Разработчик: ОКБ Ильюшина. Первый полет: 2007 год.
Ил-96-400 – широкофюзеляжный дальнемагистральный пассажирский авиалайнер. Является глубоко модернизированной модификацией базового самолета Ил-96-300. Разрабатывается усовершенствованная версия Ил-96-400М.
Пассажирская версия не была изготовлена из-за отсутствия заказов.
История Ил-96М
В 1988 году совершил свой первый полет новейший советский дальнемагистральный широкофюзеляжный авиалайнер Ил-96, получивший дополнительный индекс -300. Оснащенный новым бортовым оборудованием и двигателями Ил-96-300 значительно превосходил как дальнемагистральный Ил-62, так и своего прямого прародителя — Ил-86.
Однако, среди его достоинств перед предшественниками была еще одна — Ильюшинцы учли проблемы, возникшие при попытке модифицировать Ил-86 и, при создании Ил-96 вложили в него огромный потенциал для модернизаций в различных направлениях. Все это могло бы сделать лайнер очень успешным, если бы не крах СССР и резкое ослабление авиапрома новой России.
Ил-86 перестали выпускать к 1997 году, а Ил-96 хоть и удалось удержать, но выпускается он поштучно.
Тем не менее, модернизационный потенциал самолета отлично сыграл ему на пользу. В 1993 году на волне эйфории и взаимной дружбы между РФ и США в воздух был поднят обновленный Ил-96М — первое в истории детище совместно работы авиаторов двух стран.
Самолет получил удлиненный на целых 8,5 метров фюзеляж, американскую авионику и двигатели Pratt & Whitney PW2337 (из семейства двигателей, используемых на Boeing 757 и C-17 Globemaster III).
Вместимость при этом выросла до 435 человек, максимальная взлетная масса до 270 тонн, а дальность до 12 800 км (аналогичные показатели Ил-96-300: вместимость 300 человек, максимальная взлетная масса 250 тонн, дальность 9000 км).
Лайнер даже получил сертификат FAA, но, особого спроса, конечно, не увидел: на дворе 1997 год — у США своих самолетов много, а в России нет на такие лайнеры денег. В итоге, какое-то время самолет вернулся на родину, получил старые двигатели НК-86 и показался на МАКС-2003 под индексом Ил-96-400. В 2009 году самолет был порезан.
Ил-96-400М — будущий флагман авиации России
Однако, весьма впечатляющие показатели Ил-96М не позволяли ему кануть в историю навсегда. Тем более, что в 1990-хх большие двухдвигательные лайнеры еще не завоевали небо, а в Европе набирал популярность близкий по характеристикам Airbus A340.
Ильюшинцы решили не отпускать возможность и создали на базе Ил-96М новую версию, заменив иностранные комплектующие российскими.
Индекс ему оставили Ил-96-400, но это была модернизированная машина: бортовые системы были улучшены, а под крыло установили новые, форсированные двигатели ПС-90А1 тягой до 17,4 тс (обычные ПС-90А тягой 16 тс не тянули потяжелевшую машину).
Попытки продать пассажирскую версию не увенчались успехом, а вот грузовая версия Ил-96-400Т оказалась более успешна: несколько самолетов эксплуатировались авиакомпаниями Атлант-Союз и Полет, но к 2017 году обе они прекратили свое существование.
Один из самолетов для Полета модифицируется в версию ВКП — воздушный командный пункт. Так же, Минобороны заявлялось о покупке пробной партии Ил-96-400 в версии топливозаправщика. Имеется информация о потенциальном большом заказе на 30 самолетов в будущем.
Силовая установка
Основной силовой установкой Ил-96-300 являются двигатели ПС-90А тягой до 16 тс. Ил-96-400 тяжелее своего младшего брата на 20 тонн и для обеспечения нужных летных характеристик его оснащают четырьмя двигателями ПС-90А1, тяга которых достигает 17,4 тс каждый.
Очень серьезным недостатком двигателей семейства ПС-90А всегда считалась их довольно низкая надежность и малая ремонтопригодность. Зачастую, главной проблемой коммерческой эксплуатации Ил-96 были именно его двигатели.
Тем не менее, в течение многих лет эти двигатели были доведены до приемлемых показателей и моторы ПС-90А1, А2, А3 уже можно считать приемлемыми. Версиями этих моторов оснащаются Ил-76МД-90А, известные так же под индексом Ил-476, и Ту-214ОН.
Тем не менее, одно дело — неплохой двигатель для военного транспорта, другое — достаточно дешевый и экономичный в эксплуатации двигатель для коммерческого авиалайнера. ПС-90 — был разработан еще в 1980-хх и острием современного прогресса его уже не назовешь.
Конечно, первое, что при ходит в голову при произношении словосочетания «новый российский авиадвигатель» это ПД-14. ПД-14 — новейший и перспективный авиационный реактивный двигатель, который разрабатывается, в первую очередь, для среднемагистрального лайнера МС-21.
К тому же, руководство авиапрома явно делает ставку на этот двигатель в долгосрочной перспективе. Однако, при всех своих достоинствах, у двигателя есть недостаток — при своей тяге в 14 тс он недостаточно мощный для установки на Ил-96-400М.
Часто обсуждается вариант установки ПД-14М — форсированной версии ПД-14 тягой уже в 15,5 тс — его делают для перспективных, более крупных вариантом МС-21-400. Однако, и этого недостаточно, даже с учетом возможного снижения массы лайнера за счет меньшего количества топлива или более легких материалов.
Решением является ПД-18 — двигатель, созданный на базе ПД-14. При тяге в 18-20 тс он ближе всего тому, что должно быть под крылом Ил-96-400М. Однако, на данный момент неизвестно, когда данный двигатель будет создан и выведен в серию. Возможно, с учетом модернизации Ил-96, создание данного мотора будет ускорено.
- Так что для Ил-96-400М есть 3 варианта:
- ПС-90А1 — имеющийся, но устаревший
- ПД-14М — перспективный, но недостаточно мощный (пределы эффективного форсирования неизвестны, возможно до 17-17,5 тс его разогнать можно)
- ПД-18 — наиболее оптимальный вариант, но сроки его создания, пока, неизвестны
- Ил-96-400М и ШФДМС
ШФДМС — ШирокоФюзеляжный ДальнеМагистральный Самолет, так же известный, как CR929 — проект нового широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера вместимостью 250-300 мест. Самолет создается совместно российской ОАК и китайской Comac.
