Самолет ил-20: фото, характеристики

Четырехмоторный самолет Ил-20, который специалисты НАТО окрестили кодовым словом «Лысуха», был создан еще в СССР, за основу конструкторы взяли пассажирский Ил-18.

Основное назначение его – сбор информации, которая тщательно фильтруется специалистами и анализируется непосредственно в полете. Российский разведчик Ил постепенно заменяется на более современный Ту-214Р, но пока еще находится в строю и выполняет поставленные перед ним задачи.

История разработки и эксплуатации Ил-20

Ил-20 – первый отечественный самолет, предназначенный для радиоэлектронной борьбы и разведки, был создан в конце 60-х годов XX века. Перед конструкторами поставили задачу – взять планер пассажирской машины Ил-18, довести конструкцию до требуемых параметров (повысить мощность силовых установок, произвести установку разведывательного оборудования).

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Ил-18

В результате должен был получиться самолет для полетов вдоль границ СССР, способный вести слежение за воздушными и наземными объектами.

Двигатели заменили на более мощные – турбовинтовые АИ-20М. За счет внутренних конструкционных улучшений получилось уменьшить взлетную массу, а также добиться значительного увеличения дальности полета – почти до 5,5-6 тысяч километров – поставили более вместительные топливные баки.

В передней части фюзеляжа (около кабины пилотов) смонтировали специальное оборудование для ведения аэрофотосъемки. В нижней части самолета подвесили гондолу, в которой располагалась радиолокационная антенна, позволяющая оптимизировать боковой обзор во время полета.

Внутри поставили дополнительную аппаратуру, предусмотрели места для обслуживающих ее специалистов.

Разработка, модернизация и испытания проходили быстро, и уже в 1969 году Ил-20 появился на вооружении в советских войсках.

Самолет-разведчик постоянно нес дежурство возле границ, участвовал в учениях, в XXI веке они принимают участие в вооруженном конфликте на Ближнем Востоке. За всю историю службы отечественные ВВС не потеряли ни одного Ил-20, кроме сбитого во время полета над территорией Сирии в 2018 году.

Технические характеристики Ил-20

Ил-20 размеры:

  • размах крыла – 37,5 м;
  • длина фюзеляжа – 35,8 м;
  • высота – 10,1 м;
  • площадь крыла – 140,5 м;
  • вес пустого – 33759 кг;
  • взлетный ( максимальный) – 64000 кг.

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Общие тактико-технические характеристики самолета

  • мощность одного мотора – 4250 л.с.;
  • скорость полета максимальная – 676 км/ч;
  • скорость крейсерская – 620 км/ч;
  • дальность полета – 6200 км;
  • потолок практический – 10 км.

Характеристики разведывательного оборудования

Внутренние аэрофотоаппараты А-87П – занимают передний отсек Ил-20, для них в обшивке проделали специальные окошки.

Самолет оснащен ДРЛО – радиолокационной системой дальнего обнаружения, которая включает в себя:

  • комплекс радиоразведки «Ромб-4» — нужен для проведения начального этапа мероприятий. Обнаруживает объект (цель), помогает определить направление до нее;
  • инфракрасный сканер – помогает засечь противника по передаваемой им тепловой энергии;
  • станцию РЛС «Игла-1» — нужна для обзора пространства с обоих боков;
  • разведывательную аппаратуру «Квадрат-2» – требуется для скрупулезной разведки, изучения конкретного объекта и анализа параметров излучения;
  • комплекс оборудования для перехвата переговоров «Вишня» — управляется оператором-переводчиком. При необходимости может засечь разговоры противника в прямом эфире, записать их на пленку.

Также имеются спутниковые средства связи, оптические датчики и прочее оборудование.

Самолет Ил-20: фото, характеристики

В экипаже кроме пилотов и штурмана присутствуют специалисты по радиоэлектронной разведке – всего 8 человек (плюс пять летчиков). В задней части есть отсек для отдыха с удобными креслами, буфетом и туалетной комнатой.

Модификации самолета Ил-20

Всего существует три типа разновидностей: для радиоэлектронной разведки, воздушные командные пункты и исследовательские модификации.

Самолет Ил-20: фото, характеристики
Самолет Ил-20: фото, характеристики
Самолет Ил-20: фото, характеристики
Самолет Ил-20: фото, характеристики
Самолет Ил-20: фото, характеристики
Самолет Ил-20: фото, характеристики
Самолет Ил-20: фото, характеристики

Ил-22М-11 – еще один вариант командного пункта. Главные отличия воздушных КП между собой – электронное оборудование.

Ил-20РТ – самолет, который позволял проводить телеметрические исследования эффективности ракет во время испытаний.

Сильные и слабые стороны Ил-20

Основным преимуществом самолета признается его неприхотливость при эксплуатации, простота ремонта и обслуживания. Многолетний срок службы подтверждает это. Ил-20 способен без проблем летать на трех и даже на двух моторах. В аварийных ситуациях (только при отказе 2-х двигателей) пилотам полагается по инструкции снизить высоту, также несколько увеличится и дальность полета.

