Самым массовым истребитель в советской армии во времена Второй мировой войны стал одномоторный самолет Як-9. Всего с октября 1942 по декабрь 1948 года было выпущено 16 769 таких самолётов. В чем же секрет успеха старых добрых Яков?
Як-9 – самолет, разработанный конструкторским бюро Яковлева в 1942 году, принят на вооружение ВВС Красной армии в конце того же года. Самолет представляет собой одноместный истребитель – моноплан с двигателем жидкостного охлаждения. Первой операцией, в которой самолет принял участие, была Сталинградская битва, важность которой для истории переоценить невозможно.
Як-9 самый массовый советский истребитель времен Великой Отечественной войны, был произведен в количестве порядка 17000 единиц разных модификаций.
Основными причинами тому стали высокая эффективность самолета как боевой единицы, высокие летно-технические данные и простота конструкции, что позволило наладить массовое производство в военное время в кратчайшие сроки. Однако чего же такого особенного было в Як-9?
Начнем из предыстории. Летом 1941 года ВВС РККА впервые встретили в бою немецкие Люфтваффе, которые уступая численно, превосходили по материальной части, подготовке и опыту личного состава ВВС Советского Союза.
Будет неверным сказать, что только это определило поражение ВВС, ведь немалую долю воздушного разгрома внесли стремительно наступающие наземные части Вермахта. Однако, тем не менее, факт технической отсталости на момент начала войны безусловно сыграл свою роль.
Потихоньку поступавшие в части Як-1, МиГ-3 и ЛаГГ-3 – самые современные истребители СССР на тот момент изначально уступали немецким Bf-109F, это стало понятным спустя совсем короткий промежуток времени.
Практически сразу же были предприняты попытки устранить это отставание путем внесения изменений в вышеперечисленные образцы техники.
Но это не произвело необходимого эффекта и вскоре стало понятно, что необходим абсолютно новый истребитель. КБ Яковлева параллельно с доводкой Як-1 и Як-7 (разработанного в инициативном порядке на базе учебно-тренировочного самолета) занималось и проектированием нового истребителя, получившего в итоге имя Як-9.
Появившийся в конце 1942 года, Як-9 был спроектирован на базе Як-7 и Як-1, впитал в себя лучшие черты обоих машин и опыт почти полутора лет войны, что и обусловило его успех.
К тому же несколько улучшилась культура сборки машин, была облегчена конструкция за счет использования дюралюминия и установлен форсированный двигатель М-105ПФ, что значительно улучшило летно-технические характеристики самолета.
К моменту выхода Як-9, на вооружении Люфтваффе основным истребителем стал Bf-109G, с более мощным, по сравнению с предшественником, мотором.
Однако даже он уже не предоставлял подавляющего технического преимущества своему пилоту, перед пилотом Як-9, лишь немного превосходя второго в скорости на высотах более 5000м и скороподъемности на всех высотах, однако уступая в горизонтальном вираже.
Основным недостатком Як-9 пилоты считали малую мощность вооружения (одна 20мм пушка ШВАК и один 12.7мм пулемет УБ). Огневая мощь была уменьшена умышленно, для уменьшения веса самолета и улучшения его характеристик, по той же самой причине самолет имел достаточно малый запас горючего – всего 320кг, что несколько ограничивало область его применения. Однако, работы над усовершенствованием Як-9 велись на протяжении всей войны и даже после ее завершения. Як-9 имел 22 модификации, 15 из которых строились серийно.
Первыми модификациями и стали Як-9Д, с увеличенным запасом топлива до 480кг, и Як-9Т, оснащенного 37мм автоматической пушкой НС-37. Выпуск их начался летом 1943 года.
Несколько слово стоит сказать относительно варианта «Т». Установка столь мощного орудия на истребитель была воспринята пилотами неоднозначно.
С одной стороны, одного попадания с такой пушки было достаточно для уничтожения любого вражеского истребителя (для бомбардировщиков обычно было достаточно 2-3 попадания), но с другой — скорострельность пушки составляла 240 выстрелов в минуту (4 выстрела в секунду), и хотя это высокий показатель как для 37 мм орудия, но это низкий показатель для авиационного орудия.
Кроме того, пушка имела сильную отдачу, и лишь первый снаряд при стрельбе очередью летел точно в цель и еще 2-3 снаряда недалеко от нее. Поэтому для эффективного использования самолета с подобным орудием нужно было иметь высокую точность стрельбы, которой обладали далеко не все пилоты.
Но те кто обладал, просто таки сеяли смерть и разрушение. Кроме того, что НС-37 справлялась с любым самолетом, имея бронебойные снаряды в ленте, она еще справлялась 50-60мм брони, т.е.
могла поразить практически любой танк противника (верхняя броня танков никогда не отличалась особой толщиной), и даже пустить на дно малоразмерное судно.
После этого КБ Яковлева зашло еще дальше, установив 45мм орудие НС-45 на свой самолет. Он получил имя Як-9К. Однако понятно, что если даже 37мм пушкой пользоваться могли далеко не все, то 45мм и подавно. Поэтому, а еще из-за неудовлетворительной работы самой пушки самолеты данной модификации массово не выпускались.
Следующим массовым вариантом стал Як-9М, который имел ёмкость баков как у Як-9Д и возможность установки НС-37 как у варианта «Т».
Кроме того, он оснащался более мощным двигателем М-105ПФ-2 и в целом имел модифицированную конструкцию, а значит и более высокие летно-технические характеристики. Выпуск его начался в 1944 году.
Он стал заменять в частях все предыдущие варианты, ведь вобрал преимущества каждого из них.
- Также в 1944 году появился Як-9ДД, имевший запас горючего в 630 кг и Як-9Р, оснащенный фотоаппаратом для разведки.
Далее появилась примечательная машина – Як-9Б, имевшая за кабиной пилота бомболюки, в которые могли быть помещены четыре 100кг бомбы, либо четыре кассеты по 32 кумулятивных противотанковых бомбы массой в 1.5 либо 2.5 кг.
Таких самолетов было произведено 109 единиц, и они в целом себя хорошо зарекомендовали как легкие бомбардировщики.
Но имели один существенный недостаток: бомболюки были расположены таким образом, что при их загрузке центр тяжести сильно смещался назад, что очень негативно влияло на летные качества машины, кроме того, при сбросе бомб самолет резко «кивал» носом, что было совсем небезопасно.
Последним, из большой семьи «девяток», кого следует упомянуть является Як-9У, появившийся в конце 1943 года. Он имел значительно улучшенную аэродинамику, новый, более мощный двигатель М-107А и дополнительный пулемет УБ.
Все это вкупе сильно улучшило летно-технические характеристики самолета.
Но недоведенность, низкий ресурс двигателя и проблемы с его охлаждением сильно «притормозили» развертывание массового производства, поэтому самолет начал поступать в части лишь к концу войны.
В целом же, Як-9 – это частичка отечественной истории. Именно его появление над полем боя ознаменовало конец безраздельного господства в воздухе немецкой авиации.
Источник: https://chert-poberi.ru/interestnoe/samolet-yak-9-istrebitel-vremen-vtoroy-mirovoy-voynyi-69-foto.html
фронтовой истребитель Як-9 — DRIVE2
Итак начнем с первенца в моем собрании — фронтового истребителя ЯК -9.
История этой машины началась в далеком, ( а может и нет, как посмотреть) 1941 году.Один из инженеров конструкторского бюро, которым руководил А.С.Яковлев-молодой К.В Синельщиков предложил переделать двухместный учебно- тренировочный самолет Як-7УТИ в одноместный боевой истребитель.
