Самолет ан-12: фото, технические характеристики

Выброски десанта при поддержке бронетехники на высокогорные аэродромы Тибета, Гиндукуша на индийско-китайской границе в шестидесятых, доставка вооружений к высокогорным плато Афганистана позднее, мирный перелет до Антарктиды, взятие доставленными десантами столиц некоторых государств, пассажирские рейсы в Париж – неполный перечень достижений известнейшего ВТС.

Детище СССР, небесный долгожитель воюет и мирно трудится по разнообразным регионам планеты от экватора до Полюсов, с 1957-ого по сей день, ровно шестьдесят лет! На юбилей Ан-12 интересно узнать историю создания и применения этого самого популярного судна Воздушно-транспортной авиации.

История появления: предпосылки

  • После второй мировой потребовалось специальное военно-транспорт¬ное судно для десантных операций: бомбардировщики, разведчики, даже переоборудованные пассажирские лайнеры (порой, применявшиеся во время Отечественной) не удовлетворяли за¬даче захватов плацдармов за линией фронта или опорных баз во вражеском тылу.
  • Самолет Ан-12: фото, технические характеристики
  • Советской армии, ОСНАЗу, ВДВ и ВВС требовалось специализированное средство быстрой доставки солдат, тяжелого вооружения, боеприпасов и бронемашин.

Военно-транспортная авиация Советского Союза

Изменившаяся военная доктрина диктовала новые требования почти всем родам войск. Поэтому, по распоряжению Совета министров (декабрь 1953), ОКБ-153 (конструкторское бюро Антонова) приступило к созданию универсального транспорта.

Перед учеными стояла задача создать экспериментальный образец, отличающийся повышенной грузоподъёмностью, пассажировместимостью, эксплуатационной неприхотливостью, надежностью при использовании грунтовых или заснеженных аэродромов. Так был создан предшественник нашего героя – многоцелевой Ан-8.

Самолет Ан-12: фото, технические характеристики

Наличие в ВВС СССР такого самолета послужило не только выделению военно-транспортной авиации в отдельный род войск ВВС (ВТА), но и полнее раскрыло требования к новому военно-транспортному судну.

До 1957-ого года страна располагала устаревшим лётным парком для переброски войсковых соединений: Ли-2 на базе довоенных разработок концерна «Douglas Aircraft», Ил-12, Ту-4. Каждый из этих типов имел определенные недостатки: отсутствовал специализированный люк с аппарелью для тяжелой техники. Ту-4 являлся наскоро переоборудованным бомбардировщиком.

Требовался самолёт, превышающий западные аналоги по следующим характеристикам:

  • простота РЛЭ; дальность полёта при полной загруженности;
  • бортовое вооружение;
  • способность использовать неподготовленные посадочные полосы, преодолевать сложные климатические условия.

Выяснилось – спешно созданный «восьмой» отстает от техники вероятных противников.

Предтечи русского «Cub’a»

Ан-8 стал первым специализированным летательным аппаратом, отличающимся удобным люком, хорошей дальностью, скоростью полётов. Однако Ан-8 мог принять на борт всего 10-11 т. полезного груза. Невелик был радиус его действия.

Все эти недостатки вызывали срочную потребность серьезных усовершенствований.

«Восьмому» было суждено стать более современной моделью, «Cub» («Новичок», наименование будущего «новорожденного» Ан-12 по натовской классификации)!

Рождение опасного «Новичка»: «ставьте четыре мотора!»

Самое передовое ВТС той эпохи, состоявшее на вооружении потенциального противника, «С-130» производства концерна «Локхид», за счёт четырёх моторов поднимал 15-16 т. и перемещал их более чем на пять тысяч км.

Нашим ВВС срочно требовалась аналогичная разработка. Узнав об этом, Н.С.

Хрущёв во время визита к любимому конструктору Олегу Константиновичу Антонову, выдал гениальному инженеру пророческое ЦУ в своём неповторимом стиле: «немедленно увеличить число моторов до четырёх!».

Меньше чем за 10 месяцев киевское ОКБ создает четырёхмоторный высокоплан с цельнометаллическим крылом. Проект разрабатывали сам генеральный конструктор, великий Бартини, ведущим конструктором назначили В. Гальперин. Создавались отдельные бригады инженеров-разработчиков общего вида будущей основной машины ВТА, её гидравлики, аэродинамики, радиооборудования.

Самолет Ан-12: фото, технические характеристики

Впервые был задействован гидроагрегат ГА77Н с компрессором воздуха, гидроусилением управления закрылками, рулевым приводом. В случае отказа агрегата предусматривался переход на ручной насос.

Пассажирский вариант требовал лишь замены «военной» хвостовой части фюзеляжа на «гражданскую», удобной расстановки кресел салона. Этой проблемой занималась отдельная инженерная бригада под руководством Н. Погорелова.

«Новичок» находит цели

Хотя моноплан создавался в рамках всесоюзного конкурса на лучший грузопассажирский самолёт, конкурирующие фирмы Туполева и Ильюшина предоставили киевлянам всю документацию по собственным последним разработкам.

В стране понимали, что речь идёт не просто об удобном пассажирском лайнере, но также о необходимом армии оружии.

Под конец 1957-ого состоялся первый полет экспериментального образца. Его провел летчик-испытатель Яков Верников со своим экипажем. Всего летные испытания составили исключительно короткий срок – восемь месяцев!

Лётно-технические характеристики

Высокоплан Ан-12 оказался первым цельнометаллическим монопланом с прямым крылом и с четырьмя турбовинтовыми моторами. Грузоподъемность сначала составляла 16-17, а у более поздних модификаций – более 20 т. Габариты грузового отсека были рассчитаны не только под технику тех лет: инженеры учли тенденции развития бронемашин будущего, вложив в своё создание большой задел «прочности».

Размеры:

  • 38 м – размах крыла;
  • 33,1 м – длина;
  • 10, 5 м – высота.

