Вертолеты миля: все модели

Вертолеты Миля: все модели

Знаменитый конструктор вертолетов Михаил Леонтьевич Миль как-то сказал, что Россия просто создана для вертолетов. Причем для нашей страны, принимая во внимание ее географические условия, вертолет – не просто эффективное транспортное средство или образец авиационной боевой техники, вертолет для России – насущная необходимость.

Особенно важны «стальные стрекозы» для народного хозяйства государства, ведь без них станет невозможной реализация целого ряда программ развития регионов и освоение природных ресурсов в удаленных районах российской территории. Причем большая часть винтокрылых машин, эксплуатируемых в России, разработаны специалистами Московского вертолетного завода им. М.

Л. Миля.

Полвека в полете

Вертолеты Миля: все моделиБолее чем за 60-летнюю историю, МВЗ им. М.Л. Миля спроектировал и передал заказчикам полтора десятка базовых моделей вертолетов, причем каждая из них имела многочисленные модификации – общее же количество созданных «милевцами» моделей превысило 200. При этом почти все они поступили в серийное производство, не уступая, а порой и сильно превосходя по летно-техническим и экономическим показателям аналогичные машины других известных вертолетостроительных компаний мира. Суммарное количество построенных вертолетов марки «Ми» превысило уже 30 тысяч машин, сегодня свыше 7 тысяч из них работают более чем в 100 странах.

Среди разработок Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля есть образцы, которые известны в мире так же широко, как и автомат Калашникова. К примеру, вряд ли найдется хоть один регион нашей необъятной планеты, где не знают о существовании многоцелевых вертолетов семейства Ми-8/17.

«Восьмерка» стала настоящей визитной карточкой не только конструкторского бюро, но и российской вертолетной промышленности в целом. Более того, Ми-8 гражданского и военного назначений оказался самым массовым и востребованным вертолетом за всю историю отечественного вертолетостроения (за полвека создано более 130 модификаций этого вертолета).

Машина доказала свою способность эффективно выполнять операции различной сложности.

Вертолеты Миля: все моделиВ июне 2011 года вертолет типа Ми-8 отметил свой полувековой юбилей. 50 лет – значительная дата для любого летательного аппарата. Столь продолжительная жизнь – яркое свидетельство талантливого конструкторского решения, надежности, эффективности, а главное востребованности машин подобного класса.

Однодвигательный вертолет В-8 совершил первый полет 24 июня 1961 года под управлением летчика-испытателя Б.В. Земскова, а уже 9 июля вертолет участвовал в показе новой техники и воздушном параде в Тушино, затем – экспонировался на ВДНХ.

В декабре 1961 года первый В-8 был представлен на совместные государственные испытания, но в качестве прототипа будущих серийных машин рассматривался недолго.

С 1963 года вертолет использовался только в роли испытательного стенда – принимая во внимание такие недостатки двигателя АИ-24В, как высокий удельный расход топлива и большая масса, резко снижавшие ЛТХ вертолета В-8 по сравнению с зарубежными аналогами (S-60, S-61, SA-321 и V-107), а также необходимость повышения безопасности полетов, руководство КБ приняло решение о создании на базе В-8 вертолета с двумя двигателями.

Вертолеты Миля: все моделиВ конечном итоге Ми-8 превзошел вертолет Ми-4: по грузоподъемности – в 2,5 раза, по скорости – в 1,5 раза, по транспортной эффективности – более чем в 3 раза и составил серьезную конкуренцию вертолетам подобного класса на мировом авиационном рынке. В 1965 году, после показа на выставке в Ле Бурже на новый вертолет стали поступать заказы – на экспорт машина шла под обозначением Ми-17. С той поры для отечественных и зарубежных заказчиков на серийных заводах в Улан-Удэ и Казани построено более 12 тысяч вертолетов семейства Ми-8/17, но специалисты МВЗ им. М.Л. Миля не стремятся почивать на лаврах – полным ходом идет работа над созданием новой модернизированной версии всемирно известной машины.

«Сегодня по техническому заданию холдинга «Вертолеты России» ведутся опытно-конструкторские работы по глубокой модернизации вертолета Ми-171А1, – подчеркивает исполнительный директор ОАО «МВЗ им. М.Л. Миля» Михаил Короткевич.

– Новая машина получила обозначение Ми-171А2.

Данная программа рассчитана на три года: к окончанию срока холдинг планирует вывести на рынок модернизированный и сертифицированный летательный аппарат, который, как ожидается, сможет обеспечивать продажи вертолетов в этой нише еще в течение 10-15 лет.

Кроме этого, МВЗ им. М.Л. Миля проводит различные виды работ по модернизации вертолетов семейства Ми-8/17 для российских и иностранных заказчиков.

Например, совместная с ОАО «Казанский авиационный завод» работа по модернизации вертолета Ми-17В5 ведется по заказу Вооруженных сил Индии, причем в последние годы Ми-17В5 являлся одним из наших приоритетных проектов.

Сейчас вертолет находится у заказчика на совместных летных испытаниях».

Ми-38 идет на помощь

Вертолеты Миля: все моделиОднако каким бы универсальным ни был вертолет Ми-8, есть ряд задач, которые другая машина способна решать более эффективно. Это новый среднетяжелый вертолет, потребность в котором давно существует на мировом рынке как у гражданских заказчиков, так и у силовых ведомств. Понимая, что созданный в данной «весовой категории» вертолет будет неизбежно востребован на российском и мировом рынках, руководство МВЗ им. М.Л. Миля, при поддержке холдинга «Вертолеты России», приступило к реализации программы, направленной на создание нового транспортно-пассажирского вертолета Ми-38.

«Вертолет Ми-38 будет способен решить те задачи, которые сегодня не выполняются вертолетами семейства Ми-8, – отмечает Генеральный конструктор МВЗ им. М.Л. Миля Алексей Самусенко.

– Это будет уникальная машина, позволяющая работать над водными поверхностями и принимать участие в спасательных операциях.

Причем вертолет находится в такой размерности, что он является очень привлекательным и комфортным для пассажиров – внутренние габариты кабины позволяют размещать 36 пассажиров в условиях, которые по комфортности выше, чем в эконом-классе».

Ми-38 обладает одними из лучших характеристик по грузоподъемности. В отличие от вертолета Ми-8 он может перевезти не 3, а 5 тонн груза, а на внешней подвеске – 7 тонн.

Что касается интегрированного комплекса бортового оборудования, созданного для вертолета Ми-38, то в его основе лежит система электронной индикации, включающая пять многофункциональных индикаторов, на которых отображается вся пилотажно-навигационная информация, информация о работе двигателей и общевертолетного оборудования.

Все пять индикаторов взаимозаменяемые и при «потере» одного, вся информация сохраняется для экипажа. Комплекс построен в соответствии с требованиями авиационных правил АП-29 и другими нормативными документами.

«Я считаю, что в целом, вертолет Ми-38 можно назвать вертолетом XXI века, так как нам удалось реализовать новейшие конструктивные решения, включая использование современного электронного оборудования и материалов, – говорит А. Самусенко.

– К слову, композиционные материалы составляют более 30% от общего объема конструктивных материалов, используемых в этом вертолете. Из композитов выполнены такие чувствительные элементы конструкции вертолета, как лопасти несущего и рулевого винтов, а также части фюзеляжа.

Планируется, что новый вертолет будет иметь увеличенные ресурсы и календарные сроки службы».

Вертолеты Миля: все моделиВ ноябре 2010 года разработчик принял у серийного завода для проведения испытаний вторую опытную машину, ОП-2, – с двигателями компании «Пратт энд Уитни» PW-127TS, после чего на нем была выполнена программа летно-доводочных испытаний, в ходе которых проверялись основные летно-технические характеристики и возможности вертолета. Также на нем был отработан целый ряд специальных программ, а сразу после демонстрации машины на салоне МАКС-2011 руководство МВЗ им. М.Л. Миля планирует перейти к следующему этапу испытаний – заводским испытаниям.

Данная программа должна быть завершена в 2011 году, после чего намечено приступить к контрольным сертификационным испытаниям. Одновременно на ОП-1 с российскими двигателями ТВ7-117В разработки ОАО «Климов» будут выполняться заводские летно-доводочные испытания и в следующем году руководство МВЗ им. М.Л.

Миля планирует перейти к его сертификационным испытаниям. В целом в течение 2012-13 годов разработчики планируют завершить весь объем полетов, а в 2014 году – закончить все работы по опытно-конструкторской части программы и освоению серийного производства, после чего – перейти к серийному выпуску Ми-38.

«Завершение сертификации Ми-38 с двумя типами двигателей планируется на 2014 год, и с 2015 года начнется серийное производство вертолета на ОАО «Казанский вертолетный завод», на котором уже ведется технологическая подготовка производства к серийному выпуску нового вертолета», – говорит директор программы Георгий Синельщиков.

Принимая во внимание высокий потенциал Ми-38, к нему уже есть высокий интерес со стороны таких знаковых эксплуатантов, как МЧС России, а также компаний «ЮТэйр», «Газпромавиа» и «Комиавиа». Ожидается, что машина найдет широкое применение в нефтегазовом секторе.

В частности, об этом неоднократно заявлялось в рамках проведенной 16 июня 2011 года на подмосковной территории МВЗ им. М.Л.

Миля научно-технической конференции «Перспективы применения вертолета Ми-38 в народном хозяйстве» для потенциальных заказчиков из нефтегазовой отрасли.

Все потенциальные эксплуатанты понимают, что Ми-38 – это современный вертолет отечественного производства, со всеми вытекающими из этого плюсами с точки зрения российского эксплуатанта. К тому же на мировом рынке аналогов Ми-38 нет, есть только более дорогой по стоимости и эксплуатации вертолет ЕН-101, который к тому же не нашел пока широкого применения в гражданской эксплуатации.

Внимание – легким вертолетам

Вертолеты Миля: все моделиВ ноябре 2009 года, выступая на заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, вице-премьер Сергей Иванов сообщил, что «по данным Минтранса России, для обновления парка вертолетов гражданской авиации до 2020 года требуется примерно 1000 вертолетов, из которых 800 приходятся на экономичные легкие вертолеты». В связи с этим вопросом разработки новых, экономичных и с высокими летно-техническими характеристиками легких вертолетов руководство холдинга «Вертолеты России», в который организационно входит МВЗ им. М.Л. Миля, уделяет повышенное внимание. В линейке вертолетов марки «Ми» упор сделан на запуск в серию модернизированного Ми-34С1.

Читайте также:  Посадка ту-124 на неву

Работы по Ми-34 были в КБ еще в советское время, по техническому заданию МО СССР. Вертолет, получивший наименование Ми-34, был изготовлен МВЗ им. М.Л.

Миля и в 1986 году была успешно завершена его оценка в подразделениях ВВС СССР.

По итогам государственных испытаний было рекомендовано передать Ми-34 в серийное производство, а МАП СССР приняло решение на размещение последнего на заводе в городе Дубовое, тогда Молдавская ССР.

«Вертолет получился очень удачным, – подчеркивает Алексей Самусенко. – Причем конструкция вертолета позволяет экипажу выполнять на нем фигуры высшего пилотажа, более свойственные самолетам, чем вертолетам. Например, ту же «мертвую петлю» или «бочку». Соответственно, вертолет, его планер, его системы, держат высокое значение перегрузок, которые возникают в ходе выполнения этих фигур».

Вертолеты Миля: все моделиВ начале 1990-х годов вертолет был сертифицирован и получил обозначение Ми-34С, но затем в программе наступил, если можно так сказать, застой, вызванный преимущественно нехваткой финансовых средств, и только 3-4 года назад, когда стало ясно, что на рынке имеется потребность в современных легких вертолетах, программа Ми-34 стала приоритетной.

Модернизированный вариант – Ми-34С1 – сохранил в себе все достоинства «спортивного» базового варианта, но приобрел коммерческие черты в облике, которые очень важны для заказчика.

В итоге разработчикам удалось увеличить дальность полета до 450 км, заменить двигатель на более мощный повысить комфортность и улучшить внешний вид машины, то есть реализовать на практике те мероприятия, которые обычно сопутствуют успешным продажам любой новой техники.

Разработчики планируют выйти на ресурс агрегатов вертолета в 5000 летных часов, тогда как межремонтный ресурс сначала будет 1000-1500 летных часов, а затем его доведут до 1700 летных часов. Другими словами, Ми-34С1 может стать вертолетом, который по ресурсам окажется не хуже существующих западных аналогов и даже выше.

И вот, к очередному авиасалону МАКС российские вертолетостроители подошли уже с первым собранным летным образцом новой машины – во второй половине июля он совершил первый взлет и будет демонстрироваться на международном аэрокосмическом салоне МАКС-2011.

«В итоге мы получили добротно спроектированный вертолет с высокими расчетными летно-техническими и эксплуатационными характеристиками, которые, как мы надеемся, будут подтверждены в процессе его испытаний, – подчеркивает исполнительный директор МВЗ им. М.Л. Миля Михаил Короткевич. – К тому же конкурентоспособность Ми-34С1, возможно, будет обеспечивать и привлекательная цена».

Тяжелый транспортный – модернизированный

Вертолеты Миля: все моделиИ, наконец, об уникальном вертолете – Ми-26, а точнее – о его модернизации, благодаря которой машина превращается в вертолет круглосуточного и всепогодного применения.

По воспоминаниям Алексея Самусенко, еще в начале 1990-х годов специалистам уже было совершенно очевидно, что вертолет Ми-26 надо модернизировать, причем именно в части бортовое радиоэлектронное оборудование.

Данное предложение было представлено командованию армейской авиации, но, к сожалению, не нашло понимания. Однако только спустя почти 20 лет, ОАО «МВЗ им. М.Л.

Миля» в кооперации с ОАО «Роствертол» удалось в достаточно сжатые сроки реализовать первый этап программы модернизации самого грузоподъемного вертолета в мире. Новая версия получила обозначение Ми-26Т2.

«Два года назад мы выпустили конструкторскую документацию, – говорит А. Самусенко, – в конце 2010 года появился опытный образец, который до марта 2011 года прошел испытания, после чего уже летающий образец стали предлагать всем заинтересованным сторонам.

И сразу же активный интерес к данным машинам появился у Министерства обороны России – военные начали закупать модернизированные базовые варианты Ми-26, отличающиеся наличием новейших средств связи и защиты, а также системы защиты от ПЗРК, а в перспективе Минобороны готово приобретать и новые Ми-26Т2».

Вертолеты Миля: все моделиВ настоящее время МВЗ им. М.Л. Миля вместе с Минобороны России осуществляют процесс оформления всех необходимых документов с тем, что в кратчайшие сроки принять его на вооружение ВС России. Есть у машины и потенциальные зарубежные заказчики – в частности, Ми-26Т2 принимает участие в тендере, объявленном Минобороны Индии на закупку партии тяжелых транспортных вертолетов. Причем независимая оценка модернизированной машины этих заказчиков – самая высокая. По словам Алексея Самусенко, ожидалось, что до конца 2011 года компания выйдет на представление машины заказчику на оценку.

Кстати, в рамках выставки МАКС-2011 руководство МВЗ им. М.Л. Миля запланировало специальный сюрприз для специалистов и зрителей – в ходе летной программы будет продемонстрирован групповой полет строем новых вертолетов марки «Ми».

Вступайте в нашу группу «Отвага 2004»

Источник: http://otvaga2004.ru/kaleydoskop/kaleydoskop-air/vertolety-milya/

Под маркой "Ми": самые уникальные вертолеты Миля (ТАСС)

В честь 70-летия создания знаменитого вертолетостроительного бюро ТАСС рассказывает о самых необычных и интересных проектах легендарного завода.

12 декабря 70 лет назад в Москве было создано опытно-конструкторское вертолетостроительное бюро под руководством авиаконструктора Михаила Миля.

За всю историю бюро было спроектировало 13 основных моделей вертолетов — от легкого до сверхтяжелого классов, в том числе самый популярный в мировой истории — Ми-8. Сегодня Московский вертолетный завод имени М.Л.

Миля (входит в холдинг «Вертолеты России») — один из самых известных мировых разработчиков вертолетной техники, чьи машины эксплуатируются более чем в 100 странах и составляют основу вертолетной авиации РФ и ряда государств СНГ, Азии, Африки, Ближнего Востока и Латинской Америки.

По данным «Рособоронэкспорта», в странах ближнего зарубежья продолжает эксплуатироваться значительное количество вертолетов типа Ми-8, Ми-24 и Ми-26. Популярность именно этих машин обусловлена относительно невысокой стоимостью и наличием обученного летного и технического состава.

Ми-1 – первый серийный

Первый советский серийный вертолет, изначально назывался «геликоптер Миля — 1». Первый полет совершил в 1948 году. Введен в эксплуатацию в 1951-м, а спустя три года началось его серийное производство.

Вертолеты Миля: все модели

Ми-1

Машина оснащалась двигателем мощностью 575 л.с. и могла передвигаться со скоростью до 170 км/ч на высоте не более трех км. В кабине, помимо пилота, могли находиться еще два пассажира. Машина строилась по классической одновинтовой схеме с трехлопастными несущим и хвостовым винтами.

Многие десятилетия вертолеты Ми-1 активно использовались как в гражданской авиации, так и в вооруженных силах страны.

Ми-1 использовались для доставки почты и грузов, для эвакуации больных и раненых из труднодоступных районов, обработки сельскохозяйственных угодий.

Всего было создано около десятка модификаций для различных условий эксплуатации. Производство вертолета прекратилось в 1960 году. Всего было построено более 2600 машин.

Большинство вертолетов, которые изготавливали в Польше, закупал Советский Союз. Поляки разработали две свои модификации вертолета — SM-1 и SM-2.

Кстати, в 1957 году испытывался модернизированный вариант Ми-1Т — военный укладчик телефонных линий связи. На борта навешивались контейнеры с бухтами телефонного провода, которые позволяли проложить в одном полете линию связи длиной 13 км.

Ми-8 – самый массовый

Один из самых массовых вертолетов в истории, в настоящее время в 92 странах мира зарегистрировано более пяти тысяч вертолетов семейства Ми-8/17. С 1991 года инозаказчикам было поставлено более 1,5 тыс. машин.

Вертолеты Миля: все модели

Ми-8

В народе Ми-8 получил прозвище «Коля» или «Мыколка». Первый полет совершил 24 июня 1961 года. Эксплуатируется с 1965 года, было выпущено более 12 тыс. экземпляров.

Машина оснащается двумя двигателями по 2000 л.с. каждый, позволяющими развить скорость до 270 км/ч. Ранние представители семейства Ми-8 летают еще со времен войны во Вьетнаме и хорошо зарекомендовали себя во всех локальных конфликтах последних 40 лет.

Всего разработано более 130 модификаций Ми-8, включая значительно модернизированные варианты — Ми-8МТ, Ми-17, Ми-171 — для гражданских и военных эксплуатантов.

Наиболее популярной моделью является Ми-17-1В. Причем до 90% этих вертолетов идет на экспорт. Данная модель может иметь разную комплектацию, для России и стран СНГ популярна модель Ми-171Ш. С 2016 года российские войска получаютновую модификацию Ми-8 для работы в условиях Арктики — Ми-8АМТШ-ВА.

Согласно докладу аналитического центра Flight International (посвященному перспективам развития военно-воздушных сил стран мира — прим. ТАСС), по состоянию на конец 2015 года в мире насчитывалось 2555 вертолетов семейства Ми-8/17. Они составляли 13% от мирового парка вертолетной техники.

Ми-10К – «летающий кран»

Гражданская модификация военного транспортного вертолета Ми-10, оптимизированная для выполнения строительно-монтажных работ, — «летающий кран». Это вариант с «короткими ногами» и дополнительной кабиной пилота под фюзеляжем.

Вертолеты Миля: все модели

Ми-10К

Первый полет состоялся в июне 1965 года, а производство началось в 1975 году. Было выпущено 17 машин и четыре переоборудовано из базовых Ми-10.

Конструкторы полностью отказались от гидрозахватов и внешней платформы, уменьшили высоту шасси, что снизило вес и лобовое сопротивление.

Вместо не оправдавших себя телекамер для управления вертолетом при погрузке-разгрузке Ми-10К был оборудован второй — подвесной — кабиной летчика с круговым обзором и третьим комплектом рычагов управления.

Опытный Ми-10 23 сентября 1961 года установил рекорд грузоподъемности в 15 103 кг на высоту 2200 м. Выпуск серийного Ми-10, начатый в 1964 году, составил всего 24 единицы. Широкого применения эти машины не нашли, так как фиксация груза гидрозахватами требовала оборудования грузов ответными узлами.

Ми-12 – самый грузоподъемный

Самый тяжелый и грузоподъемный вертолет за всю историю мировой авиации. Первый полет состоялся 10 июля 1968 года. 6 августа 1969 поднял груз в 44 205 кг на высоту 2255 м, установив мировой рекорд грузоподъемности для вертолетов, который не побит до сих пор. Всего на Ми-12 установлено семь мировых рекордов.

Вертолеты Миля: все модели

Ми-12

За создание сверхтяжелого вертолета ОКБ Миля было награждено призом И.И. Сикорского, присуждаемым Американским геликоптерным обществом за выдающиеся достижения в вертолетной технике.

Главная отличительная особенность Ми-12 — боковое расположение винтов на крыльях обратного сужения.

Машина создавалась как сверхтяжелый транспортный вертолет с грузоподъемностью не менее 30 тонн для перевозки межконтинентальных баллистических ракет для частей РВСН.

Читайте также:  Авиакомпания ред вингс: официальный сайт, отзывы

105-тонный «тяжеловес» поднимали в воздух четыре двигателя по 6500 л.с. каждый. Ми-12 мог развивать скорость до 260 км/ч. Экипаж — шесть человек.

Переднюю часть фюзеляжа занимала двухэтажная кабина. В хвостовой части был силовой трап с боковыми створками, которые при раскрытии образовывали проем для въезда техники и погрузки грузов.

Центральную часть вертолета занимал гигантский грузовой отсек. Однако необходимости в таком гиганте у военных не было, и оба вертолета были превращены в экспонаты музея.

Однако опыт проектирования и испытаний этих исключительных машин не пропал даром впоследствии.

Ми-14 – вертолет-амфибия

Единственный отечественный вертолет-амфибия берегового базирования. Серийное производство организовано в конце 1973 года. В 1973–1986 годах было изготовлено 273 экземпляра.

Подобная машина была крайне необходима ВМФ СССР для ведения борьбы с подводными лодками противника. Однако вертолет широко использовался и в мирных целях: для перевозки пассажиров и грузов, проведения поисково-спасательных работ и тушения лесных пожаров. Создан на базе вертолета Ми-8, основные модификации: противолодочный (Ми-14ПЛ), спасательный (Ми-14ПС), тральщик (Ми-14БТ).

Вертолеты Миля: все модели

Ми-14

Главное конструктивное отличие Ми-14 от Ми-8 — установка герметичного лодочного днища вместо силового пола, благодаря чему вертолет может садиться на воду при волнении моря до 3–4 баллов. Ми-14 получил дополнительные топливные баки, которые позволяли ему проводить длительное воздушное патрулирование. Эта машина стала первым советским вертолетом с убирающимся шасси.

Сейчас Ми-14 сняты с вооружения российского флота, но ограниченно используются в гражданской авиации и МЧС, а также эксплуатируются в Польше, где прошли модернизацию. Еще четыре Ми-14 используются на Украине и как минимум один в Грузии.

В ходе международного военно-морского салона в Санкт-Петербурге 2 июля 2015 года холдинг «Вертолеты России» (входит в Ростех) представил проект возобновления производства Ми-14. Предполагается, что вертолет подвергнется глубокой модернизации и будет применяться как в военной, так и в гражданской сферах.

  • Мы очень рассчитываем на Ми-14 в новом облике. Это связано еще с освоением нашего арктического побережья, мы не имеем сегодня вертолетов с такими характеристиками, которые могли бы использовать в Арктике
  • Юрий Борисов
  • заместитель министра обороны РФ

Ми-14 обладает рядом уникальных характеристик, в том числе по грузоподъемности и возможности посадки на водную поверхность, отметилзамминистра в 2015 году в ходе визита на Казанский вертолетный завод.

По его словам, Ми-14 не выпускался в течение последних 20 лет, поэтому сейчас идет речь о возобновлении производства новой модификации этого вертолета, которая будет соответствовать современным требованиям.

Ми-24 – «летающая БМП»

Самый воюющий в мире вертолет, принял участие более чем в 30 локальных конфликтах: в боевых действиях в Памирских горах, в ущельях Кавказа, в тропических лесах Экваториальной Африки и в знойных азиатских пустынях. Первый советский боевой вертолет. Боевая слава к нему пришла в Афганистане, где он получил прозвище «Крокодил».

Вертолеты Миля: все модели

Ми-24

Ми-24 — единственный ударный вертолет, способный выполнять десантные функции, — «летающая БМП». Предназначен для огневой поддержки войск на поле боя, высадки тактических десантов, может выполнять транспортные функции. Первый полет совершил 19 сентября 1969 года. Серийно выпускался с 1970 по 1989 год, в общей сложности произведено около 3500 экземпляров.

В 1978 году на нем был установлен абсолютный мировой рекорд скорости полета для вертолетов — 368,4 км/ч.

В настоящее время Ми-24 состоит на вооружении порядка 45 стран. В общей сложности, в 1991–2014 годы иностранные заказчики получили 171 боевую машину.

Ми-24 стал символом транспортно-боевого вертолета. Наибольшей популярностью с 1991 года пользовались модели Ми-24П с пушечным вооружением. Также поставлялись и Ми-24В, оснащенные счетверенным 12,7-мм пулеметом. Сегодня в войска поступает усовершенствованная модификация — Ми-35.

Ми-26 – «летающая корова»

Самый грузоподъемный в мире серийный вертолет. За свои габариты получил неофициальное название «летающая корова».

Вертолеты Миля: все модели

Ми-26

Ми-26 предназначен для выполнения транспортных, эвакуационных, противопожарных и других задач. Первый полет совершил 14 декабря 1977 года. Серийно производится с 1980 года по настоящее время, выпущено более 300 экземпляров.

Построен по одновинтовой схеме с восьмилопастным несущим и пятилопастным рулевым винтами, оснащен двумя газотурбинными двигателями и неубирающимся трехопорным шасси. В зависимости от модификации экипаж может состоять из пяти-шести человек.

Максимальная скорость — 270 км/ч, максимальная дальность полета с основными баками — 800 км, практический потолок — 4600 метров. Способен нести на борту до 85 десантников или 60 раненых на носилках, либо до 20 тонн груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске.

Россия является мировым лидером в сегменте сверхтяжелых вертолетов, а Ми-26 — наш рекордсмен по грузоподъемности — сегодня востребован и в России, и за рубежом.

Мы прикладываем все усилия для строгого соблюдения сроков поставки, ведь эти вертолеты незаменимы при выполнении целого ряда задач, стоящих перед Министерством обороны.

Кроме того, в настоящее время мы рассматриваем вопрос модернизации Ми-26 в интересах военного ведомства

Андрей Богинский

генеральный директор холдинга «Вертолеты России»

На базе Ми-26 разработано порядка 15 модификаций. В 2015 году холдинг «Вертолеты России» приступил к серийному производству модернизированной версии — Ми-26Т2.

Она оснащена новой авионикой, которая позволяет сократить экипаж с пяти до двух-трех человек и использовать вертолет ночью.

Кроме того, он не требует специальных аэродромных средств технического обслуживания и приспособлен к долгому автономному базированию.

В 1996 году машина установила рекорд — подняла на высоту 6500 метров 224 парашютиста. В 2009 году Ми-26Т транспортировал 27-метровый катамаран Alinghi 5, а затем пассажирский самолет Ту-134.

Таких операций не выполнял ни один вертолет за всю историю вертолетостроения.

Кстати, в 2017 году вертолеты Ми-26 выполнили более 50 рейсов в арктической зоне на дальние расстояния, было доставлено около 600 т грузов.

Перспективный скоростной вертолет (ПСВ)

Летающая лаборатория ПСВ представляет собой экспериментальный летательный аппарат, созданный на базе вертолета Ми-24. Он оснащен новыми цельнокомпозитными лопастями несущего винта.

Некоторые элементы фюзеляжа летающей лаборатории доработаны, что значительно снижает сопротивление воздуха и улучшает аэродинамику вертолета на больших скоростях.

Планируется, что машина пойдет в серию с 2022 года и сможет развивать скорость до 500 км/ч.

Вертолеты Миля: все модели

  1. Летающая лаборатория ПСВ
  2. Вертолет впервые поднялся в воздух в конце декабря 2015 года в летно-испытательном комплексе Московского вертолетного завода имени Миля.
  3. Основной целью проекта ПСВ является создание научно-технического задела, чтобы увеличить скорость вертолетов в 1,5 раза по сравнению с серийными машинами, которые выпускаются в настоящее время.

Стоит отметить, что полученный в ходе выполнения данных работ научно-технический задел может быть использован в программах модернизации существующих вертолетов

пресс-служба холдинга «Вертолеты России»

На данной машине впервые была достигнута скорость свыше 400 км/ч с использованием классической схемы с одним несущем винтом. Иностранные производители также добились подобных скоростей, но лишь с использованием схемы с пропульсивным винтом.

Роман Азанов

Источник: https://AfterShock.news/?q=node/594579&full

Самые известные вертолеты завода имени Миля: характеристики, объемы производства, экспортные поставки

Вертолеты Миля: все модели

Ми-8 Военно-транспортные вертолеты семейства Ми-8 – одни из самых популярных в мире. Они используются более чем в 90 странах мира. С 1991 года иностранным заказчикам было поставлено более 1,5 тыс. машин.  В народе Ми-8 получил прозвище «Коля» или «Мыколка».

Первый полет Ми-8 совершил 24 июня 1961 года. Серийно производится с марта 1965 года. Выпущено более 12 тыс. экземпляров. Экипаж – 3 человека. Максимальная скорость – 250 км/ч, дальность полета – до 800 км, практический потолок – 6 тыс. метров.

Может брать на борт до 32 десантников или 12 раненых на носилках, либо до 4 тонн груза на внешней подвеске или в кабине. Ранние представители семейства Ми-8 летают еще со времен войны во Вьетнаме и хорошо зарекомендовали себя во всех локальных конфликтах последних 40 лет.

 Разработано более 130 модификаций Ми-8, включая значительно модернизированные варианты – Ми-8МТ, Ми-17, Ми-171 – для гражданских и военных эксплуатантов.

Вертолеты Миля: все модели

Ми-17 На сегодняшний день продолжается изготовление разнообразных модификаций вертолета Ми-17. Регионы эксплуатации – Индия, Китай. Наиболее популярной моделью является Ми-17-1В. Причем до 90% этих вертолетов идет на экспорт. Данная модель может иметь разную комплектацию.

 Также одними из самых технически оснащенных вертолетов семейства Ми-8/17 являются вертолеты Ми-17В-5, поставляемые для Индии. Они оснащены современными мощными двигателями, что значительно расширяет возможности по перевозке тяжелых и крупногабаритных грузов.

 Вертолеты типа Ми-17 являются одной из самых удачных разработок российской вертолетостроительной школы.

Конструкция вертолета в основном такая же, как у Ми-8. Высокие летно-технические характеристики, надежность, возможность применения в широком диапазоне условий и температур (от -50 до +50 градусов по Цельсию), многофункциональность, простота в эксплуатации и обслуживании – качества, за которые так стали популярны Ми-17.

Вертолеты Миля: все модели

Ми-24 В настоящее время Ми-24 состоит на вооружении порядка 45 стран. В общей сложности, в 1991-2014 гг. иностранные заказчики получили 171 боевую машину.

 Вертолет принимал участие в боевых действиях в Памирских горах, в ущельях Кавказа, в тропических лесах Экваториальной Африки и в знойных азиатских пустынях. Боевая слава к нему пришла в Афганистане, где он получил прозвище «Крокодил». Ми-24 стал символом транспортно-боевого вертолета.

 Наибольшей популярностью с 1991 года пользовались модели Ми-24П с пушечным вооружением. Также поставлялись и Ми-24В, оснащенные счетверенным 12,7-мм пулеметом.

Вертолеты Миля: все модели

Ми-35 Ми-35 – «наследник» легендарного Ми-24. В нем решения, заложенные в предыдущей серии, довели до максимума.

Существенно были улучшены летно-технические характеристики, более эффективного использованы все виды вооружения в круглосуточном режиме и в различных условиях.

В том числе использование машины в условиях жаркого климата и высокогорья. Серийно производится с 2005 года. Выпущено более 100 экземпляров.

Читайте также:  Женщины-пилоты в гражданской авиации россии

Экипаж машины состоит из 2-3 человек. Максимальная скорость – 300 км/ч, практическая дальность – 420 км, практический потолок – 4,8 тыс. метров. Вооружен двухствольной пушкой калибра 23 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами, а также авиабомбами. Может перевозить до 8 десантников или 4 раненых на носилках.

Вертолеты Миля: все модели

Ми-26 Ми-26 – самый тяжелый в мире из класса многоцелевых транспортных вертолетов. Всего иностранным заказчикам было передано 12 машин. Разработано порядка 15 модификаций, эксплуатируются по меньшей мере 10 странами мира. Первый полет совершил 14 декабря 1977 года. Серийно производится с 1980 года. Выпущено порядка 300 экземпляров.

Ми-26 предназначен для выполнения транспортных, эвакуационных, противопожарных и других задач. В зависимости от модификации экипаж может состоять из 5-6 человек.

Максимальная скорость – 270 км/ч, максимальная дальность полета с основными баками – 800 км, практический потолок – 4,6 тыс. метров.

Способен нести на борту до 85 десантников или 60 раненых на носилках, либо до 20 тонн груза внутри фюзеляжа или на внешней подвеске.

В 2009 году Ми-26Т транспортировал 27-метровый катамаран Alinghi 5, а затем пассажирский самолет Ту-134. Таких операций не выполнял ни один вертолет за всю историю вертолетостроения.

Вертолеты Миля: все модели

Ми-28Н В настоящее время иностранным заказчикам поставляются Ми-28НЭ. Машины этого типа состоят на вооружении Ирака и Кении, строятся по заказам Египта и Кении.

 Ми-28Н «Ночной охотник» — модификация ударного вертолета Ми-28 для круглосуточного боевого применения. Опытный образец совершил первый полет 14 ноября 1996 года. Серийное производство вертолета ведется с 2006 года.

Выпущено около 100 экземпляров. Он был принят на вооружение ВКС России в 2009 году.

С установкой новой РЛС вертолет стал всепогодным, способный «видеть» днем и ночью, за что Ми-28Н прозвали «Ночной охотник». Предназначен для поиска и уничтожения танков, бронированной и небронированной техники, а также пехоты противника на поле боя и малоскоростных воздушных целей.

Экипаж – 2 человека, возможно размещение 2 пассажиров. Максимальная скорость – 324 км/ч, практическая дальность – 500 км, практический потолок – 5,7 тыс. метров. Оснащен пушкой калибра 30 мм, управляемыми и неуправляемыми ракетами, а также авиабомбами.

Вертолеты Миля: все модели

16 февраля в Сингапуре открылся один из крупнейших авиасалонов в Азиатском регионе Singapore Air Show 2016. Особый интерес вызвали российские вертолеты. Уже подписаны контракты на поставку Китаю в 2016-2017 гг.

семи вертолетов Ка-32A11ВС и двух Ми-171Е.

 Как рассказал источник в российском оборонно-промышленном комплексе, в период с 1991 по 2014 год на экспорт было поставлено более 1800 российских вертолетов военного назначения.

Согласно докладу аналитического центра Flight International, по состоянию на конец 2015 года в мире насчитывается 2555 вертолетов семейства Ми-8/17. Они составляют 13% от мирового парка вертолетной техники.

 Отечественные винтокрылые машины по популярности незначительно уступают только вертолетам S-70/SH-60/UH-60 производства американской компании Sikorsky Aircraft, которых в мире насчитывается 3 582 единицы (18%).

По данным Центра анализа мировой торговли оружием, российские ударные вертолеты пользуются стабильным спросом на внешних рынках: в 2010-2013 гг. на экспорт было поставлено 65 машин на сумму около $1799 млрд.

На период 2014-2017 гг. ожидаемый объем поставок может составить 92 новых вертолета на сумму $4078 млрд. Среди них ударные вертолеты Ми-28Н, многоцелевые транспортно-боевые Ми-35М, тяжелые транспортные Ми-26.

 Также по данным «Рособоронэкспорта», в странах ближнего зарубежья продолжает эксплуатироваться значительное количество вертолетов типа Ми-8, Ми-24 и Ми-26. Популярность именно этих машин обусловлена относительно невысокой стоимостью и наличием обученного летного и технического состава.

 Все вертолеты семейства «Ми» разработаны в Московском вертолетном заводе им. М.Л. Миля.

tass.ru

Источник: https://xn--80aaxridipd.xn--p1ai/samye-izvestnye-vertolety-zavoda-imeni-milya-harakteristiki-obemy-proizvodstva-eksportnye-postavki/

Школа Миля: эволюция вертолетов

Вертолеты Миля: все модели

«Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля» (МВЗ им. Миля) – знаменитое конструкторское бюро и разработчик многих известных в мире вертолетов, в том числе Ми-8, Ми-24 и Ми-26.

В 1947 году выдающийся конструктор Михаил Леонтьевич Миль возглавил опытное конструкторское бюро, ставшее впоследствии одной из лучших в мире школ вертолётостроения. Сегодня традиции этой школы в составе холдинга «Вертолёты России» успешно продолжает и развивает МВЗ им. М.Л. Миля.

Вертолёты марки «Ми», созданные конструкторами как под руководством самого Миля, так и его последователями, можно назвать уникальными. Это легендарные вертолёты типа Ми-8/17, которые стали примером самого массового серийного вертолёта за всю историю мировой авиации (за полвека изготовлено свыше 12 тыс. единиц).

Вертолеты Миля: все модели

Это современный боевой Ми-35М – единственный в своем роде военно-транспортный вертолёт, а также самый грузоподъёмный в мире вертолёт Ми-26(Т) (грузоподъемность – 20 т), новейший ударный вертолёт Ми-28Н «Ночной охотник», обладающий уникальными маневренными возможностями и способный выполнять боевые задачи в сложных метеоусловиях и в любое время суток.

История МВЗ им. М.Л. Миля богата примерами смелых конструктивных решений, которые находили применение и служили основой для будущих уникальных разработок.

Во многом знакомый облик современного вертолёта сформировался благодаря работе специалистов именно этого КБ.

Оригинальные конструкторские находки нередко служили поводом для разработки других вертолётных технологий, которые сегодня реализуются как в России, так и в других странах, обладающих собственными мощностями для разработки и производства вертолётов.

Вертолеты Миля: все модели

Сейчас конструкторское бюро имени М.Л. Миля – это один из важнейших интеллектуальных активов российского вертолётостроительного холдинга «Вертолёты России». МВЗ им. М.Л.

Миля стал основой инновационного вертолётного кластера, который создается в Национальном центре вертолётостроения (НЦВ) холдинга «Вертолёты России», расположенном в пос. Томилино Люберецкого района Московской области.

В НЦВ сконцентрированы научные, конструкторские и инженерные ресурсы КБ Миля; здесь также будут расположены активы КБ Камова, специалисты которого завершают перемещение в новое современное здание.

Создание НЦВ на основе двух именитых российских КБ – это строительство современной интеллектуальной инфраструктуры в вертолётостроении как часть процесса, направленного на инновационное развитие российской экономики.

Наличие единого центра компетенций позволит отрасли сосредоточить интеллектуальные ресурсы, направив их на создание новых прорывных технологий и разработку вертолётов, востребованных как государственными заказчиками, так и мировым коммерческим рынком.

Вертолеты Миля: все модели

Среди приоритетных направлений деятельности МВЗ им. М.Л. Миля сегодня – работы над проектами вертолётов Ми-38, Ми-171А2, «ПСВ» и др. В частности «ПСВ» в среднем классе – проект RACHEL, представленный мировому коммерческому рынку в 2012 году на международном авиасалоне Farnborough – относится к прорывным инновациям, он может оказать системное влияние на будущее мирового вертолётостроения.

Большое внимание также уделяется изучению и использованию композиционных материалов, которые сегодня активно внедряются на всех моделях, как перспективных, так и уже выпускающихся.

Российские инженеры вместе с ведущими мировыми специалистами участвуют в международных проектах по изучению перспективных материалов, в том числе по изучению композитов в рамках CFK Valle Stade в Германии.

Планируется, что российские вертолёты получат новые качества: они должны стать быстрее и мощнее, увеличив грузоподъемность и снизив стоимость эксплуатации.

Вертолеты Миля: все модели

Ми-1

Легкий многоцелевой вертолет. Первый полет – 20 сентября 1948 года. Первый серийный отечественный вертолет.

Ми-2

Легкий многоцелевой вертолет. Первый полет – 22 сентября 1961 года. На протяжении многих лет являлся основным учебно-тренировочным и спортивным вертолетом в СССР.

Ми-4

Транспортный и многоцелевой вертолет. Первый полет — 30 апреля 1952 года. Положил начало серийной отечественной вертолетной авиации.

Ми-6

Тяжелый транспортный вертолет. Первый полет – 5 июня 1957 года. Созданием Ми-6 заложены основы советского, а затем и российского приоритета в области мирового тяжелого вертолетостроения.

Ми-8

Средний многоцелевой вертолет. Первый полет – 24 июня 1961 года. Самый массовый серийно производимый вертолет в мире. Выпущено свыше 12 тысяч машин.

Ми-14

Вертолет-амфибия. Первый полет – 1 августа 1961 года. Самый большой в мире вертолет-амфибия. Способен осуществлять взлет/посадку и базирование на водной поверхности.

Ми-10К

«Летающий кран». Первый полет – 14 января 1965 года. Высокотехнологичное средство для ведения монтажно-строительных и погрузочно-разгрузочных работ.

В-12

Сверхтяжелый транспортный вертолет. Первый вылет – 27 июня 1967 года. Самый тяжелый вертолет в мире.

Ми-24

Транспортно-боевой вертолет. Первый полет – 19 сентября 1969 года. Самый «воюющий» вертолет в мире. Стоит на вооружении более чем в 50 государствах мира.

Ми-26

Тяжелый транспортно-десантный вертолет. Первый полет – 14 декабря 1977 года. Ми-26 является самым грузоподъемным вертолетом в мире.

Ми-28Н «Ночной охотник»

Круглосуточный ударный боевой вертолет. Первый полет – 14 ноября 1996 года. Выбран в качестве основного ударного боевого вертолета Минобороны РФ.

Ми-34С

Учебно-тренировочный и многоцелевой вертолет. Первый полет – 17 ноября 1986 года. Единственный в мире легкий вертолет, выполняющий все фигуры вертолетного высшего пилотажа.

Ми-38

Новый многоцелевой вертолет повышенной грузоподъемности. Первый полет — 22 декабря 2003 года.

«Московский вертолётный завод им. М.Л. Миля» — дочерняя компания ОАО «Вертолёты России». Основными направлениями деятельности завода являются: опытно-конструкторская и научно-исследовательская работа, проектирование, постройка и испытание опытных образцов вертолётной техники.

С момента основания на заводе создано 12 базовых моделей вертолётов, в том числе Ми-8/17, Ми-35М, Ми-26, Ми-28, Ми-38, а также их многочисленные модификации.

Сегодня вертолёты марки «Ми» эксплуатируются в 110 странах мира и составляют основу вертолётной авиации России, СНГ и ряда стран Азии, Латинской Америки, Африки и Ближнего Востока.

ОАО «Вертолёты России»– дочерняя компания ОАО «ОПК «Оборонпром» (входит в «Ростехнологии»), один из мировых лидеров вертолётостроительной отрасли, единственный разработчик и производитель вертолётов в России. Холдинг образован в 2007 году.

Головной офис расположен в Москве.

В состав холдинга входят пять вертолётных заводов, два конструкторских бюро, а также предприятия по производству и обслуживанию комплектующих изделий и сервисная компания, обеспечивающая послепродажное сопровождение в России и за ее пределами

Источник: https://rostec.ru/news/2499/

Ссылка на основную публикацию