Катастрофа ан-124 в иркутске

Аудиоверсия материала

Это была суббота. «Руслан» выполнял рейс Москва — Иркутск — Владивосток — Камрань, он должен был доставить во Вьетнам два истребителя. С аэродрома Иркутска-II судно поднялось в воздух в 14:44. Едва самолет пересек ограду аэродрома, как по очереди отказали три двигателя из четырех.

Катастрофа Ан-124 в ИркутскеФото с сайта www.telegra.ph

На летном поле за взлетом по правилам безопасности следили пожарные. Для сопровождения сверхтяжелого самолета выставили десять машин пожарного гарнизона.

Сергей Белоусов, который тогда работал помощником начальника восьмой пожарной части, вспоминает: когда самолет взлетел, у двигателя промелькнуло что-то красное, будто искры. Сначала судно поднималось, потом пошло прямо и вдруг начало опускаться. Сергей Белоусов закричал напарникам, что надо ехать вперед, к самолету.

Машины тронулись, перед глазами возник черный дым, у спасателей заработала рация — им сообщили, в каком месте упал «Руслан». Расчеты прибыли туда буквально через пять минут.

Катастрофа Ан-124 в ИркутскеСергей Белоусов. Автор фото — Зарина Весна

— В памяти такое происшествие останется навсегда. У меня жена с ребенком и тещей находились на 400 метров дальше от места падения. Я молился, ехал и переживал, — рассказывает Сергей Белоусов.

— Но наша служба такова, что пришлось отбросить все личное. Переключился, начал смотреть гидрант, где и как машину установить, когда нам сказали адрес. По ходу движения проводил разведку, смотрел, как лучше подъехать, с какой стороны ветер.

Там я уже забыл о своих близких, полностью отдался работе.

Самолет рухнул на дом № 45 по улице Гражданской. Обломки разлетелись по округе. Хвост врезался в пятиэтажку на улице Мира и повредил ее, какие-то части полетели в здание детского дома № 1. Разлившийся керосин вспыхнул в один миг, начался страшный пожар. Те, кому чудом удалось уцелеть дома, звали на помощь из открытых окон и с горящих балконов.

Катастрофа Ан-124 в ИркутскеФото с сайта www.telegra.ph

Погибли все восемь членов экипажа и 15 пассажиров самолета, 49 жителей района, на который рухнул АН. Трагедия унесла жизни 14 детей.

Самолет упал на дома, где жили в том числе семьи некоторых пожарных, провожавших «Руслан». В 45-м доме сгорела семья одного из них. Там же погибли два мальчика, родители стали свидетелями этого ужаса.

Историю семьи в 2007 году в документальном фильме про авиакатастрофу рассказал глава МЧС Сергей Шойгу:

— Они гуляли с родителями, решили зайти домой, чтобы взять с собой собаку, и в этот момент самолет.

Катастрофа Ан-124 в ИркутскеФото с сайта www.telegra.ph

  • Еще говорят, что в 45-м доме в тот роковой день играли свадьбу, гости ждали жениха и невесту, но молодожены задерживались, и это спасло им жизнь.
  • Галина Крюкова, которая на тот момент была директором детского дома, рассказывает: сначала думали, что произошло землетрясение.

— Это был сон-час, — вспоминает женщина. — Дошколята спали. Поэтому на улицу выбежали босиком, раздетые. А день был морозный. И в автобусах мы их так и везли.

Катастрофа Ан-124 в ИркутскеГалина Крюкова. Автор фото — Зарина Весна

Детей эвакуировали в школу-интернат № 13. Оставаться в детском доме было невозможно, ведь одна его половина выгорела, другую залили пожарные.

— Конечно, жертв могло быть больше, но наши дети ушли на мероприятие в дом творчества, кто-то был на катке. Нам просто повезло немножечко, что детей в помещении было мало, — рассказывает Галина Крюкова.

— Сначала мы нашли обгоревшими двух девочек, а на пятый день у нас умерла Аня Зернис. Очень сильно пострадал сын воспитательницы Макар, его отправляли в Москву, он прожил полтора месяца.

С большими ожогами была Римма Васильева, девочка, которая сегодня работает поваром в столовой авиационного завода. Поддерживает отношения, но на особый разговор она не решается выйти.

Катастрофа Ан-124 в ИркутскеФото Бориса Слепнева из Иркипедии

Валерий Перфильев, он в тот год был заместителем начальника управления государственной противопожарной службы, удивляется, как самолет не взорвался. Говорит, для этого были все предпосылки.

— Руслан был заправлен на 110 тонн, его полная заправка 180 тонн. Недозаправка 70 тонн — это наличие в самолете взрывоопасной смеси. И почему он при падении не взорвался, совершенно непонятно. Раз взрыв не произошел, значит, территория залита керосином. Керосин под снегом, керосин везде.

Что делать? Если мы начнем выводить силы и средства, прекратим тушение зданий, керосин сразу вспыхнет. Мы решили продолжить тушить, лить воду. Лили умышленно, чтобы смывать остатки керосина. И наращивали силы и средства, хотя пожар удалось локализовать в течение часа несмотря на то, что он был очень сильным.

До 17 часов мы продолжали запрашивать силы и средства, чувствуя опасность, рискуя. Другого выхода не было.

Катастрофа Ан-124 в ИркутскеМатериалы дела. Автор фото — Зарина Весна

Пожар тушили больше полутора суток, а чтобы ликвидировать последствия катастрофы, понадобилось шесть дней.

Геннадий Файзрахманов, он тогда возглавлял управление государственной противопожарной службы, рассказывает, что спасатели проявляли чудеса мужества.

Работали на морозе, воду пришлось доставлять с Ангары, район бедствия не мог обеспечить бесперебойное водоснабжение, поэтому протянули шесть километров линии от реки.

После того как потушили огонь, надо было убирать обломки, снимать хвост с пятиэтажки. Железнодорожники предоставили мощные осветительные системы, которые помогали работать ночью, выделили специальные подъемники и канаты, строители пригнали тяжелую технику.