  • Летчики отмечают простоту управления самолетом, он устойчив на всех скоростях, а из-за малых скоростей легко поднимается в воздух и сажается на аэродром.
  • Важно, что самолет способен вести аэрофотосъемку почти в любых погодных условиях.
  • 

Но специалисты утверждают, что самолет морально устарел, кроме того, он не выпускается с 1976 года. Слишком низкая скорость в воздухе делает Ил-20 уязвимым, а компоновка не позволяет установить более современную аппаратуру.

Заключение

Ил-20 трудится в воздухе на благо обороны страны с 1969 года. Он успел поучаствовать в боевых действиях в Афганистане, Сирии, использовался и для разведки во время конфликта в Чеченской Республике.

В скором будущем «Ил» будет заменен на современный самолет с реактивными двигателями — Ту-214Р.

Источник: https://samoletos.ru/samolety/il-20

Ил 20 — советский самолет-разведчик, описание и ттх штурмовика, особенности конструкции и история создания, преимущества и недостатки

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Ил-20 – это советский самолет РЭБ и радиоэлектронной разведки, созданный в ОКБ Ильюшина в середине 60-х годов. Основой для него послужил пассажирский самолет Ил-18.

Первый полет Ил-20 состоялся в марте 1968 года, в 1969 году началась его эксплуатация. Продолжается она и поныне: по состоянию на 2016 год в составе ВКС и авиации ВМФ РФ находится несколько десятков различных модификаций самолета Ил-20.

Производство этой машины было развернуто на авиационном заводе №30 (г. Москва), оно продолжалось с 1968 по 1976 год.

История создания

В конце 50-х в Советском Союзе началась эксплуатация нового турбовинтового пассажирского самолета Ил-18.

Машина получилась настолько удачной, что почти на два десятилетия она стала настоящей «рабочей лошадкой» советской гражданской авиации. Ил-18 использовался не только в Советском Союзе, но и активно поставлялся за рубеж.

На его базе было создано несколько модификаций и целый ряд самолетов для выполнения специальных заданий, в том числе и для Министерства обороны.

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Надо сказать, что многие из этих военных машин практически не отличались от гражданских авиалайнеров (нередко они даже были окрашены по стандартам «Аэрофлота»), но при этом они по факту были одними из самых секретных самолетов в Советском Союзе. Информацию о них оберегали более тщательно, чем данные о новейших истребителях и бомбардировщиках.

Эти самолеты, носившие обозначение Ил-20 и Ил-22, использовались для проведения радиоэлектронной разведки, в качестве ретрансляторов, летающих командных пунктов… Их выпуск продолжался уже после того, как их «родитель» – Ил-18 – был снят с производства.

После громкого фиаско с самолетом-разведчиком U-2, который был сбит советскими ПВО в мае 1960 года, стало очевидным, что безнаказанным шпионским полетам над СССР, пришел конец.

Поэтому американцы изменили тактику и начали использовать для сбора развединформации специальные самолеты радиоэлектронной разведки.

Они барражировали у границ СССР и стран Восточного блока, не вторгаясь в их воздушное пространство и не нарушая международные нормы.

В 1964 году на вооружение был принят первый такой самолет RC-135. Его разработали на базе пассажирского «Боинга 707». Долгие годы RC-135 был настоящей «головной болью» для советской ПВО. Этот самолет регулярно использовался для проведения шпионских миссий. При этом он никогда не нарушал государственную границу СССР, что делало его перехват и уничтожение невозможным.

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Естественно, что работы в области электронной разведки и РЭБ велись и в СССР. Советским военным очень понравилась концепция самолета RC-135, в середине 60-х годов отечественная промышленность занялась созданием аналога подобной машины.

В марте 1965 года на этот счет вышло специальное правительственное постановление, которое позже было продублировано приказом министра авиационной промышленности.

Разработка самолета комплексной разведки приграничной территории была поручена специалистам ОКБ Ильюшина.

Самолет-разведчик было решено создавать на базе Ил-18Д – конструкция и летно-технические характеристики этого авиалайнера практически идеально подходили для выполнения подобной работы.

Выпуск этой модификации самолета начался летом 1965 года, в это же время «Аэрофлот» приступил к ее эксплуатации. Производство Ил-18Д продолжалось до 1969 года.

На основе данной модификации было выпущено большинство «военных» вариантов самолета.

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Из всей линейки «восемнадцатых» Илов именно Ил-18Д имел наибольшую дальность полета, что являлось важнейшей характеристикой для самолета-разведчика подобного типа. В отличие от предыдущих моделей Ил-18, этот авиалайнер оснащался более совершенной и экономичной силовой установкой на основе двигателей АИ-20М и имел дополнительные топливные баки. На полной заправке он мог преодолеть 6400 км.

