Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Самолет ATR 72 считается самой удачной разработкой французско-итальянского производственного объединения ATR.

Лайнер был создан на базе успешной модели ATR 42, однако отличается удлиненным фюзеляжем, усовершенствованной бортовой электроникой и более мощными силовыми агрегатами.

Салон пассажирского воздушного судна может похвастать комфортабельными креслами, приятным для глаз освещением и хорошей звукоизоляцией.

История создания

В 80–х годах перед сотрудниками французско-итальянского концерна ATR была поставлена задача сконструировать новый экономичный авиалайнер для перелетов на ближние дистанции.

В качестве основы был выбран турбовинтовой двухмоторный самолет ATR 42, рассчитанный на соответствующее числовому индексу количество пассажиров.

Главные конструктивные особенности остались прежними, изменились показатели размаха крыльев, размеры фюзеляжа и мощности двигателей.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

ATR 42

Запуск первого опытного образца состоялся осенью 1988 года. После успешного тестирования воздушного судна им заинтересовались представители финской авиакомпании «Kar-Air», купившие несколько лайнеров для коммерческого использования. Сертификаты международного образца были выданы лайнеру ATR 72-500, оснащенному турбовентиляторными двигателями и новой авионикой, в начале 1997 года.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

ATR 72

Начиная с 2007 года, французско-итальянский концерн запустил программу по разработке продвинутой вариации 72-600, экипированной новейшими силовыми агрегатами и современной бортовой электроникой.

Многоцелевой компьютер позволил вывести безопасность перелетов на высокий уровень, что сделало лайнер весьма привлекательным для целого ряда именитых авиаперевозчиков, включая новозеландский «Air» и марокканский «Royal Air Express».

Винтовые самолеты ATR 72 и 42 считаются одними из наиболее безопасных среди пассажирских лайнеров, предназначенных для перелетов на короткие дистанции.

Схема салона ATR 72

Приобретая билеты на самолет ATR 72, стоит изучить схему салона и выбрать наилучшие места из доступных предложений. Для посадки пассажиров в самолете предусмотрен люк, расположенный в хвостовой части летательного аппарата.

В большинстве авиалайнеров возможность первыми взойти на борт и покинуть его предоставляется людям, купившим билеты на места, которые находятся в передней части салона. В этой модели подобное преимущество принадлежит пассажирам хвостовой части.

Чаще всего весь салон ATR 72 отведен под класс «эконом», бизнес-класс в подавляющей массе самолетов отсутствует.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Схема салона ATR 72

Лучшие места

Обыкновенно перелеты на двухмоторных турбовинтовых самолетах имеют длительность не более трех часов. Поэтому в случае выбора не лучших мест продолжительность дискомфорта будет не слишком большой. Однако для того, чтобы сделать воздушное путешествие приятным, стоит придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Лицам с грудными детьми подойдут места, расположенные с 3-го по 10-й ряд. К услугам пассажиров здесь представлены выдвижные люльки.
  2. Лучшие места — с 1А по 1D, отличающиеся увеличенным пространством для ног. Поскольку двигатели установлены в центре летательного аппарата, пассажирам, купившим билета на эти места, не будет досаждать повышенный уровень шума.

Кресла 1D и 1А позволяют насладиться отличным видом из иллюминатора. Однако для выхода в туалетную комнату придется беспокоить находящихся рядом пассажиров. Лучшие места, по мнению бывалых авиа путешественников, — 1С и 1В.

Худшие места

Худшие места находятся в 17-м ряду, который расположен в непосредственной близи от туалетных кабинок. Перелет на них сопровождается перманентным беспокойством со стороны других пассажиров.

Отзывы людей, не раз летавших на лайнерах ATR 72, говорят о том, что иногда случаются ситуации, когда механизм, откидывающий спинку кресла, отказывается работать.

Столкнувшись с подобным затруднением стоит вызвать стюардессу, которая поможет отыскать рабочее кресло.

Доводилось ли Вам летать на ATR 72?

Характеристики самолета

Самолет обладает грузоподъемностью 7,5 тонн и снаряженной массой 20,5 тонн. Вес летательного аппарата — 13 тонн, высота — 7,7 метров, размах крыльев — 27 метров, длина — 27 метров.

Крейсерская и максимальная скорость фактически идентичны, и составляют 510 км/час. Судно оснащено 6-лопастными воздушными винтами и двумя силовыми агрегатами мощностью 500 л.с каждый.

Самолет способен подниматься на высоту до 7,6 км и преодолевать до 2 тысяч километров от одной заправки.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Помимо 74 пассажиров, летательный аппарат рассчитан на двух пилотов. Вместо вспомогательной силовой установки, используются пропеллерные тормоза, обеспечивающие судно воздухом и электроэнергией. Благодаря этому конструкторскому решению удалось значительно понизить параметры расхода топливной смеси и массу пустого самолета.

Особенности конструкции

Для входа и выхода пассажиров на борт предусмотрена дверь в задней части летательного аппарата. Переднюю дверь используют в качестве люка для погрузки в багажный отсек.

Крупнейший авиаперевозчик Финляндии Finnair заказал вариацию судна, где для входа на борт задействована передняя пассажирская дверь.

Этот шаг рассчитан для возможности использовать телескопические трапы в международном аэропорту города Хельсинки.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Для того чтобы облегчить и упростить конструкцию самолета, он был лишен вспомогательной силовой установки. Обеспечение энергией осуществляется посредством запуска правого двигателя. Воздушные винты при этом не вращаются.