Катастрофа Ан-124 в ИркутскеВалерий Перфильев. Автор фото — Зарина Весна

Место катастрофы охраняли два кольца оцепления. Второе кольцо сделали, когда началось мародерство. Выставили курсантов школы милиции, военных, пожарных. Валерий Перфильев вспоминает, что многие жители района считали своим долгом накормить и обогреть тех, кто работал на месте трагедии.

— Такого единения населения с пожарными, с пострадавшими за практически 40 лет службы я не видел, — говорит мужчина. — Это было удивительное явление.

До утра пожилые люди стояли с чаем, предлагали все, любые услуги: домой погреться, накормить, напоить, носки приносили, перчатки, мне там какая-то бабушка дала белые перчатки, я говорю: «Куда мне белые?» Хотел отказаться, а она мне так ответила, что пришлось надеть прямо при ней.

Катастрофа Ан-124 в ИркутскеСписок пострадавших. Авто фото — Зарина Весна

Черные ящики «Руслана» серьезно повредил огонь, поэтому восстановить полную картину трагических событий не смогли. Официально причиной отказа двигателей названа перегрузка самолета, но в разные годы выдвигались разные версии, почему судно могло упасть.

Например, было предположение, что во время взлета кто-то из пассажиров совершил звонок по китайскому радиотелефону и это повлияло на работу техники.

Еще была версия, что в керосине оказалось повышенное содержание воды, она замерзла, и лед забил топливные фильтры.

Дом № 45 на улице Гражданской снесли сразу после трагедии вместе с выгоревшими деревянными бараками. Детский дом в 1999 году реконструировали, а на месте падения самолета построили храм.

В его основание заложили капсулу с воспоминаниями людей, которые потеряли в катастрофе своих родных и близких. Каждый год 6 декабря в храме проходит гражданская панихида по погибшим.

Всегда в одно и то же время — в 14:45.

Источник: https://www.irk.ru/news/articles/20171204/ruslan/

Катастрофа самолета Ан-124 «Руслан» в Иркутске

20 лет назад, 6 декабря 1997 года, военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» из-за отказа трех из четырех двигателей сразу после взлета упал на жилой район города Иркутска.

На борту «Руслана» находились два истребителя Су-27, собранных Иркутским авиационным производственным объединением. Они предназначались для отправки во Вьетнам.

Катастрофа Ан-124 в Иркутске

Катастрофа унесла жизни 72 человек, в том числе 14 детей. Ее причины до сих пор неизвестны.

Город в огне

Самолет поднялся с аэродрома Иркутск-2 в субботу в 14:40 по местному времени. Через полминуты после отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы произошло выключение первого и третьего двигателей. Потом то же самое произошло и со вторым двигателем.

Попытка удержать воздушное судно на одном оставшемся двигателе, которую предпринял экипаж под командованием подполковника Владимира Федорова, не увенчалась успехом — машина, войдя в правый крен, рухнула на дом №45 по улице Гражданской. Хвост самолета также задел дом №120 по улице Мира, а остальные обломки упали нанаходившееся рядом здание детского дома.

К тяжелым последствиям катастрофы в немалой степени привели и мгновенно воспламенившиеся десятки тонн авиационного топлива.

Прибывшие на место ЧП пожарные спасли из горящих квартир 27 человек.

В ночь на 7 декабря 1997 года в Иркутск прилетели премьер-министр РФ Виктор Черномырдин, министр по ЧС Сергей Шойгу, а также 22 спасателя с поисковыми собаками. Спасатели немедленно приступили к разбору завалов и извлечению тел погибших. Оставшихся без крова людей временно разместили в детских яслях.

Читать:  Празднование Рождества на Руси

Катастрофа Ан-124 в Иркутске

Как в фильме ужасов

Для расследования при- чин катастрофы распоряжением правительства РФ была назначена комиссия. Но однозначно ответить, почему упал «Руслан», она не смогла: при пожаре черные ящики почти полностью выгорели, поэтому переговоры экипажа восстановить не удалось.

Известно, что у самолета отказали сразу три двигателя, поэтому подняться выше 66 метров над землей ему не удалось. Некоторые специалисты считают, что авария произошла из-за чрезмерной загрузки судна.

В материалах дела также есть ссылка на конструктивные недостатки двигателей Д-18Т — именно эти двигатели были установлены на рухнувшем Ан-124. Возможно, они имели проблемы с газодинамической устойчивостью.

Вполне вероятно также, что причиной падения самолета мог стать и сбой бортового компьютера.

Министр МЧС Сергей Шойгу, который лично руководил ликвидацией последствий катастрофы, объявил, что вины экипажа в ней нет. Самолет пилотировали опытные, прекрасно подготовленные летчики. Командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Второй пилот — Владимир Иванов — провел в воздухе 4020 часов, из них 240 часов — в 1997 году.

Подполковник внутренней службы, заместитель начальника 2-го отряда противопожарной службы города Иркутска Игорь Уткин вспоминал о событиях того дня:

Читать:  Зарайск защищал от войск самозванца князь Дмитрий Пожарский

— В этот день я как командир отдельного отряда МЧС вышел на дежурство в составе группы, сопровождавшей данный рейс. Я лично был на аэродроме при взлете «Руслана». То, что с самолетом что-то не так, стало понятно сразу. Было видно, что он не может набрать высоту. Все произошло очень быстро, буквально в считанные секунды.

Когда «Руслан» начал снижаться, мы уже понимали, что местом падения станет жилой массив. Конечно, ситуация была очень тяжелой психологически. В сорок пятом доме жила семья одного из наших сотрудников. В момент катастрофы в квартире находился его младший брат, который сидел за столом и делал уроки. Мы застали его в этой позе в сгоревшей квартире.

Похоже, мальчик даже ничего не успел понять.

— Было ощущение нереальности происходящего. Такое чувство, что ты попал в фильм ужасов, — вспоминала жительница городка авиастроителей Наталья Пушкарева. — На этом пожаре погибло несколько моих друзей.

