Компания боинг (boeing) — что это такое

Компания Боинг (boeing) — что это такое

Не так давно в своем блоге я опубликовал материал из двух частей о том, на какие показатели в отчетности следует обратить внимание для оперативного анализа текущего состояния компании. Посмотреть можно тут: часть №1, часть №2.

Пример разбора отчета я делал на основе годового отчета Boieng, который был представлен еще в конце января. Сегодня уже прошел еще один квартал, компания предоставила новые данные и можно покопаться в новых цифрах.

Но это даже будет скорей второстепенный момент, ведь ситуация с Boeing 737 MAX вызвала пике котировок на -25% с локального максимума.

Поэтому сегодня хочу вновь сесть за отчетность Boeing и проанализировать как будущие убытки/расходы компании в связи с остановкой использования моделей Boeing 737 MAX скажется на финансовых показателях компании и конечно же котировках акций.

Для справки

Boeing — аэрокосмическая компания. Сегменты компании включают в себя коммерческие самолеты; оборона, космос и безопасность (BDS), такие как военные самолеты Boeing (BMA), сетевые и космические системы (N&SS) и глобальное обслуживание и поддержка (GS&S), а также Boeing Capital (BCC).

Сегмент «Коммерческие самолеты» разрабатывает, производит и продает коммерческие реактивные самолеты, а также оказывает соответствующие услуги поддержки индустрии коммерческих авиакомпаний. Сегмент BDS включает исследования, разработку, производство, модификацию и поддержку продуктов и связанных с ними систем.

Сегмент BMA занимается исследованием, разработкой, производством и модификацией пилотируемых и беспилотных военных самолетов, и систем вооружения.

Портфель сегмента BCC состоит из оборудования по операционной аренде, финансовой аренды, векселей и прочей дебиторской задолженности, активов, предназначенных для продажи или переоформления, и инвестиций.

Компания Боинг (boeing) — что это такое Диаграмма №1 Структура бизнеса Boieng

Фундаментальный анализ

Первым делом смотрим на «свежие» показатели в отчетности. Выручка за первый квартал 2019 уже успела упасть на -2% по сравнению с первым кварталом 2018. Чистая прибыль вовсе просела на целый -13%, что и отображается в снижении EPS. Операционная маржа прибыли также в минусе.

Это негативный сигнал, который говорит мне о том, что стоимость получения прибыли растет. Такие показатели вновь же вызваны падением выручки и ростом «cost of services», который вырос с 1.992 млрд. до 2.389 млрд. Поиск поломки в Boeing 737 MAX дорого обходится (почти 400 млн.

долларов).

Табл.1 Ключевые финансовые показатели компании Boeing

 Компания Боинг (boeing) — что это такое

Если рассмотреть показатели выручки по сегментам, то уже в первом квартале виден «недобор» в продажах коммерческих самолетов: 149 против 184 годом ранее (снижение на 19%, что сокращает выручку на -9%). В тот же момент, скандал вокруг Boeing 737 MAX позволил нарастить прибыль в сегменте обслуживания.

По всей видимости авиакомпании затребовали осмотр остальных моделей и готовы были платить за сервисное обслуживание самолетов (+17% роста выручки в сегменте обслуживания). Но все же в абсолютных цифрах это разное значение.

Остальные сегменты показали свой средний рост, ведь Boeing 737 MAX никак к ним не относится.

Табл.2 Выручка компании Boeing по секторам

 Компания Боинг (boeing) — что это такое

В отчете Cash flow можно посмотреть куда компания направляла свои средства. Для нас будет важно посмотреть гасился ли долг и сколько было потрачено на дивиденды. Выплаты долгов выросли в 2.5% — это отличный показатель, который говорит о том, что компания может расплатится с долгами даже в условии скандала.

Но конечно же это все сказалось в чистой прибыли. Хочу отметить, что за весь 2018 Boeing выплатил 7.183 млрд. долговых обязательств, а тут за один квартал целых 4.374. Вполне вероятно, что в следующих кварталах это показатель в разы.

Что касается дивидендов, то компания продолжала баловать инвесторов и нарастила выплату дивидендов.

  • Табл. 3 Cash flow компании Boeing
  •  Компания Боинг (boeing) — что это такое
  • Издержки из-за Boeing 737 MAX

Компании пришлось выплатить почти 1 млрд. долларов семьям, пострадавшим в авиакатастрофе. Думаю, эта сумма проходила через страховые компании. Также сам Boeing заявляла на своей пресс-конференции что потеряет 1 млрд. остановки поставки Boeing 737 MAX. Но ребята с Merrill Lynch уже посчитали будущие убытки Boeing в размере 2.4 млрд. долларов.

Я думаю часть этой суммы уже отображается в отчете за первый квартал, и остальная часть перенесется на следующий. А во втором квартале 2018 года в Boeing была просадка по финансовым показателям. К примеру текущий уровень чистой прибыли и EPS равен значениям второго квартала 2018 года.

Если компания продолжит работу в прежнем темпе и будет покрывать еще к примеру 1.4 млрд (2.4 млрд – 1 млрд, который вошел в показатели 1го квартала). расходов, то думаю останется на прежнем уровне, что будет негативным сигналом.

Тем более если будет сравнение квартал к кварталу и значение останется на прежнем уровне, то это может сказаться на годовом отчете, который с большой веротяностью не покажет столь успешные показатели как в 2018.  