Читайте также:  Самолет су-25 грач: технические характеристики, фото, вооружение

Основным инструментом, с помощью которого Ил-20 выполнял свои функции, являлась радиолокационная станция бокового обзора (РЛС БО) «Игла», поэтому в некоторых источниках этот самолет еще называют Ил-18Д «Игла». Данный радар был спроектирован в СКБ-1 НИИ Радиоэлектроники (г. Ленинград). Кроме радиоэлектронной разведки, Ил-20 мог проводить и аэрофотосъемку местности.

Переоборудование первого Ил-18Д в разведывательный самолет началось в мае 1967 года на авиационном заводе №30. Оно завершилось в начале 1968 года, а уже в марте стартовали заводские испытания новой машины. Первый полет будущего Ил-20 состоялся 21 марта, испытания были завершены в 1969 году.

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Их результаты показали, что в плане пилотирования Ил-20 практически ничем не отличается от серийного Ил-18Д. Оно было легким и удобным, хотя расположение антенны под фюзеляжем самолета несколько уменьшало его устойчивость.

В целом машина получила положительную оценку и была рекомендована к серийному производству, которое было развернуто здесь же, на заводе №30.

Второй этап испытаний Ил-20 проходил в 1971-1972 гг., и только после его успешного завершения самолет стал поступать в вооруженные силы.

Вскоре, вслед за Ил-20, были разработаны и запущены в производство более совершенные самолеты Ил-20М и Ил-20М1.

Все вышеперечисленные разведывательные машины не входили в состав обычных авиационных подразделений, они находились в прямом подчинении командующих военных округов.

Как правило, в каждом округе имелось несколько самолетов Ил-20. Считается, что до 1976 года на заводе №30 было изготовлено несколько десятков Ил-20 различных модификаций.

На протяжении всего периода своей эксплуатации самолеты Ил-20 регулярно привлекались к учениям вооружённых сил СССР. Первыми из них стали войсковые учения «Двина», которые проходили в начале 1970 года.

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Практически сразу после принятия на вооружение Ил-20 стали осуществлять патрулирование нейтральных вод различных районов Мирового океана, что не осталось незамеченным для вероятного противника. Однако американцы долго не могли определить, что представляет собой Ил-20, и какие задачи он способен решать. Только в 1978 году он был классифицирован и получил кодовое обозначение Coot-А.

Позже Ил-20 привлекался для выполнения разведывательных полетов в Афганистане.

В 90-е годы самолеты Ил-20 стали постепенно снимать с боевого дежурства, потому что их бортовое радиоэлектронное оборудование уже не соответствовало требованиям времени. Его демонтировали, а самолеты переделывали для перевозки пассажиров и грузов.

В 1980 году в эксплуатацию были приняты самолеты телеметрии Ил-18РТЛ и Ил-20РТ. Эти машины также были созданы на базе модификации Ил-18Д. Они использовались при испытательных пусках ракет самого различного назначения. Эти самолеты обслуживали, как гражданскую космическую программу, так и привлекались при запусках баллистических и крылатых ракет.

Пунктом базирования Ил-18РТЛ и Ил-20РТ был аэродром «Крайний» (Байконур). Данные машины были незаменимы при поиске спускаемых капсул с советских спутников фоторазведки. Самолет засекал сигнал с такой капсулы, а затем направлял в район ее приземления авиационную или наземную группу поиска.

В 70-е годы на базе Ил-18Д был создан воздушный командный пункт Ил-22.

В 2009 году началась программа переоборудования Ил-22 в самолет-постановщик помех Ил-22ПП. В прошлом году три первых Ил-22ПП были переданы военным.

Описание конструкции

Ил-20 выполнен по нормальной аэродинамической схеме, это четырехмоторный низкоплан с однокилевым хвостовым оперением и убирающимся трехопорным шасси.

Фюзеляж самолета цельнометаллический типа полумонокок. Под ним в специальной гондоле размещалась антенна РЛС БО «Игла». Она имела характерную сигарообразную форму. Оборудование РЛС располагалось в переднем багажном отсеке самолета.

Самолет Ил-20: фото, характеристики

В состав силовой установки Ил-20 входили четыре турбовинтовых двигателя АИ-20М, мощностью по 4225 л. с. каждый.

Трехопорное убирающееся шасси состояло из двух основных и передней стойки. Основные стойки шасси четырехколесные, передняя стойка шасси имела два колеса.

Экипаж самолет Ил-20 состоял из шести человек: двух пилотов, бортрадиста, бортинженера и штурмана. Кроме того, радиоэлектронное оборудование обслуживалось шестью операторами, рабочие места которых находились в передней и средней кабине машины.

Салон самолета был полностью переделан, в его хвостовой части располагались помещения для отдыха экипажа с буфетом, туалетами, креслами.

Также в задней части фюзеляжа находился аварийный люк, через который можно было покинуть самолет в случае возникновения нештатной ситуации.

Радиолокационная станция «Игла-1» была основным инструментом ведения разведки на Ил-20, однако отнюдь не единственным. По бортам самолета в специальных обтекателях размещались фотоаппараты комплекса аэрофотосъемки А-87П. Их объективы закрывались сдвижными шторками.

