Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Впервые с Q400 я познакомился в Чили на авиасалоне FIDAE-2012. Но то знакомство было мимолётным. В мае Bombardier устроила демонстрационное турне этого самолёта по городам России. В начале июня 400-й удалось «перехватить» в Москве и, так сказать, возобновить знакомство.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Причиной столь настойчивого желания встречи стала информация о том, что 7 июня Bombardier Q400 получил сертификат Межгосударственного авиационного комитета (МАК).

Самолет получил сертификат типа Министерства Транспорта Канады в июне 1999 года, сертификат Европейского Аэрокосмического Агентства — в декабре 1999 года и Федеральной Авиационной Администрации США в январе 2000 года.

Q400 впервые был введен в эксплуатацию авиакомпанией «SAS Commuter of Scandinavia» 7 февраля 2000 года, а первая поставка обновленной модели Q400 NextGen состоялась в мае 2009 года в авиакомпанию «Widerae's Flyveselskap».

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Компания Bombardier Aerospace запустила проект Q400 в июне1995 года, а уже  31 января 1998 года состоялся его первый полет. На самолёте установлены двигатели нового поколения PW150A мощностью 5,071 л.с. каждый, общая длина самолета составляет 32.8 м. Размах крыльев составляет 28.4 м, максимальная взлетная масса — 29 574 кг.

Представил нас друг другу тест-пилот Bombardier Алекс Рапопорт.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Турбовинтовой самолет Q400 NextGen строится компанией Bombardier в Торонто. Это новая модификация самолета Q400, ставшая более совершенным продолжением семейства самолетов Bombardier Dash 8/Q-Series. Это оптимизированный для эксплуатации на региональных маршрутах самолёт рассчитанный на перевозку 78 пассажиров (в одноклассной компоновке).

Салон Q400 NextGen современен и для регионала вполне комфортен. Удобные кресла, большие иллюминаторы, высокий потолок в проходе, экономичная светодиодная подсветка, Что удивило, это крайне рациональное использование внутреннего пространства – в каждом закоулке скрыты какие-то ящички и у каждого из них своё конкретное предназначение.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики
Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

В отличие от ATR, посадка пассажиров может осуществляться через 2 двери (в конструкции ATR передней двери не предусмотрено.) Это позволяет осуществлять посадку и высадку даже с использованием телетрапа.

Если заказчик приобретает самолёт в двухклассной компоновке, то по его желанию может быть установлен и второй туалет. И, что несомненно оценят российские пассажиры, у Q400 большой багажный отсек – на треть больше, чем у ATR-72.

Звуковой комфорт. Этот аспект заслуживает особого внимания. Помните как тяжело летать, скажем, на Ан-24? Невероятный шум в салоне от волнообразных завываний двигателей и сильная вибрация. После такого полёта некоторое время находишься в состоянии лёгкой контузии.

Отсутствие звукового комфорта стало визитной карточкой турбопропов 20 века. Так вот ничего этого в Q400 нет. В самолёте установлена система активного шумоподавления и снижения вибрации, что создает особый уровень комфорта для пассажиров. А работает это просто.

Если внимательно присмотреться, то на боковых панелях обшивки салона можно обнаружить маленькие дырочки. Это датчики (микрофоны), сканирующие звуковое и вибрационное поле.

А далее система сама воспроизводит «шум» — звуковые и механические колебания, гасящие звук и вибрацию, производимые двигателями.

К слову, эта система породила само название самолёта.

После мирового признания превосходства революционной системы подавления шума и вибрации (NVS) , которая была внедрена в 1996 году, Bombardier переименовала свое семейство самолетов «Дэш — 8» в «Серию Q».

В это семейство входят Q200 вместимостью 37 — 39 пассажиров, Q300 вместимостью 50-56 пассажиров и Q400 вместимостью 67 — 78 пассажиров. «Q» — это первая буква английского слова «Quiet», что означает «тихий».

Система NVS, разработанная совместно Bombardier и компанией Ultra Electronics из Великобритании, позволила снизить уровень шума и вибрации в пассажирском салоне до уровня ранее недостижимого ни в одном другом турбовинтовом самолете. Уровень шума самолетов семейства Q400 на 15 децибел ниже, чем требуется по международным нормам ИКАО. Таким образом, Q400 поднял стандарты в этой области для всей мировой авиаиндустрии.

Экономичность.

Самолеты семейства Q400 устанавливают и новые экологические стандарты, за счет снижения расхода топлива на 30-40% и уменьшения уровня выбросов в атмосферу на 30-40%, придя на замену более старым моделям самолетов такой же вместимости.

Превосходная экономичность Q400 даёт самолёту неоспоримое преимущество над реактивными самолётами и турбовинтовыми самолётами предыдущих поколений.  Подумать только, часовой расход топлива Q400 в 4 раза меньше ещё недавно столь массового в России Ту-134.

В хвостовой части самолёта расположена вспомогательная силовая установка (ВСУ),  что обеспечивает полное функционирование всех бортовых систем на земле без запуска двигателей. Это также позволяет экономить топливо и не «сжигать» ресурс двигателей на стоянке.

А широкие лопасти двигателей позволяют маневрировать на земле при более низких оборотах двигателя.

Высокая экономичность вкупе с менее трудозатратной системой технического обслуживания позволяют Q400 иметь самые низкие эксплуатационные расходы на посадочное место в сегменте региональных самолётов.

Скорость. Несмотря на то, что Q400 турбовинтовой самолёт, его крейсерская скорость сопоставима с крейсерскими скоростями реактивных региональных самолётов. Это самый быстрый региональный турбопроп в мире. Максимальная крейсерская скорость Q400 – 667 км/час.

С учётом того, что самолёт обладает высокой скоростью набора высоты и летит на более низком эшелоне, нежели реактивные самолёты, на своих коронных дистанциях (около 1000 км.

) он практически не уступает реактивным самолётам по полётному времени, при этом имеет преимущество в топливной эффективности.

Безопасность. Такие параметры самолета Q400, как высокая скорость набора высоты, более высокий потолок при отказе одного двигателя (5334 м.