Предполагается, что этот самолет появится в середине 2020-хх. Будет оснащаться опционально двигателями европейского или американского производства (Rolls-Royce, Pratt & Whitney или General Electric), а потом уже и российскими двигателями ПД-35.
На первый взгляд может показаться, что Россия создает сразу два дальнемагистральных лайнера, что, при учете экономической ситуации странно. Однако, необходимо иметь в виду то, что эти самолеты относятся к разным нишам рынка:
CR-929 вмещает 250-300 пассажиров, в то время, как Ил-96-400М вмещает от 330-435 пассажиров. То есть, в линейке Ил-96 идет на ступеньку выше, CR-929 — это разные и, дополняющие друг друга лайнеры.
- Ил-96-Х
- Кроме того, к концу 2020-хх, когда CR-929 получит ПД-35 этот же двигатель может стать основой силовой установки обновленного Ил-96 — назовем его условно — Х.
- Это тот самый вариант Ил-96 с двумя двигателями, который уже очень давно муссируется в экспертных кругах и в СМИ.
С учетом опыта создания CR919, Ил-96-Х может получить не только новые моторы, но и двухдвигательную схему, улучшенную начинку и новое, черное крыло. При таких условиях, Ил-96 может оказаться вполне не плохим самолетом.
ИФК предлагает сделать салон на 415
Тем не менее, в нынешней итерации Ил-96-400 все равно не отвечает требованиям заказчиков (будь то госструктур или коммерческих организаций). Он требует модернизации, о которой речь пойдет далее:
- Макет Ил-96-400М
- ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Ил-96-400
- Тип Широкофюзеляжный среднемагистральный авиалайнер
- Силовая установка 4 Х ПС-90А1 тягой 17,4 тс каждый
- Максимальное число пассажиров 315 (3 класса)
- 386 (2 класса)
- 435 (1 класс)
- Практический потолок 12 000 м
- Дальность полета 5 000 (максимальная загрузка)
- 11 550 (Ил-96-400Т с 40 тоннами груза)
- Максимальная взлетная масса 270 т
- Крейсерская скорость 850 км/ч
- Размах крыла 60,105 м
- Площадь крыла 350 м2
- Длина 63,94 м
- Высота 15,72 м
Источник: https://AfterShock.news/?q=node/600696&full
Сравнение новейшего Ил-96-400М с западными четырехдвигательными пассажирскими самолетами
Самолет будут производить на Воронежском авиазаводе.
В середине сентября на заводе в Воронеже завершили этап стапельной сборки первого опытного образца широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолета Ил-96-400М. Авиалайнер должен быть готов к 2020 году, а его первый испытательный полет запланирован на 2021 год. По словам представителя ОАК, он полностью состоит из российских комплектующих.
Специалисты считают, что Ил-96-400М будет конкурировать с европейским Airbus A330-300 и американским Boeing 777-200. И мы уже сравнили характеристики этих самолетов.
Однако они отличаются от новейшего российского авиалайнера количеством двигателей – четыре у ИЛ и по два у западных образцов.
Поэтому «Блокнот Воронеж» решил сравнить наш самолет с другими четырехдвигательными турбореактивными пассажирскими лайнерами со схожими габаритами, которые бороздят небо до сих пор.
Airbus A340-300
Это дальнемагистральный четырёхмоторный турбореактивный широкофюзеляжный пассажирский самолет, разработанный Airbus SAS. В целом он схож с А330, который называют конкурентом Ил-96-400М.
На воздушные линии Аэробус А340-300 вышел в 1993 году и производился серийно до 2008 года. Всего было выпущено 218 самолетов, многие из которых эксплуатируются до сих пор.
Дальнейшим развитием конструкции стали модели A340-500 и A340-600, но они значительно больше российского самолета.
A340-300 имеет длину 63,69 метра, то есть такую же длину, что и A330-300. Размах крыла 60,30 метра. Дальность полета: 13,700 км, максимальный взлетный вес 296,5 тонн, а крейсерская скорость 913 км/ч. Самолет может взять на борт 335 человек (двухклассовая компоновка), 295 человек (трехклассовая компоновка), 440 человек (максимум).
Boeing 747-400
Возможно, сравнивать Jumbo Jet с Ил-96-400М не совсем корректно, так как американский самолет является двухпалубным и длиннее на 7 метров, но мы все же рискнем, так как он остается одним из немногих четырехдвигательных пассажирских самолетов, которые эксплуатируются до сих пор. 747-400 является предпоследней версией самолета Boeing 747, на смену которой пришла более экономичная и технологичная модификация Boeing 747-8. Последний произведённый 747-400 был поставлен заказчику в декабре 2009 года.
Boeing 747-400 имеет длину 70,6 метра. Размах крыла 64,4 метра. Дальность полета: 14 205 км, максимальный взлетный вес 412 тонны, а крейсерская скорость 910 км/ч. Самолет может взять на борт 416 человек (3 класса), 524 человека (2 класса) и 624 человека (400D, 1 класс).
Ил-96-400М
Длина самолета составляет 64,69 метра. Размах крыла самолета 60,105 метра. Максимальная взлетная масса составит 270 тонн, а полезная нагрузка 58 тонн. Ил-96-400М сможет подняться в небо до 13 100 метров и выполнять полет с крейсерской скоростью 830–850 км/ч. Дальность полета с пассажирами составит 8 750 километров. В одноклассовой компоновке самолет сможет вмещать 380 пассажиров.
Отметим, что Airbus несколько лет назад отказался от выпуска своего самого большого четырехдвигательного самолета A380, отдавая предпочтение менее «прожорливым» двухдвигательным пассажирским дальнемагистралам. Такие же планы и у Boeing.
Поэтому гораздо более разумным видится проект российско-китайского широкофюзеляжного двухдвигательного самолета CR929, который представляет собой совершенно новую разработку, проектируемую с учетом современных реалий и требований рынка. Планируется, что он сможет брать на борт 250-300 пассажиров и перевозить их на расстояние до 14 000 км.
