Вертолет ми-6: фото, технические характеристики

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

Разработка тяжелого десантно-транспортного вертолета Ми-6, начавшаяся в 1953 году, определила на долгие годы лидерство отечественного вертолетостроения в развитии тяжелых вертолетов. Вертолет Ми-6 по своим летно-техническим характеристикам, установленными объединенными тактико-техническими военными и гражданскими требованиями в 1954 году, значительно превосходил все зарубежные вертолеты, являясь качественным скачком в развитии мирового вертолетостроения.

Вертолет Ми-6 — видео

Использованная для вертолета Ми-6 компоновочная схема с двумя ГТД и фюзеляжем с большой грузовой кабиной и задним грузовым люком стала классической, повторяясь во многих отечественных и зарубежных вертолетах, а разработанные уникальные несущий винт диаметром 35м, обеспечивающий взлет вертолета с максимальной взлетной массой 48т, и главный редуктор, передающий от двух ГТД мощность 8090кВт, явились выдающимися достижениями науки и техники. Для обеспечения больших скоростей полета на вертолете Ми-6 была использована комбинированная несущая система с крылом, разгружающим несущий винт.

Первый из пяти опытных вертолетов совершил первый полет 5 июня 1957 года, а 30 октября этого же года на опытном вертолете Ми-6 был установлен международный рекорд подъема максимального груза 12004кг на высоту 2432м, свидетельствующий об огромных потенциальных возможностях вертолета и положивший начало выдающимся абсолютным международным рекордам, установленным на Ми-6.

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

В процессе совместных испытаний ВВС и Государственного комитета по авиацинной технике, проводившихся в 1959-1963 годах, было установлено 16 международных рекордов, среди которых абсолютные рекорды: подъема груза 5000кг на высоту 5584м и максимального груза 20117кг на высоту более 2000м; скорости 300.

377км/ч по замкнутому маршруту 1000км с грузом 5000кг; скорости 315.657км/ч по замкнутому маршруту 500км; скорости 320км/ч на базе 15-25км и, наконец, скорости 340.15км/ч по замкнутому маршруту 100км, установленный 26 августа 1964 года и остающийся непревзойденным до настоящего времени.

Эти рекорды сделали вертолет Ми-6 не только самым грузоподъемным, но и самым скоростным вертолетом в мире. В 1961 году за абсолютный рекорд скорости 320км/ч, установленный на вертолете Ми-6, американским вертолетным обществом конструкторскому бюро М.Л. Миля был присужден Международный приз имени И.И.

Сикорского «как признание выдающегося достижения в развитии вертолетостроительного искусства».

В конце 1959г. началось серийное производство вертолетов Ми-6 на Ростовском вертолетном заводе, продолжавшееся по 1981г., а также на заводе им.

Хруничева в Москве; всего было построено 860 вертолетов в военных и гражданских вариантах, поставленных советским вооруженным силам и гражданской авиации, а также за рубеж: во Вьетнам, Египет, Индию, Индонезию, Ирак, Китай, Перу, Польшу, Сирию и Эфиопию. Разработан вариант Ми-22 — воздушный пункт наблюдения с большой антенной на хвостовой балке.

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

Конструкция

Вертолет выполнен по одновинтовой схеме с крылом, двумя ГТД и трехопорным шасси.

Фюзеляж

Цельнометаллический, каркасной конструкции. В носовой части размещаются кабины экипажа, передняя для штурмана, средняя для двух летчиков и задняя для радиста и борттехника. В центральной части фюзеляжа размещается грузовая кабина размерами 12 х 2.65 х 2.5м и объемом около 80м3, грузовым люком размерами — 2.65 х 2.

7м с открывающимися в стороны створками и грузовым трапом, рассчитанная на перевозку грузов массой до 12т, или до 65 пассажиров на откидных сиденьях (в экстремальных ситуациях в кабине перевозилось до 150 пассажиров), или 41 раненый на носилках с двумя санитарами на откидных сиденьях; на правом борту кабины расположены дверь и девять окон, на левом — две двери и семь окон.

В полу грузовой кабины имеется грузовой люк, закрывающийся створками.

Хвостовая балка

Полумонококовой конструкции, отделяемая, крепится к фюзеляжу болтами, заканчивается концевой балкой. На хвостовой балке установлен управляемый стабилизатор, а на концевой балке — фиксированный руль направления.

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

Крыло

Разрезное, имеет центропланную балку и консоли с лонжероном кессонного типа, носовой и хвостовой частями и законцовкой. Крыло рассчитано на максимальную нагрузку, равную 25% полетной массы, имеет профиль ЦАГИ П35 с относительной толщиной у корня 15% и на конце 12%. Левая консоль имеет угол заклинения14°15', а правая — 15°45'.

Шасси

Трехопорное, неубирающееся, с жидкостно-газовыми амортизаторами; передняя опора с двумя самоориентирующимися колесами размерами 720 х 310мм; главные опоры форменного типа имеют по одному тормозному колесу размерами 1320 х 480мм и давлением 7 кг/см2; на хвостовой балке имеется хвостовая опора; шасси позволяет производить взлет и посадку вертикально и по самолетному типу.

Несущий винт

Пятилопастный, с шарнирным креплением лопастей и гидравлическими демпферами наклонен вперед на 5°. Лопасти цельнометаллической конструкции, прямоугольной формы в плане, с профилями NACA 230М и ЦАГИ с относительной толщиной 17.5% у конца и 11% на конце и углом закрутки— 6°. Хорда лопасти 1м.

Лопасти имеют стальной лонжерон из цельной холоднокатаной трубы из стали 40ХНМА длиной 15.61м с различной толщиной стенки и формой поперечного сечения. К лонжерону присоединяется 20 секций, состоящих из носовой части с противовесом и противообледенительным пакетом и хвостовой части с сотовым заполнителем, и концевой обтекатель.

Лопасти имеют электрическую противообледенительную систему, окружная скорость концов лопастей 220м/с.

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

Рулевой винт

Четырехлопастный, толкающий/ диаметром 6.3м с лопастями трапециевидной формы в плане, с профилем NACA 230 и переменной относительной толщиной. Лопасти деревянные, с лонжероном из дельтадревесины и стальным наконечником, имеют оковку носка и противообледенительную систему.

