Самолет як-15: фото, характеристики

Темпы развития авиации в первой половине 20 века были таковы, что истребитель с рекордными характеристиками мог устареть за несколько лет. Впрочем, пока самолёты строились из дерева и полотна, от них и не требовалось служить десятилетиями.

И-15 появился, когда истребители-бипланы уже сходили со сцены. Поначалу его посчитали не очень удачным образцом. И только потом, когда запускались в производство истребители следующего поколения, выявилась его ценность. Война показала, насколько хорош был И-15, и что «ошибочные» решение, использованные в его конструкции, были правильны.

История создания

К 30-м годам в Советском Союзе не только была создана авиационная промышленность – существовали и опытные конструкторские кадры. Развивалась и теория применения боевых самолётов.

Самолет Як-15: фото, характеристики

В 1933 году Николай Поликарпов начал работы по созданию нового маневренного истребителя-биплана (в то время считалось, что маневренные и скоростные самолёты должны быть отдельными, взаимодействующими типами). Самолёт разрабатывали на основе предыдущего проекта Поликарпова – И-5, недавно запущенного в производство.

«Пятнадцатый» отличался улучшенной аэродинамикой и установкой более мощного двигателя – американского R-1820.

Важным изменением стало отсутствие у верхнего крыла традиционного центроплана – две части крыла соединялись прямо с фюзеляжем за счёт характерного излома. Эта схема получила название «чайка».

В течение лета 1933 года был построен первый опытный образец. Его испытаниями в воздухе занимался легендарный Валерий Чкалов. В конце ноября, правда, из-за повреждения лыжного шасси самолёт оказался разбит, и на государственные испытания отправили второй прототип. И уже в первый день 1934 года И-15 было решено запустить в производство и ввести в строй.

Испытания выявили, что по главным требованиям к маневренному истребителю – времени виража и скорости подъёма – «пятнадцатый» превосходит все советские истребители.

Конструкция и вооружение

Фюзеляж самолёта И-15 представлял собой ферму из стальных труб, обтянутую полотном в хвостовой части, и закрытую металлическими панелями – в носовой. Спереди на раме в виде пирамиды устанавливался звездообразный двигатель М-25 – лицензионная копия американского образца R-1820.

Мотор оснащался приводным нагнетателем, мощность составляла 625 л.с.

Головки цилиндров закрывались обтекателем типа «кольцо Тауненда», а спереди двигатель истребителя закрывал передний капот в виде щита. В щите были сделаны закрывающиеся окна, с помощью которых пилот И-15 мог регулировать количество воздуха, охлаждающего двигатель.

Винт – двухлопастный, постоянного шага. За мотором устанавливался масляный бак, а перед кабиной пилота – топливный бак на 160 л горючего.

Кабина лётчика отсекалась от топливного бака дюралюминиевой переборкой толщиной 0,5мм. Кабина открытая, оснащённая боковыми створками для удобства посадки.

Крылья истребителя имели деревянную конструкцию и обтягивались перкалью. Оперение – дюралевое, также обтянутое тканью.

Стойки неубирающегося шасси оснащались амортизаторами, колёса имели тормоза. Снаружи и стойки, и колёса закрывались обтекателями. Надо заметить, что первоначальный проект самолёта И-15 предусматривал убирающиеся шасси и закрытую кабину. Посадочных фар самолёт не имел – ночью для освещения посадочной полосы надо было использовать пиротехнические факелы.

Самолет Як-15: фото, характеристики

На истребителе И-15 были установлены четыре пулемёта ПВ-1 калибра 7,62мм. Конструктивно ПВ-1 представляли собой доработанные для использования в авиации пулемёты системы Максима.

Они не имели кожуха для охлаждающей жидкости, стволы были легче и короче. Зато до 750 выстрелов в минуту был поднят темп стрельбы.

Верхняя пара пулемётов питалась от лент ёмкостью по 1150 патронов, боезапас нижних пулемётов был меньше – по 450 патронов.

Для наведения пулемётов истребителя на цель служил оптический прицел ОП-1 – копия британского прицела времён Первой Мировой. ОП-1 представлял собой зрительную трубу с нанесённой прицельной сеткой и не увеличивал изображение. Установили на истребитель и дублирующий механический прицел из кольцевого целика и мушки.

Четыре бомбодержателя позволяли использовать И-15 в качестве штурмовика.

На них подвешивались осколочные авиабомбы калибра до 10 кг. Производились эксперименты по установке на бомбодержатели пулемётных контейнеров с пулемётами ШКАС. Ограниченно применялось на И-15 ракетное вооружение – реактивные снаряды РС-82.

Модификации

Первый прототип И-15 – разбившийся в ноябре 1934 года – был восстановлен в виде рекордного самолёта. Ради снижения веса с самолёта сняли даже амортизаторы шасси и смыли краску, установили высотный двигатель. Осенью 1935 года Владимир Коккинаки поднял его на высоту 14,5 км, после чего запас горючего иссяк и на аэродром самолёт планировал.

Самолет Як-15: фото, характеристики

Под воздействием успеха Поликарповым всего за месяц был подготовлен проект новой рекордной модификации – с увеличенными крыльями и закрытой обогреваемой кабиной. Однако оказалось, что этого недостаточно, и кабина самолёта должна быть герметичной.

В 1937 году второй прототип истребителя был оснащён такой кабиной и двигателем с турбонаддувом, но рекорда не поставил – не позволил сильный износ конструкции. В то же время оснащённые гермокабинами стандартные истребители успешно поднимались на 9 км даже со штатными моторами.

Модификация И-15 бис пошла в производство в 1938 году.

На этом истребителе применили форсированный до 750 л.с. двигатель М-25, закрытый капотом NACA вместо кольца Тауненда. Но главное – верхнее крыло выполнили традиционным, без «чайки». Однако самолёт оказался перетяжеленным, и его лётные характеристики выросли незначительно. Некоторые И-15 бис имели усиленное вооружение – пулемёты ПВ-1 были заменены на скорострельные ШКАСы.

Эксплуатация

Хотя первоначально самолёт произвёл благоприятное впечатление своими рекордными характеристиками, начавшаяся в 1935 году войсковая эксплуатация смогла это изменить.

Хотя в целом лётчикам машина нравилась, постоянно выявлялись дефекты сборки, устранение которых своими силами ухудшало лётные качества истребителя.

Текли бензобаки, ломались винты, а обтекатели шасси забивала срезанная ими трава при посадке.

Самолет Як-15: фото, характеристики

А кроме того, был сделан вывод, что в недостаточной путевой устойчивости самолёта, выявленной ещё при первых полётах, виновата именно «чайка». В итоге выпуск «пятнадцатого» прекратили, и только к 1938 году нехватка самолётов вынудила его возобновить – уже в виде И-15 бис с традиционным центропланом.

Тем временем в Испании началась гражданская война. В виде военной помощи республиканцам отправились и советские истребители. И в боях оказалось, что самолёт Поликарпова, уже снятый с производства, был одним из лучших истребителей своего поколения. «Чато», как его называли в Испании, полюбили за лёгкость в освоении и управлении, и великолепную маневренность.

Биплан оказался надёжным и живучим, использовался, как ночной истребитель и штурмовик.

Девять советских пилотов, воевавших в Испании на И-15, удостоились звания Героя Советского Союза.

Бипланы Поликарпова подвергались полевым модернизациям: появился оказавшийся необходимым маслорадиатор, устанавливались самодельные бронеспинки. Производство «Чато» наладили и в самой Испании.

Однако И-15 был хорош в боях с истребителями-ровесниками. А к середине 1937 года силы франкистов пополнились самолётами передовой конструкции – в составе «Легион Кондор» появились немецкие Bf.109.

Справиться с такими противниками «Чато» уже не могли.

Самолет Як-15: фото, характеристики

На Дальнем Востоке И-15 и И-15 бис поучаствовали в боях у озера Хасан, как маневренные истребители, однако скорости им уже откровенно не хватало. Во время боёв у реки Халхин-Гол бипланы уже применялись, как штурмовики, сбрасывая на японскую пехоту осколочные бомбы. Некоторые из старых самолётов использовались в этом качестве и в начале Великой Отечественной Войны.

В Испании захваченные франкистами «пятнадцатые» состояли на вооружении до 1950 года, в социалистической Монголии они продержались до 1953 года.

Лётно-технические характеристики

В испанском небе противниками И-15 были самолёты, аналогичные ему по схеме и общему предназначению – He.51 и CR.32.

 И-15He.51CR.32
Взлётная масса, т 1,3 1,9 1,9
Максимальная скорость, км/ч 370 315 354
Скороподъёмность, м/мин 625 632 667
Дальность, км 500 570 780
Вооружение 4х7,62мм пулемёта 2х7,92мм пулемёта 2х12,7мм пулемёта

Немецкий биплан уступал «Чато» как по мощности вооружения, так и в скорости и маневренности. Это признавали и сами немцы, для которых боевые качества И-15 оказались неприятным сюрпризом.

Самолет Як-15: фото, характеристики

Итальянский самолёт был более грозным противником. Крупнокалиберные пули его пулемётов наносили более тяжёлые повреждения, кроме того, в боекомплект входили и разрывные боеприпасы. Однако пулемёты имели сравнительно небольшой темп стрельбы и невысокую баллистику, что несколько уравнивало возможности.

Помимо этого, СR.32 имел цельнометаллическую конструкцию и двигатель с возможностью форсажа. Но в горизонтальной маневренности И-15 уступал и он.

И-15 не стал последним советским истребителем-бипланом, хотя такая перспектива у него была.

Однако опыт, полученный в Испании, не только подтвердит правоту идей Поликарпова, но и лег в основу самого совершенного самолёта такой схемы – И-153. Он станет самым совершенным боевым советским бипланом, на нём, наконец, будет внедрено убирающееся шасси. На вспомогательных ролях И-153 сохранятся в ВВС РККА до 1945 года.

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/i-15/

Як-130 и его ближайшие родственники

Як-130 (по классификации НАТО: Mitten – рукавица) – учебно-боевой самолет УБС созданный в ОКБ им. Яковлева в сотрудничестве с итальянской компанией Aermacchi. Самолет предназначен для замены в ВВС России устаревших учебно-тренировочных самолетов L-39.

В процессе разработки совместная работа с итальянцами была приостановлена из-за разногласий и каждая из фирм реализовали свою концепцию самостоятельно. Як-130 стал первым самолетом, который был полностью новой разработкой (а не модернизацией существующих машин) созданной в России после распада СССР.

В тендере на поставку ВВС нового учебно-боевого самолета он обошел МиГ-АТ. Потребность российской армии в таких самолетах составляет порядка 250 единиц.

ЯК-130 оборудован цифровой комплексной системой управления разработки МИЭА – КСУ-130, которая выполняет функции активной системы безопасности полета, автоматического управления. Данная система позволяет в учебных целях репрограммировать характеристики управляемости и устойчивости самолета в зависимости от типа имитируемого самолета.

Як-130 – это УБС, позволяющий готовить пилотов для самолетов, относящихся к 4 и 5 поколениям (МиГ-29, Су-30, F-15 и F-16, Eurofighter Typhoon и Rafale, F-22, F-35, а также ПАК ФА).

Читайте также:  Авиакатастрофа над синаем

Як-130 обладает системой электронной индикации, которая построена на 3-х жидкокристаллических многофункциональных цифровых индикаторах (МФЦИ) размерами 15 на 20 см без электромеханических приборов.

Самолет Як-15: фото, характеристики
Як-130 (бортовой номер «04 белый», серийный номер 00-04) с четырьмя КАБ. Ахтубинск, апрель 2012 года (с) Aht85049/aviaforum.ru

Як-130 – это моноплан классической схемы со стреловидным среднерасположенным крылом и цельноповоротным горизонтальным оперением. Развитые наплывы, расположенные перед крылом, обеспечивают устойчивое управление машиной на углах атаки до 35 градусов.

Самолет оснащен трехопорным убирающимся шасси с пневматикой низкого давления. Использование данного шасси позволяет эксплуатацию машины на грунтовых аэродромах.

Вспомогательная силовая установка ТА-14, обладающая электрогенератором переменного тока, позволяет автономную эксплуатацию Як-130 при возникновении аварийных ситуаций или на удаленных аэродромах, а также может быть применена в полете.

Самолет Як-15: фото, характеристики
Як-130 — выход на основной режим полёта. Фото с сайта http://www.yak.ru/

Самолет оснащен цифровой электродистанционной системой управления, которая обладает четырехкратным резервированием. Каждое место пилота оснащено катапультируемыми креслами, относящимися к классу «0-0».

Катапультирование осуществляется «через фонарь» кабины и обеспечивает безопасное покидание самолета экипажем в различных аварийных ситуациях, в том числе при нулевой скорости и нулевой высоте полета.

Концепция УБС предполагает наличие на Як-130 различного вооружения и возможности моделирования боевого применения разного типа самолетов. Самолет имеет 8 узлов подвески, расположенных под крылом, и один узел подвески под фюзеляжем.

Это позволяет самолету нести до 3000 кг. полезной боевой нагрузки, включающей различные ракеты, бомбы и контейнеры с различным оборудованием.

Предусматривается вариант, по которому Як-130 может быть оснащен системой дозаправки топливом в воздухе.

Самолет Як-15: фото, характеристики
Ангарное хранение самолетов Як-130 в Борисоглебском учебном авиационном центре подготовки лётного состава имени В. П. Чкалова ВВС России. Два ближайших самолета имеют бортовые номера «33» и «34», два центральных — бортовые номера «31» и «36», два дальних — бортовые номера «32» и «44». Борисоглебск, 08.12.2012 (с) Леся Полякова / Российская газета / foto.rg.ru

Серийный выпуск Як-130 планируется развернуть на 2-х авиазаводах – в Иркутске и в Нижнем Новгороде.

В настоящее время сообщения о числе заказанных самолетов постоянно меняются, считается, что к 2015 году ВВС России должны получить более 60 самолетов данного типа для обеспечения первоочередных потребностей в подготовке военных пилотов.

Со временем данные машины должны будут полностью заменить парк устаревших учебно-боевых самолетов L-39, по приблизительным оценкам это должно будет произойти в течение 10-13 ближайших лет. Именно Як-130 станет основой российской учебно-боевой авиации. На декабрь 2012 года в составе ВВС России находится 26 самолетов данного типа.

Новый самолет получился существенно дороже и тяжелее предыдущего L-39, но приобрел при этом совершенно новые качества, которые позволяют применять машину не только в роли летающей «учебной парты», но и в роли легкого штурмовика, истребителя-бомбардировщика, разведчика и самолета РЭБ. Во всех этих случаях требуется внесение изменений на уровне 15% от базовой модели. Прорабатывается также вариант создания на базе Як-130 семейства перспективных ударных беспилотных летательных аппаратов «Прорыв», в этом случае объем переработки составит уже 60%.

Тактико-технические характеристики Як-130:

  • Размеры: размах крыла – 9,84 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
  • Масса самолета нормальная взлетная – 7 230 кг., максимальная взлетная – 10 290 кг.
  • Запас топлива – 1700 л.
  • Тип двигателя – 2 ТРДД АИ-222-25, тяга – 2х2500 кгс
  • Максимальная скорость у земли – 1060 км/ч.
  • Практическая дальность – 1 600 км., с ПТБ – 2300 км.
  • Практический потолок – 12 500 м.
  • Экипаж – 2 человека.
  • Вооружение: точек подвески 9, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Итальянский УБС M-346

Самолет Як-15: фото, характеристики
Учебно-тренировочный самолет M-346 Master. 12-й авиасалон Dubai Air Show. Фото с сайтов fightglobal.com и militaryphotos.net

Ближайшим иностранным аналогом, практически братом российского самолета является итальянский M-346, который изначально разрабатывался совместно ОКБ им. Яковлева и итальянской компанией L’Alenia Aermacchi. На завершающем этапе проекта у сторон появились неразрешимые разногласия, и они остановили совместную разработку.

В итоге каждая из 2-х фирм получила полную техническую документацию на базовую версию будущего самолета (планер). После этого были выпущены собственные модели УБС. При этом за итальянским УБС M-346 сохранились права на маркетинг и дистрибуцию по всему миру за исключением СНГ, включая и Россию.

Рынок стран СНГ полностью отдан российскому Як-130.

Самолет был впервые представлен публике на авиасалоне Фарнборо в июле 2008 года. Использование в конструкции самолета титана и композитных материалов позволило снизить его массу примерно на 700 кг. по сравнению с исходным прототипом Як-130Д, что положительным образом отразилось на характеристиках самолета.

Заметно, что итальянский учебно-боевой самолет сохранил сходную с Як-130Д (демонстратор) хвостовую часть, а также вертикальный аэродинамический гребень в месте стыка наплыва и крыла. В то же время у него изменилась форма носового конуса, появилась штанга для заправки топливом в воздухе, совсем по-другому убирается шасси.

В настоящее время данный самолет активно продвигается на рынке. Наиболее крупный контракт на данный момент заключен с Израилем. В феврале 2012 года ВВС Израиля приобрели 30 самолетов M-346 «Мастер», сумма сделки составила 1 млрд. долларов. Предполагается, что первые УБС будут поставлены в страну в 2014 году.

Примечательно, что Як-130 и M-346 соперничают с собой в контрактах на поставку УБС для ВВС Филиппин и Малайзии.

Тактико-технические характеристики M-346:

  • Размеры: размах крыла – 9,72 м., длина истребителя – 11,49 м., высота – 4,76 м.
  • Площадь крыла – 23,52 кв. м.
  • Масса самолета нормальная взлетная – 6 700 кг., максимальная взлетная – 9 500 кг.
  • Запас топлива – 1950 л.
  • Тип двигателя – 2 ТРД ITEC (Honeywell) F124-GA-200, тяга – 2х2835 кгс.
  • Максимальная скорость у земли – 1060 км/ч.
  • Практическая дальность – 2 000 км.
  • Практический потолок – 13 700 м.
  • Экипаж – 2 человека.
  • Вооружение: точек подвески 9, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Китайский УБС L-15

Самолет Як-15: фото, характеристики
Учебно-тренировочный самолет Houngdu L-15. 12-й авиасалон Dubai Air Show. Фото с сайтов fightglobal.com и militaryphotos.net

Еще одним близким по духу самолетом, практически родственником, является китайский многоцелевой учебно-боевой самолет L-15, созданный компанией HAIG в Наньчане при непосредственном консультировании ОБК им. Яковлева. В отличие от Як-130 и его итальянского аналога M-346 китайский L-15 является сверхзвуковым самолетом учебно-боевой подготовки.

Он предназначен для обучения пилотов, летающих на истребителях J-10 и J-11. Возможность полетов на сверхзвуке предопределила наличие двигателя с форсажной камерой. Благодаря этой особенности самолет, особенно в его задней части, существенно отличается от Як-130 и M-346, по этой же причине у самолетов разное хвостовое оперение.

Хотя на виде сбоку L-15 мало чем отличается от российского и итальянского самолетов.

В качестве основой силовой установки китайских L-15 предполагается применять 2 форсажных двигателя АИ-222-25Ф, которые разрабатываются украинским ЗМКБ «Прогресс» им. Ивченко на базе существующего двигателя АИ-222-25, который используется на российском Як-130.

L-15 оснащен цифровой ЭДСУ и имеет современную авионику. В отличие от своих российских и итальянских братьев он оснащен встроенной 23-мм пушкой. На внешних подвесках самолет может нести вооружение различных классов как управляемое, так и неуправляемое.

Свой первый полет самолет совершил 13 марта 2006 года.

Конструкция УБС на 25% состоит из углеродных композиционных материалов, в том числе его хвостовое оперение, а также закрылки. Предполагаемый срок эксплуатации машины составляет 10 000 летных часов или около 30 лет. В 2010 году была представлена версия с форсированными дваигтелями АИ-222-25Ф.

Новая версия носит название L-15 Lift. Благодаря модернизации маневренность самолета была доведена до маневренности истребителей, относящихся к 3-му поколению. При этом по скороподъемности L-15 Lift не уступает французскому Mirage 2000 и американскому F-16.

В настоящее время самолет участвует в тендере ВВС КНР на учебно-боевой самолет нового поколения.

Тактико-технические характеристики L-15 Lift:

  • Размеры: размах крыла – 9,48 м., длина истребителя – 12,27 м., высота – 4,81 м.
  • Масса самолета нормальная взлетная – 6 500 кг., максимальная взлетная – 9 500 кг.
  • Тип двигателя – 2 ТРДД АИ-222-25Ф, тяга – 2х2500 кгс., на форсаже 2х4200кгс.
  • Максимальная скорость – 1715 км/ч (1,6М).
  • Боевой радиус – 550 км.
  • Перегоночная дальность – 3 100 км.
  • Практический потолок – 16 500 м.
  • Экипаж – 2 человека.
  • Вооружение: 23-мм автоматическая пушка, 6 точек подвески, максимальная нагрузка – 3 000 кг.

Источники информации:

-http://pkk-avia.livejournal.com/45401.html

-http://www.irkut.com/ru/services/projects/yak130

-http://igor113.livejournal.com/53057.html

-http://ru.wikipedia.org

Юферев Сергей

Источник: https://vpk.name/news/81820_yak-130_i_ego_blizhaishie_rodstvenniki.html

L-15 – ЭТО КИТАЙСКИЙ УЧЕБНО-БОЕВОЙ САМОЛЕТ — КОНКУРЕНТ ЯК-130

Самолет Як-15: фото, характеристики

На аэродроме в городе Нанчане свой первый полет совершил серийный китайский УБС – учебно-боевой самолет JL-10 (Цзяолянь-10), который ранее фигурировал под обозначением L-15. Стоит отметить, что данный самолет был создан на основе ранних чертежей российского самолета Як-130, также на нем использованы украинские двигатели. Hongdu L-15 – это китайский учебно-боевой самолет, созданный компанией Hongdu при консультационной поддержке ОКБ им. Яковлева. Самолет был спроектирован для замены морально устаревшего предшественника Hongdu JL-8. Новый УБС предназначен для подготовки китайских летчиков на новейшие истребители ВВС Китая: Су-30, Chengdu J-10, Shenyang J-11 (копия Су-27) и Shenyang J-15 (копияСу-33).На самолете применяется четырехкратная резервированная система дистанционного управления. Помимо этого на нем реализована «стеклянная кабина»: в кабине находится 6 многофункциональных разноцветных дисплеев (по 3 для каждого из пилотов). Также в кабине летчиков имеется коллиматорный индикатор. Размеры машины позволяют разместить на нем современную БРЛС с АФАР. Конструкция L-15 на 25% была выполнена из углеродных композиционных материалов, в том числе закрылки и хвостовое оперение. Предполагаемый срок эксплуатации самолета должен составить 10 тысяч летных часов или 30 лет использования. L-15 получил 2 турбореактивных двигателя АИ-222-25Ф украинского производства. Двигатели оснащены форсажной камерой и современным бортовым оборудованием, среди прочего имеется цифровая система управления двигателями.Фотографии первого серийного самолета LJ-10 были опубликованы на китайском сайте CDJBY. В отличие от ранее демонстрировавшихся на публике прототипов самолет сразу же выделяется своим ярко-желтым окрасом и наличием отличительного знака ВВС НОАК на фюзеляже. Ранее на страницах этого же ресурса были опубликованы фотографии данного самолета в воздухе с пояснениями, что демонстрационный полет самолета был совершен перед представителями делегации предполагаемого африканского заказчика. По некоторым данным, новый китайский учебно-боевой самолет могли заказать две африканских страны Нигерия или Замбия, причем Замбию не так давно посещала делегация китайского авиапроизводителя Hongdu Aviation Industry Corporation (HAIG).

Читайте также:  Аэропорт благовещенск: онлайн табло вылета и прилета

Самолет Як-15: фото, характеристики

Также о своей заинтересованности в приобретении УБС L-15 ранее заявляли представители Пакистана и Венесуэлы. Видеозаписей полета первого серийного учебно-боевого самолета L-15 на просторах всемирной сети пока не появилось, но пилотаж данной машины в исполнении его прототипов не раз уже демонстрировался перед широкой публикой, в том числе на известных авиасалонах.

 По информации китайских средств массовой информации, за последние годы КНР смогла без «лишнего шума» заполучить крупные заказы из стран Африки и Латинской Америки на поставку сверхзвуковых учебно-тренировочных самолетов L-15. Данное сообщение озвучил Ян Липин, являющийся главным экономистом компании HAIG.

В настоящее время КНР занимает 75% мирового рынка учебных самолетов, на экспорт активно продается УТС типа JL-8.Китайский производитель еще в 2012 году собирался поставить одному из иностранных заказчиков 12 самолетов данного типа, при этом страна-импортер (или импортеры) так и не была названа.

Общая стоимость поставки 12 самолетов L-15 может составить практически 960 миллионов юаней, что может составить приблизительно 54,79% общего дохода компании (совокупный доход HAIG в 2011 году составил 1,825 миллиарда юаней). Впрочем, поставок самолета в 2012 году не осуществлялось.

Ян Липин также сообщил журналистам, что в будущем доходы от продаж учебно-боевых и учебно-тренировочных самолетов всех типов составят 3/4 от всех доходов компании.

Hongdu Aviation Industry Corporation намерена в дальнейшем наращивать выпуск УБС L-15, а также собирается принять участие в выпуске больших пассажирских авиалайнеров С919 китайской разработки и производить некоторые компоненты для самолетов Boeing 747-8 в рамках международной кооперации. Как сообщают на форуме defence.

pk, 29 июня 2013 года первый учебно-боевой самолет L-15 был поставлен первому зарубежному заказчику (предполагают, что это именно Замбия), в то же время в ВВС НОАК L-15 получил официальное обозначение JL-10, придя на смену своему предшественнику JL-8.

Благодаря этому, КНР присоединилась к небольшому «клубу» государств, которые выпускают сверхзвуковые учебно-боевые самолеты, относящиеся к новому поколению. Радует, что среди этих стран есть и Россия с самолетом Як-130, который уже состоит на вооружении ВВС России, а также ВВС Алжира. Помимо этого собственным самолетом данного класса располагает Южная Корея – KAI T-50. Помимо этого, иностранные заказы поступили и на учебно-боевой самолет Alenia Aermacchi M-346 итальянской сборки, который был создан на основе Як-130. Но ряд неудач, которые постигли итальянскую машину, в том числе крушения самолета в 2011 году и в мае 2013 года, заставляют сомневаться в реалистичности его серийного выпуска.

Самолет Як-15: фото, характеристики

В то же время российский Як-130 недавно был показан на авиасалоне в Ле Бурже. Данный самолет уже успели заказать ВВС Белоруссии, Бангладеш, Вьетнама и Сирии. В то же время южнокорейский T-50 (не надо путать с российским истребителем 5-го поколения) хотят заполучить индонезийские военные, интерес к этой машине проявили даже в США.

Какие же перспективы на международном рынке вооружений ждут их китайского аналога?В первую очередь данный самолет сложно назвать полностью китайским.

Во внешнем его облике при желании можно рассмотреть сходство с российским Як-130, и это сходство не является случайным: по некоторой информации, еще в начале 2000-х годов компания HAIG сотрудничала с ОКБ «Яковлева», а китайские инженеры имели доступ к российской технической документации.

Помимо этого, на самолет LJ-10 ставятся турбореактивные двигатели, выпуском которых занимается запорожский завод «Мотор Сич»: это практически те же самые АИ-222-25, которые ставятся на Як-130, за исключением того факта, что для российского УБС они выпускаются на территории России, а для НОАК «Мотор Сич» поставляет версию двигателя, оснащенного форсажной камерой.

Официальные летно-технические характеристики учебного самолета LJ-10 пока что не раскрываются. Но по информации The Military Today, он отличается от самолетов Як-130 и T-50 меньшей максимальной взлетной массой (9,5 тонн против 10,3 и 12,3 тонн соответственно) и, предположительно, существенно меньшим радиусом действия (550 км. против 1000 и 950 км. соответственно).

Также эксперты отмечают тот факт, что корейский T-50 и китайский LJ-10 обладают максимальной скоростью более 1,4 Маха, в то время как создатели Як-130 намеренно отказались от использования силовой установки с форсажными камерами: российский самолет может преодолеть скорость звука, но он не предназначен для совершения длительных полетов на сверхзвуковой скорости.

В свое время в интервью журналу «Авиация и Время» Аркадий Гуртовой, являющийся заместителем гендиректора ОКБ «Яковлева» отмечал, что «в процессе подготовки новых летчиков и боевой работы легкого учебно-боевого самолета сверхзвуковая скорость играет очень несущественную роль», поэтому для удешевления самолета было принято решение ограничить его максимальную скорость в 1050 км/ч.

Самолет Як-15: фото, характеристики

По мнению Аркадия Гуртового, Пекин намеренно «ускорил» свой LJ-10 по требованию военных, которые хотели видеть в нем полноценный боевой самолет, но такой подход достаточно сложно считать обоснованным.

В любом случае, на основе российского Як-130, в случае возникновения необходимости, также можно создать сверхзвуковой самолет. Об этом заявлял не только представитель ОКБ Яковлева, но и представители авиастроительная корпорация «Иркут».

Перспективы китайского самолета LJ-10 на международном рынке вооружений определит лишь его конечная стоимость и удобство для главной его функции – обучения новых пилотов.

В качестве главных потенциальных покупателей Hongdu рассматривает не только африканские государства, но и Пакистан, Венесуэлу, Египет, Боливию, Мьянму, и другие страны, которые уже обучают своих военных летчиков на китайских учебно-боевых самолетах предыдущего поколения – JL-8.

В прошлом году китайские авиастроители говорил о том, что им удалось создать наиболее дешевый самолет в своем классе – его ориентировочная стоимость составляла 10 миллионов долларов.

Таким образом, JL-10 может быть дешевле и корейского T-50 (стоит до $30 миллионов) и российского Як-130 ($15 миллионов).

Но с полной уверенностью говорить о такой цене можно будет лишь после начала поставок серийных машин.

Источник:http://dokwar.ru/publ/voenny_vestnik/armii_mira/l_15_ehto_kitajskij_uchebno_boevoj_samolet_konkurent_jak_130/3-1-0-815

владимир гуру

  • Активность: 14k
  • Репутация: 1753

владимир гуру

Источник: https://weapon.temadnya.com/310789546548398965/l-15—eto-kitajskij-uchebno-boevoj-samolet-konkurent-yak-130/

Самолет Як-15

Данные истребители в качестве подъемной силы использует сборную конструкцию из немецкого реактивного и советского поршневого двигателей. Как вы сами понимаете, ожидать от такой сборки чего-то стоящего не стоит.

Проблемы с самолетом начинаются даже при пикировании, его начинает дико трясти на скоростях, которые для реактивного истребителя должны быть ну самыми подходящими.

Дальше возникает проблема, какую тактику выбирать, ответ один, маневренный бой. Для такой стратегии в принципе у Як-15 есть все качества и маневренность и хорошая скороподъемность.

Но вот проблема вооружения, опять же, не дает нам большого преимущества, слишком малая огневая мощь.

В общем если вы патриот или просто любите красивую технику, то можете попробовать играть на Як-15, в противном случае, лучше выбирать Як-3 и нести разрушения в массы.

Игровые характеристики Як-15 в War thunder:

  • Максимальная скорость      755 км/ч
  • Максимальная высота         13,25 км
  • Время виража                       18,5 сек
  • Скороподъемность              23 м/с
  • Вес секундного залпа          3.95 кг
  • Длина разбега                      366 м 

Вооружение:

  • Две пушки Нс-23 калибра 23 мм боезапас 120 снарядов 

Плюсы:

  1. Отличная маневренность, позволяет выигрывать позиции даже у поршневых самолетов, которых довольно много на одном уровне с Як-15
  2. Неплохая скорость, по сравнению с остальными поршневыми самолетами.

    Но вот когда в бой вмешиваются чисто реактивные истребители, то возможности оторваться от него не будет и останется только уповать на свои зенитные орудия, если до них конечно долетите

  3. По сравнению с другими самолетами, Як-15 довольно не плох в лобовых атаках, ну что поделаешь иногда это и есть единственный выход
  4. Имеются посадочные закрылки, что довольно не плохо, особенно при маневренном бое и выходе из пикета 

Минусы:

  1. Слишком низкий флаттер, для игры типа бум-зум этот истребитель абсолютно не подходит, поэтому приходится навязывать противнику маневренный бой
  2. Говорить про вооружения даже не стоит, на большинстве самолетов уровнем ниже Як-15, стоят системы гораздо серьезнее.

    Возможно, разработчики истребителя хотели этим выиграть маневренность и скорость, у них это получилось, но не очень

  3. Слабенькая защита, в принципе, как и на многих реактивных самолетах.

    В погоне за аэродинамикой и меньшим весом, прочность конструкции снижается

История Як-15

Появление у Германии, США и Великобритании реактивных истребителей, делало советский союз отстающим в этом направлении государство. Поэтому в конструкторские бюро поступили срочные заказы на создание истребителей с реактивными двигателями.

Но в, то время советский союз не располагал необходимым силовыми установками, поэтому в конструкторском бюро Яковлева решили, что необходимо создать копию имеющегося тогда немецкого двигателя, в последствие он получил обозначении Рд-10. Но Як-15 не был чисто реактивным истребителем, мотор был реактивно-поршневым, и это не давало должных результатов.

Первый полет Як-15 совершил 24 апреля 1946 года, в последствие было выпущено 280 самолетов, одно и двух местных. Для боевых действий они не использовались, а служили переходным звеном от поршневых истребителей к реактивным, на них пилоты обучались новым премудростям ведения боя.

Также была создана специальная группа, которая должна была выступить на параде 1947 года, но из-за сложных метеоусловий вылет не состоялся.

На учебных самолетах, которые были переименованы в Як-17Ути, находились две кабины, для пилота и инструктора, также было снято вооружение.

Самолет не был поставлен на поток, из-за сложностей в производстве комплектующих запчастей, в частности двигателей. На то время, они производились в единичных экземплярах, так как не были приняты на вооружение.Самолет Як-15: фото, характеристики

Исторические летно-технические характеристики самолета:

  • Длина самолета                    8,7 м
  • Площадь крыла                    14,85 м²
  • Размах крыла                                   9,2 м
  • Масса снаряженного           2,742 тонн
  • Максимальная скорость      786 км/ч
  • Практический потолок       13,35 км 

Вооружение:

  • Две пушки калибра 23 мм, Нс-23Км, боезапас 60снарядов на одну 

Различие между Як-15 в игре War thunder и в истории

Наверное, главное различие в том, что в реальности Як-15 не принимал участия ни в одной военной операции. Это было связано с тяжелым управлением и огромным количеством дефектов, их было около 20. В игре эти дефекты устранены, но все равно некоторые из них остались, как например вибрации при пикировании.

Внешне самолет походит на первые модели, выпущенные с одной кабиной, двухместных экземпляров нет. Но в принципе это не играет, ни какой роли.

Если говорить честно, то самолет не удался, поэтому возможно его не стоит покупать, так как это первый реактивно-поршневой истребитель советов и у него масса недостатков.

Гайд ЯК-15 в War Thunder

Источник: http://www.pro-warthunder.ru/samolet-yak-15/

Самолет ЯК-11

Во время Второй мировой войны в советских ВВС остро ощущалась нехватка самолета для повышенной летной подготовки будущих пилотов-истребителей.

Летные характеристики наиболее распространенной учебной машины — У-2 (По-2) — были для этой цели слишком низкими, а двухместные вывозные истребители Я-7В, Як-9В и Ла-7УТИ в летных школах были редкостью.

Основой для создания нового учебного самолета стал истребитель Як-3, точнее, его модификация с двигателем воздушного охлаждения АШ-82ФН, появившаяся в апреле 1945 года, но так и не пошедшая в серийное производство.

На ее базе в короткий срок был разработан двухместный учебно-тренировочный самолет Як-У, впоследствии получивший обозначения Як-11. Поскольку мощность АШ-82ФН (1850 л. с.

) была чрезмерной для учебной машины, на Як-11 установили двигатель АШ-21, представлявший собой «половинку» АШ-82ФН (с одним рядом цилиндров вместо двух).

Самолет Як-15: фото, характеристики

Опытный образец Як-11 впервые поднялся в воздух 10 ноября 1945 года. В следующем году саратовский авиазавод № 292 выпустил первые 29 серийных самолетов. До 1950 года это предприятие изготовило 1706 экземпляров Як-11. Еще 1753 машины в 1949-1955 годах выпустило ленинградское предприятие № 272. Кроме того, 707 машин под обозначением С-11 в 1952-1956 годах по лицензии построили в Чехословакии.

Читать:  Британский истребитель-биплан Глостер «Гладиатор»

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Як-11 представляет моноплан цельнометаллической конструкции с низкорасположенным крылом. Шасси аналогичное истребителю Як-3, но хвостовое колесо выполнено неубирающимся. Семицилиндровый радиальный двигатель воздушного охлаждения АШ-21 развивал 700 л.

с, но в целях экономии ресурса был задросселирован до 570 л. с. — такой мощности вполне хватало для решения учебных задач. Воздушный винт — ВИШ 111 -Д-15 двухлопастный, металлический, с автоматом постоянных оборотов Р-7Е.

В соответствии с предназначением Як-11 как самолета повышенной подготовки, он получил вооружение, позволяющее отрабатывать учебно-боевые задачи.

На самолете установили 12,7-мм синхронный пулемет УБС с боекомплектом 200 патронов, а также два подкрыльевых бомбодержателя для подвески бомб калибром до 500 кг (позже — до 100 кг). Як-11 комплектовался коллиматорным прицелом ПБП-1А (с 1951 года — АСП-ЗН) и фотопулеметом ПАУ-1 (с 1951 года-С-13).

В 1951 году также существенно расширили состав бортового оборудования, ранее представленного лишь радиостанцией РСИУ-ЗМ. На самолете появились радиополукомпас РПКО-10П и истребительная радиостанция РСИ-6К, устанавливавшиеся на новых боевых машинах, переговорное устройство СПУ-ЗМ.

Читать:  Самолет DH-82 «Тайгер Мот»

С НОВЫМ ШАССИ

Когда создавался Як-11, основу самолетного парка СССР составляли самолеты с хвостовым колесом. Однако с начала 1950-х годов ситуация стала резко меняться. Самолеты времен войны уходили в прошлое, их место занимали машины с носовой опорой шасси.

Это потребовало изменения методики подготовки летного состава. В соответствии с новыми требованиями в 1951 году были созданы два модифицированных варианта: учебный Як-11У и тренировочный Як-11Т с трехколесным шасси.

Последний из них отличался установкой оборудования истребителя. Как и ожидали, масса пустой машины по сравнению с предшественником возросла на 166 кг, а полетная, из-за меньшего запаса топлива, — лишь на 60 кг.

Однако военным уже требовался реактивный учебно-тренировочный самолет. Построили лишь небольшую серию Як-11У на заводе в Чехословакии под обозначением C-11U.

СЛУЖБА

Карьера Як-11 была относительно короткой — уже к середине 1950-х годов в роли самолета повышенной подготовки его вытеснил реактивный МиГ-15УТИ. Часть самолетов со снятым вооружением передали в ДОСААФ. Весьма распространенным Як-11 был и за рубежом.

Одним из крупнейших эксплуатантов стали ВВС Польши, получившие 101 самолет Як-11 советского производства и 37 С-11 — чехословацкого. Получили такие машины и практически все европейские союзники СССР — Албания, Болгария, Венгрия, ГДР, Румыния и, естественно, Чехословакия. Як-11 поступили и в ВВС нейтральной Австрии.

Эксплуатировались такие машины в Китае, Северной Корее, Монголии, Египте, Сирии, Йемене и ряде других стран.

Читать:  Итальянский истребитель Macchi MС.202 “Folgore”

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Як-11

  • Тип: одномоторный двухместный учебно-тренировочный самолет
  • Двигатель: ПДАШ-21 мощностью 570 л. с.
  • Размеры, м:
    длина: 8,50
    высота: 3,28
    размах крыла: 9,20
    площадь крыла, м2:15,40
  • Вес, кг:
    пустого самолета: 1854
    взлетный: 2418
  • Технические характеристики:
    максимальная скорость, км/ч: 456
    дальность полета, км: 1290
    практический потолок, м: 7000
  • Вооружение: 1 х 12,7-мм синхронный пулемет УБС; до 200 кг бомб

Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь

    5959      

  Поддержите проект ВОЕННОЕ ОРУЖИЕ И АРМИИ МИРА, подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Источник: http://WarFor.me/samolet-yak-11/

Самолет Як-52: летно-технические характеристики

2013-08-18T12:15+0400

2013-08-18T12:15+0400

https://ria.ru/20130818/957036632.html

Самолет Як-52: летно-технические характеристики

https://cdn21.img.ria.ru/images/42441/23/424412364_0:0:600:340_1036x0_80_0_0_cbcfa5a7c19435a0583a2f82c1db19ad.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Легкомоторный самолет Як-52 не смог выйти из мертвой петли во время показательного выступления на фестивале в Якутии, ударился о поверхность реки и вылетел на берег; один человек погиб и двое пострадали, сообщает Дальневосточный региональный центр МЧС.

Спортивно-тренировочный самолет Як-52 разработан в Опытно-конструкторском бюро имени Александра Яковлева в 1974 году на базе пилотажного самолета Як-50 под руководством конструктора Вячеслава Кондратьева. При этом был учтен опыт эксплуатации нескольких тысяч самолетов Як-18. Для упрощения взлета и посадки применено шасси с носовой стойкой. Топливная система спроектирована заново.

Она позволяет совершать длительный перевернутый полет и выполнять фигуры высшего пилотажа с отрицательными перегрузками. Был обновлен состав оборудования, что позволило выполнять полеты в сложных метеоусловиях. Самолет оборудован двумя кабинами: передней — для обучаемого летчика и задней — для летчика-инструктора. При необходимости полеты может выполнять один летчик из первой кабины.

Як-52 предназначен для обучения летчиков в школах гражданской авиации, тренировки летного состава. Самолет используется для выполнения фигур простого, сложного и высшего пилотажа для подготовки к соревнованиям по высшему пилотажу на поршневых самолетах в третьей, второй лигах и Лиге Як-52.

Кроме обучения, предусмотрена возможность использования Як-52 в качестве буксировщика планеров.

Як-52- единственный в мире учебно-тренировочный спортивно-пилотажный самолет, позволяющий обучить летчика «с нуля» и довести его до уровня мастера спорта по высшему пилотажу.

Первый полет нового самолета состоялся в 1979 году. Тогда же в Румынии на заводе «Аэростар» был развернут серийный выпуск Як-52 по кооперации в рамках Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).

Конструктивные особенности и оборудование

Як-52 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана. Фюзеляж типа полумонокок. Крыло усилено и снабжено посадочными щитками.

Стойки шасси в полете полностью не убираются, а поджимаются к крылу и фюзеляжу, что гарантирует безопасное приземление, если пилот забыл выпустить шасси перед посадкой.

В качестве силовой установки использован поршневой 9-цилиндровый звездообразный двигатель воздушного охлаждения М-14П с автоматическим воздушным винтом изменяемого шага В-530ТА-Д35. Запас топлива размещается в двух крыльевых топливных баках по 65 л. В фюзеляже установлен 5-литровый расходный бак.

Управление самолетом спаренное. В состав пилотажно-навигационного оборудования входят: курсовая система ГМК-1А, радиокомпас АРК-15М, сигнализатор предупреждения о приближении к сваливанию. На самолете установлена радиостанция «Ландыш-5» и переговорное устройство СПУ-9.

Пилотажно-навигационное оборудование, установленное на Як-52, позволяет летать в сложных метеоусловиях. Помимо полного комплекта стандартных пилотажных приборов, на самолете имеются курсовая система, автоматический радиокомпас, ультракоротковолновая радиоустановка. Если предстоят полеты на выполнение фигур высшего пилотажа, лишнее пилотажно-навигационное оборудование демонтируется.

На Як-52 предусмотрена сигнализация приближения критических режимов полета. Также летчик оповещается о достижении максимально допустимой для самолета перегрузки. Кроме того, с помощью специального устройства инструктор может имитировать отказ основных пилотажно-навигационных приборов на приборной доске ученика, чтобы проверить его реакцию на возникновение сложной ситуации.

Технические характеристики Як-52

  • Длина самолета — 7,68 м
  • Высота самолета — 2,70 м
  • Площадь крыла — 15,0 кв м
  • Размах крыла — 9,30 м
  • Максимальная взлетная масса — 1315 кг
  • Масса пустого самолета — 1040 кг
  • Масса топлива — 100 кг
  • Длина пробега — 300 м
  • Длина разбега — 180 м

Мощность — 1х360 л.с.

  1. Максимальная скорость у земли — 420 км/ч
  2. Максимальная скорость на большой высоте — 300 км/ч
  3. Крейсерская скорость — 230 км/ч
  4. Практическая дальность полета с нагрузкой — 510 км
  5. Практический потолок — 6000 м
  6. Экипаж: 2 чел.
  7. Модификации

Як-52 — базовый. Выпускался в 1979-1995 годах.

Як-52Б (Як-54) — противопартизанский. Отличается усиленным крылом. Вооружение состояло из 2 блоков НУРС УБ-32. Разработан в 1983 году.

Як-52М — модернизированный. Отличается двигателем М-14Х с трехлопастным винтом MTV-8, доработанным крылом, новым фонарем, увеличенным до 250 л запасом топлива, составом оборудования, системой принудительного аварийного покидания СКС-84МЯ. С 2003 года переоборудуются ранее выпущенные Як-52 на Ивановском АРЗ №308. Впервые продемонстрирован на МАКС-2003. Первый полет 16 апреля 2004 года.

Як-52W — экспортный для США и западной Европы. Отличается увеличенным в 2 раза запасом топлива, оборудованием для ночных полетов, гидравлическими тормозами, багажным отсеком в фюзеляже.

Як-53 — одноместный пилотажный самолет. Разработан в 1981 году.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник: https://ria.ru/20130818/957036632.html

Ссылка на основную публикацию