Павел Астров
Новости на Блoкнoт-Воронеж
Источник: http://bloknot-voronezh.ru/news/sravnenie-noveyshego-il-96-400m-s-zapadnymi-chetyr
«Американцы страшно удивились»: в чём особенности российского лайнера Ил-96
28 сентября 1988 года состоялся первый полёт дальнемагистрального пассажирского самолёта Ил-96. Эта машина, получившая признание в том числе и за океаном, должна была заменить в советском гражданском флоте различные версии Ил-86. Однако амбициозным планам помешали распад СССР и экономический кризис 1990-х.
В 2014 году лайнер, спроектированный специалистами КБ имени Ильюшина, был окончательно выведен из парка «Аэрофлота». Сегодня несколько самолётов Ил-96 эксплуатируют специальный лётный отряд «Россия» и кубинская авиакомпания Cubana. В прошлом году было принято решение о модернизации воздушного судна, выделены средства на выпуск семи Ил-96-400М.
Какие задачи будет решать обновлённая машина, выяснял RT.
28 сентября 1988 года в воздух впервые поднялся дальнемагистральный пассажирский самолёт Ил-96. Машина взлетела с аэродрома на Ходынском поле. Лайнер пилотировал заслуженный лётчик-испытатель Станислав Близнюк, получивший два года спустя «Золотую Звезду» Героя Советского Союза.
Разработка авиалайнера стартовала в 1978 году под руководством доктора технических наук, академика АН СССР Генриха Новожилова — преемника легендарного конструктора Сергея Ильюшина. В перспективе Ил-96 должен был заменить Ил-86, который считается самым массовым советским широкофюзеляжным самолётом.
Первоначально ильюшинцы планировали установить на новейший лайнер четырёхдвигательную турбореактивную силовую установку НК-56 Куйбышевского завода (сейчас — ОАО «Кузнецов»). Работы над созданием мотора начались в 1979 году. За основу поволжские инженеры взяли НК-25 — двигатель, на котором летает дальний бомбардировщик Ту-22М3.
Однако в 1983 году по решению Министерства авиационной промышленности СССР работы над НК-56 были прекращены. Ведомство сделало выбор в пользу турбовентиляторного двигателя ПС-90 — детища Пермского моторного завода, обладающего меньшей тягой (до 16 тонн). В связи с этим пришлось укоротить фюзеляж, уменьшить размах и площадь крыла. Пассажировместимость сократилась с 350 до 300 человек.
«ПС-90 проектировался для среднемагистрального Ту-204. На первый взгляд, мы видим очевидные противоречия. Однако министерство исходило из необходимости унификации двигателей для гражданской авиации. Это правильный вектор, и надо признать, что ставка на семейство ПС-90 себя в целом оправдала», — отметил в беседе с RT исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
Нереализованная мечта
Этап испытаний Ил-96-300 выпал на конец 1980-х годов — период стремительного разрушения экономики и государственности СССР. В этих условиях отечественные авиастроители не могли рассчитывать на полноценную поддержку властей и спрос на внутреннем рынке.
С целью дальнейшего развития проекта в декабре 1990 года КБ имени Ильюшина заключило соглашение с американскими корпорациями Pratt & Whitney (специализируется на производстве двигателей) и Rockwell Collins (мировой флагман в сфере авионики). Как вспоминал лётчик-испытатель Герой России Анатолий Кнышов, заокеанские специалисты были поражены возможностями Ил-96.
«Когда в 1990-х я прилетел на Ил-96 в Штаты и у меня в баках осталось топлива ещё на три часа полёта, американцы страшно удивились. Один из представителей их авиавластей тогда прямо заявил: «По некоторым позициям данный тип самолёта является для нас недостижимым», — рассказывал ранее Кнышов.
6 апреля 1993 года в воздух поднялся Ил-96МО (МО — модернизированный опытный) на 435 мест. Машина была оснащена двигателями семейства PW2000, которые устанавливались на пассажирском лайнере Boeing 757 и военно-транспортном самолёте Boeing C-17 Globemaster III. В июне 1993 года на международном авиасалоне в Ле Бурже состоялся дебют российско-американского первенца.
- Ил-96 в аэропорту Внуково
- © Wikimedia
Предполагалось, что 20 самолётов Ил-96 с американскими двигателями, авионикой и генераторами закупит российский «Аэрофлот». Объём ежегодной поставки должен был составить 5—7 самолётов. При этом ведущий авиаперевозчик РФ планировал приобрести дальнемагистральные лайнеры за счёт кредита в $1 млрд, выданного U.S. EXIM Bank.
Категорически против сделки выступили авиастроительные корпорации McDonnell Douglas и Boeing. Они заявили, что Pratt & Whitney, Rockwell Collins и U.S. EXIM Bank, сотрудничая с российскими компаниями, создают искусственного конкурента производителям пассажирских самолётов США.
Однако сокрушительный удар по российско-американскому проекту нанесла не столько позиция McDonnell Douglas и Boeing, сколько августовский дефолт 1998 года, отпугнувший зарубежных инвесторов. В 2000-х негативное влияние на конкурентоспособность Ил-96 оказало бурное распространение более экономичных двухдвигательных дальнемагистральных самолётов Boeing и Airbus.
Сделано в России
Вышеизложенные причины помешали занять Ил-96 свою нишу в российской гражданской авиации. В 2000-е годы ильюшинцы нашли альтернативу заокеанским комплектующим, вернув машине двигатели ПС-90А и отечественную бортовую аппаратуру.
Проект удалось сохранить во многом благодаря господдержке. В настоящее время в число эксплуатантов лайнера входят специальный лётный отряд «Россия» Управления делами президента (на Ил-96 в модификации ПУ летает глава государства) и авиакомпания Cubana de Aviación.
Также по теме
Королевская скорость: почему Саудовская Аравия готова сотрудничать с Россией в создании сверхзвукового лайнера
Саудовская Аравия оценивает перспективы сотрудничества с Россией в создании сверхзвукового пассажирского самолёта на базе…
В середине 2000-х в парке «Аэрофлота» было всего лишь шесть Ил-96. В августе 2009 года глава Минпромторга Виктор Христенко объявил о решении снять лайнер с производства. Спустя четыре года государственный перевозчик начал избавляться от отечественных самолётов, заменяя их зарубежными аналогами. Последний коммерческий рейс Ил-96 с бортовым номером RA-96008 совершил 30 марта 2014 года.