Грузовой салон рассчитан на две БМД-1, или девяносто солдат, или шестьдесят десантников в полном вооружении. При этом конструкторы учли вероятность появления оружейных новинок, почему позднее стало возможным разместить на борту БРДМ-2, БРМД-3, БТР-Д, даже самоходные артиллерийские установки типа «Нона-С».

Габариты грузового салона:

  • 2,6 м – высота;
  • 3,5 м – ширина;
  • 13,5 м – глубина.

Вес снаряжённого (заправленного, с установленными кранами, лебедками транпортёром, парашютными системами) самого высокоплана – менее 50 т. Максимальная масса, которую поднимало новое ВТС – 60 т.

Самолет Ан-12: фото, технические характеристики

Этот небесный транспорт мог использовать грунтовые или заснеженные аэродромы с кроткой взлётной полосой (благодаря уникальной системе шасси).

Особенности конструкции

  1. Основной особенностью является фюзеляж с перекрестными креплениями (схема «полумонокок») с двумя бронированными (броня марки АПБЛ-1) кабинами (кабина для экипажа в носовой части, для бортстрелка – на корме).

  2. Вспомогательное десантное оборудование в центральном отсеке включало транспортёр с лебёдкой и кран грузоподъёмностью до трех тонн.

  3. К другим особенностям крылатой машины можно отнести:
  1. наличие УКВ радиостанции для экипажа, коротковолнового передатчика – для связи с землей;
  2. полностью убирающиеся в фюзеляж трехопорные (передняя плюс две основные опоры) шасси;
  3. двухлонжеронное цельнометаллическое крыло;
  4. относительно небольшой расход топлива (приблизительно 2135 – 1983 кг/ ч);
  5. четыре двигателя марки АИ-20 мощностью 4250 тысячи л.с. (3128 кВт);
  6. максимальная скорость 777 км/час;
  7. более простое, чем у западных аналогов, РЛЭ (руководство эксплуатации).

Боевое применение «Новичка»

Получивший название «изделие Т» образец мог использоваться от заполярья до экватора. «Аннушка»-12 являлась из самых популярных транспортов мира в 60-ые. Она обладала универсальностью, подходя для десантных операций, для грузопассажирких перевозок по труднодоступным районам.

Способный перебросить десант, могучую технику, высокоплан был хорошо защищён: на ранних моделях стрелок располагал двумя автоматическими 23-х миллиметровыми орудиями. ЛТХ «изделия Т» повышали выживаемость укомплектованной ими ВТА во время возможной мировой войны, что доказали множество локальных конфликтов практически по всей планете.

Самолет Ан-12: фото, технические характеристики

Впервые реальные боевые действия проэкзаменовали «Cub’a» при пограничном боестолкновении Индии с Китаем в Тибете в 1962 году (именно тогда прославилось это название).

Первый боевой опыт: китайско-индийский и кашмирские конфликты

На Ан-12 индийцы доставляли боеприпасы, пополнение, технику на свои окруженные китайцами высокогорные базы. Эффективность транспортника доказала ставшей всемирно известной цифра потерь грузов в горных районах: всего пять процентов!

«Вероятных противников» СССР почти шокировали боевые характеристики «Cub’а», раскрывшиеся западному миру во время индийско-китайского и индийско-пакистанского кашмирского кризисов.

Вот эти характеристики:

  • 560 км/ч крейсерская скорость;
  • перегонная дальность более 8 тысяч км;
  • предельная дальность с нагрузкой 16 т – 2500 км у ранних моделей, до 3600 км – у новейших модификаций;
  • 70 стокилограммовых осколочно-фугасных или зажигательных бомб;
  • 2 фотобомбы или 2 навигационные бомбы внешней подвески;
  • 6 ориентирно-сигнальных бомб;
  • две пушки Афанасьева-Макарова АМ-23;
  • бронированная (противоосколочной броней) кабина экипажа и отсека бортрадиста со снабженными бронеспинками (толщина брони до 16 мм в области тела, до 23 мм – в области головы) креслами.

Благодаря таким данным, индийцы крайне успешно использовали Ан-12 во время инцидента в Кашмире с Пакистаном, а египтяне при йеменском конфликте.

На «шестидневной» войне «Новичком» пользовались не только египтяне, но даже войска ООН. Большую роль сыграли «Cub’ы» на войне между Ираном и Ираком. В Африке они яростно сражались в Эфиопии, Катанге, Анголе, Нигерии.

Самолет Ан-12: фото, технические характеристики

Самой крупной зарубежной десантной операцией с использованием этого транспортника остается окружение индийскими десантниками Дакки в Бангладеш.

Новый транспорт и «войска дяди Васи»

Однако наибольшее количество солдат – пять тысяч более сотни БМД, были переброшены на «Аннушках» в 1968 году при Чехословацком кризисе.

Любопытный факт: огромным ценителем нового транспортника был знаменитый Маргелов, лично осуществивший несколько прыжков с борта, разработавший впоследствии систему крупных десантов с мощной огневой поддержкой на основе возможностей этого воздушного судна.

С привязкой к грузоподъёмности размерам «багажника» «изделия Т» создавались потом знаменитые советские БМД.

Позже разработали систему «Кентавр» позволяющую экипажу десантироваться вместе с боевой машиной.

В Афганистане его прозвали «Черным тюльпаном»

Благодаря постоянным усовершенствованиям «двенадцатый» успешно действовал в Афганистане, где в очередной раз прославился способностью садиться на горные плато и феноменальной живучестью в воздухе. В основном «Cub» доставлял боеприпасы, экстренную подмогу для отдаленных застав через горные хребты (особенно в провинциях Кандагар, Герат, Баграм), использовался для десантов.

Самолет Ан-12: фото, технические характеристики

На этой войне аэроплан получил трагичное прозвище «Черный тюльпан»: именно его обратными рейсами доставлялся «груз 200», гробы с телами наших военнослужащих.

