АН-124 Руслан (по классификации НАТО Condor) разработан в АНТК, в Киеве, Украина. Он производился государственным авиационным заводом Авиант в городе Киев, и заводом Авиастар, Ульяновск, Россия. Руслан предназначен для доставки и десантирования тяжелых и крупногабаритных грузов на дальние расстояния, в том числе машин, оборудования и личного состава войск. Разработка Ан-124 началось в 1979 году. Свой первый полет Ан-124 совершил в декабре 1982 года, принят в эксплуатацию в январе 1986 года. Самолет был впервые представлен на Парижском авиасалоне в 1985 году. Он получил гражданский сертификат в 1992 году. Согласно реестру самолетов Ан, на 2013 год построено 55 единиц данного самолета.
В Российской армии по различным данным эксплуатируется 25 самолетов Ан-124.
Кампания «Волга-Днепр” (Россия) имеет десять самолетов Ан-124. Компания «Полет” (Россия) эксплуатируется восемь Ан-124. В 2004 году на государственном авиационном заводе Авиант в Киеве собран Ан-124-100 из частей, имевшихся на складе, он был продан в Объединенные Арабские Эмираты в 2004 году. В сентябре 2004 года правительство России и Украины объявило, что серийное производство Ан-124 будет запущено вновь. Согласно ранее озвученным заявлениям должно быть выпущено 80 самолетов Ан-124-100М Авиастаром и Авиантом в период между 2007 и 2020 годами.
Ан-124 оснащен относительно толстым (12%) стреловидными сверхкритичным крылом, которое дает высокую аэродинамическую эффективность и, следовательно, большую дальность полета. Шасси и погрузочное оборудование обеспечивает самодостаточную эксплуатацию самолета на бетонных и грунтовых взлетно-посадочных полосах. Бортовое погрузочно-разгрузочное оборудование позволяет загружать и выгружать самолет без помощи наземных средств. Два грузовых люка (спереди и сзади) являются отличительной конструктивной особенностью самолета. Носовая часть фюзеляжа откидывается вверх, чтобы открыть передний грузовой люк, имеется грузовой люк в хвостовой части фюзеляжа. Комплекс бортового оборудования обеспечивает возможность выполнять полеты днем и ночью, по правилам визуальных полетов и правилам полетов по приборам (ПВП и ППП), согласно погодных условий.
На борту самолета функционируют 34 компьютера, объединенных в четыре основные системы: навигации, автоматического пилотирования, дистанционного управления и контроля.
Интегрированный пилотажно-прицельно-навигационная система включает в себя: автономные системы навигации, систему определения высоты и скорости, систему боевого управления полетами, систему ближней радионавигации и систему посадки, система глобального позиционирования, автоматический радиокомпас, радар наземного наблюдения, а так же другое оборудование. Кроме того установлена система предупреждения опасного сближения (TCAS 2000), предупреждения о сближении с землей и система спутниковой связи. Он может эксплуатироваться при температуре 60 ° C ниже нуля, и 45 ° С выше нуля. В настоящее время он используется для перевозки коммерческих грузов по всему миру, в Российской армии, а так же в интересах НАТО по соответствующим соглашениям. В июле и августе 2013 года появилась информация о том, что самолет начал производится на заводе в Ульяновске.
Согласно Государственной программе вооружений России, первые самолеты Ан-124 (глубоко модернизированные) должны быть переданы заказчику уже в 2016 году, а до 2020 года их будет поставлено не менее 10. Но данных о том, что они заложены в производство на октябрь 2013 нет.
Технические характеристики транспортного самолета Ан-124:
Разработчик | ОКБ им. О.К.Антонова | |
Обозначение | Ан-124 «Руслан» | |
Кодовое обозначение NATO | Condor (Кондор) | |
Тип | тяжелый военно-транспортный самолет | |
Первый полет | 21 декабря 1982 г. | |
Принят на вооружение | январь 1987 г. | |
Экипаж, чел | 6 (7) | |
Максимальное число мест, чел | 88 | |
Длина самолета, м | 69,1 | |
Размах крыла, м | 73,3 | |
Площадь крыла, м2 | 628,5 | |
Стреловидность крыла по передней кромке | 35-32° | |
Высота, м | 21,08 | |
Габариты грузовой кабины, м | 4.4 x 6.4 x 36.5 | |
Длина грузовой кабины с рампами, м | 43,7 | |
Объем салона, м3 | 1027,8 | |
Масса взлетная максимальная, кг | 392000 (405) | |
Максимальная снаряженного, кг | 325 000 | |
Масса пустого самолета, кг | 180000 | |
Максимальная коммерческая нагрузка, кг | 150000 | |
Запас топлива, л | 230000 | |
Число двигателей | 4 | |
Тип двигателя | ТРДД Д-18Т | |
Мощность двигателя, кгс (кН) | 4х 23400 (229,75) | |
Скорость полета, км/ч | крейсерская | 800 |
максимальная | 865 | |
Крейсерская высота полета, м | 10000 | |
Потолок, м | 12100 | |
Дальность полета, км | максимальная | 16090 |
с грузом 120 т | 5000 | |
Длина разбега при взлетной массе, м | нормальной | 2520 |
максимальной | 3000 | |
Длина пробега при максимальной посадочной массе, м | 900 | |
Потребная длина ВПП, м. | 3000 |
Источник: https://mostinfo.su/776-samolet-an-124-ruslan-opisanie-i-tth.html
Технические характеристики самолета Руслан
Самолет Ан-124, более известный как «Руслан», является самым большим грузовым лайнером, запущенным в массовое производство.