  1. Теперь перейдем на finviz и проанализируем ключевые показатели с данного ресурса.
  2. Табл. 4 Показатели деятельности компании 
  3.  Компания Боинг (boeing) — что это такое
  1. P/E = 19.78. Отличный показатель, который находится гораздо ниже всего рынка. Текущая просадка на 25% вернула акции в оптимальный диапазон.
  2. Book/sh показывает нам сколько можно выручить денег со своих бумаг в случае банкротства компании. Учитывая тот факт, что в компании куча оборудования, заводы, техника и готовая продукция в складах 0.22 это просто смешная сумма при текущем уровне акций. Все дело в огромных долгосрочных обязательствах (long term debt) компании. Купить акции по 350$ и получить выплату в 0.22 цента «в случае чего» крайне не  рентабельно (мягко говоря).
  3. Debt/eq при умножении на Book/sh позволяет узнать размер долга на акцию. Как раз с прошлого показателя сможем посмотреть сколько долга «зашито» в одну бумагу. 0.22*111.95 = 24.62$. Учитывая тот факт, что стоимость акций сейчас в районе 350$, то такой долг еще приемлем. Но я рекомендую обращать внимание на те компании, в которых размер долга не превышает 3-5% (в зависимости от сектора) от стоимости акций. Показатель в Boeing составляет около 7%, что выходит за рамки нормативного диарпазона.
  4. Dividend целых 8.22. А это уже нормально. 2.3% от текущего уровня акций. По факту это некоторая «гарантированная» фикса, которую мы можем получать на текущий момент. Очень хорошие значения. Опять же, за счет снижения акций мы и вышли на 2.3%.
  5. Shot Float указывает нам на количество коротких позиций. То есть 0.95% рынка держит короткие по акциям. Если показатель больше 2х процентов – это уже опасно ввиду возможных шорт сквизов. А значение в 1% — оптимальное для рынка. Поэтому резких обвалов не стоит ожидать (конечно если еще один полет Boeing 737 MAX не закончится трагедией)
  6. Target Price = $422. Это вспомогательный фильтр, который позволяет определить среднюю цель по бумагам, которые установили основные хедж фонды и крупные инвестиционные банки. Этот показатель позволяет понять настрой рынка по отношению к бумагам, что может стать вспомогательным элементом для принятия решения в сторону тренда. То есть рынок ожидает возобновление роста к этому таргету.

Технический анализ

Как я уже писал выше, после скандала с Boeing 737 MAX котировки потеряли 25% своего роста. Уровень поддержки в 370$ уже взят и следующий ориентир для снижения в 330$. Стоимость актива уже пробила все паттерны и индикаторы и в рамках моей ТС максимальное снижение отображается к значениям в диапазон 310$, что совпадает со вторым уровнем поддержки.

  •  Компания Боинг (boeing) — что это такое
  • График 1. Динамика акций Boeing, D1
  • Выводы

Учитывая фундамент и текущий нисходящий тренд, следует ожидать дальнейшего падения к 330$. Я думаю, что и во втором квартале будем идти вниз к 310$.

Исторически второй квартал в просадке у компании, а учитывая недобор прибыли из-за Boeing 737 MAX, то может стать еще более негативным, что выльется в снижение котировок.

Поэтому не советую сейчас ловить падающий нож и ориентироваться аж на конец лета. Я же добавляю компанию в свой Watch List и буду наблюдать за дальнейшей динамикой котировок.

Для тех, кто планирует добавлять эту компанию в портфель, то однозначно стоит, ведь годовые отчеты отличные, да и ситуация с Boeing 737 MAX со временем утратит свою актуальность. Поэтому текущую просадку можно рассматривать как возможность покупки акций с дисконтом.

Источник: https://smart-lab.ru/blog/539266.php

Boeing (Боинг) — пассажирские самолеты: все модели, история, фото

The Boeing Company – одна из крупнейших авиастроительных компаний в мире, специализирующаяся на производстве авиационной, космической и военной техники. Компания была образована в 1916 году Уильямом Боингом (William Boeing).

  • Модельный ряд самолётов Boeing:
  • B707
  • B717
  • B727
  • B737
  • B747
  • B757
  • B767
  • B777
  • B787
  • История Boeing:

Компания Боинг (boeing) — что это такоеВ 1903 году в США произошло важное событие для истории мировой авиации: на пляже Китти-Хок в Северной Каролине аэроплан братьев Райт совершил первый в истории полет. В то же время в Нью-Хейвене, штат Коннектикут, 22-летний Уильям Боинг, будущий основатель корпорации Boeing, покинул стены Йельского университета и решил заняться бизнесом.

Из университета Уильям Боинг направился «в чащу леса». В начале ХХ века лесоторговля была вторым по прибыльности после золотодобычи бизнесом в США.

Лесоторговля позволила Уильяму Боингу быстро сколотить приличное состояние, и в 1909 году он уже был одним из самых уважаемых граждан Сиэтла.

В конце 1909-го в Сиэтле прошла торговая выставка Аляска-Юкон-Тихий океан, во время которой жители западного побережья впервые увидели летающую машину — небольшой дирижабль. Именно тогда Уильям Боинг понял, что сердце его принадлежит авиации.

Когда несколько месяцев спустя в соседнем городке Джорджтаун состоялись показательные полеты на новом аэроплане Curtiss Reims Racer известного пионера американской авиации Чарльза Гамильтона, Боинг специально ездил посмотреть на его выступления.

Полеты Гамильтона закончились аварией — 13 марта 1910 года аэроплан Гамильтона рухнул в пруд. Пилот не погиб лишь чудом.

Увиденное не остудило пыл Уильяма Боинга, и следующие несколько лет он потратил на то, чтобы уговорить кого-нибудь из авиаторов взять его в полет.

Мечта оставалась неосуществленной вплоть до 1915 года, когда судьба свела Боинга с родственными душами — энтузиастами воздушных полетов лейтенантом флота Конрадом Уэстервельтом и пилотом Тирой Марони. На двухместном аэроплане Марони Боинг впервые сам поднялся в воздух, а приземлившись уже твердо знал, что ему нужен свой самолет.

Боинг отправился в Лос-Анджелес учиться пилотированию самолетов у Гленна Мартина — непревзойденного авторитета тех лет. Из Лос-Анджелеса он вернулся на собственном гидроплане.

На берегу озера Юнион Боинг перестроил старый лодочный ангар для самолетов и организовал Pacific Aero Club, который давал возможность всем желающим за небольшие деньги совершить прогулку на аэроплане.

Конструкция гидроплана Мартина не устраивала Боинга, и Уильям решил создать собственный самолет.
Вместе с Уэстервельтом они нашли инженера-самоучку Херба Мантера, экспериментировавшего с аэропланами в своем сарае недалеко от Сиэтла, на островке Дюэмиш. Он помог разработать конструкцию нового гидроплана (названного B&W по первым буквам фамилий заказчиков) и построил два первых самолета.

15 июля 1916 года Уильям Боинг впервые поднялся в воздух на своем самолете, а всего месяц спустя зарегистрировал корпорацию Pacific Aero Products Co. (в дальнейшем предприятие переименовали в Boeing Airplane), которая должна была строить гидропланы для военно-морского флота США. В эту компанию Боинг вложил почти $100000 — гигантские по тем временам деньги.