Применение в гражданской авиации

В отличие от «восьмого» и «десятого», двенадцатая «Аннушка» создавалась изначально в качестве военного транспортника. Но ей нашлось мирное применение: для доставки грузов в труднодоступные регионы. Хорошо послужил транспортник как «летающая лаборатория».

  • Самолет Ан-12: фото, технические характеристики
  • Мощная противообледенительная система (электрическая, воздушно-тепловая) крыла, закрылков, хвостового оперения позволяла использовать Ан-12 при низких температурах крайнего Севера.
  • В апреле 1961-ого начались регулярные полёты к Северному полюсу, спустя год состоялся перелёт до Антарктиды.

Рекордом считается доставка гусеничного трактора марки ДТ на Северный полюс.

Кроме Советского Союза, «изделие Т» использовали для грузопассажирских перевозок такие зарубежные компании как «Гана Эрлайн», «Balkan Bulgarian» и «Air Guinee».

Читайте также:  Стоимость перелета екатеринбург — сочи

После распада СССР моноплан стал широко использоваться авиакомпаниями всего мира. До сих пор он популярен в странах третьего мира за надежную неприхотливость.

Модификации

«Изделие-Т» оказалось небесным долгожителем. Сегодня можно насчитать более двадцати наименований модификаций, разработанных для различных видов работ. Большинство из них связаны с установкой на борту дополнительного научного оборудования или аппаратуры жизнеобеспечения.

Наиболее интересные из них

  • самая первая, «основная боевая», когда конструкторы отказались от идеи добиться полной совместимости узлов с «десятым» Аном – Ан-12А с экспериментальным тогда двигателем АИ-12А (1961 г.);
  • пункт радиоэлектронной борьбы – Ан-12Б-И (1989 г.);
  • вариант с грузоподъемностью до 30 тонн – Ан-12Б-30 (1963 г.);
  • метеорологический вариант «Циклон»;
  • командный пункт «Зебра» с топливным ускорителем;
  • китайский аналог Shaanxi Y-8;
  • метеорологическая лаборатория «изделие 93Т».

Достаточно указать, что в 2012 ВВС народной армии Китая пополнились боевым «Юнь-9», тоже являющимся глубоко усовершенствованным старым добрым Ан-12.

Без падений не обошлось

Несмотря на свою прославленную надёжность двенадцатые Аны почти всех модификаций (кроме самых экзотических) продолжают пополнять собой список потерпевших крушение, или просто пропавших самолётов.

Самолет Ан-12: фото, технические характеристики

Особенно не везло Индонезии: там аэропланы этой конструкции разбивались чаще всего. В новом тысячелетии сомнительную пальму первенства можно вручить Челябинскому военному аэродрому: только с 2008-ого там трижды произошли крушения взлетевших с него Анов.

Всего, по состоянию на 2015 год разбилось и пропало без вести 225 «Аннушек» (не учитывая потери в ходе войн).

В строю 60 лет

В 2017 году железный летный герой отмечал своеобразный юбилей: ровно шестьдесят лет Ан-12 и его модификации успешно трудятся в мирных и военных небесах практически над всей планетой.

При этом Аны активно используются не только в странах – бывших республиках СССР, но продолжают героически или незаметно трудиться в Китае, Нигерии, Индонезии, Йемене, республике Сан-Томе и Принсипи, Анголе, Болгарии, Индии, других государствах.

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/an-12/

Самолёты-долгожители. Ан-12

Ан-12 — настоящая легенда авиации, которая продолжает летать и по сей день, несмотря на свой почтенный возраст. При этом первый полет машина совершила еще в 1957 году. Так же, как и американский транспортник C-130, машина по-прежнему в строю. При этом последний самолет еще советского производства был собран в 1973 году.

Однако современные варианты самолета под обозначениями Y-8F и Y-9 по-прежнему выпускаются в КНР. По информации из открытых источников на вооружении ВВС России находится до 60 самолетов Ан-12 (летающие образцы) и 46 самолетов на хранении. Ан-12 (по кодификации НАТО Cub — «Юнец») — военно-транспортный самолет советского производства, был создан в АНТК имени О.

К. Антонова. Относится к тактическим военно-транспортным самолетам. Первый полет совершил 16 декабря 1957 года, серийно производился с 1957 года по 1973 год на Иркутском, Воронежском и Ташкентском авиазаводах. Всего в Советском Союзе было выпущено 1248 самолетов Ан-12 различных модификаций.

Ан-12 по праву относится к категории выдающихся самолетов.

Созданный своевременно, на хорошем техническом уровне, построенный в достаточном количестве, неприхотливый в эксплуатации и простой в освоении этот самолет принес мировую известность не только О. К. Антонову и коллективу всего ОКБ, но и, наряду с истребителями А. И. Микояна и бомбардировщиками и авиалайнерами А. Н.

Туполева, всей советской авиационной промышленности.

Наверное, начиная с 1960-х годов, ни одно крупное событие в отечественной истории не обошлось без участия данного транспортного самолета: от освоения еще необжитых районов до участия в государственных переворотах и вооруженных конфликтах — вот диапазон использования машины, которая вместе с С-130 компании «Локхид» долгие годы оставалась основным транспортным самолетом на планете.

Самолет Ан-12: фото, технические характеристики

История создания

Летом 1955 года состоялся первый визит Н. С. Хрущева в ОКБ Антонова. В те годы Первый секретарь ЦК КПСС совершал много поездок по стране с целью «знакомства с трудовыми коллективами», однако визит к Антонову, которого Хрущев уже давно знал и которому симпатизировал, был для него не самым обычным.

Еще в 1947 году при запуске в серийное производство знаменитого теперь самолета Ан-2 на Киевском авиазаводе Никита Сергеевич лично уговаривал Олега Константиновича Антонова перебраться из Новосибирска в Киев, обещая ему всестороннюю поддержку в организации работы ОКБ на новом месте.

Антонов не без колебаний принял тогда данное решение, теперь Хрущев хотел посмотреть, как у него идут дела на новом месте.На тот момент дела конструкторского бюро были на подъеме. Работы по проектированию Ан-8 шли удовлетворительно, молодой конструкторский коллектив рос и набирался необходимого опыта, а сам Антонов был полон новых творческих замыслов.