Этот авиалайнер был создан советскими инженерами, что принимали участие в разработке самого большого транспортного самолета «Мрия».
Ан-124 имеет впечатляющие характеристики и является обладателем двадцати одного мирового рекорда. В нашей статье мы предлагаем обсудить технические характеристики самолета Руслан.
АН-124 создавался, как ответ Советского Союза на созданный США Lockheed C-5 Galaxy
История создания авиалайнера
Рассматриваемая модель воздушного судна была создана во время холодной войны между США и СССР. Этот лайнер стал своеобразным ответом отечественных конструкторов американским инженерам, которые занимались разработкой самолета Lockheed C-5 Galaxy.
Главной задачей отечественных конструкторов стала разработка воздушного судна, способного поднять в воздух до ста пятидесяти тонн различного груза. Первые чертежи будущего «гиганта» авиационной индустрии были представлены правительству в начале семидесятых годов прошлого столетия.
В тысяча девятьсот семьдесят третьем году была создана специальная группа, которая занималась вопросами, связанными с улучшением аэродинамических свойств будущего судна.
Конструкторы, работающие над созданием этого лайнера, придумали множество различных технологий, неимеющих аналогов.
Тестовые испытания новой модели транспортного корабля состоялись в конце декабря тысяча девятьсот восемьдесят второго года. После проведения этих испытаний, первый экземпляр этого судна отправился на парижскую авиационную выставку. До развала СССР киевские конструкторы создали пятьдесят шесть единиц данной транспортной техники.
Рассматриваемый лайнер создавался с целью транспортировки военной техники, включая танки и баллистические ракеты. На первых этапах выпуска этой модели конструкторы не планировали использовать это судно в гражданских целях.
После распада Советского Союза у военных исчезла необходимость в использовании этого воздушного корабля. Все самолеты были переоборудованы в соответствии с нуждами коммерческих структур, занимающихся перевозками разных грузов.
Здесь нужно отметить, что инженеры модернизировали грузовую кабину и начали использовать новые двигатели.
Создание данных самолетов было остановлено по причине высокой стоимости этого проекта. Создание одного транспортного корабля обходилось конструкторскому бюро в сто миллионов долларов. В начале нулевых, власти России и Украины подписали договор о возобновлении работы над этой моделью. Однако конфликт между странами стал причиной повторного закрытия проекта.
Технические характеристики
Самолет Ан-124 относится к категории высокопланов, оснащенных четырьмя двухконтурными двигателями. Основной особенностью это лайнера являются его крылья, имеющие стреловидную форму.
Сам лайнер состоит из двух ярусов. Нижний ярус используется в качестве грузовой палубы. Здесь установлены различные приборы, облегчающие процесс погрузки.
В качестве напольного покрытия используются титановые пластины, что значительно увеличивает прочность конструкции.
Верхняя палуба используется для размещения пассажиров, сопровождающих груз. Этот отсек способен вместить двадцать одного человека. Каждый из отсеков полностью герметичен, что увеличивает уровень безопасности воздушного судна.
Установка шасси, состоящих из нескольких опор, позволила значительно упростить погрузку груза в данный самолет. Грузовые люки установлены не только в хвостовой, но и в носовой части лайнера.
Помимо этого, использование многоопорных шасси, позволило пилотам использовать в качестве взлетно-посадочной полосы любые грунтовые покрытия.
Навигационная система и управление самим судном работают в автоматическом режиме.
Этот лайнер можно пилотировать при любых метеорологических условиях, что позволяет использовать транспортное средство для транспортировки войск и военной техники в зоны вооруженных конфликтов.
Здесь нужно отметить, что в воздушном флоте НАТО имеется несколько моделей данного самолета. Лайнер, переоборудованный под военные нужды, способен вместить восемьсот восемьдесят пехотинцев и четыреста сорок десантников.
Размеры самолета Руслан потрясают воображение. Длина этого авиалайнера составляет шестьдесят девять метров, при высоте в двадцать метров семьдесят восемь сантиметров. Размах крыльев этого гиганта превышает отметку в семьдесят три метра. Вес самолета Руслан составляет сто семьдесят три тонны.
Лайнер способен подняться в небо, перевозя около ста двадцати тонн разного груза в сочетании с «моногрузом» массой в пятьдесят тысяч килограммов. Средняя скорость перемещения в воздухе варьируется от семисот пятидесяти до восьмисот километров в час.
Дальность перелета составляет четыре с половиной тысячи километров.
Всего было произведено около 56 моделей этого самолета
Конструктивные особенности
На момент своего создания, данный авиалайнер имел уникальные технические характеристики. Среди его конструктивных особенностей необходимо выделить:
- Наличие сверхточной системы электроснабжения.
- Оснащение двадцатью четырьмя компьютерами, объединенными в систему автоматизированного управления полетом.
- Наличие мощного гидравлического комплекса и надежной навигационной системой.
- Установка одной из лучших систем жизнеобеспечения пилотов и лиц, находящихся в пассажирском отсеке.
- Помимо этого, на данном лайнере установлен навигационно-прицельный комплекс оборудования и самая современная радионавигационная техника.
Вышеперечисленные приборы позволяют использовать данный самолет в любых метеорологических условиях. Для того чтобы улучшить аэродинамику воздушного корабля, конструкторы использовали специальные материалы, позволяющие увеличить толщину крыльев.