Однако на фоне санкционного режима правительство РФ начало обсуждать идею возобновления производства самолёта в модернизированной версии (Ил-96-400М).
В январе 2017 года кабмин выделил свыше 53 млрд рублей на модернизационные мероприятия, строительство одной опытной машины (должно быть завершено в конце 2019 года) и производство шести серийных (с 2020 года). Ещё два борта заказало Минобороны РФ.
Выпуск обновлённого лайнера был поручен Воронежскому акционерному самолётостроительному обществу (ВАСО). До конца 2018 года на техническое перевооружение предприятие получит от правительства дополнительно 1,32 млрд рублей.
Ил-96-400М будет отличаться современным бортовым и навигационным оборудованием, а также улучшенной компоновкой. Первые серийные образцы ВАСО оснастит ПС-90А. Но в перспективе лайнер будет летать на турбореактивном двигателе нового поколения ПД-35 тягой до 40 тонн, который в настоящее время находится на стадии разработки.
- Пассажирский самолёт Ил-96-300 с двигателями ПС-90А
- © Wikimedia
Олег Пантелеев отметил, что российские власти, развивая проект Ил-96, не планируют создавать конкурента Boeing и Airbus. По его словам, правительство стремится поддержать дальнемагистральную авиацию, сохранить технологическую и производственную базу, обеспечить заказами ОКБ Ильюшина и ВАСО.
«Ил-96 — это своеобразный страховочный вариант на случай, если западные государства откажутся поставлять нам дальнемагистральные самолёты и другую авиатехнику, от которой мы, к сожалению, сильно зависим. Пусть и с некоторыми издержками, но Ил-96 позволит нам обеспечить нормальное авиасообщение», — подчеркнул Пантелеев.
Также по теме
«Для этой машины нет преград»: на что способен российский реактивный самолёт-амфибия Бе-200
20 лет назад состоялся первый полёт самолёта-амфибии Бе-200 «Альтаир». Машина способна взлетать как с воды, так и с аэродромной…
Как полагает эксперт, машина будет пользоваться спросом прежде всего у государственных заказчиков, включая СЛО «Россия» и силовые ведомства. Однако ситуация может поменяться с появлением ПД-35 и внесением ряда конструктивных изменений в Ил-96.
«Ил-96 будет пригоден для коммерческой эксплуатации, если на нём установят ПД-35, а фюзеляж и крыло выполнят из композитных материалов, которые на 10—15% облегчат массу лайнера.
На мой взгляд, такой вариант модернизации станет возможным, если произойдёт серьёзная задержка с реализацией российско-китайского проекта дальнемагистрального CR929 и вводом западных санкций, касающихся поставок авиационной продукции», — заключил Пантелеев.
Заслуженный лётчик РФ, кандидат технических наук Владимир Попов не согласен с точкой зрения Пантелеева. В беседе с RT он заявил, что Ил-96 с двигателями ПС-90А вполне пригоден для коммерческой эксплуатации. По словам эксперта, детище ОКБ Ильюшина по соотношению цены и качества практически не уступает западным лайнерам.
«Россия просто обязана иметь собственный дальнемагистральный самолёт. Это вопрос как престижа, так и экономики. Я не вижу причин, по которым Ил-96 нельзя использовать в гражданской авиации.
Мы можем собирать эту машину с нуля и продолжать её совершенствовать.
Текущие тенденции в нашей авиации внушают надежду, что Ил-96 займёт достойное место в сфере коммерческой эксплуатации», — сказал Попов.
Источник: https://russian.rt.com/russia/article/559005-il-96-osobennosti-modernizaciya
Разрабатываемый самолет Ил-96-400М будет дороже некоторых Airbus и Boeing
Ил-96-400М – четырехдвигательный самолет
Объединенная авиастроительная корпорация
Разрабатываемый Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) самолет Ил-96-400М заметно подорожал, рассказали два близких к Минтрансу человека. Примерно на 20% относительно запланированной ранее цены в 7 млрд руб., говорит один собеседник. До 8,5 млрд руб., а возможно, и выше, добавляет другой. Ил-96-400М действительно оценивается сейчас в 8,5 млрд руб., подтвердил сотрудник ОАК.
Ил-96-400М – четырехдвигательный самолет. Разрабатывается как модернизированная версия Ил-96-300 – последнего созданного в СССР дальнемагистрального лайнера. Ил-96-300 поставлялись с 1993 г.
, последним из российских авиакомпаний отказался от их использования «Аэрофлот» – еще в 2014 г.
Сейчас Ил-96-300 поставляется только в специальный летный отряд «Россия», на нем летает в том числе президент России.
Разработку модернизированной версии пролоббировал в 2016 г., будучи вице-премьером, Дмитрий Рогозин.
Ил-96-400М будет отличаться от предшественника более мощным российским двигателем и удлиненным фюзеляжем, что должно улучшить экономику за счет большей вместимости.
В одноклассной компоновке лайнер сможет перевезти 370 человек, сообщается на сайте входящей в ОАК компании «Ил». В двухклассной вместимость составит 350 человек, говорилось в материалах Минтранса.
Всего планировалось поставить авиакомпаниям шесть самолетов. Планы сохраняются, говорит собеседник в ОАК, возможно, с учетом опытных образцов будет произведено восемь штук.
«Мы ожидаем постройки первого серийного образца модернизированного Ил-96 в 2023 г., планом предусмотрено изготовление отдельного опытного самолета, который будет использоваться для заводских и сертификационных испытаний», – говорит представитель ОАК.
«Рано говорить о том, что цена самолетов изменилась в какую-либо сторону, поскольку конечная стоимость сформируется по итогам сертификации и переговоров с заказчиками», – продолжает представитель ОАК. Переговоры с потенциальными эксплуатантами только ведутся, пока рано говорить о коммерческих условиях, заключает он.
Цену в 7 млрд руб. ранее называл Минтранс: он просил дать из бюджета принадлежащей ему лизинговой компании ГТЛК 14 млрд руб. на авансирование двух новых Ил-96.