Прибывшего с визитом Хрущева подробно ознакомили с ходом работ по созданию Ан-8. Особый интерес у генсека вызвал пассажирский вариант данного самолета, полноразмерный макет которого уже был изготовлен из дерева.

Крылья, двухдвигательная силовая установка, оперение, шасси самолета, получившего на заводе индекс «Н», представляли собой соответствующие агрегаты транспортного самолета, новым был лишь фюзеляж круглого поперечного сечения. Он был выполнен герметичным и был предназначен для перевозки пассажиров.

Никита Сергеевич поинтересовался наличием иностранных аналогов данной разработки, и ему рассказали, что все машины подобного класса имеют по четыре двигателя. Очевидно, это объяснялось стремлением обеспечить большую безопасность осуществления пассажирских перевозок. После этого Хрущев высказался в том ключе, что новый самолет Антонова также должен будет иметь четыре двигателя.

Вероятно, именно тогда Олег Константинович и изложил ему идею, благодаря которой свет увидел очень удачный военно-транспортный самолет Ан-12. Самолет Ан-12: фото, технические характеристикиПо словам Антонова, четырехдвигательный пассажирский самолет необходимо было создавать так, чтобы на его базе можно было сравнительно легко построить и транспортный вариант. Предполагалось создать один проект самолета, но в двух вариантах исполнения, которые отличались бы только оборудованием и хвостовой частью фюзеляжа. Данный подход позволял существенно ускорить и удешевить проектирование, подготовку к выпуску и серийное производство самолетов, ускорить эксплуатацию машин и облегчить их освоение техническим составом. Помимо этого, пассажирские авиалайнеры с шасси военно-транспортного самолета можно было бы эксплуатировать с очень широкой сети аэродромов, в том числе грунтовых и необорудованных. Это привнесло бы на периферийные воздушные линии комфорт, который уже имелся на центральных магистралях. Более того, в случае реальной военной угрозы все пассажирские самолеты можно было бы легко переоборудовать в военно-транспортные за счет замены «гражданской» хвостовой части фюзеляжа на «военную». Проектирование новой машины прошло в рекордные сроки и заняло всего 11 месяцев. Через полтора года был построен первый опытный образец самолета. Свой первый полет новая машина совершила 16 декабря 1957 года с экипажем во главе с летчиком-испытателем Я. И. Верниковым. После прохождения серии заводских и государственных испытаний новый самолет Ан-12 был рекомендован для серийного производства. Начало эксплуатации самолета — 1959 год. Базовая версия — среднемагистральный пассажирский самолета Ан-10 взлетела еще раньше 7 марта 1957 года. Но в пассажирском варианте было произведено всего 108 машин, которые уже в 1973 году были сняты с эксплуатации. Военно-транспортный самолет Ан-12 был построен по той же схеме, что и Ан-8, спроектирован по тому же постановлению правительства, что и пассажирский вариант Ан-10. Благодаря сочетанию отличных взлетно-посадочных качеств и использованию шасси высокой проходимости самолет продолжает успешно эксплуатироваться и в наши дни. За создание данного самолета главному конструктору Олегу Константиновичу Антонову и четырем его помощникам в 1962 году была присуждена почетная Ленинская премия. Самолет Ан-12: фото, технические характеристики

Конструкция самолета

По своей аэродинамической схеме самолет Ан-12 представлял собой четырехмоторный турбовинтовой цельнометаллический высокоплан с однокилевым оперением и расположенным в хвосте грузовым люком.

Фюзеляж машины с приподнятой хвостовой частью и большим по размерам грузовым люком позволял добиться удобных условий погрузки/разгрузки крупногабаритных грузов, а также осуществления их десантирования парашютным способом. Фюзеляж самолета изготовлен из алюминиевых и магниевых сплавов.

На борту самолета имелось погрузочное устройство (кран-балка), обладающее грузоподъемностью 2800 кг, и легкосъемный транспортер, который позволял ускорить и облегчить процессы погрузки, выгрузки и швартовки. Конструктивно фюзеляж практически полностью повторял конструкцию фюзеляжа пассажирского Ан-10.

Главное отличие находилось в кормовой части фюзеляжа, где имелся грузовой люк и хвостовая стрелковая установка с оборудованной для воздушного стрелка кабиной. А в средней части фюзеляжа вместо пассажирского салона была сделана негерметичная грузовая кабина.

При этом передняя часть самолета, включая кабину экипажа, конструктивно почти на 100% повторяли переднюю часть самолета Ан-10. Кабина экипажа была выполнена герметичной, от негерметичного грузового салона она отделялась гермошпангоутом с дверью. Шасси транспортника обладает высокой проходимостью, что позволяет самолету взлетать с заснеженных, ледовых и грунтовых аэродромов.