Новое изделие, получившее название Як -7 обладало рядом преимуществ перед истребителем Як-1. Более прочная конструкция шасси оказалась лучше приспособлена к эксплуатации в условиях грунтовых аэродромов. Освободившийся на месте задней кабины объем в фюзеляже позволял разместить там бомбы, бак для топлива, фотоаппаратуру или использовать место какгрузовой отсек.
Это дало машине большую универсальность. Нельзя не заметить что Як -9, к описанию которого мы медленно продвигаемся, был самым многочисленным истребителем второй мировой войны.Во всех ранних истребителях конструкторского бюро Яковлева крылья выполнялись целиком из древесины.
Это и понятно — материал доступен, дешев, и легко обрабатывается по сравнению со сплавами алюминия.
С учетом трудносчтей первых лет военного времени делать самолеты из дюраля было очень дорого и нецелесообразно, и лишь к 1942 году труженики тыла ( от себя замечу тыловики-простые люди, среди которых в основном женщины, дети, старики- все кто не мог воевать, но делали все и даже больше для победы. честь и хвала им.
)смогли наладить производство этого сплава в нужном количестве.Главным отличием Як-9 от Як-7 было в том, что лонжероны и часть поперечин в крыльях были сделаны из дюраля. Это повлекло снижение веса конструкции, а соответственно и улучшились летные характеристика самолета.
Максимальная скорость выросла на 30 км/ч, время набора высоты 5000 м сократилось на 30 секунд, улучшилась и вертикальная управляемость. Внешне Як-9 отлчался от Як-7 слегка измененной формой оконцовок крыла-они стали срезанными, в отличие от округлых у Як-7.Так и появился самый массовый и самый многовариантныйсоветский истребитель Великой Отечественной войны. В августе- сентябре 1942 года Як-9 прошел испытания и в октябре был запущен в серию на авиазаводе № 153 в Новосибирске., потом на 166-м в Омске, 82-й в Москве. Машина в разных модификациях выпускалась до конца 1948 года. Было выпущено 16769 единиц.
Як -9 был одним из лучших истребителей времен Великой Отечественной Войны.
машина выпускалась с двигателями мощьностью от1180 до 1500 л.с.с различным вооружением.
модификации: Як-9Д ( дальний)Як-9Т (танковый)Як-9ПД(истребитель перехватчик с двигателем повышенной высотности)Як-9Р (разведывательный)Як-9К (крупнокалиберный)Як-9ДД(дальнего действия)Як-9М (модифицированный)Як-9Б(бомбардировочный)Як-9В (вывозной)Як-9У (улучшенный)Як-9П -последняя и наиболее совершенная версия. появилась уже после войны
документов, раскрывающих значение литеры П не соханилось. Возможно — Пушечный.
Боевое крещение истребителя Як-9 состоялось в декабре 1942 года во время Сталинградской битвы.Новый истребитель пришелся по душе фронтовым пилотам-легкий, маневренный, простой в управлении. По маневренности и скороподъемности онпревосходил новейший немецкий истребитель Bf109G однако уступал ему в макс. скорости, боевой живучести и огневой мощи.
Весной 1943 Як-9 появились в небе над центральным участком советско-германского фронта. Этим истребителем перевооружили знаменитый авиаполк «нормандия», в котором воевали французские летчики.
к середине 1944 Як-9 стал основным самолетомвоздушного боя в советских ВВС, а на заключительном этапе войны он составлял почти половину от общей численности советских
истребителей.
Источник: https://www.drive2.ru/b/1049553/
Саня Наумов: Истребитель Великой Отечественной войны Як-9
Истребитель Як-9, представлявший собой дальнейшее развитие семейства одномоторных истребителей А С. Яковлева. При его проектировании ставилась задача создать самолет, способный более успешно противостоять немецким машинам. За основу взяли Як-7Б, который в 1942 г. по комплексу боевых возможностей являлся лучшим в ВВС РККА. Кардинальным изменениям подверглось крыло, в конструкции которого деревянный лонжерон заменили металлическим (остальные узлы планера оставались деревянными). Это не только дало выигрыш в весе, но и позволило увеличить объем топливных баков.
Истребитель Як-9 — видео
Опытный образец истребителя, получивший обозначение Як-7ДИ, вышел на испытания 26 июня 1942 г. Результаты оказались обнадеживающими, самолет превосходил Як-7Б по дальности полета, а при одинаковой заправке показал лучшую маневренность и скороподъемность. 5 августа были завершены госис-пытания, и Як-7ДИ приняли на вооружение под обозначением Як-9. С октября 1942 г. новосибирский завод № 153 начал выпуск Як-9 параллельно с Як-7Б, с января 1943 г. самолет начал выпускать омский завод № 166.
Служба и боевое применение Як-9
Первые Як-9 появились на фронте в декабре 1942 г. в районе Сталинграда. Массовые поставки новых самолетов в первой половине 1943 г. вскрыли проблемы с качеством.
Недостатки пришлось устранять рем-бригадами в частях непосредственно перед Курской битвой — первым сражением, в котором Як-9 применялись в значительном количестве. К её началу Як-9 эксплуатировали (наряду с машинами других типов, главным образом, Як-1 и Як-7) 256-я, 273-я, 303-я и 323-я ИАД, 1-я ГИАД.
В конце июля 1943 г. к боевым действиям на Курской дуге приступил 11-й смешанный авиакорпус, располагавший тремя полками Як-9 (4-м, 148-м и 293-м). Самолет показал себя очень маневренным как в горизонтальной, так и в вертикальной плоскости, легким в управлении.
Однако машина отставала от лучших истребителей противника по скоростным качествам и вооружению. Это было вызвано тем, что на Як-9 стоял мотор гораздо меньшей мощности, чем на Bf 109G и Fw 190А.
Качественным превосходством в вооружении по сравнению с обычным Як-9 обладал самолет Як-9Т.
Согласно статистике, средний расход 20-мм снарядов на один сбитый самолет у Як-9 составлял 147, а у Як-9Т 37-мм снарядов — только 31. Одним из первый Як-9Т получил 133-й ГИАП, воевавший на них с августа 1943 г.
Самолеты, вооруженные 37-мм пушками, пытались применять, и не без успеха, даже против вражеских танков и плавсредств противника на Черном море.
Эксплуатация самолета Як-9Д показала, что увеличенный запас топлива в большинстве случаев не нужен и лишь является балластом, уменьшая, к тому же, живучесть истребителя. Поэтому в частях на консольные баки Як-9Д часто устанавливали заглушки. Но в отдельных боевых эпизодах увеличенная дальность была востребованной.
Так, группа из 12 Як-9ДД в августе 1944 г. перебазировалась в Бари (Италия), откуда сопровождала транспортные самолеты, доставлявшие грузы югославским партизанам. Як-9ДД привлекались также для сопровождения американских бомбардировщиков В-17 и В-24 в 1944 г. во время операции «Фрэнтик» (челночных бомбовых рейдов).
Самолеты Як-9Б с декабря 1944 г. воевали в составе 130-й ИАД (3-й Белорусский фронт). Высотные истребители Як-9ПД поступили на вооружение частей Московской зоны ПВО. В октябре 1944 г.
состоялся боевой дебют Як-9У — ими для проведения войсковых испытаний вооружили 163-й ИАП, действовавший в Прибалтике.
Самолет показал резко возросший боевой потенциал: за два месяца испытаний, проведя 18 воздушных боев, полк сбил 28 Fw 190А и 1 Bf 109G ценой потери всего двух своих машин.
К моменту окончания Великой Отечественной войны Як-9 был одним из основных типов советских истребителей, оставался он таковым и в первые послевоенные годы. По состоянию на 1 сентября 1946 г. в советской истребительной авиации было 3698 Як-9 — 31 % её состава. В послевоенные годы машины Як-9У и Як-9П эксплуатировались в ВВС СССР до начала 1950-х гг.
Помимо ВВС РККА и морской авиации ВМФ СССР, самолеты Як-9 поступали на вооружение союзников. В частности, летом 1943 г. самолеты Як-9 и Як-9Д получил французский полк «Нормандия». В сентябре 1944 г. партию Як-9 передали Болгарии, перешедшей на сторону антигитлеровской коалиции. С октября 1945 г.
самолеты Як-9М и Як-9Т эксплуатировались авиацией Войска Польского. Они принимали участие в боевых действиях в Польше, а позже в Северной Германии. В послевоенный период поставки Як-9, в том числе и новых модификаций, в Польшу продолжились.
Кроме того, самолеты этого типа поступили на вооружение ВВС Китая, Северной Кореи, Венгрии, Югославии, Албании.
Основные модификации Як-9:
Як-9 — первый серийный вариант. В отличие от прототипа, дополнительные баки в крыле не устанавливались. До августа 1943 г. выпустили 459 машин.
Як-9Т — взамен пушки ШВАК установлена 37-мм пушка НС-37 (боекомплект 30 снарядов). Синхронный пулемет БС (боекомплект 200 патронов) сохранен. Из-за большей длины орудия кабина летчика сдвинута на 0,4 м назад. Прототип испытывался с января 1943 г. Серийно строился заводом № 153 с марта 1943 г. по июнь 1945 г., всего изготовлено 2748 самолетов.
Як-9К — вариант с 45-мм пушкой НС-45. В апреле-июне 1944 г. изготовлено 53 самолета. От массового выпуска Як-9К отказались из-за низкой надежности орудия.
Як-9Д — установлены два дополнительных крыльевых бака (запас топлива увеличен с 320 до 480 кг). Строился с марта 1943 г. (взамен Як-9). До мая 1944 г. выпустили 3068 самолетов.
Як-9М — Як-9Д с фюзеляжем по типу Як-9Т (со сдвинутой назад пилотской кабиной) и некоторыми другими изменениями. С конца 1944 г. устанавливался более мощный и менее высотный мотор ВК-105ПФ-2. С мая 1944 г. по июнь 1945 г. выпущено 4239 истребителей.
Як-ЭДД — запас топлива увеличен до 630 кг. Фюзеляж по типу Як-9Т. С мая 1944 г. до сентября 1945 г. выпущено 399 машин.
Як-9Р — разведчик, существовавший в двух модификациях: переделка обычного Як-9, и самолет, выпускавшийся заводом № 166 на базе Як-9Д. В обоих вариантах в закабинном отсеке устанавливался АФА.
Як-9Б — истребитель-бомбардировщик. За кабиной оборудован бомбоотсек, содержащий четыре трубы, в которые можно было подвесить 4 100-кг бомбы или 4 кассеты по 32 1,5-кг кумулятивные бомбы. Реально эксплуатация самолета была возможна лишь с нагрузкой 200 кг — при полной загрузке статическая устойчивость самолета недопустимо снижалась. Изготовлено 109 самолетов.
Як-9ПД — высотный истребитель-перехватчик с двигателем М-105ПД, снабженным нагнетателем и увеличенным на 0,5 м размахом крыла. Вооружение -одна 20-мм пушка ШВАК. Практический потолок достигал 13100 м. В апреле 1943 г. изготовлено 5 машин на базе Як-9, а в 1944 г. — 30 на базе Як-9У.
Як-9У — вариант с двигателем ВК-107А (1650 л.с.). Серийно выпускался с апреля 1944 г.
Як-9УТ — модификация с двигателем ВК-107А и усиленным вооружением: две синхронные 20-мм пушки Б-20С и унифицированная установка центральной пушки, позволяющая применять орудия калибров 20, 23, 37 или 45 мм. Появилась в феврале 1945 г. Изготовлено 282 машины, на которых в качестве центральной пушки устанавливалась 23-мм НС-23.
Як-9П — послевоенная модификация с вооружением, как у Як-9УТ и более богатым радиосвязным и приборным оборудованием. Выпускалась с 1946 г. с цельнометаллическим крылом, а с 1947 г. — полностью металлической конструкции. Изготовлена 801 машина, из них 772 цельнометаллической конструкции.
Як-9В — двухместный учебно-тренировочный вариант с двигателем ВК-105ПФ-2 и одной 20-мм пушкой LUBAK. С августа 1945 г. изготовлено 456 самолетов и ещё 337 переделано из Як-9М.
В серию не внедрялись Як-9С (вариант Як-9М, вооруженный 1 23-мм и 2 20-мм пушками), Як-9УВ (двухместный учебно-тренировочный на базе Як-9У) и ряд других модификаций.
В общей сложности изготовлено 16769 самолетов Як-9, из них 14579 — в годы войны. Строился новосибирским заводом № 153 (в 1942-1948 гг. 12536 экз.), омским № 166 (в 1943-1945 гг. 3416 машин) и московским № 82 (в 1944-1945 гг. 817 единиц).
Тактико-технические характеристики Як-9У
Двигатель: тип / мощность, л.с.
- ВК-107А / 1650
- Длина самолета, м
- 8,55
- Масса, кг: пустого самолета / нормальная взлетная 2512 / 3204
- Максимальная скорость, км/ч: у земли / на высоте 575 / 672
- Скороподъемность, м/с: 16,6
- Практический потолок, м 10500
- Дальность полета, км
- 675
- Вооружение 1× 20 мм ШВАК 120 патр.; 2× 12,7 мм УБС
- Фото Як-9
Источник: https://cont.ws/post/626409
Як-9
Истребитель Як-9
В конце 1942 г. несколько предприятий авиапромышленности одновременно с выпуском Як-1 и Як-7 освоили производство нового фронтового истребителя Як-9. Он представлял собой дальнейшее развитие этих типов, а прототипом для него послужил опытный самолет Як-7ДИ.
Истребитель Як-9 сохранил присущие машинам ОКБ А.С. Яковлева достоинства — устойчивость на различных режимах полета и простоту пилотирования. В то же время он приобрел более высокую скорость, маневренность и скороподъемность.
В ходе серийного производства конструкторы, продолжая совершенствовать Як-9, создали ряд модификаций, отличавшихся главным образом вооружением и дальностью полета. Одним из первых крупносерийных вариантов был истребитель, вооруженный 37-мм пушкой.
Ее бронебойный снаряд весом 735 г, обладая собственной начальной скоростью 900 м/с (плюс скорость самолета), мог поразить цель, защищенную броней до 40 мм. А это значит, что в 1943 г. он мог пробить бортовую и верхнюю броню практически любого немецкого танка.
Например, толщина брони верха корпуса тяжелого танка T-VI «Tiger» составляла 26 мм; у самого массового среднего T-IV бронирование бортов — 30 мм, кормы и задней стенки башни — 20 мм, крыши башни — 18 мм.
Истребители, получившие обозначение Як-9Т (тяжелый), проходили войсковые испытания летом 1943 г. на разных фронтах. Во время Курской битвы они нередко воевали против танков и получили еще одно название — «танковый».
Пилоты Як-9Т успешно реализовали возможности истребителя в воздушных боях с самолетами противника. До появления «летающей пушки» воздушным бойцам порой приходилось, повторяя атаки, расходовать весь боезапас, чтобы сбить добротно сработанный немецкий двухмоторный бомбардировщик.
Теперь же, ведя огонь из пушки НС-37 короткими очередями в 2—3 снаряда (боезапас 30 шт.), они наверняка поражали любой самолет противника после всего 1—2 попаданий. Благодаря этому летчики 1б-й воздушной армии за один месяц смогли уничтожить 49 самолетов, в том числе двадцать истребителей Fw 190.
При этом соотношение потерь составило 1:4.
Приняв во внимание рекомендации фронтовых летчиков, конструкторы не только начали устанавливать пушки НС-37 на другие модификации Як-9, но и разработали в 1944 г. новый вариант Як-9К, вооруженный еще более мощной пушкой НС-45 (калибр 45 мм, вес снаряда 1065 г, начальная скорость 850 м/с).
Самолеты Як-9К, выпущенные небольшой серией, были особенно эффективны против бомбардировщиков и при атаках наземных целей. Например, 16 января 1945 г лейтенант Щеглов, атаковав железнодорожный состав противника, одним снарядом вывел из строя паровоз.
Советские войска захватили на блокированной дороге еще 20 эшелонов.
Когда в 1943 г. понадобилось срочно построить высотный перехватчик, чтобы отпугнуть немецкого разведчика, который почти ежедневно появлялся над Москвой и ее аэродромами на высоте около 13 000 м, именно в ОКБ Яковлева за три недели изготовили Як-9ПД, достигший высоты 12 500 м.
Уже в середине 1943 г. для надежного прикрытия ведущих наступление наземных войск и сопровождения штурмовиков и бомбардировщиков, в условиях отсутствия подготовленных аэродромов в прифронтовой полосе, возникла потребность увеличить радиус действия истребителей. Изменив конструкцию крыла Як-9, разработчики использовали высвободившиеся объемы для размещения двух дополнительных бензобаков. Дальность полета была доведена до 1360 км. Истребитель, получивший обозначение Як-9Д, стал самой крупносерийной модификацией.
В 1944 г. серийно строился истребитель-бомбардировщик Як-9Б. Пожалуй, ни одна из воевавших держав не имела на тот момент одномоторных истребителей, способных поднимать до 400 кг бомб на внутренней подвеске.
Широкое распространение получил разведывательный вариант Як-9Р. Поначалу под фоторазведчики переоборудовались отдельные серийные Як-9 в аэродромных мастерских. Уже в 1943 г.
использование истребителей для ближней тактической разведки составило более 30% всех боевых вылетов. Для комплектования истребительных разведывательных полков был налажен серийный выпуск Як-9Р.
Они успешно применялись в районах с сильной ПВО и истребительным прикрытием.
В конце 1944 г., с целью упрощения и ускорения производства истребителей Як-9, был осуществлен переход на выпуск всех модификаций с унифицированным фюзеляжем. Кабина пилота была сдвинута на 400 мм назад и размещена в закабинном отсеке фюзеляжа. В зависимости от назначения могло устанавливаться разнообразное вооружение.
Наиболее совершенной модификацией, выпускавшейся с середины 1944 г. до августа 1945 г. (параллельно с Як-3), стал самолет Як-9У с мотором М-107А.
Истребители Як-9 отличались простотой и надежностью, высокими летными данными и мощным вооружением. Их освоение летным и техническим составом полков проходило, как правило, быстро и без особых трудностей. Этому способствовали также преемственность конструкции и наличие двухместных учебных истребителей Як-9В.
Всего с 1942 г. до окончания войны было построено 16 769 самолетов Як-9 всех модификаций.
Технические данные Як-9
- Экипаж: 1 чел.
- Максимальная взлетная масса: 2870 кг
- Размеры: длина х размах крыла: 8,50×9,74 м
- Силовая установка: колич. двиг. х мощность: 1 (М-105ПФ) х 1180 л.с.
- Максимальная скорость полета на высоте 3800 м.: 598 км/ч
- Скороподъемность (средняя): 16,4 м/с
- Практический потолок: 10 400 км
- Дальность полета: до 950 км
- Вооружение: 1 х 20-мм пушка ШВАК, 2 х 12,7-мм пулемета УБС
- Максимальная бомбовая нагрузка: 200 кг бомб или 6 х РС-82
- За бронестеклом размещался воздуховод вентиляции кабины. Коллиматорный прицел, имевший кожаную предохранительную подушку, устанавливался на поручень. Приборное оборудование было стандартным для советских истребителей;
- Несмотря на то, что запуск двигателя осуществлялся от пневмосистемы, полый вал винта имел храповик для запуска мотора от автостартера;
- Фонарь кабины каплевидный, типичной для «яков» конструкции, со сдвижной крышкой и граненым козырьком;
- Люк для доступа в закабинный отсек оставшийся от Як-7 и используемый для перевозки механика, а также инструментов при перебазировании;
- Каркас фюзеляжа — ферменной конструкции, сварен из стальных труб, с полотняной обшивкой по бортам и низу, гаргрот — фанерный;
- Крыло оборудовано посадочными щитками, которые иногда использовались в воздушном бою для сокращения радиуса виража;
- Основное шасси полностью от Як-7;
- Обшивка носовой части — дюралюминиевая, по бортам кабины — фанерная. Легкосъемные капоты и большие панели обеспечивали удобный доступ к агрегатам оборудования;
- Як-9 (конец 1942 г.) — серийное обозначение опытного Як-7ДИ, прошедшего испытания летом 1942 г. Были изменены законцов-ки крыла, размах уменьшен до 9,74 м. Двигатель М-105ПФ (1180 л.с), скорость — 599 км/ч на высоте 4 300 м. Бензобаки — мягкие, протестированные, с системой инертного газа. Вооружение: пушка ШВАК (120 снарядов) и синхронный пулемет УБС (200 патронов). Фонарь кабины каплевидный, в козырьке устанавливалось лобовое бронестекло.
- Як-9 М-106-lск (с односкоростным нагнетателем). Вариант был создан в конце 1942 г. с целью улучшения летных данных истребителя Як-9- Развивал скорость 602 км/ч на высоте 3250 м, время виража — 18 с. Серийно не выпускался из-за недоведен-ного двигателя.
- Як-9Т (тяжелый) — первый серийный Як-9 с пушкой НС-37 (30 снарядов), вместо ШВАК, и одним пулеметом УБС (220 патронов). Ствол пушки выступал из кока винта, поэтому длина самолета увеличилась до 8,65 м. При этом из-за больших размеров и веса пушки (152 кг против 45 кг ШВАК), чтобы сохранить центровку, кабину пилота сдвинули назад на 400 мм. Взлетный вес по сравнению с Як-9 увеличился примерно на 200 кг. Скорость составляла 588 км/ч на высоте 3880 м. Самолет прошел госиспытания в марте 1943 г. До конца войны было построено 2748 экземпляра.
- Як-9П (пушечный) — модификация серийного Як-9 с двумя пушками ШВАК (вторая синхронная устанавливалась вместо пулемета УБС). Построен в одном экземпляре, в апреле 1943 г. прошел госиспытания, серийно не выпускался.
- Як-9ПД — высотный истребитель, максимально облегченный Як-9, модернизированный на основе опыта работы над И-28 и Як-7ПД Размах крыла увеличен на 1 м, маслорадиатор и водо-радиатор заменены на новые. Устанавливался высотный двигатель М-105ПД (с нагнетателем). Скорость составляла 620 км/ч на высоте 10 500 м. Практический потолок — 12 000 м. Вооружение включало одну пушку ШВАК Кресло пилота не имело бронеспинки. Пять построенных машин были переданы в 12-й ГИАП ПВО Москвы для борьбы с высотным разведчиком Ju-86R. Войсковые испытания и доводка самолетов были выполнены в июле 1943 г., в ходе боевых дежурств. Одной встречи противников на предельной высоте, с благополучным исходом для немецкого экипажа, оказалось достаточно, чтобы в небе Москвы разведчики больше не появлялись. В 1944 г. одна из пяти машин прошла специальную доработку. Была достигнута рекордная для боевых самолетов высота — 14 500 м.
- Як-9В (вывозной) — двухместный учебно-тренировочный вариант Як-9 с двойным управлением. Снято бронирование и часть оборудования, уменьшен запас топлива. Вооружение пушка ШВАК или пулемет УБ. Двигатель — М-105ПФ. Строился серийно.
- Як-9Д (дальний) — вариант с четырьмя бензобаками. Установка двух дополнительных бензобаков позволила увеличить запас топлива на 45%. Дальность полета достигла 1360 км, скорость составила 597 км/ч на высоте 3900 м. Кабина была сдвинута назад, как на Як-9Т. Вооружение: пушка ШВАК (при установке пушки НС-37 обозначался как Як-9ТД), пулемет УБС. Двигатель — М-105ПФ. Войсковые испытания проводились в июле-сентябре 1943 г. Строился большой серией.
Дальний истребитель Як-9Д
- Як-9Р (разведчик) — модификация Як-9 с установленным в закабинном отсеке фотооборудованием для маршрутной съемки. Первоначально переоборудовался во фронтовых частях силами полевых авиаремонтных мастерских. С 1944 г. налажен выпуск небольшими сериями на базе Як-9Д Вооружение: пушка ШВАК, пулемет УБС. Двигатель — М-105ПФ.
- Як-9Б (бомбардировщик). Позади кабины пилота был оборудован бомбовый отсек, в котором можно было почти вертикально разместить четыре бомбы по 100 кг или кассеты на 128 противотанковых бомб ПТАБ по 1,5—2,5 кг (для сравнения: нормальная нагрузка штурмовика Ил-2 — 400 кг). Вооружение: пушка ШВАК, пулемет УБС. В марте 1944 г. проводились испытания опытного Як-9Б, осенью — войсковые испытания в составе авиадивизии. Выпускался серийно с 1944 г. Взлетная масса — до 3556 кг, скорость — 562 км/ч на высоте 3750 м, дальность — 1000 км.
Истребитель-бомбардировщик Як-9Б
- Як-9ДЦ (дальнего действия) — модифицированный Як-9Д В фюзеляже и крыле размещалось восемь топливных баков. Запас бензина — 880 л, дальность полета — 2285 км. Скорость — 584 км/ч на высоте 3900 м. Взлетная масса — 3276 кг. Вооружение: пушка ШВАК пулемет УБС. В августе 1944 г. группа летчиков на 12 истребителях Як-9ДЦ выполнила перелет протяженностью около 1300 км на аэродром освобожденного союзниками итальянского порта Бари. В их задачу входило дальнее сопровождение американских тяжелых бомбардировщиков В-17 и В-24, совершавших бомбардировки нефтеперегонных заводов в оккупированной Румынии, в челночных полетах из Бари, с посадкой на аэродроме под Полтавой, и на обратном маршруте. После окончания операции и до окончания войны самолеты использовались для оказания помощи партизанам Югославии.
- Як-9 «Курьерский» — специально переоборудованный Як-9ДЦ, с фонарем от самолета Як-9В и с комфортабельной пассажирской задней кабиной. Построен в одном экземпляре в 1944 г. по заказу ВВС. Вооружение не устанавливалось.
- Як-9К (крупнокалиберный) — вариант Як-9Т с пушкой НС-45 (калибр 45 мм, скорострельность — 260—280 выстр/мин, вес снаряда — 1,0 кг). Для снижения отдачи ствол был оборудован дульным тормозом. Для установки пушки редуктор двигателя М-105ПФ несколько доработан. Длина самолета — 8,87 м, взлетный вес —3246 кг, скорость — 573 км/ч на высоте 3700 м, дальность — 850 км. Построено более 40 экземпляров, войсковые испытания проводились в конце 1944 г. Самолеты эффективно использовались до конца войны.
- Як-9У (улучшенный) — вариант Як-9 с улучшенными аэродинамическими характеристиками, рассчитанный под установку более мощного двигателя. Первоначально применялся форсированный мотор М-105ПФ-2 (1290 л.с). Маслорадиатор из-под двигателя был убран в центроплан, каркас рулей и элеронов обшит фанерой, а не полотном. Более рационально размещались приборы и оборудование кабины. Задняя часть фонаря кабины была выполнена пологой. Опытный самолет, переданный в декабре 1943 г. на госиспытания, показал скорость 620 км/ч на высоте 3850 м и был рекомендован в серию. Но в производство он запущен не был, т.к. предпочтение отдали второму экземпляру Як-9У, оснащенному более мощным двигателем М-107А (1650 л.с).
Установка нового, несколько более тяжелого мотора, повлекла за собой и некоторые конструктивные изменения. Для нужной центровки кабина и водорадиатор были смещены назад, а крыло сдвинуто на 100 мм вперед. Для повышения прочности и надежности самолета толщина фанерной обшивки фюзеляжа увеличена до 3 мм. Установлен новый винт.
Однако в ходе испытаний выяснилось, что недостаточно обеспечено охлаждение мотора М-107А, имевшего напряженный тепловой режим работы на максимальной мощности. Кроме того, опытный двигатель не был доведенным и имел малый ресурс (35—50 часов). Пока моторостроители дорабатывали силовую установку, конструкторы трудились над самолетом.
Прежде всего, для улучшения работы двигателя установили водо- и маслорадиаторы с большей охлаждающей поверхностью, а также увеличили размер воздухозаборников в носке крыла и емкость бензо- и маслобаков. Все эти изменения привели к увеличению взлетного веса до 3150 кг.
Однако благодаря большей мощности двигателя, а также принятым мерам по общему улучшению аэродинамики, а также внутренней герметизации самолета летно-технические данные истребителя были значительно выше, чем у самолета с мотором М-105ПФ-2. В апреле 1944 г. Як-9У с двигателем М-107А успешно прошел госиспытания.
На высоте 5500 м была получена скорость почти 700 км/ч. За боевой разворот, начинавшийся на высоте в 1000 м, истребитель набирал 1350— 1400 м. Высоты 5000 м он достигал всего за 4,1 мин. Основной вариант вооружения включал пушку ШВАК (120 снарядов) и два синхронных пулемета УБС (по 170 патронов).
В зависимости от боевой задачи, в полевых мастерских пушку ШВАК можно было заменить на ВЯ-23 или даже НС-37, при этом правый пулемет снимался.
До августа 1945 г. было построено более 3900 самолетов Як-9У, причем некоторые экземпляры имели цельнометаллическую конструкцию.
В воинских частях силами механиков и оружейников производились доработки, еще более расширявшие боевые возможности истребителя.
Выпуск самолётов Як-9 (1942 — 1948 гг.)[1]
Модель | Завод | 1942 | 1943 | 1944 | 1945 | 1946 | 1947 | 1948 | Всего |
Як-9 ВК-105ПФ | №153 | 59 | 1761 | 5808 | 2721 | 321 | 175 | 12047 | |
№166 | 721 | 481 | |||||||
Як-9У ВК-107А | №153 | 838 | 2 | 3921 | |||||
№82 | 373 | 444 | |||||||
№153 | 50 | ||||||||
№166 | 11 | 1119 | |||||||
Як-9П ВК-107А(?) | №153 | 30 | 522 | 249 | 801 |
ПРИМЕЧАНИЯ:
Источник: http://www.airaces.ru/plane/yak-9.html
Истребитель Як-3 – солдат Победы. Часть 1
Летом 1942 г. под Сталинградом были замечены истребители, значительно превосходившие в скорости и наборе высоты наши самолеты Як-1, Як-7, ЛаГГ-3 и даже Ла-5, а их усиленное вооружение позволяло сбить даже Ил-2 с одной атаки. Командующий 1-й Воздушной Армии Худяков докладывал Главкому ВВС Новикову:
«В боевых операциях… наша авиация понесла тяжелые потери от истребителей противника… Бесспорно, что в числе причин были недостатки организации, подготовки летного состава, тактических приемов и пр.
, но было бы ошибкой полагать, что виноваты все, кроме наших самолетов, которые якобы имеют отличные, превосходящие немецкие истребители данные и только использовать их как следует летчики не умеют. Такое обвинение можно предъявить отдельным летчикам, подразделениям и даже частям, но не всем поголовно истребителям, как это у нас сейчас принято.
Систематическое наблюдение… говорит о том, что немецкие истребители, как правило, держат инициативу боя в своих руках, атакуют либо в выгодных условиях, а при неблагоприятной обстановке безнаказанно выходят из боя, часто даже не применяя маневра по прямой с набором высоты… Летчики жалуются на недостаточные летные данные наших истребителей и многие выражают желание летать на И-16, на котором как все равно и на современном нашем истребителе, «Мессера» не догонишь, но зато в оборонительном бою вероятность сбить противника больше, а быть сбитым самому – меньше. Создавшееся положение объясняется тем, что немцы резко повысили качество своих истребителей как улучшением аэродинамики, так и повышением мощности мотора. Учитывая вышеизложенное, необходимо принять ряд мер и использовать все возможности для достижения превосходства над противником. Наряду с улучшением подготовки летчиков, разработки тактических приемов и организационных мероприятий… необходимо улучшить летно-технические данные наших самолетов и моторов путем повышения качества производства, хотя бы за счет количества выпускаемых машин с одной стороны и ряда конструктивных изменений. В целях изучения создавшейся обстановки и установления истинного положения, прошу назначить компетентную комиссию для определения действительных летно-технических данных наших истребителей по сравнению с немецкими непосредственно в воздушных боях. С своей стороны считаю, что серийные самолеты Як-7, Як-1 и Лагг-3 не обладают теми летно-тактическими данными, которые им приписывают в официальной печати».
Слова генерала подтвердились, когда, 8 сентября 1942 г. исправный Мессершмитт Bf 109G-2 попал к нам в качестве трофея, а вскоре появилась возможность испытать и Bf 109G-2/R6 с двумя дополнительными подвесными пушками MG 151/20.
Имея скорость у земли 505 км/ч, а на высоте 3000 м – до 586 км/ч, «трехточечный мессер» слегка отставал от наших истребителей, но на 7000 м разгонялся до 650 км/ч и был лучше на вертикалях. Говоря о мерах по противодействию таким самолетам, 23 октября 1942 г.
начальник НИИ ВВС доложил Сталину: нужен истребитель, который при весе не более 3300 кг имел бы скорость не ниже 550 км/ч у земли и 680 км/ч на высоте 6000-7000 м.
На испытаниях трофейного Bf 109F весной 1942 г. специалисты НИИ ВВС неумышленно занизили его высотно-скоростные данные, и летчик Кубышкин дал в газете «Сталинский сокол» неверные рекомендации по борьбе с ним.
Инженеры НИИ ВВС не выявили неисправность нагнетателя мотора DB 601N, теперь же руководство НИИ решило «перестраховаться» и утверждало: немцы стали делать высотные истребители, для борьбы с ними необходимо улучшать энергетику и усиливать вооружение.
На моторе DB 605A-1 под капотами новых «мессеров» нашли разъемы системы впрыска закиси азота GM 1, хотя самой ее не было, и руководителям всех «истребительных» и моторных КБ Наркомата авиапромышленности поручили активизировать работы по высотным истребителям. Занялся этим и руководитель ОКБ-115 Александр Сергеевич Яковлев. Но одновременно в августе 1942 г. он предложил проект модификации серийного Як-1б для завоевания господства в воздухе у земли.
Официально он именовался Як-1М или Як-1МС, где литера М означала «москит». Но такой же войсковой индекс Як-1М имел и самолет И-30, что вызывало путаницу, и введенный в оборот Яковлевым термин хорошо пояснял суть нового самолета: в отличие от тяжелого пушечного И-30 это был истребитель с повышенными летными данными и облегченным вооружением – маленький, быстрый, больно жалящий и неуловимый…
Предлагаемая статья посвящена серийному варианту истребителя Як-3 с мотором ВК-105ПФ2, который принял участие в завершающих боях Великой Отечественной войны.
Ниже мы предлагаем традиционную справочную информацию по опытным образцам и этой основной модификации самолета, но также описания всех остальных модификаций самолета – как выпускавшихся серийно и эксплуатировавшийся после войны, так и опытных.
Як-3
первый полет 28.02.43 г.
проект и опытные самолеты Як-1М
Як-1М (2-й с этим индексом, «Москит», «Москито») проект, легкий фронтовой истребитель с мощным мотором. В августе 1942 г.
по результатам испытаний в СССР немецкого истребителя Bf 109G-2 в ОКБ-115 по инициативе Яковлева были рассмотрены меры по кардинальному повышению ТТХ самолета Як-1.
Разработка проекта начата в ОКБ-115 в ноябре 1942 г. для противодействия самолетам Bf 109G.
Як-1М («Москит», «Москито», Як-1МС), 1-й опытный, легкий истребитель. Строился заводом № 115 вначале как модификация самолета Як-1б с повышенными ТТХ за счет более мощного мотора и облегчения конструкции, но в ходе проектирования получил много отличий и превратился в новый тип:
- крыло уменьшенной на 2,3 кв.м площади с металлическими лонжеронами и нервюрами № 1 и 7 (остальное – дерево, фанера, полотно);
- крыло имеет разъем по ПСС, что допускает замену одной консоли при капитальном ремонте;
- элероны без весовой компенсации;
- крючковые замки посадочных щитков заменены шариковыми внутри подъемника (по типу амортстоек шасси);
- установлено два бака в крыле вместо четырех, но добавлен расходный в фюзеляже (запас топлива уменьшен);
- уменьшено оперение;
- маслорадиатор перенесен в центроплан (2 блока с входом воздуха в передних кромках справа и слева и выходом воздуха под фюзеляж);
- водорадиатор ОП-492 вместо ОП-203 (с большей охлаждающей поверхностью) глубже утоплен в фюзеляж, в связи с чем изменена его конструкция и форма в районе 3-й рамы;
- кабина с беспереплетным лобовым козырьком;
- на первые и последние цилиндры мотора установлен индивидуальный выхлопной патрубок, на остальные — по одному на 2 смежных цилиндра;
- ООШ удлинены на 100 мм, ход штока увеличен на 180 мм;
- шариковые замки ООШ перенесены с ломающихся подкосов внутрь цилиндров подъема (по типу Як-9);
- хвостовое колесо с полуавтоматическим (связанным тросовой проводкой с РВ и фиксирующим хвостовое колесо в нейтрали при движении РУС от себя) стопором, управляемое от педалей;
- в результате уменьшения размеров, запаса топлива и мероприятия по облегчению отдельных узлов конструкция облегчена на 280 кг.
Самолет закончен постройкой 15.02.1943 г. с мотором М-106П.
Источник: https://naukatehnika.com/istrebitel-yak-3-soldat-pobedyi.html
Як-9, истребитель-бомбардировщик
Як-9 — советский одномоторный самолёт истребитель-бомбардировщик Великой Отечественной войны. Был разработан КБ под управлением Александра Сергеевича Яковлева. Являлся самым массовым советским истребителем Великой Отечественной войны. Производился с октября 1942 по декабрь 1948 года, всего было построено 16 769 самолётов.
История
Як-9 явился закономерным продолжением истребителей Як-1 и Як-7. С конструктивной точки зрения он представлял собой дальнейшее развитие Як-7. Мало отличаясь от него по внешнему виду, Як-9 в то же время был во всех отношениях более совершенным.
Это естественно, поскольку при создании этого самолёта был учтен почти двухгодичный опыт производства и боевого применения Як-1, и имелась возможность более широкого применения дюралюминия, в котором страна испытывала уже не такие большие затруднения, как в начале войны.
Использование металла позволило, в частности, существенно уменьшить массу конструкции, а выигрыш использовать либо для увеличения запаса горючего, либо для оснащения самолёта более мощным вооружением и более разнообразным спецоборудованием.
Як-9 был самым массовым истребителем советских ВВС периода Великой Отечественной войны. В середине 1944 г. самолётов Як-9, Як-9Т и Як-9Д в сумме было больше всех других находившихся на вооружении истребителей, вместе взятых, и они в большой мере заменили Як-1 и Як-7Б на основных фронтах. Выпуск Як-9 на заводе N153 достигал 20 самолётов в день.
Як-9 выпускался на трёх крупных заводах (№ 153 в Новосибирске, NN166, NN82), принимал участие во всех операциях Советской Армии, начиная со Сталинградской битвы. Все модификации истребителя обладали отличными лётно-техническими характеристиками, не имели значительных конструктивных или эксплуатационных дефектов, приводящих к авариям.
Самолёт был предельно прост по конструкции и приспособлен для производства в условиях военного времени. Почти все материалы, из которых он строился, вырабатывались в местах его изготовления.
Первым серийным самолётом стал Як-9 с двигателем М-105ПФ. Як-9 с двигателем М-105ПФ и винтом ВИШ-61П являлся фронтовым истребителем. Он представлял собой серийный самолёт, прототипом для которого послужил облегчённый вариант самолёта Як-7ДИ.
От последнего Як-9 имел ряд отличий, основные из которых следующие: запас горючего и число бензобаков уменьшены соответственно с 500 кг и четырёх баков до 320 кг и двух баков (на Як-7ДИ в облегчённом варианте два консольных бака не заливались, на серийных Як-9 они отсутствовали); запас масла уменьшен с 50 до 26…30 кг; сняты бомбодержатели для наружной подвески бомб.
Вооружение Як-9 было аналогично Як-7ДИ — одна мотор-пушка ШВАК с боезапасом 120 патронов и один (левый) синхронный пулемёт УБС с боезапасом 200 патронов.
Полётная масса по сравнению с облегчённым вариантом Як-7ДИ увеличилась до 2870…2875 кг, что объяснялось в основном более низкой культурой производства и менее жёстким массовым контролем на серийных заводах по сравнению с опытным производством ОКБ А. С. Яковлева.
Як-9 был очень маневренным как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях, легким в управлении. Например, в бою на вертикалях Як-9 заходил в хвост Me-109F после первого же боевого разворота, а в бою на горизонталях — после 3-4 витков виража.
Як-9 М-105ПФ выпускали два завода: N153 — с октября 1942 г. по февраль 1943 г. (с 1-й по 3-ю серию, последний самолёт — N03-51), всего 195 самолётов; и N 166-с января по август 1943 г. (с 1-й по 6-ю серию), всего 264 самолёта. Таким образом, в общей сложности построено 459 самолётов Як-9 М-105ПФ.
Впервые в боевых действиях Як-9 принял участие во время советского контрнаступления под Сталинградом во второй половине декабря 1942 года.
Модификации
Як-9М (модифицированный) — кабина сдвинута на 400 мм и размещена в заднем отсеке фюзеляжа. Цель — унификация фюзеляжей для всех типов самолета Як-9, что облегчило и ускорило их выпуск. Вооружение самое разнообразное, в зависимости от назначения и марки самолета. Переход в производстве на выпуск Як-9 с кабиной в заднем отсеке фюзеляжа осуществлен в 1944 г.
Як-9Д (дальний) — с одной пушкой ШВАК (120 снарядов) и одним пулеметом УБС (200 патронов), бензобаков — четыре, вместо двух на Як-9М. Общая емкость топливных баков — 650 л (480 кг). Взлетная масса — 3117 кг, скорость полета — 597 км/ч на высоте 3900 м, дальность — 1330 км. Крайние баки непротектированные. Была большая серия.
Як-9ДД (дальнего действия) — тот же Як-9Д, но с восемью основными и одним расходным баком. Двигатель тот же, ВК-Ю5ПФ. Запас бензина основной — 880 л (630 кг), взлетная масса — 3276 кг, дальность — свыше 2200 км.
Самолет серийный. Группа из 12 этих самолетов (даже без дополнительных баков) выполнила в августе 1944 г. перелет Бельцы — Бари (Италия) протяженностью около 1300 км для оказания помощи Югославии. Лидером был летчик М. А.
Нюхтиков на самолете «Бостон».
Як-9Б (бомбардировщик, Як-9Л) — как Як-9Д, но с внутренней (за кабиной) подвеской 400 кг бомб калибра до 100 кг (вертикально). Взлетная масса — 3150-3556 кг в зависимости от нагрузки. Была серия в 1944 г.
Як-9Т (танковый) с двигателем ВК-Ю5ПФ и винтом ВИШ-105СВ и с мощным вооружением: одна пушка НС-37 (30 снарядов) и один УБС (220 патронов).
Ствол пушки выступал из кока винта, и общая длина самолета стала до 8,65 м, причем из-за размеров пушки кабина была сдвинута на 0,4 м назад. Запас топлива был, как на обычных Як-9, т. е.
445 л (330 кг), максимальная дальность — 890 км на высоте 1000 м.
Як-9К (крупнокалиберный) — как Як-9Т, но с пушкой ОКБ-16 НС-45 калибра 45 мм.
Для уменьшения силы отдачи ствол пушки был снабжен дульным тормозом длиной около 0,3 м, в связи с чем длина самолета увеличилась до 8,87м. Самолет построен в конце 1943 г.
, был выпущен малой (войсковой) серией, отлично проявил себя, особенно против бомбардировщиков и при блокировании аэродромов противника.
Як-9Р (разведчик) — выполнен как основной тип, но с фотооборудованием для маршрутной съемки. На части самолетов вооружение состояло из одной пушки ШBAK. Самолет выпускался небольшими сериями или модифицировался непосредственно в строевых частях силами ПАРМов. Успешно применялся в районах, сильно насыщенных зенитной артиллерией и истребителями противника.
Як-9В (вывозной) — двухместный вариант Як-9, аналогичный Як-7В.
Як-9 «Курьер» — в конструктивном отношении представлял собой комбинацию Як-9ДД и Як-9В, но без вооружения и с задней кабиной, комфортабельно оборудованной как пассажирская. Выпущен в 1944 г. по заказу ВВС в одном экземпляре.
Як-9 МПВО — серийный тип, но с оборудованием для ночных полетов, с радиополукомпасом РПК-10 и фарой ФС-55 в носке левого полукрыла.
Як-9 с М-106-1cк (с односкоростным нагнетателем), мощность двигателя 1350 л. с. на высоте 2400 м — очередная попытка, предпринятая ОКБ в 1942 г., с целью создания фронтового истребителя с улучшенными летными данными.
Цель была достигнута: самолет на госиспытаниях при полетной массе 3050 кг показал скорости: 351 км/ч у земли и 602 км/ч на высоте 3250 м, время виража — 18 с, но двигатель (из-за недоведенности), а вместе с ним и самолет не пошли в производство.
Як-9П (пушечный) — модификация серийного Як-9 с тем же двигателем ВК-Ю5ПФ и мотор-пушкой, но с заменой пулемета УБС синхронной пушкой ШВАК.
Масса вооружения увеличилась на 10 кг, полетная масса и летные характеристики — практически без изменений. Был построен в одном экземпляре, успешно прошел госиспытания в апреле 1943 г.
, но в серии не строился, так как было признано более целесообразным оснащать Як-9 пушками более крупного калибра.
Як-9ПД — с двигателем М-105ПД (с нагнетателем В. А. Доллежаля), облегченный с целью достижения высоты 13 000 м. Сиденье — без бронеспинки (заменена фанерной), вооружение: одна пушка ШВАК. Было выпущено пять экземпляров.
Этот вариант предназначался для борьбы с немецким разведчиком «Юнкерс», который в 1942-1943 гг. появлялся над Москвой на высоте около 13 000 м, а самолетов, способных подняться на эту высоту, у нас еще не было. Як-9 при облегчении и с применением нагнетания уже смог достичь высоты 13 000 м, но лишь на предельном угле атаки.
На той же высоте шел «Юнкерс» (как выяснилось потом, не имевший вооружения). Оба самолета едва могли выполнить поворот даже при большом радиусе виража. И хотя скорость Як-9 была гораздо больше, ему очень трудно было занять положение для атаки.
В общем, оба самолета покружились и разошлись, но только с тех пор «Юнкерс» над Москвой больше не появлялся.
Як-9У (улучшенный) с форсированным двигателем ВК-105ПФ2 номинальной мощностью 1240 л. с. на высоте 2100 м. Самолет показал скорости: 558 км/ч у земли и 620 км/ч на высоте 3850 м, чего было совершенно достаточно в воздушных боях. Модификация самолета произведена ОКБ в конце 1943 г.
Самолет получил отличную оценку на госиспытаниях, был рекомендован к серийной постройке, но остался в одном экземпляре, так как предпочтение было отдано самолету Як-9У с двигателем ВК-107А.
Однако на первых порах двигатель ВК-107А оказался недостаточно доведенным, капризным в эксплуатации и с малым ресурсом, что повлекло за собой длительную задержку выпуска самолетов и оснащения ими строевых частей.
В дальнейшем, после осуществления ряда доводочных работ, самолет Як-9У с двигателем ВК-107А выпускался в больших количествах и являлся одним из основных и лучших истребителей ВВС.
Як-9 У (улучшенный) с новым тогда двигателем ВК-107А значительно большей мощности (взлетной) — в 1600 л.с., тех же габаритов, что и ВК-105ПФ, но чуть тяжелее. В конце 1943 г. он был установлен на Як-9, причем были еще внесены улучшения в аэродинамику самолета.
Был упразднен выступавший воздухозаборник маслорадиатора и заменен отверстиями — воздухозаборниками в носке крыла вблизи фюзеляжа, а водорадиатор сдвинут назад (для нужной центровки).Прирост летных качеств был значителен. Скорость стала 600 км/ч у земли и 700 км/ч на высоте 5500 м, время набора высоты 5000 м -4,1 мин, потолок — 11 900 м.
Этот перечень не является исчерпывающим, так как были еще более детальные модификации без особых буквенных обозначений. Некоторые модификации по оружию делались силами воинских частей.
Як-9 был подлинно рабочей машиной, превосходившей к тому же основные типы немецких истребителей своего времени в мощи вооружения, скорости и маневренности на высотах, где в основном и происходили воздушные бои (до 4000—5000 м).
Источник: https://www.arms-expo.ru/armament/samples/1889/66612/
Яковлев "Як-9", Истребитель | Энциклопедия военной техники
Яковлев Як-9
Самолет Яковлев Як-9, созданный в результате усовершенствования экспериментального истребителя Як-7ДИ, отличался от последнего измененным рулем направления и деревянным крылом с металлическими лонжеронами. Серийный вариант, производство которого было начато летом 1942г., имел также убирающееся хвостовое колесо. Самолеты стали поступать на вооружение в октябре 1942г.
К февралю 1943г. было освоено производство серийных самолетов с крылом уменьшенного размаха с дюралюминиевыми нервюрами. Первоначальная силовая установка (М-105ПФ или М-105РФ-1) была заменена на М-105ПФ-3 мощностью 925 кВт (1240 л.с.). Самолет Як-9 использовался с различными видами вооружения. В 1943г.
появились варианты Як-9 для выполнения противотанковых функций, а также легких бомбардировщиков и истребителей сопровождения с большой дальностью полета. Второе поколение самолетов Як- 9 началось с опытного Як-9У, спроектированного в конце 1943г.
Планер был реконструирован, размах и площадь крыла увеличены, установлен более мощный двигатель ВК-107; крыло было немного смещено вперед. Производство самолетов Як-9 было прекращено в 1946г., общий выпуск составил 16796 машин.
ВАРИАНТЫ Як-9: опытный самолет, на основе модели Як-7ДИ; вооружение – одна пушка ШВАК калибра 20 мм, один пулемет УБС калибра 12,7 мм (0,5 дюйма); шесть реактивных снарядов РС-82 или две бомбы ФАБ-100 массой 100 к. Як-9М: стандартный вариант с пушкой и двумя пулеметами УБС калибра 12,7 мм (0,5 дюйма).
Як-9Д: вариант дальнего истребителя сопровождения; дальность полета – до 1330 км (826 миль), двигатель М-1-5ПФ-3, на вооружении с лета 1943г. Як-9Т: в декабре 1942г. прошел испытания с противотанковой пушкой 11П-37 и узлами подвески на крыле для бронебойных кумулятивных бомб массой 2,5 кг (5,5 фунтов); другие с пушками МП-20, ВЯ-23 или МП-23ВВ; на вооружении с начала 1943г.
Як-9К: использовался с 1943г.; вооружен пушкой калибра 45 мм. Як-9Б: специальный вариант бомбардировщика, внутренний отсек позади кабины пилота вмещал четыре бомбы ФАБ весом 100 кг (220 фунтов) или контейнеры со 128 легкими противотанковыми бомбами ПТАБ. Як-9М ПВО: производился для применения в качестве ночного истребителя; с прожектором и радиокомплексом РПК-10.
Як-9ДД: истребитель сопровождения сверхбольшой дальности полета; аналогичен варианту Як-9Д, но с увеличенным объемом топливных баков; максимальная дальность полета 2200 км (1367 миль); состоял на вооружении 236-й истребительной авиационной дивизии, базировавшейся в Бари на юге Италии; в течение некоторого времени использовался в Югославии для снабжения партизан.
Як-9У: опытный образец с крылом цельнометаллической конструкции; сначала был оснащен двигателем М-105ПФ-2, замененным в конце 1944г. на более мощный ВК-107А. Як-9УТ: вариант самолета Як-9У с работающей обшивкой из легкого сплава по всему планеру. Як-9УВ: двухместный учебно-тренировочный самолет с тандемным расположением кресел.
Як-9П: кроме пушки, установленной в развале цилиндров двигателя, был оснащен одной или двумя синхронизированными пушками калибра 20 мм, установленными на фюзеляже. Як-9Р: вариант фоторазведчика.
Як-9ПД: высотный экспериментальный вариант, оснащенный двигателем М-105ПД с двухступенчатым редукторным турбонагнетателем и 20-мм пушкой.
Тип: одноместный истребитель/перехватчик. Силовая установка: один V-образный поршневой двигатель Климова ВК-107А мощностью 1230 кВт (1650 л.с.).
Летные данные: максимальная скорость на высоте 5000 м (16405 футов) 698 км/час (434 миль/час); практический потолок 11900 м (39040 футов); дальность полета 870 км (541 миля). Веса: снаряженного – 2716 кг (5988 фунтов); максимальный взлетный 3098 кг (6830 фунтов).
Размеры: размах крыла 9,77 м (32 фута 0,75 дюйма); длина 8,55 м (28 футов 0,5 дюйма); высота 2,96 м (9 футов 8,5 дюйма).
Вооружение: одна пушка МП-20 калибра 20 мм и два пулемета УБС калибра 12,7 мм (0,5 дюйма); две бомбы массой по 100 кг (220 фунтов) на подкрыльных узлах подвески.
Источник: https://war-book.ru/yakovlev-yak-9-istrebitel-sssr3/