Читайте также:  Время перелета красноярск - санья

Были и те, кто чудом избежал гибели. Просто отправился по делам за минуту до катастрофы и свернул за угол дома. А один из наших друзей погиб в своей квартире вместе с ребенком.

Их нашли в кресле, сидящих в обнимку.

Катастрофа Ан-124 в Иркутске

Капсула воспоминаний

В детском доме №1 на момент катастрофы находилось всего несколько детей. Кто-то отправился в Дом детского творчества, кто-то — в бассейн или на каток. В пятой группе осталось всего три девочки и их воспитательница, которая за 15 минут до трагедии привела в группу сына Макара. В этот момент огонь буквально ворвался в помещение. Макар вспыхнул как свечка, сгорели и другие дети.

Читать:  Амнистия для врагов Ельцина

Дом №45 по улице Гражданской и четыре деревянных многоквартирных барака снесли сразу после трагедии. Спустя несколько месяцев на месте, где погибли люди, началось строительство церкви Рождества Христова.

Светлый, высокий храм открыл свои двери спустя два года после трагедии, в октябре 1999 года. В его фундамент заложили капсулу с воспоминаниями людей, которые потеряли в авиакатастрофе близких. Рядом с храмом установили мемориал. 72 хромированных подсвечника напоминают о погибших в той страшной авиакатастрофе.

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь

    3465      

Поддержите проект Мир Знаний, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзен

Источник: http://mir-znaniy.com/katastrofa-samoleta-an-124-ruslan-v-irkutske/

Горе, пронесенное сквозь года: со дня крушения Ан-124 Руслан в Иркутске прошло 20 лет

Горе, пронесенное сквозь года: Со дня крушения Ан-124 «Руслан» в Иркутске прошло 20 лет. Пресс-служба ГУ МЧС по Иркутской области

В авиакатастрофе погибло 72 человека

Военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» 6 декабря 1997 года упал на жилые дома в Иркутске-2. Сегодня ровно 20 лет со дня авиакатастрофы, которая унесла жизни 72-х человек. Очевидцы до сих пор с ужасом вспоминают тот субботний день. Хронологию трагического события представляет ИА IrkutskMedia.

6 декабря 1997 года в 14.42 военно-транспортный самолет Ан-124 взлетел с аэродрома в Иркутске-2. «Руслан» перевозил два истребителя Су-27, собранных на Иркутском авиазаводе, во Вьетнам.

Подполковник внутренней службы, заместитель начальника второго отряда Федеральной противопожарной службы по Иркутской области Игорь Уткин рассказал, что готовились к отправке «Руслана» заранее. На взлетной полосе находилось много пожарных расчетов.

— Я был на аэродроме. Нам сразу стало ясно — что-то идет не так. Невооруженным глазом было видно, что самолет не может набрать высоту. Все произошло моментально…» — вспоминает Игорь Уткин.

Через три секунды после отрыва на высоте пяти метров отключился двигатель №3. Спустя шесть секунд на высоте 22-х метров произошла остановка второго двигателя, еще через две секунды – третьего.

Экипажу не удалось удержать самолет на одном двигателе. «Руслан» рухнул на жилой дом №45 по улице Гражданской. Хвост снес часть дома №120 по улице Мира, а остальные обломки упали на здание детского дома. Начался страшный пожар.

На место незамедлительно прибыли огнеборцы.

— Баки Ан-124 были полными, а это около двух железнодорожных цистерн. Топливо разлилось, пожар вспыхнул мгновенно. Мы снимали людей прямо с горящих балконов, — рассказал Игорь Уткин.

Жительница дома №120 по улице Мира Светлана Тимошкова в этот день была дома. Днем она пошла подметать подъезд, согласно графику уборки.

— Я забрала корреспонденцию из почтового ящика и решила унести ее домой, села посмотреть газеты. В это время как раз все и произошло. Я почувствовала сильный толчок, вышла посмотреть, что там случилось. Мне показалось, что это землетрясение. Открыла дверь, а там вообще ничего не было видно. Просто темная яма. Все в черном дыму.

Я быстро собралась и пошла на балкон, который выходил на другую сторону дома. Приехали пожарные, предлагали меня эвакуировать по вертикальным лестницам, которые цепляются за балкон, и по ним нужно спускаться. Но я отказалась, поняла, что не смогу.

И дождалась пожарную машину, меня спустили по лестнице под наклоном, — вспоминает Светлана.

Катастрофа Ан-124 в Иркутске

Горе, пронесенное сквозь года: Со дня крушения Ан-124 . Пресс-служба ГУ МЧС по Иркутской области

Площадь горения обломков самолета, топлива и зданий составила около 11 тысяч кв. метров. Территория тут же была оцеплена. На месте катастрофы был создан оперативный штаб по ликвидации последствий.

— В доме №45 по Гражданской жила семья одного из наших сотрудников. В момент катастрофы в квартире был его младший брат, который сидел за столом, занимался. Когда мы нашли его, мальчик сидел в той же позе, он даже не успел ничего понять, — вспоминает Игорь Уткин.

Пожарные и спасатели работали без отдыха и сна. На месте работали медики, был организован обогрев и питание участников ликвидации последствий. Специалисты занимались размещением жильцов, которых удалось спасти.

В ночь на 7 декабря в Иркутск прилетели премьер-министр Виктор Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу, оперативная группа МЧС .

К утру пожар удалось потушить, начались работы по извлечению из-под обломков и опознанию тел погибших.

Катастрофа Ан-124 в Иркутске

Горе, пронесенное сквозь года: Со дня крушения Ан-124 . Пресс-служба ГУ МЧС по Иркутской области

Хвостовая часть самолета опиралась на дом №120. Днем 7 декабря было принято решение уронить хвост самолета на землю. Вечером из Москвы вылетела группа подрывников, чтобы по окончании спасательных работ обрушить стены домов.

В течение 8 декабря практически все остатки разрушенного самолета были убраны.

10 декабря решение о взрыве пострадавшего дома было отменено ввиду опасности повреждения городских коммуникаций, и его остатки были разрушены обычными способами.