Компания Боинг (boeing) — что это такоеБлагодаря стратегии диверсификации производства Boeing Airplane освоила рынок почтовых перевозок. А в 1927 г., выиграв контракт Федерального почтового ведомства США (победу одержал самолет модели 40-А), «Boeing» стал первым в мире авиапочтальоном. Для реализации проекта почтовых и других перевозок глава компании создал первое сервисное подразделение — Boeing Air Transport. Начала функционировать и первая авиатранспортная трасса Сан-Франциско — Чикаго. Но и этого инноватору было недостаточно. В 1929 г. в небо поднялся новый трехмоторный самолет модели 80As на 12 пассажиров. На борт самолета впервые поднялись стюардессы.

Читайте также:  Самолет ту-155: фото

В 1930 г. Уильям Боинг представил на суд общественности грузопассажирскую машину Monomail (обтекаемостью форм ее напоминают современные «Боинги»).Вскоре Boeing Airplane Company превратилась в Boeing Airplane & Transport Corporation.

Появились и новые подразделения: Boeing School of Aeronautics in Oakland, Boeing Aircraft of Canada и др.

Компания собирала самолеты, строила аэродромы, выпускала двигатели и пропеллеры, обучала летчиков и авиатехников, оказывала авиатранспортные услуги.

А 1 февраля 1929 г. на свет появился настоящий колосс — United Aircraft & Transportation Corporation. Корпорация Боинга стала могущественной авиастроительной и транспортной империей, а ее глава — одним из богатейших и преуспевающих бизнесменов Америки.

Чтобы не допустить единовластия в авиатранспортной сфере, парламент США принял в 1934 г. закон, разрушивший империю Боинга. Новый документ запрещал авиастроительным фирмам одновременно быть владельцами и транспортных и почтовых компаний. Огромный холдинг распался на:

  • United Air Lines (авиаперевозки)
  • United Aircraft;
  • Boeing Aircraft Company (строительство самолетов на восточном и на западном побережье Америки).

Уильям Боинг долгое время не мог оправиться от удара: все, что создавалось с таким трудом, было уничтожено одним росчерком пера. Сломленный и уставший, магнат ушел на покой, решив наблюдать свое авиационное детище со стороны.

Бразды правления были переданы друзьям и коллегам — Филиппу Джонсону и Клермонту Эгтведту. Однако жизнь рантье не отвечала беспокойной натуре Боинга. В возрасте 53 лет он открыл новое дело.

Его новой страстью стали чистокровные племенные лошади.

Компания Боинг (boeing) — что это такоеПосле 1934 года компания Boeing направила все свои усилия на разработку новых моделей самолетов. В 1935-м на свет появился истребитель Kaydet, ставший главным учебным самолетом авиации США. Этих машин было построено более 10000 штук. В 1936 году Boeing заключила контракт с авиакомпанией PanAmerican и на долгие годы стала ее главным партнером. В 1938-м свет увидела пассажирская модель 307 Stratoliner, ставшая образцом самолета для пассажирских линий на следующие 10 лет.

В это же время были разработаны бомбардировщики В-17 и В-29, а также морской бомбардировщик XPBB-1 Sea Ranger.

Во время второй мировой войны компания Boeing стала крупнейшим производителем военной авиатехники в мире. На ее мощностях собирались не только В-17 и В-29, но также самолеты, разработанные конкурентами — штурмовики Douglas DC-7B.

Воздушный флот союзников, обрушивший в конце войны тысячи тонн бомб на Германию, был почти полностью собран на заводах Boeing. Бомбардировщик, сбросивший атомную бомбу на Хиросиму, — это тоже детище Boeing.
1944 год вошел в историю компании под названием «Битва при Канзасе».

В этом году на сборочном заводе в Уичите были побиты все мыслимые рекорды производительности. Работая в авральном режиме, завод выпускал до 16 самолетов в день — рекорд, который не побит до сих пор.

После войны заказы иссякли, для Boeing опять начались тяжелые времена. В 1946 году компании пришлось уволить 70000 человек. Занявшему пост генерального директора Уильяму Аллену пришлось срочно искать пути выхода из кризиса.

Компания начала работу над новыми пассажирскими самолетами, представила правительству США модели новых бомбардировщиков и впервые занялась производством баллистических ракет и ракет-перехватчиков класса «земля — воздух».

Под руководством Аллена компания начала выпускать легендарные «летающие крепости» В-52, воздушные заправщики КС-135 и первые американские реактивные пассажирские самолеты модели 707.

В 1958 году три самолета модели 707-120 приобрели военно-воздушные силы США для президента страны и его ближайшего окружения. Этому конвою были присвоены позывные Air Force One. С тех пор в большинстве стран мира самолет президента страны называется «борт номер один».

Компания Боинг (boeing) — что это такоеВ 1960 году корпорация Boeing начала развивать космическое направление. Появились первые проекты обитаемой орбитальной станции Dyna-Soar и ракеты-носителя Saturn V, предназначенные для программы Apollo. В 1963 году NASA выбрало Boeing для организации полета на лунную орбиту и фотографирования лунной поверхности с близкого расстояния. Этот проект был реализован в 1966 году, а в 1969-м космический корабль Apollo 11, выведенный на орбиту с помощью носителя Saturn, доставил астронавтов на Луну.

В начале 60х несколько крупных авиакомпаний обратились к Boeing с предложением разработать массовую модель реактивного самолёта способного использовать ВПП небольших аэропортов, выполнять рейс даже при отказе одного двигателя, быть более экономичным, чем B-707, простым в эксплуатации и обслуживании.

Таким образом, был создан Boeing 727 – узкофюзеляжный среднемагистральный пассажирский самолёт. Свой первый полёт он совершил 9 февраля 1963 года.

В 1967 году в первый полет отправился лайнер 737, которому было суждено стать одним из самых продаваемых самолетов в истории авиации. Общее число проданных машин превысило 2000 штук.

В 1968 году Boeing разработал самый большой, на тот момент, пассажирский лайнер 747. Первый в мире двухпалубный гигант, который компания добродушно прозвала Джамбо Джет (Jumbo Jet).

Компания Боинг (boeing) — что это такоеБлагодаря 737 и 747, Boeing закрепил своё лидерство на рынке авиапроизводителей и буквально перевернул индустрию авиаперевозок.

В начале 80х на свет появляются две новых модели Boeing – 757 и 767. Узкофезюляжный 757 был создан в качестве замены стареющему 727. Что касается Boeing 767, то он был разработан для авиалиний средней и дальней протяжённости. К тому же этот самолёт стал серьёзным конкурентом набирающему популярность в Европе Airbus A300.

Практически до середины 90х Boeing совершенствовал свой модельный ряд, пока ситуация на рынке, а также конкуренция с Airbus, McDonnell Douglas и Lockheed не вынудила компанию приступить к разработке дальнемагистрального широкофюзеляжного лайнера на 400-500 мест.

Так, в 1994 году появился на свет Boeing 777. Впервые авиакомпании и пассажиры приняли активное участие в разработке этой машины. Их мнение имело самый высокий приоритет, и в результате получившаяся машина, по признанию Боинга, стала самой потребительски-ориентированной машиной в мире.

К концу 1990-х стало очевидно, что Боинг 767 значительно устарел, и не может соревноваться с новыми разработками соперника Airbus, такими, как Airbus A330. В 2001 году Боинг объявил начало разработки нового проекта, Boeing Sonic Cruiser.

Компания обещала, что новый самолёт сможет летать со скоростью, близкой к звуковой, при этом в среднем расходуя не больше топлива (за счёт укороченного времени полёта), чем 767-й или А330.

Из-за террористических атак 11 сентября и повышающихся цен на нефть стало ясно, что авиакомпании больше заинтересованы в экономичности полётов, чем в скорости, и проект Sonic Cruiser, к тому же дорогостоящий и технологически сложный, был приостановлен.

Тем не менее, 28 января 2005 года Boeing представил миру свой новый проект – 787 Dreamliner. Самолёт заменил концепцию Sonic Cruiser, унаследовав многие идеи и технологии своего предшественника.

Boeing 787 – это широкофюзеляжный лайнер рассчитанный на перевозку от 296 до 350 пассажиров на расстояние до 15 700 км. 787 стал первым пассажирским самолётом, фюзеляж которого полностью изготовлен из композитных материалов. Впервые он поднялся в воздух 15 декабря 2009 года.

На сегодняшний день в мире в эксплуатации находится около 12000 реактивных лайнеров Boeing, что составляет примерно 75% мирового парка

Компания Боинг (boeing) — что это такое

Источник: https://aviado.ru/guide/planes/boeing/

Boeing — это… Что такое Boeing?

The Boeing Company — американская корпорация. Один из крупнейших мировых производителей авиационной, космической и военной техники. Штаб-квартира находится в Чикаго (штат Иллинойс, США).

В состав корпорации входят два основных подразделения: Boeing Commercial Airplanes (гражданская продукция) и Integrated Defense Systems (продукция военного назначения).

Кроме того, в состав корпорации входят Boeing Capital Corporation (вопросы финансирования проектов), Shared Services Group (инфраструктурная поддержка) и Boeing Engineering, Operations & Technology (разработка, приобретение и внедрение инновационных технологий и процессов).

Основные производственные мощности компании размещены в городах: Эверетт (штат Вашингтон), Калифорнии, Сент-Луис (штат Миссури).

История

Boeing 737 — самый массовый гражданский самолёт в мире

15 июня 1916 года состоялся первый полёт одного из двух гидросамолётов B&W, построенных Уильямом Боингом с помощью военно-морского инженера Джорджа Конрада Вестервельта, а 15 июля в Сиэтле Боингом была основана компания The Pacific Aero Products Company.

9 мая 1917 года компания была переименована в Boeing Airplane Company. Уильям Боинг учился в Йельском университете, а затем некоторое время работал в лесной промышленности, где разбогател и получил знания о конструкциях из древесины, которые оказались бесценными для последующей разработки и производства аэропланов.

Во время Второй мировой войны Boeing построил огромное число бомбардировщиков. Многие из работавших в то время рабочих были женщины, чьи мужья ушли на войну. В начале марта 1944 года производство было расширено, и каждый месяц производилось более 350 самолётов.

Чтобы предотвратить атаки с воздуха, крыши заводов были укрыты зеленью и деревенскими предметами. В эти военные годы основные авиационные компании США объединились. Разработанный фирмой Боинг бомбардировщик B-17 также собирался на заводах Lockheed Aircraft Corp. и Douglas Aircraft Co.

, а B-29 также собирали на заводах компаний Bell Aircraft Co. и Glenn L. Martin Company.

В 1950-х годах компанией Boeing были разработаны такие бомбардировщики как первый реактивный В-47 «Стратоджет» и В-52 «Стратофортресс», один из символов холодной войны.

15 июля 1954 года совершил первый полёт опытный самолёт Боинг 367-80, впоследствии давший путь большой серии коммерчески успешных лайнеров «Боинг» «семисотой» серии.

Собственники и руководство

Рыночная капитализация на 21 января 2006 года — около 59 млрд долл. Председатель совета директоров и президент — Джеймс Макнерни (англ. James W. McNerney, Jr.).

Деятельность

Компания выпускает широкий спектр гражданской и военной авиационной техники, являясь наряду с Airbus крупнейшим производителем самолётов в мире. Помимо этого, Boeing выпускает широкий спектр авиационно-космической техники военного назначения (в том числе вертолёты), ведёт широкомасштабные космические программы (например космический корабль CST-100).

В структуре Boeing функционируют два крупных подразделения:

  • Boeing Commercial Airplanes, занимающееся строительством гражданских самолётов;
  • Integrated Defense Systems, осуществляющее космические и военные программы.

Заводы компании расположены в 67 странах мира. Компания поставляет свою продукцию в 145 стран мира. Boeing сотрудничает с более чем 5200 поставщиками в 100 странах.

В 2001 году образовано Boeing International, которая контролирует работу компании в 70 странах мира, кроме рынка США, где отвечает за разработку и выполнение глобальной стратегии развития компании.

Определяет и оценивает конкурентные преимущества и возможности в стране пребывания по разработке интеллектуальных ресурсов и технологий, развитию партнёрских отношений и бизнеса.

Президент Boeing International (на середину 2008) — Шепард Хилл.[1]

Корпорация Боинг имеет частную службу пожаротушения (Boeing Fire Department)[2]. В настоящее время в ней 21 пожарная часть, 300 профессиональных пожарных, 13 работников, не являющихся пожарными[3].

Конкуренция с Airbus

Основная статья: Конкуренция между Airbus и Boeing

Boeing и Airbus являются крупнейшими производителями гражданских самолётов в мире и глобальными конкурентами друг друга.

  • Boeing 737 и A320. Самолёты средней вместимости для авиалиний средней протяжённости, каждый тип имеет множество модификаций. В последние годы A320 продаются в больших объёмах, нежели продукция Boeing.[4][5]

2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000

A320 402 386 367 339 289 233 232 236 257 241
B-737 372 290 330 302 212 202 173 223 299 281

1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
1992
1991
1990
1989
1988

A320 222 168 127 72 56 64 71 111 119 58 58 16
B-737 320 281 135 76 89 121 152 218 215 174 146 165
  • Boeing 747 и A380. Самолёты большой вместимости для авиалиний средней и большой протяжённости. Азиатские авиакомпании, традиционные пользователи 747-х, являются основными заказчиками А380. В настоящее время Boeing 747 производятся в количестве не более 10 штук в год, новых заказов на пассажирские машины очень мало (из 99 заказанных с начала 2006 года Boeing 747 только 27 — пассажирские). В то же время портфель заказов A380 с начала 2006 года увеличился на 60 пассажирских лайнеров.[4][5]
  • Boeing 767 и A330. Самолёт Airbus оказался коммерчески более успешным в последние годы.[4][5]

2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994

A330 78 72 68 62 56 47 31 42 35 43 44 23 14 10 30 9
B-767 13 9 12 12 10 9 24 35 40 44 44 47 42 43 37 41

Обе компании планируют вывести на рынок новые типы самолётов (Boeing 787 и A350), причём «Боинг» поставит первый самолёт заказчику уже в 2011 году.

  • Boeing 777 и A340. Оба самолёта появились одновременно, но за счёт большей топливной эффективности Boeing 777 и ряда других факторов, американская компания продала вдвое больше машин, чем их европейские конкуренты.[4][5]

2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993

B-777 88 61 75 65 40 36 39 47 61 55 83 74 59 32 13
A-340 8 13 11 24 24 28 33 16 22 19 20 24 33 28 19 25 22

Новых заказов на A340 крайне мало. Предполагается, что с Boeing 777 будет конкурировать A350, однако разработка последнего пока далека от завершения.

Показатели деятельности

В 2007 году Boeing поставил заказчикам 441 гражданский самолёт, из них 330 Boeing 737. В 2008 компания поставила 375 самолётов: 290 Boeing 737 (включая 6 Boeing Business Jet), 14 747-х, 10 767-х и 61 777-х. Темпы поставок пришлось скорректировать с учетом последствий забастовки, которая привела к остановке производства на заводах Боинг на несколько недель.

В 2010 году компания поставила 462 гражданских самолёта, выполнив свой годовой план: 460 самолётов. Было получено 530 твёрдых заказов. Портфель заказов «Боинг — Гражданские самолёты» увеличился до 3443 самолётов.

Число занятых на конец 2008 года — более 162 тыс. человек. Выручка компании в 2008 году составила 60,9 млрд долл. (в 2007 году — 66,4 млрд), чистая прибыль — 2,7 млрд долл. (4,1 млрд).[6]

Boeing в России

С 1993 года в Москве действуют Научно-технический центр (НТЦ), а также Конструкторский центр компании «Боинг», ведущие научные и инженерные разработки для нужд компании. Специально для испытаний компонентов самолётов «Боинг» в Центральном Аэрогидродинамическом Институте им. проф. Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) в городе Жуковский был построен уникальный испытательный стенд.

С 1997 года Верхнесалдинское металлургическое производственное объединение ВСМПО «Ависма» поставляет 25 % титана, используемого Boeing для производства гражданских самолётов.

C июля 2009 года в городе Верхняя Салда Свердловской области действует совместное предприятие ВСМПО-АВИСМА и Boeing — Ural Boeing Manufacturing. Предприятие занимается механической обработкой титановых штамповок для самолётов Boeing 787 Dreamliner и Boeing 737.[7]

Компания принимала участие в начальных этапах программы разработки регионального самолёта Sukhoi Superjet 100.

Продукция

Авиатехника

Гражданская

Военная

  • Boeing CH-47 Chinook
  • Boeing EA-18 Growler
  • Boeing YAL-1

Ракетные вооружения

Аэрокосмическая техника

См. также

Примечания

  • Официальный сайт (рус.)
  • Официальный сайт (англ.)

  Авиация   США

Источник: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/88912

Корпорация Boeing: история, самолеты, разработки

Боинг – это не только легендарный «горбатый» 747-й, тот, что был взорван Брюсом Уиллисом в киноленте «Крепкий орешек 2»…

… но еще и, помимо гражданской авиации: военные вертолеты, истребители, крылатые ракеты, космические корабли, ракетоносители, спутниковые системы и многие другие высокотехнологичные разработки, но… обо всем по порядку.

The Boeing Company сегодня

Лидерство: факты и цифры

  • Ведущая авиакосмическая корпорация в мире;
  • Крупнейший на планете производитель пассажирских самолетов;
  • Мировой лидер в области запуска космических аппаратов, управляемых космических полетов и противоракетной обороны;
  • Один из крупнейших экспортеров США, исходя из объемов продаж;
  • Заказчики и клиенты компании находятся в более чем 145 странах мира;
  • Штат всех подразделений корпорации Боинг – более 170 000 сотрудников в 70 странах мира:
  • Производственные мощности (заводы) расположены в 67-ми странах по всему миру;
  • The Boeing Company сотрудничает с более чем 5200 поставщиками в 100 странах
  • Рыночная капитализация компании – более 60 млрд. долларов;
  • Выручка компании по данным кризисного года 2008 года – $60,9 млрд., чистая прибыль – 2,7 млрд. у.е.
  • На сегодняшний день, эксплуатируется свыше 12000 гражданских самолетов производства Boeing, что составляет порядка 75-80% всего мирового парка.

Деятельность компании

Штаб-квартира компании находится в Чикаго (штат Иллинойс, США).. Президент и глава совета директоров – Джеймс Макнерни.

The Boeing Company специализируется на производстве широкого спектра гражданской и авиации военного назначения, авиакосмической техники: разрабатывает и выпускает современные информационные системы, системы связи, электронные и оборонные системы, ракеты, военные вертолеты, спутники, предоставляет комплекс услуг в сфере поддержки и послепродажного обслуживания авиатехники. И да, Boeing сотрудничает с NASA, в частности, занимается обслуживанием Международной космической станции (МКС).