Бесплатные деньги на закупку позволят ГТЛК устанавливать льготную лизинговую ставку и тем самым компенсировать для авиакомпаний низкую топливную эффективность самолета и его неспособность конкурировать с Airbus и Boeing, считал Минтранс.
ГТЛК даже получила деньги. Но в августе 2018 г. по решению правительства направила их на закупку другой российской техники – самолетов SSJ100, L-410 и вертолетов. Это связано с задержкой программы Ил-96, объяснил человек, близкий к Минтрансу. Ранее сборку серийных судов планировали начать в 2020 г., что означало старт поставок в 2022 или даже 2021 г.
В этом году новых субсидий на Ил-96 не ожидается, говорят два человека, близких к Минтрансу. Главным распорядителем бюджетных средств по этой программе является Минтранс, сказал представитель Минфина. Представитель Минтранса на запрос «Ведомостей» не ответил.
На сегодняшний день инвестиции в ОКР по программе модернизации составляют порядка 10 млрд руб., добавляет представитель ОАК.
Зачем тогда нужен такой самолет? Его выпуск позволит загрузить мощности завода ВАСО (входит в ОАК), сохранить компетенции в широкофюзеляжной тематике, объяснял Минтранс.
ВАСО кое-как загружен производством президентских Ил-96, смысл новой программы был в том, чтобы загрузить КБ Ильюшина, говорит собеседник в ОАК. Но уровень модернизации Ил-96-400М слишком невелик, чтобы серьезно развить компетенции КБ, добавляет он.
При цене 7 млрд руб. ($114 млн) новый Ил-96 был хотя бы самым дешевым широкофюзеляжным лайнером в мире. Но цена 8,5 млрд руб. ($131 млн) уже превышает реальную (составляет примерно половину от каталожной) цену некоторых новейших моделей Airbus и Boeing.
Например, дешевле обойдутся Airbus 330-200 (примерно $120 млн, вместимость – 247 человек в двухклассной компоновке и 406 в одноклассной), Airbus 330-800 neo ($130 млн, 257 и 406) и Airbus 330-300 ($132 млн, 277 и 440).
В линейке Boeing дешевле менее вместительная модель Dreamliner – 787-8 (242 человека в двухклассной компоновке). При этом Ил-96 будет по-прежнему существенно дешевле четырехмоторных Boeing 747-8 ($205 млн) и Airbus 380. Но они намного вместительнее и летают почти вдвое дальше.
Правда, заказы на Airbus 380 уже не принимаются, в 2021 г. модель будет снята с производства.
«Самолет дорожает потому, что все комплектующие для него производятся, по сути, в единичном экземпляре», – говорит собеседник в ОАК. Возможно, когда он пойдет в серию, даже в такую малую, как шесть штук, удастся добиться снижения цены, отмечает он.
Ил-96 производится из российских комплектующих, а их поставщики в отличие от комплектаторов Boeing и Airbus почти все монополисты, негодует другой собеседник в ОАК. Поставщики – это и заводы самой ОАК, но в большей степени другие холдинги «Ростеха»: Объединенная двигателестроительная корпорация и корпорация КРЭТ (выпускает авионику).
Airbus
Airbus A380(выпуск прекратится с 2021 г.)
Дальность полета, км — 14 800
Количество мест** — 575Каталожная цена, $ млн — 445,6
1/3
- Boeing
- Boeing 747-8Дальность полета, км — 14 816Количество мест** — 410Каталожная цена, $ млн — 418,4
- 2/3
ОАК
Ил-96-400М
Дальность полета, км — 8750
Количество мест** — 380Каталожная цена, $ млн — 131,4 (пересчитано из рублей в доллары СШАпо курсу ЦБ РФ на 29 апреля 2019 Г.)** Ил – одноклассная компоновка, Boeing и Airbus – трехклассная компоновка
3/3
Разрабатываемый Ил-96 схож по характеристикам с четырехмоторным Airbus 340, говорит ведущий научный сотрудник Высшей школы экономики Федор Борисов. Это семейство выпускалось 20 лет до 2011 г. Самолет был снят с производства из-за неэффективности, «но даже до его характеристик Ил-96 не дотягивает».
«Этот проект не имеет рыночных перспектив, бюджету придется субсидировать как приобретение, так и операционную работу этих самолетов», – говорит Борисов. Большой проблемой будет и то, что экипаж Ил-96 состоит из трех человек, тогда как всеми современными самолетами управляют два пилота.
К тому же третий член экипажа – бортинженер, а их сейчас не готовят, продолжает Борисов.
Модернизированный Ил-96 не будет интересен авиакомпаниям, категоричен гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. «Это самолет для спецструктур, которым не важен уровень расходов, – рассуждает эксперт. – Тем более не имеет смысла программа, предполагающая выпуск всего шести самолетов».
Источник: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2019/04/29/800519-il-96-400m-dorozhe
В россии может появиться новый самолет ил-96-400
В конце прошлого столетия ОКБ Ильюшина выпустила самолет Ил-96−400 — новую модификацию пассажирского лайнера, вмещающего уже не 300, а 435 пассажиров.
В ограниченном количестве его намерена приобрести Куба. На базе «четырехсотого» совсем скоро появится транспортный Ил-96−400Т.
Он имеет двойное назначение и может эксплуатироваться как в гражданской авиации, так и в военной.
sdelanounas.ru
Но более всего Министерство обороны заинтересовалось модификацией Ил-96−400ТЗ. Это топливозаправщик, который за 10 лет должен заменить Ил-78М. По своим параметрам он значительно превосходит эксплуатирующиеся в ВВС с конца 70-х годов устаревшие ильюшинские топливозаправщики.
Главное преимущество — грузоподъемность и дальность. Ил-96−400ТЗ способен доставлять 65 тонн топлива на расстояние в 3500 км. В то время как модернизированная модификация Ил-78М-90 переносит до 40 тонн авиационного керосина на расстояние в 3000 км.