Наличие данных обтекателей – это еще один признак (кроме антенны РЛС), по которому можно было отличить самолет-разведчик от гражданской версии самолета.

В задней части обтекателей размещались антенны системы радиотехнической разведки «Ромб», в задачу которой входило обнаружение источников радиоизлучения, их частоты и расположения.

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Для более детального изучения радиоизлучающих объектов противника на борту Ил-20 размещался комплекс «Квадрат», а для перехвата радиопереговоров в УКВ-диапазоне использовалась система «Вишня».

Ил-20 стал первым отечественным самолетом, предназначенным для ведения радиоэлектронной разведки. Хотя, конечно, в наши дни эту машину можно назвать морально и физически устаревшей.

Источник: https://WarWays.ru/aviatsiya/boevye-samolety/il-20.html

Ил-20, самолёт радиоэлектронной разведки

Компания участник: Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина, ПАО

Самолет Ил-20: фото, характеристики
Самолет Ил-20: фото, характеристики
Самолет Ил-20: фото, характеристики
Самолет Ил-20: фото, характеристики
Самолет Ил-20: фото, характеристики
Самолет Ил-20: фото, характеристики

Ил-20 (по кодификации НАТО: Coot — «Лысуха») — самолет радиоэлектронной разведки и РЭБ на базе Ил-18, оборудованный РЛС бокового обзора, ИК-сканером и другими датчиками.

История.

Самолёт комплексной радиоэлектронной, фоторазведки и радиоперехвата Ил-20 (обозначение НАТО — Coot-A) создан на базе пассажирского самолёта Ил-18 в 1968 году.

Он предназначался для разведки вдоль государственной границы и приграничной полосы и явился первым в СССР разведывательным самолётом такого типа.

В фюзеляже переднюю часть пассажирской кабины занимали установленные по бортам фотоаппараты перспективной аэрофотосъемки А-87П и станция общей радиотехнической разведки «Ромб-4».

В подфюзеляжной гондоле находится антенна радиолокационной станции бокового обзора (РЛС БО) «Игла-1». Также на самолёте стояла станция детальной радиотехнической разведки «Квадрат-2» и аппаратура радиоперехвата УКВ диапазона «Вишня».

В передней и средней части пассажирской кабины установлены кресла для 6 (впоследствии 8) операторов радиотехнических систем. Операторский состав возглавлял начальник бортового разведывательного комплекса (БРК). Лётный экипаж состоит из 5 человек.

В хвосте самолёта оборудована комната отдыха с обычными сдвоенными пассажирскими креслами, буфет, гардероб и туалет.

Первый полёт состоялся 21 марта 1968 года, командир экипажа — С. Г. Близнюк. Цикл испытаний был завершён в 1969 году.

От исходного самолёта Ил-20 отличается более мощными двигателями АИ-20М, меньшим полётным весом и увеличенной до 5400 км дальностью полёта. Серийно Ил-20 и его модификации строился на московском авиазаводе «Знамя Труда» до 1976 г. Часть самолётов было переоборудована из пассажирских Ил-18Д.

Самолёты не поступали на вооружение каких-либо авиационных разведывательных или иных подразделений ВС СССР, а числились в частях центрального подчинения, то есть напрямую замыкались на штаб округа или флота.

Самолёты периодически выполняли разведывательные полёты, а также принимали активное участие в разнообразных учениях.

Впоследствии, из-за морального и физического старения разведаппаратуры, оставшиеся в строю самолёты переделаны в транспортно-пассажирские и используются для перевозок личного состава и грузов.

Окраска

Самолёты Ил-20 и Ил-22 очень часто окрашивались под принятый тогда стандарт советского «Аэрофлота» и наносился гражданский регистрационный номер. Более того, на борту в районе кабины, как и на пассажирском самолёте, была надпись «Ил-18». Только некоторые самолёты получили шаровый (серый) цвет, как на Ил-38. 

Модификации

Название модели  Краткие характеристики, отличия.
Ил-18Д «Игла»(«изделие 20») Опытный самолёт радиотехнической разведки, переоборудована одна машина.
Ил-18РТЛ Опытный самолётный измерительный пункт для испытаний ракетной техники (телеметрическая летающая лаборатория). Переоборудована одна машина.
Ил-20М («изделие 17») Самолёт радиотехнической разведки. Изготовлено 20 машин.
Ил-20М1 Самолёт с доработанным комплексом радиотехнической разведки.
Ил-20РТ Самолётный измерительный пункт для испытаний ракетной техники (телеметрическая летающая лаборатория). Изготовлено 4 машины.
Ил-22 (изд. 36 «Бизон») воздушный командный пункт со спецсвязью. Модернизация проводилась в ОКБ Мясищева. Построено 14 самолётов.
Ил-22М-11 (изд. 40 «Зебра») Дальнейшая модификация ВзКП. Построен 21 самолёт.
Ил-22М-15 (изд. 41) Последняя модификация ВзКП. Построен 1 самолёт, после развала СССР достался Казахстану.