Во время технического обслуживания силовые агрегаты меняются местами с целью равномерной выработки ресурса.

Самолет экипируется двумя двигателями Pratt & Whitney от знаменитого американского производителя, члена «Большой тройки» наряду с General Electric и Rolls Royce.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Конструкция ATR 72

Новое поколение летательных аппаратов ATR 72 отличается удлиненным корпусом, увеличенным размахом крыльев и увеличенным размером баков для топливной смеси.

Высокая мощность силового агрегата достигается благодаря установке канадских турбовинтовых двигателей.

Конструкция выполнена из композитных материалов, способствующих снижению взлетной массы самолета, увеличению ресурса ключевых узлов и деталей и предотвращению коррозийных процессов.

Аэродинамическая схема самолета представлена в виде двухмоторного турбовинтового высокоплана с прямыми крыльями и Т-образным однокилевым оперением.

Модификации

На базе модели ATR 72 были разработаны транспортные, грузовые и люксовые вариации. Согласно официальным данным, ежедневно в рейсы выходит более шести сотни воздушных судов от французско-итальянской корпорации.

ATR 72-100

Модель считается первым прототипом в серии. Самолет оснащался силовыми агрегатами от канадских разработчиков из «Pratt & Whitney» и винтами, использующимися в предыдущем летательном аппарате с индексом 42. Лайнер был построен с целью осуществить процедуру сертификации.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

ATR 72-100

ATR 72-200

Модификация оснащается более мощными ТВД. Самолет был разработан в 1985 году, серийное производство началось в 1989 году. Сегодня модель используется рядом известных авиаперевозчиков, поскольку отличается превосходными показателями безопасности и обладает высокой экономичностью.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

ATR 72-200

ATR 72-210

Модификация имеет более мощные двигатели и предназначена для перевозки 66 пассажиров. Серийное производство началось в начале 90-х годов.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

ATR 72-210

ATR 72-500

Модель представляет собой дальнейшее развитие 72-210. Прошла сертификацию зимой 1988 года. На модификации установлены шестилопастные винты и силовые агрегаты «127F» от канадской компании «Pratt & Whitney» (мощность 2700 л.с). Взлетная масса была увеличена.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

ATR 72-500

ATR 72-600

Дебютный полет воздушного судна состоялся летом 2009 года. Зимой 2015 года масштабное тестирование было завершено, и турбовинтовому региональному самолету был выдан сертификат Европейским агентством, контролирующим безопасность авиаперевозок.

Летательный аппарат отличается повышенной вместимостью и рассчитан на 78 пассажиров.

Конструкторы из ATR разработали эту версию специально для компаний, желающих оптимизировать пространство внутри салона и снизить экономические затраты на обслуживание рейсов.

ATR 72-600

Модель оснащена дополнительным грузовым отсеком для размещения контейнеров, который расположен в носовой части самолета. На сегодняшний день модификация пользуется высоким спросом среди Юго-Восточных азиатских компаний-перевозчиков.

Конструкторы предусмотрели вариативную компоновку, позволяющую изменять расположение пассажирских кресел. Первый заказчик модели с увеличенной грузоподъемностью — Cebu Pacific (Филиппины).

Контракт на приобретение партии лайнеров был оформлен в рамках парижского авиасалона.

Компания ATR планирует запустить серийное производство новые комбинированные самолеты, разработанные на платформе модификации 72-600.

О производителе

Французско-итальянский концерн ATR был основан в 1981 году в результате слияния двух крупных производителей авиатехники «AerItalia» (авиакосмическая итальянская компания) и «EADS» (европейская авиакосмическая корпорация).

Занимается серийным выпуском региональных турбовинтовых пассажирских и грузовых самолетов. Главные производственные мощности сосредоточены в городе Неаполь (Италия). Крылья для летательных аппаратов и ряд других комплектующих производятся на юго-западе Франции (Бордо).

Окончательную сборку осуществляет завод в городе Тулуза.

Производство ATR 72

Производитель самолетов ATR 42 и 72 занимает лидерские позиции в области производства турбовинтовых летательных аппаратов, предназначенных для региональных авиаперевозок.

Несмотря на тот факт, что самолеты от французско-итальянских разработчиков считаются одними из самых безопасных среди пассажирских коммерческих судов, на сегодняшний день зафиксировано несколько случаев аварий с участием моделей 42 и 72.

Последний случай произошел зимой 2018 года в Иране возле города Семир. Пилоты, не справившись с управлением, допустили столкновение лайнера с горным хребтом Дена.

Похожие самолеты

Одним из главных конкурентов ATR 72 считается Ил-114, турбовинтовой двухмоторный самолет, разработанный конструкторским бюро им. Ильюшина. Вмещает 64 пассажира, и предназначен для перелетов на короткие дистанции до полутора тысяч километров.

Представляет собой низкоплан с однокилевым оперением и прямыми крыльями. Серийное производство самолетов было прекращено в 2012 году, однако по приказу президента РФ Владимира Путина ОКБ Ильюшина приступило к разработке обновленной конструкции Ил-114.

Ил-114

Похожими самолетами считаются также Ан-24 и Ан-140. Первый оснащен воздушными винтами и турбовинтовыми силовыми агрегатами. Был разработан в начале 1960-х годов, однако находится в эксплуатации и по сей день.