В настоящий момент Министерство обороны нацелилось на 30 топливозаправщиков. Есть немалая вероятность, что новой машиной заинтересуются в других армиях. Например, в индийской. Значительный экспортный потенциал имеется и у чистого транспортника Ил-96−400Т. Кстати, Ил-96−400ТЗ легко трансформируется в обычный транспортный самолет с грузоподъемностью в 92 тонны.
В Минобороны также есть планы приобретения до 2024 года еще и 14-и пассажирских Ил-96−300.
Предстоящая закупка значительного количества Ил-96−300 и Ил-96−400Т сыграет и благотворную социальную роль. Поскольку мощности Воронежского авиазавода практически полностью заняты обслуживанием других заказов, то на заводе уже начат прием новых специалистов, то есть появляются дополнительные рабочие места.
sdelanounas.ru
Летно-технические характеристики Ил-96−300 и Ил-96−400Т
Ил-96−300 | Ил-96−400Т | |
Длина, м | 55,35 | 63,94 |
Высота, м | 17,57 | 15,72 |
Размах крыла, м | 57,66 | 60,11 |
Площадь крыла, м² | 350 | 392 |
Максимальная взлетная масса, т | 250 | 270 |
Мощность двигателей, кгс | 4×16000 | 4×17400 |
Крейсерская скорость, км/ч | 850 | 850 |
Потолок, м | 12000 | 13100 |
Дальность, км | 10000 | 10000 |
Коммерческая нагрузка/грузоподъемность, т | 40 | 92 |
Количество пассажиров | 300 | 435 |
МОСКВА, ОРУЖИЕ РОССИИ, Юрий Иванов www.arms-expo.ru
2
Источник: https://www.arms-expo.ru/news/grazhdanskaya-avviatsiya/v-rossii-mozhet-poyavitsya-novyy-samolet-il-96-400/
Самолет Ил-96-400М полетит в 2019 году
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) подписала контракт с входящим в ее состав Авиационным комплексом им. С. В. Ильюшина («Ил») на разработку широкофюзеляжного пассажирского самолета Ил-96-400М, сообщает «Ил». Контракт предусматривает, что первый прототип поднимется в воздух в 2019 г.
Ил-96-400М создается как пассажирская версия грузового Ил-96-400Т. Новый самолет будет на 9,65 м длиннее по сравнению с существующим типом Ил-96-300. Его проектная вместимость составляет 390 пасс. Салон планируется оснастить средствами доступа в Интернет.
В качестве силовой установки на Ил-96-400М планируется использовать двигатели ПС-90А-1, которые ставились на Ил-96-400Т. Максимальная тяга этих двигателей на 1,4 т больше, чем у ПС-90А, используемых на Ил-96-300 (16 т). Ранее в отрасли обсуждалась разработка для Ил-96-400М двигателя, основой для которого предполагалось сделать ПД-14 для МС-21.
Серийное производство Ил-96-400М развернут на площадке Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО), которое собирает самолеты семейства Ил-96.
Летом прошлого года генеральный директор предприятия Дмитрий Пришвин рассказывал, что первые пять самолетов, выпущенные в 2020–2023 гг., получит Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК).
На тот момент предполагалось, что машины передадут российским авиакомпаниям, которые задействуют их для социальных перевозок из Москвы во Владивосток и Хабаровск.
Осенью 2016 г. газета «Ведомости» писала, что ОАК планирует построить 6–8 бортов Ил-96-400М. Учитывая, что в программу вкладывается около 50 млрд руб., издание сделало вывод, что программа себя не окупит.
Как уточняет газета «Известия», программа обойдется в 53,4 млрд руб. Из них 9,9 млрд руб. пойдет на опытно-конструкторские работы, 1,5 млрд руб. — на техническое перевооружение ВАСО и предприятий кооперации, 42 млрд руб. — на докапитализацию ГТЛК.
В ОАК изданию пояснили, что проект Ил-96-400М станет промежуточным звеном в преддверии выпуска российского-китайского широкофюзеляжного самолета. «Важно сохранить компетенции в части широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов», — цитируют «Известия» ОАК.
До настоящего момента было выпущено только четыре самолета Ил-96-400Т, которые предназначались для авиакомпании «Полет». После ее банкротства воздушные суда отправили на конвертацию в два топливозаправщика Ил-96-400ТЗ и один VVIP-борт для Минобороны, а также воздушный пункт управления Ил-96-400ВПУ для ФСБ.
Источник: http://www.ato.ru/content/samolet-il-96-400m-poletit-v-2019-godu
Презентация модернизированного Ил-96-400М может состояться к концу 2019 года
МОСКВА, 28 февраля. /ТАСС/. Модернизированный широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер Ил-96-400М могут презентовать заказчикам к концу 2019 года. Об этом в среду ТАСС сообщили в ПАО «Ильюшин», занимающимся разработкой и производством этих машин.
«На сегодняшний день в производственной программе семь машин Ил-96, одна опытная и шесть серийных. Как таковой выкатки мы пока не планируем, но презентация для заказчиков может быть организована ближе к концу 2019 года», — сказали в компании.
Там добавили, что самолеты Ил-96-400М, о которых идет речь, получат модернизированные двигатели ПС-90-А1 с тягой на взлетном режиме 17400 кгс.
В «Ильюшине» также опровергли информацию ряда СМИ об отказе от финансирования проекта. «Есть решение президента РФ о выделении ассигнований на производство этих машин, сейчас речь идет лишь о перераспределении финансовых средств внутри самой программы», — сказали в компании.
Увеличение господдержки
Авиационный эксперт, исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев высказал мнение, что существует несколько факторов, которые заставляют работать с платформой Ил-96, сохраняя ее в продуктовом портфеле «Ильюшина».
«Мы понимаем, что существуют определенные внешнеполитические риски, которые заставляют сохранять компетенции в области разработки и производства широкофюзеляжных дальнемагистральных лайнеров.
Другими словами, случись что, у России будет какое-то количество своих самолетов и дееспособная производственная база, что позволит обеспечивать перевозки, например, на Дальний Восток», — сказал Пантелеев ТАСС.
Другим направлением использования этих лайнеров, по мнению эксперта, может стать обновление парка самолетов специального летного отряда «Россия».
«Ни для кого не секрет, что самолеты Ил-96 являются флагманами специального летного отряда «Россия», поэтому сохранение производства этой машины позволит в среднесрочной перспективе выполнять заказы со стороны управделами президента.