Погрузка техники и крупногабаритных грузов производится через люк, расположенный в задней части фюзеляжа. Благодаря использованию схемы «высокоплан» уровень грузового пола машины размещен близко к земле, что облегчает загрузку самолета. При этом на полу грузовой кабины имеются швартовочные узлы и гнёзда для установки носилок. Самолет Ан-12: фото, технические характеристикиВ средних частях крыла Ан-12 нашлось место для 18 мягких протектированных топливных баков, в центроплане находятся 4 непротектированных бака. На нижней и верхней поверхностях крыла самолета были расположены люки для доступа к проводке управления, агрегатам гидравлической, топливной системы, топливомерам и заливным горловинам топливных баков. Основным конструкционным материалом всех элементов крыла самолета стал сплав В95Т. Силовая установка военно-транспортного самолета Ан-12 состоит из четырех четырехлопастных двигателей АИ-20 с автоматическими флюгерными винтами АВ-68И левого вращения. На максимальном режиме работы эти моторы развивали мощность 4000 л.с. Винты двигателей имеют диаметр 4,5 метра и оснащены гидроприводами, предназначенными для изменения угла установки лопастей в полете и процесса флюгирования. Топливная система самолета была разделена на правую и левую части, каждая из которых включала в себя 6 групп баков, соединенных между собой при помощи трубопровода кольцевания. Емкость топливных баков составляет 14 270 литров. Помимо этого на самолете имеются противопожарная система, системой нейтрального газа и противообледенительная система. Последняя использует для работы теплый воздух, который приходит от компрессоров двигателей. Теплый воздух используется для обогрева воздухозаборников двигателей, воздухозаборника левого обтекателя шасси, носков крыла, радиаторов и боковых стекол фонарей кабин экипажа. Помимо этого передние кромки стабилизатора и киля, лопасти и коки винтов, лобовые стекла фонаря кабины экипажа оснащены электротермическими устройствами обогрева. Самолет Ан-12: фото, технические характеристикиУстановленное на самолете Ан-12 десантно-транспортное оборудование предназначено для:— Посадочного десантирования инженерной и боевой техники с расчетами и боеприпасами, а также личного состава в количестве до 96 человек.— Парашютного десантирования грузов и боевой техники с расчетами, личного состава ВДВ в количестве до 58 человек. — Погрузки на борт и разгрузки самоходной техники осуществляемой своим ходом с применением грузовых трапов (перевозятся на борту самолета), несамоходной техники — с помощью бортовых лебедок БЛ-52. Погрузки бесколесных грузов массой до 2 тонн, выполняемой при помощи кран-балки. Для осуществления десантирования грузов на платформах и техники на борту Ан-12 имеется транспортер ТГ-12. — В санитарном варианте предусмотрена возможность транспортировки 60 раненых или больных на унифицированных армейских носилках в сопровождении медицинского персонала. Оборонительное вооружение самолета включает в себя систему пушечного вооружения ПВ-23У, которая предназначена для защиты машины с задней полусферы от атак самолетов противника. Данная система состоит из кормовой башни ДБ-65У с двумя 23-мм пушками НР-23, прицельно-вычислительного блока и электросистемы дистанционного управления башней. Боекомплект данной установки составляет 700 снарядов (по 350 снарядов на ствол), скорострельность до 1350 выстр/мин на ствол. Кормовая кабина стрелка выполнена герметичной. Стрелку обеспечен хороший обзор через бронированное остекление фонаря кабины (толщина стекла 110-135 мм). С торца кормовая кабина стрелка прикрыта съемным бронещитком толщиной 20 мм. По бортам кабины пилотов и под их креслами установлены бронелисты толщиной 8 мм, также места пилотов имеют бронеспинки и бронезаголовники. Самолет Ан-12: фото, технические характеристикиСамолет Ан-12 сыграл очень большую роль в становлении ВДВ нашей страны. В свое время Ан-12 был наиболее массовым самолетом ВТА — военно-транспортной авиации. Данная машина позволяла осуществлять массовое десантирование как парашютистов, так и боевой техники ВДВ. Самолет в состоянии брать на борт две боевых машины, сделанных на базе БТР-Д, две боевые машины десанта БМД-1 или БМД-2, самоходную установку 2С9 «Нона» или 60 парашютистов. При этом в грузовой кабине самолета парашютисты располагаются в четыре ряда. Десантирование проходит в два потока: первый — бойцы в средних рядах, второй — бойцы, расположившиеся вдоль бортов самолета. Самолеты Ан-12 масштабно применялись СССР в 1979-1989 годах в Афганистане, на практике доказав отличную живучесть в боевых условиях и способность базирования на грунтовых высокогорных аэродромах. Самолет представляет собой выдающийся пример простоты в управлении, неприхотливости в эксплуатации, целесообразности создания. Ан-12 по праву заслужил мировую известность. За все время было создано более 30 различных модификаций данной машины. Он активно применялся в военных целях, во время чрезвычайных ситуаций, для переброски военной техники и личного состава вооруженных сил, а также для грузовых перевозок, спасения и поиска экипажей пилотируемых воздушных судов и космических кораблей, поиска космических объектов, людей терпящих бедствие. Данный самолет оказал огромное влияние на развитие отечественных ВВС.

Читайте также:  Аэропорт благовещенск: онлайн табло вылета и прилета

Некоторые модификации:

Ан-12А — модификация самолета с увеличенной до 20 тонн грузоподъемностью. Также машина оснащалась дополнительными топливными баками, общей емкостью 16 600 л. Самолет производился на Иркутском заводе, выпущено 155 машин.

Ан-12Б — модификация самолета с установкой дополнительных кессон-баков в консолях крыла и монтажом турбогенератора ТГ-16, предназначенного для автономного запуска двигателей. Серийно выпускался на Воронежском заводе.Ан-12ТП-2 — машина полярной авиации с установкой средств астронавигации и дальней связи, подпольных топливных баков.

В декабре 1961 года самолеты Ан-12ТП-2 и Ил-18 выполнили перелет Москва — Антарктида на полярную станцию Мирный и обратно, протяженностью более 52 тысяч километров.

Ан-12ПП — самолет постановщик помех, специально оборудован средствами радиоэлектронного противодействия, которые подразделяются на две основных группы: средства групповой защиты для прикрытия авиационных подразделений и средства индивидуальной защиты для самого Ан-12ПП.

Ан-12БК-ИС — самолет РЭБ, модификация версии Ан-12БК, получившая аппаратуру индивидуальной защиты (самого самолета-помехоносителя) от радиотехнических средств ПВО вероятного противника.

Также на самолете было установлено 4 станции ответных помех «Сирень» в контейнерах, расположенных на внешней подвеске, станция активных шумовых помех, устройства создания инфракрасных и пассивных помех. В 1970 году было изготовлено 45 самолетов, в 1974 году переоборудовано еще 105.

Ан-12М ЛЛ — летающая лаборатория, предназначен для проведения испытаний систем катапультирования. Самолет был оснащен поворотной кормовой экспериментальной кабиной, которая обеспечивала катапультирование под любым углом к горизонту.

Ан-12БКЦ «Циклон» — летающая лаборатория для проведения исследований метеорологических процессов, развития циклонов и воздушных потоков.Самолет Ан-12: фото, технические характеристикиЛетно-технические характеристики Ан-12:Габаритные размеры: длина — 33,109 м, высота — 10,525 м, размах крыла — 38,015 м, площадь крыла — 121,7 кв. м. Размеры грузовой кабины (ДхШхВ) — 13,5х3,5х2,6 м.Силовая установка — 4 турбовинтовых двигателя АИ-20М мощностью 4х4250 л.с.Максимальная скорость полета — 660 км/ч.Крейсерская скорость — 570 км/ч. Масса пустого самолета — 28 тонн.Масса максимальная взлетная — 61 тонна.Максимальная коммерческая нагрузка — 21 тонна.Пассажировместимость — 90 солдат или 60 парашютистов. Практическая дальность полета — 5700 км.Практический потолок — до 8600 м.Экипаж — 5-6 человек.Вооружение: 2х23-мм пушки НР-23 (350 снарядов на ствол).Источники информации:http://www.airwar.ru/enc/craft/an12.htmlhttp://www.svavia.ru/ttd/ttd2.htmlhttp://avia.pro/blog/an-12http://kollektsiya.ru/samoleti/203-an-12-voenno-transportnyj-samoljot.html

http://russianplanes.net/planelist/Antonov/An-12

Заметили ошЫбку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: https://topwar.ru/79652-samolety-dolgozhiteli-an-12.html

Военно-транспортный самолет Ан-12 — обзор, вооружение, характеристики

В первый полет лайнер Ан-24 отправился в декабре 1957 года. Срок, который потребовался на проектирование самолета, можно назвать рекордным. Он составил только 11 месяцев. Заводские и государственные испытания машины прошли успешно, и уже в 1959 году началась ее эксплуатация.

Базовой версией лайнера стал Ан-10. Он был разработан как среднемагистральный пассажирский самолет. Всего было изготовлено 108 таких авиалайнеров. В 1973 году их сняли с эксплуатации.

Предполагается, что инициатива создания Ан-12 принадлежит Н.С.Хрущеву. Во время посещения конструкторского бюро Антонова он, осматривая машину Ан-8, поинтересовался по поводу ее зарубежных аналогов. Услышав, что в других странах подобные самолеты имеют по 4 двигателя, Хрущев высказал пожелание, чтобы и в СССР были такие машины.

Самолет Ан-12: фото, технические характеристики

Ан-12

Лайнер был оснащен двумя турбовинтовыми двигателями. Он имел однокилевое оперение и хвостовой грузовой люк. Приподнятая хвостовая часть и большой люк обеспечили возможность осуществлять высадку воздушного десанта, также загружать и выгружать крупногабаритные грузы.

Еще одна важная особенность Ан-12. Разработанные для него шасси позволяют машине садиться и взлетать с грунтовых аэродромов. Порой взлетно-посадочными полосами для него становятся заснеженные поля, большие льдины. Этому способствует и то, что двигатели самолета расположены на большой высоте от земли.

Особые возможности лайнера позволили использовать его и в вооруженных силах, и в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций. Самолет способен перебрасывать в нужные места личный состав, технику. Его можно использовать для спасения и поиска космических объектов. Много раз Ан-12 участвовал в различных спасательных операциях.

Этот лайнер может одновременно перевозить две боевые машины (на базе БТР-Д или две боевые десантные машины. К месту высадки десанта самолет доставляет 60 бойцов.

Самолет Ан-12: фото, технические характеристики

Салон Ан-12

А еще Ан-12 может выполнять роль летающей лаборатории. При этом выполняются действия, необходимые для испытаний новых двигателей, новейших катапультируемых кресел, обработка систем, обеспечивающих приземление космических кораблей. Список возможностей самолета-лаборатории довольно большой.

Главное достоинство самолета – его надежность. Он безотказно работает в любых климатических условиях. При этом его техническое обслуживание не отличается сложностью.

Самолет Ан-12 в локальных конфликтах и его вооружение

Массово Ан-12 использовался в Афганистане в 1979 – 1989 годах. За эти годы была доказана живучесть самолета, его способность осуществлять полеты в горной местности. В Афганистане он выполнял различные задачи. Это и переброска техники, и доставка личного состава, и участие в военных действиях.

Участие в боевых действиях самолету обеспечивало его вооружение. В его хвосте имеется орудийная башня, в которой установлены две 23-миллиметровые пушки. Есть и прицельно-вычислительный блок, и электронная система, обеспечивающая дистанционное управление. Пушки за минуту делают 1250 выстрелов. Боекомплект – 700 снарядов.

Кроме того самолет оснащен двумя фотографическими бомбами и двумя ночными ориентиро-сигнальными авиабомбами. Имеются также шесть ориентиро-сигнальных бомб и столько же морских, с такими же характеристиками. Вместо перечисленных самолет может взять на борт по столько дневных бомб или такое же количество радиозондов.

Лайнер может оснащаться семидесятью 100-килограмовыми авиабомбами. Возможен вариант наличия на борту 32-ух 250 килограммовых бомб, а также 18-ти 500-килограммовых.

Кабина штурмана оснащена оборудованием для обеспечения прицельного бомбометания. С его же помощью можно сбрасывать и необходимый груз.

Участие в боевых действиях в Афганистане принесло лайнеру всемирную известность. Приобретенный опыт его использования положительно повлиял на дальнейшее развитие военно-воздушных сил СССР и в последующем России.

Коротко о некоторых модификациях

В общей сложности было разработано 30 модификаций самолета. В том числе Ан-12А. Отличительные особенности этого варианта – увеличенная (до 20 тонн) грузоподъемность. Самолет имел дополнительные топливные баки, что существенно увеличило дальность его полета.

Читайте также:  К чему снится опоздать на самолет

Модификация Ан-12Б имела дополнительные кессон-баки и турбогенератор, обеспечивающий автономный запуск двигателей.

Ан-12ТП-2 предназначался для работы в полярных условиях. На нем устанавливались средства, обеспечивающие астронавигацию и дальнюю связь. В нижней части фюзеляжа имелись дополнительные баки.

Модификация Ан-12БК-ИС оборудовалась аппаратурой, обеспечивающей самого самолета от ПВО возможного противника.

На приведенной схеме самолета Ан-12 видно расположение полезного груза в отсеке фюзеляжа (боевая машина и пушка). Ближе к носу за перегородкой небольшой отсек, где находится группа бойцов, которых должны обслуживать доставляемую технику. Следующий через перегородку ближе к носу отсек – кабина пилотов.

Самолет Ан-12: фото, технические характеристики

Схема самолета Ан-12

Характеристики самолета Ан-12

Длина: 33,10 м. Высота: 10,53 м. Размах крыльев: 38 м. Площадь крыльев: 121,7 кв.м. Крейсерская скорость: 670 км/ч. Максимальная скорость: 777 км/ч. Дальность полета: 3200 км. Полезная нагрузка: 90 солдат или 60 парашютистов и 2000 кг груза.

Экипаж: 5+1 ч.

Заключение

Самолету Ан-12 за долгие годы пришлось пройти через множество испытаний. Довольно долго он выполнял главную роль в военно-транспортной авиации страны. Численность машин в вооруженных силах доходило до 700. Именно этот самолет стал главным условием становления и развития военно-десантных войск.

Зарекомендовавший себя как надежная машина лайнер приобрел популярность и за рубежом. Этот самолет поставлялся в десятки стран мира. Счет таких поставок – несколько сотен машин. Только первоначальные поставки – это около 200 самолетов. Лайнеру пришлось летать не только в привычных климатических условиях, но и в жаркой Африке. Но и там Ан-12 с честью выдержал все невзгоды.

Ан-12 заслуженно называют легендой авиации. До сих пор несколько десятков этих машин продолжают летать. Последний такой самолет был построен в 1973 году. Но в Китае его продолжают выпускать. Там он имеет обозначение Y-8F и Y-9.

Расчет стоимости такси в аэропорт

Полезные ссылки для туристов

  • Туристическая страховка — поиск самой дешевой страховки для шенгена и не только;
  • Авиабилеты — поиск выгодных билетов по всем доступным источникам;
  • Такси-трансфер — недорогой трансфер в аэропорт и обратно с возможностью раннего бронирования и онлайн оплаты;
  • Аренда авто — поиск лучших цен по популярным прокатным компаниям во всем мире;
  • Проживание — бронирование отеля в самом популярном гостиничном сайте Booking.

Источник: https://aeroportpro.ru/blog/voenno-transportnyj-samolet-an-12/

Самолет Ан-12: тактико-технические характеристики

2011-08-09T10:00+0400

2011-08-09T10:00+0400

https://ria.ru/20110809/413931170.html

Самолет Ан-12: тактико-технические характеристики

https://cdn22.img.ria.ru/i/ria_soc.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Транспортный самолет Ан-12, запросивший утром 9 августа аварийную посадку в аэропорту Магадана в связи с неисправностями в двигателе, в 07.34 мск пропал с экранов радаров. Самолет выполнял рейс по маршруту Магадан — Кепервеем и находился в 300 км от Магадана, когда у него загорелся двигатель. На борту, по предварительным данным, находятся восемь человек.

Транспортный самолет Ан-12, запросивший утром 9 августа аварийную посадку в аэропорту Магадана в связи с неисправностями в двигателе, в 07.34 мск пропал с экранов радаров. Самолет выполнял рейс по маршруту Магадан — Кепервеем и находился в 300 км от Магадана, когда у него загорелся двигатель. На борту, по предварительным данным, находятся восемь человек.

Военно-транспортный самолет Ан-12 — самый массовый в российской военно-транспортной авиации. Разработан в ОКБ под руководством О.К. Антонова параллельно с пассажирским самолетом Ан-10. На вооружение ВТА поступил в конце 1958 г.

Серийное производство Ан-12 завершилось в 1972 г.Самолеты Ан-12 поставлялись Афганистану, Алжиру, КНР, Чехословакии, Эфиопии, Индии, Ираку, Иордании, Малайзии, Польше, Югославии.

Они применялись в локальных войнах и вооруженных конфликтах практически во всех регионах мира.

Всего в СССР было построено более 1200 экземпляров. С 1980 года вариант Ан-12 под названием Y-8 строится в Китае (до 1995 г. выпущено 50 экз.). Всего создано около 40 модификаций этого самолета, основные из которых — Ан-12А, Ан-12Б (БП), Ан-12БК, самолет-постановщик помех Ан-12ППС — поступали на вооружение ВТА.

Ан-12 оснащен четырьмя ТВД АИ-20М мощностью по 4250 э.л.с. Его максимальная грузоподъемность — 20 т, нормальная — 12 т. Дальность полета с нормальной нагрузкой — 3200 км.

Грузовая кабина не герметизирована, для перевозки личного состава и десантников оснащена кислородным оборудованием, а для парашютного десантирования техники и грузов — съемными грузовыми транспортерами, некоторые модификации которых могут использоваться и для серийного бомбометания.

Погрузка несамоходной техники и грузов осуществляется с помощью грузовых лебедок и двух грузовых талей грузоподъемностью по 2,5 т. Оборонительное вооружение включает две 23-мм пушки НР-23 в кормовой установке. Под крылом — узлы внешней подвески авиабомб калибром до 250 кг.

Характеристики

Год принятия на вооружение — 1958Размах крыла — 38,0 мДлина самолета — 22,1 мВысота самолета — 10,53 мПлощадь крыла — 121,7 кв.

мМасса, кг- пустого самолета — 28000- нормальная взлетная — 55100- максимальная взлетная — 61000Внутреннее топливо — 18100 лТип двигателя — 4 ТВД Прогресс (Ивченко) АИ-20КМощность — 4 х 4250 л.с.

Максимальная скорость — 777 км/чКрейсерская скорость — 670 км/чПрактическая дальность — 5700 кмДальность действия — 3200 кмПрактический потолок — 10200 мЭкипаж — 5+1 чел

  • Полезная нагрузка
  • 90 солдат или 60 парашютистов или 20000 кг груза.
  • Вооружение
  • 2 х 23-мм пушки НР-23.

Источник: https://ria.ru/20110809/413931170.html

Десантно-транспортный самолет Ан-12

Ан-12 был самым массовым самолетом военно-транспортной авиации, серийно выпускался в СССР на трех авиационных заводах. Всего было выпущено 1248 самолетов более 20-ти модификаций, которые до сих пор служат в транспортной авиации ВКС России, а также в ВВС Алжира, Китая, Чехии, Польши, Индии, Ирака, Иордании, Эфиопии и других стран. Самолет зарекомендовал себя очень надежной машиной, способной работать в различных условиях, и неприхотливой в обслуживании.

Десантно-транспортный самолет Ан-12.

Самолет Ан-12 создавался на базе военно-транспортного самолета Ан-8 — двухмоторного самолета принципиально новой схемы с большим фюзеляжем. Он представляет собой цельнометаллический свободнонесущий высокоплан с прямым крылом. Длина самолета 33 метра, высота 10,53 метра, размах крыла 38 метров. Экипаж 6 человек.

Силовая установка состоит из четырех турбовинтовых двигателей АИ-20 конструкции Александра Георгиевича Ивченко тягой 4250 кг, установленных на крыльях. Погрузка и разгрузка крупногабаритных грузов производится через грузовой люк с рампой в задней части фюзеляжа. Грузовая кабина имеет длину 13,5 метра, ширину 3,1 метра и высоту 2,6 метра, негерметична.

В ней могут разместится 60 десантников, 91 пассажир или 90 раненых.

Грузовая кабина Ан-12. По бортам и в центре расположены сиденья для десантников. при перевозке техники эти сиденья демонтируются.Погрузка десантников в грузовую кабину Ан-12.Десантники в грузовой кабине самолета Ан-12.

Шасси трехопорное с носовой стойкой, основные стойки четырехколесные, носовая стойка двухколесная. Шасси обладает высокой проходимостью и позволяет использование грунтовых взлетно-посадочных полос. Для погрузочно-разгрузочных работ используются бортовые лебедки и кран-балки, а также транспортер и грузовые трапы.

Пилотажно-навигационное оборудование самолета включает в себя автопилот, курсовую систему, радиотехническую систему ближней навигации и систему слепой посадки, а также радиокомпас и радиовысотомер.

Обзорно-прицельный комплекс включает в себя радиолокационную станцию панорамного обзора, радиотехническую систему прицеливания по маякам, оптический прицел и радиолокационный ответчик. Радиосвязь обеспечивается КВ и УКВ радиостанциями и аварийной радиостанцией.

Вооружение самолета состоит из двух авиационных пушек калибра 23 мм сзади и различных бомб калибром до 250 кг. Максимальный взлетный вес составляет 61 тонну. Максимальная скорость полета 780 км/час, практический потолок 10200 метров, максимальная дальность полета 3600 км.

Самолет широко применялся в военных целях, для переброски военной техники и личного состава, также для пассажирских и грузовых перевозок, поиска и спасания космических объектов и экипажей пилотируемых космических кораблей и воздушных судов, терпящих бедствие. Огромное значение Ан-12 оказал в развитии Воздушно-десантных войск.

Это был первый серийный самолет, позволявший производить массовое десантирование парашютистов и боевой техники ВДВ. Самолет мог брать на борт две боевые машины десанта либо боевые машины, сделанные на ее базе, или 60 парашютистов.

Десантирование производится в два потока — первыми десантируются бойцы в средних рядах, далее — бойцы, находившиеся вдоль бортов.

Самолет Ан-12 на взлете.

Кроме базового самолета Ан-12 выпускалось большое количество модификаций. Первая серийная модификация Ан-12А отличается форсированным двигателем и увеличенным запасом топлива. Модернизированный самолет Ан-12Б имеет усиленный центроплан, увеличенный запас топлива и новый турбогенератор. Ан-12Б-И — самолет радиоэлектронной борьбы.

Оснащается станцией индивидуального радиоэлектронного противодействия. Ан-12БК — коммерческий самолет, предназначен для гражданской авиации и использовался для перевозки грузов. Отличался отсутствием оборонительного вооружения, применялся в Аэрофлоте. Ан-12БКВ — бомбардировщик и постановщик морских мин. Мог брать 12 тонн бомбовой и минной нагрузки.

Ан-12БК-ППС — доработанный самолет радиоэлектронной борьбы и постановки помех. Дополнительно установлены станции радиоэлектронной борьбы и автоматы с инфракрасными помеховыми патронами. Также была выпущена модификация Ан-12БКК «Капсула» — самолет-салон командующего Военно-Транспортной Авиацией. Оборудован герметичной кабиной-капсулой на 20 человек.

Кроме того выпускалось большое количество разного рода летающих лабораторий на базе самолета Ан-12.

Китай до сих пор серийно производит самолет Ан-12 по лицензии.

Самолеты Ан-12 воевали на разных театрах военных действий. Во время войны в Афганистане 1979-1989 годов Ан-12 постоянно снабжали по воздуху контингент советских войск. Самолет Ан-12, увозивший с территории Афганистана тела погибших советских солдат, получил неофициальное название «Черный тюльпан».

Ан-12 широко использовались для вывоза беженцев в различных чрезвычайных ситуациях в разных странах, при этом часть пассажиров летела стоя.

Количество пассажиров при этом ограничивалось размерами грузовой кабины и центровкой самолета, однажды был зафиксирован случай перевозки 283 человек в одном самолете в 1975 году в Сомали.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/595093b477d0e65de11a18c1/5ba6144a25dbcd00aaf7bd93

Ссылка на основную публикацию