Сами крылья обладают стреловидной формой. Грузоподъемность самолета Руслан достигает отметки в сто пятьдесят тонн. Полностью загруженный лайнер способен преодолеть дистанцию в пять с половиной тысяч километров.
Максимальная дальность полета пустого лайнера составляет одиннадцать тысяч километров.
Существующие модификации
Конструкторское бюро Антонова создало четыре модификации рассматриваемого «гиганта». Базовая модель данного судна использовалась в военных целях.
Эта модель использовалась как платформа для создания Ан-124-100, в которой отсутствует военная техника.
Извлечение военных приборов позволило превратить лайнер в стандартный грузовой самолет, который могут использовать коммерческие структуры. Данная модификация использовалась для создания следующих моделей:
- Ан-124-100М. Это модернизированное судно оснащалось более совершенной системой бортового радиоэлектронного оборудования. Кабина пилотов стала вмещать четыре человека, вместо восьми. Помимо этого, конструкторы использовали мощные звукопоглощающие элементы при создании этого гражданского лайнера. Главной отличительной чертой этой модификации является повышенная безопасность и более точная навигационная система;
- АН-124-100М-150. Этот лайнер копирует все достоинства вышеописанной модификации. При создании этой модели конструкторы уделяли повышенное внимание грузоподъемности воздушного корабля, которая увеличилась до ста пятидесяти тонн. При наличии столь тяжелого груза лайнер способен преодолеть расстояние в пять с половиной тысяч километров.
- Одной из последних разработок конструкторского бюро стала модификация Ан-124-102. Создатели этой модели работают над улучшением взлетно-посадочных характеристик воздушного корабля. В планах инженеров сокращение числа пилотов, управляющих судном, до трех человек. Помимо этого, на данную модель авиалайнера будет установлена самая современная навигационная система.
Ан-124 «Руслан» — советский тяжёлый дальний транспортный самолёт разработки ОКБ им. О. К. Антонова
Заключение
В данной статье мы обсудили вопрос о том, сколько весит самолет Руслан и другие технические особенности этого лайнера.
Следует отметить, что в тысяча девятьсот восемьдесят девятом году этот самолет использовался для транспортировки музыкального оборудования, принадлежащего группе Pink Floyd. Спустя всего четыре года, данный самолет был арендован Майклом Джексоном.
«Руслан» использовался для транспортировки оборудования, применяющегося во время ликвидации пожара на атомной станции Фукусима.
Источник: https://prosamolet.com/raznoe/harakteristiki-samoleta-ruslan-gruzopodemnost-ves-razmery.html
Транспортный самолет Ан-124
23.09.2019
Грузовой самолет Ан-124-100 на взлете
Огромные грузовые самолёты неизменно привлекают внимание людей, даже если эти машины просто стоят на аэродроме. Кажется просто невероятным, что столь масштабное сооружение может подняться в воздух.
Конечно, летающие «грузовики» создавали не для того, чтобы поразить чьё-либо воображение.
Они используются в тех случаях, когда требуется в сжатые сроки доставить по назначению огромные турбины электростанций, поезда метро, а также любые другие тяжелые предметы со значительными габаритами.
Первоначальное же предназначение подобных самолетов – это перевозка солдат и военной техники. Именно для этого был разработан самый большой в мире серийный грузовой самолет Ан 124 «Руслан». Создавали его еще в СССР, а после распада этого государства строительство машины продолжалось на украинских и российских предприятиях.
История разработки транспортного самолета Ан-124 «Руслан»
В 60-е годы прошлого века на счету у советского авиаконструктора Антонова уже было несколько удачных самолетов, которые использовались для перевозки пассажиров и доставки грузов. Наиболее известным из них стал «Антей» — военно-транспортный Ан-22.
«Антей» — тяжелый турбовинтовой Ан-22
Он был способен поднять в воздух до 60 тонн полезной нагрузки – рекордный для тех лет показатель. Но почивать на лаврах было нельзя, ведь в США уже спроектировали C-5 Galaxy – намного более крупный и мощный по своим ТТХ военно-транспортный самолет, чем «Антей».
Американский самолет С-5 Galaxy – предшественник и конкурент Ан-124
Чтобы догнать заокеанских конкурентов, требовалось повысить грузоподъемность в два раза. Задача была сложной, однако, уже в середине 1967 года конструкторы Киевского механического завода (ныне АНТК имени О.К. Антонова) разработали сразу два проекта новых военно-транспортных самолетов – Ан 124 и Ан-126.
Изучение подготовленной технической документации и чертежей по неясным причинам сильно затянулось.
Лишь в феврале 1972 года на уровне Совета Министров СССР было принято решение о выборе в качестве основного варианта для дальнейшей разработки и строительства проекта четырёхмоторного «грузовика» Ан-124.
К тому времени прошло уже четыре года с момента первого полёта американского транспортного «Гэлакси».
Следует отметить, что Ан-126 мог стать еще более «грузоподъемной» машиной. Его предполагалось оснастить шестью двигателями, что давало возможность поднимать в воздух до 150 тонн груза против 120 тонн у Ан-124. Проектирование такого самолета посчитали тогда рискованной и преждевременной затеей.
Не исключено, что такие опасения были оправданы, ведь и создание «Руслана» потребовало исключительных усилий.
Все работы велись в рамках особой комплексно-целевой программы, в ходе реализации которой приходилось одновременно развивать металлургию, электронику и моторостроение, создавать новые полимерные материалы с особыми свойствами и совершенствовать технологию.
Ан-124 в заводском цеху. Сборка первоначально осуществлялась в Киеве, но значительную часть планера изготавливали в Ташкенте, шасси – в Куйбышеве (ныне Самара), гидравлику – в Москве
Ан-124 нельзя называть «украинским», как это иногда делается в наши дни. Над его созданием трудился буквально весь Советский Союз. Именно это позволило крылатой машине обрести те характеристики, которые и сегодня еще остаются рекордными для серийных транспортных самолетов.
Первый экземпляр Ан-124 был выведен из сборочного цеха 24 октября 1982 года. В торжественной процедуре принял личное участие О.К. Антонов. Всё это происходило, как и последующие испытательные «пробежки» машины, в тёмное время суток. Самолёт тщательно скрывали от посторонних глаз. Спустя ровно два месяца огромная крылатая машина, уже получившая имя «Руслан», впервые поднялась в воздух.
В 1985 году самолёт впервые был продемонстрирован на авиасалоне в Ле-Бурже. Примечательно, что поначалу западные эксперты не поверили в то, что Ан «Руслан» обладает заявленными характеристиками.
Чтобы доказать всем превосходство советской новинки над всеми другими грузовыми самолетами, пришлось провести показательные полёты, в ходе которых сразу же было установлено более 20 мировых рекордов.
После этого стало понятно, что американский С-5 уже не является лучшим в своём классе.
Последние годы существования СССР были не лучшим временем для самолетостроителей. Возможно, из-за этого летные испытания Ан-124 затянулись.
Лишь в 1991 году этот самолет был официально принят на вооружение советской военно-транспортной авиации.
Правда, фактическая эксплуатация «Руслана» к этому моменту уже осуществлялась, притом не только в армии. Интерес к самолету проявляли многие коммерческие фирмы.
Распад СССР сорвал все планы по дальнейшему производству Ан-124. Незначительное количество «Русланов» всё же было построено, но после 2004 года не было сдано заказчикам ни одной новой машины. Россия и Украина вели длительные и сложные переговоры по этому вопросу, сроки возобновления выпуска самолетов постоянно сдвигались, а потом в Киеве случился «Евромайдан».
Скорее всего, новые «Русланы» уже не появятся. Серия противоречивых заявлений различных чиновников, представляющих как российское, так и украинское правительство, не настраивает на оптимистический лад. Между тем конструкция Ан-124 постепенно устаревает, и вскоре он может утратить свои лидирующие позиции.
Особенности конструкции
По своей аэродинамической схеме самолет Ан 124 представляет собой широкофюзеляжный высокоплан с одним килем. Обращает на себя внимание суперкритический профиль крыла. В 70-е годы, когда разрабатывался самолет, это было новшеством, причем довольно рискованным.
Окончательное решение о выборе именно такого профиля было принято О. К. Антоновым лично, вопреки мнению большинства специалистов по аэродинамике. В результате крылья удалось сделать «толстыми», что намного упростило их изготовление и позволило увеличить емкость топливных баков.
При этом лобовое сопротивление не изменилось, а грузоподъемность «Руслана» удалось увеличить.
Грузовой отсек самолета Ан-124. На заднем плане можно увидеть служебную лестницу
При изготовлении самолета использованы алюминиевые детали крыла и фюзеляжа значительной длины. Ранее такие элементы делались сборными, что увеличивало их вес и снижало прочность.
Для отливки подобных изделий пришлось построить новую производственную линию, которая обеспечивала идеальную равномерность остывания алюминия после отливки. Этот процесс контролировался лучшими на тот момент советскими компьютерами.
За рубежом таких технологий тогда еще не было.
Внутренняя компоновка гигантского самолета – «двухэтажная». Нижний ярус используется для размещения грузов. На верхнем находятся кабины для двух экипажей (один из них — сменный) и помещение для сопровождающих.
Ан-124, подобно C-5 Galaxy, оборудован двумя грузовыми люками, размещенными в носовой и хвостовой частях самолета.
Кроме того, на борту имеется вспомогательное оборудование – лебёдки, мостовые краны и другие приспособления.
Силовая установка
Грузовой самолёт «Руслан» оснащается четырьмя двигателями Д-18Т. Его непосредственным прототипом первоначально должен был стать американский TF-39, созданный инженерами компании General Electric, однако вскоре выяснилось, что этот мотор не обладает необходимым ресурсом. В результате за основу был принят Д-36 — двигатель, разработанный для самолетов Як-42.
Основной двигатель Ан-124, Д-18Т. Создан в Запорожье на предприятии «Мотор Сич» (современное название)
Тягу на взлетном режиме удалось довести до 23 430 кгс. Для сравнения можно отметить, что моторы С-5 Galaxy выдавали лишь 18 200 кгс. Конструкция Д-18Т – модульная, что позволяет эксплуатировать его без проведения заводского ремонта.
В то же время обеспечивается сравнительно низкий уровень шума и умеренный расход топлива. Именно двигатель дал возможность широкого применения «Руслана» в гражданской авиации.
Создателям военного «Гэлакси» добиться этого не удалось: «коммерческий» L-500 оказался неудачной машиной.
Ан-124 оборудуется двумя вспомогательными силовыми установками, что располагаются в гондолах шасси и используются обычно для подачи электроэнергии при запуске основных моторов.
Топливная система
Каждый из четырёх основных двигателей самолета питается горючим из трёх «индивидуальных» баков. Подача топлива происходит поочередно, по мере его выработки. Имеется также отдельный «общий» бак, соединенный со всеми моторами. Все тринадцать емкостей для горючего размещены в толстом крыле «Руслана».
Заправка может осуществляться либо через верхние горловины баков, либо через четыре узла, находящихся в передней части обтекателей основного шасси. Качество топлива контролируется особой автоматической системой.
При образовании в баках «отстоя», может быть выполнен его одновременный централизованный слив.
Расходование горючего осуществляется таким образом, чтобы не нарушалась центровка самолета – за этим следит бортовая электроника.
Техник выполняет заправку Ан-124 через горловину в обтекателе шасси
Гидравлический комплекс
Каждый из четырёх моторов «Руслана» подключен к двум мощным плунжерным насосам. Восемь этих устройств являются основными источниками давления для всего комплекса бортовой гидравлики. В дополнение к основным насосам самолет оборудован турбонасосными установками, гидротрансформаторами и станциями НС-55А5 с электрическим приводом.
Система управления полётом
Ан-124 отличается компоновкой с малым запасом статической устойчивости, что обусловлено применением сверхкритического профиля крыла. Поэтому для самолета была разработана электродистанционная система управления (ЭДСУ), применявшаяся ранее лишь на истребителях.
Необходимо было учитывать огромные размеры машины, обуславливавшие заметное увеличение естественных тепловых и нагрузочных деформаций в ходе полета. Использование обычных элементов управления сделало бы Ан-124 слишком тяжёлым, а это было недопустимо.
ЭДСУ намного упростила работу экипажа, исключила возникновение флаттера — сваливания и срыва в штопор.
С целью повышения уровня безопасности полетов, самолет оборудован бортовой автоматизированной системой контроля, которая отслеживает параметры работы всех узлов и механизмов Ан-124 — от двигателей и до кондиционеров. Кроме того, осуществляется «надзор» за действиями лётчиков. Система не позволяет им нарушать имеющиеся инструкции и предписания.
Кабина пилотов Ан-124. Основные органы управления – традиционные штурвалы
Шасси
Несмотря на свои огромные размеры и грузоподъемность, Ан-124 может успешно использоваться на грунтовых аэродромах. Обеспечивается это благодаря двум массивным основным опорам шасси.
Каждая из них имеет 10 колёс на пяти амортизированных стойках. Первая и пятая оси могут поворачиваться, что упрощает перемещение по рулёжным дорожкам.
Колёса оборудованы тормозами, причем во время их использования стойки обдуваются направленным потоком воздуха, обеспечивающим охлаждение дисков.
Шасси оборудованы механизмами, позволяющими «подгибать» опоры, опуская фюзеляж или наклоняя вниз его носовую часть. Когда самолет «приседает на колени», разгружать его намного проще, особенно при перевозке крупных моногрузов.
Связное оборудование
Переговоры между экипажем Ан-124 и наземными диспетчерами обеспечиваются за счет использования коротковолновой бортовой радиостанции и КВ-приёмника. Для внутренней связи применяется коммутатор П-514-2-1. Переговоры при этом фиксируются специальным магнитофоном. Вся эта аппаратура, вместе с модулем управления, входит в состав комплекса ТИП-1Б2.
Дополнительно «Руслан» комплектуется «гражданской» приемопередающей станцией «Орлан-85СТ» и радиобуем КОСПАС АРБ-ПК. При крушениях и вынужденных посадках в удаленной местности может использоваться аварийная станция Р-855А1.
Загрузка Ан-124 через переднюю рампу. Шасси подогнуты, фюзеляж накренен носом к земле
Пилотажно-навигационный прицельный комплекс
Важной частью бортового оборудования Ан-124 является ПНПК «Купол-124». Аналогичные по своему назначению комплексы устанавливались и на другие самолеты военно-транспортной авиации, в частности, на Ан-22 и Ил-76, однако, для «Руслана» была создана особая модификация.
В состав комплекса вошли:
- Две радиолокационные станции (для обзора земной поверхности и передней полусферы пространства);
- Система автоматического управления;
- Бортовые компьютеры А-821 (один из них — резервный);
- Система навигации А-826. Принцип действия – инерциальный;
- Оборудование, предупреждающее о сближении с землей на высокой скорости;
- Аппаратура индикации, управления и связи;
- А-825 — пилотажное оборудование;
- Системы воздушных сигналов.
При обслуживании самолета на земле используется установленная на борту аппаратура объективного контроля. Обеспечено четырёхкратное резервирование работы электронной аппаратуры, управляющей креном, курсом и тангажом в ходе полета.
Радиолокационное и радиотехническое оборудование
Помимо уже упомянутых РЛС, входящих в состав пилотажно-навигационного комплекса, самолет оснащен радиокомпасом А-318, радиовысотомером А-034 и отдельной астронавигационной системой А-829.
Места для операторов бортового оборудования Ан-124 находятся позади пилотских кресел
На борту установлены так называемые ответчики, благодаря которым Ан-124 отображается на экранах гражданских и военных диспетчерских служб. Эти приборы обозначаются как УВД СО-72М и СРО-2П (изделие 6202). Кроме того, используется радиооборудование, обеспечивающее взлёт и посадку машины на аэродромы, имеющие дальние и ближние приводные станции.
Боковое смещение самолета и его скорость контролируются допплеровским измерителем ДИСС Ш013В.
Тактико-технические характеристики
Основные эксплуатационные параметры, которыми обладает Ан 124 «Руслан»:
Максимальный взлётный вес | 405 тонн |
Вес пустого самолета | 173 тонны |
Запас горючего во внутренних баках | 213,714 тонны |
Длина самолета | 69,1 м |
Высота | 20,78 м |
Размах крыла | 73,3 м |
Скорость | 865 км/ч — максимальная, 800 км/ч – крейсерская |
Дальность полета | 7 500 км с грузом 80 тонн, 4 800 – с грузом в 120 тонн |
Практический потолок | 11 600 м |
Максимальная грузоподъемность «по паспорту» составляет 120 тонн, однако на практике самолет перевозил иногда и 132 тонны.
Кроме того, необходимо учитывать, что если для C-5 Galaxy максимальная разрешенная масса «моногруза» составляет 50 тонн, то «Руслан» может перевозить столько же без получения специального разрешения.
При оформлении этого документа допустимый вес «моногруза» достигает 120 тонн.
Еще один «негабаритный» груз доставлен по назначению
Достоинства и недостатки
Основным преимуществом «Руслана» была и остаётся его уникальная грузоподъемность в сочетании со способностью перевозить крупногабаритные предметы.
Есть и другие достоинства:
- Простота пилотирования. Для такой огромной машины это очень ценная характеристика. Летчики особо отмечают «мягкость» приземления на массивные шасси;
- Хорошо продуманная внутренняя компоновка, наличие удобных для погрузки и выгрузки люков;
- Наличие системы «подгибания» шасси;
- Высокий уровень надёжности всех бортовых систем.
Во многих случаях обеспечить скоростную доставку грузов способен только «Руслан» . Не случайно этот самолет был привлечен для выполнения заданий Организации Объединенных Наций.
Недостатков у Ан-124 два. Первый из них – высокая стоимость перевозок, по сравнению с транспортными версиями Boeing 747. Из-за этого «Русланы» применяют лишь в тех случаях, когда требуется погрузка с использованием рампы: на это «Боинги» просто неспособны. Второй недостаток – явно устаревшее оборудование пилотской кабины, не отвечающее требованиям сегодняшнего дня.
Модификации Ан-124
Ан-124-100М-150 – модификация с увеличенной до 150 тонн грузоподъемностью
Вариантов у самолета «Руслан» сравнительно немного:
- Ан-124. Исходная модификация, предназначавшаяся для советской военно-транспортной авиации;
- Ан-124-100. «Демобилизованный» вариант самолета. Используется в коммерческих целях. Внесены изменения в бортовое оборудование, в частности, модернизирован пилотажно-навигационный комплекс, использованы приборы с американской системой измерения (скорость – в узлах, высота – в футах);
- Ан-124-100М. В состав экипажа этого варианта «Руслана» входит не 6 человек, а только 4. Сокращение достигнуто благодаря усовершенствованию бортовой электроники;
- Ан-124-100М-150. Модификация самолета с увеличенной до 150 тонн грузоподъемностью. Существует также вариант 124-100-150 с прежним составом бортового оборудования.
Модернизация «Руслана» до уровня 124-100М была осуществлена только в российской военно-транспортной авиации. Всего имеется 22 такие машины. Перспективы дальнейшего развития самолёта остаются туманными, в том числе и из-за напряженных отношений с Украиной.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них
Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/an-124-ruslan/
Самолет Ан-124 Руслан
- описание и технические характеристики модели Ан-124 Руслан
- страна и компания-производитель
- размеры, число мест, летные данные и фото самолета
Гражданский, Грузовой Самолеты
Производитель: ОКБ О.К.Антонова, Украина
Дополнительно
Ан-124 предназначен для доставки войск, боевой техники и вооружения из глубокого тыла на театры военных действий, перевозки крупногабаритных грузов в любую точку земного шара. В самолете широко применяются композиционные материалы. Пол выполнен из титанового сплава.
Многостоечное шасси, снабженное 24 колесами, позволяет использовать самолет с грунтовых взлетно-посадочных полос, а также изменять стояночный клиренс и угол наклона фюзеляжа, что облегчает проведение погрузочно-разгрузочных работ.
Ан-124 вернул СССР лидерство в тяжелой транспортной авиации, лишив Lockheed C-5 Galaxy титула самого большого самолета в мире. В 1985 г. на самолете Ан-124 «Руслан» был установлен 21 мировой рекорд, в том числе по грузоподъемности (171219 кг на высоту 10750 м), а 6 мая 1987 г. был установлен мировой рекорд дальности полета по замкнутому маршруту (20150,92 км).
Первый полет лайнера состоялся 26 декабря 1982 года. Поставки начались в 1987 году.
Модификации: Ан-124-100. Самолет Ан-124-100 для коммерческих грузовых перевозок. Ан-124А — разрабатываемая модификация, имеющая улучшенные ВПХ, что обеспечит его эксплуатацию с аэродромов 2-го класса.
Ан-124-200/210. В 1999 г. АНТК им. О.К. Антонова, российское ОАО «Авиастар» и английская авиатранспортная компания Air Foyle подготовили и передали совместное предложение по предоставлению в лизинг министерству обороны Великобритании нового варианта «Руслана» — самолет Ан-124-210, оснащенного двигателями RB211-524Н-Т (тягой 264 кН) фирмы «Rollce-Royce».
Летные характеристики
- Максимальная скорость: 865 км/ч Крейсерская скорость: 800 км/ч Дальность перегоночная: 16500 км Дальность действия: 5000 км Дальность полета с резервами топлива: — с грузом 120 тонн: 4800 км; — с грузом 40 тонн: 12000 км; — перегоночная: 15700 км; Практический потолок: 12000 м
- Длина разбега при нормальной взлетной массе: 2520 м
Варианты написания (синонимы)
Ан124 Руслан, AN124 Ruslan
Двигатели
4 турбореактивных двигателя Д-18T или RB-211-524Н-Т
Размеры
Размах крыльев: 73.3 м Длина самолета: 69.1 м Высота самолета: 20.8 м
Площадь крыла: 628.5 кв.м
Число мест
Экипаж: 4-6 чел в зависимости от модификации. Сопровождающих: до 88 человек
Массы и нагрузки
- Максимальный взлетная масса: 405000 кг Нормальная взлетная масса: 205000 кг Масса пустого самолета: 180000 кг
- Максимальный вес топлива: 230 т.
Источник: https://avia.tutu.ru/plane/81f2a4/
Самолет Руслан (Ан-124)
Легендарный самолет Ан-124, более известный как «Руслан» является самым грузоподъемным в мире серийный грузовой самолет. На время создания, был также самым большим (по габаритам) самолетом в мире. Установив порядка 30 рекордов, его технические характеристики впечатляют по сей день.
История создания
К середине 70-х годов ХХ века, ракетная гонка вооружений между США и СССР приобрела характер фехтовального поединка. Каждая из сторон, испытав новую мощную и дальнобойную ракету, стремилась нанести укол как можно больнее, и в самое незащищенное место противника.
Таким незащищенным местом в сфере советского ракетостроения был вопрос транспортировки на дальние расстояния нестандартных по габаритам частей шахтных и передвижных межконтинентальных ракет.
Эксплуатировавшийся в армии парк тяжелых широкофюзеляжных самолетов не отвечал совершенно новым тактико-техническим требованиям.
Необходимо было не реконструировать старые самолеты, а проектировать и строить совершенно новые образцы, способные в разы увеличить тоннаж и габариты перевозимых грузов.
Таким образцом стал проект транспортного самолета, разработанный в КБ имени Антонова — Ан-124 (или Condor по классификации НАТО). Первые летные испытания транспортника прошли на аэродроме в Гостомеле под Киевом в конце декабря 1982 года.
- Всего, Киевским авиационным заводом за 20 лет было произведено 55 самолетов и один испытательный прототип.
Конструкторским бюро им. О.К.Антонова спроектированы несколько модификаций базового самолета:
- Изделие «400» – базовый вариант, который использовался для испытаний и доводки первого серийного образца.
- Ан-124 – первая модификация военнотранспортного самолета.
- Ан-124-100 – вариант самолета, использовавшийся в коммерческих целях. Для этого произведен частичный демонтаж оборудования военного назначения.
- Ан-124-100М – на самолете произведена модификация радиоэлектронного оборудования, численность экипаж снижена с шести до четырех человек.
- Ан-124-100М-150 – вариант с максимальной грузоподъемностью (до 150 т) и дальностью полета (до 5400 км).
Смотрите видео самого большого транспортного самолета Ан-124:
Технические характеристики
- Первые же испытательные полеты показали, что в антоновском КБ спроектировали и построили уникальный самолет, превзойти который по десяткам технических параметров ни один зарубежный тяжелый самолет не смог и поныне.
- В подтверждение этому – сотни авиационных мировых рекордов, поставленных «Русланом» на самых популярных зарубежных авиационных шоу и в дни тяжелой повседневной работы.
- Основная модификация самолета спроектирована по следующему техническому заданию:
- Количество и состав экипажа – 8
- 2 пилота, штурман, 2 бортинженера, бортрадист, 2 оператора погрузочно-разгрузочных систем;
- количество пассажиров – 28
- 7 – сменный экипаж, 21 – обслуживающий персонал. В зависимости от модификации и назначения самолета состав экипажа может быть изменен.
- Планер: длина – 69,1 м, высота – 21,08 м, размах крыла – 73,3 м, площадь крыла 628 кв.м.
- Основная силовая установка – 4 турбореактивных 2-хконтурных двигателя Д-18Т конструкции КБ «Прогресс», г. Запорожье. Главный конструктор – В.А.Лотарев. Суммарная взлетная тяга 4 х 23430 кгс.
- Вспомогательная силовая установка для воздушного запуска маршевой двигательной установки – 2 газотурбинных двигателя ТА-12 конструкции ОАО НПП «Аэросила».
Летные характеристики самолета:
- скорость максимальная — 865 км/ч, скорость крейсерская – 800-850 км/ч.
- дальность полета с максимальным грузом – 4800 км, с грузом 80т – 7500 км.
- практический потолок – 11 600 м.
Шасси самолета по конструкции является многоопорным, состоит из 24 колес. Ан-124 – единственный в мире тяжелый транспортный самолет, способный производить взлет и посадку с грунтовых аэродромов.
Грузоподъемность, вес самолета
Самолет спроектирован для работы с экстремальными грузами.
Снаряженный Ан-124 весит 178,4 т. Предельная масса топлива в баках, расположенных в крыльях – 212,35 кг. В грузовой кабине длиной 36,5 м, шириной 6,4 м и высотой 4,4 м и полным объемом 1050 кубических метров «Руслан» может транспортировать по воздуху максимальную нагрузку в 120 тонн. Два одинаковых грузовых люка – задний и передний, имеют длину 6,4 м, высоту – 4,4 м.
Взлетная масса полностью загруженного и заправленного самолета огромна – 392 тонны. Превысил массогабаритные параметры «Руслана» только один самолет – спроектированный на его основе Ан-225 «Мрия».
Сравнение самолетов Мрия и Руслан
Ан-225 «Мрия» — 2-хкилевой транспортный самолет, спроектированный на основе «Руслана», но по ряду технических характеристик существенно его превосходящий.
У «Мрии» больше, чем у «Руслана»:
- Размах крыла — на 14,9 м.
- Площадь крыла – на 277 квадратных метров.
- Масса пустого самолета – на 71,6 т.
- Масса взлетная максимальная – на 248 т.
- Масса топлива – на 81,65 т.
- Длина грузовой кабины – на 7,5 м.
- При сравнимых характеристиках силовой установки, оснащенной одинаковыми двигателями Д-18Т, транспортно-эксплуатационные параметры Ан-225 значительно превосходят аналогичные показатели Ан-124.
- «Мрия» создавалась как основной транспортировочный элемент советского космического челнока «Буран».
- Ан-124 (Руслан)
Ан-225 (Мрия)
Рекорды и интересные факты
За годы эксплуатации «Руслан» более 30 раз вписал свое имя в Книгу мировых авиационных рекордов:
- рекорд подъема груза в воздух установлен самолетом Ан-124 26 июля 1985 года. «Руслан» поднял на высоту 10,75 км коммерческий груз весом 171, 219 т.
- достижений по дальности беспосадочных перелетов увенчалась уникальным рекордом – без дозаправки самолет пролетел 20 151 км за 25 часов 30 минут.
- рекорды по перевозке за один рейс самой большой партии товаров, транспортировке самого тяжелого авиационного груза и многие другие.
- Десятки выполненных «Русланами» коммерческих заказов не стали рекордами, но поражают воображение разнообразием и массогабаритными характеристиками перевезенных грузов.
- В чреве исполина совершали рейсы карьерные самосвалы и гидротурбины, гигантские египетские древности и боевые истребители.
- «Русланам» приходилось перевозить такие эксклюзивные грузы, как золото и валюта, концертное оборудование легендарной рок-группы Pink Floyd и зенитные ракетные системы.
Катастрофа в Иркутске
За все время эксплуатации самолетов Ан-124 в результате летных происшествий было потеряно 4 самолета.
Одной из самых тяжелых стало падение военного борта в небе над Иркутском. Бортовой номер RA-82005 впервые поднялся в воздух в октябре 1985 года. Общий налет борта по состоянию на конец 1997 года составлял 1034 часа, или 576 циклов «взлет — посадка».
6 декабря 1997 года произошло одно из самых тяжелых летных происшествий в истории военнотранспортной авиации. Борт RA-82005 следовал из Москвы на вьетнамский военный аэродром Камрань с посадками в Иркутске и Владивостоке. На борту находились 40 тонн груза — собранные на Иркутском авиационном заводе два истребителя СУ-27УБТ, 15 пассажиров и 8 членов экипажа.
- В 14 часов 42 минуты самолет поднялся в небо с аэродрома Иркутска.
- Дальнейшая хронология событий была восстановлена специалистами комиссии по расследованию причин катастрофы со скрупулезной точностью:
- 3 секунды после взлета, высота 5 м — помпаж и отключение двигателя №3.
- 9 секунд после взлета, высота 22 м — штатная остановка двигателя №2.
- 11 секунд после взлета, высота 66 м – помпаж двигателя №1.
Рост угловой скорости и угла атаки не превышал допустимых значений, но вследствие резкой потери тяги после остановки трех из четырех двигателей, Ан-124 начал крен влево и резкое снижение с одновременной потерей линейной скорости.
Стабилизировать и удержать самолет в полете, имея один рабочий двигатель, экипажу не удалось.
Гигантский самолет упал на расстоянии 1,6 км от аэродрома Иркутск-2 на городской микрорайон Авиастроитель. Основной удар пришелся на дом №45 по ул. Гражданская. Киль самолета уперся в стену дома №120 по ул.Мира, а другие крупные обломки – в здание детского дома.
Общее количество погибших в авиакатастрофе — 72 человека:
- 49 из них — стали жертвами катастрофы на земле, жители Иркутска, 15 из них – дети.;
- 15 — пассажиры «Руслана»;
- 8 — члены экипажа.
70 семей лишились жилья. В ликвидации последствий катастрофы принимали участие сотни военных и гражданских специалистов, техника спасательного центра МЧС России.
Расследование, проведенное государственной комиссией, назвало официальной причиной катастрофы самолета отказ 3-х из 4-х двигателей силовой установки.
Ситуация была осложнена тем, что бортовые регистраторы переговоров экипажа и технических параметров самолета очень сильно пострадали при пожаре. В частном порядке после завершения официального расследования, появлялись интервью, в которых военные и гражданские эксперты и специалисты высказывали различные точки зрения по поводу причин отказа двигателей «Руслана» после взлета.
Приводимые ниже факты являются неофициальными и не могут использоваться в качестве выводов о степени виновности производителя, экипажа либо технического персонала:
- перегрузка самолета перед вылетом с аэродрома Иркутска.
- нарушение работы одной из бортовой систем вследствие использования одним из пассажиров запрещенных электронных устройств.
- превышение количества 9 воды в авиационном керосине и, как следствие – появление льда и отказ топливных фильтров турбореактивных двигателей.
В 1999 году на месте падения «Руслана» в Иркутске была освящена церковь Рождества Христова, возведенная в память о жертвах ужасной катастрофы.
Фото
Источник: https://PilotGid.ru/samolety/samolet-ruslan.html