Самолет способен разместить до 52 пассажиров в зависимости от модификации. Обладает грузоподъемностью 6,5 тонн и достаточно скромными показателями максимальной крейсерской скорости, которые составляют 459 км/час.

Читайте также:  Аэропорт риги: как добраться до города

Ан-24

Ан-140 — турбовинтовой грузо-пассажирский летательный аппарат украинского производства. Вмещает до 52 пассажиров, и предназначен для перелетов на дистанции свыше 3,5 тысяч километров. Отличается высокой топливной эффективностью и низким уровнем затрат на техническое содержание и эксплуатационные расходы.

Ан-140

SAAB 2000 — еще один конкурент ATR 72, разработанный шведскими конструкторами. Имеет самую высокую крейсерскую скорость в своем классе (664 км/час), и способен разместить до 50 пассажиров.

SAAB 2000

Источник: https://samoletos.ru/samolety/atr-72

Семейство самолетов ATR. ATR-42, ATR-72

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Шестилопастной винт ATR-а.

С каждым годом все больше людей пользуются услугами воздушного транспорта. Вне зависимости от аварийности, роста цен на билеты и еще каких бы то ни было причин число пассажиров все увеличивается.

При этом по статистике основная доля перевозимых по миру пассажиров приходится не на крупные лайнеры, а на самолеты совсем не большие, в число которых входят и ближне- и среднемагистральные, летающие, как еще говорят, на местных авиалиниях.

Такие самолеты еще называют региональными. То есть полет производится внутри одной страны местными авиакомпаниями и число пассажиров в рейсе в среднем может быть от 30 до 100 человек.

Каждая страна выбирает себе самолеты, так сказать, по вкусу :-). Кто-то производит их сам, кто-то покупает. В Советском Союзе самым распространенным самолетом этого класса был трудяга АН-24.

Летает он и до сих и не только в России. Однако производство его уже давно прекращено (в 1979 году).

Количество оставшихся самолетов довольно быстро сокращается из-за выработки ресурса, и несмотря на все свои былые достоинства этот аппарат устарел и требует замены.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Самолет АН-24РВ.

И уже в 80-е годы начались работы по созданию самолета, который смог бы его заменить. В СССР первым кандидатом на такую замену стал двухдвигательный турбовинтовой ИЛ-114.

Однако создавался он в тяжелое перестроечное и постперестроечное время и в крупную серию так и не пошел. Немногим более счастливая судьба постигла его аналог АН-140, который разрабатывался и строился в 90-х и начале 2000-х годов.

Проблемы постсоветского авиапрома, как в России, так и на территории бывших союзных республик общеизвестны, к сожалению :-(…

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Самолет ИЛ-114.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Самолет АН-140.

Однако многих этих проблем лишены наши зарубежные конкуренты, и они, как говорится, не дремлют. Примерно в это же время на Западе и на американском континенте различными авиастроительными фирмами проводилась разработка самолетов того же класса. Сегодня немного поговорим о продукции одной из них (об остальных обязательно расскажем в следующих статьях :-)).

Первой выбираю фирму, чьи самолеты уже достаточно широко распространены как по миру, так и в России и к тому же в свете недавних событий стали известны многим, ранее даже не знавшим о них людям.

Это франко-итальянская компания ATR и самолеты ее производства ATR-42 и ATR-72.

Она считается крупнейшим производителем самолетов регионального класса в мире.

Европейцы часто практикуют совместные компании в области создания авиатехники. Всем, например, известны самолеты Торнадо и Конкорд, созданные международными европейскими компаниями. Широкую популярность имеет компания Eurocopter (вертолеты различного назначения) и гигант Airbus ( широкофюзеляжные аэробусы широкого спектра моделей).

ATR – тоже продукт содружества авиационных производителей разных стран.

Это довольно крупная итальянская авиастроительная корпорация Alenia Aeronautica,работающая в области авиации, космоса, а также с военными проектамиикрупнейший европейский аэрокосмический концерн EADS ( полный, кстати, владелец компании AIRBUS ???? ). Французы являются владельцами наибольшего количества акций концерна, поэтому считается, что ATR — компания франко-итальянская…

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Совместный полет самолетов ATR-42-500 и ATR-72-500.

Самолеты АТR-42 и ATR-72 – одна из самых удачных ее разработок. Базовым в этом тандеме является ATR-42.

Это пассажирский самолет с высокорасположенным крылом, Т-образным оперением и двумя турбовинтовыми двигателями (ТВД). «42» означает среднее количество пассажирских мест в салоне. В принципе оно может варьироваться от 40 до 50.

Этот самолет начали производить в 1984 году, и с этого времени он выпускался в нескольких модификациях.

Первые, исходные версии именовались ATR-42-200 и ATR-42-300. На них были установлены двигатели американской фирмы Pratt & Whitney Canada (канадское производство, фактически филиал) PW-120 мощностью в 2000 л. с. Винты были четырех-лопастные.

На следующей модели ATR-42-320 уже стояли несколько более мощные движки PW121, имевшие мощность 2100 л.с. Далее последовала версия ATR-42-400 с более эффективными и малошумными шести-лопастными винтами.

В настоящее время выпускается модель ATR-42-500. На ней устанавливаются еще более мощные ТВД PW127E, мощностью в 2400 л.с., что позволило увеличить взлетный вес, скорость и дальность полета. Эта модель имеет крейсерскую скорость порядка 540 км/ч, практическую дальность полета 1500 км и практический потолок (высоту полета) 5485 м.

Все эти версии внешнего отличия друг от друга практически не имеют (за исключением только новых шести-лопастных винтов, начиная с «четырехсотки»).

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Самолет ATR-72-500.

Следующий в паре самолетATR-72. Даже для неискушенного человека с первого взгляда видно, что он очень похож на своего предшественника самолет ATR-42. Такой же высокоплан с двумя ТВД и Т-образным оперением. Он просто несколько крупнее, причем как в размерах, так и по некоторым характеристикам.

ATR-72 имеет более длинный фюзеляж (на 4,5 м), больший размах крыла, увеличенную базу стоек шасси, больший объем топливных баков (примерно на 10%). Кроме того на нем установлены более мощные турбовинтовые двигатели того же производителя ( Pratt & Whitney Canada) PW127F.

Винты те же шести-лопастные, что и на пятисотой версии самолета ATR-42. Грузоподъемность в среднем увеличена с 5450 кг (для 42-го) до 7050 кг. Ну и конечно же он берет больше пассажиров — до 75-ти. Летные характеристики примерно сопоставимы с теми, которые имеет «42-й». Практический потолок увеличен до 7500м.

Все эти параметры указаны для самолета ATR-72-500. Именно эта версия выпускается в настоящее время.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Самолет ATR-72-500.

Однако, сначала выпуска в 1989 году самолет имел еще несколько версий. Первая это ATR-72-100 — так называемый подтип для проведения сертификации. На него устанавливались двигатели  Pratt & Whitney Canada PW124B.

Винты были четырех-лопастные (те же, что и на 42-м). Потом последовала собственно исходная модификация ATR-72-200 и за ней ATR-72-210, на которую были установлены более мощные ТВД PW127F.

Последней стала модификация ATR-72-500, о которой было сказано выше.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Самолет ATR-72-600.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Самолет ATR-72-600 компании Royal Air Maroc.

Вот таково семейство турбовинтовых самолетов ATR. Однако, надо сказать, что фирма на этом не остановилась. Сейчас уже в эксплуатирующие авиакомпании наряду с «пятисотками» поступают ранее интенсивно анонсировавшиеся самолеты ATR так называемой 600-ой серии. Это ATR-42-600 и ATR-72-600.

Внешне они практически не отличаются от самолетов серии «500», но на них ставятся улучшенные двигатели PW127M, и они оснащаются ультрасовременной цифровой авионикой.

Компания позиционирует их как самолеты повышенной безопасности, надежности и комфорта для пассажиров, имеющие более низкие эксплуатационные расходы и повышенную коммерческую нагрузку.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Самолет ATR-42-600.

Самолет ATR 72-600 Air Tahiti в полете.

Посадка самолета ATR-42-600 в аэропорту Лугано.

Взлет самолета ATR-72-600 из аэропорта Лугано.

Так как компания ATR работает не только в области пассажирских перевозок, но и имеет отношение и к другим областям применения авиации, в том числе и касательно армии, то вполне логично, что существуют транспортные и военно-транспортные версии самолетов ATR-42 и ATR-72. Но в общем-то это в последнее время характерно практически для всех ближне- и среднемагистральных самолетов.

Производство ATR-ов ведется совместно в Италии и Франции. В Неаполе на заводах Alenia Aeronautica производится фюзеляж с элементами хвостового оперения. Во Франции, в Бордо, концерн EADS делает крыло, а окончательная сборка со всеми элементами оборудования производится в Тулузе. Всего за время производства этих самолетов заказчикам было поставлено более 900 единиц всех модификаций.

Сборка самолетов на заводе в Тулузе. На переднем плане ATR-42-600, далее за ним ATR-72-600.

Интересны некоторые особенности конструкции. Так посадка пассажиров производится через заднюю дверь, а загрузка багажа через переднюю в специализированный багажный отсек. Однако, по желанию заказчика назначение этих дверей можно менять.

Лично для меня еще интересно то, что на самолете ATR-72 отсутствует вспомогательная силовая установка.

Вместо нее запускается правый двигатель, но при этом винт стопорится специальным тормозом («пропеллерный тормоз»).

Винт не вращается, а двигатель работает на стоянке на малых оборотах, снабжая самолет энергией. Периодически двигатели меняют местами для выравнивания ресурса.

Кабина экипажа ATR-72-600 компании Royal Air Maroc.

Экипаж самолетов семейства ATR состоит из двух пилотов.

Самым большим российским эксплуатантом самолетов ATR является компания UTair. Она эксплуатируют как ATR-42, так и ATR-72. И именно в этой компании произошло недавнее всем известное тяжелое летное происшествие, в результате которого самолет «72» потерпел катастрофу сразу после взлета.

Хотя выводов комиссии, занимающейся расследованием еще нет, эта катастрофа тем не менее, опять вытащила наружу вопрос о проблемах обледенения самолетов ATR в полете.

Читайте также:  Авиакомпания добролет: официальный сайт

Существует мнение, что при определенных атмосферных условиях на этих самолетах возможно интенсивное обледенение элеронов и верхней поверхности крыла, имеющее такой характер, что картина обтекания встречным потоком меняется и крыло теряет свои несущие свойства.

За всю историю эксплуатации самолетов ATR было по крайней мере три (теперь уже) случая, свидетельствующих о такой возможности.

Существует мнения за и мнения против существования такого недостатка самолетов ATR-42 и ATR-72. Самолеты, однако, прошли все испытания и имеют все необходимые международные сертификаты годности и соответствия.

Тем не менее в свое время после первого подобного происшествия в 1994 году в результате ряда проведенных расследований и исследований американские авиакомпании American Eagle и Delta Connection отказались от использования этих самолетов для полетов в районы с холодным климатом.

Возможно они перестраховались, возможно нет. Вероятно, что причиной недавнего случая был пресловутый человеческий фактор (что, кстати лично  мне понятней), а вовсе не какая-то неприятная особенность техники. Предоставим решение этого вопроса компетентным специалистам.

Салон самолета ATR-42-500.

Салон самолета ATR-72-500.

От себя могу сказать, что мне эти самолеты нравятся. С 42-м видеться не приходилось, а с 72-м немного пообщался :-). Я конечно не летчик, оценить летные качества и характер управления не могу, но зато могу оценить комфорт и удобства. В свое время немало пришлось полетать на АН-24, так что могу с уверенностью сказать, что прогресс налицо :-).

Салон самолетов 600-й серии.

Салон самолета ATR-72-600.

Конечно, региональный самолет – это не лайнер для межконтинентальных перелетов.  И проходы поуже, и кресла поближе друг к другу, и покормят, может быть не так часто и не так обильно :-). Но ведь и лететь-то обычно не более 2-ух часов. Тем более, что кроме вышеперечисленных я более неудобств не припомню, на ум приходят в основном только достоинства :-)….

В заключение предлагаю вам (это уже стало традицией :-)) посмотреть ролик об ATR-ах пятисотой и шестисотой серий. Ролик рекламный, но смотрится неплохо.

  • Пока… Всем удачи, до новых встреч :-)…
  • Фотографии кликабельны.
  • No related posts.

Источник: http://avia-simply.ru/atr-42-atr-72/

ATR 42 — турбовинтовой самолет

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Разработчик  ATR
Первый полет  1984
Единиц произведено (к 2015 году)  436
Стоимость единицы (2015) $20 млн.

ATR 42 — пассажирский двухмоторный турбовинтовой самолёт для региональных маршрутов. Производитель — франко-итальянский концерн ATR. Самолет выпускается с 1984 года как во Франции, так и в Италии. Номер «42» в названии самолёта означает количество пассажирских мест, которое варьируется между 40 и 50.

История ATR 42

В конце 1970-хх годов резко стал расширяться рынок региональных турбовинтовых самолетов. Это было спровоцировано нефтяным кризисом на Ближнем Востоке и ростом цен на топливо – это сделало маленькие реактивные лайнеры нерентабельными, а более экономичные медленные турбовинтовые самолеты оказались предпочтительнее.

В гонку включились «de Havilland Canada» с проектом DHC-8, фирма SAAB с SAAB 340, «Аеrо» с L-610, «Fokker» с F50. Компании Aerospatiale (ныне входит в группу Airbus) из Франции и Aeritalia (ныне Aleina Aermacchi) из Италии решили объединиться. Так, под новым брендом ATR начали разрабатываться самолеты серий 42 и 72.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Проект официально запустили в октябре 1981 года после выбора в качестве силовой установки турбовинтового двигателя Pratt & Whitney PW120 и утверждения конфигурации. За крыло большого удлинения с изящными трапециевидными консолями и мотогондолы несла ответственность Aerospatiale. Aeritalia разработала герметизируемый фюзеляж круглого сечения и хвостовое оперение.

Внутри «итальянского» фюзеляжа французская «Aerospatiale» отвечала за кабину экипажа и компоновку салона. Фирма «Messier Hispano Bugatti» сделала убирающееся трехстоеч-ное шасси. Его основные стойки убираются в три обтекателя на фюзеляже, как на С-130 Hercules. Сборочные узлы самолета монтируются в Помильяно д’Арко и Каподочино в Италии и в Сен-На-зере и Нанте во Франции.

Линия окончательной сборки находится в Тулузе.

Видео ATR 42: Запись запуска, взлета и посадки самолета авиакомпании Danish Air Transport (DAT)

На самолете установлены два ТВД Pratt & Whitney Canada PW120 (мощностью 2000 л.с.). Диаметр шестилопастных воздушных винтов — 3,96 м. Самолет оснащен цифровым комплексом авионики EFIS, в состав которого входят цветные многофункциональные дисплеи.

С 1984 года поставлено 429 самолетов.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

  • Аэродинамическая схема
  • Двухмоторный турбовинтовой высокоплан с прямым крылом и однокилевым Т-образным оперением.

Варианты ATR 42

  • ATR 42-300
  • ATR 42-300 — оригинальный самолет, оснащённый двигателями Pratt & Whitney Canada PW-120 мощностью в 2000 л. с.
  • ATR 42-320
  • ATR 42-320 — усовершенствованная версия с двигателями PW121 (2100 л.с.).
  • ATR 42-500
  • ATR 42-500 — современная версия, идентичная по внешности с более ранними, за исключением шестилопастных пропеллеров двигателей PW127E, мощностью в 2400 л.с. У этой версии увеличены крейсерская скорость и взлётный вес.
  • ATR 42-600
  • ATR 42-600 — модель, внешне схожая с ATR 42-500, но имеющая еще более высокую техническую и летную эффективность, надежность и низкие топливные и эксплуатационные расходы. На этой модели будет установлен новые двигатели PW127M, которые будут на 5% эффективнее показателей двигателей PW127E.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Схема ATR 42

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ ATR 72

Тип региональный пассажирский самолет
Силовая установка два турбовинтовых двигателя Pratt Whitney Canada PW120 по 2 000 л.с. каждый
Максимальное число пассажиров 50 человек
Практический потолок 7 620 м
Дальность полета 2 100 км
Максимальная взлетная масса 16.7 т
Крейсерская скорость 490 км/ч
Размах крыла 22.57 м
Площадь крыла 54.50 кв. м
Длина 22.67 м
Высота 7.59 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=6550

Самолет ATR 42-500: характеристики, схема мест и фото

С разницей в год, две европейские фирмы разработали проект самолета для региональных линий. Наконец, в начале восьмидесятых годов, французские и итальянские самолетостроители объединились, создав корпорацию под названием ATR.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Авиалайнер ATR 42 для ближне — и среднепротяженных перевозок, компания презентовала в 1984 году. Годом позже получена местная сертификация, а потом североамериканская.

Самолет ATR 42 представляет собой машину, вместимостью от сорока до полусотни пассажиров. Два турбовинтовых мотора позволяют совершать полет на расстояние до 1600 километров. На борту могут расположиться в среднем 46 человек.

  • Лайнер благополучно развивает скорость до 540 км/час, приемлемую для малых линий протяженности.
  • Семейство самолетов ATR 42 со временем пополнялось новыми моделями. Появление модификаций ATR-42-300/320/400/500/600, сопровождалось попытками увеличить мощностные характеристики лайнеров
  • Позже, на смену линейке самолетов ATR-42, пришли модификации ATR-72 (большей пассажировместимости).

Авиапроизводитель ATR спроектировал модель ATR 42-500 через девять лет после базовой версии. Самолет сертифицирован в Европе в 1995 году, почти одновременно начались и первые поставки коммерческим заказчикам.

Характеристики технические ATR 42-500

Лайнер ATR 42-500 – это высокоплан с двумя двигателями PW127 от канадской фирмы Pratt & Whitney. Шестилопастные винты имеют диаметр почти четыре метра. Они выполнены таким образом, чтобы нивелировать вибрацию и снизить уровень шума.

Система небольших микрофонов и динамиков, установлена на борту – она способствует уменьшению шумового воздействия на пассажиров.

Крыло расположено под прямым углом, оно усиленное и это позволяет добиваться высоких скоростей.

Хвостовое оперение в форме буквы Т. Взлетный вес увеличен, самолет обладает большей скоростью (до 560 км/час) и дальностью. Размещение шасси трехопорное, стойки обладают наибольшей прочностью. Грузоподъемные параметры доведены в этой модификации до 5450 килограммов.

Бортовое оборудование компьютеризировано, представлено цифровыми LCD-дисплеями.

Летные параметры ATR 42-500

  • Размах крыла – 24,57 метра
  • Высота машины – 7,59 метра
  • Длина самолета – 22,67 метра
  • Полезная нагрузка – 5450 килограммов или до 50 пассажиров
  • Экипаж – 2 пилота
  • Объем топлива – 5736 литров
  • Вес взлетный наибольший – 18600 килограммов
  • Тяга моторов – 2*2400 л. с.
  • Двигатели – 2 турбовинтовых мотора PW127E
  • Пропеллера диаметр – 3,94 метра
  • Скорость наибольшая – 556 км/час
  • Дальность, расстояние – 1555 километров
  • Потолок, высота полета – 5485 метров
  • Разбег для взлета – 1163 метра

Основные вариации ATR 42

Самолет ATR 42-300 — базовый вариант. Винты на двигателях были четырехлопастные.

ATR 42-320 — усовершенствованный лайнер на основе базовой версии. Самолет оснащен двигателями с большей тягой. Предназначался для эксплуатации в условиях жаркого климата, при повышенных температурах.

ATR 42-500 – эффективный самолет, с мощными двигателями (2400 лошадиных сил), хорошей скоростью и взлетной массой. Отличительной особенностью стали винты с шестью лопастями.

Модель ATR 42-600 имеет, по сравнению с предыдущей версией, большую экономическую, топливную эффективность. Это безопасный и надежный авиалайнер.

Компания ATR специализируется на выпуске машин не только пассажирского сегмента, но и производила военные модификации самолетов.

Расположение мест в салоне и интерьер

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Самолет ATR 42-500 выполняет полеты на линиях небольшой протяженности, следовательно, компоновка обычно состоит из экономического салона. Есть модели, выполненные в индивидуальном плане, для корпоративных полетов и высокопоставленных лиц.

Лайнер может вмещать на борту в среднем от сорока до пятидесяти пассажиров, что отражено и в названии.

Интерьер салона имеет хорошую шумоизоляцию, комфортное освещение и обивку.

Кресла удобные, облегченные. Полки для багажа сделаны большего размера, чем ранее. В полете имеются горячие блюда и напитки.

Читайте также:  По какому паспорту лететь в грузию из россии

Схема салона 2/2, один проход. Обычно имеется 12 рядов. Наилучшим является первый ряд, здесь можно удобно расположиться даже самым высоким пассажирам. Худшими местами считаются кресла в последнем ряду, неблагоприятна близость к туалетам. В хвостовой части салона скапливается очередь в санузлы.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Новости о лайнере ATR 42-500

Производство самолетов, начавшееся в 1995 году, все еще продолжается. Всего самолетов этого семейства выпущено более 400.

В феврале 2018 года российский авиаперевозчик NordStar открыл регулярный маршрут из Красноярска в Якутию (город Удачный). Это очень востребованное направление, полеты проходят с максимальной загрузкой самолета.

Планируется осуществление рейсов дважды в неделю на самолетах марки ATR 42-500, вмещающих 46 пассажиров.

Такие региональные перевозки имеют финансовую поддержку государства, а самолеты приспособлены для полетов в условиях низких температур.

Весной 2018 года компания NordStar начинает воздушное сообщение из города Норильска в Баку. Самолеты ATR 42-500 будут выполнять рейсы через Самару сначала один раз в неделю, потом количество авиасообщений увеличится вдвое.

Компания – перевозчик «НордСтар» имеет в своем парке пять самолетов ATR 42-500.

Самолетами ATR 42-500 летать достаточно комфортно и удобно. Конечно, полеты на таком самолете, неуместно сравнивать с машинами, выполняющими длительные перелеты. Однако, среди региональных моделей своего класса, лайнер занимает не последнее место. Отзывы пассажиров о полетах на этой машине большей частью лестные.

Источник: https://VPolete.online/samoletyi/atr-42-500.html

Самолет ATR 42 — характеристики самолета, обзор салона

Турбовинтовой лайнер ATR 42, разработанный франко-итальянской компанией, начали использовать на перевозках пассажиров в 1985 году. Машина, предназначенная для региональных линий, получила популярность почти сразу.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

ATR-42

Изготавливается несколько модификаций самолета. Сейчас их четыре. Внешних отличий не заметно. Различаются версии в установленных на них двигателях, да в винтах.

В последнее время в серии находится версия АТР-42-500. На нем установлены малошумные шести-лопастные винты, такие, как на предыдущей версии 400, а также более эффективные двигатели.

Они позволяют лайнеру иметь крейсерскую скорость 540километров в час.

Всего до настоящего времени изготовлено более 400 АТР-42 (всех модификаций). В 1988 году началось производство его удлиненной версии АТР-72. Кроме пассажирских выпускаются и грузовые варианты, и военные. Есть и VIP варианты.

Салон и характеристика пассажирских мест

Лайнер оказался довольно востребованным. Он эксплуатируется в различных странах, в том числе и в России. Минимальное число кресел в пассажирском салоне 42, но чаще всего их бывает 46. Возможен вариант салона, при котором устанавливается 50 кресел.

Конечно, по уровню комфорта для пассажиров самолет сильно уступает большим авиалайнерам, обслуживающим межконтинентальные перевозки. Кажется даже, что салон несколько тесен. Такое впечатление становится результатом узости прохода. Может создаться впечатление, что сиденья, граничащие с ним, находятся в непосредственной близости друг от друга.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Салон ATR-42

Однако надо помнить, что пассажиры проводят не так много времени в полете. Напитки и закуску предлагают в салоне не так часто. Пассажиров немного. Так что перемещения по проходу бывают редко.

Проигрывая в уровне комфорта у больших лайнеров, АТР-42 существенно превосходит в этом показатели другие региональные самолеты. Некоторые неудобства из-за неширокого прохода компенсируются очень удобными креслами, благодаря которым время в пути проходит не утомительно.

Кресла в салоне установлены по схеме 2+2 в двенадцать рядов. Последний ряд при варианте 46 мест, имеет кресла только у левого борта. Поскольку недалеко от этих мест находится туалет, их следовало бы назвать неудобными. Но за этим рядом имеется перегородка, за которой расположен посадочный коридор. Дверь в туалет располагается на второй стенке этого коридора.

Но все же, неудобство в этом ряду есть. Спинки кресел здесь откидываются не меньшую величину.

Как обычно в лучшую сторону выделяются места первого ряда, где у пассажиров больше пространства для ног.

При варианте салона на 50 мест, у последних рядов неудобства существуют. В таком случае отсутствует посадочный коридор. Двенадцатый ряд становится полным, а в тринадцатом установлены лишь 2 кресла. Оба ряда располагаются в непосредственной близости от туалета.

Самолет atr 42-500: фото, схема салона

Схема пассажирских мест ATR-42

Заключение

Региональный авиалайнер АТР-42 получил достаточно высокий уровень популярности в России. Особо активно его эксплуатирует авиакомпания NordStar.

Маршруты, обслуживаемые этой компанией, расположены в Сибири и на Крайнем Севере. Число маршрутов постоянно возрастает.

Компания связывает воздушными путями такие города, как Екатеринбург, Томск, Чита, Иркутск, Сургут, Улан-Удэ, Барнаул, Нижневартовск… Список довольно большой.

Расположенные высоко от земли двигатели помогают самолету взлетать и садиться на взлетно-посадочных полосах далеко не лучшего состояния. Лайнеру требуется полоса протяженностью немногим более километра для взлета и посадки. Такими ВПП обычно располагают даже аэродромы небольших городов.

Что касается расстояние, на которое самолет может доставлять пассажиров, то дальность его полета составляет 1130 (в версии 500 – 1500) километров. Крейсерская скорость у лайнера 450 (версия 500 – 560) километров в час.

Расчет стоимости такси в аэропорт

Полезные ссылки для туристов

  • Туристическая страховка — поиск самой дешевой страховки для шенгена и не только;
  • Авиабилеты — поиск выгодных билетов по всем доступным источникам;
  • Такси-трансфер — недорогой трансфер в аэропорт и обратно с возможностью раннего бронирования и онлайн оплаты;
  • Аренда авто — поиск лучших цен по популярным прокатным компаниям во всем мире;
  • Проживание — бронирование отеля в самом популярном гостиничном сайте Booking.

Источник: https://aeroportpro.ru/blog/samolet-atr-42/

ATR 42

У этого термина существуют и другие значения, см. ATR.
ATR 42

Тип

пассажирский самолёт

Разработчик

/ ATR

Производитель

/ ATR

Первый полёт

16 августа 1984 года

Начало эксплуатации

3 декабря 1985 года

Статус

эксплуатируется

Эксплуатанты

FedEx (25)

First Air (13) Aeromar (7)

Годы производства

1984 — н.в.

Единиц произведено

476 (на июль 2017 года)[1]

Варианты

ATR 72
 Медиафайлы на Викискладе

ATR 42 — пассажирский двухмоторный турбовинтовой самолёт для среднемагистральных перелётов. Производитель — франко-итальянский концерн ATR. Самолет выпускается с 1984 года как во Франции, так и в Италии. Номер «42» в имени самолёта означает количество пассажирских мест, которое варьирует между 40 и 50. Рассчитан на дальность до 1500 км. На базе этого самолёта построен ATR 72.

Аэродинамическая схема

Двухмоторный турбовинтовой высокоплан с прямым крылом и однокилевым Т-образным оперением.

Разработка

Семейство ATR в трёх проекциях

ATR 42 в его первой версии был анонсирован в 1981 году, совершил первый полёт 16 августа 1984 года, был сертифицирован в сентябре 1985 года. Первые коммерческие полёты данного типа ВС начались в декабре 1985 года.

Салон самолёта рассчитан на 46 пассажиров, крейсерская скорость составляет 540 км/ч. Дальность полёта при полной коммерческой загрузке составляет 1500 километров.

Варианты

ATR 42-300

ATR 42-200F авиакомпании FedEx

Оригинальный ATR 42, оснащённый двигателями Pratt & Whitney Canada PW-120 мощностью в 2000 л. с.

ATR 42-320

ATR 42-320 авиакомпании Aeromar

Усовершенствованная версия ATR 42-300 с двигателями PW121 (2100 л. с.).

ATR 42-500

ATR 42-500 авиакомпании Air Littoral

Современная версия, идентичная по внешнему виду с более ранними, за исключением шестилопастных пропеллеров двигателей PW127E, мощностью в 2400 л. с. У этой версии увеличены крейсерская скорость и взлётный вес.

ATR 42-600

Модель, внешне схожая с ATR 42-500, но имеющая ещё более высокую техническую и лётную эффективность, надёжность, низкие топливные и эксплуатационные расходы. На этой модели будут установлены новые двигатели PW127M, которые будут на 5 % эффективнее показателей двигателей PW127E.

Лётно-технические характеристики

Приведённые характеристики соответствуют модификации ATR 42-500.
Источник данных: Jane's [2]

Технические характеристики

  • Экипаж: 2 пилота
  • Пассажировместимость: до 50 человек
  • Грузоподъёмность: 5450 кг
  • Длина: 22,67 м
  • Размах крыла: 24,57 м
  • Высота: 7,59 м
  • Площадь крыла: 54,5 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 11,1
  • База шасси: 8,78 м
  • Колея шасси: 4,1 м
  • Масса снаряжённого: 11 250 кг
  • Максимальная взлётная масса: 18 600 кг
  • Максимальная стояночная масса: 18 770 кг
  • Максимальная посадочная масса: 18 300 кг
  • Максимальная масса без топлива: 16 700 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 4500 кг
  • Объём топливных баков: 5736 л
  • Силовая установка: 2 × ТВД Pratt & Whitney Canada PW127E
  • Мощность двигателей: 2 × 2400 л. с. (2 × 1790 кВт)
  • Воздушный винт: Hamilton Standard 568F, 6-лопастной
  • Диаметр винта: 3,94 м

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 556 км/ч
  • Практическая дальность: 1555 км (с 48 пассажирами)
  • Перегоночная дальность: 2963 км
  • Практический потолок: 5485 м
  • Нагрузка на крыло: 341,3 кг/м²
  • Тяговооружённость: 192,3 Вт/кг (5,20 кг/кВт)
  • Длина разбега: 1163 м
  • Длина пробега: 1040 м

Аварии и катастрофы

По данным сайта Aviation Safety Network, по состоянию на 20 июля 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 34 самолёта ATR-42.[3] ATR-42 пытались угнать 4 раза, при этом погибли 2 человека. Всего в этих происшествиях погибло 276 человек.[4]

Дата

Бортовой номер

Место

Жертвы

Краткое описание

15.10.1987 I-ATRH Альпы 37/37 Малая скорость при наборе высоты в условиях обледенения, сваливание.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/ATR_42

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector