Самолет ан-3: фото

В истории отечественной гражданской авиации самолёт АН-3 занимает скромное место. Ему не удалось достичь высот, покорённых его предшественником, легендарным АН-2, на базе которого он был создан.

Нужен новый самолёт! Но пока подождите его проектировать

Примерно так отреагировали чиновники на инициативу авиаконструкторов в Советском Союзе в шестидесятые годы прошлого века. Страна восстанавливалась после разрушительной войны с фашистской Германией. Переход к мирной жизни требовал создавать мирные орудия труда, а не оружие уничтожения. Ведь в период Великой Отечественной, всё народное хозяйство выполняло военные заказы.

Самолет Ан-3: фото

Это касалось и авиационной промышленности. Все авиаконструкторы работали над созданием новых моделей самолётов, которые бы превосходили истребители и бомбардировщики противника. И это им удалось сделать. В 1945 году пришла долгожданная победа. В мирное время перед некоторыми конструкторскими бюро была поставлена другая задача – проектировать самолёты для гражданской авиации.

В шестидесятые годы потребность в них возросла, особенно в лёгких. Развивалось сельское хозяйство, которому требовалось большое количество таких воздушных «работяг», как ставший уже легендарным АН-2. Он был разработан в середине сороковых годов конструкторским бюро Олега Константиновича Антонова.

После прохождения государственных испытаний АН-2, а это было 23 августа 1948 года, он был принят на вооружение Военно-Воздушных сил как транспортный самолёт.

Однако большую пользу АН-2 принёс в народном хозяйстве. В СССР развивалось земледелие, засевались гигантские площади зерновыми культурами, которые необходимо было подкармливать удобрениями, уничтожать насекомых-вредителей, бороться с сорняками. Выполнять эту работу в огромных масштабах и объемах можно было только с воздуха.

Самолет Ан-3: фото

После появления в небе над полями АН-2, обрабатывающие с воздуха сельскохозяйственные культуры, народ стал называть его «кукурузником». Многим сейчас непонятно, почему такое неофициальное название он получил. Объяснялось всё просто. В период с 1953 по 1964 годы руководил Советским государством Никита Сергеевич Хрущёв. Его любимым «коньком» было сельское хозяйство.

В земледелии он предпочитал выращивать кукурузу, которая, по его мнению, должна во многом решить продовольственную проблему в стране. Своим волевым решением Хрущёв приказал повсеместно разводить эту культуру. Не бралось во внимание даже порой непригодные для её разведения климатические условия.

Засевались кукурузой сотни тысяч гектаров. Их необходимо было обрабатывать ядохимикатами, удобрять. Трудился над кукурузными полями, конечно же, АН-2. Вот и придумали ему сельскохозяйственные работники не совсем благозвучное «кукурузник».

Самолет Ан-3: фото

Пришло время, когда малая авиация, в основном представленная самолётом АН-2, уже не могла справиться с объемами работы над полями. Причин было несколько:

  • нехватка техники;
  • небольшая скорость самолёта, что влияло на производительность выполняемых работ;
  • большой расход топлива.

Для решения возникших проблем некоторые авиаконструкторы предлагали спроектировать новый самолёт для выполнения авиационно-химических работ. Эта идея одобрялась и поддерживалась руководством Советского Союза. Давали «зелёный свет» созданию новой машины.

Однако бюрократизм был силён в торможении любой инициативы.

Предложение создать самолёт не с поршневым двигателем, которым был оборудован АН, а оснастить его реактивным, находило одобрение у одних мэтров авиастроения, и не пользовалось поддержкой у других. Был против и сам О.К.Антонов, создатель легендарной «Аннушки», как ещё называли в народе АН-2.

Самолет Ан-3: фото

Всё-таки нашёлся человек, который был готов конструировать новую сельхозмашину с реактивным двигателем. Им оказался Риамир Адамович Измайлов, руководивший филиалом ОКБ Антонова в Приморском крае (г.Арсеньев). Местный авиационный завод выпускал в то время серийный Ан-14.

Находясь вдали от шефа, конструктор, выпускник Харьковского авиационного института, почти тайно начал заниматься самолётами сельскохозяйственного назначения. Своему проекту с турбореактивным двигателем он дал название И-711. Но на одну из моделей он намерен был установить двигатель другого типа – турбовинтовой.

После ликвидации в 1970 году филиала антоновского КБ в приморском городе, Р.А. Измайлов возглавил на арсеньевском авиазаводе конструкторское бюро.

Лёд тронулся, но уплыл недалеко

Неизвестно, как бы в дальнейшем сложилась его судьба, если бы не было принято Министерством авиационной промышленности и Министерством гражданской авиации решение всё-таки создать новый самолёт для сельского хозяйства.

В неофициальном конкурсе одобрение получили 2 варианта проекта И-711 Р.А. Измайлова.

На одном самолёте он намерен был установить реактивный двигатель АИ-25, точнее – турбореактивный, с тягой 1500 кгс, на другом – турбовинтовой ТВД10А.

Самолет Ан-3: фото

Октябрь 1971 принёс авиаконструктору Измайлову приятную весть. Специалисты ЦАГИ дали положительную оценку его проектам и рекомендовали построить опытный образец. Открылась перспектива создания новой модели реактивного самолёта.

Однако его будущую судьбу решило соглашение между СССР и Польской Народной Республикой, согласно которому для сельского хозяйства авиационная техника должна была создаваться, совершенствоваться и производиться только в ПНР на авиапредприятии в городе Мелец. Туда направился Р.А. Измайлов со своим коллективом для претворения в жизнь проекта И-711.

Совместно с польскими конструкторами Измайлов создал биплан М-15 с турбореактивным двигателем (ТРД).

  • После прохождения государственных испытаний М-15 был запущен в серийное производство в Польше, на авиазаводе, где продолжал выпускаться и хорошо зарекомендовавший уже на протяжении многих лет самолёт Антонова АН-2.
  • Самолет Ан-3: фото
  • Конкуренцию детищу знаменитого аваконструтора, биплану АН-2, реактивный сельскохозяйственный самолёт М-15 не смог составить по ряду причин. У него была:
  1. Низкая экономичность.
  2. Сложности в эксплуатации.
  3. Недостаточная маневренность.
  4. Плохие взлётно-посадочные характеристики.

В итоге серийный выпуск М-15 прекратился на 120 экземпляре. В Советском Союзе самолёты этого типа простояли без дела, затем их утилизировали.

Сельскому хозяйству по-прежнему требовались производительная авиационная техника. Создания первого образца самолёта для реактивной малой авиации оказалась неудачной. М-15 потерпел фиаско.

Самолет Ан-3: фото

О.К.Антонов со своим коллективом взялся для решения проблемы повышения производительности авиационной сельхозтехники. Олег Константинович предложил наиболее простой и приемлемый вариант – модернизировать АН-2. Он не намерен был ставить на него ТРД, а просто дать «Аннушке» другое «сердце», т.е. заменить на самолёте поршневой двигатель турбовинтовым. Какие при этом виделись перспективы?

  1. Улучшались лётно-технические характеристики нового самолёта.
  2. Удешевлялось топливо, т.к. для турбовинтового двигателя используется керосин, который всегда был дешевле бензина.
  3. За счёт замены топлива снижалась стоимость обработки 1 га сельхозугодий до 40%.
  4. Можно было создать экипажу комфортные условия работы в кабине, установив в ней кондиционеры.

Авиационные чиновники не особо одобрили идею модернизации легендарного «кукурузника», которая заключалась в замене на нём поршневого двигателя на ТВД. Других вариантов никто из авиаконструкторов предложить не мог, поэтому остановились на этом.

Приступить к осуществлению проекта удалось не сразу. Причиной послужило отсутствие подходящего двигателя. Антоновцы перебрали несколько моделей и остановились на модификации ТВД-10А, предложенного Омским мотостроительным конструкторским бюро. Как только стало ясно, что именно это «сердце» приживётся в «организме» АН-2, приступили к его модернизации. Новая машина получила обозначение АН-3.

Самолет Ан-3: фото

И снова в дело вмешались министерские чиновники. Они посчитали, что выбранный двигатель не отвечает современным требованием, и запретили его использовать на АН-3. Поиски нового продолжились.

Через некоторое время ОМКБ вместе с конструкторами КБ Антонова построили более мощный турбовинтовой двигатель ТВД-20, который и был поставлен на АН-3. Для его установки требовалось переделать фюзеляж АН-2 в носовой его части.

Когда это сделали, модернизированный самолёт стал изящным и обтекаемым.

В отличие от поршневого АШ-62, которым был оснащён АН-2, обороты винта на ТВД-20 были меньше, потому уменьшился шум от двигателя и вибрация корпуса. Большим достоинством самолёта АН-3 – это возможность выполнения полетов с грунтовых взлётных полос. Хорошим показателем было время приемистости двигателя ТВД-20. Оно составило две с половиной секунды с режима малого газа до взлетного.

Конструкция АН-3

АН-3 создавался не с «чистого листа», поэтому его конструкция точно такая же, как и у знаменитого АН-2. Единственное отличие во внешнем виде – это не «лобастая» передняя часть фюзеляжа, какая была у его «прародителя», а конусообразная, где разместился турбовинтовой двигатель вместо поршневого.

АН-3 построен по классической аэродинамической схеме биплана. Конструкция этого летательного аппарата состоит из фюзеляжа, двух крыльев, оперения, шасси. Оно не убирается на бипланах при полете. Фюзеляж цельнометаллический, что делает корпус АН-3 прочным и надёжным. Внутри салона можно перевозить грузы, людей. В зависимости от того, для чего модель самолёта предназначена.

Самолет Ан-3: фото

Двухлонжеронные крылья прямые. Обшиты они, в отличие от металлического корпуса, полиэфирной тканью. Силовая установка АН-3 –турбовинтовой двигатель ТВД-20 с реверсивным винтом АВ-17 (трехлопастной). Запас керосина находится в шести топливных баках, размещённых в верхнем крыле.

Читайте также:  Название аэропорта на мальдивах

В левом борту установлена грузовая дверь, а в ней – пассажирская. В пилотской кабине установлены системы обогрева и вентиляции. Чтобы лучше видеть лётчикам, что происходит сзади и внизу, фонарь в кабине с боков сделан выпуклым.

По необходимости и желанию заказчика, на АН-3 устанавливаются дополнительное оборудование, не предусмотренное конструкцией.

У модернизированного АН-2, превращённого в АН-3, повысились нагрузка, скорость, скороподъёмность и производительность. Меньше стал шум в кабине пилотов, расход топлива и масла.

Модификации нового биплана

Узкой направленности у нового биплана АН-3 не было. За годы своего существования он постоянно модифицировался. Новые модели с хорошими ЛТХ применялись в разных областях. На сегодняшний день можно назвать шесть модификаций АН-3:

  • АН-3Т;
  • АН-3СХ;
  • АН-3ТБК;
  • АН-3Т-10;
  • АН-3Т-08;
  • АН-3Т-07.

По своей конструкции этот представитель малой авиации может перевозить грузы на небольшие расстояния в пределах своей грузоподъемности. АН-3Т – это транспортная модификация лёгкого самолёта. Использование грунтовой взлётно-посадочной полосы даёт ему возможность доставлять грузы в такие места, куда иногда даже наземным транспортом не добраться.

Самолет Ан-3: фото

АН-3СХ предназначался для сельского хозяйства. Он выполнял те же работы, что и АН-2. Этот воздушный труженик обрабатывал с воздуха поля ядохимикатами, чтобы уничтожить насекомых или сорняки. Разбрасывал минеральные удобрения на огромных площадях сельхозугодий. Сейчас редко встретишь такой «кукурузник» младшего поколения над полями.

АН-3ТБК появился совсем недавно. Предназначен он для перевозки бизнес-пассажиров. Отличается этот вариант от классического АН-3 тем, что там двойные окна прямоугольной формы. Есть ещё гардероб и багажное отделение. Пользоваться услугами таких самолётов могут, конечно же, только обеспеченные пассажиры.

АН-3Т-10 служит для доставки до места назначения и выброски парашютистов. Их помещается в салоне 10-12 человек.

АН-3Т-08 полезен в лесном хозяйстве. В пожароопасный период, когда начинаются лесные пожары, на самолётах этой версии патрулируют и производят разведку лесных массивов.

АН-3Т-07- транспортно-пассажирская версия. На самолёте этой модификации можно перевозить до 12 человек.

К сожалению, производству самолета АН-3 не было уделено достаточного внимания. Поэтому он всего только несколько раз модернизировался.

Лётно-технические характеристики самолета АН-3

Цель модернизации любой модели летательного аппарата –улучшение его лётно-технических характеристик. Замена двигателя на более мощный и экономичный, внесение изменений в конструкцию и т.д., непременно приводит к положительным результатам, в том числе и ЛТХ.

Первый свой полёт АН-3 совершил 13 мая 1980 года. До двухтысячного он не выпускался в большом количестве. Только в 2000 году АН-3 был запущен в серийное производство. Через 9 лет оно было остановлено.

Перед конструкторами не ставилась задача создать новый самолёт на базе АН-2, превосходящий его по габаритам, потолку, скорости, дальности и т.д. Достаточным оказались ЛТХ АН-3, которые он имеет на сегодняшний день. А они такие.

Длина самолёта почти 14 м. Высота стоящего на земле аппарата чуть больше 4 м. Пустой весит 3,6 т. Общая площадь крыла составляет 71,5 кв.м. Размах крыльев: верхнего 18 м, нижнего – 14. Крейсерская скорость 230 км/ч, максимальная – 255. Потолок высоты у АН-3 составляет 4,5 км, дальность полёта – 1250 км.

Для разбега ему требуется всего 140 м, для пробега 105 м. Силовая установка – 1 турбовинтовой двигатель ТВД-20. Экипаж состоит из 1-2 пилотов. В салоне пассажирской версии самолёта 12 мест.

Заключение

Непродолжительной оказалась «жизнь» лёгкого самолёта АН-3.

Выпущено его было немного, но след в отечественной авиации он всё же оставил. Будет ли возобновлено производство или продолжена модернизация – покажет время.

Но такая машина современному сельскому хозяйству, малому и среднему бизнесу нужна.

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/an-3/

РђРЅ-3

п»ї

Главная : Разделы: Файлы для скачивания: Товары по авиации: Другие товары:

  • Самолеты РђРЅ :
  • Авиация / фото самолетов / авиация Украины / самолеты РђРќРўРљ Антонова / РђРЅ-2 / РђРЅ-3

Самолет Ан-3: фото

Ан-3 — вариант самолёта Ан-2 с турбовинтовым двигателем ТВД-20 разработки АНТК им. О.К. Антонова.

Двигатель ТВД-20 спроектирован Омским моторостроительным КБ и серийно изготавливается Омским моторостроительным предприятием им. П.�.Баранова.

�стория Ан-3

Еще в 50-х годах возникла идея об установке турбовинтового двигателя на Ан-2. Но в те годы не нашлось подходящего двигателя.

В 60-х годах появился двигатель ГТД-10 (ТВД-10), разработанный в Омском МКБ под руководством В.А.Глушенкова, а в 1967 году. �менно его решили использовать его для модернизации самолёта.

В июне 1967 года был представлен проект Ан-3 с более мощным двигателем ТВД-10А. Но работы по двигателю были приостановлены из-за сокращения численности Омского МКБ.

В 1971 году был представлен проект Ан-3 с двигателем ТВ2-117С, установленным под кабиной экипажа, крылом увеличенного размаха, шасси с носовой стойкой, с системой кондиционирования и более производительных сельхозоборудованием. Но по ряду причин этот проект реализован не был.

Позже был разработан проект Ан-3 с двумя двигателями ТВД-850 вращавшими воздушный винт через общий редуктор. Но двигатель так и не был запущен в производство.

В 1974 году МГА дало добро на разработку варианта Ан-2 с двигателем ТВД-10Б.

Вскоре для �л-86 потребовалась ВСУ (вспомагательная силовая установка), которую создали на базе ТВД-10, а работу по самолётному двигателю ТВД-10Б забросили. В 1978 году работы над двигателем в Омске возобновились.

Новый вариант двигателя получил обозначение ТВД-20. В 1979 году проект самолёта был доработан под двигатель ТВД-20. В декабре модернизированый самолет Ан-2 прошёл программу лётных испытаний в Туркмении.

13 мая 1980 года лётчики-испытатели С.А.Горбик и П.Д.�гнатенко впервые подняли прототип Ан-3 в воздух. В 1981 году начались заводские испытания самолета.

Госиспытания начались только в 1986 году, из-за трудности с организацией производства двигателя. К 1991 году был проведён весь комплекс испытаний.

В связи с развалом экономики и СССР самолёт Ан-3 не поступил в производство. Летом 1997 года в АНТК им. О.К.Антонова было принято решение возродить проект Ан-3.

Работы возглавил заместитель генерального конструктора Г.Г.Онгирский. Приоритет был отдан модификации Ан-3Т, потому что спрос на сельскохозяйственный вариант упал.

Для соответствия современным требованиям самолёт был доработан.

Между кабиной Рё двигателем установлена противопожарная перегородка, РїРѕ левому борту Р·Р° кабиной пилотов сделана вставка СЃ РІС…РѕРґРЅРѕР№ дверью, РЅР° правом борту установлен аварийный люк. Была усилена верхняя панель центроплана, доработан стабилизатор, вместо тросовой РїСЂРѕРІРѕРґРєРё управления установили жёсткие тяги. Рљ началу 1998 РіРѕРґР° РЅР° РћРјСЃРєРѕРј РџРћ «РџРѕР»С‘С‚» был построен первый РђРЅ-3Рў (RA-62523). Р’СЃРєРѕСЂРµ начались испытательные полёты РђРЅ-3РЎРҐ. Первый серийный РђРЅ-3Рў 21 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2000 РіРѕРґР° передан авиакомпании «Р—аполярье». Р’ мае 2009 РіРѕРґР° принято решение Рѕ прекращении серийного производства самолетов РђРЅ-3.

Техническое описание Ан-3

Самотел Ан-3 построен по аэродинамической схеме расчалочного биплана. Фюзеляж Ан-3 цельнометаллический (Д-16Т, Д-16АТ) полумонокок балочно-стрингерного типа.

Крылья Ан-3 прямые, двухлонжеронные, образованы двояковыпуклым несимметричным профилем. Обшивка крыльев выполнена из полиэфирной ткани.

Верхнее крыло Ан-3 снабжено автоматическими предкрылками по всему размаху, щелевыми нависающими закрылками и элерон-закрылками.

На нижнем крыле установлены только щелевые закрылки. Коробка крыльев одностоечная с I-образными стойками. Шасси трёхопорное, неубирающееся, с хвостовым колесом.

В зимнее время предусмотрена установка лыж с обогреваемыми полозами.

Силовая установка состоит из турбовинтового двигателя ТВД-20 с трёхлопастным реверсивным винтом АВ-17. Запас топлива размещён в 6 крыльевых баках (в верхнем крыле).

Р’ левом борту установлена грузовая дверь размером 1,46 x 1,53 метра, Р° РІ ней — пассажирская размером 0,81 x 1,42 метра. Кабина пилотов оснащена системами вентиляции Рё обогрева.

Фонарь кабины лётчиков выполнен выпуклым с боков для обзора назад и вниз.

В сельскохозяйственном варианте самолета предусмотрено применение навесного широкозахватного сельхозоборудования и аппаратуры ультрамалообъёмного распыления.

РџРѕ желанию заказчика РЅР° самолёте РјРѕРіСѓС‚ устанавливаться: аварийный маяк РђР Рњ-406 системы «РљРѕСЃРїР°СЃ-Сарсат», навигационная спутниковая система РЎРќ-3301, РїСЂРёР±РѕСЂС‹ контроля Рё управления двигателя, приборные РґРѕСЃРєРё, отвечающие нормам лётной годности, высокоточный радиовысотомер Рђ-037, бортовой регистратор БУР-4-1-02, современное радиосвязное оборудование. Р’ результате модернизации масса коммерческой нагрузки возросла РІ 1,2 раза, скорость — РІ 1,3 раза, скороподъёмность — РІ 1,8 раз, снизился уровень шума РІ кабине. Производительность самолёта возросла РІ 1,5 раза РїСЂРё снижении расходов РЅР° масло Рё топливо РІ 2 раза.

Модификации самолёта Ан-3

  • РђРЅ-3РЎРҐ (03.02) — сельскохозяйственный самолёт. Отличается одноместной кабиной, баком для химикатов РЅР° 2200 литров. Первый полёт 13 мая 1980 РіРѕРґР°.
  • РђРЅ-3Рў (03.01) — транспортный самолёт. Предназначен для перевозки 1800 килограмм РіСЂСѓР·Р° Рё 4 пассажиров. Первый полёт 19 февраля 1998 РіРѕРґР°.
  • РђРЅ-3Рў-07 (03.07) — Р’ машине устанавливаются 12 РјСЏРіРєРёС… складывающихся Рё откидывающихся Рє стенкам фюзеляжа кресел. Для личного багажа пассажиров устанавливаются откидные полки, санузел Рё питьевая точка. Для улучшения внешнего РІРёРґР° самолета, освещения пассажирского салона Рё повышения комфорта оборудуются квадратные РѕРєРЅР°, тепло- Рё звукоизоляция, вентиляция Рё обогрев Рє каждому пассажирскому месту. Вводится аварийный дополнительный выход РїРѕ правому борту. РђРЅ-3Рў-07 может перевозить 9 пассажиров Рё 3 человека обслуживающего персонала или 1800 РєРі коммерческого РіСЂСѓР·Р°. Возможны смешанные перевозки РіСЂСѓР·РѕРІ Рё пассажиров одновременно.
  • РђРЅ-3Рў-08 (03.08) — лесопатрульный самолёт. Выпускается СЃ 2002 РіРѕРґР°.
  • РђРЅ-3Рў-10 (03.10) — десантный самолёт. Предназначен для высадки 12 парашютистов.
  • РђРЅ-3ТБК (03.03) — бизнес-класса («СЃР°Р»РѕРЅ»). Отличается прямоугольными окнами СЃ двойными стёклами, наличием багажника, гардероба Рё туалета.
Читайте также:  Можно ли провозить духи в ручной клади в самолете

Фотографии Ан-3Т МЧС России.

Фото Ан-3Т
Самолет Ан-3: фото

Кабина Ан-3Т

Самолет Ан-3: фото

Cамолет Ан-3Т

Самолет Ан-3: фото

Фотографии Ан-3Т на авиасалоне МАКС-2007.

Фото Ан-3Т
Самолет Ан-3: фото

Фото Ан-3

Самолет Ан-3: фото

Самолет Ан-3Т

Самолет Ан-3: фото

  • Двигатель РўР’Р”-20
  • Взлётная мощность, СЌ.Р».СЃ. 1375
  • Габариты, Рј:
    • размах верхнего крыла — 18,176
    • размах нижнего крыла — 14,200
    • длина — 13,965
    • высота — 4,930
  • Площадь крыльев, Рј2:
    • верхнего — 43,55
    • нижнего — 27,96
    • общая — 71,51
  • Габариты РіСЂСѓР·РѕРІРѕР№ кабины, Рј:
    • длина — 4,21
    • ширина — 1,65
    • высота — 1,85
  • Масса, РєРі:
    • пустого — 3615
    • взлётная нормальная — 5650
    • взлётная максимальная — 5800
    • Запас топлива, РєРі — 1271
    • Масса коммерческой нагрузки, максимальная, РєРі — 1800
  • Скорость, РєРј/С‡:
    • максимальная — 255
    • крейсерская — 230
    • РїСЂРё авиахимических работах — 150-170
    • посадочная — 110
    • сваливания — 60
  • Скороподъёмность Сѓ земли, Рј/СЃ — 5
  • Практический потолок, Рј — 3900
  • Дальность полёта, РєРј:
    • СЃ коммерческой нагрузкой 1500 РєРі — 770
    • перегоночная РЅР° высоте 1000 Рј — 1140
    • перегоночная РЅР° высоте 2000 Рј — 1230
  • Длина разбега, Рј — 140
  • Длина пробега, Рј — 95-105
  • Экипаж, чел. — 1-2

Самолет Ан-3: фото

Другие страницы :

  • Лётно-технические характеристики РђРЅ-3

Источник: https://www.avia-mir.com/ru/an/an-3/

Ан-3, грузопассажирский самолёт

Компания участник: Полёт, ГКНПЦ им.М.В.Хруничева, ФГУП

Самолет Ан-3: фото
Самолет Ан-3: фото

Самолет Ан-3 является дальнейшим развитием широко известного самолета Ан-2, эксплуатирующегося во многих странах мира на протяжении 50 лет.

Всего заводами в СССР, Польше и Китае было выпущено более 15500 самолетов Ан-2. В Китае его производство продолжается в настоящее время.

Более 6000 самолетов Ан-2 продолжают успешно эксплуатироваться в различных географических районах: в горах и пустынях, в африканских саваннах, в южноамериканской сельве, в Арктике и Антарктиде, на речных, озерных и прибрежных акваториях и многих других труднодоступных местах.

Отличительной особенностью Ан-2 является его простота, высокая надежность, неприхотливость и возможность эксплуатации с грунтовых площадок длиной всего 500 м.

Модификация Ан-2 в Ан-3 заключается в замене поршневого двигателя АШ-62ИР (мощностью 1000 л.с.) на более мощный турбовинтовой двигатель ТВД-20 (мощностью 1375 л.с.

) с трехлопастным реверсивным винтом АВ-17, изменении компоновки кабины экипажа, установке системы обогрева и вентиляции кабин, изменении электротехнического и пилотажно-навигационного оборудования, установке централизованной системы сигнализации, новой противопожарной системы и улучшении навесного широкозахватного сельхозоборудования.

Двигатель ТВД-20 спроектирован Омским моторостроительным конструкторским бюро (ОМКБ) и серийно изготавливается Омским моторостроительным предприятием им. П.И.Баранова.

Модификация позволила:

  • в 1,5 раза увеличить производительность самолета;
  • в 1,2 раза увеличить коммерческую нагрузку;
  • в 1,2 раза увеличить скорость полета;
  • в 1,85 раза увеличить скороподъемность самолета;
  • обеспечить комфортные условия экипажу, снизить уровень шума и вибрации в кабине экипажа и сделать удобным вход в нее;
  • повысить надежность и безопасность самолета;
  • сохранить возможность выполнения полетов с грунтовых площадок длиной 500 м.

Одним из важнейших итогов модификации стала возможность использования керосинов и масел, применяемых для всех других самолетов (например, Т-1, ТС-1).

31 августа 2000 г. Авиационный Регистр Межгосударственного Авиационного Комитета выдал ГП «Антонов» сертификат типа на самолет Ан-3Т.

Модификация Ан-2 в самолет Ан-3 осуществляется путем переоборудования самолетов Ан-2, взятых из эксплуатации, с остатком ресурса не менее 50%. В программе переоборудования участвуют ПО «Полет» (г. Омск, Российская Федерация) и ГП «Антонов».

Базовым самолетом семейства является транспортный (грузопассажирский конвертируемый) самолет Ан-3Т. Он предназначен для перевозки различных грузов на местных воздушных линиях с возможностью эксплуатации как на ВПП с искусственным покрытием, так и на грунтовых ВПП с прочностью грунта не менее 3,5 кгс/см2 и заснеженных ВПП с толщиной свежевыпавшего снега до 35 см (на колесном и лыжном шасси).

Технические характеристики

Двигатель ТВД-20
Взлётная мощность, э.л.с. 1375
Запас топлива, кг 1271
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг 1800
Скороподъёмность у земли, м/с 5
Практический потолок, м 3900
Длина разбега, м 140
Длина пробега, м 95-105
Экипаж, чел 1-2
Скорость максимальная, км/ч: 255
Скорость крейсерская, км/ч: 230

Видео

Источник: https://www.arms-expo.ru/armament/samples/993/66294/

Ан-3 — надежный и устойчивый самолет, разработанный в СССР

Ан-3 — грузоподъемный, вместительный, маневренный и надежный ближне магистральный самолет с хорошими летными характеристиками и большим количеством выпущенных модификаций. Аппарат имеет большой запас хода для своего класса и оснащен турбовентиляторным двигателем нового класса.

Машина является востребованной и на сегодняшний день: кукурузник Антонов-3 активно используется в МЧС и сельском хозяйстве в качестве серьезного и грузоподъемного носителя для системы орошения.

Благодаря хорошим летным характеристикам и экономичному двигателю, самолет в свое время был широко использован авиакомпаниями для перевозки небольшого числа пассажиров и их багажа на короткие расстояния.

Аппарат был в разы мощнее и быстрее своего предшественника — Ан-2, что придавало ему больше устойчивости во время полета.

Самолет Ан-3: фото

История создания Ан-3

Идея переделать и модифицировать самолет Ан-2 была представлена еще в пятидесятых годах прошлого века в конструкторском бюро имени Антонова. Самолет должен был иметь увеличенную площадь крыла и мощный, турбовинтовой двигатель, который мог бы существенно увеличить максимальную скорость полета.

В середине 1971 года был разработан проект самолета, оснащенного двигателем ТВ2-117С, крылом и фюзеляжем увеличенного размера (по сравнению с Ан-2), а также дополнительным сельскохозяйственным оборудованием. Однако, по ряду недостатков данного двигателя, проект пришлось временно забросить.

В дальнейшем, со стороны конструкторского бюро были предприняты попытки модификации Ан-2, однако большинство из них не увенчались успехом.

В конце 1979 года Ан-3, полностью переработанный и переконструированный впервые поднялся в небо. Был проведен ряд испытательных полетов, которые показали успех проделанной работы.

В ближайшие 10 лет самолет подвергался серьезным государственным испытаниям, которые завершились развалом советского союза. В 1997 то же конструкторское бюро объявило о намерении возродить данный проект. Самолеты выпускались в период с 2000 по 2009 год.

В 2012 году было объявлено о начале производства облегченной версии данного аппарата.

Самолет Ан-3: фото

Летные характеристики самолета

Ан-3 показал себя в полете как серьезный, надежный, и эффективный аппарат. По сравнению со своим предшественником, Ан-2, он был намного быстрее, грузоподъемнее и надежнее. Если же говорить в цифрах, то обновленная версия Антонова была в 1.3 раза быстрее и в 1.5 раза грузоподъемнее.

В новой версии аппарата конструктор значительно увеличил размеры и площадь крыла: общая площадь нижнего и верхнего оперения составляла более семидесяти квадратных метров. Размах верхнего крыла составлял более 18 метров, нижнего — 14. Длина фюзеляжа составляла почти 14 метров.

Самолет оснащен двигателем ТВД-20, который был разработан специально для данного аппарата. Мотор оснащен семиступенчатой осецентробежный компрессор, большую камеру сгорания и свободную двухосевую ступенчатую турбину. Максимальная мощность мотора, которую он способен развить во время взлета составляет 1375 лошадиных сил.

Максимальная скорость Ан-3 составляет 255 километров в час, посадочная скорость — не менее 80 километров.

Минимальная скорость, на которой способен лететь аппарат, или же скорость, при которой аппарат начинает сваливаться составляет 60 километров в час.

Топливные баки самолета способны уместить в себе 1270 кг топлива, которое обеспечивает перелет на 800-1400 км в зависимости от высоты полета.

Благодаря легкой, прочной и надежной конструкции, самолет имеет достаточно небольшой вес. Самолет имеет однокилевое хвостовое оперение, и очень уверенно чувствует себя в воздухе как на больших, так и на малых скоростях.

Модификации самолета

Всего, авиационное конструкторское бюро имени Антонова разработало шесть модификаций Ан-3:

  • Ан-3СХ — сельскохозяйственная версия самолета. Имеет большую грузоподъемность, и рассчитан на поднятие в воздух более двух тысяч килограмм жидких химикатов. Баки расположены в центральной части фюзеляжа, установка для орошения расположена вдоль нижнего крыла. Впервые данный аппарат поднялся в воздух в конце 1980 года, через некоторое время после появления первого Ан-3, построенного еще в советское время.
  • Ан-3Т — самолет, предназначенный для технической эксплуатации. Предназначен и оптимизирован для перевозки четырех пассажиров или груза массой до 1800 килограмм. Первый полет состоялся в феврале 1998 года.
  • Ан-3Т-07 — транспортная версия самолета, рассчитанная на транспортировку до 12 пассажиров (три из которых борт-проводники) или 1800 кг коммерческого груза. Места для пассажиров представляют собой откидные сидения, которые можно сложить в случае транспортировки крупного и габаритного груза. Также, помимо основной двери появились два аварийных окна, необходимых для эвакуации пассажиров во внештатных ситуациях.
  • Ан-3Т-08 — лесопатрульная модификация самолета, которая имеет улучшенные летные и скоростные характеристики. Также значительно увеличилась максимальная дальность полета — теперь Ан-3 мог лететь до двух тысяч километров без дозаправок.
  • Ан-3Т-10 — десантная версия самолета, предназначается для высадки до 12 парашютистов.
  • Ан-3ТБК — аппарат, оснащенный салоном «бизнес-класса». Самолет имеет иллюминатор из двойного стекла, багажник, гардероб и туалетную кабинку.
Читайте также:  Конструкция крыла самолета: профиль, строение, размах

Источник: https://VPolete.online/samoletyi/an-3.html

РђРЅ-3

Самолет Ан-3: фото

�дея установки на Ан-2 турбовинтового
двигателя возникла ещё в 50-х годах, но начать работу не позволяло
отсутствие подходящего двигателя. В 60-х годах появился двигатель
ГТД-10 (ТВД-10), разработанный в Омском МКБ под руководством В.А.Глушенкова,
и было решено использовать его для модернизации самолёта. В июне 1967
года был представлен проект Ан-3 с более мощным двигателем ТВД-10А.
Но вскоре из-за сокращения численности Омского МКБ работы по двигателю
были приостановлены и Ан-3 остался без двигателя.

В 1971 году был разработан проект Ан-3 с двигателем ТВ2-117С,
установленным под кабиной экипажа, крылом увеличенного размаха, шасси
с носовой стойкой, с системой кондиционирования, более производительных
сельхозоборудованием, новым БРЭО. Проект принял участие в конкурсе
(его конкурентами были сельскохозяйственный вариант Ан-14М,
польский М-14 и �-711 КБ Арсеньевского завода), но по ряду причин этот
реализован не был. Затем был прдложен вариант Ан-3 с 2 двигателями
ТВД-850, расположенными в носовой части и вращавшими воздушный винт
через общий редуктор. Но двигатель в серию запущен не был и проект
так же не реализован.

В 1974 году МГА дало дабро на разработку варианта Ан-2 с двигателем
ТВД-10Б, производство которого планировалось развернуть в Польше.
В июне 1975 года ОКБ был выделен Ан-2 СССР-26700 для переделки в
РђРЅ-3.

Работы по самолёту возобновились, но вскоре для �л-86
потребовалась ВСУ, которую создали на базе ТВД-10 и запустили в
производство на Омском моторостроительно заводе, а работу по самолётному
двигателю снова забросили.

В 1978 году, благодаря настойчивости О.К.Антонова, работы над
двигателем в Омске возобновились. Новый вариант получил обозначение
РўР’Р”-20.

Омскому была оказана материальная
помощь, которая помогла построить опытный образец двигателя. В 1979
году был проект самолёта был доработан под ТВД-20.

В декабре выделенный
Ан-2 прошёл программу лётных испытаний в Туркмении, после чего вернулся
РІ РћРљР‘.

К февралю 1980 года было завершено его переоборудование в Ан-3,
которое было выполнено на лётно-испытательной базе в Гостомеле. 13
мая 1980 года лётчики-испытатели С.А.Горбик и П.Д.

�гнатенко впервые
подняли прототип Ан-3 в воздух. В 1981 году начались заводские испытания.

�спытания завершились успешно, но опять возникли трудности с организацией
производства двигателя. Госиспытания начались только в 1986 году.
К 1991 году был проведён весь комплекс испытаний, но начавшийся
развал экономики и страны не позволил запустить самолёт в производство.

Летом 1997 года в АНТК им. О.К.Антонова
было принято решение возродить проект Ан-3. Работы возглавил заместитель
генерального конструктора Г.Г.Онгирский.

К этому времени спрос на
сельскохозяйственный вариант упал, но сохранился на транспортный.
Поэтому приоритет был отдан модификации Ан-3Т. Самолёт был доработан
в соответствии с современными требованиями.

Силовая установка была
отделена от кабины титановой противопожарной перегородкой. За кабиной
пилотов в фюзеляж была сделана вставка с входной дверью по левому борту.

На правом борту появился аварийный люк. Была усилена верхняя панель
центроплана, доработан стабилизатор, вместо тросовой проводки управления
установили жёсткие тяги, обновлён состав БРЭО.

К началу 1998 года на
РћРјСЃРєРѕРј РџРћ «РџРѕР»С‘С‚» был построен первый РђРЅ-3Рў (RA-62523). 17 февраля
1998 года экипаж С.М.Цивака впервые поднял его небо. Вскоре начались
испытатательные полёты и Ан-3СХ в Киеве.

30 августа 2000 года на Ан-3Т
получен сертификат типа (СТ 191-Ан-3Т). Первый серийный Ан-3Т 21
РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2000 РіРѕРґР° передан авиакомпании «Р—аполярье».

Ан-3 построен по аэродинамической схеме расчалочного биплана. Фюзеляж
цельнометаллический (Д-16Т, Д-16АТ) полумонокок балочно-стрингерного типа.

Крылья прямые, двухлонжеронные, образованы двояковыпуклым несимметричным
профилем Р-II-ЦАГ�. Обшивка крыльев выполнена из полиэфирной ткани.

Коробка крыльев одностоечная с I-образными стойками. Верхнее крыло
снабжено автоматическими предкрылками по всему размаху, щелевыми
нависающими закрылками и элерон-закрылками.

На нижнем крыле установлены
только щелевые закрылки. Шасси неубирающееся, трёхопорное, с хвостовым
колесом. В зимнее время предусмотрена установка лыж с обогреваемыми
полозами.

Силовая установка состоит из турбовинтового двигателя ТВД-20
с трёхлопастным реверсивным винтом АВ-17. Запас топлива размещён в 6
крыльевых баках (в верхнем крыле).

В левом борту установлена грузовая
дверь размером 1,46×1,53 Рј, Р° РІ ней — пассажирская размером 0,81×1,42
м. Кабина пилотов оснащена системами обогрева и вентиляции.

Фонарь
кабины лётчиков выполнен выпуклым с боков для обзора назад и вниз.

В сельскохозяйственном варианте предусмотрено применение навесного
широкозахватного сельхозоборудования и аппаратуры ультрамалообъёмного
распыления.

По желанию заказчика на самолёте могут устанавливаться:
навигационная спутниковая система СН-3301, аварийный маяк АРМ-406
системы «РљРћРЎРџРђРЎ-SARSAT», РїСЂРёР±РѕСЂС‹ контроля Рё управления двигателя,
приборные доски, отвечающие нормам лётной годности, высокоточный
радиовысотомер А-037, бортовой регистратор БУР-4-1-02, современное
радиосвязное оборудование.

В результате модернизации масса коммерческой нагрузки возросла в
1,2 раза, скорость — РІ 1,3 раза, скороподъёмность — РІ 1,8 раз, снизился
уровень шума в кабине. Производительность самолёта возросла в 1,5
раза при снижении расходов на топливо и масло в 2 раза.

В декабре 1985 года на Ан-3 установлены 6 международных авиационных
рекордов высоты полёта и грузоподъёмности.

Производство продолжалось до 2009 года. Всего изготовлено около 30
самолётов Ан-3Т (переоборудованы из Ан-2). Они эксплуатируются в 7
авиакомпаниях России, МЧС и Авиалесоохране.

Модификации самолёта:

  • РђРЅ-3РЎРҐ (03.02) — сельскохозяйственный. Отличается одноместной кабиной,
    баком для химикатов на 2200 л. Первый полёт 13 мая 1980 года.
  • РђРЅ-3Рў (03.01) — транспортный. Предназначен для перевозки 1800 РєРі РіСЂСѓР·Р°
    и 4 пассажиров. Первый полёт 19 февраля 1998 года.
  • РђРЅ-3Рў-07 (03.07) — транспортно-пассажирский. Отличается тепло- Рё
    звукоизоляцией, облицовкой салона декоративными панелями, 9 откидными
    креслами для пассажиров.
  • РђРЅ-3Рў-08 (03.08) — лесопатрульный. Выпускался СЃ 2002 РіРѕРґР°.
  • РђРЅ-3Рў-10 (03.10) — десантный. Предназначен для высадки 12 парашютистов.
  • РђРЅ-3ТБК (03.03) — бизнес-класса («СЃР°Р»РѕРЅ»). Отличается прямоугольными
    окнами с двойными стёклами, наличием багажника, гардероба и туалета.
  • РђРЅ-3-300 (РђРЅ-2-100) — упрощённый СЃ двигателем РњРЎ-14. Первый полёт
    10 июля 2013 года.

Лётно-технические характеристики

Двигатель ТВД-20
Взлётная мощность, э.л.с. 1375
Габариты, м:

  • размах верхнего крыла
    размах нижнего крыла
    длина
  • высота
18,176
14,200
13,965
4,930
Площадь крыльев, м2:

  1. верхнего
    нижнего
  2. общая
43,55
27,96
71,51
Габариты грузовой кабины, м:

  • длина
    ширина
  • высота
4,21
1,65
1,85
Масса, кг:

  1. пустого
    взлётная нормальная
  2. взлётная максимальная
3615
5650
5800
Запас топлива, кг 1271
Масса коммерческой нагрузки, максимальная, кг 1800
Скорость, км/ч:

  • максимальная
    крейсерская
    при авиахимических работах
    посадочная
  • сваливания
255
230
150-170
110
60
Скороподъёмность у земли, м/с 5
Практический потолок, м 3900
Дальность полёта, км:

  1. с коммерческой нагрузкой 1500 кг
    перегоночная на высоте 1000 м
  2. перегоночная на высоте 2000 м
770
1140
1230
Длина разбега, м
пробега, м
140
95-105
Экипаж, чел. 1-2

Литература

  • Бажанов Рђ.Р�. РђРЅ-3Рў — незаменимый Рё перспективный самолёт // Двигатель. — 2010. — в„–6.
  • Бипланы, трипланы, гидросамолёты / Пер. СЃ англ. Рў.Горошковой. — Рњ.: РђРЎРў, 2001. — РЎ. 50.
  • Заярин Р’. Турбовинтовой наследник РђРЅ-2 // Авиация Рё Время. — 2004. — в„–4. — РЎ. 4-13.
  • Удалов Р’. Возрождение РђРЅ-3 // Крылья Р РѕРґРёРЅС‹. — 2000. — в„–9. — РЎ. 17.
  • РЇРєСѓР±РѕРІРёС‡ Рќ.Р’. Р’СЃРµ самолёты Рћ.Рљ.Антонова. — Рњ.: РђРЎРў, «РђСЃС‚рель», 2001. — РЎ. 23-27.

Источник: http://aviaros.narod.ru/an-3.htm

Ссылка на основную публикацию