Самолет l-410: фото, технические характеристики

Let L-410 Turbolet – пассажирский и транспортный самолет чешского (чехословацкого) производства, предназначенный для региональных перевозок. Он может доставлять до 19 пассажиров или 1,7 тонны груза. Среди преимуществ модели — надежная конструкция, безопасность, термостойкость (-50…

+50 °C), возможность посадки на короткую грунтовую ВПП. Первый прототип взлетел 16 апреля 1969 года, с начала производства в 1971 году было выпущено более 1200 единиц. Основными покупателями этих машин являются Россия и страны СНГ.

Также они эксплуатируются в Азии, Африке, Европе и Южной Америке.

Историческая справка

Разработка самолета L-410 началась в середине 1960-х годов чехословацким авиастроительным заводом Let Kunovice по чертежам таганрогского ОКБ Бериева. Советская авиакомпания «Аэрофлот» искала замену устаревшим турбовинтовым моделям «Антонов» Ан-2.

Новые воздушные суда должны были осуществлять связь с региональными населенными пунктами, расположенными в различных климатических зонах – от тундры до субтропиков.

Важнейшими условиями были компактность (вместимость до 20 пассажиров), высокая экономичность, короткая полоса разгона, возможность приземляться на грунтовые взлетно-посадочные полосы. Турбовинтовая схема подходила для этих целей как нельзя лучше.

Производство доверили фирме Let как члену Совета экономической взаимопомощи социалистического блока. Прототип XL-410 осуществил тестовый полет 16 апреля 1969 года под управлением заводских летчиков Владимира Влка и Франтишека Свинки. Первые экземпляры комплектовались двигателями Pratt Whitney Canada PT6-A27 и трехлопастными пропеллерами Hamilton Standard.

Когда была завершена разработка двигателей чехословацкого производства Walter M601, силовые установки PT6 были заменены на M601A (позже M601B), а на самолете появился трехлопастный пропеллер Avia V508. Образец с новым оборудованием был подготовлен в 1973 году, а в 1974-м совершил первый полет. Модель получила маркировку L-410M. В 1975 году начались поставки в СССР.

Самолет l-410: фото, технические характеристики

Описание

Turbolet относится к классу негерметичных цельнометаллических самолетов, по этой причине высота полета ограничена 4200 км над уровнем моря. Воздушное судно способно подниматься выше 6000 км, но в этом случае требуется использование кислородных масок.

Два 3/5 лопастных турбовинтовых двигателя обладают высокой экономичностью и достаточной тягой для осуществления взлета с короткой дистанции. Однако пришлось пожертвовать скоростью – 300-335 км/час в старых версиях и 417 км/час в новой модификации NG. Впрочем, для региональных перелетов это не критично.

Пассажирский салон компактный, 5-7-рядный. Справа от прохода размещаются по 2 кресла, слева – по одному. Сиденья достаточно удобные. В задней части размещены туалет с умывальником и мини-гардероб. Существуют VIP-исполнения с диваном (спальным местом), мягкими креслами, журнальным столиком, телевизором, кухней-баром и холодильником.

Безопасность полетов обеспечивается двойным гидравлическим контуром (основным и аварийным) и автоматической системой снижения (наличие зависит от модификации) в случае поломки одного из моторов.

Основная электрическая система работает с напряжением 28 В постоянного тока.

Защита от обледенения обеспечивается передними пневматическими антиобледенителями, а также электрическим нагревом гребных винтов, ветровых стекол кабины и приемников воздушного давления.

Самолет l-410: фото, технические характеристики

Технические характеристики

Параметры самолетов L-410 различных модификаций представлены в таблице.

Параметр UVP L-410M UVP-E UVP E-20
Вместимость 1,3 т/15 чел. 1,43 т/17 чел. 1,71 т/17-19 чел. 1,8 т/19 чел.
Мотор M601D M601A M601E M601E/H80-200
Мощность, л.с. 2×725 2×690 2×750 2×750/800
Тип винтов 2×V508D 2×V508B 2×V510 2×V510/AV725
Скорость, км/ч 320 300 335 335
Потолок, м 4200 4000 4200 4200/4250
Дальность, км 1040 990 1380 1410/1500

С 2014 года разрабатывается специальная версия Let-410 E20 с лыжами на шасси. В апреле 2017 года состоялось успешное испытание этой модификации на российской полярной станции в 100 километрах от Северного полюса, развернутой на дрейфующих льдах.

Самолет l-410: фото, технические характеристики

L-410 UVP

Это модификация с укороченной длиной взлета и посадки, длина разбега составляет всего 456 м. От классической версии отличается:

  • расширенным фюзеляжем;
  • улучшенной тормозной системой;
  • увеличенной площадью крыла;
  • уменьшенной до 15 мест вместимостью;
  • фиксированным стабилизатором (вертикальным оперением).

Крылья оснащены интерцепторами и автоматической системой управления в аварийных ситуациях (ABC). Они помогают контролировать интенсивность снижения (подъемную силу) и срабатывают в случае отказа одного из двигателей.

Первые самолеты оснащались двигатели M601B. Позже для них была разработана собственная модификация силовых установок M601D. В производство модель поступила в 1976 году.