Падение Ан-124 в Иркутске-2Create your own infographics

— Нам предлагали услуги профессиональных психологов, я отказалась. Однако через полгода у меня появился страх возвращаться домой, именно в этот дом. В итоге сменила квартиру и переехала в другой район, — вспоминала через 18 лет Светлана.

Для расследования причин катастрофы была создана специальная комиссия. Внутренние переговоры экипажа не сохранились — оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены. Комиссия так и не пришла к однозначному мнению относительно отказа двигателей.

Причины их выключения как при помощи средств объективного контроля, так и экспериментальным путем окончательно установить не удалось.

Вместе с тем, специалисты неоднократно высказывали мнение о конструктивных недостатках двигателей Д‑18Т, изготавливавшихся украинским ОАО «Мотор сич» (именно такие двигатели были установлены на погибшем Ан‑124), пишет РИА «Новости».

Министр МЧС Сергей Шойгу после катастрофы объявил, что вины экипажа в ней нет. Самолет пилотировали опытные, прекрасно подготовленные летчики.

В 1999 году в Иркутске на улице Мира на месте одного из разрушенных домов возведен храм Рождества Христова, первая же служба в котором была посвящена памяти погибших.

Катастрофа Ан-124 в Иркутске

Храм Рождества Христова. Оленникова Мария, ИА IrkutskMedia

6.12.2017

83835

Источник: https://irkutskmedia.ru/news/477457/

Авиакатастрофа Ан-124 в Иркутске

Катастрофа Ан-124 в Иркутске

Место катастрофы Иваново
Год катастрофы 1997
Модель ВС Ан-124
Оператор ВС ВВС России
Рейс Иркутск – Владивосток — Фанранг
На борту 23 человека
Погибших 72 человека (весь экипаж и люди на земле)

Авиакатастрофа Ан-124 в Иркутске – катастрофа, произошедшая 6 декабря 1997 года с тяжелым транспортным самолетом Ан-124 «Руслан» ВВС России. Самолет, выполняя взлет с аэродрома Иркутского авиазавода, из-за отказа трех двигателей упал на жилые дома. Погибло 72 человека, в том числе весь экипаж самолета и 49 жителей города.

События

6 декабря 1997 года тяжелый военно-транспортный самолет Ан-124 Руслан готовился к взлету с аэродрома Иркутск-2.

Самолет, входящий в состав транспортной авиации ВВС России выполнял особую миссию – он должен был доставить два истребителя Су-27УБК, собранный на Иркутском авиазаводе заказчику во Вьетнам.

Для этого он должен был перелететь в Владивосток, а оттуда в Фанранг. Полет обслуживал экипаж из 23 человек.

В 14:42 по местному времени самолет совершил взлет с аэродрома Иркутск-2 и приступил к набору высоты.

Но проблемы начались практически сразу после отрыва от полосы: через 3 секунды после взлета на высоте всего 5 метров при растущей угловой скорости произошел помпаж двигателя №3 – из-за резкого перепада давления на взлете внутри двигателя нарушился газодинамический режим из-за чего тяга резко упала и двигатель остановился.

Срустя 6 секунд на высоте 22 метра произошла остановка двигателя №2 с признаками штатного выключения.

Ещё через 2 секунды под влиянием скольжения и большого угла атаки (но не превышающего максимально допустимый) на высоте 66 метров произошёл помпаж двигателя № 1, после чего самолет перешёл на снижение.

Экипаж пытался удержать самолет от потери высоты. Но лишившись тяги 3-х двигателей и 4-х в условиях взлета огромного и полностью загруженного самолета удержать машину было невозможно.

Самый тяжелый серийный транспортный самолет в мире с левым креном и минимальной курсовой скоростью рухнул на дом №45 по улице Гражданской. Огромный хвост рухнул на дом №120 по улице Мира, часть обломков упала так же на здание расположенного неподалеку детского дома.

Кроме того, упавший самолет был полностью заправлен и после удара о дома произошел взрыв десятков тонн авиационного топлива.

Самолет был полностью разрушен. Весь экипаж – 23 человека погибли. Из-за падения на город, в катастрофе погибло еще 49 жителей, в том числе 14 детей.

Катастрофа Ан-124 в Иркутске

Расследование авиакатастрофы

  • Сразу после катастрофы была создана специальная комиссия, составленная из представителей Межгосударственного Авиационного Комитета МАК и ВВС России.
  • Расследование авиакатастрофы было сильно осложнено тем, что черные ящики самолета были практически полностью уничтожены мощнейшим пожаром, вызванным взрывом топлива.
  • Тем не менее, по итогам расследования было объявлено, что самолет разбился по причине крайней перегруженности, усложнившей взлет на максимальных режимах, спровоцировавший помпаж 3-х двигателей.

В интервью газете «Московский комсомолец» по поводу авиакатастрофы под Ярославлем лётчик-испытатель Александр Акименков заявил, что причиной катастрофы «Руслана» в Иркутске мог стать звонок одного из пассажиров по китайскому радиотелефону, который повлиял на работу электроники. Однако, эта версия не была подтверждена.

Источник: http://skyships.ru/?page_id=12031

Катастрофа самолета Ан-124 «Руслан»

Катастрофа Ан-124 в Иркутске

6 декабря 1997 года в поселке авиастроителей Иркутск-II потерпел катастрофу военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан». На его борту находились два истребителя Су-27. По официальным данным, погиб 71 человек.

Терпящие бедствие самолеты и вертолеты редко падают на города, сметая огнем и металлом все сущее на земле. На этот раз 400-я машина со 100 т керосина рухнула на поселок авиастроителей Иркутск-II.

6 декабря 1997 года военно-транспортный самолет Ан-124 «Руслан» совершал рейс по маршруту Москва — Иркутск — Владивосток — Вьетнам. На борту находилось два штурмовика Су-27, стоимостью около 30 миллионов долларов каждый.

Читайте также:  Авиационная школа аэрофлота: официальный сайт

Декабрьские полеты «Руслана» осуществлялись согласно решению правительства (апрель 1997 года), предписывающему Министерству обороны перевезти во Вьетнам четыре самолета Су-27УБК и два Су-27СК. Для операции планировали использовать один Ан-124 «Руслан» и один Ан-22 «Антей».

С 1 по 4 декабря «Руслан» совершил рейс по маршруту Иркутск-II — Владивосток — Фанранг (где находится авиабаза вьетнамской национальной армии) — Иркутск-II, доставив заказчику два Су-27УБК. Два других «Су» этой модификации загрузили в «транспортник» перед роковым взлетом 6 декабря.

Аэропорт в Иркутске находится рядом с жилыми домами. До поры до времени об этом мало кто вспоминал. В России в городской черте расположены аэропорты Омска и Сыктывкара, а также Быково.

Да и десятки крупнейших аэропортов мира находятся в черте города. Например, главные воздушные ворота Англии — Хитроу. А в Гонконге заходящие на посадку самолеты лавируют между башнями небоскребов.

Но в «иркутской истории» это обстоятельство оказалось фатальным.

По словам очевидцев, двигатели «Руслана» стали сбоить еще на взлете: хлопки, брызги, языки пламени. Однако отменить взлет экипаж уже не в силах: как говорят профессионалы, минуло «время принятия решения».

К сожалению, внутренние переговоры экипажа не сохранились — оба бортовых самописца оказались в эпицентре пожара и были сильно повреждены. На магнитофоне руководителя полетов осталось несколько эпизодов переговоров с экипажем «Руслана».

  • Командир экипажа запросил разрешение на взлет.
  • «Руководитель полета: „Ноль ноль пять, у земли тихо, взлет разрешаю“.
  • Через 1 минуту 20 секунд с земли проинформировали: «Ноль ноль пять, с левого двигателя выхлоп пламени».

Экипаж сообщил диспетчеру об отказе двух левых движков. Командир корабля Владимир Федоров отдал приказ перезапустить крайний отказавший двигатель — тут же связь оборвалась.

Впереди по курсу у «Руслана» — многоэтажки поселка авиастроителей, где находились тысячи человек. Экипаж сделал все возможное, чтобы исключить удар в высотки. Летчики пытались дотянуть до широкой улицы, а еще лучше — до пустыря. Им удалось увести махину от многоэтажек, но «Руслан» накренился влево.

В 14.40 самолет зацепил крылом деревянный двухэтажный дом; от этого машину развернуло на 180 градусов, и она рухнула на кирпичную пятиэтажку, задев находящийся рядом детский дом. Более 140 т горючего из баков самолета разлилось по земле и тотчас воспламенилось. Так закончился последний, 25-секундный полет «Руслана»…

По свидетельству очевидцев, самолет падал совершенно бесшумно. К счастью, у детей в это время «тихий час» — они находились в здании, а не на игровой площадке. Воспитатели, нянечки почти всех вывели, вынесли. И все-таки две девочки, Яна Потанина и Люда Пташкина, погибли от удушья, еще нескольких детей перевезли в ожоговый центр.

В доме по адресу Гражданская, 45 (дом полностью разрушен) проживали 108 человек. Первоначальная информация о 150 погибших, прошедшая по телевизионным каналам, оказалась ошибочной. За неделю до катастрофы в поселке отключили газ, что позволило избежать больших жертв и разрушений. По рассказам очевидцев, один мужчина, спасаясь, прыгнул вниз с четвертого этажа.

Спустя несколько минут после катастрофы пожарные машины прибыли на место катастрофы и начали эвакуировать людей. Из горящих квартир пожарные вынесли двадцать семь человек.

Вскоре приехала группа иркутских спасателей, подоспели ангарские и слюдянские отряды. Утром 7 декабря на подмогу пришли красноярские, читинские и улан-удэнские спасатели, на помощь пришли курсанты Высшей школы МВД, сотрудники милиции…

В ночь на 7 декабря в Иркутск прилетели премьер-министр Виктор Черномырдин и министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу оперативная группа МЧС — двадцать два спасателя и с ними четыре поисковые собаки.

К утру пожар потушили, однако отдельные очаги, в основном перекрытия зданий и топливо, еще дымились и время от времени загорались. Спасатели продолжали разбирать завалы в поисках тел погибших.

Хвостовая часть «Руслана», оставшаяся практически неповрежденной, опиралась на пятиэтажное здание. Днем 7 декабря решили уронить хвост самолета на землю.

Все остатки разрушенного «Руслана» оперативно убрали. Фрагменты самолета, которые могли пролить свет на причину катастрофы, отправили на экспертизу в Москву.

По официальным данным, погиб 71 человек. Спасатели обнаружили 47 тел и 19 фрагментов тел; опознаны 34. За медицинской помощью обратились 27 пострадавших, из них шестнадцать госпитализированы.

Поначалу версий относительно причин катастрофы выдвигалось девять — от конструктивно-производственных недостатков двигателей до некондиционного топлива.

Сразу после трагедии специалисты ФАС заявили, что им предстоит найти «тот самый оборвавшийся проводок или заклинивший механизм, который и привел к катастрофе». Сделать это в огромной куче искореженного и обгоревшего металла оказалось не так просто. В таких случаях окончательная оценка всех факторов объективна на 80 процентов.

Министр МЧС Сергей Шойгу объявил, что «вины экипажа нет», пилотировали «Руслан» опытные, прекрасно подготовленные летчики. Командир корабля Владимир Федоров имел 2800 часов налета, 110 из них он налетал в 1997 году. Второй пилот Владимир Иванов провел в воздухе 4020 часов, из них 240 часов в 1997 году. Это отличные показатели для летчиков военно-транспортной авиации.

Правда, некоторые эксперты Федеральной авиационной службы полагали, что в экстремальных условиях летчики отключили не те двигатели, которые начали сбоить. Именно это стало причиной катастрофы Ту-134 два года назад под Нахичеванью.

Самолет Ан-124 «Руслан», с бортовым номером 82005, был выпущен Ульяновским производственным объединением 31 декабря 1986 года. Назначенный ресурс — 6 тысяч часов; с начала эксплуатации налетал 1034 часа. Регламентные работы выполнялись 1 ноября 1996 года.

Неизвестно, правильно ли были закреплены разобранные машины. Специалисты «Росвооружения» и Министерства обороны позже назвали загрузку «Руслана» двумя истребителями «трюком на грани фола».

Международная практика торговли самолетами прежде не знала случаев, когда Су-27 перевозились бы на борту Ан-124, не считая первого полета этого же экипажа неделей раньше.

Су-27 всегда перевозили морем или по железной дороге — безопаснее и дешевле.

С этим мнением не согласился технический директор и председатель совета директоров авиакомпании «Волга — Днепр» (Ульяновск) Виктор Толкачев. Ведь «Волга — Днепр» успешно использует семь «Русланов», перевозя негабаритные грузы по всему свету.

Например, Ан-124 доставил за шесть рейсов из Чикаго в Якутию пять карьерных самосвалов «Катерпиллер». Каждая такая машина весит 103 т.

В ноябре 1997 года «Руслан» перенес на Байконур из Калифорнии «космический» 65-тонный груз; главный его элемент — 14-тонный американский спутник «Азиасат».

Иркутская катастрофа — четвертая в послужном списке «Руслана».

Однако предыдущие инциденты (8 октября 1992 года, Киев, испытательный полет; 15 ноября 1993 года, аэродром Керман, Иран, коммерческий полет, 8 октября 1996 года, Турин, Италия, коммерческий полет) не имели ничего общего с трагедией 6 декабря.

На испытаниях в экстремальных условиях машину погубил разрушившийся обтекатель носового радиолокатора. В Иране и Италии к беде привел «человеческий фактор», а не дефекты самолета.

Еще одна причина, на которой настаивали некоторые члены комиссии, — отказ электронной топливно-регулирующей аппаратуры, что привело к поочередной остановке трех двигателей.

Директор ФСБ Николай Ковалев в интервью «Интерфаксу» высказался в том смысле, что акт диверсии сегодня не просматривается, зато велика вероятность смешивания 60 т летнего топлива с зимним, так как «Руслан» брал курс на теплый Вьетнам.

Версия некачественного топлива была наиболее близка производителям моторов Д-18Т — представителям запорожского завода «Моторсич», которые участвовали в работе комиссии в качестве экспертов. Четыре мотора, установленные на разбившемся самолете, имели запас по ресурсу и прошли необходимые регламентные работы.

Пробы топлива, обломки самолета и два бортовых самописца, зафиксировавшие параметры полета, доставили в Москву. В Федеральной авиационной службе сделано предварительное заключение по топливу, находящемуся в заправщиках аэропорта Иркутск-II; оно соответствует стандартам.

Правда, доставленные из Вьетнама образцы подтвердили, что в самолете заправка на треть оказалась без соответствующих зимних присадок. Поскольку «Руслан» стоял больше суток с полупустыми баками на морозе, вода, содержавшаяся в горючем, превратилась в лед.

Часть его осталась в топливе, а часть осела в виде инея на стенках топливного бака. При дозаправке горючее еще больше перемешалось со льдом. А после запуска двигателей кристаллы начали оседать на решетке топливного фильтра.

Образовавшаяся ледяная пробка при переводе силовых установок в форсированный режим работы сорвалась и заклинила механизм распределения горючего. Это могло привести к остановке сразу трех двигателей.

Хотя, по словам специалистов, в конструкции Д-18Т предусмотрен автоматический обогрев фильтров. Кроме того, в системе имеется обходной путь поступления топлива в двигатель в случае их засорения.

Руководитель Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Евгений Чибирев добавил, что заправка проходит тщательный контроль, поэтому закачка «Руслана» некондиционным топливом, по его мнению, невозможна.

Среди иркутских авиастроителей популярна следующая версия. Власти из всех вариантов сразу исключили факт саботажа, — это не случайно. Стало быть, «Руслан» погиб по чьему-то злому умыслу.

Во время загрузки самолета вокруг толпилось много народу — при желании любой мог сделать что угодно.

По странному совпадению все катастрофы «Русланов», кроме первой, случившейся во время испытаний, происходят накануне выгодного контракта или в период его выполнения.

Еще одно неожиданное предположение сделал старейший сотрудник радиоэкологического мониторинга Гидрометеослужбы: «В день катастрофы температура воздуха в Иркутске была 26 градусов ниже нуля при полном воздушном штиле.

В таких погодных условиях над городом формируется атмосфера с малым процентным содержанием кислорода, то есть воздух насыщен выхлопными газами и смогом большого города (известно, что недалеко от места падения самолета находится ТЭЦ).

Низкие температуры не дают массиву горячего воздуха подниматься вверх, вследствие чего на границе встречи аэродрома с городом создается разность температур и состава воздуха.

По многочисленным наблюдениям специалистов, огромные „пузыри“ теплого воздуха и смога зависают на городом на высоте от 90 до 300 метров, как раз на траектории взлета воздушного лайнера». При наличии всех этих обстоятельств мог произойти срыв пламени.

По мнению специалистов, эта версия выглядит весьма правдоподобно, но для ее подтверждения или опровержения следовало провести натурное моделирование ситуации путем задувки соответствующей смеси в двигатели прямо на стоянке.

Источники из правительственной комиссии не исключали, что у «тяжеловеса» отказали все четыре двигателя одновременно. Хотя за последние 10 лет у самолетов такого класса выходов из строя двух и более двигателей не отмечалось.

Тем не менее два «черных ящика», расшифрованных на месте специалистами Министерства обороны, указывают на неполадки в двигателях. Что же послужило причиной отказа?

Сам по себе «Руслан» — самолет надежный, но есть у него то, что маршал Шапошников назвал слабой газодинамической устойчивостью двигателей.

Впадают они, случается, в режим, называемый в авиации помпажем, то есть в опасное положение, когда резко меняется обтекание лопаток компрессора у движка; это приводит к падению тяги, мощнейшим вибрациям и даже разрушению силовой установки.

Читайте также:  Авиакомпания россия: провоз багажа, правила и нормы

Такие случаи в армейской авиации бывали, но не приводили к авариям и катастрофам. Это происходит в том случае, если на земле не провели прогона двигателей. Прогон съедает уйму горючего и поэтому проводится не всегда или не полностью.

По словам генерального директора «Моторсич» Вячеслава Богуслаева, случаи помпажа действительно бывали на Ан-124 в 1991—1993 годах, но вместе с АНТК имени Антонова дефект устранили. В последнее время, утверждает Богуслаев, так называемой нерасчетной работы двигателей не было зафиксировано.

Генеральный директор АНТК Петр Балабуев не исключал «топливной» первопричины трагедии. По его мнению, она произошла из-за воды, оказавшейся в горючем, или нарушений технологии при прогреве двигателей перед взлетом. Потерю тяги могли вызвать и птицы, угодившие в воздухозаборники движков.

К январю 1998 года осталось три версии: недостаточный запас газодинамической устойчивости двигателей, неполадки в системе подачи топлива, сбои в работе электро — и электронной систем самолета-гиганта.

Результаты экспертиз показали, что топливо самолета было пригодно для использования. Не могло стать причиной катастрофы и его биозасорение, — число микроорганизмов в пробах не превысило допустимых показателей.

По мнению специалистов, из трех оставшихся версий маловероятен также отказ топливной системы: на «Русланах» она надежна. Даже при полном обесточивании самолета подача топлива прекращаться не должна и осуществляется автономно. Впрочем, любая катастрофа чаще всего результат не одной конкретной причины, а целой цепочки таковых.

14 января 1998 года, через 40 дней после трагедии, иркутяне провели панихиду по погибшим в катастрофе Ан-124 «Руслан». У памятного знака в Иркутске-II собрались родственники и соседи погибших, пострадавшие, представители областной и городской администрации.

Источник: https://agesmystery.ru/rubriki/rokovye-oshibki/katastrofa-samoleta-an-124-ruslan/

Почему руководство завода «Антонов» сознательно обрекло самолёт и его экипаж на смертельное падение

?

Category:

«Руслан» это крупнейший транспортный самолёт в мире, который был спроектирован в Киеве на заводе «Антонов». В день катастрофы крылатый гигант должен был подняться в небо для программы испытаний. С вечера все работало, однако перед взлётом оказалось, что часть аппаратуры отказала. Инженеры заменили нужные детали, но и после этого с двигателями было что-то не так. Тогдашний директор завода Пётр Балабуев настаивал на том, чтобы самолёт взлетал и начинал программу испытаний как можно скорее, однако он даже не подозревал, к чему это приведёт.

Катастрофа Ан-124 в ИркутскеКатастрофа Ан-124(01-03) 13 октября 1992 года.

Экипаж АНТК им. О.К. Антонова выполнял сертификационный полет на третьем выпущенном самолете Ан-124-100. Задание на полет предусматривало испытания по определению характеристик управляемости при максимальном скоростном напоре.

В зоне испытательных полетов на высоте 5 800 м экипаж приступил к разгону скорости с 530 км/ч до 650 км/ч с полностью отклоненным вправо рулем направления. При достижении скорости 614 км/ч произошло разрушение носового обтекателя антенны радиолокационной станции и носовой отклоняемой части фюзеляжа.

Это привело к резкому торможению, возникновению сильных вибрации и шума в кабине. Обломки, попавшие в двигатель №3, привели к его самовыключению и, как следствие, к отказу 3-ей гидросистемы.

Это, в свою очередь, привело к многочисленным отказам систем самолета, в том числе информационного комплекса высотно-скоростных параметров – что привело к прекращению выдачи экипажу достоверной индикации указателей скорости, высоты, угла атаки и вертикальной перегрузки. Показания угла атаки колебались в пределах 12°-25°, показания скорости уменьшились до 0 км/ч, показания высотомера увеличились на величину 1 200 м.

В пилотской кабине возникло непрерывное срабатывание звуковой и световой сигнализации критического режима полета, что обусловило большую психоэмоциональную нагрузку на экипаж и повлияло на его способность хладнокровно противодействовать сложившейся ситуации. С большинством отказов экипаж встретился впервые.

Экипаж произвел выпуск механизации крыла на 2°. При этом вышли только предкрылки и внешние секции закрылков. Выпуска внутренних секций закрылков, приводы которых были подключены к отказавшей 3-ей гидросистеме, не произошло.

В свою очередь, это привело к отказу системы изменения передаточного отношения механической проводки (СКш) по каналу РВ и отсутствию автоматического изменения передаточного коэффициента от штурвала к рулю высоты с крейсерского значения во взлетно-посадочное значение.

Экипаж увеличил режим работы двигателей №2 и 4. При этом произошел помпаж двигателя №4, в воздухозаборник которого также попали обломки носового обтекателя, однако он не выключился, а перешел на режим, близкий к полетному малому газу.

Затем экипаж увеличил режим работы двигателя №1 до 58%. Это привело к энергично развивающемуся боковому скольжению. Уборкой РУД двигатель был переведен на режим ПМГ.

Полет продолжался со снижением и увеличением амплитуды колебаний самолета по курсу.

КВС дал команду инженерам-экспериментаторам покинуть самолет с парашютами.

Команду выполнил только один инженер, который находился в задней кабине и покинул борт через аварийный люк. При приземлении на лес он получил тяжелые травмы.

Полет проходил в сторону а/д Гостомель, где экипаж рассчитывал произвести вынужденную посадку. При отсутствии индикации скорости полета она была определена ориентировочно (450 км/ч) с помощью подошедшего самолета Ан-22, который начал выполнять полет параллельным курсом. Данная скорость значительно превышала посадочную.

Для ее уменьшения КВС дал команду на довыпуск закрылков.

Из-за выпуска только внешних закрылков, дающих пикирующий момент, при располагаемом отклонении руля высоты в 13° (из-за так и оставшегося в крейсерском положении передаточного коэффициента), полного отклонении штурвала «на себя» оказалось недостаточно для выравнивания траектории полета и приземления на а/д Гостомель.

Вертикальная скорость снижения значительно возросла. Экипаж не смог прекратить снижение. Самолет столкнулся с деревьями высотой до 30-40 м, упал в лес в 43 км западнее а/д Гостомель, полностью разрушился и загорелся. Все оставшиеся на борту члены экипажа и инженеры-экспериментаторы погибли.

Некоторые источники пишут, что при взлете произошло столкновение с птицей и обтекатель потерял свою прочность.

Источник: https://diana-mihailova.livejournal.com/4222561.html

Катастрофа Ан-124 в Иркутске 6 декабря 1997 года

Катастрофа Ан-124 в Иркутске 6 декабря 1997 — крушение транспортного самолёта Ан-124-100 ВВС России в городе Иркутске.

Выполняя взлёт с аэродрома Иркутского авиазавода, самолёт из-за последовательного отказа трех из четырех двигателей упал на жилые дома микрорайона Иркутск II сразу после взлёта. В катастрофе погибли 72 человека.

На месте одного из разрушенных домов в память о погибших позже построена церковь Рождества Христова.

Хроника авиакатастрофы Ан-124 в Иркутске 6 декабря 1997

В 14:42 (UTC+8) самолёт совершил взлёт с аэродрома Иркутск-2. Ан-124 перевозил два истребителя Су-27, собранных Иркутским авиазаводом, во Вьетнам.

Через 3 секунды после отрыва на высоте 5 метров в условиях роста угловой скорости вращения по тангажу произошёл помпаж двигателя № 3, в результате которого двигатель отключился. Спустя 6 секунд на высоте 22 метра произошла остановка двигателя № 2 с признаками штатного выключения.

Ещё через 2 секунды под влиянием скольжения и большого угла атаки (но не превышающего максимально допустимый) на высоте 66 метров произошёл помпаж двигателя № 1, после чего самолет перешёл на снижение. Попытка удержать самолёт на одном работающем двигателе, предпринятая экипажем под командованием подполковника В. А.

Федорова, не увенчалась успехом, и самолёт с левым креном и малой поступательной скоростью рухнул на дом № 45 по улице Гражданской. Хвост самолета существенно задел дом № 120 по улице Мира, а остальные обломки — здание детского дома.

Последствия

В катастрофе погибли все находившиеся на борту 23 человека, а также около 45 человек на земле, в том числе 14 детей. В результате разрушения жилого дома без жилья остались более 70 семей. На последствия катастрофы в немалой степени повлияли и мгновенно воспламенившиеся десятки тонн авиационного топлива.

Расследование и причины катастрофы

Для расследования катастрофы была создана специальная комиссия. Переговоры экипажа не сохранились — оба бортовых самописца оказались в центре пожара и были сильно повреждены.

Причиной отказа сразу трёх двигателей официально была признана чрезмерная перегрузка самолёта.

Известно, что двигатели Д-18Т, производимые украинской компанией ОАО «Мотор Сич», имели проблемы с газодинамической устойчивостью, особенно на больших углах атаки.

Читайте в Иркипедии:

Авиакатастрофы в Иркутске и Иркутской области. Читайте в Иркипедии:

Ссылки

Источник: http://irkipedia.ru/node/4192/talk

Катастрофа Ан-124 в Иркутске: «Руслан» упал на дома | Календарь Трагедий

6 декабря 1997 года в Иркутске при взлёте с аэродрома произошло крушение самолёта Ан-124 100. Он рухнул на жилые дома авиастроителей. Погибли все находившиеся на борту 46 человек и 45 человек на земле, включая 14 детей.

Хроника

На борту Ан-124 находились два истребителя Су-27, проданные во Вьетнам по 30 миллионов долларов за штуку. Экипаж состоял из 16 пилотов и 30 техников. Общий объём горючего превышал 140 тонн.

Через полторы минуты после взлёта, в 14:41 диспетчерская служба доложила экипажу о возгорании левого двигателя. Пилоты, в свою очередь, сообщили на землю, что у них отказали два левых движка. Прямо по курсу у самолёта были многоэтажки, в которых проживала не одна тысяча человек.

Набрав высоту 66 метров, «Руслан» начал резко снижаться. Пилоты, пытаясь дотянуть до пустыря, делали всё возможное, чтобы увести самолёт в сторону от жилых домов, но «Руслан» накренился влево, зацепил левым крылом здание, развернулся на 180 градусов и упал на четырёхэтажное жилище, задев находившийся поблизости детский дом.

Топливо из баков разлилось по земле и тут же воспламенилось, в результате чего пострадавшее здание и двор школы быстро охватил огонь. Две девочки погибли от удушья, ещё несколько детей отправили в ожоговый центр.

Пожарные прибыли незамедлительно. Мало кому удалось выбраться самостоятельно. Всего из охваченных огнём квартир вынесли 27 человек. Пожар смогли локализовать лишь к утру следующего дня.

Выводы

После расшифровки «черных ящиков» причиной катастрофы был назван отказ трёх двигателей. Министр МЧС Сергей Шойгу заявил, что «Руслан» пилотировали опытные и подготовленные лётчики, и их вины в трагедии нет. Самолёт, по заверениям министра, также был исправен, налетав на момент катастрофы всего 1034 часа из 6 тысяч ресурса.

По одной из неофициальных версий, падение «Руслана» произошло из-за очень низкой температуры воздуха при полном отсутствии ветра. В таких условиях воздух перенасыщен выхлопными газами города, а кислорода в нём недостаточно. В итоге мог произойти выброс пламени с последующей остановкой двигателей.

Другое предположение связано с тем, что накануне трагедии «Руслан» целые сутки стоял на морозе с полупустыми баками, и содержавшаяся в горючем вода замёрзла, а после дозаправки перемешалась со льдом. Образовавшаяся ледяная пробка могла заклинить механизм распределения горючего и привести к остановке двигателей.

Общее число жертв трагедии – 72 человека. Более 70 семей остались без крова. 135 детей были отправлены на реабилитацию в санаторий «Ангара».

Источник: http://calendie.ru/katastrofa-an-124-v-irkutske-ruslan-upal-na-doma/

Ссылка на основную публикацию