошел сертификацию, о его высоких эксплуатационных характеристиках свидетельствует, например, факт посадки самолета этого типа под управлением С. Горбика на подготовленную на льдине взлетно-посадочную площадку длиной 600 м. При этом полярникам был доставлен груз массой 2000 кг.

Удачная конструкция Ан-74 послужила основанием для
разработки транспортных самолетов Ан-74Т-100 и Ан-74Т-200А, предназначенных для перевозок 10 т груза (в том числе
на рампе — 1 т) со скоростью 600—700 км/час на дальность 1350 км. С грузом 3 т дальность полета составляет
4200 км.

Самолеты могут систематически эксплуатироваться на аэродромах как с бетонным, так и с грунтовым галечным покрытием. В отличие от Ан-74Т-200А, экипаж которого состоит из двух человек, самолет Ан-74Т-100 имеет
увеличенный до 4 человек экипаж и предназначен для выполнения полетов повышенной сложности.

Оба самолета
имеют сертификаты летной годности.

Проведенный АНТК «Антонов» анализ грузоперевозок показал, что экономически выгодно грузовые и пассажирские
перевозки осуществлять одним самолетом, который в короткое время может быть переоборудован (конвертирован)
из пассажирского в транспортный и наоборот. Исходя из
этого, на базе транспортного самолета Ан-74 были созданы
конвертируемые варианты Ан-74ТК-100 и Ан-74ТК-200.

По желанию заказчика кабина экипажа может оборудоваться:

  • на четыре человека: командир, второй пилот, штурман, борттехник (вариант Ан-74ТК-100) и
  • на два человека: командир и второй пилот (вариант Ан-74).

В пассажирской кабине самолетов обоих вариантов размещены складывающиеся пассажирские кресла. Вдоль обоих бортов установлены также складывающиеся закрытые
багажные полки с осветительным и кислородным оборудованием, динамиками, кнопками вызова проводника.

В передней части кабины предусмотрено место для бортпроводника, здесь же находится и небольшая кухня. На самолете
имеется также стационарный туалет с необходимым набором сантехнического оборудования.

Для обеспечения аварийной эвакуации пассажиров самолет имеет четыре аварийных выхода. Вход и выход пассажиров в нормальном
режиме осуществляется через грузовую рампу, дополненную
откидным трапом.

В хвостовом отсеке фюзеляжа размещены вместительные багажные полки для ручной клади. Багажный отсек отделен от пассажирской кабины жесткой
легкосъемной перегородкой.

Конвертируемость самолета достигается благодаря установленному на нем комбинированному комплексу транспортного и пассажирского оборудования, позволяющему в
короткое время переходить от одного варианта к другому.

При перевозке груза:

  • кресла складываются и пристегиваются к бортам самолета;
  • багажные полки складываются и закрепляются на бортах фюзеляжа в потолочной части пассажирской кабины;
  • перегородки и багажные полки демонтируются с рампы и закладываются в специально отведенные для них места на самолете.
  • При подготовке к перевозке пассажиров эти операции
    выполняются в обратной последовательности.
  • Передняя часть пассажирской кабины ограничена силовой перегородкой, выполняющей роль барьерной стенки для
    защиты экипажа при аварийной посадке с грузом.
  • Самолет оснащен бортовым погрузочным устройством и
    лебедкой.

На линиях с постоянным грузопотоком самолет может
быть оснащен рольганговым оборудованием для загрузки и
швартовки поддонов и контейнеров. Перевозка грузов возможна в контейнерах LD-3, LD-6 или спакетированными
на поддонах 2L3P и LD-3 pallet.

  1. На самолетах Ан-74ТК-100 и Ан-74ТК-200 установлены
    двухконтурные турбореактивные двигатели Д-36 серии ЗА,
    обеспечивающие сохранение постоянного значения взлетной тяги до температуры наружного воздуха +33° С.
  2. Наличие вспомогательной силовой установки, бортовых
    средств погрузки-выгрузки грузов, шасси с пневматиками
    низкого давления обеспечивают автономную эксплуатацию
    самолета как на взлетно-посадочных площадках с искусственным покрытием, так и грунтовых аэродромах.
  3. Высокое расположение двигателей исключает попадание
    в воздухозаборники посторонних предметов при взлете и
    посадке даже при эксплуатации на галечных аэродромах.
  4. #lock
    #img

Самолет Ан-74: фото, характеристики#

Другой модификацией Ан-74 является вновь разработанный Ан-74ТК-300, главным отличием которого от существующих образцов является перенос двигателей под крыло
на пилоны.

По информации АНТК «Антонов», на этой модификации достигнуто увеличение в 1,5—2 раза транспортных возможностей и существенное улучшение его экономической эффективности. На заводе ОКБ в Киеве собирается первый опытный образец самолета Ан-74ТК-300 гражданского назначения.

Он отличается меньшим расходом топлива и должен быть прост в эксплуатации. Вместо двигателей Д-36 тягой 6 500 кг он оснащен двумя ТРДД Д-436Т1 тягой 7 600 кг с меньшим на 29% расходом топлива. Они установлены под крылом на пилонах. Максимальная скорость должна увеличиться с 700 км/ч до 750 км/ч.

Самолет Ан-74ТК-300 будет конвертируемым из грузового в пассажирский вариант. При этом он будет иметь 52 кресла с шагом 75 см. Параллельно проектируется самолет Ан-174 — удлиненный вариант Ан-74ТК-ЗОО, который должен прийти на смену Ан-12.

#/lock

Самолет Ан-74: фото, характеристикиВарианты применения самолёта Ан-74ТК-300

Источники

Ссылки

Источник: https://www.airbase.ru/alpha/rus/a/an/74/

Ссылка на основную публикацию