Самолет l-410: фото, технические характеристики

Let UVP-E

Серия E является самой распространенной среди модификаций UVP. Она обладает:

  • увеличенной максимальной взлетной массой;
  • более сильными двигателями Walter M601E;
  • пятилопастными пропеллерами V510.

Самой производительной является версия L-410 UVP E20. Она позволяет транспортировать 1,8 т груза или 19 пассажиров. Может оснащаться парой двигателей Walter M601E (2×750 л.с.) либо GE H80-200 (2×800 л.с.). В конце крыла могут быть установлены внешние резервуары для топлива. Первый полет состоялся в 1984 году, серийное производство стартовало годом позже.

Let L-410 серии NG

В марте 2018 года стартовал серийный выпуск усовершенствованной версии UVP E-20. Она получила индекс L-410NG. Двухмоторный турбовинтовой транспортный/пассажирский самолет производства чешской компании Aircraft Industrie получил удлиненный фюзеляж, что позволило увеличить объем багажного отделения.

Модель оснащена:

  • более мощной и более тихой силовой установкой GE H85-200 с пропеллерами Avia-725;
  • современной кабиной от Garmin;
  • крыльями новой конструкции со встроенными топливными баками.

Новый двигатель соответствует строгим европейским нормативам по уровню шума и экологическим параметрам. Грузоподъемность увеличена на 400 кг, скорость доведена до 417 км/ч, а дальность полета составила рекордные для данной модели 2570 км. Рабочая высота осталась прежней – 4200 м, максимальный потолок – 6096 м. Самолет может беспрерывно работать до 10 часов.

Самолет l-410: фото, технические характеристики

Модификации

Чешским авиапроизводителем Aircraft Industrie за все время созданы следующие модификации Turbolet:

  • L-410A. Базовая версия с двигателями PT6A-27 и пропеллерами Hartzell HC-B3TN-3D.
  • L-410AS. Имеет обновленный салон.
  • L-410AB. Оснащена четырехтактным винтом Hartzell HC-B4TN-3.
  • L-410AG.
  • L-410AF. Фотограмметрический вариант. Поставлен в Венгрию в 1974 году.
  • L-410FG. Фотограмметрический вариант.
  • Прототип L-410M 1974 года. Оснащен двигателями Walter M601A и пропеллерами Avia V-508.
  • L-410MA. Оснащен моторами Walter M601B и пропеллерами Avia V-508B.
  • L-410MU. Оборудован устройством для автоматической регулировки снижения при отказе одного из двигателей.
  • Прототип UVP. Впервые испытан 1 ноября 1976 года.
  • L-410 UVP-E. Первый полет осуществлен 15 августа 1989 года экипажем Франтишека Срнека и Милослава Тошовского.
  • UVP-Е9.
  • UVP-E20, в США сертифицирован как L-420.
  • L-410T. Транспортная/санитарная модификация.
  • L-410LW с уменьшенной массой.
  • L-420XXL. Транспортная версия с грузовым отсеком для 3 контейнеров MD3 (FEDEX) или 2000 кг груза.
  • L-410NG. Мдернизированная версия UVP-E20.

Самолет l-410: фото, технические характеристики

Производство

Модель L-410 Turbolet оказалась на редкость удачной. Настолько, что она в различных вариациях выпускается до сих пор.

Компактные размеры, короткий разгон, лояльные требования к взлетно-посадочным полосам, возможность транспортировать как пассажиров, так и грузы, высокая экономичность, низкие эксплуатационные расходы позволили технике надолго закрепиться на рынке Восточной Европы и особенно России.

Производством L-410 занимается компания Aircraft Industries (ранее Let Kunovice) из чешского города Куновице. Сегодня предприятие принадлежит российской ГК «Уральская горно-металлургическая компания».

По имеющимся данным, с 1971-го по 2016 год продано порядка 1200 единиц. В мире в эксплуатации на сегодняшний день находятся около 350 воздушных судов данной марки, как в гражданском, так и военном исполнении.

В Европе используются примерно 50 бортов.

Несколько лет назад запущен проект по локализации производства «Турболета» в России. 7 июля 2015 года силами специалистов Уральского завода гражданской авиации в Екатеринбурге собран первый самолет из чешских машинокомплектов. В будущем планируется увеличивать долю запчастей, узлов и механизмов, изготовленных отечественными производителями.

Самолет l-410: фото, технические характеристики

Эксплуатанты

Turbolet эксплуатируется ВВС и гражданскими авиакомпаниями более чем двумя десятками стран Европы, Центральной и Южной Америки, Южной Азии, Северной и Центральной Африки. Среди коммерческих авиаперевозчиков наибольшим парком самолетов Let L-410 обладают следующие компании (по данным за 2006-2016 годы):

  • «Универсал-Авиа» – 13 единиц (Украина);
  • Atlantic Airlines de Honduras – 10 (Гондурас);
  • SEARCA – 9 (Колумбия);
  • «Оренбужье» – 7 (Россия);
  • Heli Air – 7 (Греция);
  • «КрасАвиа» – 6 (Россия);
  • NHT Linhas Aéreas – 6 (Бразилия);
  • South East Asian Airlines – 6 (Филиппины);
  • Петропавловск-Камчатское авиапредприятие – 5 (Россия);
  • Kin-Avia – 5 (ДР Конго).

По данным за 2012-2016 годы, военные модификации находятся на вооружении армий России (27 экземпляров), Ливии (15), Словакии (8), Чехии (6), Туниса (3), Болгарии (2), Гондураса (2), Коморских островов (2), Эстонии (2), Бангладеша (1), Джибути (1), Латвии (1), Литвы (1), Словении (1).

Источник: https://www.syl.ru/article/401988/samolet-l—tehnicheskie-harakteristiki-i-foto

LET L-410 — Региональный турбовинтовой самолет

Самолет l-410: фото, технические характеристики

Разработчик  LET
Первый полет  1969
Единиц произведено  1138 (2009)
Стоимость единицы 150 млн. руб. (2011)

Let L-410 Turboletдвухдвигательный турбовинтовой самолет местных авиалиний. Производится чешской компанией LET с 1971 года.

История

В рамках СЭВ – Совета Экономической Взаимопомощи, существовавшего с 1949 по 1991 годы Чехословакия, как один из основателей организации имела прерогативу создания малых самолетов и аэротакси.

Читайте также:  Где купить авиабилеты без комиссии

Имея серьезный промышленный потенциал она производила несколько видов малых самолетов и поставляла их в десятки стран как соцлагеря, так и вне его (в том числе и в США).

Но, к середине 1960-хх было принято решение создать небольшой региональный самолет, куда больший в сравнении с остальной линейкой.

Самолет l-410: фото, технические характеристики

Разработка самолёта началась в 1966 году. Первый опытный самолёт, оснащённый ТВД Pratt & Whitney РТ6А-27 (2 х 715 л.с.), начал проходить лётные испытания в 1969 году.

Регулярную эксплуатацию самолётов L-410А в конце 1971 года первой открыла чехословацкая авиакомпания «Слов Эйр» из Братиславы, обслуживающая местные авиалинии — к началу 1974 года она получила 12 самолётов. Всего был построен 31 самолёт.

Пять самолётов L410А с двигателями РТ 6А-27, построенных к концу 1972 года под обозначением L-410АС, в следующем году были переданы в СССР.

В 1973 году начались лётные испытания самолёта L410M, оснащённого чешскими ТВД Walter М 601А. L-410M стал второй серийной модификацией «Турболета». Всего до конца 1978 года для Министерства гражданской авиации СССР поступило 100 самолётов L-410 версий М/МУ.

LET L-410 Turbolet — рабочая лошадка региональной авиации. Видео канала Skyships

В 1979 году началось производство усовершенствованной модификации  L-410УВП, которая стала основной серийной моделью. Модернизации подверглись фюзеляж, крыло и оперение, были установлены улучшенные двигатели Walter М 601 В (2 х 730 л.с.). Этот самолёт прошёл программу сертификации в СССР и был принят в эксплуатацию «Аэрофлотом».

Самолет l-410: фото, технические характеристики

Дальнейшим развитием стал вариант L-410UVP-E с более мощными ТВД М 601 Е. Он отличается улучшенными взлётно-посадочными характеристиками и уменьшенным уровнем шума в кабине. В марте 1986 года был сертифицирован в СССР.

Эксплуатация

С момента начала эксплуатации в 1971 году и к 2009 году было выпущено порядка 1130 L-410, большая часть которых уходила в СССР. В России в 1992 году на крыле стояло 750 самолетов этого типа. На 2006 год в эксплуатации в мире остается более 300 самолетов L-410.

Используется в гражданских и военных летных училищах для предварительной подготовки будущих летчиков дальней авиации и военно-транспортной авиации.

С распадом СЭВ и СССР объем производства L-410 значительно упал, однако, самолеты продолжают выпускаться. На данный момент Let принадлежит российской УГМК (ОАО «Уральская горно-металлургическая компания»).

Самолет l-410: фото, технические характеристики

Схема LET L-410

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ L-410

Тип пассажирский самолет местных авиалиний
Силовая установка два турбовинтовых двигателя Motorlet (Walter) M 601Е по 560 кгс каждый
Максимальное число пассажиров 19 человек
Практический потолок 6 320 м
Дальность полета 1 380 км
Максимальная взлетная масса 5,8 т
Крейсерская скорость 380 км/ч
Размах крыла 19,48 м
Площадь крыла 35,18 кв. м
Длина 14,42 м
Высота 5,83 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=6162

Let L-410 Turbolet — обзор самолета, характеристики

Разработку самолета L-410 начали в 1966 году. В воздух первый образец поднялся через 3 года. Первых пассажиров он перевез в конце 1071 года. Этот рейс был выполнен чехословацкой компанией «Слов Эйр».

На следующий год чехословацкие разработчики передали 5 машин в СССР. Несмотря на хорошие летные характеристики, работы по совершенствованию самолета продолжались.

Так, уже в 1973 году в воздух поднялся L-410M, оснащенный двигателем, изготовленным в Чехословакии.

Следующая, более совершенная модификация L-410UVP появилась в 1979 году. Она отличалась большими размерами крыльев, вертикальным оперением, более длинным фюзеляжем. Эта модификаций стала серийной моделью.

Но совершенствование ее продолжалось. В 1984 году появился вариант L-410UVP-E, отличавшийся более мощными двигателями. Через 2 года, получивший сертификат в СССР самолет, вновь получил другой, мощный двигатель.

В 90-е годы из-за снижения спроса производство самолета сократилось до 2 – 5 в год, хотя до этого их выпускалось по 50 за год.

Так продолжалось до 2008 года, когда 51% акций был куплен «Уральской горно-металлургической компанией». Выпуск самолетов увеличился и достиг в 2013 году 11 штук. Дальнейшего увеличения не произошло.

В настоящее время большинство самолетов в неудовлетворительном состоянии. Но часть L-410 продолжают летать.

Самолет l-410: фото, технические характеристики

Let L-410

Этот небольшой самолет пользовался и пользуется определенной популярностью. Он эксплуатировался и продолжает, правда, без былой интенсивности, эксплуатироваться в 40-ка странах. На местных авиалиниях его хорошо себя зарекомендовал даже в Австралии и в Гренландии.

В России L-410 используется редко, так как значительная часть местных авиарейсов не выполняется. Эти самолеты имеются в парках «КрасАэро», «Оренбуржье» и авиакомпания ПАНХ, находящаяся в Бурятии. Интерес к самолету проявляют в Минтрансе и Минпромторге, а также в некоторых регионах, имеющих большие территории с неразвитой дорожной сетью.

Хотя использованные в L-410 разработки далеко не новые, ряд новшеств, внесенных в него в последующие годы, позволяют эксплуатировать самолет с эффективностью, не меньшей, чем существующие современные образцы.

За счет применения новых двигателей у него существенно увеличена дальность полета, а различные варианты салона позволяют использовать его не только в качестве пассажирского. Плюсом является и возможность использовать этот самолет при температурах от минус 40 до плюс 50 градусов.

Следует также уточнить, что L-410 может совершать посадку на грунтовую взлетно-посадочную полосу.

Салон лайнера: удобные и неудобные места

Хотя салон этого маленького самолета предназначен для пассажиров, отправляющихся в путешествие на незначительные расстояния, в нем имеются все возможные удобства. Кресла мало чем отличаются от установленных в больших авиалайнерах. Конечно, сидеть в них длительное время будет утомительно, но дальние перелеты эта машина не выполняет.

Кресла расположены в 7 рядов. Но есть вариант, при котором рядов меньше. В таком случае число мест составляет не 19, а только 17. В первом варианте лучшими местами признаются находящиеся в первом ряду.

Их здесь только 2: А и С. Они располагаются слева и справа у иллюминаторов. Для пассажира высокого роста наиболее удобно кресло В, находящееся во втором ряду.

Здесь перед ним нет кресла, что дает возможность довольно удобно разместить ноги.

Самолет l-410: фото, технические характеристики

Салон Let L-410

Во время полета в салоне хорошо слышен шум работающих двигателей. Но он не отличается повышенной громкостью. Так что пассажиры могут разговаривать друг с другом, как это происходит в любом виде транспорта. Кричать в салоне не надо.

Хорошо смонтированная отопительная система обеспечивает во время полета комфортную температуру. Так что даже зимой здесь можно находиться без теплых курток, пальто, шуб. Они легко размещаются на багажных полках. Этих полок достаточно для всех пассажиров, но разместить там что-то объемное нельзя.

Затруднительно и размещение пассажиров с большими сумками. Отправляясь в путешествие с более-менее основательным багажом, следует размещать его в багажном отсеке. Таких отсеков в самолете два. Хотя большими объемами они не отличаются, но места достаточно для всех.

Обычно при перелетах многие пассажиры просто не знают, чем заняться, чтобы время в пути прошло незаметно. В салоне этого самолета пассажиры, находящиеся на передних рядах, обычно занимаются тем, что следят за работой пилотов. Глухой двери между салоном и кабиной нет, поэтому наблюдать за происходящим в кабине легко.

Поскольку перелеты выполняются на незначительной высоте, обычно не превышающей 3-х тысяч метров, в удобно расположенные иллюминаторы хорошо видны проплывающие внизу картины. Плюсом здесь является то, что смотреть на землю можно, находясь в любом ряду. Обзор не закрывают крылья, находящиеся выше иллюминаторов.

Разумеется, следует назвать и такое удобство в этом маленьком самолете, как туалет. Он находится в хвостовой части. Конечно, для находящихся в шестом (кресло А) и седьмом (кресло В) рядах пассажиром такое соседство приносит неудобства. Однако дверь туалета открывается не в сторону прохода, а в сторону входной двери, да и пассажиров в салоне немного.

Особенностью салона является и узкий проход. В нем почти невозможно разминуться двоим. Но движения навстречу друг другу в самолете не бывает. К тому же в проходе не появляются бортпроводницы с тележками, как это бывает в больших самолетах.

На приведенной ниже схеме салона самолета, рассчитанного на 19 На приведенной ниже схеме салона самолета, рассчитанного на 19 пассажиров, нумерация, как обычно начинается слева. Порядок расположения кресел – А, В, С. Цифрой 5 обозначен туалет, цифрой 11 – багажный отсек.

Самолет l-410: фото, технические характеристики

Схема пассажирских мест let L-410

Есть ли будущее у самолета

В последние годы принимаются меры к возрождению малой авиации в России. Это касается и самолета L-410. Цеха для его производства монтируются в «Титановой долине», куда их решено разместить УЗГА.

Читайте также:  Метро аэропорт: какой аэропорт рядом

Ввод производственных мощностей должен произойти в 2018 году. Предусматривается выпуск самолетов не только для гражданской авиации, но и способных выполнять ряд других задач.

В том числе будут выпускаться машины, предназначенные для вооруженных сил.

Во всех случаях при производстве будут применяться новейшие технологии, что сделает самолет более безопасным и комфортабельным. Пассажирский вариант L-410 будет использоваться на внутрирегиональных линиях, а также для связи между городами различных регионов при незначительном пассажирском потоке между ними.

Характеристики L-410 Длина: 14,487 м. Высота: 5,83 м. Размах крыльев: 19,478 м. Площадь крыльев: 34,86 кв.м. Ширина фюзеляжа: 1,92 м. Крейсерская скорость: 310 км/ч. Максимальная скорость: 395 км/ч. Дальность полета 1500 км. Число пассажирских мест: 19.

Экипаж: 2 ч.

Заключение

Имеющаяся информация говорит о том, что самолет L-410 не исчерпал возможностей для продолжения эксплуатации и дальнейшего усовершенствования. Особым его достоинством является способность взлетать и садиться, там, где другие авиалайнеры это делать не могут. Возможность летать при высоких и низких температурах воздуха позволяют использовать его в самых разных климатических условиях.

Число перевозимых пассажиров, хоть не столь большое, как у более крупных лайнеров, однако в большинстве случаев его достаточно для запросов пассажиров, поскольку обычно самолет используется на внутрирегиональных линиях, или на маршрутах между не столь далеко отстоящих друг от друга городов. При перелетах пассажиры находятся в условиях, почти не уступающих существующим в больших авиалайнера. Дальнейшие усовершенствования дадут возможность сделать эти условия более комфортными.

Расчет стоимости такси в аэропорт

Полезные ссылки для туристов

  • Туристическая страховка — поиск самой дешевой страховки для шенгена и не только;
  • Авиабилеты — поиск выгодных билетов по всем доступным источникам;
  • Такси-трансфер — недорогой трансфер в аэропорт и обратно с возможностью раннего бронирования и онлайн оплаты;
  • Аренда авто — поиск лучших цен по популярным прокатным компаниям во всем мире;
  • Проживание — бронирование отеля в самом популярном гостиничном сайте Booking.

Источник: https://aeroportpro.ru/blog/passazhirskij-samolet-let-l-410/

Самолет Let L-410 Turbolet. Фото, схема салона, отзывы, характеристики

Самолет l-410: фото, технические характеристики

Let L-410 Turbolet – ближнемагистральный самолет для региональных авиалиний, производящийся в Чехии с 1969 года.

Let L-410 Turbolet был разработан в середине 1960-х, специально для авиалиний протяженностью 500-800 км, которые нуждались во вместительном, экономичном и, неприхотливом самолете. Вообще, по взлетно-посадочным возможностям от самолета требовались характеристики сходные с АН-2.

Первый полет Let L-410 Turbolet совершил в апреле 1969 года.

Самолет l-410: фото, технические характеристикиЗапас прочности, который конструкторы вложили в самолет, позволял Let L-410 взлетать и садиться на неподготовленные аэродромы и грунтовые площадки.

Салон Let L-410 просторный и оборудован большими круглыми иллюминаторами и приемлемой звукоизоляцией. Пассажирские кресла расположены в конфигурации 2+1.

Лайнер способен перевезти до 19 пассажиров на расстояние от 990 до 1,500 км.

За годы производства, самолет постоянно модернизировался в соответствии с требованиями времени. Сегодня самолет продолжает выпускаться.

  • Основные конкуренты: АН-28, Beechcraft 1900, Embraer EMB 120.
  • Схема салона Let L-410 Turbolet:
  • Самолет l-410: фото, технические характеристики
  • Технические характеристики:
  • Код ICAO: L410
    Экипаж: 2 человека
    Длина: 14,42 м
    Размах крыла: 19,48 м
    Максимальная вместимость: 19 пассажиров
    Максимальный взлётный вес: 6,400 кг
    Крейсерская скорость: 365 км/ч
    Дальность полёта: 1,500 км
  • Самолеты авиакомпаний

Источник: https://aviado.ru/airlines/jets/let-l-410/

Самолет L-410

  • Еще один представитель авиации региональных авиалиний — чехословацкий самолет Л-410.
  • Самолет l-410: фото, технические характеристики
  • ОГЛАВЛЕНИЕ СТАТЬИ
    • История создания
    • Технические характеристики Л-410
    • Фотографии walkaround

История создания

В советское время он широко использовался, наряду с  самолетом Ан-24 . В середине 60-х годов прошлого века, в странах СЭВ, встал вопрос о создании небольшого  ближнемагистрального самолета для местных воздушных линий. Он должен был вмещать 15-20 человек и обслуживать авиалинии протяженностью до 500-600 км.

Эксплуатировавшиеся, в то время, советские Ан-2 и Ан-14 физически и морально устарели. Всестороннее изучение требований к новой машине, показало, что она должна быть многоцелевой, не прихотливой и очень надежной. Перспективный самолет предназначался для перевозки пассажиров, грузов, почты, транспортировки больных, геологоразведки, картографирования и многих других задач.

Эксплуатироваться новая машина должна будет с неподготовленных грунтовых, травяных, снежных и размокших  аэродромов. Фактически, по эксплуатационным и взлетно-посадочным характеристикам,  это должен быть Ан-2, но более современный и комфортабельный.

 Несколько авиационных КБ, в том числе и чехословацкое LET, в инициативном порядке, начали проектирование соответствующих машин. Работы по созданию новой машины чехи начали  в 1966г. Первый из четырех опытных L-410 поднялся в воздух в апреле 1969г.

Из-за неготовности чешского двигателя М-601, он был оснащен, схожими по характеристикам, канадским моторами Pratt&Whitney of Canada PT 6A-27. В 1971г. чешская компания «Слов Эйр» начала эксплуатацию L-410A «Turbolet». В 1973г двигатели M-601 прошли полную программу испытаний и были запущенны в серию.

Оборудованные этими двигателями самолеты, второй серийной модификации, получили обозначение L-410M.  В 1973г. в Советский Союз были переданы 5 самолетов  L-410AS, с канадскими двигателями РТ 6А-27.

После прохождения полного объема летных испытаний по программе ГосНИИ ГА  и устранения недостатков, машины были переданы на эксплуатационные испытания в Якутское Управление гражданской авиации. Самолет  L-410 прошел сертификацию в СССР и был взят в эксплуатацию «Аэрофлотом». С 1975г. начались массовые поставки Л-140 в Советский Союз. До конца 1978г.

СССР получил около 100 самолетов L-410 «Turbolet». В 1979 в серию пошла новая модификация машины L-410UVP (укороченный взлет-посадка). Он был разработан по заказу советской стороны с целью снижения взлетно-посадочных характеристик. Самолет отличался от предыдущих модификаций увеличенным крылом и вертикальным оперением, удлиненным фюзеляжем.

L-410UVP стал основной серийной версией машины.  На базе Л-410 было создано еще много различных модификаций, серийно он производился с 1971 по 1991гг. За это время было построено более 1100 машин различных модификаций, из них более 850 было поставлено в СССР. После развала Советского Союза и СЭВ, спрос на Л-410 значительно упал. Уровень производства упад  до 2-5 машин в год. Ситуация несколько улучшилась в 2008г, после приобретения 51% акций предприятия Let Kunovice российским обществом «Уральская горно-металлургическая компания». Сейчас планируется довести годовой темп выпуска до 16-18 машин.

Технические Характеристики Л-410:

Длина: 14,42 м.
Размах крыльев : 19,48 м.

  1. Площадь крыла:35,18 м2
  2. Практическая дальность полета:  1380 км.

Высота: 5,83 м.
Экипаж: 2 человека
Пассажировместимость: 17-19 человек
Масса пустого: 3800 кг.
Максимальная взлетная масса: 5800 кг.
Силовая установка: 2 х ТВД Motorlet (Walter) M 601E
Мощность двигателей: 2 х 760
Максимальная скорость: 450 км/ч
Крейсерская скорость: 380 км/ч
Потолок: 63200  м.

Фотообзор walkaround самолета L-410AS, бортовой номер СССР-67252, серийный номер 720104,  сделан  15.09.2012  в Ульяновском музее Гражданской авиации. Он выпущен в апреле 1972 года и оснащен двигателями Pratt&Whitney of Canada PT 6A-27. Машина эксплуатировалась Якутским ТУГА, зарегистрирована 28 июня 1976 года, списана 7 августа 1985 года.

Модели самолета Л-410 выпускается  масштабе 1:144  украинской фирмой Амодел, а в масштабе 1:72 чешской фирмой AZmodel. Именно о ней  мы поговорим  далее.

Фотографии walkaround

Источник: http://hobby-models.ru/walkaround/samolet-l-410.html

Самолет Let 410

Самолет L 410 – произведен в Чехословакии, является пассажирским самолетом малого класса. Разрабатывался в далеком 1966 году, а в 1969 в небо поднялся первый испытательный образец. Путем многих доработок и модернизаций, самолет получил отличные технические характеристики для своего времени. Let 410 стал быстро набирать популярность и появился практически на всех континентах.

К преимуществам L 410 тогда относились: легкость и маневренность, способность посадки на землю, комфорт и повышенная грузоподъемность.

Модель была очень востребована в Советском Союзе, однако при его распаде, да и распаде соцлагеря в целом, L 410 оказался под угрозой закрытия производства. Спасла ситуацию Уральская горно-металлургическая компания, которая купила половину акций завода производителя и вкладывает средства в модернизацию самолета.

Наиболее распространенная версия самолета – Л410УВП, что означает «укороченная взлетная полоса». В мире около 400 экземпляров данной модели в разных странах мира. Министерство транспорта РФ планирует широкое использование самолета для внутренних пассажирских перевозок. По сравнению с Ан-2, обладал большей безопасностью и комфортом. Пересесть на чешскую модель было весьма престижным.

Рассмотрев модификацию L-410UVP отметим, что есть возможность посадки на короткие ВПП, причем не только с асфальтовым, но и грунтовым покрытием.

Самолет вполне хорошо эксплуатировался на Африканском континенте, при условиях посадки на грунтовые автодороги, либо поля.

Шасси не такое прочное, как у советского АН-2, но, при его двух двигателях, безопасно эксплуатируется на любой местности, где самолеты с одним мотором, терпят крушение.

Также Л 410 широко использовался как тренажер для курсантов училищ военнотранспортной авиации СССР. В частности, это относится к Балашовскому Высшему Военно-Авиационному Училищу Летчиков, сокращенно БВВАУЛ, расположенного в Саратовской области. Именно на этой машине совершали свои первые полеты курсанты.

Читайте также:  Сколько лететь до сейшел из москвы прямым рейсом

Характеристики самолета

L 410 имеет трехопорное шасси с носовой стойкой. Полный цикл сборки осуществляется чешским предприятием. Если точнее, здесь находится производственная линия для всех этапов строительства самолета.

  • В серийной версии L 410 установлены 2 турбовинтовых двигателя марки GE H80-200.

Максимальная дальность перелета около 1500 км., а продолжительность – не более 5 часов. Вместимость лайнера – 19 человек, не считая двух членов экипажа.

Дальше приведем более полный перечень характеристик:

  1. Длина – 14,42 метра;
  2. Размах крыльев – 20 метров;
  3. Высота самолета – 5,83 метра;
  4. Вес без груза — 4 тонны;
  5. Максимальная скорость – 335 км/ч;
  6. Емкость бака — 1680 литров;
  7. Ширина салона – 1,9 метра.

Расход топлива

Еще одним из основных преимуществ является расход топлива самолета, который составляет всего лишь от 250 до 280 литров в час.

Безопасность Let 410

Надежностью Л-410 похвастать не может – из 1100 самолетов потерпели крушение почти 10%, жертвами стали более 400 человек.

Однако это обусловлено тем, что за почти полвека существования самолет эксплуатировалась самым нещадным образом.

Если говорить о современной модели, она отличается большей безопасностью, обусловленной новейшими техническими решениями (автопилот, система навигации, система предупреждения столкновения). Двигатели тоже сильно доработаны.

Крушение Л410 в Хабаровском крае

15 ноября 2017 года в Хабаровском крае потерпел крушение самолет L410 с 5 пассажирами и 2 членами экипажа. В результате падения лайнера, погибли 6 человек, спастись удалось только ребенку примерно 4 лет.

Организовано расследование, в котором на данный момент отрабатывается две версии произошедшего – отказ техники и ошибка пилотирования. Погодные условия были благоприятными. Пока следствие склоняется к отказу техники, так как экипаж до конца боролся за самолет.

К проверке присоединился также представитель завода-изготовителя.

Стоимость самолета L 410

Стоимость Let 410 в новейшей модификации достигает 2,4 миллиона евро за одну единицу. Однако часто встречаются частные объявления о продаже этого самолета. Ценник на вторичном рынке самолетов достигает около 1 миллиона долларов за экземпляр в зависимости от возраста, налета и состояния.

Отзывы пассажиров

Почти все люди, которые когда-либо заходили на борт, лестно отзывались об этом самолете. Шумоизоляция и удобство здесь действительно на уровне.

Let L-410 находятся в эксплуатации авиакомпаний, предоставляющих услуги авиатакси. Л 410 выпускается в разных видах — десантном, амбулаторном, грузовом и представительском.

Именно поэтому, стандартный вариант обладают весьма высоким уровнем комфорта. Дизайн салона часто модифицируется, исходя из нужд авиакомпании, а также владельца самолета (при частном владении).

Новые модели обладают отличные параметры безопасности, которые позволяют перевозить пассажиров, а также груз без повреждений. Постоянные модификации самолета располагают все более комфортными вариантами салона, в основном по схеме 2+1.

  1. Производители завода, принадлежащего российской компанией УГМК, приступают к разработке новых моделей, с более мощными двигателями, увеличенным багажным отделением, отлично оборудованной по последнему слову техники кабиной.
  2. Эти усовершенствования целиком и полностью идут на повышение комфортности полета пассажиров, которые и по сей день оставляют только лестные отзывы о полете на самолете марки Л 410.
  3. Смотрите видео истории создания Л 410:

В заключении можно сказать, что чешский самолет-долгожитель L 410, до сих пор способен выполнять задачи в самых разных погодных условиях. Благодаря легкости и маневренности, самолет справляется с полетом над любым рельефом. И все это несмотря на то, что первой модификации «стукнуло» уже почти 50 лет! У многих стран на разных континентах все еще возникает потребность в применении этого самолета чешского производства, который еще долгое время будет производиться на заводе в Чехии.

Источник: https://PilotGid.ru/samolety/samolet-let-410.html

Самолет Л410УВП, Л410УВП-Э

Самолет Л-410 УВП (УВП-Э) — универсальный двухмоторный самолёт для местных воздушных линий. Предназначен для выполнения коротких авиаперелетов на дальность до 400 – 485 км при эксплуатации на неподготовленных грунтовых, травяных, снежных площадках, а также на аэродромах с короткими ВПП.

Варианты исполнения: пассажирский, грузопассажирский, грузовой, санитарный, десантный, фоторазведчик.

Характеристики: Л-410 УВП Л-410 УВП-Э
Год выпуска 1979-1985 г.г. 1985-1992
Экипаж 2 человека. 2 человека.
Количество пассажирских мест 15 19
Размеры
Размах крыла 19.48 м 19.98 м (с концевыми баками)19.48 м (без концевых баков)
Площадь крыла 35.19 м2 35.19 м2
Длина 14.424 м 14.424 м
Высота 5,83 м 5.83 м
Ширина фюзеляжа, максимальная 2.08 м 2.08 м
Длина кабины 6.34 м 6.34 м
Максимальный диаметр кабины 1.95 м 1.95 м
Максимальная высота кабины 1.66 м 1.66 м
Объем пассажирского салона 17.9 м3 17.9 м3
Объем багажников 1.370 м3 1.370 м3
Колея шасси 3.650 м 3.650 м
База шасси 3.666 м 3.666 м
Масса
Масса пустого самолета 3850 кг 3985 кг
Взлетная масса, макс. 5800 кг 6400 кг
Коммерческая нагрузка 1280 кг 1615 кг
Максимальная масса топлива 1000 кг 1000 кг + 2х200 кг концевые баки
Скорость
Максимальная эксплуатационная скорость полета 355 км/час. 380 км/час (истинная, 4200 м)
Экономичная крейсерская скорость 320  км/ч 365 км/ч
Скорость набора высоты:с двумя работающими двигателями,с одним работающим двигателем, м/сек  7.2 м/сек1.8 м/сек
Длина и скорость разбега, пробега
Длина разбега при взлете 425 м 685 м
Длина пробега при посадке 300 м 480 м
Требуемая длина аэродрома 600 (+ 100) м 800 (+ 100) м
Дальность, высота полета
Дальность полета при полной коммерческой загрузке 400 км (3000 м, 15 чел./ 1310 кг коммр. нагр., багаж, АНЗ 30 мин) 485 км (без концевых баков, 19 чел./1615 кг, багаж, АНЗ на 45 минут)670 км (концевые баки, 19 чел.,АНЗ)
Дальность полета при максимальной заправке топливом 1200 км 1380 км (доп.баки, 865 кг нагруз., полн.запр.1300 кг)1540 км (АНЗ на 30 минут)
Высота полета С кислородным оборудованием< /td> 3000 м 4200 м  до 6460 м
Общетехнический ресурс самолета 20000 л/часов, 30000 посадок, 20 лет 20000 л/часов, 20000  посадок , 20 лет
Силовая установка.
Двигатель Вальтер М601Д Вальтер М601Е
Тип двигателя турбовинтовой двухвальный со свободной турбиной турбовинтовой двухвальный со свободной турбиной
Назначенный ресурс 5400 часов, 6750 циклов 6000 часов, 8000 циклов
Межремонтный ресурс 1500 часов эксплуатации, 2250 циклов, 5 лет 1800 (2000, 3000) часов эксплуатации, 2250 циклов, 5 лет
Воздушные винты.
Тип В508Д (3-х лопастной) В510 (5-ти лопастной)
Общетехнический ресурс 15000 часов 20000 часов (лопасти 12500 часов)
Межремонтный ресурс ·           часов, 6 лет 3500 часов, 6 лет
Статистика выпуска самолетов по годам выпуска:
Год выпуска 1979 1980 1981 1982 1983 1984 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991 всего
Выпущено, ед. 45 65 72 82 84 76 83 62 80 74 71 66 33 893
Модификация Л410 УВП (≈467 ед) Л410 УВП-Э (≈426 ед.)

Самолеты модификации Л410УВП, Л410УВП-Э характеризуются:

  • объемами выпуска – 893 ВС модификаций УВП, УВП-Э, (более 1100 ед. всех модификаций, включая ранние). Поставка данных модификаций в страны СЭВ, и лояльных к СССР, повлияло на возрастание известности и популярность самолета в авиакомпаниях мира, и региональность распространения.
  • топливная экономичность для ВС данного класса.
  • высокие значения назначенного ресурса: Л410 УВП – 20000 летных часов (л.ч), 30000 посадок / Л410 УВП-Э — 20000 л.ч., 20000 посадок, при плановом налете 480 часов за 1 календарный год.
  • выносливость и надежность при эксплуатации в экстремальных условиях и высокогорныхрайонах (максимальная мощность сохраняется до 36°C), тяговые качества двигателя при высоких температурах и низком давлении.
  • возможность короткого взлета-посадки и эксплуатации на неподготовленных площадках (минимальная плотность ВПП 6 кг/кв.см), а также на аэродромах с короткимиВПП. Потребности ВПП для Л410 УВП (УВП-Э) – 600-800 метров.
  • легкость пилотирования (удобность для обучения летчиков).
  • низкий уровень шумности.
  • надежность эксплуатации на коротких грунтовых взлетно-посадочных полосах.
  • универсальность салона, самая просторная кабина для пассажиров в своей категории.
  • большое багажное отделение.
  • наличие боковой пассажирской двери, что, в частности, позволяет применять самолет для парашютного спорта в соответствии с европейскими правилами проведения соревнований.
Характеристики: М601Д М601Е
Эквивалентная мощность 544 кВт/ 740 л.с. 595 кВт/ 809 л.с.
Мощность на валу не менее515 кВт/ 700 л.с. не менее560 кВт/ 760 л.с.
Число оборотов турбокомпрессора не более100,7% не более100%
Число оборотов винта 2080 об/мин 2080 об/мин
Удельный расход топлива не более399 г/экв. кВт/час/294 г/экв. кВт/час не более395 г/экв. кВт/час/290 г/экв. кВт/час

Источник: http://toraksamc.com/samolet/

Ссылка на основную публикацию