Мы понимаем, что тот парк «Илов», который сейчас используется, вполне молодой, но через несколько лет было бы вполне разумно его расширить и заменить наиболее возрастные машины», — отметил собеседник агентства.
В то же время он подчеркнул, что серия из нескольких бортов для любого коммерческого воздушного судна означает, что его разработка и производство станут заведомо убыточными, поэтому оправдать реализацию проекта только коммерческими интересами невозможно. «Для продолжения серии за пределами семи машин потребуется увеличение господдержки», — добавил эксперт.
Где можно использовать
По мнению Пантелеева, наработки по Ил-96 не отправляют «под сукно» и в силу других причин.
«Для силовых структур, в частности, Минобороны, которое является достаточно консервативным заказчиком авиатехники, Ил-96 может быть привлекательной платформой для создания самолетов специального назначения, таких как ДРЛОУ [дальнее радиолокационное обнаружение и управление].
В отличие от платформы Ил-76, 96-я машина обеспечит большую продолжительность патрулирования. Кроме того, довольно большие внутренние объемы фюзеляжа помогут разместить необходимый набор специальной аппаратуры и создать комфортные условия для операторов», — сказал он.
Наиболее перспективным направлением развития этой платформы, считает эксперт, может стать создание двухдвигательного самолета.
«Безусловно, называть его Ил-96 будет некорректно, потому что потребуются новое крыло, новое шасси и так далее. Но наработки по фюзеляжу Ил-96 вполне могут быть использованы.
Таким образом, Ил-96 может стать переходной платформой между лайнерами предыдущих поколений и перспективными дальнемагистральными самолетами», — отметил Пантелеев.
Он добавил, что при переходе на двухдвигательную схему речь не должна идти только о ремоторизации. «Количество новаций, которые будут использованы при модернизации самолета, должно быть достаточно большим, уже сейчас Ил-96-400М получит новый салон, который предложит более комфортные условия для пассажиров, но будет иметь меньшую массу.
А будущий двухдвигательный лайнер не обойдется без внедрения наработок по так называемому «более электрическому» самолету, бортовому радиоэлектронному оборудованию нового поколения, в частности, авионики, выполненной с применением интегрально-модульной архитектуры. Логичным шагом выглядит и применение композитного крыла», — сказал Пантелеев.
Источник: https://tass.ru/ekonomika/4993872
Ил-96-400М все-таки полетит
На Воронежском авиационном заводе началась сборка элементов планера первого широкофюзеляжного дальнемагистрального лайнера Ил-96-400М, сообщило 20 ноября агентство РИА Новости со ссылкой на пресс-службу Авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина.
Новый российский аэробус будет иметь удлиненный, по сравнению с серийным Ил-96 фюзеляж и более мощные двигатели ПС-90А1 взамен ПС-90А. «На завершающей стадии находятся работы по разработке конструкторской документации, параллельно осуществляется сборка элементов планера.
Кроме того, идет контрактация по комплектующим изделиям», — сообщили в компании, входящей в дивизион транспортной авиации Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК).
Ил-96-400М может взять на борт до 400 пассажиров, в зависимости от компоновки салона. Производитель утверждает, что по показателям надежности, безопасности и экономичности Ил-96-400М стоит на одном уровне с мировыми аналогами.
По данным сайта ПАО «Авиационный комплекс им. С.В.
Ильюшина», им выпускается самолет Ил-96-400Т, представляющий собой грузовую модификацию пассажирского Ил-96-300 и с фюзеляжем, длина которого увеличена на 9,35 м по сравнению с базовым Ил-96-300.
Двигатели — ПС-90А1 (с тягой 17,4 т). Судя по всему, эта увеличенная версия 96-го и станет вновь пассажирским самолетом, теперь уже большей размерности.
В начале 2018 года глава дивизиона «Ильюшин» Алексей Рогозин в одном из интервью отметил, что ведутся переговоры с потенциальными заказчиками, которые, вероятно, выльются в серийное производство перспективного самолета Ил-96-400М. Как видно, переговоры оказались результативными.
Производство Ил-96-400М – исключительно амбициозный замысел, отмечает ведущий аналитик ГК TeleTrade Марк Гойхман. Он должен завершить отечественную линейку пассажирских самолётов, которая состоит из таких моделей: ближнемагистральный Сухой Суперджет-100, среднемагистральный МС-21, теперь и исключительно востребованный лайнер для дальних расстояний Ил-96-400М.
И все же, полагает аналитик, авиастроение в России пока остаётся недостаточно развитым и малоконкурентным. Скорее, оно нацелено на длительную перспективу. Нужно начинать этот процесс сейчас, чтобы получить результат через годы.
Совершенно неприемлемо то, что сейчас 80% пассажирских самолётов российских авиакомпаний – иномарки.
В то же время если в 2010 году в России было построено лишь 7 пассажирских самолётов, то в 2017 году – уже 41, то есть примерно 50% от производства в СССР.
Но доминирование и на международных, и на российских авиалиниях иностранных производителей, прежде всего Боинг и Эйрбас, исключительно осложняет спрос и производство в отечественном авиапроме, уверен Марк Гойхман.
Дело во многом в серийности производства — чем больше выпускается самолётов определённой марки, тем дешевле их строительство и обслуживание. Например, опыт Суперджет-100 показывает, что при выпуске данных машин в количестве 30 единиц в год не угнаться по затратам с лидерами рынка, которые делают столько за месяц.
Суперджет убыточен, субсидируется государством и не окупится, возможно, даже при выпуске 60 машин в год. Во всяком случае, такова оценка экспертов ВШЭ.
Аналогичная ситуация может произойти и с Ил-96-400М, допускает аналитик. Даже если по качеству он будет сравним с «боингами» и «эйрбасами», должно пройти ещё много лет, прежде чем новая модель сможет значимо потеснить их. Контракты этих лидеров заключены на десятилетие вперёд, у них есть развитая сеть обслуживания по всему миру.
И они, безусловно, и далее не будут стоять на месте. В то же время, нельзя и административно ограничивать в России использование иномарок в пользу отечественной техники.
Это был бы тупиковый путь, не дающий развития, закрывающий возможности сотрудничества, что пагубно сказалось бы на возрождающемся отечественном авиастроении, на перспективах экспорта авиатехники.
Но ситуация не означает, что нет перспектив и не нужно начинать столь масштабный проект – создание полномасштабной отечественной линейки, уверен Марк Гойхман. В конце концов, тому же Эйрбасу понадобилось 30 лет, чтобы стать равным конкурентом с Боингом. Но если бы они не начали такую работу в 70-х годах, то не оказались бы одним из лидеров отрасли в XXI веке.
Без сомнений, добавляет управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарскй, Ил-96 — жемчужина конструкторского гения сотрудников КБ Ильюшина, но, увы, с очень непростой и в целом несчастливой судьбой.
И изменит ли ситуацию модернизация и перезапуск, остановленного в 2009 году по решению Минпромторга, производства — вопрос открытый.
Как напоминает аналитик, с начала серийного производства в 1988 году по 2009 было произведено всего 30 бортов, два из которых уже разобраны на металлолом, а 7 находятся на хранении, что по сути одно и то же.
Коммерческого успеха совершенный для своего времени широкофюзеляжный лайнер, не уступавший и даже превосходивший по эксплуатационным и летным качествам конкурентов (на тот момент Boeing-767 и А-330), не снискал.
Причем списать провальные продажи на плачевную ситуацию в гражданской авиации, царившую в 90-х сложно, поскольку и в тучные 2000-е Ил-96 российские перевозчики не покупали, предпочитая им не всегда новые Эйрбас (А-340, А-380, А-350) и «боинги» (777, 787).
Стоит так же упомянуть несколько так и не состоявшихся крупных контрактов с перевозчиками из Индии, Китая, что сделало Cubana de Aviación единственным зарубежным эксплуатантом лайнеров, да и то при условии, что три самолета Кубе были фактически подарены.
Для того чтобы понять, почему 9-й не смог, будучи высококонкурентным по качеству и характеристикам, занять своего места на рынке, можно посмотреть на историю SSJ-100, еще одного детища ОАК, рассказывает эксперт. На прошлой неделе в прессе появились сообщения о том, что производитель рассчитывает довести долю исправных Суперджетов в эксплуатации до 75%.
С учетом того, что большинству эксплуатируемых «Сухих» нет и 10 лет (юный возраст для пассажирского лайнера, с учетом, что средний возраст Эйрбасов и Боингов значительно превышает 15 лет), эта цифра несколько обескураживает.
Получается, что даже с учетом усилий производителя, 44 самолета из 174 выпущенных будут считаться неисправными, а это много, учитывая, что у крупнейшего эксплуатанта, авиакомпании «Аэрофлот», их всего 50.
Почему так? Ответ достаточно прост, говорит Илья Жарский: «Сухих» мало, поэтому закупка запасных частей, узлов и агрегатов эксплуатантами про запас в большинстве случаев экономически нецелесообразна. При малейшей поломке запчасти необходимо заказывать у производителя и ждать, что мешает нормальной эксплуатации бортов.
Столкнется ли возрождаемый Ил-96 с этой проблемой — вопрос, к сожалению риторический, полагает Илья Жарскй. Впрочем, он считает, что основная цель ОАК сейчас лежит за пределами рынка гражданских пассажирских перевозок.
В связи с крайне непростой ситуацией с дальнейшими закупками новых бортов и обслуживанием уже имеющихся «Антоновых» украинского производства, возникает вопрос создания собственного широкофюзеляжного самолета, который может использоваться в том числе ВКС, Армией и МЧС.
С учетом озвученной Рогозиным цифры 200 самолетов, в покупке которых заинтересованы на настоящий момент только ВКС, спрос на Ил-96-400 в специфических модификациях, далеких от потребностей гражданских перевозчиков, вполне сможет поддержать производство как минимум на некоторое время.
Если говорить о перспективах Ил-96 в гражданской авиации, то, полагает Илья Жарский, покупка большого количества лайнеров нового образца сейчас по плечу только крупнейшему государственному перевозчику, который ранее уже поддерживал отечественный авиапром, создав крупнейший флот Суперджетов.
Источник: https://expert.ru/2018/11/20/rossijskij-aerobus-dobralsya-do-stapelya/
Представлен облик салона новейшего лайнера Ил-96-400М
В Москве прошла встреча между производителями перспективного дальнемагистрального самолета Ил-96-400М и потенциальными эксплуатантами воздушного судна. Корпорация представила облик пассажирского салона будущего флагмана российской гражданской авиации.
Как сообщили в пресс-службе Объединенной авиастроительной корпорации, салон самолета может иметь различные комплектации и собираться под потребности заказчика. На встрече были представлены два базовых варианта — двухклассная компоновка на 350 мест и трехклассная на 305 мест. Также существует одноклассная компоновка на 402 места.
«Мы хотим уточнить пожелания потенциальных заказчиков и сформировать варианты компоновки под их индивидуальные потребности. Сейчас стадия реализации программы Ил-96-400М еще позволяет учесть особенности условий эксплуатации каждого покупателя нашего самолета», — подчеркнул генеральный директор ПАО «Ил» Алексей Рогозин.
Возможна сборка салона в чартер-версии на 402 посадочных места. Во всех комплектациях самолеты будут оснащены новейшими пассажирскими креслами отечественного производства, созданными под международные требования к уровню комфорта.
Салон Ил-96-400М будет укомплектован люльками и креслами для детей, а также оборудованием для размещения людей с ограниченными физическими возможностями.
Для организации горячего питания на дальних перелетах будет работать кухонное оборудование стандарта Atlas. Информационно-развлекательные задачи решат с помощью мультимедиа-комплекса с сенсорными дисплеями.
Пассажиры смогут пользовать интернетом и даже наблюдать трансляции с камер самолета.
Ил-96-400М — модификация пассажирского лайнера Ил-96. Новинка получит удлиненный на десять метров фюзеляж, большое количество посадочных мест и новейшее бортовое оборудование. По мнению специалистов, этот лайнер способен стать флагманом пассажирских перевозок. Ожидается, что серийное производство машин стартует в 2020 году.
Источник: https://labuda.blog/237370