По состоянию на 08.07.2014 г. ОАО «Ил» выполняет ряд опытно-конструкторских работ и работ по модернизации самолётов специального назначения типа Ил-20 и Ил-22.

Читайте также:  Схема аэропорта фьюмичино в риме

На вооружении

Состоит на вооружении

  • Россия — 20 Ил-20М, по состоянию на 2012 год.

Состоял на вооружении

  • СССР — состоял на вооружении вплоть до распада страны в 1991 году

Ил-20 вошел в историю российской военной авиации как первый отечественный самолет, предназначенный для комплексного использования средств воздушной разведки, основанных на разных принципах получения информации.

Летно-технические характеристики

Размах крыла, м 37.42
Длина самолета,м 35.90
Высота самолета,м 10.17
Площадь крыла,м2 140.60
Масса, кг пустого самолета 33760
Масса, кг максимальная взлетная 64000
Тип двигателя 4 ТВД АИ-20М
Мощность, л.с. 4 х 4250
Максимальная скорость, км/ч 675
Крейсерская скорость, км/ч 620
Практическая дальность, км 6200
Практический потолок, м 10000
Экипаж, чел 13

Видео

Источник: https://www.arms-expo.ru/armament/samples/992/72517/

Самолёт-загадка Ил-20

Созданный на базе легендарного пассажирского самолёта Ил-18, первый самолёт-разведчик Ил-20 выполнял полёты вдоль всей протяжённости государственной границы и благодаря своей оснащённости фотоаппаратурой и оборудованию радиотехнической разведки и радиоперехвата, успешно справлялся с поставленными задачами.

История создания

История проекта началась в далёком 1945 году, страна ещё не оправилась после Великой Отечественной Войны, а инженерная мысль уже заглядывала в будущее, определяя дальнейшую стратегию авиастроения. Уже в 1946 году первая опытная машина, разработанная в КБ С.В. Ильюшина, поднялась в воздух.

Она имела силовую установку из четырёх поршневых двигателей конструкции А.Д. Щвецова и была рассчитана на перевозку 65 пассажиров на расстояние до 3 тыс. км. с крейсерской скоростью 450 км/ч.

Вскоре стало ясно, что поршневые двигатели не могут отвечать требованиям заказчика и проект Ил-18 заморозили на неопределённое время.

В 1956 году началась разработка турбовинтовой версии лайнера на 75 пассажиров с дальностью 3000 км. Предполагалось, что с этим количеством пассажиров и 4 тоннами груза самолёт будет выполнять полёты со скоростью 600–650 км/ч на высоте 8 тыс. метров.

Взлётная дистанция лайнера должна быть не более 650 метров, а посадочная — 600 метров. В конструкторском бюро Ильюшина, имея наработки по поршневому варианту Ил-18, быстро доработали проект под турбовинтовые двигатели и 24 июня 1957 года опытный образец был опробован в полёте.

Лётные испытания успешно завершились в 1959 году и самолёт передали в серийное производство.

После установки на машину турбовинтовых двигателей Аи-20 конструктора А.Г. Ивченко, Ил-18 стал одним из самых надёжных и эффективных самолётов.

При отказе одного двигателя, полёт можно было продолжать, не теряя высоты до пункта назначения, а при остановке двух двигателей надо было снизить высоту и несколько уменьшить дальность полёта.

Всё это делало полёты на лайнере безопасными и надёжными.

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Ил -20, взлёт

На базе ильюшинского пассажирского лайнера в 1968 году был разработан самолёт-разведчик Ил-20. В марте этого же года лётчик-испытатель А.Г. Близнюк вместе с экипажем впервые поднял в воздух и опробовал машину в полёте. После начались лётные испытания, осенью 1969 года Ил-20 был сдан в эксплуатацию и пошёл в серию.

Особенности конструкции

У самолёта-разведчика остался планер Ил-18, вместо двигателей НК-4 установили, обладающие большей мощностью турбовинтовые Аи-20М, снизили общий полётный вес, дальность полёта Ил-20 возросла и составила 5400 км.

Сразу за кабиной экипажа в Ил-20 в переднем отсеке располагались по обоим бортам аэрофотоаппараты А-87П и станция, ведущая общую разведку в радиодиапазоне – «Ромб-4», между кабиной пилотов и передней кромкой крыла снаружи под фюзеляжем в обтекаемой гондоле размещалась антенна радиолокационной станции бокового обзора.

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Самолёт Ил-20

Внутри фюзеляжа оставалось достаточно места для аппаратуры перехвата на ультракоротких радиоволнах и станции детальной разведки. В салоне возле фотоаппаратов, станций перехвата и радиоразведки располагались восемь операторов, обслуживающих эти радиотехнические системы во главе с начальником этого комплекса.

Кроме операторов, на борту находились ещё пять человек лётного состава. В длительных полётах все члены этого коллектива могли отдохнуть попеременно в отсеке для отдыха, расположенном в хвостовой части фюзеляжа. Там находились парные кресла и столики возле буфета, рядом был оборудован гардероб, а в самом конце отсека, за перегородкой размещался туалет.

Ил-20 практически визуально ничем не отличался от базовой модели, эти машины никогда не поступали в войсковые части, а напрямую подчинялись лишь штабам армии или флота.

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Ил-20

Лётно-технические данные

  • Экипаж — 13 чел
  • Максимальная скорость — 675 км/ч
  • Скорость крейсерского режима — 620 км/ч
  • Дальность — 6200 км
  • Динамический потолок — 10 тыс. м
  • Длина самолёта — 35,9 м
  • Высота самолёта — 10,17 м
  • Площадь крыла — 140,6 м2
  • Вес неснаряженного самолёта — 33,76 т
  • Максимальный взлётный вес — 64 т
  • Двигатели — 4 х АИ-20М
  • Тяговооруженность — 4 х 4250 л.с.

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Рабочие места операторов Ил-20

Интересные факты полётов Ил-20 в Сирии

Когда рядовому зрителю по телевидению показывают изображение в режиме реального времени интерактивной карты с нанесением ударов наших штурмовиков по позициям боевиков ИГИЛ, не каждый догадывается, что такая картинка возможна не только с помощью спутников и беспилотников, но и в результате работы самолёта радиотехнической разведки Ил-20.

Как известно, более 200 ударов нанесли наши ВКС, уничтожив склады горючего, командные пункты террористов и живую силу. Высокую точность этих ударов обеспечили самолёты радиотехнической разведки Ил-20 с помощью РЛО и оптических сенсоров, размещённых на них.

  • Координация полёта ракет «Калибр» на подходе к цели, при пуске их из акватории Каспийского моря, не была бы такой точной, если бы не высококлассная работа операторов самолёта радиотехнической разведки Ил-20.
  • Ещё один интересный факт, штурмовики и бомбардировщики точно выходят на цель с помощью аппаратуры Ил-20, но локаторы противника их не видят в это время, ЗРК просто ничего не наблюдают на своих экранах, благодаря работе аппаратуры радиоэлетронного противодействия, установленной на самолёте-разведчике Ил-20.
  • Американцы прозвали эту машину самолётом-загадкой.

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Ил-20МЭ

Видео Ил-20: разбег с поднятой стойкой шасси, взлёт

Самолёт Ил-20 является первым советским самолётом-разведчиком. Создание этой машины стало настоящим прорывом в области воздушной разведки. В наши дни Ил-20 стал платформой для радиоэлектронного разведывательного оборудования и считается главным разведчиком российских ВВС.

Источник: https://aviarf.ru/samolyot-zagadka-il-20/

ИЛ-20: самолёт, штурмовик, технические характеристики (ТТХ), конструкция, применение, история создания

В годы Великой Отечественной Войны конструкторское бюро Сергея Ильюшина прославилось, в первую очередь, штурмовиками и бомбардировщикам. В послевоенные годы, однако, КБ стало известно, как разработчик пассажирских и транспортных самолётов. Разработки военного назначения обычно оставались опытными.

Но в производство пошёл, например, самолёт радиоразведки Ил-20. Эти машины, разработанные на базе пассажирского лайнера Ил-18, до сих пор стоят на вооружении и активно применяются. Только в последние годы «двадцатые» начали понемногу заменяться более современными разведчиками.

История создания

В 50-е годы в Советском Союзе создали ряд турбовинтовых пассажирских лайнеров. И, что интересно, каждый из них имел «родственника» военного назначения. На базе Ту-144 был создан самолёт дальнего обнаружения Ту-126. Ан-10 имел грузовой аналог – Ан-12. Ну а самый распространённый и долговечный из тройки – Ил-18 – стал основой для машины радиотехнической разведки.

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Разведка – самая очевидная задача, которую можно было доверить самолёту, потому и первые военные аэропланы были разведчиками, вооружёнными обычно фотоаппаратами. Однако развитие зенитных ракет в 50-х годах изменило расклад сил.

Летать над территориями государств с сильной ПВО стало невозможно даже высотным разведчикам. И уже в 1964 году в США на вооружение приняли самолёт RC-135, способный вести наблюдения, не нарушая советских границ.

В 1965 году создать аналогичный разведчик поручили КБ Ильюшина.

В 1967 году в средство радиоразведки начали переделывать серийный лайнер Ил-18Д.

На эту реконструкцию ушёл год. В марте 1968 года Ил-20 ушёл в первый полёт, а в 1969 году завершились опытные полёты, которые решили засчитывать одновременно как государственные испытания. Самолёт рекомендовали запускать в серию.

Конструкция

По конструкции самолёт Ил-20 в основном схож с прототипом – лайнером Ил-18. Это цельнометаллический низкоплан с 4 турбовинтовыми моторами. Фюзеляж-полумонокок имеет обшивку из дюраля, листы которой крепятся к силовому набору заклёпками. Большую часть фюзеляжа занимает герметичная кабина, разделённая на 2 палубы.

Крыло – в виде трапеции, со съёмными консолями, оснащено 2-щелевыми закрылками и 2-секционными элеронами. Хвостовое оперение состоит из стабилизатора с рулями высоты и киля с рулём поворота.

Читайте также:  Что такое терминал в аэропорту

Разведчик оснащён 4 турбовинтовыми двигателями АИ-20М. Каждый мотор имеет 10-ступенчатый компрессор и 3-ступенчатую турбину, взлётная мощность на валу винта – 4250 сил. Пропеллеры – автоматически изменяемого шага.

Топливо поступает из крыльевых баков – часть из баков мягкого типа (размещены в центроплане), а часть – кессонные в консолях.

Система управления у «Ила» – механическая, плоскости управляются с помощью тяг и тросов, без участия усилителей, имеется автопилот.

Главным отличием Ил-20 было, разумеется, специальное оборудование.

В бывшем пассажирском отсеке разместили фотоаппараты модели А-87П, предназначенные для перспективного фотографирования поверхности земли. Объективы фотоаппаратов прятались за боковыми обтекателями. Эти же обтекатели скрывали антенны РЛС «Ромб», определявшей местоположение радаров противника (по направлению и частоте).

Под фюзеляжем разведчика устанавливалась гондола, в которой находилась РЛС бокового обзора – «Игла-1». Эта станция, в отличие от «Ромба», позволяла не только обнаруживать излучение других радаров, но и получать радиолокационное изображение местности, по качеству и разрешению не уступавшее фотографиям.

Кроме этого, Ил-20 оснащался системой «Квадрат», схожей по функционалу с «Ромбом», но способной точно определять тип источников перехваченного излучения (отслеживалась, в том числе, и мощность излучения). А система «Вишня» позволяла прослушивать переговоры в открытом эфире.

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Экипаж Ил-20 состоял из 2 пилотов, бортинженера и радиста. Радиоэлектронное оборудование находилось под контролем 6 операторов. В задней части бывшего пассажирского отсека обустраивалось бытовое помещение. Бывший люк багажного отсек был переделан в эвакуационный, для покидания самолёта с парашютом.

Модификации

Разведчики Ил-20 с усовершенствованным оборудованием получили обозначения Ил-20М и –М1. Количество операторов разведывательной аппаратуры при этом возросло до 8. В конце 80-х годов была разработана ещё более совершенная модификация – Ил-20М11.

На базе Ил-20 в 1980 году построили несколько самолётов ракетной телеметрии, которые применялись при испытании ракет, в том числе и космических.

В настоящее время из 4 построенных экземпляров остался один.

Другой, более многочисленной, модификацией самолёта Ил-20 стал командный пункт Ил-22. Такие «летающие штабы» предназначались для командующих округов и главкомов, оснащались множеством систем дальней связи. Помимо этого, на Ил-22 появился эвакуационный люк с большое пропускной способностью.

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Одна из последних модификаций – помехопостановщик Ил-22ПП, способный парализовать системы самых разных целей – от самолётов ДРЛО до беспилотников.

Помехопостановщик приняли на вооружение в 2016 году, а причины, по которым базой для такого современного оборудования стал далеко не новый самолёт, прозаичны.

Ни один из современных российских летательных аппаратов по эксплуатационным качествам не подошёл.

Эксплуатация

Уже с 1970 года разведчики Ил-20 начали использоваться в учениях и совершать разведывательные полёты. При этом самолёты часто окрашивались в цвета «Аэрофлота» и несли гражданскую регистрацию.

Вероятно, именно это поспособствовало тому, что окончательная идентификация машины странами НАТО произошла только в 1978 году.

Разведчики Ил-20 и Ил-22 применялись во время войны в Афганистане, причём вторые – обычно не по прямому «командному» назначению, а в качестве мобильных штабных салонов.

В 90-е годы разведчики на базе старых лайнеров стали устаревать, но самолёты Ту-22Р устарели ещё сильнее, а современных разведчиков Ту-22МР было выпущено слишком мало.

Так Ил-20 остался основным средством воздушной радиотехнической разведки. Такие разведчики вошли и в состав группировки российских войск в Сирии. В сентябре 2017 году один из «Илов» по ошибке был сбит сирийскими ПВО.

Лётно-технические характеристики

  • Американский разведчик RC-135, в ответ на который создавался Ил-20, и является его аналогом.
  • Самолет Ил-20: фото, характеристики
  • RC-135 также создавался на базе пассажирского лайнера (реактивного «Боинг-707»).
 Ил-20RC-135W
Размах крыла, м 37,4 39,8
Длина, м 35,9 39,2
Максимальная взлётная масса, т 64 124
Максимальная скорость, км/ч 675 991
Потолок, км 10 12
Дальность, км 6200 9100

RC-135 превосходит отечественный аналог по скоростным качествам, но это является следствием использования более скоростного базового самолёта. А круг выполняемых им задач несколько отличается – RC-135 несёт больше радиоэлектронного оборудования, предназначенного в первую очередь, за контролем над воздушной обстановкой.