Силовая установка

Состоит из двух турбовальных ГТД-25В Пермского НПО «Авиадвигатель» со свободной турбиной, установленных рядом сверху фюзеляжа в обтекателе, двигатель имеет девятиступенчатый компрессор и двухступенчатую турбину. Длина двигателя 2.74м, ширина 1.09м, высота 1.16м, сухая масса со всеми агрегатами 1344 кг, взлетная мощность двигателя 4045 кВт.

Топливная система

Выполнена по двухпроводной схеме, топливо содержится в 11 мягких баках общей емкостью 3250л, для увеличения дальности полета предусмотрена установка двух подвесных баков по 2250л и дополнительных баков емкостью 4500л в грузовой кабине.

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

Трансмиссия

Состоит из главного, промежуточного и хвостового редукторов, тормоза несущего винта и привода вентилятора. Главный редуктор Р-7 четырехступенчатый и обеспечивает также привод вентилятора для охлаждения маслорадиаторов, редуктора и двигателей.

Система управления

Дублированная, с жесткой и тросовой проводкой и гидроусилителями. На вертолете установлен автопилот, обеспечивающий стабилизацию по курсу, крену, тангажу и высоте полета.

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

Оборудование

Две гидравлические системы давлением 12.8—15.3МПа обеспечивают привод гидроусилителей и агрегатов управления, вспомогательная система обеспечивает привод стеклоочистителей грузовых створок и трапов и т. д.

Воздушная система давлением 4.95МПа служит для торможения колес, управления заслонками перепуска воздуха и системы отопления. На вертолете установлены УКВ- и КВ-радиостанции, СПУ, радиовысотомер и радиокомпас.

Вооружение

На некоторых военных вертолетах в носовой части устанавливается пулемет А 12.7 калибром 12.7мм на ограниченно подвижной установке НУВ-1В с коллиматорным прицелом К-10Т.

Модификации

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

  • Ми-6А
  • Ми-6А — Новая базовая модификация вертолёта, созданная в 1971 году в результате многочисленных доработок
  • Ми-6АТЗ — Топливозаправщик на базе транспортного вертолёта Ми-6А
  • Ми-6ВКП — Воздушный командный пункт.
  • Ми-6М — Базовый противолодочный вертолёт, работы над которым велись в 1958 году.
  • Ми-6П — Пассажирская модификация вертолёта (Салон), созданная в 1965 году.

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

Ми-6ПЖ

Ми-6ПЖ — Пожарный вариант.

Ми-6ПП — Постановщик помех системам радиотехнической разведки и обнаружения типа АВАКС. Серийно не выпускались.

Ми-6ПРТБВ — Подвижная ракетно-техническая база вертолётного типа.

Ми-6ПС — Поисково-спасательный вертолёт.

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

  1. Погрузка пусковой установки 9П114 с тактической ракетой 9М21 «Луна-МВ» в кабину Ми-6РВК ракетно-вертолетного комплекса 9К53 
  2. Ми-6РВК — Ракетно-вертолётный комплекс.
  3. Ми-6ТЗ — Топливозаправщик для сухопутных войск и авиации.
  4. Ми-10 — «Воздушный кран», вариант для перевозки грузов на внешней подвеске.
  5. Ми-22 — (Ми-6АЯ) Воздушный командный пункт.

Тактико-технические характеристики Ми-6

— Главный конструктор: М. Л. Миль- Начало эксплуатации: 1963 год- Конец эксплуатации: 2004 год

  • — Единиц произведено: 926
  • Экипаж Ми-6
  • — 5 человек
  • Вместимость Ми-6
  • — 65 пассажиров
  • Габаритные размеры Ми-6
  • — Длина, м: 33,16- Высота, м: 9,16
  • — Ширина, м: 3,2
  • Двигатель Ми-6
  • — Тип двигателя: 2 ГТД ПНПП Авиадвигатель (Соловьев) Д-25В- Мощность, кВт: 2 х 4100
  • Грузоподъемность Ми-6
  • — Нагрузка в кабине, кг: 12 000- Нагрузка на подвеске, кг: 8000
  • Скорость Ми-6
  • — Максимальная скорость, км/ч: 250- Крейсерская скорость, км/ч: 200
  • Вес Ми-6
  • — Масса пустого: 26500 кг- нормальная взлетная масса: 39700 кг
  • — максимальная взлетная масса: 41700 кг
  • Статический потолок Ми-6
  • — 2250 м
  • Практический потолок Ми-6
  • — 4500 м
  • Дальность полета Ми-6
  • — с нагрузкой 8т: 620 км- перегоночная дальность: 1450 км

Фото Ми-6

Кабина Ми-6

Источник: http://oruzhie.info/vertoleti/296-mi-6

МИ-6: советский вертолёт, технические характеристики (ТТХ), грузоподъёмность, скорость, история создания

Советский вертолет Ми-6, созданный в конце 50-х годов, стал настоящей сенсацией. На тот момент машина стала крупнейшей винтокрылой конструкцией в мире и удерживала этот рекорд белее 10 лет. За свою способность перевозить груз под фюзеляжем машина получила в НАТО обозначение Hook (крюк).

Для конструкторов ОКБ Миля машина стала первой, оснащенной турбовинтовыми двигателями. Полученный при расчете узлов опыт пригодился при создании последующих проектов машин такого типа. Машины Ми-6 продержались в России в строю до 2002 года и лишь после аварии борта 21074 у мыса Эклипс были списаны.

История создания

К созданию машины большой грузоподъемности конструкторов ОКБ Миля подстегнул успешный проект вертолета Ми-4. Используя опыт создания и результаты испытаний, разработчики представили эскизный проект новой машины в конце 1952 года. Будущий вертолет Ми-6 имел огромную, для того времени, грузоподъемность – шесть тонн, поэтому и получил рабочее обозначение ВМ-6.

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

Для машины применили одновинтовую концепцию, несмотря на ряд зарубежных и отечественных разработок с двумя разнесенными винтами. Конструкторы прекрасно понимали те трудности, с которыми придется столкнуться при разработке несущего винта с диаметром более 30 м.

Поскольку в СССР не существовало подходящего поршневого двигателя, то параллельно шло создание вертолетной модификации турбовинтового двигателя, получившего индекс ТВ-2М. Именно тогда и родилась идея установки турбины и редуктора над грузовым отсеком.

В процессе разработки армия выдвинула требование увеличения грузоподъемности до 9-10 тонн, что вызвало необходимость установки второй турбины и дополнительного расширения грузового отсека.

Проект был готов к концу 1954 года и содержал в себе сразу несколько модификаций машины. Параллельно свой проект предоставило ОКБ Камова (Ка-22).

После получения одобрения заказчика началось строительство первого прототипа «изделия 50» (такой код получил вертолет Ми-6). В конструкции машины применили двигатели ТВ-2ВМ, развивавшие на взлете до 5500 л.с. каждый и вращавшие несущий винт через четырехступенчатый планетарный редуктор.

Читайте также:  Посадка ту-124 на неву

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

В воздух прототип Ми-6 поднялся летом 1957 года под управлением летчика Р.И. Капреляна. Уже в первые месяцы полетов вертолет поставил ряд мировых рекордов, заметно перекрыв достижения американских машин. Государственные испытания вертолет начал с установкой двигателей ТВ-2ВМ, но параллельно шла отработка машины с более эффективными и легкими Д-25В.

Весь комплекс испытаний был пройден только к концу 1962 года, но уже в 1959 году были построены несколько серийных машин.

Это было связано с острой потребностью вооруженных сил в подобной технике. Производство велось на заводе №168 в Ростове-на-Дону, который собирал машины до 1980 года. Завод изготовил 874 экземпляра, еще 50 машин собрали на раннем этапе производства в Москве (завод №23).

На базе вертолета существовал ряд модификаций, некоторые из которых указаны ниже:

  • Ми-6ПЖ, противопожарная версия без крыла, с цистерной на 12 т воды, с лафетной установкой в носу;
  • Ми-6ПСА, вариант для поиска экипажей космических аппаратов;
  • Ми-6ТЗ, предназначенный для доставки топлива;
  • Ми-6А, модернизированная машина, способная перевозить 90 десантников и до 9 тонн груза на внешней подвеске;
  • Ми-6М, противолодочный вертолет, вооруженный противолодочными торпедами или ракетами класса «Кондор».

Конструкция

Фюзеляж вертолета построен на основе металлического набора, состоящего из вертикальных шпангоутов и горизонтальных связей. Снаружи машина обшита листами дюралюминиевой обшивки с дифференцированной толщиной. Обшивка крепится к силовому каркасу потайной клепкой.

Конструктивно фюзеляж разделен на носовую и центральную секции, сзади установлена хвостовая балка. Носовая секция предназначена для размещения экипажа, бортового оборудования, стрелковой точки (на армейских машинах). Всего в состав экипажа Ми-6 входят 5 человек. Конструктивно носовая часть разделена переборками на три помещения.

В передней точке расположена кабина штурмана, за ним располагается помещение для летчиков. Сзади имеется третья кабина, в которой размещены места радиста и бортового техника. Переборки оборудованы лазами, позволяющими членам экипажа переходить из кабины в кабину.

Система управления основана на изменении силы и направления тяги винтов. Для управления применены ручка и педали, цепи передачи усилий оборудованы гидравлическими сервоприводами. Дополнительно установлен автопилот АП-31.

В центральной секции установлена силовая установка, размещены грузовой отсек и топливные баки.

Пол грузовой кабины приспособлен для установки тяжеловесной техники. Например, вертолет мог перевозить бронетранспортер БТР-152. Доступ в отсек выполняется через задние ворота, оборудованные гидравлическими приводами. На машине имеются трапы, используемые при погрузке и разгрузке самоходной техники.

Кабина имеет в бортах круглые иллюминаторы и дополнительные двери малого размера. Кабина Ми-6 имела вместимость на 61 десантника и допускала установку 41 носилок (при сохранении двух мест для сопровождающего персонала).

Над грузовыми дверями установлена хвостовая балка, которой крепится концевая балка. Хвостовая балка служит для установки узлов трансмиссии, концевая балка установлена под углом к хвостовой.

Внутри нее расположен редуктор привода рулевого винта. На задней части хвостовой балки установлен стабилизатор смешанной конструкции.

Передняя часть имеет дюралюминиевую обшивку, задняя часть – полотняную.

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

Для снижения нагрузки на несущий винт вертолет Ми-6 оборудован крыльями с дюралюминиевой обшивкой. В районе обдува поверхности потоком выхлопных газов установлен теплозащитный экран.

Крыло оборудовано механизмом регулировки угла атаки, который обеспечивает два фиксированных положения – для полета и для режима самовращения винта. Для привода крыла применена гидравлика.

Для компенсации индукции от несущего винта правая консоль устанавливается на несколько больший угол, чем левая.

Вертолет Ми-6 оборудован стационарными стойками шасси, допускающими вертикальную посадку и движение по-самолетному типу. Передняя стойка размещена по центру машины, включает в себя два спаренных колеса с пневматическими шинами 720*310 мм. Колеса не имеют тормозов, могут поворачиваться при рулении (самопроизвольно).

В районе крыльев смонтированы основные стойки пирамидальной конструкции, оборудованные шинами арочного типа с размером 1325*480 мм.

На стойках имеются пневматические тормозные механизмы. Дополнительно установлены амортизаторы и демпфер резонанса поверхности. На хвостовой балке имеется предохранительная опора, включающая в себя пяту с амортизатором.

На редукторе привода несущего винта смонтированы насосы гидравлической системы вертолета Ми-6. Благодаря такой схеме обеспечивается работа гидравлики в случае остановки двигателей в полете (за счет самовращения винта). Гидравлика имеет дублированную главную магистраль и дополнительную вспомогательную. Запас рабочей жидкости составляет 120 л, находится в баке, разделенном на секции.

На вертолете Ми-6 имеется пневматическая система, подключенная к баллонам высокого давления, размещенным на главных стойках шасси. Подкачка осуществляется поршневым компрессором, смонтированным на одном из двигателей.

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

Силовая установка вертолета Ми-6 состоит из двигателей Д-25В (или ТВ-2ВМ на ранних версиях), установленных под небольшим углом к оси фюзеляжа над грузовой кабиной.

Для соединения двигателя и редуктора применена двухступенчатая турбина свободного вращения. Благодаря этому удалось исключить из конструкции механические разобщительные муфты.

Главный редуктор оборудован точками присоединения гидравлических помп и генераторов антиобледенительной системы.

Также от редуктора выполняется привод вентилятора, подающего поток воздуха для охлаждения радиаторов, генераторов, компрессора, выхлопных труб и для вентиляции грузового отсека. Интенсивность работы вентилятора регулируется путем изменения положения лопаток.

Запас топлива на Ми-6 расположен в 11 мягких баках, соединенных между собой магистралями.

Баки разделены на 5 групп, оборудованных перекачивающими насосами. На внешней стороне фюзеляжа имеются точки установки подвесных баков (крепятся к раскосам основных стоек шасси). Объем внутренних баков вертолета составляет 8150 литров. Внешние баки рассчитаны на 2250 литров каждый. Баки оснащены системой наддува нейтральным газом (углекислота). Запас газа располагается в баллонах.

Несущий винт вертолета Ми-6 состоит из пяти лопастей, шарнирно закрепленных на втулке. В сочленении имеются гидравлические демпферы, снижающие амплитуду колебаний. Лопасти имеют полностью металлическую конструкцию, построены на лонжероне трубчатого сечения. Для защиты от образования наледи на лопастях имеются электрически нагреваемые элементы.

Рулевой винт вертолета Ми-6 толкающего типа, оборудован четырьмя деревянными лопастями с дополнительной металлической оковкой. Лопасти оборудованы механизмом регулировки шага, позволяющим выполнять реверс тяги. Регулировка шага ведется педалью из кабины пилотов. Лопасти оборудованы электрическим обогревом, но строились машины и с жидкостной антиобледенительной системой.

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

Бортовое вооружение устанавливалось на части армейских вертолетов – в носовой части на ограниченно подвижной механической турели НУВ-1М.

Точка установки расположена в нише, закрываемой створками с гидроприводом. В турели размещен 12,7 мм пулемет Афанасьева А-12,7 с боекомплектом 200 патронов, расположенных в ленте.

Огонь из установки ведет штурман, прицеливание выполняется через коллиматорный прицел К10-Т.

Ближайшим конкурентом Ми-6 по техническим характеристикам являлся советский вертолет Ка-22, участвовавший в конкурсе.

Зарубежные машины и близко не стоят к машине Миля. Как писали обозреватели «советский вертолет может поднять любую американскую машину вместе с грузом».

Параметр Ми-6 Ка-22
Длина фюзеляжа, мм 33160 26750
Высота, мм 9160 10370
Диаметр основного винта, мм 35000 22500
Длина грузового отсека, мм 12000 17800
Ширина грузового отсека, мм 2500 2800
Высота грузового отсека, мм 2650 2400
Максимальная скорость, км/ч 340 370
Вес груза в кабине, кг 12000 8000
Вес груза на подвесе, кг 8000 не предусмотрено
Дальность полета, км 1450 720
Потолок, м 2250 5500

На Ка-22 применили две разнесенные турбины и два винта. Несмотря на более емкий грузовой отсек и большую скорость полета, вертолет забраковали. Причиной стали сложности в управлении, приведшие к двум катастрофам (из четырех построенных прототипов).

Эксплуатанты и применение

Машины поступали на вооружение Советской Армии, а также ряда стран Африки, Ближнего Востока и Южной Америки. Крупнейшими заграничными эксплуатантами стал Египет (19 машин) и Перу (16 вертолетов).

Гражданские машины использовались в СССР, и лишь несколько экземпляров получила Польша.

На сегодняшний день некоторое количество вертолетов в пригодном для эксплуатации состоянии имеется в Белоруссии, Узбекистане и Лаосе.

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

Вертолеты Ми-6 ограниченно применялись во время боевых действий. Впервые машины вступили в бой в ходе Шестидневной войны, в результате ВВС Египта потеряли 10 вертолетов, которые были сожжены израильскими военными на земле. Вторым театром военных действий стал Афганистан. За годы войны 40-я армия потеряла 28 машин.

В это число не вошли сбитые машины пограничных войск, официальные данные по потерям отсутствуют. Некоторое число военных машин принимало участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Эти машины долго стояли на площадке под Россохой, пока не были разграблены и переплавлены.

Вертолет Ми-6 известен как обладатель многочисленных мировых рекордов, таких как подъемы грузов на высоту, разгон до определенной скорости и т.д.

Один из рекордов – скорости полета на замкнутом маршруте в 100 км не побит до сих пор. Серийный Ми-6 показал среднюю скрость 360 км/час.

Трудно недооценить значение вертолета Ми-6 для развития авиационной промышленности СССР. Наработки по расчету и конструированию узлов трансмиссии, фюзеляжа и несущего винта позволили разработать машину Ми-10, которая отличалась еще большей грузоподъемностью.

Дальнейшим потомком стал Ми-26, способный перевозить моногрузы весом до 20 т на внутренней или внешней подвеске. Остается только сожалеть об утраченном потенциале советской вертолетной промышленности – ведь в 70-е годы ежегодный выпуск одного только Ми-6 на заводе в Ростове на-Дону достигал 74 штук, а в 2012 годупредприятие с трудом выпустило 48 машин разных моделей.

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/vertolety/mi-6/

Транспортный вертолет Ми-6

Десантно-транспортный вертолет Ми-6 стал вехой в истории вертолетостроения всего мира. Только представьте себе машину весом 40 тонн, почти половину из которых занимает полезный груз, отрывающуюся от земли —  и это в то время когда ближайший зарубежный аналог вместе с грузом весивший каких-то 15 тонн, едва поднимался от плит площадки!

Аллея славы вертолета Ми-6

Да, Ми-6 безусловно машина легендарная, на десятилетия вперед обозначившая лидерство наших тяжелых вертолетов. Разработка Ми-6 началась ещё в 1953 году и только в 1957 году первый вертолет наконец приступил к испытаниям.

Ми-6 был создан по схеме, которая затем станет классической — фюзеляж типа полумонокок с просторной грузовой кабиной и распашными дверями в задней части.

2 его газотурбинных двигателя (впервые установленные на вертолете) в силовой установке и уникальный несущий винт, разработанный специально для МИ-6, диаметром 35 м, обеспечивали полную взлетную массу в 48 т, и были, бесспорно, настоящим технологическим чудом. И это даже без того, что Ми-6 мог вполне успешно летать и на одном двигателе!

Читайте также:  Самолет ту-154: фото, характеристики

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

Чертеж транспортного вертолета Ми-6

Разумеется путь Ми-6 это настоящая аллея славы — на этом вертолете установлено столько рекордов, что некоторые из них не побиты до сих пор, включая подъем груза в 5 тонн на высоту 5584 м, а также груза в 20117 кг на высоту более 2 км. А ведь это было в далеком 1964 году!

Тремя годами ранее, в 1961 году, ОКБ М.Л.Миля было награждено Международным призом имени И.И. Сикорского за признание выдающегося достижения в развитии вертолетостроительного искусства — Ми-6 первым преодолел «запретный рубеж» скорости в 300 км/ч, до этого считавшегося предельным для вертолетов.

Эксплуатация вертолета Ми-6

В конце 1959 года началось серийное производство вертолетов Ми-6 на Ростовском вертолетном заводе (позднее и на заводе им. Хруничева в Москве), продолжавшееся до 1981 года. За 20 лет было произведено 860 тяжелых вертолетов Ми-6 в нескольких модификациях.

Машина активно использовалась во всех сферах народного хозяйства — от тушения пожаров до армейской авиации, принимала участие в ликвидации последствий взрыва на ЧАЭС в 1986 году и широко экспортировалась за рубеж.

В числе основных покупателей Ми-6: Китай, Вьетнам, Египет, Индия, Индонезия, Ирак, страны Варшавского договора и другие.

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

Транспортный вертолет Ми-6

В России, вертолет Ми-6 запрещен к эксплуатации с 2002 года, формально — из-за катастрофы одной из машин, однако по факту, потому что с задачами, с которыми прежде справлялся только Ми-6, теперь успешно решает его потомок — тяжелый вертолет Ми-26.

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики
Страна: СССР
Тип: Транспортный вертолет
Год выпуска: 1957 г.
Экипаж: 5 человек + до 65 пассажиров
Двигатель: 2x ГТД Д-25В по 5500 л.с.
Максимальная скорость: 300 км/ч
Практический потолок: 1000 м (статический), 4500 м (динамический)
Дальность полета: 1450 км (перегоночная), 620 км (с грузом 8 тонн).
Масса пустого: 27,24 т
Максимальная взлетная масса: 42,5 т (до 12 т груза)
Размах крыльев: диаметр несущего винта: 35 м
Длина: 33,16 м
Высота: 9,16 м
Площадь крыла:
Вооружение: Нет

Модификации вертолета Ми-6

  • Ми-6ТП — транспортно-пассажирский вариант вертолета рассчитанный на 65 человек (откидные сидения).
  • Ми-6П — пассажирский вариант на 80 человек.
  • Ми-6ПЖ (Ми-6ПП) — пожарный вариант вертолета.
  • Ми-6С —  санитарный вертолет для перевозки 41 больного на носилках в сопровождении двух медработников.
  • Ми-10 — «воздушный кран», вариант для перевозки грузов на внешней подвеске
  • Ми-22 (Ми-6Я) — воздушный пункт наблюдения с большой антенной на хвостовой балке.

Вертолет Ми-6: фото, технические характеристики

«Летающий Кран» Ми-10, одна из модификаций легендарного Ми-6

Источник: компиляция по открытым источникам сети интернет

Источник: http://armedman.ru/samoletyi/1946-1960-samoletyi/transportnyiy-vertolet-mi-6.html

Ми-6 тяжелый боевой вертолет, технические характеристики ТТХ, описание, грузоподъемность и скорость, катастрофы и история создания

29.04.2019

Ми-6 – это советский тяжелый многоцелевой вертолет, созданный в ОКБ Миля в конце 50-х годов. Эту машину во многом можно назвать знаковой и для конструкторского бюро Миля, и для советского вертолетостроения в целом.

Компоновочная схема Ми-6 стала классической и позже была использована на других вертолетах ОКБ Миля. Именно эта винтокрылая машина определила превосходство Советского Союза в области создания тяжелых вертолетов на многие годы вперед.

Иностранные СМИ в то время писали, что советский гигант может легко поднять любой западный вертолет с полной нагрузкой.

Вертолет Ми-6 по своим техническим характеристикам (прежде всего по грузоподъемности) на момент своего создания значительно превосходил все существующие зарубежные аналоги и даже перспективные машины.

Разработка подобной машины была действительно очень амбициозной задачей: когда ОКБ Миля начала работы по созданию Ми-6 со взлетной массой более сорока тонн, самые тяжелые зарубежные машины имели массу не более пятнадцати тонн.

Первый полет Ми-6 состоялся 18 июня 1957 года, а в 1959 году началось его серийное производство на вертолетном заводе в Ростове. Оно продолжалось вплоть до 1980 года. Ми-6 эксплуатировался до 2004 года. Всего было изготовлено более 930 единиц этой машины.

Вертолет неоднократно совершенствовался, существует более десяти модификаций этой машины. На Ми-6 было установлено более десяти мировых рекордов, некоторые из них оставались непревзойденными до середины 80-х годов.

В СССР Ми-6 активно эксплуатировался как в вооруженных силах, так и в гражданской авиации. Кроме того, этот вертолет поставлялся на экспорт в Египет, Алжир, Ирак, Сирию, Перу, Польшу, Вьетнам и Индонезию.

История создания

Успешная разработка и запуск в серийное производство транспортного вертолета Ми-4 позволило главному конструктору Милю и его подчиненным поверить в свои силы и приступить к реализации еще более амбициозных проектов. Проанализировав тенденции развития сухопутных войск того времени, специалисты КБ сделали вывод, что следующим этапом в развитии вертолетостроения должна стать машина с грузоподъемностью не менее шести тонн.

Конструкторы отдавали отчет в сложности стоящей перед ними задачи: в те годы и в СССР, и за рубежом предпринимались попытки создать вертолет со взлетной массой более 14 тонн, но все они не увенчались успехом.

Работы над новой машиной начались в 1952 году, однако официально разработка стартовала только 11 июля 1954 года, после того как вышло соответствующее постановление правительства. В нем конструкторам предписывалось создать вертолет со следующими техническими характеристиками: скорость – 300-350 км/ч, потолок – 6 тыс. метров, грузоподъемность – 6 тонн (8 тонн при перегрузе).

Государственные испытания нового вертолета должны были начаться в 1957 году.

Изначально много вопросов было относительно схемы компоновки будущей машины. Большинство специалистов того времени не верили в то, что тяжелый вертолет можно построить по классической схеме с одним несущим винтом. Однако Миль предпочел именно ее для своего нового вертолета. Для этого машину необходимо было оснастить несущим винтом с невиданным ранее диаметром – более тридцати метров.

В этот период в США связывали повышение грузоподъемности вертолетов с дальнейшим совершенствованием поршневых двигателей, однако советские инженеры пришли к выводу, что для новой машины более целесообразно использовать газотурбинные двигатели. На вертолет планировали установить двигатель ТВ-2Ф, его доработкой занимался П. А. Соловьев.

Эскизный проект вертолета был утвержден в июне 1955 года. После этого началась постройка опытной машины. Она получила обозначение Ми-6. 18 июня 1957 года новый тяжелый вертолет впервые поднялся в воздух. 30 октября 1957 года Ми-6 поднял груз 12 тонн на высоту 2432 метров. Это достижение стало мировой сенсацией и в два раза превзошло достижение американского грузового вертолета S-56.

В 1959 году серийный выпуск нового вертолета был налажен на Ростовском заводе №168, где он и продолжался до 1980 года.

Нельзя сказать, что разработка новой машины происходила быстро и гладко. Ми-6 действительно был уникальным вертолетом, не имевшим аналогов ранее. Поэтому недоработок и дефектов у машины хватало.

После проведения первого этапа испытаний стало понятно, что вертолет не дотягивает до характеристик, заданных заказчиком.

Не хватало скорости, высоты и дальности полета, правда, грузоподъемность Ми-6 оказалась выше всяких похвал.

Больше всего проблем было с лопастями несущего и рулевого винта. Разработчики предложили принципиально новую конструкцию лопастей несущего винта: к металлическому лонжерону крепились секции, которые не были связаны друг с другом. Это позволило значительно снизить нагрузки при общем изгибе лопасти.

Разработка нового рулевого винта, который был изготовлен из дельта-древесины, позволила увеличить скорость вертолета до 270 км/ч.

Довольно много времени и сил ушло на доработку турбовального двигателя Д-25В.

Государственные испытания Ми-6 были завершены только в 1962 году, в то время как эти вертолеты уже давно использовались в строевых частях. И надо сказать, что эксплуатация сопровождалась значительными трудностями. На тот момент машина была еще очень «сырая». Не обходилось без аварий и катастроф.

В 1960 году для Ми-6 были разработаны новые лопасти несущего винта с сотовым наполнителем. Советская промышленность очень тяжело осваивала эту новую для нее технологию. Новые лопасти позволили существенно повысить скорость, дальность полета и потолок машины. Также был существенно повышен их ресурс (до 500 часов).

В 1964 году начались первые экспортные поставки Ми-6.

В СССР этот вертолет широко использовался в различных отраслях народного хозяйства: в качестве грузовой и пассажирской машины, санитарного вертолета, при проведении поисково-спасательных операций и тушении пожаров. В конце 50-х годов на вооружение советской армии был принят мобильный ракетный комплекс «Луна», Ми-6 применялся для его переброски.

Со временем для военных были разработаны многочисленные модификации Ми-6: противолодочный вертолет, воздушный командный пункт, заправщик и вертолет-постановщик радиоэлектронных помех.

В 60-е годы ни одно крупное учение советских вооруженных сил не обходилось без использования Ми-6.

Этот вертолет не был предназначен для выполнения ударных задач, однако был создан опытный вариант машины с реактивными снарядами на внешних подвесках. Ми-6 принимал участие в нескольких конфликтах, но его основной функцией оставалась транспортная.

Ми-6 участвовали во Вьетнамской войне, применялись на Ближнем Востоке, советские войска использовали этот вертолет в Афганистане. Последним конфликтом, в котором пришлось поучаствовать Ми-6 стала чеченская кампания.

Эти вертолеты подвозили на передний край боеприпасы и топливо, эвакуировали раненых и погибших бойцов.

Аварии и катастрофы, которые случались с Ми-6, в подавляющем большинстве связаны с человеческим фактором – «шестерка» оказалась довольно надежной машиной.

В 1996 году в Ленинградской области произошла катастрофа вертолета, после которой полеты Ми-6 были надолго приостановлены. Окончательно полеты этой машины были запрещены только в 2002 году, и то данный приказ не касался использования Ми-6 на Северном Кавказе.

Официальным концом эксплуатации вертолета в России считается 2004 год, хотя в других странах использование вертолета продолжается.

Описание

Вертолет Ми-6 выполнен по классической схеме с крылом, одним несущим и одним рулевым винтом, двумя газотурбинными двигателями и трехопорным шасси.

Ми-6 имеет цельнометаллический фюзеляж с кабинами пилотов, размещенными в носовой части. Передняя кабина предназначена для штурмана, средняя – для двух пилотов, а задняя – для радиста и бортинженера.

Основную часть фюзеляжа занимает грузовая кабина, которая имеет объем 80 кубических метров. В ее задней части находится грузовой люк с трапом и открывающимися в стороны створками.

Вертолет может перевозить грузы массой до 12 тонн или 65 пассажиров, которые размещаются на откидных сидениях. В экстренных случаях машина может взять на борт 150 человек.

Грузовой отсек имеет усиленный пол со швартовочными узлами, что позволяет вертолету перевозить тяжелую технику.

Читайте также:  Самые опасные аэропорты мира: топ-10

Хвостовая балка имеет полумонококовую конструкцию со стабилизатором и заканчивается концевой балкой.

Ми-6 имеет крыло, которое состоит из центроплана и консолей кессонного типа.

Шасси вертолета — трехопорное неубирающееся с передним самоориентирующимся колесом. Есть опора на хвостовой балке. Ми-6 может взлетать и садиться как вертикально, так и по-самолетному.

Ми-6 оснащен пятилопастным несущим винтом, который наклонен вперед 5°. Крепление лопастей шарнирное, есть гидравлические демпферы. Лопасти оснащены противообледенительной системой. Рулевой винт имеет четыре лопасти, выполненные из дельта-древесины.

Силовая установка Ми-6 – это два турбовальных ГТД-25В со свободной двухступенчатой турбиной. Двигатели установлены сверху фюзеляжа в специальном обтекателе.

Топливо размещается в 11 мягких баках с общим объемом 3250л. Возможна установка подвесных дополнительных баков и баков в грузовой кабине.

Вертолет оснащен двумя гидросистемами: основной и дополнительной. Вспомогательная система управляет стеклоочистителями, открывает створки грузового отсека, опускает и поднимает трап.

На военных модификациях Ми-6 в носовой части устанавливался 12,7-мм пулемет.

Характеристики

Модификация Ми-6
Длина, м 33,18
Высота, м 9,86
Масса, кг
пустого 26500
нормальная взлетная 39700
максимальная взлетная 41700
Тип двигателя 2 ГТД Д-25В
Мощность, кВт 2 х 4100
Макс. скорость, км/ч 250
Крейсерская скорость, км/ч 200
Практическая дальность, км 500
Практический потолок, м 4500
Экипаж, чел 5
Полезная нагрузка: 6 тыс. кг в кабине (до 12 тыс. кг) или 8000 кг
на внешней подвеске

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/vertolet-mi-6/

Легенда вертолётостроения — МИ-6

МИ-6 относится к классу тяжёлых летательных аппаратов. В своё время, его появление вызвало настоящий фурор в своём мире. Он был единственный в своём роде. Этот вертолёт мог поднять в воздух любой другой с полной загрузкой. Позже на его базе конструкторским бюро Миля были созданы другие образцы разного назначения.

МИ-6 на протяжении всей своей жизни непрерывно совершенствовался. Первый его полёт состоялся в 1957 году, а с производства его сняли лишь в 2004. За этот период машина установила десяток мировых рекордов, которые вплоть до середины 80-х оставались непревзойдёнными.

Вертолёт нашёл применение и в военной сфере, и в гражданской. Его образцы активно закупались странами Африки, Латинской Америки, Азии, Восточной Европы.

История создания

Успешный проект под названием МИ-4 позволил конструкторам и технологам бюро строить более амбициозные планы.

Несмотря на то, что во всём мире попытки создания вертолёта с грузоподъёмностью свыше 6 тонн проваливались, наши учёные вели работы в этом направлении.

Постановлением правительства первый опытный образец должен был взлететь в 1957 году. На разработку с чистого листа оставалось менее пяти лет.

Чертеж транспортного вертолета Ми-6

Многие специалисты настаивали на том, что тяжёлую машину не возможно построить по классической конструкции, с одним несущим винтом и требовали кардинальных изменений компоновки.

Генеральный конструктор решил кардинальных изменений не вносить, но увеличить диаметр винта до 30 метров. Эскиз летающего гиганта был утверждён летом 55-го года.

Государственные испытания начались в строгом соответствии с намеченным графиком.

Описание

Окончательный вариант МИ-6 имел крыло, один рулевой винт и один несущий. В воздух его поднимали два газотурбинных двигателя. Шасси — трёхосное. Управлять этой махиной должно было 5 человек:

Штурман, располагающийся в передней части;Два пилота в средней кабине;Бортинженер;Радист.

Главная часть фюзеляжа отведена грузовому отсеку объёмом 80 кубических метров. Погрузка осуществляется через грузовой люк оснащённый трапом.

Единовременно вертолёт может перевезти 65 пассажиров или груз общей массой 12 тонн. Однако эти характеристики имеют большой запас. При острой необходимости МИ-6 может взять на борт до 150-ти пассажиров.

Для перевозки тяжёлой техники предусмотрены швартовочные узлы.

Общий объём топливных баков вертолёта составляет 3250 литров. Этот показатель может быть увеличен подвеской дополнительных резервуаров.

Винт вертолёта МИ-6 наклонённый вперёд на 5 градусов состоит из пяти лопастей.

Это базовая версия. С течением времени появлялись новые модификации. Особенно конструктора старались для военных ведомств: противолодочные вертолёты, заправщики, командные пункты и другие. Ни одно масштабное военное учение не обходилось без использования МИ-6.

Модификация МИ-6 — МИ-10 «воздушный кран»

Несмотря на то, что машина не задумывалась как ударная, были предприняты попытки вооружить её реактивными снарядами. Однако дальше опытного образца дело не продвинулось. Есть у вертолёта опыт участия в конфликтах, но всю историю эксплуатации он продолжал считаться транспортным.

Спасибо за просмотр, если вам понравилась статья, то поддержите начинающий канал лайком и подпиской. Покажите своей активностью, что следует продолжать

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b140d12efa27700a9eb3646/5b5c82ff3a008800a9f65f3f

Музей ВВС Монино год 2013 ч.35 : Пожарный Ми-6ПЖ2

В 1971 году изготовлен второй вариант — Ми-6ПЖ2, который успешно прошёл испытания.Перед нами во всей красе его отличительная особенность от ПЖ-лафет водяной пушки.Ми-6ПЖ отличался от базового вертолёта отсутствием крыла для обеспечения устойчивости на висении. Внутри фюзеляжа были установлены бак на 12 т воды с центральной сливной горловиной, бак для пенообразователя, насосы, спасательное оборудование. Для забора воды из водоёма служили опускаемые штанги на поворотно-распределительных опорах. На внешней подвеске вертолёт мог доставлять к месту пожара в специальной сетке 6 мягких полуторатонных баков с огнегасящей жидкостью.Ми-6ПЖ2 отличался новой лафетной установкой с комбинированным стволом в носу фюзеляжа.6 августа 1967 года при тушении пожара на юге Франции Ми-6ПЖ потерпел катастрофу, в которой погиб лётчик-испытатель Ю.А.Гарнаев (в г. Ле-Ров близ Марселя ему установлен памятник). В 70-х годах несколько вертолётов Ми-6 было переоборудовано в вариант Ми-6ПЖ2. Они неоднократно применялись для тушения лесных пожаров. Один вертолёт в настоящее время является экспонатом музея ВВС в Монино. и снова Женя Сологубов и Матвей Домченков помогли нам попасть внутрь!! Большое им спасибо!!!это ли 12 кубовый бак для воды? вид из салона на пилотскую кабину крупнеерабочее место борт-инженера?Фото 12. Александр Маковецкий любезно рассказал о Ми-6,его рассказ выделен красным цветом.общий вид кабиныу каждого члена экипажа своя дверь?

Отвечу на твои вопросы: Да у всех членов экипажа (кроме радиста) своя дверь для аварийного покидания вертолёта. Открывается нормально для обслуживания и аварийно сбрасывается с помощью пиропатронов. Радист выходит за бортмехаником в его дверь, либо по необходимости в одну из трех дверей грузовой кабины.

  • Свистнули ПУ радиостанции Баклан-20 с пульта КВС, а также «Изделие 020», ПУ СПУ обоих лётчиков
  • На ручках циклического шага увидел конструктивные изменения, в частности не увидел традиционной кнопочки триммера НВ.

Фото 16. приборная панельФото 18. рабочее место квсацентральная приборная панель,автопилотпанель приборов квсаручка циклического шагаприборы сверху будто просто поставили аварийная сигнализацияприборная панель второго пилота верхняя панель слева аварийная остановка двигателяФото 28.

Над головой КВС не аварийный останов двигателей, а Пожарные Краны. На запуске СУ последовательно нажать на рычаг (снять со стопора) и подвинуть вперед до упора, отпустить рычаг (застопорить). Для выключения СУ (двигателя) на малом шаге подготовиться к выключению и в обратном порядке — кран назад до упора.

Рабочее место оператора брансбойта

  1. В экипаже не было «оператора брансбойта» в этой роли выступал штурман.

Фото 31. и тоже дверьФото 33. Фото 34. Фото 35. Фото 36. Фото 37. вид от лафета в сторону хвоста Фото 39. шаг-газФото 41.

общий вид на рабочее место второго пилота кислородобщий вид на рабочее место квса и Матвей с Сашей

Противооблединительная система (ПОС) вертолёта: Стекла пилотов, штурмана — электрическая (также присутствует обдув горячим воздухом), ПОС лопастей НВ и ВНА двигателей — электротепловая, ПОС Рулевого Винта — гидравлическая (гидролизный спирт). Не продумано отопление кабины экипажа. Штатная печка на Севере не справлялась. При -40 за бортом Штурман в мехах замерзал через полчаса (тк без движения). Дорабатывали сами — ставили доп печку штурману, открывали лючки в грузовой кабине для доступа горячего воздуха от двигателей.

еще раз приборная панель пилотов

  • Особенности : При заходе на посадку и торможении, панели установленные на резиновых амортизаторах трясутся так что показания приборов почти не видно )))) но это всего несколько секунд.

вид наверх на воздухозаборники через люкв салоне полный порядок плюс экспонатыФото 49. Фото 50. Фото 51. залез наверх через люк вид вниз в люквзаимное фотографирование воздухозаборники основной винт

Для информации: СУ — два двигателя Д-25 с редуктором Р-7 и ВСУ АИ-8.

Несущий Винт пятилопастной. Вес лопасти несущего винта 800 кг. Двигатели имеют створки капота с гидравлическим приводом на которые можно становиться, что значительно облегчает оперативное обслуживание вертолёта.

На внутренние стороны створок на контровку навешиваются свежие грибочки и через 20-30 мин полёта снимаем сушеные — продукт готов к употреблению.

Фото 57.

    Фото 58. крупнее Фото 60. крепление лопастей собственно лопастиФото 63. Фото 64. Фото 65. Фото 67. Фото 68. Фото 69. Фото 70.

    Саша тоже решил пробраться наверхменяемся,он наверх,я внизхвостовой отсек,перед нами створки заднего грузового люкаа мы заглянем сюдаФото 75. общий вид салона от хвостахвостовая балка изнутри

    В хвостовой балке хорошо видно место установки магнитофона МС-61.

    Техники всегда имели в бригаде кого-нибудь небольшого росточка, чтобы можно было пролезть по балке и поменять кассету.

    вид на вал рулевого винта в сторону кабины

    • В балке на кронштейнах с подшипниками «подвешена» трансмиссия (а не вал рулевого винта) так это правильно называется.

    Фото 80. всякие пожарные дела не понимаю что это и какое назначениеи снова на улицу,колесо основной стойкиФото 86.

    Дополнительно: Максимальная скорость Ми-6 350 км/ч. Это единственный вертолёт летавший с такой скоростью. Эксплуатационная 250. Если очень надо то можно и 280-300, зависит от условий. Конструктивно предусмотрено крыло под несущим винтом. Грузоподъемность: 12 т.

    внутри и 8 т на внешней подвеске. Для увеличения грузоподъемности крыло снималось (т.к. затеняет НВ) и вертолет максимально облегчался. Вплоть до снятия створок грузового люка (в высокогорье). Личный рекорд нашего экипажа — 15 т на внешней подвеске с минимальным запасом топлива.

    Время полёта с грузом составило 20 минут.

    выхлоп всу

      Источник: https://igor113.livejournal.com/396012.html

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock
      detector