Структуру корпорации составляют 2 основных подразделения:

  • Boeing Commercial Airplanes – гражданская авиация;
  • Integrated Defense Systems – военные и космические программы.

И еще 3 дочерние структуры:

  • Boeing Capital Corporation – финансирование;
  • Shared Services Group – поддержка, инфраструктура, обслуживание;
  • Boeing Engineering, Operations & Technology – разработка и внедрение инновационных технологий.

История компании Боинг

Первые шаги в направлении неба

Отец основатель – Уильям Боинг

Уильям Боинг родился в 1881 году в семье американки и успешного немецкого (а как же, если речь идет о технике, куда же без немцев) горного инженера. Уильям пошел по стопам отца, поступив в Йельский университет на инженера но, так и не получил диплом.

В 1903-м, умер отец, оставив 22-летнему наследнику лесозаготовительный бизнес. Начало 20 столетия – США переживает бурный рост, лесоторговля является самым прибыльным бизнесом в стране, уступая место лишь добыче золота (что подтверждает история успеха Джорджа Гудвина). Вместе с экономикой страны, стремительными темпами рос капитал Уильяма, но… вновь вернемся в 1903-й год.

Страсть к авиации

Помимо ухода Уильяма Боинга из университета, имело место еще одно не менее значимое в истории авиации событие. Братья Райт, на пляже Северной Каролины совершили первый в истории управляемый полет на своем самолете.

Не просто интерес, но настоящая страсть к авиации проснулась у Боинга после выставки в Сиэтле в 1909 году, где тот увидел небольшой дирижабль. Спустя пару месяцев в Джорджтауне совершил показательный полет на аэроплане Curtiss Reims Racer Чарльз Гамильтон. Уильям не мог пропустить это событие, он загорелся желанием совершить полет.

Первый полет

Разделяя страсть к бриджу, он за игровым столом знакомится с Конрадом Вестервельтом, лейтенантом морского флота, а вместе с этим и ярым поклонником аэропланов. В 1915-м году ему таки удалось осуществить свою мечту.

Двое друзей разыскали того, кто согласился поднять их в воздух, пилотом стал Тира Марони.

Ступив на землю после полета, Уильям проникся твердым намерением: научиться пилотировать и стать обладателем своего собственного самолета.

Учитель (Гленн Мартин) нашелся в Лос-Анджелесе, куда целенаправленно отправился будущий авиатор, вернулся в Сиэтл Боинг на собственном гидроплане. Совершая посадку, Уильям повредил поплавки, а поскольку самолеты в то время были большой редкостью, запчастей приходилось ждать по несколько месяцев.

Рождение Pacific Aero Club

Друзья-энтузиасты решили взять ситуацию в свои руки и самостоятельно заняться изготовлением запчастей для самолета. Вместе с этим, переоборудовали под ангар старую лодочную верфь, расположенную на берегу озера, на ее базе создали своего Pacific Aero Club – предлагали всем желающим совершить путешествие по воздуху на коммерческой основе.

B&W – первый самолет собственного производства

Недостатки в конструкции их гидроплана подвигли Вильяма Боинга и Кондрата Вестервельта на создание своего самолета. Партнеры подрядили инженера-самоучку Херба Мантера.

Летом 1916 года, 2 модели самолета B&W (названные по инициалам заказчиков) были готовы. Сделанные из парусины, дерева и проволоки получили названия Bluebill и Mallard.

Мощность двигателя достигала 125 лошадиных сил, что позволяло преодолевать до 500 километров на крейсерской скорости в 109 км/ч.

Наступил день испытательного полета – пилот опаздывает, все нервничают, но больше всех – Вильям. Не выдержав, он запускает двигатель, набирает скорость и летит над гладью воды озера…

Boeing Airplane Company и Первая мировая война

Месяц спустя, для организации массового производства самолетов, была зарегистрирована компания Pacific Aero Products. Впрочем, не смотря на восторг создателей, коммерческого успеха их детища не имели – предприятие несло убытки, что покрывались за личный счет.

В 1917-м году США вступает в Первую мировую войну. Партнер Боинга, Вестервельт, будучи военным моряком, был откомандирован на восток страны. Что же касается Уильяма, он переименовывает фирму в Boeing Airplane Company, вкладывает в предприятие колоссальную по тем временам сумму – $100 тыс., и приступает к разработке новой модели «Си».

Вскоре нашелся и крупный клиент, что принес 116 тысяч долларов выручки – военно-морские силы и армия США, сделавшие заказ на 56 самолетов для учебы и тренировки военных пилотов.

Для того, чтобы выполнить заказ, пришлось расширять производство: количество сотрудников до конца 1917 года возросло до 337 человек, 2/3 части из них – швеи, что раскраивали и шили крылья из парусины.

1918 год, подписания мира с Германией, как следствие – прекращение военных контрактов. Компания находится на грани банкротства, вынуждена перепрофилироваться: производит катера, мебель и пр.

Но, были и приятные моменты: в 1919 году почта Новой Зеландии выкупила самолеты B&W, заплатив за каждый по 3750 долларов.

Невзирая на трудности, инженеры Boeing Airplane Company продолжали свою работу в области авиации.

To be continued…

Источник: https://bizhint.net/samorazvitie-uspeh-motivatsiya/istorii-kompanij/boeing-company

Где собирают самолёты Boeing?

Boeing- Американская корпорация, один из двух помимо Airbus крупнейших производителей пассажирских самолётов. Штаб — квартира корпорации находится в столице штата Иллинойс Чикаго. Основные мощности по сборке лайнеров компаний находятся в городе Эверет, что в 40 километрах к северу от Сиэтла, который является крупнейшим городом штата Вашингтон в США.

Завод Boeing в Эверет. Площадка с готовыми самолётами

Сборочные цеха (завод) Boeing в Эверет, считается самым крупным крытым предприятием в мире, его площадь составляет более 60 гектар. За год из ворот завода может выйти (в зависимости от заказав) более 500 самолётов различных серий. Численность персонала предприятия 30 000 человек. Завод работает по системе non -stop, т.е. 24 часа в сутки без выходных.

Завод в Эверете, большую часть деталей самолётов не производит, а лишь занимается их сборкой. Комплектующие для самолётов поступают практически со всего мира. Для начала из всех 50 штатов США, а так же Японии, Турции и даже России (облегченные алюминиевые конструкции).

Сборочный цех завода Boeing в Эверет

При строительстве завода в Эверете, было вывезено 7 000 000 кубометров грунта, во время расчистки площадки для заливки бетонного основания зданий.

Стены зданий ангара выполнены из высокопрочных материалов, так как в помещениях (что бы сделать его более объёмным по площади) не установлено ни одной поддерживающей колоны, кровля ангаров опирается исключительно на фермы сделанные из облегчённых конструкций, дабы не увеличивать нагрузку на несущие стены.

При строительстве предприятия никто и не мог предположить, что оно разрастётся до таких размеров, и начнёт привлекать множество туристов.

Не так давно руководство компании приняло решение об организации туристических экскурсий на заводе в Эверет. Миллионы туристов ежегодно прилетают в Сиэтл, что бы посетить завод Boeing в Эверет.

Экскурсия представляет собой посещение основных сборочных цехов с подробным рассказом о линии сборке различных самолётов предприятия.

Выкат готовых самолётов из цеха завода Boeing в Эверет

Для Российских авиакомпаний, в частности Аэрофлот, Победа, S7, ЮтЭйр, самолеты так же выходят из ворот этого сборочного цеха. На территории завода есть свой аэродром с которого самолёты вылетают, направляясь к заказчику.

Если говорить про Россию, то сначала лайнер перегоняется на западное побережье США, а оттуда в зависимости от модели, либо сразу в Россию (Boeing 777), либо в аэропорт Лиссабона или Барселоны, а потом уже как правило в Москву, это касается лайнера Boeing 737 в модификациях, т.к.

дальность полёта этого самолёта не более 6500 км, и долететь с западного побережья США до территории России без дозаправки он не сможет.

Если публикация оказалась полезной ставьте «лайки» пишите комментарии и подписывайтесь на канал.

Другие публикации по теме:

Почему Россия не выпускает свои самолёты?

Самые безопасные самолёты в мире!

Самолёты из Воронежа. Какие лайнеры поставил на крыло Воронежский авиазавод?

Почему Российские самолёты зарегистрированы на Багамах?

Airbus или Boeing? Нужно ли выбирать пассажиру?

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c4b5a8a6e808000ada97bc8/5c88f5a328941b00b4b280e1

Полеты Boeing 737 MAX приостановлены. Что такое MCAS, которую подозревают в гибели 346 человек — Технологии Onliner

Авиационный мир обеспокоен: новейшему лайнеру Boeing 737 MAX запретили полеты после двух авиакатастроф в течение пяти месяцев — один самолет разбился в Индонезии, другой упал в Эфиопии.

Крушения подозрительно схожи, и есть вероятность, что причина у трагедий одна — ее связывают с новой системой MCAS. Она должна повышать безопасность полетов, но, похоже, в некоторых случаях может привести к фатальной потере управления.

Пока неизвестно, действительно ли 346 человек стали жертвами ошибки Boeing, однако ряд фактов указывает именно на это.

Для начала — как эволюционировал 737-й и почему новому поколению нужна та самая MCAS. Лайнер начали эксплуатировать еще в 1968 году. Самолет одним из первых предложил ставшую ныне стандартной компоновку кабины.

Если привычным в те времена было присутствие бортинженера, то Boeing решила переложить все функции на командира и второго пилота.

Поначалу авиакомпании без энтузиазма отнеслись к такому новшеству, но в конечном итоге приняли идею — и она стала применяться повсеместно.

Дебютное поколение 737-го состояло из двух модификаций с индексами 100 и 200. Различались они габаритами и пассажировместимостью. Самолет быстро стал популярным: заказы исчислялись сотнями, на ближнемагистральных рейсах лайнер стал практически незаменимым.

К 1980-м годам появляется обновление модельного ряда, которое сейчас известно как Classic (100 и 200 потом стали называть Original). Именно на этом поколении Boeing выносит двигатели вперед — оставить их под крыльями, как раньше, не получилось из-за слишком большого размера новых силовых установок.

Также внедряется компьютер FMS, через который экипаж устанавливает маршрут полета.

Далее у 737-го появляется сильнейший конкурент — нафаршированный электроникой Airbus A320, который тоже привнес в мир авиации революционное нововведение. В самолете для коммерческих перевозок впервые широко использовали принцип fly-by-wire: органы управления в кабине связали с приводами руля высоты и другими системами электроникой, а не физически.

К примеру, отклонение сайдстика, фирменной особенности Airbus (выполняет функции, аналогичные штурвалу), обрабатывается бортовым компьютером, который посылает команды гидравлике.

На такую же систему переходят некоторые автомобильные производители: к примеру, Infiniti Q50 стала первой серийной машиной, у которой руль не связан напрямую с передними колесами.

С появлением A320 боссы Boeing помрачнели: модель Airbus была ощутимо технологичнее 737-го. Американцы взялись за очередной рестайлинг, который принес весомые изменения в сравнении с прошлым поколением.

Линейку назвали 737 NG (Next Generation).

Кабина хвастала более продвинутой авионикой с цифровыми («стеклянными») приборами, а у самого самолета были еще более экономичные двигатели, которые заодно улучшили показатель дальности полета.

Появление MCAS

Общее количество заказов на 737-й било рекорды — к лету 2014 года был выпущен пятитысячный экземпляр (к настоящему моменту их выпущено более десяти тысяч). К тому времени вовсю шла разработка 737 MAX, уже четвертого поколения лайнера. Сперва концерн не торопился с заменой 737 NG, но планы Airbus по выпуску A320neo вновь заставили Boeing шевелиться быстрее.

Сейчас есть две версии 737 MAX — 8 и 9, которые отличаются размерами и пассажировместимостью.

Новое поколение 737-го старается максимально угодить авиакомпаниям: самолет во многом унифицирован с NG и остается хорошо знакомым для пилотов, но при этом значительно эффективнее — потребление топлива ниже примерно на 14—20%.

Все благодаря новым двигателям CFM LEAP-1B. Правда, из-за них же пришлось вводить систему, которую негласно считают виновницей двух авиакатастроф.

Увеличенный диаметр гондол для более крупных двигателей привел к тому, что последние пришлось выдвинуть вперед еще дальше перед крыльями, а заодно немного приподнять.

Это сделало самолет более податливым к задиранию носа при полетах на больших углах атаки, что может приводить к потере подъемной силы и сваливанию.

Для борьбы с таким явлением специально для 737 MAX компания Boeing разработала систему Maneuvering Characteristics Augmentation System (MCAS).

Она должна самостоятельно предотвращать сваливание, активируясь только при следующих условиях: механизация (закрылки, предкрылки и другие подвижные элементы крыла) убрана, управление в ручном режиме.

Когда MCAS распознает угрозу, опираясь на данные двух датчиков угла атаки (расположены слева и справа самолета), то плавно отклоняет стабилизатор — большой горизонтальный элемент на хвосте самолета — на пикирование.

Это позволяет набрать скорость, чтобы увеличить подъемную силу и устранить угрозу сваливания.

Первый звоночек

Лайнер начали поставлять заказчикам в 2017 году. Обе модификации MAX быстро разлетелись по всему миру: США, Европа, Азия, Австралия — самолет успели закупить многие перевозчики. И до 29 октября прошлого года все шло хорошо.

В тот день случилась первая авиакатастрофа с участием 737 MAX 8. Это же крушение стало одним из крупнейших в истории 737-го: при падении самолета в Яванское море погибло 189 человек. Новый лайнер принадлежал индонезийской авиакомпании Lion Air.

По предварительным выводам следователей фатальная цепочка началась еще с предпоследнего рейса этого лайнера.

Экипаж столкнулся с некорректными данными по углу атаки и скорости, тряска штурвалов сигнализировала о близости сваливания, самолет начал носом опускаться к земле.

Пилоты вовремя сориентировались, перевели стабилизатор в ручной режим и смогли благополучно посадить лайнер. Командир и второй пилот указали на расхождение данных о высоте и неполадках с системой искусственных усилий на штурвале.

Следующий рейс выполнял другой экипаж. Один из датчиков угла атаки вновь оказался неисправен и отображал неверную информацию. Пилоты после взлета убрали механизацию — и MCAS проснулась.

Система мгновенно распознала опасные значения, которые выдавал дефектный датчик, и стала менять положение стабилизатора, как на прошлом рейсе.

Это запутало пилотов: разные показатели угла атаки и скорости, самолет все время тянется носом к земле.

Судя по всему, у MCAS много «власти»: спустя пять секунд после регулировки пилотом стабилизатора, система опять принимается за свое дело, если сохраняется угроза сваливания.

Верный способ деактивировать MCAS — отключить автоматику стабилизатора.

Если первый экипаж Lion Air, столкнувшийся с проблемой, догадался использовать ручной режим стабилизатора, то пилоты фатального рейса этого не сделали.

Вскоре после крушения рейса Lion Air 610 выяснилось, что Boeing толком не разъяснила эксплуатантам 737 MAX особенности работы MCAS. С одной стороны, это упущение компании. С другой — решение возникшей проблемы MCAS совпадает с действиями при некорректной работе автоматики стабилизатора.

Возможно, поэтому Boeing и не стала ничего уточнять про MCAS. По крайней мере, сложно поверить, что такой концерн мог о чем-то забыть.

После гибели Lion Air 610 компания все же выпускает инструкцию с действиями на случай неполадок MCAS — они повторяют рекомендации при самопроизвольной перекладке стабилизатора.

Слишком много совпадений

Но 10 марта, через пять с лишним месяцев после катастрофы в Индонезии, падает еще один 737 MAX 8, забирая жизни 157 человек.

Уже в первые часы становится ясно, что обстоятельства гибели рейса 302 Ethiopian Airlines подозрительно схожи с крушением самолета Lion Air. Во-первых, оба разбились почти сразу после взлета.

Во-вторых, экипажи сообщали диспетчерам о неполадках и намерении вернуться в аэропорт. В-третьих, лайнеры падали вертикально, то есть пикировали.

Эти факты всполошили регуляторов, авиакомпании и, конечно, пассажиров по всему миру: у новейшего лайнера, который должен был стать одним из лидеров в своем классе на ближайшие 10—15 лет, может быть фатальный дефект.

Как это умудрились проморгать на многочисленных испытаниях самолета, пока неясно. Но дальнейшие события развивались стремительно. Уже в понедельник, через день после катастрофы, Китай объявил о приостановке полетов 737 MAX.

А этот рынок крайне важен для Boeing: каждый пятый «макс» заказан авиакомпаниями из Поднебесной.

За Китаем последовали другие страны: многие авиакомпании не стали дожидаться официальных распоряжений от регуляторов и запретили эксплуатацию лайнеров Boeing еще до появления подробностей катастрофы Ethiopian Airlines. Федеральное управление гражданской авиации США (FAA) распорядилось приостановить полеты 737 MAX лишь в среду.

Производителю ничего не оставалось, кроме как рекомендовать авиакомпаниям не использовать самолеты этой модификации до выяснения обстоятельств катастрофы. Известно, что MAX останутся на земле минимум до мая этого года. Убытки авиакомпаний пока сложно посчитать.

Например, Norwegian Air, заказавшая больше сотни самолетов этой модели, уже заявила, что будет требовать от Boeing компенсации за простой лайнеров. Вскоре к норвежцам присоединились другие авиакомпании.

Сейчас международная группа специалистов изучает обломки и данные с бортовых самописцев упавшего в Эфиопии самолета. Сроки расследования пока не сообщаются, но, учитывая столь громкие обстоятельства катастрофы, можно ожидать, что предварительные результаты обнародуют оперативно.

Впрочем, винить во всем MCAS пока рано. Издание CNN привело выдержки из жалоб пилотов на самопроизвольное пикирование 737 MAX.

По словам летчиков, инциденты случались при включенном автопилоте, когда MCAS вообще не должна работать — в таком случае непонятно, из-за чего лайнер устремился к земле.

Пока что факты работают не в пользу Boeing, и хватает оснований предположить, что в крушениях так или иначе замешана система против сваливания — ведь с 737 NG, которые почти не отличаются от MAX (при этом MCAS у них нет), таких проблем не было. Какой бы ни была причина гибели рейсов Lion Air и Ethiopian Airlines, можно быть уверенным, что самолет вернется в небо только после стопроцентного устранения всех проблем.

Источник: https://tech.onliner.by/2019/03/16/boeing-16

Ссылка на основную публикацию