), система автоматически выпадающих кислородных масок — важные факторы, открывающие широкие возможности эксплуатации самолёта на горных аэродромах.

Q400 — единственный турбовинтовой самолет, отвечающий стандартам необходимых навигационных характеристик (NRP).

Кроме того, самолеты Q400 являются единственными турбовинтовыми самолетами, одобренными для посадки с одним работающим двигателем при метеоминимуме категории Cat. Ilia, при условии наличия системы индикации на лобовом стекле. К тому же, самолёт сертифицирован для посадки на грунтовые аэродромы.

Этому способствуют высокие и широко разнесённые стойки шасси.  Передние кромки лопастей двигателей защищены слоем композитного материала от возможных повреждений при попадании посторонних предметов.

Всё это расширяет возможности использования Q400 в таких климатически сложных регионах, как Сибирь и Дальний Восток.

Для Q400 доступны и регионы Крайнего севера. Не забывайте, это истинный канадец. Самолёт может эксплуатироваться до -54 град. Цельсия. Он устойчив к боковым ветрам и имеет, помимо традиционных, оригинальную антиобледенительную систему – передняя кромка крыла сделана из эластичного материала, она надувается, лед трескается и его срывает набегающим потоком.

«Кабина пилотов Q400 это сочетание упрощенной панели контроля c современной системы электронных пилотажных приборов EFIS и комбинированного дисплея контроля работы двигателей и систем самолёта ECID.

Пять интеллектуальных жидкокристаллических дисплея характеризуются высокой надежностью и легкостью, а также имеют высокое разрешение и встроенные диагностические возможности в гибкой архитектуре» — так витиевато описан кокпит пилотов в рекламном буклете.

400 Самолетов Q400 и Q400 NextGen, находящихся в эксплуатации у более 40 авиакомпаний по всему миру, доказывают свою эффективность в различных условиях окружающей среды: при низких температурах в Канаде и Восточной Европе, в засушливых регионах Ближнего Востока и Северной Америки, а также в условиях повышенной влажности на западе Северной Америки и странах Африки.

p.s. Первое впечатление не было обманчивым. Самолёт оказался интереснее и необычнее, чем показалось при встрече в Чили.

Доступные на вторичном рынке европейские ATR оказались несколько деликатны в эксплуатации (жаль только, что мы как дураки — учимся на своих ошибках, а не на чужих). И у северянина Q400 есть все шансы закрепиться на российском рынке.

Уже сейчас Q400 успешно эксплуатируют наши прибалтийские соседи в airBaltic. А всего  просторы России и СНГ бороздят более 80 самолётов канадского производителя различных типов.

А ещё хочется обратиться к господам из ОАК: Дорогие ОАКовцы! Учитесь у канадцев. На мировой рынок надо выходить с передовыми разработками. А если таковых нет, то никакой пиар и шоу не помогут.   

Источник: https://www.aex.ru/docs/3/2012/6/14/1589

Самолет Bombardier Dash Q400: фото, характеристики, схема самолета, лучшие места, отзывы пассажиров

Самолет Bombardier Dash 8 Q400 – это двухдвигательный турбовинтовой воздушный лайнер для маршрутов ближней и средней протяженности. Данная модификация является последней в модельном ряду Q-серии и в настоящее время может быть признана самой современной среди серийно выпускаемых винтовых машин.

Обозначение этой партии продукции канадской фирмы (Q-серия) происходит от слова quiet, то есть «тихий». Инженеры приложили большие усилия для обеспечения пониженной шумности своей продукции, доведя ее до значений, практически идентичных аналогичным показателям у современных турбореактивных самолетов.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Первые машины были сконструированы и произведены канадской фирмой De Havilland еще в 1980-х годах для перевозки на небольшие дистанции ограниченного количества пассажиров. Самолет был рассчитан лишь на 37-40 человек. Несколько позднее фирма вошла в состав концерна «Бомбардье», и лайнер получил дальнейшее развитие.

Он изготавливался как в пассажирском, так и в транспортном вариантах, его фюзеляж несколько раз удлиняли для увеличения пассажировместимости. Последнее привело к появлению обидного прозвища – «летающий карандаш». Машина выпускалась четырьмя сериями: 101, 200, 300 и 400.

Начиная с 300-й серии самолет стал оснащаться системой активного шумоподавления. В процессе развития постоянно совершенствовались и другие авиационные системы, делающие Bombardier Dash Q400 образцом современной турбовинтовой машины. В начале 2000-х годов рассматривался вопрос о возможности его лицензионного производства в России.

Но дело дальше обсуждений не пошло. Самолет Bombardier Dash 8 Q400 на фото ниже.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Bombardier Dash Q400 имеет следующие основные характеристики.

Характеристики Значение Количество членов экипажа 2 Пассажировместимость при размещении в одном классе 70 Диаметр фюзеляжа, метров 2,69 Длина самолета, метров 32,81 Высота самолета, метров 8,3 Размах крыла, метров 28,4 Максимальная взлетная масса, тонн 29,26 Крейсерская скорость, км/час 556 Дальность полета с полной загрузкой, км 2040 Практический потолок, метров 8230

Особенности

С учетом места создания этой машины, точнее, с учетом климата места создания, Bombardier Dash 8 Q400 и его предшественники были ориентированы на эксплуатацию в холодном климате. В частности, он по сей день обслуживает линии Аляски, а в России одним из его эксплуатантов является авиакомпания «Якутия».

Другой особенностью является уже упоминавшаяся система активного подавления вибрации и шумов. Причем речь идет о всех видах шумов, как внешних, так и внутренних, то есть внутри салона. Принцип работы этой системы фактически скопирован с военных технологий подводного флота.

Суть заключается в создании противофазных колебаний в отношении импульсов и вибрации, генерируемых силовой установкой самолета.

Читайте также:  Ручная кладь и багаж мау: нормы провоза

Многочисленные датчики на фюзеляже и мотогандолах фиксируют изменения в частоте и интенсивности колебаний и мгновенно реагируют путем компьютерной корректировки на генерируемые системой противофазные импульсы. Отдельного упоминания заслуживает композитный воздушный винт, созданный американской фирмой Dowty.

Этот пропеллер в сочетании с современным двигателем PW150A и отличной аэродинамикой машины способен создавать тягу, разгоняющую Bombardier Dash Q400 в крейсерском режиме до 667 км/час, что значительно превышает возможности всех существующих конкурентов аналогичного класса.

На самолете установлена самая современная авионика, полностью реализована концепция «стеклянной кабины», имеются системы предупреждения столкновений в воздухе и с землей, все необходимые навигационные и курсоглиссадные устройства. Все это построено на основе модульной схемы, что существенно облегчает ремонт и обслуживание. Кокпит Bombardier Dash Q400 выглядит более чем современно.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Для пассажиров самолета компоновка салона представляет наибольший интерес. Учитывая маленький диаметр фюзеляжа, высокорослым людям при передвижении внутри воздушного судна придется несколько согнуться. В салоне расположены кресла по схеме 2х2. То есть 4 сиденья в ряду, по 2 с каждого борта. Расстояние между креслами достаточно комфортное. Схема салона Bombardier Dash Q400 приведена ниже.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

В целом все кресла обладают одинаковыми характеристиками. Однако имеются некоторые «неудачные» места. Они отмечены красным цветом. Сиденья с определенными неудобствами отмечены желтым. Место 2F хотя и предлагает увеличенное пространство для ног, но не имеет окна. А столик расположен в подлокотнике.

Для мест у иллюминаторов в рядах с 10-го по 14-й из-за крыла и мотогандол отсутствует хороший обзор. А все кресла в 19-м ряду имеют ограничения по наклону спинок сидений. Лучшими местами могут быть признаны все в первом ряду по левому борту и одно у прохода во втором ряду по правому борту.

Салон Bombardier Dash 8 Q400 фото представлен на фото.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

При беглой оценке отзывов пассажиров, летавших на этой машине, видно, что подавляющее большинство положительно оценивают самолет. Отмечаются удобство кресел, большие багажные полки, низкая вибрация и мягкая посадка.

То есть для большинства этот самолет вполне комфортабелен и даже превосходил их ожидания от турбовинтовой машины. Но всегда найдутся недовольные, отмечая явные и мнимые недостатки.

Равно как и в описаниях гостиниц, где подобный контингент сетует на то, что полотенца меняются не каждые полчаса. Критикуются в основном теснота и небольшие размеры салона самолета.

Например, одна пассажирка высказывалась крайне пренебрежительно о размерах судна, сравнивая его с дельтапланом, и жаловалась на жуткий грохот, царящий, по ее словам, в салоне. Критику вызывает и размер туалета, и ширина центрального прохода, а также низкий потолок.

Ради объективности следует отметить, что салон и туалетные помещения действительно трудно сравнивать с внутренним пространством реактивных лайнеров.

Но время полета на Bombardier Dash Q400, учитывая, что это самолет для коротких расстояний, не сравнимо с трансконтинентальными перелетами, поэтому некоторая ограниченность в пространстве вполне терпима.

К тому же по сравнению с другими винтовыми машинами этот самолет обладает существенно более высокой скоростью крейсерского полета.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Несмотря на техническую «продвинутость», за все время эксплуатации Bombardier Dash Q400 разбилось 19 самолетов. Число жертв – 127 человек. Преобладающей причиной этих катастроф явились классические ошибки экипажа, на втором месте – проблемы с шасси.

Один случай связан с самоубийством пилота, но пассажиров в том самолете не было.

Учитывая общее количество произведенных лайнеров этой марки,(более 1300 единиц всех серий) и интенсивность их эксплуатации, чисто статистически самолет Bombardier Dash Q400 может быть признан одним из самых надежных и безопасных.

Источник: https://www.navolne.life/post/samolet-bombardier-dash-q-foto-harakteristiki-shema-samoleta-luchshie-mesta-otzyivyi-passajirov

Самолет Bombardier Q400 (Dash-8/DHC-8): описание, характеристики, фото :

Bombardier Q400 – старшая модель в линейке Quiet («тихий»), выпускаемая канадской авиастроительной компанией Bombardier Aerospace. Также известна под названиями Dash-8-400 и DHC-8-400. Воздушное судно относится к классу региональных самолетов, предназначено для полетов на малые и средние дистанции. Отличительной чертой является фирменная система активного вибро- и шумоподавления.

Описание

Bombardier Q400 — это, без преувеличения, самый современный в мире турбовинтовой двухмоторный самолет. Он поступил в эксплуатацию в 2000 году. К этому времени летательными аппаратами данной модели перевезено около 400 миллионов пассажиров по всему миру. Кстати, воздушное судно обладает одним из самых высоких в истории авиации уровней надежности.

Фото Bombardier Q400 впечатляет изяществом линий и гармоничными пропорциями машины. Салон удобный, с каждой стороны установлены по два ряда эргономичных кресел с подголовниками. Фирменными чертами Dash-8-400 являются экономичность, низкая экологическая нагрузка на окружающую среду и высокий акустический комфорт пассажиров.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Двигатели

Имея почти в два раза больше лошадиных сил, чем у обычных турбовинтовых силовых установок, PW150A мощностью 3781 кВт является самым современным коммерческим двигателем с турбовинтовой системой, доступным сегодня. Он позволяет удерживать крейсерскую скорость на уровне 667 км/час, что на 100-160 км/час больше, чем у существующих конкурентов.

Благодаря цифровому электронному контролю с полным управлением (FADEC), централизованной диагностике, низкому расходу топлива и выбросам мотор позволяет самолетам Q400 нести значительно более низкие эксплуатационные расходы. Самолет Bombardier Q400 оснащен шестилопастными, полностью композитными пропеллерами Dowty, которые обеспечивают большую тягу и создают меньше шума, чем пропеллеры, вращающиеся с более высокими оборотами.

Преимущества композитного пропеллера:

  • высокая устойчивость к усталости материалов;
  • низкий вес при сохранении высокой прочности;
  • отсутствие коррозии;
  • устойчивость к повреждениям, легко ремонтируется;
  • быстрая замена лопастей по системе On-hub;
  • система сбора данных NVS.

Авионика

В кабине самолета Bombardier Q400 имеется усовершенствованный комплект авионики от Thales. С меньшим весом и меньшим количеством деталей 5-экранная кабинка с жидкокристаллическим дисплеем предлагает пилотам более высокую ситуационную осведомленность и гибкость, чем старые авиационные технологии.

В комплект авионики Dash-8 также входит централизованная диагностическая система, которая помогает пилотам и механикам быстро решать проблемы. Модульная конструкция упрощает замену поврежденных элементов и позволяет подключать дополнительные устройства.

Комплекс оборудования включает:

  • пятиэкранную приборную панель Thales V810 с высококонтрастными мониторами EFIS/EICAS;
  • один или два комплекта авионики UNS-1E FMS;
  • систему предупреждения о воздушном движении и предотвращения столкновений (TCAS) v7.1;
  • приборные модули VNAV, RNP AR, SBAS/WAAS LPV, MicroQAR, HGS, ACARS, EGPWS, ADS-B Out, EFB Class 2.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Система шумоподавления

Безусловно, гордостью канадских авиационных инженеров является разработанная ими высокоэффективная система активного подавления вибраций и шума ANVS (Active Noise and Vibration Suppression), издаваемого турбовинтовыми двигателями. В результате уровень акустического комфорта в салоне Bombardier Q400 сопоставим с таковым в реактивных самолетах. По этой причине серию и назвали «Q» (Quiet), что переводится как «тихий».

Конструкторы потратили несколько лет на разработку данной системы. За основу взяты технологии поглощения вибрационных колебаний, используемых на подводных лодках.

Исследования показали, что больше всего шума создается в результате вибрации фюзеляжа самолета, возникающей вследствие импульсов давления, посылаемых пропеллерами на внешнюю поверхность летательного аппарата.

Решение кроется в том, чтобы встроить в корпус специальные устройства, которые начинают испускать вибрации в противофазе для противодействия начальным колебаниям. Расчет значений противодействия определяется бортовым компьютером на основе данных многочисленных датчиков в реальном времени.

То есть изменение характеристик работы двигателей мгновенно приводит к изменениям параметров системы противодействия. В результате акустический фон в салоне остается комфортным на всем протяжении полета, в том числе при взлетах и посадках.

Возможно, система не идеальна. Пассажиры иногда жалуются на периодически возникающий шум в салоне либо вибрацию пола. Но в любом случае это лучший комплекс шумоподавления для винтовых самолетов, существующий на сегодняшний день.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Характеристики Bombardier Dash-8 Q400

Модель обладает следующими техническими характеристиками:

  • длина – 32,8 м;
  • высота – 8,4 м;
  • ширина – 2,69 м;
  • размах крыла – 28,4 м;
  • масса (снаряженная) – 17,1 т;
  • максимальная пассажировместимость – 70-90 человек;
  • экипаж – 2 человека;
  • скорость крейсерская – 556-667 км/час;
  • высота полета – до 8229 м.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Модификации

Серия Q-400 включает следующие модификации:

  • DHC-8-400. Первая модификация, производимая с 1999 года. Максимальная вместимость – 68 человек.
  • DHC-8-401. Модель того же года, отличается чуть большей вместимостью – 70 пассажиров.
  • DHC-8-402 (1999), 78 человек.
  • Q-400. Улучшенная пассажирская версия вместимостью 70-78 человек, введенная в эксплуатацию в 2000 году. Максимальная рабочая высота составляет 7600 м для стандартной версии, хотя предлагается модификация с раскрывающимися кислородными масками, что увеличивает рабочую высоту до 8200 м. Все борта включают систему ANVS.
  • Q400 NextGen. Версия с обновленными кабинами, освещением, иллюминаторами, шасси, а также увеличенной экономичностью. Вариант Extra Capacity вмещает до 86 пассажиров. В 2016 году Bombardier начал предлагать Q400 NextGen в варианте с высокой плотностью – до 90 человек.
  • Q400-МР. Пожарный танкер. Может транспортировать 10 000 литров воды или пенного раствора.
  • DHC-8 MPA-D8. Морское патрульное воздушное судно.
  • DHC-8-402PF. Грузовое судно грузоподъемностью 9 т.
  • Q400CC. Комбинированное грузопассажирское судно включает 50 сидений и отсек на 3720 кг полезной нагрузки. Выпускается с 2015 года.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Применение

По состоянию на 31 марта 2018 года изготовлено 573 самолета 400-й серии. Еще 45 находятся в производстве. Список авиакомпаний, эксплуатирующих модели Bombardier Dash-8 Q400:

  • Croatia Airlines (Хорватия).
  • «Якутия» (Россия).
  • «Аврора» (Россия).
  • AirBaltic (Латвия).
  • Qazaq Air (Казахстан).
  • Air Canada (Канада).
  • Flybe (Великобритания).
  • Horizon Air (США).
  • Qantas Link (Австралия).
  • Austrian Airlines (Австрия).

Всего более 40 авиаперевозчиков. Этот список постоянно пополняется.

Источник: https://www.syl.ru/article/398214/samolet-bombardier-q-dash—dhc—opisanie-harakteristiki-foto

Bombardier Q-series — Региональный пассажирский самолет

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Разработчик  Bombardier
Первый полет  1983
Единиц произведено  1169 (2015)
Стоимость единицы $35 млн. (q-400)

Bombardier Dash-8 или QSeries (так же ранее известный, как de Havilland Canada Dash 8 или DHC-8) – семейство двухдвигательных турбовинтовых пассажирских самолетов региональных перевозок. Разработан канадской компанией de Havilland Canada (DHC) в 1984 году и, на данный момент, производится компанией Bombardier Aerospace.

История Q-series

В 1970-хх канадская компания de Havilland Canada инвестировала значительные средства в свой проект турбовинтового самолета Dash 7, в котором особое внимание уделялось возможности взлетов и посадок с коротких полос – традиционной специализации компании.

Оснащенный четырьмя турбовинтовыми двигателями с большими саблевидными пропеллерами, Dash 7 был очень тихим и мог работать даже с маленькими аэропортами.

Однако, авиакомпаниям, в большинстве своем, возможность короткого взлета-посадки была не нужна, поэтому большого портфеля заказов не было.

Тогда в 1980 году de Havilland приняла решение отказаться от требования короткого взлета-посадки и сделать свой самолет более коммерчески эффективным. Четыре двигателя PT6 были заменены двумя новейшими и значительно более мощными двигателями Pratt & Whitney Canada PW120.

Читайте также:  Аэропорт шопена варшава: официальный сайт

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Модификациям подверглись почти все узлы самолета, поэтому, когда в 1983 году проводилась презентация, Dash 8 был, фактически, новым самолетом.

Отличительными особенностями нового Dash 8 были прямое крыло высокого аэродинамического качества, Т-образное оперение, более острый нос и большие мотогондолы, подвешенные под консолями крыла. Самолет не мог взлетать и садиться на коротких полосах, но de Havilland удалось удержать показатели шумности.

Кроме того, Dash 8 был намного эффективнее в полете, 2 двигателя вместо 4 требовали значительно меньшего обслуживания, а по экономике Dash 8 до сих пор считается одним из лучших региональных самолетов.

Первый полет прототип совершил в 1983 году. Спустя год  новая модель получила сертификат типа и поступила в эксплуатацию в канадскую авиакомпанию NorOntair. Piedmont Airlines стала первым эксплуатантом самолета в США.

Q400X

В 2007 году Bombardier начала работы над новой версией Q400, способной вмещать до 90 пассажиров – проект получил название Q400X. Начало производства планируется на 2019 год. В ответ на это главный конкурент в сегменте – европейская ATR так же начала работать над 90-местной версией на базе ATR 72.

Модификации

Серия 101

DHC-8-100 — первая версия 37-40 местного пассажирского самолёта, введённая в эксплуатацию в 1984 году. Ранние экземпляры самолёта получили двигатели PW120A (сертифицирован CAA 13 декабря 1985); поздние — PW121 (сертифицированы CAA 22 февраля 1990), мощностью 1800 л.с. (1343 кВт).

  • DHC-8M-100 — два самолёта для транспортной авиации Канады.
  • CC-142 – военно-транспортная версия для ВВС Канады в Европе.
  • CT-142 — учебно-тренировочная версия для обучения штурманов ВВС Канады.

E-9A — патрульный самолёт ВВС США, используется для обеспечения учений в Мексиканском заливе. Два самолёта базируются на Tyndall AFB, Флорида.

Видео Q-series : Посадка самолета Bombardier Q400 авиакомпании AirBaltic в аэропорту Домодедово

Серия 200

DHC-8-200 — аналогичен серии 100, но с более мощными двигателями Pratt & Whitney Canada PW123, мощностью 2150 л.с. (1604 кВт), пассажировместимость от 37 до 39 человек.

Q200 — модификация DHC-8-200 с системой активного шумоподавления (Active Noise and Vibration Suppression (ANVS) system).

Серия 300

DHC-8-300 — удлинённая на 3,43 м версия, 50-56 местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 1989. Вооружался двигателями PW123 или PW123B или PW123E, мощностью 2500 л.с. (1,865 кВт).

  1. DHC-8-300A — модификация DHC-8-300 с увеличенной полезной нагрузкой.
  2. Q300 — модификация DHC-8-300 с системой активного шумоподавления (ANVS).
  3. Серия 400

Q400 — увеличенная модификация, 70–78-местный пассажирский самолёт, введённый в эксплуатацию в 2000 году. Крейсерская скорость на 140 км/ч выше, чем у предыдущих версий, и составляет 667 км/ч. Самолёт оснащён двигателями PW150A, максимальной мощностью 5071 л.с.

(3783 кВт)(крейсерская мощность 4850 л.с. (3618 кВт)). Практический потолок составляет 7600 м для стандартных вариантов; для самолётов, оснащённых выпадающими кислородными масками пассажиров, потолок составляет 8200 м.

Все самолёты модификации Q400 имеют систему активного шумоподавления (ANVS).

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Q400 NextGen — модификация Q400 с улучшенным салоном, освещением, иллюминаторами, верхней багажной полкой и с уменьшенными расходом топлива и стоимостью обслуживания.

Q400-MR — морская бомбардировочная модификация Q400 для French Sécurité Civile.

Эксплуатация Q-series

Dash 8 в 1980-хх годах появился весьма вовремя. Бум авиаперевозок спровоцировал значительный рост парков авиакомпаний и на это наложился фактор старения старых самолетов, которые нужно было заменять.

Естественно, такой выгодный рынок не мог остаться только за de Havilland. Французская Aérospatiale совместно с итальянской Alenia создали консорциум ATR, новая модель которой стала прямым конкурентом Dash 8. С тех пор эти два самолета конкурируют.

В 2008 году Bombardier объявила, что производство классических моделей Dash 8 (Серии 100, 200 и 300) будет свернуто, а Dash 8 будет представлен поздним представителем семейства – моделью 400. Крайний классический Dash 8 был поставлен в том же 2008 году и это был 671 самолет этой серии.

Всего, с 1984 года авиакомпаниям было передано 1129 самолетов (на 2014 год).

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Схема салона Q-400

ХАРАКТЕРИСТИКИ САМОЛЕТОВ Q-400

Тип региональный пассажирский самолет
Силовая установка два турбовинтовых двигателя Pratt Whitney Canada PW150A по 5 000 л.с. каждый
Максимальное число пассажиров 78 человек
Практический потолок 8 230 м
Дальность полета 2 020 км
Максимальная взлетная масса 28,9 т
Крейсерская скорость 648 км/ч
Размах крыла 28,42 м
Площадь крыла 63,08 кв. м
Длина 32,84 м
Высота 8,34 м

Источник: http://skyships.ru/?page_id=6198

Bombardier Dash 8 Q400 назвали опасным – FrequentFlyers.ru

Avia Solutions Group распространила сообщение своего генерального директора, в котором предупреждается об опасности эксплуатации самолетов Bombardier Dash 8 Q400 из-за конструктивного дефекта шасси, который проявляется, в частности, в невыходе носовой стойки перед посадкой, что уже привело к девяти авиапроисшествиям, последнее из которых, аварийная посадка рейса LOT 3924, произошло в Варшаве 10 января.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Аварийная посадка Dash 8 Q400 в Варшаве, 2018 год

В декабре 2017 года LOT избежал очень похожей ситуации: пилоты Q400 сообщили о проблеме с выпуском шасси, но сумели решить ее в последний момент и, в конечном итоге, благополучно приземлились в Варшаве, а первое происшествие зарегистрировано 13 марта 2007 года, тогда Q400 авиакомпании All Nippon Airways сел на нос в аэропорту Kōchi Ryōma. Позднее производитель признал, что признал, что Q400 страдает от «проблем начального периода».

В сентябре 2007 года у SAS произошли два отдельных инцидента, связанных со сбоями работы шасси Q400.

Месяц спустя история повторилась, что побудило авиакомпанию загнать весь свой флот Q400 в ангар и начать судебную баталию с Bombardier, которая закончилась компенсацией от Bombardier и Goodrich (производитель стоек шасси) в размере более 1 млн.

шведских крон ($164 млн). Большую часть флота “дашек” 2000-2002 годов выпуска SAS вывела из эксплуатации в 2008-2009 годах, последняя машина ушла в 2015 году в Перу.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Аварийная посадка Dash 8 Q400 в Белфасте, 2017 год

При этом компенсация была потрачена в том числе на расширение флота “дашек”, однако они были отданы дочерним компаниям SAS – норвежской Wideroe и латвийской Air Baltic, позднее SAS продала свои доли в них. В 2016 году один из Q400 airBaltic приземлился в Риге без передней стойки.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Аварийная посадка Dash 8 Q400 в Риге, 2016 год

В Avia Solutions Group входят компании FL Technics (занимается обслуживанием Boeing 737 и Airbus A320), BAA Training (обучение пилотов, бортпроводников и прочего авиаперсонала), Рампорт Аэро (аэропорт Жуковский) и ряд других.

Илья Шатилин

Источник: https://www.frequentflyers.ru/2018/01/16/dash8_danger/

Самолет Bombardier Dash 8 Q400. Фото, схема салона, отзывы, характеристики

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики

Bombardier Dash 8 Q400 – среднемагистральный турбовинтовой самолет, представитель семейства Bombardier Q Series.

На сегодняшний день, Dash 8 Q400 является самым длинным и вместительным самолетом в семействе Bombardier Q Series. Коммерческая эксплуатация лайнера началась в 1996 году.

Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристикиDash 8 Q400 является одним из самых быстрых турбовинтовых самолетов в своём классе, его крейсерская скорость – 667 км/ч.

Салон Dash 8 Q400 тихий, просторный и оборудован вместительными багажными полками. Пассажирские кресла расположены в конфигурации 2+2.

Самолет может взять на борт 78 человек и перевезти их на расстояние до 2,522 км.

Лайнеры семейства Q Series зарекомендовали себя как надежные и экономичные. Производство серии Q400 продолжается.

  • Схема салона Bombardier Q400:
  • Самолет bombardier dash 8 q400: фото, характеристики
  • Технические характеристики:
  • Код ICAO: DH8D
    Экипаж: 2 человека
    Длина: 32,81 м
    Размах крыла: 28,4 м
    Максимальная вместимость: 78 пассажиров
    Максимальный взлётный вес: 29,257 кг
    Крейсерская скорость: 667 км/ч
    Дальность полёта: 2,522 км
  • Семейство турбовинтовых самолетов Bombardier Dash 8
  • Dash 8 Q100/200 – базовая модель с максимальной вместимостью 39 пассажиров
  • Dash 8 Q300 – удлиненная модель с увеличенной вместимостью до 50 пассажиров
  • Dash 8 Q400 – самая длинная модель в семействе. Вместимость – 78 пассажиров

Самолеты авиакомпаний

Источник: https://aviado.ru/airlines/jets/dash-8-q400/

Bombardier Dash 8

By Wikipedia, the free encyclopedia,

http://en.wikipedia.org/wiki/Bombardier_Dash_8

The Bombardier Dash 8 (formerly the de Havilland Canada Dash 8, sometimes abbreviated as DHC-8) is a series of twin-engined, medium range, turboprop airliners.

Introduced by de Havilland Canada (DHC) in 1984, they are now produced by Bombardier Aerospace. Since 1996, the aircraft have been known as the Q Series, for «quiet». Over 1000 Dash 8s of all models have been built.

Bombardier forecasts a total production run of 1,192 units of all Dash8/QSeries variants through to 2016.

Design and development

In the 1970s, de Havilland Canada had invested heavily in their Dash 7 project, creating what was essentially a larger four-engine version of their Twin Otter, concentrating on excellent STOL (Short Takeoff And Landing) and short-field performance, their traditional area of expertise.

Using four medium-power engines with large four-bladed propellers resulted in very low noise levels which, combined with its excellent STOL characteristics, made the Dash 7 suitable for operating from small in-city airports, a market DHC felt would be compelling.

However, only a handful of air carriers employed the Dash 7, as most regional airlines were more interested in operational costs than short-field performance.


DHC-8-102 of Air Inuit
DHC-8-102 of Air Inuit

In 1980, de Havilland responded by dropping the short-field performance requirement and adapting the basic Dash 7 layout to use only two, more powerful engines.

Their favoured engine supplier, Pratt & Whitney Canada, developed the new PW100 series engines for the role, more than doubling the power from their PT6. Originally designated the PT7A-2R engine, it later became the PW120.

When the Dash 8 rolled out on 19 April 1983, more than 3800 hours of testing had been accumulated over two years on five PW100 series test engines. Certification of the PW120 followed in late 1983.

Distinguishing features of the Dash 8 design are the large T-tail intended to keep the tail free of prop wash during takeoff, a very high aspect ratio wing, the elongated engine nacelles also holding the rearward-folding landing gear, and the pointed nose profile. First flight was on 20 June 1983, and the airliner entered service in 1984 with NorOntair. Piedmont Airlines, formerly Henson Airlines, was the first US customer for the Dash 8 in 1984.

The Dash 8 design had better cruise performance than the Dash 7, was less expensive to operate, and much less expensive to maintain due largely to having only two engines. The Dash 8 had the lowest cost per passenger mile of any regional airliner of the era.

It was a little noisier than the extremely quiet Dash 7, and could not match the superb STOL performance of its earlier DHC forebears, although it was still able to operate from small airports with 3,000-ft (1,000 m) runways, as against 2,200 ft (670 m) required by a fully loaded Dash 7.

Читайте также:  Самолет як-1: фото истребителя

Источник: https://www.airports-worldwide.com/articles/article0927.php

Bombardier Welcomes Senegal Airlines to the Family of Q400 NextGen Turboprop Operators in Africa; Aircraft Leased from Falcon Aviation Services

  • First example of collaboration between Bombardier and Falcon Aviation Services to expand the Q400 NextGen airliner fleet in Africa

Bombardier Commercial Aircraft today welcomed Dakar-based Senegal Airlines to the family of Q400 NextGen aircraft customers and operators.

Senegal Airlines, the national flag carrier of Senegal, started service today with a Q400 NextGen turboprop airliner wet-leased from Falcon Aviation Services LLC of Abu Dhabi.

The aircraft is one of two that were ordered under a firm purchase agreement between Bombardier and Falcon announced in February 2014.

Senegal Airlines has joined more than 50 customers and operators of Q400 and Q400 NextGen aircraft worldwide, and has become the 16th member of the family in Africa.

As announced in July 2014, Falcon and Bombardier have signed a Memorandum of Understanding (MOU) in which they will jointly address the need in Africa for several modern, high-quality aircraft solutions which meet international standards. The entry-into-service of the Q400 NextGen aircraft with Senegal Airlines is the first example of the collaboration arranged under the MOU.

“With the assistance of Falcon, this wonderful  Bombardier Q400 NextGen airliner will help us expand our fleet with a modern, fuel-efficient aircraft that has proven to be a robust, reliable and flexible performer in sub-Sahara Africa,” said Mayoro Racine, Chief Executive Officer, Senegal Airlines. “Our passengers will appreciate the quiet comfort of its interior, and the aircraft’s speed will permit us to offer a seamless service between it and our larger jet aircraft.”

“We are delighted that we were selected to supply a Q400 NextGen aircraft to support the development of Senegal Airlines' fleet,” said Captain Mahmoud Ismael, Chief Operating Officer, Falcon Aviation Services.

“Safe operations are essential for the further development of the air transport system in Africa and the Q400 NextGen aircraft fits the criteria we have established for this venture.

We anticipate more successful placements of Q400 NextGen aircraft into Africa in the near future.”

“Yet another African operator has selected the Bombardier Q400 NextGen aircraft, which has become the most popular new-generation turboprop on the continent,” said Mike Arcamone, President, Bombardier Commercial Aircraft. “We look forward to further collaboration with Falcon to expand our presence in Africa.”

Bombardier’s Dash 8/Q-Series turboprops and CRJ regional jets have made significant advances in Africa where approximately 160 aircraft – including more than 50 Q400 and Q400 NextGen turboprops — are in service, or on order, by approximately 40 customers and operators.

Bombardier’s customer support network for commercial aircraft in Africa includes a Regional Support Office (RSO) and spare parts depot, co-located in Johannesburg, South Africa as well as Authorized Service Facilities in South Africa and Ethiopia. Operating from the company’s regional office located in the United Arab Emirates, Bombardier Commercial Aircraft’s sales and marketing team is well positioned to provide industry-leading solutions to its current and prospective customers.

A transitional Bombardier manufacturing facility, which produces aircraft structures including flight controls for the CRJ Series aircraft is located in Nouaceur in the Greater Casablanca region in Morocco. Construction of a new, permanent 150,000 square-foot (13,935 square-metre) Bombardier facility in Nouaceur began in September 2013.

About Q400 NextGen aircraft

Optimized for short-haul operations, the Q400 NextGen aircraft is a large, fast, quiet and fuel-efficient turboprop. It provides the perfect balance of passenger comfort and operating economics with a reduced environmental footprint.

The Q400 NextGen aircraft is the fastest new-technology turboprop, providing both jet speed and turboprop fuel efficiency. The aircraft’s economics and operational flexibility allow airlines to profitably deploy it in a variety of ways to serve typical short-haul turboprop routes, as well as medium-haul jet markets.

Q400 NextGen aircraft are available with an optional dual-class interior for enhanced passenger comfort; an optional extra-capacity configuration with up to 86 seats for high-density markets; and a cargo-passenger combi configuration.

As of September 30, 2014 Bombardier had recorded firm orders for a total of 514 Q400 and Q400 NextGen aircraft.

Worldwide, Q400 and Q400 NextGen aircraft have transported more than 295 million passengers and have logged over 4.7 million flight hours and more than 5 million take-offs and landings.

The Q400 and Q400 NextGen aircraft program includes over 50 customers and operators in close to 40 countries on five continents.

About Senegal Airlines

Senegal Airlines is a partnership between the Senegalese government and the national private sector. The company started its activities on January 25, 2011 and is currently serving 13 countries in Africa.

A strategic network plan is being developed with a comprehensive fleet revision to intelligently serve regional and intercontinental routes.

Senegal Airlines’ vision is to be “THE West African Airline” from 2015 onwards.

Bombardier is the world’s only manufacturer of both planes and trains. Looking far ahead while delivering today, Bombardier is evolving mobility worldwide by answering the call for more efficient, sustainable and enjoyable transportation everywhere. Our vehicles, services and, most of all, our employees are what make us a global leader in transportation.

Источник: https://www.bombardier.com/en/media/newsList/details.bombardier-aerospace20141023bombardierwelcomessenegalairlinestot.bombardiercom.html?filter-bu=aerospace

Ил-114 МА альтернатива Dash8-400

1234

Как указано в информации на сайте, Ил-114 МА обладает теми же ЛТХ, НО ЭКОНОМИЧНЕЕ и лучше приспособлен для эксплуатации в условиях РФ. Очевидны преимущества по цене и себестоимости эксплуатации, так как двигатели PW.

Однозначно при прочих равных условиях , надо развивать отечественное самолётосторение. На базе Ил-114МА будут транспортные рамповые модификации.

В будущем, возможна ремоторизация на перспективные отечественные двигатели Климова, что будет востребовано военными на замену Ан-26 и Ан12.

Основные характеристики самолета Bombardier Dash 8 Q400 Q400
Размеры
Длина (м) 32.8
Размах крыльев (м) 28.4
Высота (м) 8.4
Площадь крыла (кв.м) 63.1
Вес
Макс. взлетный вес (кг) 29 260
Макс. посадочный вес (кг) 28 010
Вес пустого (кг) 17 110
Макс. вес без топлива (кг) 25 850
Макс.

коммерческая загрузка (кг) 8 750
Емкость топливных баков (л) 6 530
Летные данные
Дальность полета с макс. загрузкой (км) 2 500
Макс. крейсерская скорость (км/ч) 667
Потолок (макс. высота полета) (м) 8 200
Длина разбега (м) 1 300
Длина пробега (м) 1 290
Двигатели P&WC PW150A,
2 x 5075 л.с.

Пассажирский салон
Кол-во кресел (эконом) 70-78
Шаг кресел эконом класса (см) 76-84
Длина салона (м) 18.8
Ширина салона (м) 2.51
Высота салона (м) 1.95

Ширина прохода (м) 0.40

Основные характеристики самолета Ильюшин Ил-114 Ил-114 Ил-114-100
Размеры
Длина (м) 26.9 26.9
Размах крыльев (м) 30.0 30.0
Высота (м) 9.2 9.2
Площадь крыла (кв.м) 81.9 81.9
Вес
Макс. взлетный вес (кг) 22 700 23 500
Макс. посадочный вес (кг) 22 700 23 500
Вес пустого (кг) 15 000 15 900
Макс. вес без топлива (кг) 21 500 Макс.

коммерческая загрузка (кг) 6 500 6 500
Емкость топливных баков (л) 8 360 8 360
Летные данные
Дальность полета с макс. загрузкой (км) 1 000 1 500
Потолок (макс. высота полета) (м) 8 000 8 000
Длина разбега (м) 1 360 1 400
Длина пробега (м) 1 260 900
Двигатели ТВ7-117,
2 x 2465 л.с. P&WC PW127H,
2 x 2750 л.с.
Удельный расход топлива (г/пасс.-км) 20.

8
Часовой расход топлива (кг) 590
Пассажирский салон
Кол-во кресел (эконом) 64 64

Ширина салона (м) 2.28 2.28

Ил-114 с P&WC PW127G 3000л.с. и будет ещё лучше и безопаснее летать на отдельных режимах.

  • очередной высер волченка
  • 6:03 MAX_T пишет: Сообщить модератору Ссылка на это сообщение
  • Вы игнорируете этого пользователя

Как указано в информации на сайте, Ил-114 МА обладает теми же ЛТХ, НО ЭКОНОМИЧНЕЕ и лучше приспособлен для эксплуатации в условиях РФ. Очевидны преимущества по цене и себестоимости эксплуатации, так как двигатели PW. Однозначно при прочих равных условиях , надо развивать отечественное самолётосторение.

На базе Ил-114МА будут транспортные рамповые модификации.

В будущем, возможна ремоторизация на перспективные отечественные двигатели Климова, что будет востребовано военными на замену Ан-26 и Ан12.
Основные характеристики самолета Bombardier Dash 8 Q400 Q400
Размеры
Длина (м) 32.8
Размах крыльев (м) 28.4
Высота (м) 8.4
Площадь крыла (кв.м) 63.1
Вес
Макс. взлетный вес (кг) 29 260
Макс. посадочный вес (кг) 28 010
Вес пустого (кг) 17 110
Макс. вес без топлива (кг) 25 850
Макс. коммерческая загрузка (кг) 8 750
Емкость топливных баков (л) 6 530
Летные данные
Дальность полета с макс. загрузкой (км) 2 500
Макс. крейсерская скорость (км/ч) 667
Потолок (макс.

высота полета) (м) 8 200
Длина разбега (м) 1 300
Длина пробега (м) 1 290
Двигатели P&WC PW150A,
2 x 5075 л.с.
Пассажирский салон
Кол-во кресел (эконом) 70-78
Шаг кресел эконом класса (см) 76-84
Длина салона (м) 18.8
Ширина салона (м) 2.51
Высота салона (м) 1.95
Ширина прохода (м) 0.

40 Основные характеристики самолета Ильюшин Ил-114 Ил-114 Ил-114-100
Размеры
Длина (м) 26.9 26.9
Размах крыльев (м) 30.0 30.0
Высота (м) 9.2 9.2
Площадь крыла (кв.м) 81.9 81.9
Вес
Макс. взлетный вес (кг) 22 700 23 500
Макс. посадочный вес (кг) 22 700 23 500
Вес пустого (кг) 15 000 15 900
Макс. вес без топлива (кг) 21 500 Макс.

коммерческая загрузка (кг) 6 500 6 500
Емкость топливных баков (л) 8 360 8 360
Летные данные
Дальность полета с макс. загрузкой (км) 1 000 1 500
Потолок (макс. высота полета) (м) 8 000 8 000
Длина разбега (м) 1 360 1 400
Длина пробега (м) 1 260 900
Двигатели ТВ7-117,
2 x 2465 л.с. P&WC PW127H,
2 x 2750 л.с.

Удельный расход топлива (г/пасс.-км) 20.8
Часовой расход топлива (кг) 590
Пассажирский салон
Кол-во кресел (эконом) 64 64
Ширина салона (м) 2.28 2.28

Ил-114 с P&WC PW127G 3000л.с. и будет ещё лучше и безопаснее летать на отдельных режимах.

Климов обещает ТВ7-117 серии 2, взлётная 3500. С таким двигателем можно смело ставить ещё 12 мест до 76. И это на стандартном Ил-114, без переделок и импортных двигателей.

Источник: https://www.AviaPort.ru/conferences/42262/

Ссылка на основную публикацию