Долгая служба Ил-20 – во многом следствие удачно выбранного прототипа – Ил-18 «отстранили» от полётов в России только в 2004 году.

К сожалению, сложно сказать, как бы сложилась его судьба, если бы в 90-е годы удалось построить больше современных разведчиков Ту-22МР. Однако то, что именно Ил-20 оказался самым подходящим самолётом для эксплуатации в тяжёлое время – тоже говорит в его пользу.

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/il-20/

Ввс модернизируют самолёт-разведчик ил-20м

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Минобороны модернизировало один из самых старых отечественных самолетов. По информации «Известий» из главкомата Военно-воздушных сил, один из 20 базирующихся на аэродромах в Кубинке и Чкаловском самолёт Ил-20М прошел полную модернизацию и до Нового года должен вернуться в строй. «На обновленной машине появились высокочувствительные станции радиотехнической разведки. Они обнаруживают излучение электронных систем вероятного противника, то есть радаров, систем связи, наведения и т.д.», — сказал офицер.

Военный Ил-20М был создан в 1970 годы на базе гражданского среднемагистрального лайнера Ил-18, который появился вообще в 1950-е годы.

Было выпущено 20 самолетов, и все они без исключения сохранились в удовлетворительном летном состоянии до нынешнего времени.

 По данным источника, обновлению подлежит каждая машина, а характеристики новой бортовой станции и даже ее наименование являются сведениями с грифом «Совершенно секретно», так что Ил-20М «остается самой загадочной машиной в парке ВВС».

Самолет Ил-20: фото, характеристики

Несмотря на почтенный возраст, самолет пользуется уважением авиаторов. В главкомате говорят, что заменить его нечем. Радиоэлектронная разведка ведется двумя способами: активным и пассивным. Активный — это дальнее радиолокационное обнаружение (ДРЛО), предназначенное для наведения ударных средств на цель.

Пассивный — это радиотехническая разведка, которая только обнаруживает и классифицирует вражеское радиоизлучение.

Самолет радиотехнической разведки, как и ДРЛО, подолгу барражирует над определенными районами, сканируя радиоэлектронную обстановку.

 Поэтому он должен быть экономичным и вместительным, чтобы в него можно было монтировать габаритное оборудование. Еще ему необходима способность к высотным полетам для ретрансляции сигналов.

«Пока аналогов старичку Ил-20М нет. На замену ему рассматривались современные Ту-204, Ту-214 и Ан-140. Ни один не удовлетворил всем требованиям.

Например, у Ту-204 недостаточная дальность и продолжительность полета — он может висеть в воздухе около шести часов, а Ил-20М — 8…12 часов. В Ан-140 не влезет достаточно груза, сам самолет имеет конструктивные недостатки фюзеляжа и крыльев.

Оптимальнее всех смотрится модернизированный Ту-214, и то при правильной доработке и в отдаленной перспективе», — рассказывает собеседник.

  Новые подробности создания ОСК «Север»

На авиабазе в Кубинке «Известиям» заявили, что претензии все-таки есть: часть машин требуют ремонта, покраски и обновления различных узлов. Запасных частей к движкам мало по понятным причинам, а их ресурс продлевает только украинская фирма «Мотор-Сич».

И вообще «негоже устанавливать высококлассную радиоэлектронику на машины, которым по 40 и более лет». Но в Чкаловске свои Ил-20М похвалили, сообщив, что все они в хорошем техническом состоянии, активно используются по всей стране.

Где именно, это секретная информация, сказал офицер из Чкаловска.

В свою очередь, информированный источник в ОПК сообщил «Известиям», что Ил-20М не стоит путать с совсем древними Ил-18. Внешне они похожи как близнецы, большие отличия скрыты от глаз. Разница в антеннах, высокочувствительных датчиках, компоновке планера, и по сути, «это перепроектированная машина».

«Создавать новый самолет радиотехнической разведки — дело долгое и дорогое, и никто не даст гарантии, что успешное в итоге.

Ведь помимо прочего требуется переделать всю систему радиоэлектронной разведки, которая спроектирована под Ил-20М с учетом его размеров и формы фюзеляжа и крыльев. Американцы для аналогичных целей используют Boeing RC-135, ровесник Ил-20М.

И наша, и американская машины — штучные, с индивидуальной доводкой, поэтому отличаются друг от друга», — говорит собеседник.

По его данным, межремонтный ресурс Ил-20М составляет почти 10 лет, что тоже является большим плюсом машины. Главное — защитить планер от коррозии и усталости металла. Действующие Ил-20М имеют исправные планеры, а остальные детали вполне ремонтопригодны, считает источник в ОПК.

/Алексей Михайлов, izvestia.ru/

Источник: https://army-news.ru/2012/12/vvs-moderniziruyut-samolyot-razvedchik-il-20m/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector