Самолет ту-142: фото, вооружение

Самолет Ту-142: фото, вооружение

Официально разработка предназначенного для ведения ПЛО самолета на базе машины Ту-95 началась в 1963 г. В основе самолета Ту-142 лежит планер Ту-95РТ, оснащенный системами поиска, сопровождения и уничтожения подводных целей. На новом самолете была установлена обладающая высокой точностью определения координат сложная навигационная аппаратура как часть системы расчета данных для наведения оружия. Прежние по пытки КБ Туполева создать противолодочный самолет на базе машины Ту-95ПЛО, предложенный в начале 1960-х гг. окончились неудачей только из-за отсутствия такой мощной системы обнаружения.

Самолет Ту-142 — видео

Ту-142 был также оснащен аппаратурой для ведения радио-электронной разведки дополнительными системами РЭБ «Квадрат 2» и «Куб-3».

В соответствии с советскими концепциями применения авиации Ту-142 должен был иметь возможность взлетать с необорудованных взлетных полос, поэтому на самолете было установлено новое шасси с шестью колесами на каждой основной стойке и увеличенными гондолами для них.

Другие усовершенствования включали увеличение площади крыла с новыми жесткими металлическими топливными баками и установку комплекта аппаратуры РЭП.

Самолет Ту-142: фото, вооружение

Начиная со второго прототипа, кабина самолета имела длину на 1,5 м больше для обеспечения установки новых систем. Прототип Ту-142 впервые поднялся в воздух 18 июля 1968 г.

В сравнении с Ту-95РТ, с которым оставалось много общих черт, отличало отсутствие подфюзеляжной и надфюзеляжной орудийных турельных установок, меньших размеров обтекатель инфракрасной аппаратуры, установленный на месте большого диэлектрического обтекателя.

Новые антенны были установлены в обтекателях на концевых оконечностях стабилизатора, заменив систему «Арфа», которой оснащались самолеты Ту-95РТ. В мае 1970 г. первые серийные машины были переданы в противолодочные формирования советского ВМФ для испытаний с целью оценки их летно-технических данных.

Самолет Ту-142: фото, вооружение

После успешного завершения испытательных полетов и комплексного испытания и оценки возможностей РЛС обнаружения «Беркут-95» в декабре 1972 г. были официально приняты на вооружение.

Боевые возможности самолетов снижались из-за их медленных поставок, а 12 полученных авиации ей ВМФ в 1972 г машин (из 36 заказанных) были оснащены 12-колесными основными шасси, такими же, как на первом прототипе. В ходе эксплуатации Ту-142 способность их действий с грунтовых аэродромов оказалась ограниченно востребованной.

Кроме того, летно-технические данные снижались из за массы машин, и эти два фактора привели впоследствии к появлению плана модернизации самолетов.

Самолет Ту-142: фото, вооружение

Модернизированный Ту-142 имел оборудованные места отдыха для экипажа при длительных полетах, а главные стойки шасси были заменены более легкими аналогами, что привело к снижению массы на 3600 кг и, как следствие, улучшению летных данных самолета.

Этот вариант машины не получил нового обозначения (только 18 единиц было выпущено до запуска в производство Ту-142М), лишь в западных документах использовалось название («Бэа-Ф Мод. 1»). В 1972 г.

завод в Куйбышеве выпустил последнюю машину, послужившую стандартом для производства самолетов Ту-142М на таганрогском предприятии. Самолеты Ту-142М имели удлиненную кабину и новое шасси, но оборудование осталось таким же, как на прежних машинах.

В результате незначительных отличии от последних самолетов куйбышевской постройки выпущенные в Таганроге машины стали известны в авиации ВМФ как Ту-142, а не по заводскому обозначению Ту-142М.

Самолет Ту-142: фото, вооружение

Разработка все более «незаметных» подводных лодок и опыт применения сил и средств ПЛО показали, что обычные радиогидроакустические буи становятся менее эффективными. И, наоборот, радиогидроакустические буи с взрывными источниками звуковых колебаний будут находить применение.

Поэтому в самолете Ту-142МК были объединены возможности усовершенствованных радиогидроакустических буев и системы обнаружения и сопровождения целей «Коршун». Первая такая машина впервые совершила успешный полет 4 ноября 1975 г.

Оценка новой РЛС «Коршун», набора авионики и противолодочного оснащения выявила их сомнительные характеристики, казалось, что они могут устареть еще до принятия самолета на вооружение. В результате в июле 1979 г., за год до принятия самолета Ту-142МК с РЛС «Коршун» на вооружение, было заявлено, что он нуждается в существенной доработке.

Не считаясь с этим, в 1978 г. был начат выпуск машин Ту-142МК вместо основной модели Ту 142М. Руководство авиации ВМФ приняло решение остановиться на собственной системе выбора обозначения для новой модели.

Самолет Ту-142: фото, вооружение

Тактико-технические характеристики Ту-142 МЗ

  • — Главный конструктор: Туполев- Первый полёт: 18 июня 1968 года- Начало эксплуатации: 15 ноября 1972 года- Годы производства: 1968 — 1994
  • — Единиц произведено: ~ 100
  • Экипаж Ту-142
  • — 10 человек (командир, помощник командира, штурман корабля, штурман-навигатор, штурман-оператор, бортовой инженер, оператор бортовых средств связи, оператор РГП № 1, оператор РГП № 2, оператор кормовой огневой установки КОУ)
  • Размеры Ту-142
  • — Размах крыла: 50,2 м- Длина: 51,55 м- Высота: 14,7 м
  • — Площадь крыла: 289,9 м²
  • Вес Ту-142
  • — Масса пустого самолёта: 93 891 кг- Масса максимальная взлётная: 185 т- Масса максимальная полётная (после дозаправки в воздухе): 187 т
  • — Масса масса топлива: 83,9 т
  • Двигатель Ту-142
  • — Тип двигателя: турбовинтовой, с соосными винтами противоположного вращения АВ-60К- Модель: «НК-12МП»

— Мощность: 4×11,19 МВт / 4×15 тыс. л. с.

  1. Скорость Ту-142
  2. — Максимальная скорость на высоте: 855 км/ч- Крейсерская скорость: 720 км/ч
  3. Скорость взлета Ту-142
  4. — 300 км/ч
  5. Посадочная скорость Ту-142
  6. — 270 км/ч
  7. Практический потолок Ту-142
  8. — 13 500 м
  9. Боевой радиус 5200 кмДлина разбега: 2300 мЭксплуатационная перегрузка: 2,5 G

Вооружение Ту-142

  • — Средства поиска — радиогидробуи системы «Беркут» — РГБ-1, РГБ-2 (Ту-142 и Ту-142МЗ); радиогидробуи системы «Коршун» (Ту-142М и Ту-142МЗ) — РГБ-15, РГБ-16, РГБ-25, РГБ-26 (более совершенный аналог 25-го), РГБ-36 (только Ту-142МЗ), РГБ-55А, РГБ-75 и другие, общим количеством до 400 штук.
  • — Взрывные сбрасываемые источники звука (ВИЗ-ы): одиночный МГАБ-ОЗ, ленточный МГАБ-ЛЗ и спиральный МГАБ-СЗ.
  • — Средства поражения — торпеды АТ-1, АТ-1М, АТ-2, АТ-2М, УМГТ-1, противолодочные авиационные ракеты АПР-1, АПР-2, АПР-3 и Х-35.
  • — Противолодочные бомбы типа ПЛАБ-50 «Ласточка», ПЛАБ-250 «Скворец», практические бомбы УПЛАБ.
  • — Морские мины типа РМ-1, РМ-2, УДМ.
  • — Спасательные контейнеры типа КАС.
  • — Для обороны применяется стрелково-пушечная кормовая установка с двумя пушками АМ-23 или ГШ-23Л, а также комплекс средств радиопротиводействия и система отстрела тепловых ловушек ЛТЦ и полуволновых диполей ДО.

Фото Ту-142

Самолет Ту-142: фото, вооружение

Кабина Ту-142

Самолет Ту-142: фото, вооружение Самолет Ту-142: фото, вооружение

Источник: http://oruzhie.info/voennye-samolety/226-tu-142

Дальний противолодочный самолёт Ту-142М3

?

Оригинал взят у zavodfoto в Дальний противолодочный самолёт Ту-142М3Оригинал взят у newsparky в Дальний противолодочный самолёт Ту-142М3Ту-142 (по кодификации НАТО: Bear-F) — советский и российский дальний противолодочный самолёт. Первый полет состоялся 18 июня 1968 года.Изначально предназначался для обнаружения и уничтожения атомных подлодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). Фактически в ВМФ применяется для дальней океанской разведки, визуальной или радиотехнической, для дежурства в системе поисково-спасательной службы, и только потом, для поиска и слежения за ПЛАРБ.

Ту-142М3 (Bear-F Mod 4) был принят на вооружение в 1985 году и строился серийно до 1994 года. Всего было произведено около 100 единиц Ту-142 в различных модификациях.

Самолет Ту-142: фото, вооружениеВнутрь пускали по 8 человек. Пришлось выстоять в очереди 35 минут:Самолет Ту-142: фото, вооружениеСамолет Ту-142: фото, вооружениеНа входе нас встречает самое важное место в самолете:Самолет Ту-142: фото, вооружениеСамолет Ту-142: фото, вооружениеЭкипаж Ту-142МЗ состоит из командира корабля, помощника командира (правого лётчика), штурмана корабля (штурмана по боевому применению), штурмана-оператора, штурмана-навигатора, бортинженера, оператора бортовых средств связи (БСС), двух операторов РГП, оператора кормовой огневой установки (КОУ).Самолет Ту-142: фото, вооружение

Место командира корабля:

Самолет Ту-142: фото, вооружение

  • Кнопки флюгирования винтов:

Это не пушка, а штанга дозаправки в воздухе. Дальность полёта самолета 12 000 км. С дозаправкой топливом в полете дальность увеличивается на 2 000 км:

  1. Место помощника командира (правого лётчика):
  2. Место штурмана:
  3. Черный ящик:
  4. Справа — ключ для передачи данных азбукой Морзе:

Место бортинженера (за вторым пилотом):Приборы двигателей:Рычаги управления двигателем:Место оператора бортовых средств связи (за командиром корабля):Левая панель автомата защиты сети:

В эту часть я так и не добрался. Здесь, я так понимаю, находятся места штурмана-оператора, штурмана-навигатора и двух операторов РГП и мини-кухня. Посредине — лаз для оператора кормовой огневой установки

  • http://youtu.be/PpaqunIQtiY

Еще желающие попасть внутрь. Белая полусфера у них над головой — обтекатель РЛС кругового обзора:

НК-12, самый мощный серийный турбовинтоврй двигателем в мире, разработанный Самарским научно-техническим комплексом имени Н. Д. Кузнецова. Похожие стоят на Ан-22, Ту-95, Ту-114, Ту-126 и экраноплане «Орлёнок»:

    Сверху на киле — обтекатель антенны магнитометра «Ладога»:25.09.2015. Государственный музей авиации, г. Киев.

    Источник: https://vlad-gluh.livejournal.com/2428844.html

    Ту-142 Противолодочный самолет

    Появление в составе ядерных ударных сил США атомных подводных лодок вооруженных баллистическими ракетами типа «Поларис», потребовало от советской противолодочной обороны вынесения рубежей обнаружения и уничтожения подводных лодок — ракетоносителей на расстояние, превышающее дальность пуска их ракет.
    Самолет Ту-142: фото, вооружение
    Ту-142 Противолодочный самолет       

     Одним из направлений развития противолодочной обороны в СССР в начале 60-х годов стало создание дальних противолодочных самолетных комплексов, оснащенных средствами обнаружения и уничтожения подводных лодок. Наряду с несколькими другими отечественными авиационными ОКБ, в начале 60-х годов ОКБ А.Н. Туполева приступило к работам по созданию дальнего самолета-носителя средств борьбы с новейшими подводными лодками вероятных противников. С самого начала проектирования самолет- носитель рассматривался как элемент комплексной системы, способный автономно решать задачи борьбы с подводными лодками. Новый комплекс получил обозначение Ту-142 и первоначально рассматривался как комбинация самолета-носителя на базе серийного Ту-95М, оснащенного комплектом РГБ и различных средств поражения подводных лодок.

      Самолет-носитель, получивший обозначение Ту95ПЛО, должен был нести в своих грузоотсеках радиогидроакустические буи, противолодочные авиабомбы, мины, противолодочные самонаводящиеся торпеды, оснащенные как обычными боевыми частями, так и ядерными. Максимальная боевая нагрузка Ту-95П.ЛО должна была составлять 9 тонн.

    Самолет с этой нагрузкой должен был в режиме барражирования находиться в воздухе от 3,5 до 10,5 часов в зависимости от удаленности района патрулирования. По проекту на Ту-95П.ЛО отсутствовали бортовые средства поиска и обнаружения подводных лодок (мощный обзорный радиолокатор, магнитометр, тепловизионная система).

      Все это должно было находиться на втором самолете, входившем в комплекс — модифицированном самолете Ан-22, грузоподъемность и внутренние габариты которого удовлетворяли весьма громоздким образцам оборудования, предлагавшегося отечественной радиоэлектронной промышленностью на начальном этапе проектирования комплекса.

    Самолет Ту-142: фото, вооружение
    Профиль: Ту-142       
    Самолет Ту-142: фото, вооружение
    Чертеж: Ту-142       

     Успехи в создании радиоэлектронных комплексов, уменьшение их массо-габаритных параметров и энергопотребления позволили вскоре перейти к проектированию дальнего самолетного противолодочного комплекса на основе единого самолета-носителя — Ту-142 («ВП») с размещением на нем всего комплекса оборудования поиска и средств поражения подводных лодок. В качестве базы для самолета-носителя Ту-142 ОКБ предлагало взять самолет дальней разведки и целеуказания Ту95РЦ, который в этот период ОКБ создавало по заказу ВМФ. Предложение было принято. 28 февраля 1963 года вышло Постановление Совета Министров СССР по дальнему самолетному противолодочному комплексу Ту-142. ОКБ поручалось спроектировать и построить на базе самолета Ту-95РЦ дальний противолодочный самолет Ту-142 с поисково-прицельной системой «Беркут-95» и набором средств поражения подлодок. Для обеспечения работы системы «Беркут» должна была быть разработана специальная пилотажно-навигационная система ПНС-142, сопряженная с противолодочным оборудованием и вооружением. Помимо средств противолодочной обороны с целью расширения диапазона использования самолета предполагалось разместить на его борту средства радиотехнической разведки, в частности, станции «Квадрат-2» и «Куб-3».

     Очень жесткие требования со стороны заказчика были выдвинуты к взлетно-посадочным характеристикам нового самолета.

    В эти годы командование ВВС и их технические службы требовали практически от всех вновь разрабатываемых боевых самолетов возможности эксплуатации с грунтовых аэродромов, что должно было повысить выживаемость авиационных систем на начальном этапе военных действий, в том числе и с применением ядерного оружия.

      В результате при проектировании Ту-142, для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолета и приспособления его для работы с грунтовых аэродромов, ОКБ пошло на применение новой конструкции основных стоек шасси с двенадцатиколесными тележками, а также перешло на использование двухщелевых закрылков.

    Читайте также:  Место для курения в аэропорту внуково

    Поскольку размеры новой тележки были значительно больше ранее использовавшейся на Ту-95, пришлось значительно увеличить размеры обтекателей гондол под уборку основных стоек. Само крыло было новым с современным набором профилей, при этом площадь его увеличилась до 289,9 м2.

    Для увеличения эффективности управления на 14% увеличивалась площадь руля высоты.

     Анализ использования бортового оборонительного вооружения самолетов семейства Ту-95, а также улучшение характеристик средств ПВО вероятного противника привели к тому, что на Ту-142 оставили только кормовую пушечную установку.

    Одновременно расширили возможности бортовых средств радиоэлектронного противодействия. Некоторые предложения по оснащению Ту-142 новейшими системами по тем пли иным причинам приняты не были.

    Например, не внедрили систему управления пограничным слоем, не получила поддержки идея принудительного покидания экипажем кабины в аварийной ситуации. Этап рабочего проектирования Ту-142 показал, что значительно увеличившийся объем нового оборудования в старой кабине Ту-95РЦ не удается.

    Принимается решение удлинить кабину как минимум на 1,5 метра. На первой опытной машине удлинения делать не стали, но уже второй экземпляр Ту142 имел удлиненную кабину.

    Самолет Ту-142: фото, вооружение
    Ту-142 Противолодочный самолет ВМФ Индии       

     Первая опытная машина Ту-142 № 4200 строилась на Куйбышевском Авиационном заводе, где предполагалось развернуть серийную постройку самолета. К лету 1968 года первый Ту-142 был готов. Внешне он был очень похож на Ту-95РЦ, серийное производство которого все еще продолжалось на заводе.

    Большая преемственность конструкции планера должна была облегчить переход серийного завода на новый самолет.

    Как и Ту-95РЦ, Ту-142 имел обзорный радиолокатор в обтекателе в центральной части фюзеляжа для обнаружения подводных лодок в надводном положении и под перископом, за ним находились грузоотсеки с противолодочным ударным вооружением и буями.

     Верхняя и нижняя пушечные установки были сняты. В носовой части транслятор из системы «Успех» заменили на поисковую инфракрасную противолодочную систему «Гагара» под обтекателем несколько меньшего размера.

    На концах стабилизатора были установлены новые обтекатели антенной системы «Лира», аэродинамически более приемлемые, чем обтекатели системы «Арфа» на Ту-95РЦ.

    Полностью новым было крыло с огромными гондолами под новые стойки основного шасси.

    Модификации :

    • Ту-142 исходный самолет ПЛО, модификация самолета Ту-95РЦ (1968 г.).
    • Ту-142М модернизированная версия Ту-142 (1975).
    • Ту-142МК, Ту-142МЗ варианты самолета ПЛО Ту-142М.
    • Ту-142МЭ экспортный вариант самолета ПЛО.
    • Ту-142МР Орел предназначен для обеспечения связи с погруженными ПЛ.

     Ту-142 № 4200 совершил первый полет 18 июня 1968 года. Самолет пилотировал экипаж во главе с летчиком-испытателем И.К.Ведерниковым.

    3 сентября 1968 года с аэродрома серийного завода в воздух поднялась вторая машина № 4201, на которой уже была внедрена новая удлиненная на 1,7 метра кабина, но без полного комплекта штатного специального оборудования.

    31 октября того же года взлетает третья машина № 4202 с удлиненной кабиной и со всем необходимым оборудованием, которое было предусмотрено специальным Совместным Решением МАП и ВВС в 1967 году. На этих трех первых машинах проводились заводские летные испытания, а затем и государственные.

     В основном испытания охватывали отработку и проверку комплекса средств поиска и уничтожения подводных лодок, выяснялась их эффективность и достаточность.

    Самолет Ту-142: фото, вооружение
    Ту-142 Противолодочный самолет
          

     В мае 1970 года первые Ту-142 поступили в эксплуатацию в части авиации ВМФ и начали свою повседневную работу по отслеживанию передвижений западных подлодок на просторах мирового океана.

    После прохождения всего цикла испытаний и доработок по замечаниям заказчика, 14 декабря 1972 года Постановлением Совета Министров СССР комплекс Ту-142 принимается на вооружение авиации ВМФ. Пока шли испытания и доводки, в Куйбышеве продолжался выпуск серийных машин.

    Серийные Ту-142 выпускались с удлиненной кабиной и полным комплектом оборудования, продолжались работы по совершенствованию бортового целевого оборудования.

    Начальный опыт эксплуатации, отказ заказчика от требований работы комплекса с грунтовых аэродромов, а также желание улучшить летные характеристики самолета за счет снижения массы пустого самолета, привели к серьезной дальнейшей модернизации исходного самолета. На Ту-142 № 4211 в кабине были установлены койки для отдыха экипажа в длительных полетах.

    На Ту-142 № 4231 была демонтирована малоэффективная система «Гагара» и часть оборудования радиоэлектронного противодействия. На этой же машине вернулись к основным шасси с четырехколесными тележками и к нормальным гондолам под них. Все это привело к снижению массы пустого самолета приблизительно на 4 тонны. Летные характеристики по скорости и дальности Ту-142 № 4231 оказались лучше, чем у серийных машин, но в серии пока продолжали строить прежние Ту-142 без столь радикальных конструктивных доработок.

      В начале 70-х годов МАП принимает решение передать серийное производство самолетов Ту-142 на Таганрогский Машиностроительный завод. Вскоре началась передача технической документации из Куйбышева в Таганрог и подготовка там серийного производства.

    Всего в Куйбышеве было выпущено 18 самолетов Ту-142 включая ,первые три доводочные машины. В настоящее время все самолеты Ту-142 производства Куйбышевского завода выведены из эксплуатации, списаны и утилизированы.

    Последняя машина N 4242, выпущенная в Куйбышеве, стала эталоном для серии в Таганроге.

     Она имела удлиненную на 2 метра по сравнению с первой Ту-142 № 4200, перекомпонованную и расширенную кабину. Оборудование и шасси выполнялись по самолету № 4231. Для отличия от предыдущих машин самолет, предназначенный для производства в Таганроге, получает в ОКБ шифр «ВПМ» (Ту-142М).

    Начиная с 1975 года в Таганроге началось серийное производство самолета Ту-142 («ВПМ») на основе эталона Куйбышевского завода, самолета Ту142 № 4242. В эксплуатации серийные самолеты «ВПМ» имели обозначения Ту-142, как и предыдущая модификация.

    Шифр Ту-142М в эксплуатации получила модификация с новым комплексом «Коршун».

     
    В настоящее время самолеты Ту-142 последних модификаций продолжают нести службу в составе Северного и Тихоокенских флотов, а также в составе ВВС Индии.

    Источник: http://military-informer.narod.ru/Tu-142.html

    Противолодочный самолёт Ту-142М / Ту-142МЗ (Россия)

    Самолет Ту-142: фото, вооружение Противолодочный самолёт Ту-142М (кодовое обозначение НАТО — Bear-F Mod 3) является модицикацией Ту-142 с установленной ППС «Коршун».  Он разрабатывался в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 14 января 1969 г. Однако в то время новую аппаратуру довести до необходимой степени готовности не удалось, поэтому завод в Куйбышеве продолжал выпуск обычных Ту-142, а выпуск новой машины решили начать после переноса производства в Таганрог. К этому времени ППС была суЩественно доработана и получила название «Коршун-Кайра» или упрощенно «Коршун-К». Соответственно, самолёту присвоили было индекс Ту-142МК, однако, поскольку машин с исходным вариантом «Коршуна» практически построено не было, то впоследствии для его обозначения вернулись к Ту-142М. Это внесло определенную путаницу в современную литературу, посвященную Ту-142, ведь в сознании одних участников описываемых событий модернизированный противолодочник остался под шифром «МК», а у других — «М», хотя на самом деле это один и тот же вариант.

    Планер Ту-142М отличался от первых Ту-142 удлиненной на 2 м передней гермокабиной, расширенными на 0,18 м обводами фюзеляжа в районе рабочих мест летчиков (это улучшило условия аварийного покидания), увеличенным фонарем кабины (это увеличило угол обзора вниз на 1,5°), а также расположением верхних и боковых аварийных люков. Кроме того, отсек буев объединили с расположенным рядом тех-отсеком, и нижнюю часть полученного объема использовали для размещения контейнеров с ВИЗ. Верхнюю часть заняли блоками аппаратуры ППС, «Квадрата-2», бортовой системы связи и др, Спинки кресел пилотов сделали отклоняемыми на 45°, что способствовало некоторому снижению утомляемости. С этой же целью приборную доску немного наклонили вперед, а ход штурвала уменьшили. Штангу дозаправки установили под отрицательным углом к строительной горизонтали фюзеляжа, что облегчило процесс стыковки с заправочным конусом. Несмотря на относительно высокий уровень автоматизации ППС, в работе её обслуживали 4 человека, поэтому на Ту-142М пришлось увеличить количество членов экипажа до 11. Основные летные данные Ту-142М существенных изменений по сравнению с Ту-142 не претерпели, хотя его взлетная масса оказалась на 3 т больше, чем у предшественника.

    Самолет Ту-142: фото, вооружение

    Уже первые годы применения системы «Беркут» на Ил-38 выявили ряд её принципиальных недостатков.

    Прежде всего, это высокая стоимость эксплуатации, определяемая необходимостью применения большого количества РГБ-1, низкая эффективность поиска из-за ограниченной дальности обнаружения подводных целей буями звукового диапазона, недостаточная надежность системы в целом.

    Ситуацию усугубляло то обстоятельство, что конструкторам подводных лодок удалось резко снизить их шумность, а спектр шумов приблизить к спектру шумов моря.

    Исследования показывали, что для обнаружения лодок нового поколения лучше использовать гидроакустические буи, реагирующие на шумы в диапазоне от 2 до 40 Гц, в то время как у применяемых буев этот диапазон составлял от 3 до 10 кГц. Таким образом, следовало переходить к буям, способным принимать сигналы в инфразвуковом диапазоне частот (25 Гц и ниже), и производить тонкий анализ спектра подводного шума с помощью фильтров.

    Таким образом, все яснее проявлялась необходимость в новой ППС, ориентированной на комплексное применение инфразвуковых буев, ВИЗ и других средств обнаружения, которые бы реагировали на различные физические поля подлодки — например, на электромагнитное и тепловое.

    Кроме того, стала очевидной необходимость дальнейшей автоматизации процессов поиска, слежения и поражения целей, улучшения взаимодействия самолётов в тактической группе и повышения их боевой устойчивости.

    К этому времени завершился эскизный проект ППС «Буревестник» для противолодочной амфибии ВВА-14, который и послужил научно-технической базой заказа для Ту-142 новой ППС мирового уровня, получившей название «Коршун».

    Самолет Ту-142: фото, вооружение

    В качестве основных средств поиска в новой ППС применяются четыре типа буев: РГБ-75, РГБ-15, РГБ-25 (РГБ-25К), РГБ-55А. Они могут прослушивать подводные шумы как в инфразвуковом, так и в звуковом диапазонах.

    Все буи снабжены унифицированными источниками питания (на каждом установлена одна или две водоактивируемые батареи), а также устройствами их затапливания по истечении времени работоспособности. Отличительной особенностью новых буев является их значительное удешевление за счет отказа от маяков-ответчиков и схем автопуска.

    К сбрасываемым средствам также относятся ВИЗ различного типа и буи гидрологической разведки аппаратуры «Нерчинск».

    Для начального поиска в наибольшей степени подходят буи РГБ-75. После приводнения они работают непрерывно до 5 ч. Маяков-ответчиков эти буи не имеют, и выход на них производится с помощью автоматического радиокомпаса АРК-А81. Дальность обнаружения малошумных подводных целей колеблется от 1 км при малой скорости хода до 15-20 км, если лодка движется со скоростью 12 узлов.

    Буи РГБ-15 предназначены для приема не только шумов, но и сигналов, создаваемых ВИЗ. После приводнения они в течение 2 ч непрерывно транслируют все, что принимает гидрофон.

    На борту самолета спектр принятых сигналов анализируется визуально в диапазоне частот от 2 до 60 Гц и на слух в диапазоне до 5000 Гц. При совместной работе буев РГБ-15 с ВИЗ можно определить место подлодки и элементы ее движения.

    При этом дальность обнаружения может составлять 5-10 км и более.

    Самолет Ту-142: фото, вооружение

    Пассивные направленные буи звукового диапазона РГБ-25, как и буи РГБ-2, измеряют магнитные пеленги источника шума и передают его на самолёт. Однако глубина погружения гидрофона этого буя увеличена с 20 до 150 м. Буи РГБ-55А являются активными, ненаправленными. При отсутствии команды на излучение они работают как пассивные и непрерывно транслируют принятые шумы на самолёт.

    В случае поступления соответствующей команды буй начинает излучать, и по отраженным от цели сигналам появляется возможность определить ее дальность и радиальную скорость относительно буя. Такая информация от двух-трех буев, положение которых известно, позволяет определить место и элементы движения цели. Продолжительность работы буя — до часа, дальность обнаружения — около 5 км.

    Читайте также:  Полярные авиалинии: официальный сайт

    В ППС «Коршун» применяются три типа ВИЗ. В районах с большой глубиной моря применимы ВИЗ с одиночным зарядом МГАБ-ОЗ (200 г или 800 г взрывчатого вещества). В мелководных районах с ровным дном оптимально использование ВИЗ с линейным зарядом МГАБ-ЛЗ, обеспечивающих минимальные помехи. Их заряд представляет собой шнур длиной 2 м и весом 100 г.

    На самолёт можно подвесить до 240 МГАБ-ЛЗ. Для поиска в сложных гидрологических условиях и районах с неровным дном предназначены ВИЗ со спиральным зарядом МГАБ-СЗ. Заряд изготовлен в виде спирали из шнура массой 200 г с количеством витков до 40. При взрыве создается серия импульсов с частотой 4 Гц, а их количество зависит от числа витков спирали.

    Глубина подрывов ВИЗ всех типов составляет 25, 150 или 400 м.

    К вспомогательным источникам информации о подводной обстановке относится феррозондовый магнитометр ММС-106 «Ладога». Он состоит из магнито-чувствительного блока, ориентирующей системы, измерительного канала и других устройств. Магнито-чувствительный блок установили на верхней части киля, а пульт регистрации его сигналов — в кабине.

    Поскольку в составе ППС «Коршун» имеются активные буи, точное знание скорости распространения звука в воде очень важно. Для этого предназначена аппаратура гидрологической разведки «Нерчинск».

    Она включает бортовое приемное устройство «Истра» и два сбрасываемых буя, передающие данные о скорости звука по мере погружения опускаемого устройства на глубину до 200 м.

    Наиболее важной подсистемой ППС «Коршун-К» является радиогидроакустическая «Кайра», обеспечивающая прием и обработку информации, передаваемой буями, передачу ее в бортовую вычислительную подсистему и на средства отображения тактической обстановки, управление излучением буев РГБ-55.

    Аппаратура «Кайра» состоит из двух полукомплектов, с которыми работают два оператора, поэтому систему «Коршун-К» иногда называют «2 Коршун-К». Оператор каждого полукомплекта работает с двумя индикаторами телевизионного типа: на одном из них отображается информация от буев, а на втором — общая тактическая обстановка.

    Сигналы буев проходят через электронные фильтры, которые выделяют их спектральные составляющие и отображают в графическом виде на индикаторе. Таким образом, оператор оценивает подводную обстановку не на слух, а зрительно. При этом автоматический анализ спектров сигналов не предусмотрен.

    «Кайра» обеспечивает также возможность работы с буями ППС «Беркут-95», сигналы которых можно еще и прослушивать. Дальность связи с буями в зависимости от высоты полета достигает 80 км.

    Экипажи Ту-142М получили возможность оценивать морскую, воздушную и подводную обстановку с помощью специальных индикаторов её отображения, которые имеются у штурмана, двух операторов радиогидроакустических подсистем и лётчиков.

    На них показывается текущее место самолёта с вектором путевой скорости, точки выставленных буев, подрыва ВИЗ, обнаруженные подводные объекты и т.д. Обстановка отображается в виде ассоциативных символов, векторов и окружностей. Часть информации выводится на цифровое табло штурмана.

    Для удобства работы у штурмана по боевому применению имеется фотоэлектронный карандаш, используя который, он может изменять положение «большого перекрестия» на индикаторе для указания координат точки, в которую необходимо направить самолет,

    Создатели Ту-142М огромное внимание уделили навигационному оборудованию, что вполне объяснимо.

    Противолодочные самолёты применяются одиночно или малыми группами, в процессе слежения они сменяют друг друга, передают полученный контакт, поэтому точное знание своего места просто необходимо.

    Кроме того, в ППС «Коршун-К» буи не имеют маяков-ответчиков, и места их постановки запоминает ЭВМ, что также предъявляет особые требования к точности навигационных систем.

    На Ту-142М стоит автономный навигационно-пилотажный комплекс НПК-142М, состоящий из основного и резервного контуров. Он выдает в ППС информацию о координатах самолёта, а также о его курсе, скорости, высоте, угле крена и тангажа. В свою очередь, ППС выдает в НПК-142М информацию для автоматического или полуавтоматического управления полетом в процессе охоты за субмариной.

    Основной контур НПК-142М объединяет астроинерциальную систему навигации с астрокорректором и радиоастрокомпасом «Сатурн-72». Последний в состоянии определять истинный курс по радиоизлучению Солнца в любой точке планеты независимо от метеорологических условий.

    Резервный контур построен на более традиционной базе, в его состав входят, например, доплеровский измеритель скорости и угла сноса ДИСС-7, инерциальная курсовертикаль «Румб-1Б», бортовая аппаратура дальней радионавигации, радиовысотомеры малых и больших высот, автоматические радиокомпасы и др.

    НПК-142М обеспечивает точность счисления места самолёта при использовании основного контура — 5-10 км независимо от времени полета, а резервного — 5 км за каждый час полета.

    На Ту-142М все средства связи объединили в единую бортовую систему «Стрела-142М», предназначенную для обеспечения связи между членами экипажа, с береговыми командными пунктами, надводными кораблями, самолетами, документирования всей принимаемой и передаваемой телекодовой и речевой информации и др, Наличие этой системы позволило в закрытом режиме оперативно обмениваться тактической информацией с взаимодействующими силами.

    Системы аварийного спасения экипажа. Для покидания самолёта Ту-142М в случае его аварийной посадки на воду предусмотрены аварийные люки в передней и задней гермокабинах. Сверху фюзеляжа за передней кабиной расположены контейнеры с двумя надувными спасательными плотами ПСН-6А, а около задней кабины — контейнер с надувной спасательной лодкой ЛАС-5М-3.

    В воздухе экипаж из передней кабины, используя подвижный пол, покидает самолет через входной люк и нишу носовой опоры шасси, которая предварительно выпускается сжатым воздухом. Три гидроаккумулятора обеспечивают работу гидромотора пола в течение 100 с при отказе электросистемы и остановке всех двигателей.

    Заднюю кабину экипаж покидает в воздухе через входной люк.

    Вооружение самолёта Ту-142М состоит из минно-торпедного, бомбардировочного, оборонительного и специального.

    Агрегаты вооружения подразделяются на группы: подвески (балочные и кассетные держатели), прицеливания и управления сбрасыванием (прицел НКПБ-7, электрический сбрасыватель ЭСБР-70, прибор вариантов сброса, блок установки глубины и др.

    ), управления взрывателями; агрегаты подъема (бомбовые лебедки, балки кассетных держателей) и вспомогательное оборудование. Для поражения подлодок могут применяться противолодочные торпеды АТ-1, АТ-1М, АТ-2, АТ-2М, авиационные ракеты АПР-1, а также глубинные бомбы, в т.ч. атомная 5Ф48 «Скальп».

    Оборонительное вооружение состоит из кормовой пушечной установки ДК-12 с двумя пушками АМ-23 (скорострельность — 1250-1350 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда — 680 м/с) и боезапасом 1000 выстрелов, оптического прицела ПС-153К и радиолокационного прицела ПРС-4 «Криптон». Для предупреждения об облучении и противодействия РЛС противника и головкам самонаведения ракет на самолёте установлены станция предупреждения СПО-10 и станция постановки помех СПС-100 «Резеда-А».

    Модификация Ту-142МЗСо временем шумность атомных подлодок была ещё более снижена, соответственно, для их уверенного обнаружения потребовалось разработать новые средства. Поэтому, ещё в то время, когда шли испытания Ту-142М, гидроакустической части системы «Коршун» стали готовить замену.

    Во исполнение Постановления ЦК КПСС и Совмина от 4 января 1977 г ВПК приняла решение «О создании системы «Заречье», а ТТЗ на нее было утверждено 22 января 1980 г. По сравнению с «Кайрой» система «Заречье» позволяла получить больший объем гидроакустической информации и повысить эффективность поиска ПЛАРБ.

    Система обеспечивает параллельную обработку информации от 8 буев в инфразвуковом и звуковом диапазонах частот, а также шумо-пеленгование. Количество каналов приема было увеличено до 108.

    Введен программный опрос буев, селекция сигналов на фоне помех, в основных режимах поиска стало возможно автоматизированное принятие решения об обнаружении.

    В системе «Заречье» используются новые типы буев. К выводу о необходимости замены РГБ-75 и РГБ-15 на единый, объединяющий их функции буй пришли после испытаний, проведенных в 1984 г, В результате разработали пассивный широкополосный (от 2 до 5000 Гц) буй РГБ-16 с более эффективной защитой от гидродинамических помех.

    Его собственные уровни шумов удалось несколько снизить, что также способствовало лучшему выделению полезного сигнала. Пассивный низкозвуковой буй РГБ-26 поступил на замену не очень удачным РГБ-25 звукового диапазона. РГБ-26 предназначен для слежения за подлодками и их пеленгования в пассивном режиме.

    И, наконец, буй направленного действия РГБ-36 обеспечивает измерение радиальной скорости подлодки, дальности до нее и пеленга в активном режиме.

    Для работы с системой «Заречье» поисково-прицельную систему «Коршун-К» заменили на ППС «Коршун-Н». В её состав вошел автоматический радиокомпас А-ЗП, обеспечивавший прием сигналов как от новых, так и от старых буев.

    Кроме того, на ППС выполнили ряд доработок, упростивших взаимодействие в экипаже и существенно расширивших номенклатуру сбрасываемых средств при автоматическом расчете прицельных данных.

    Предусмотрели и новый режим работы «Цикл», позволяющий «проиграть» решение противолодочной задачи на земле.

    Помимо модернизации элементов поисковой системы, на самолёте Ту-142МЗ предусмотрели подвеску учебных бомб УПЛАБ, а вместо торпед АТ-2М — торпед УМГТ-1 и ракет АПР-2, провели работы по дальнейшему повышению эффективности средств РЭП, а также несколько изменили состав самолётного оборудования.

    В силовой установке применили модифицированные двигатели НК-12МП, а в кормовой оборонительной установке — многие элементы, заимствованные с бомбардировщика Ту-22М2, в частности, прицельную станцию и двухствольные пушки ГШ-23 (впрочем, были Ту-142МЗ и со старыми пушками АМ-23). Кроме того, изменения коснулись кабины экипажа, системы заправки топливом в полете, люков отсека вооружения.

    Новый комплекс получил обозначение Ту-142МЗ (кодовое обозначение НАТО — Bear-F Mod 4).

    Тактико-технические характеристики Ту-142МРазмах крыла, м   50.04 Длина самолета,м   53.07 Высота самолета,м   14.47 Площадь крыла,м2   289.

    90 Максимальная взлетная масса, кг   185000 Тип двигателя   4 ТВД НК-12МП (МВ) Тяга, кгс   4 х 15000 Максимальная скорость, км/ч   800 Крейсерская скорость, км/ч   705 Скорость барражирования, км/ч   450 Практическая дальность, км   10050 Боевой радиус действия, км   6500 Практический потолок, м   13500 Экипаж, чел   10 Вооружение:  пушечная установка ДК-12 с двумя пушками АМ-23, Боевая нагрузка — 8845 кг в 2 отсеках вооружения

     8 ПКР Х-35, торпеды, глубинные бомбы.

    Источник: http://www.dogswar.ru/voennaia-aviaciia/samolety/4607-protivolodochnyi-sam.html

    Дальний противолодочный самолет Ту-142

    Самолет Ту-142 применяется для поиска и слежения за атомными подводными лодками с баллистическими ракетами, дальней океанской разведки, а также для несения дежурства в системе поисково-спасательной службы.

    Появление в составе ВМС США атомных подводных лодок, вооруженных баллистическими ракетами типа «Поларис», потребовало от советской противолодочной обороны вынесения рубежей обнаружения и уничтожения подводных лодок-ракетоносцев на расстояние, превышающее дальность пуска их ракет.

    Самолет Ту-142: фото, вооружение

    СОЗДАНИЕ

    Для борьбы с американскими подлодками ОКБ А. Н. Туполева в начале 1960-х годов приступило к созданию дальнего самолета, который должен был нести в своих грузовых отсеках радиогидроакустические буи, противолодочные авиабомбы, мины, противолодочные самонаводящиеся торпеды как с обычными, так и ядерными боевыми частями.

    С максимальной боевой нагрузкой 9 т самолет должен был в режиме барражирования находиться в воздухе от 3,5 до 10,5 часа в зависимости от удаленности района патрулирования. По проекту бортовые средства поиска и обнаружения подводных лодок должны были находиться на втором самолете — модифицированном Ан-22.

    Однако успехи отечественной промышленности в создании более компактных радиоэлектронных комплексов позволили перейти к проектированию на базе Ту-95РЦ дальнего противолодочного комплекса на основе единого самолета-носителя, получившего название Ту-142 (изделие «ВП»).

    Первая опытная машина Ту-142 № 4200 строилась на Куйбышевском авиационном заводе. К лету 1968 года самолет был готов. 18 июня экипаж во главе с летчиком-испытателем И. К. Ведерниковым совершил на нем первый полет.

    3 сентября с аэродрома серийного завода в воздух поднялась вторая машина — № 4201, а 31 октября 1968 года взлетела третья — № 4202. На этих самолетах проводились заводские и государственные испытания, которые завершились в 1972 году.

    Читать:  Танковый транспортер М26

    Самолет Ту-142: фото, вооружение

    НА БОЕВОМ ДЕЖУРСТВЕ

    Читайте также:  Как добраться из аэропорта братиславы в вену

    14 декабря 1972 года Постановлением Совмина СССР комплекс Ту-142 был принят на вооружение авиации ВМФ, начав отслеживать передвижение западных подлодок на просторах Мирового океана.

    Самолеты с аэродрома «Кипелово» (Вологодская область) патрулировали Норвежское и Баренцево моря, Северную Атлантику.

    Самолеты, дислоцировавшиеся в Каменном Ручье (Хабаровский край), контролировали Охотское и Японское моря и северную часть Тихого океана.

    Самолет Ту-142: фото, вооружение

    Машины 169-го гвардейского смешанного авиаполка ВВС ТОФ, летавшие над Южно-Китайским морем, а также в районе Филиппинских островов, дислоцировались на базе Камрань в Демократической республике Вьетнам. Самолеты авиации Северного флота периодически работали над Саргассовым морем с аэродромов Кубы — аэропорта Гаваны имени Хосе Марти и авиабазы Сан-Антонио.

    Пилоты самолетов-противолодочники знакомились с особенностями различных морских театров. Так, 29 июня 1976 года семерка Ту-142 авиации Северного флота, перебазировавшаяся на аэродром Тихоокеанского флота, приняла участие в поисковой противолодочной операции «Резонанс».

    Североморцы выполнили 14 самолетовылетов на поиск в Филиппинское море, где предположительно патрулировали американские ПЛАРБ.

    10 октября 1977 года пять вылетов на поиск в Филиппинском море выполнили самолеты Тихоокеанского флота. В 1978 году количество таких разведвылетов возросло до 28. В настоящее время самолеты Ту-142 последних модификаций продолжают находиться на вооружении морской авиации Северного и Тихоокеанского флотов, а также входят в состав ВВС Индии.

    Читать:  Истребитель «Фокке-Вульф» FW190

    С 1968 по 1994 год на авиазаводах № 18 (Куйбышев) и № 86 (Таганрог) было изготовлено около 100 экземпляров Ту-142 различных модификаций.

    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

    • Тип: дальний противолодочный самолет
    • Двигатель: 4 х НК-12МП (MB) мощностью 4 x 15 000 л. с.
    • Размеры, м:
      — длина: 49,50
      — высота: 14,70
      — размах крыла: 50,20
    • Вес, кг:
      — пустого самолета: 93 891
      — взлетный: 185 000
    • Технические характеристики:
      — максимальная скорость, км/ч: 855
      — практический потолок, м: 13 500
      — боевой радиус, км: 5200
    • Вооружение:
      — средства поиска: радиогидробуи системы «беркут» — РГБ-1, РГБ-2 (Ту-142 иТу-142МЗ); радиогидробуи системы «Коршун» (Ту-142М и Ту-142М3) — РГБ-15, РГБ-16, РГБ-25, РГБ-26 (более совершенный аналог 25-го), РГБ-36 (только Ту-142МЗ), РГБ-55А, РГБ-75 и другие, общим количеством до 400 штук;
      — взрывные сбрасываемые источники звука: одиночный МГАБ-О3, ленточный МГАБ-Л3 и спиральный МГАБ-С3
      — средства поражения: торпеды АТ-1, АТ-1М,АТ-2,АТ-2М,УМГТ-1, противолодочные авиационные ракеты АПР-1, АПР-2, АПР-3; противолодочные бомбы типа ПЛАБ-50 «Ласточка», ПЛАБ-250 «Скворец», практические бомбы УПЛАБ; морские мины типа РМ-1, РМ-2, УДМ.
      — Спасательные контейнеры типа КАС.
      — Для обороны применяется стрелково-пушечная кормовая установка с двумя пушками АМ-23 или ГШ-23Л, а также комплекс средств радиопротиводействия и система отстрела тепловых ловушек ЛТЦ и полуволновых диполей ДО.

    Оставить эмоцию

    Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь

        8736      

      Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

    Источник: http://WarFor.me/dalniy-protivolodochnyiy-samolet-tu-142/

    Дальний морской противолодочный самолет Ту-142

    Поисковый и патрульный самолет морской авиации на базе ракетоносца Ту-95.

    Исходно разработан на базе разведывательного самолета Ту-95РЦ (тот, в свою очередь, происходил от стратегического бомбардировщика-ракетоносца Ту-95) для решения задач поиска и уничтожения подводных ракетоносцев США. Впоследствии на машину были возложены разведывательные и патрульные функции, со временем ставшие чуть ли не основными.

    Первый полет Ту-142 — 1968 год, на вооружение принят в 1972 году. Самолет имеет некоторые отличия в конструкции от базового Ту-95, в частности, самолет получил новое крыло.

    Самолет Ту-142: фото, вооружение Самолет Ту-142М3, 2011 год. ТАНТК им. Бериева

    Максимальная взлетная масса до 190 тонн. Крейсерская скорость 735 км/ч. Практический потолок в разных версиях 12−13 км. Боевой радиус последних модификаций 5200 км. Экипаж в разных версиях самолета 9−10 человек, включая командира, второго пилота (помощника командира), штурмана, бортинженера и операторов поисковой системы.

    Основой бортового оборудования исходных машин Ту-142 была поисковая противолодочная система «Беркут». На более поздних модификациях Ту-142М/МК/М3 (на вооружении в данный момент) установлена более совершенная система «Коршун» с комплексами гидроакустической аппаратуры «Кайра» и (у модификации Ту-142М3) «Заречье».

    Самолет Ту-142: фото, вооружение Кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 РЛС ПРС-1 «Аргон»/BOX TAIL и антеннами станции РЭБ «Саяны-М» на самолете Ту-142М3 в музее на аэродроме Жуляны, г. Киев, 2010 год. Алексей Власов/russianplanes.net

    Работа бортовой противолодочной системы строилась следующим образом: по определенной схеме выбрасывались в океан гидроакустические буи, с них собиралась информация и, обрабатывая ее бортовыми вычислительными средствами, получали место искомой подводной лодки. После чего эта информация могла быть передана ударным внешним силами и средствам, либо по лодке могло быть применено бортовое оружие самолета.

    Вооружение, помимо традиционно сохранившейся кормовой оборонительной установки 23-мм пушек, включало до 400 радиогидроакустических буев (РГБ-1 и РГБ-2 для «Беркута», РГБ-15, РГБ-16, РГБ-25, РГБ-26, РГБ-55, РГБ-75 для «Коршуна», РГБ-36 для «Коршуна» с «Заречьем»), авиабомбы ФАБ-250, противолодочные бомбы ПЛАБ-50 и ПЛАБ-250, противолодочные торпеды АТ-1, АТ-1М, АТ-2, АТ-2М, УМГТ-1, авиационные противолодочные ракеты АПР-1, АПР-2, АПР-3, морские мины РМ-1, РМ-2, УДМ.

    Самолет Ту-142: фото, вооружение Противолодочный самолет Ту-142М3, аэродром Елизово, Камчатка, 2010 год. Валерий Петров/russianplanes.net

    • На базе Ту-142 создавался также самолет-ретранслятор Ту-142МР «Орел» с выпускной антенной большой протяженности, предназначенный для резервной системы управления морскими стратегическими ядерными силами, построенной на сверхдлинноволновой радиосвязи.
    • Самолет в экспортной версии Ту-142МЭ поставлялся также для морской авиации Индии.

    Источник: https://defendingrussia.ru/enc/samolety_bereg/dalnij_morskoj_protivolodochnyj_samolet_tu142_-1012/

    Ту-142, дальний самолет противолодочной обороны

    Дальний самолет противолодочной обороны Ту-142 был разработан в ОКБ А.Н.Туполева для борьбы с новейшими подводными лодками вероятных противников. Этот самолет проектировался с поисково-прицельной системой «Беркут» и набором средств для поражения подводных лодок на базе самолета Ту-95РЦ, который в тот период ОКБ разрабатывало для ВМФ. 

    В мае 1970 года первые Ту-142 поступили в эксплуатацию в части авиации ВМФ. 14 декабря 1972 года самолет был принят на вооружение авиации ВМФ.

    Куйбышевский завод продолжал выпускать серийные машины, но параллельно велись работы по модернизации и улучшению летно-технических характеристик самолета. На самолете Ту-142 №4211 в кабине были установлены койки для отдыха экипажа в длительных полетах.

    На Ту-142 №4231 была демонтирована малоэффективная система «Гагара» и часть оборудования электронного противодействия. 

    В начале 70-х годов серийное производство Ту-142 было передано на Таганрогский машиностроительный завод.

    Для отличия от предыдущих машин, самолет предназначенный для производства в Таганроге получает в ОКБ шифр «ВПМ» (Ту-142М). Серийное производство в Таганроге началось с 1975 года.

    Шифр Ту-142М в эксплуатации получила модификация, разработанная в ОКБ в 1969 году с новым комплексом поисково-прицельной системой «Коршун». 

    Кроме серийных модификаций ОКБ создало на базе Ту-142 несколько опытных вариантов. Ту-142 с системой противолодочного вооружения «Атлантида» получил обозначение Ту-142МП.

    Часть серийных самолетов была переоборудована и поставлена в авиацию ВМФ в варианте самолета- ретранслятора для связи с подводными лодками, находящимися в подводном положении (Ту-142МР).

    На базе двух самолетов Ту-95МС и Ту142М был разработан самолет разведки и целеуказания Ту-142МРЦ, предназначавшийся для замены Ту-95РЦ. Всего в Куйбышеве и Таганроге было построено более сотни самолетов типа Ту-142.

    Все самолёты с ППК «Беркут-95», как первые 18 машин, (изделия ВП) построенные в Куйбышеве (за характерные тележки шасси их называли «сороконожками» или «луноходами»), так и построенные в Таганроге и модифицированные изд. «ВПМ».

    Ту-142М, Ту-142МК

    Самолёт Ту-142М (изделие «ВПМК», «Коршун», по классификации НАТО — Bear-F Mod 3) начал разрабатываться в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 14 января 1969 года, а тактико-технические требования (ТТТ) на него были подписаны заместителем главкома ВВС по вооружению 20 марта 1969 года. Разработка модификации была вызвана принципиальными недостатками ПСС «Беркут».

    На самолёте была проведена значительная модернизация. ПСС «Беркут» была заменена новой системой — «Коршун», дополнительно был установлен феррозондовый магнитометр ММС-106 «Ладога» и другие системы, большое внимание было уделено совершенствованию навигационного оборудования. Значительная часть самолётов была переделана из Ту-142 изд. «ВПМ».

    Ту-142МР «Орёл»

    В марте 1977 года (испытания закончились в декабре 1980 года) на базе серийного Ту-142М в ОКБ Бериева (ОКБ-49 под руководством А. К. Константинова) был создан самолёт для ретрансляционного комплекса резервной системы управления морскими ядерными силами (ПЛАРБ).

    Самолёт, получивший название Ту-142МР «Орёл» (изделие «ВПМР», по классификации НАТО: Bear-J) был оборудован выпускной антенной СДВ длиной 8600 метров и комплексом радиостанций, под управлением ЦВМ «Орбита-20». Строился небольшой серией и был принят на вооружение.

    Отличается отсутствием поисково-прицельного оборудования и вооружения (на месте первогогрузоотсека организован технический отсек с аппаратурой связи — станцией СДВ «Фрегат» и выпускным антенным устройством ВАУ, второй грузоотсек используется как «багажный», для перевозки оборудования и имущества). Экипаж состоит из 9 человек.

    Интересно, что также самолёт применялся (и применяется) как мощный КВ ретранслятор, в том числе и без подъёма в воздух (работа со стоянки). Также данные машины периодически применялись для обеспечения запусков космических аппаратов.

    В летающие лаборатории были переоборудованы 2 самолёта — первый Ту-142 с заводским номером № 4200 и Ту-142М № 4243. Цель переделки самолётов — испытания и доводка новых мощных ТРД НК-25, НК-32, НК-144 и РД-36-51самолётов Ту-22М3, Ту-160, Ту-144 и Ту-144Д. В конце лета 1986 года самолёт № 4243 совершил свой первый полёт.

    Ту-142ЛЛ имел следующие отличия от Ту-142М: демонтировано всё вооружение и специальное оборудование, сделан вырез внизу фюзеляжа под модуль с отрабатываемым двигателем, усилена конструкция планера, установлена контрольно-записывающая аппаратура. Для выпуска-подъёма модуля была применена гидравлика, также имелась воздушная система, работающая лишь на подъём, а также устройство гильотинного типа, позволяющее сбросить двигатель в случае пожара или другой опасности.

    В апреле 1990 года началась разработка программы полётов для установления мировых рекордов. Согласно правилам FAI, Ту-142ЛЛ попадал в категорию машин с турбореактивными двигателями со взлётной массой 100—150 тонн. 3 мая 1990 года были выполнены два полёта и установлены три мировых рекорда: набор высоты 6000 м за 4 мин 23 сек, 9000 м — 6 мин 3,5 сек, практический потолок — 12 530 м.

    После распада СССР отмечались попытки западных фирм приобрести самолёт, однако Ту-142ЛЛ был разрезан на металлолом в середине 1990-х годов. Второй самолёт ранее потерпел катастрофу.

    Ту-142М3

    В конструкции фюзеляжа и оснащении оборудованием широко использовались решения по Ту-142МР ОКБ-49 А. К. Константинова.

    На Ту-142М3 (изделие «ВПМК-З», «Заречье», по классификации НАТО — Bear-F Mod 4) была установлена вместо «Кайры-П» более совершенная гидроакустическая аппаратура «Заречье», магнитный регистратор параметров поиска «Узор-5».

    Поисково-прицельный комплекс был доработан до возможности работать не только с новыми типами гидроакустических буев, но и со старыми буями системы «Беркут». Был установлен бортовой комплекс обороны «Саяны-М» под управлением БЦВМ.

    Для обороны задней полусферы кормовая пушечная установка с пушками АМ-23 была заменена на более совершенную, с ГШ-23Л. Самолёты полностью окрашены в серый цвет. В корме самолёта демонтировали выпускную пяту с парой дутиков (колёс) — за ненадобностью.

    Самолёт принят на вооружение в 1985 году и строился серийно до 1994 года. Вероятно, это последний самолёт производства СССР.

    Ту-142МП

    Опытный экземпляр построенный (на базе Ту-142М № 4362) для испытаний системы противолодочного вооружения «Атлантида».

    Ту-142МРЦ

    Опытный самолёт разведки и целеуказания на базе Ту-142М предназначался для замены Ту-95РЦ. Был построен в начале 1990-х годов, однако в связи со сменой концепции применения противокорабельных ракет, выполнение задач целеуказания было возложено на орбитальные спутниковые системы. Работы по Ту-142МРЦ прекратили, а единственный экземпляр самолёта был утилизирован.

    Ту-142МЭ

    Экспортная модификация для Индии на базе Ту-142М (МК). Произведены доработки двигателей и систем самолёта для эксплуатации в тропическом климате. Поставлено 8 машин.

    Ту-142МРМ

    Упоминание о планируемых испытаниях данной модификации появилось в январе 2014 года.

    Ту-142МЗМ

    Очевидно, планируется модификация пилотажной и навигационной аппаратуры одиночных самолётов по типу МРМ. Фактические сроки не определены и весьма туманны.

    Источник: https://www.arms-expo.ru/armament/samples/990/65460/

    Ссылка на основную публикацию