Самолет ил-76: технические характеристики, фото

Ил-76 — советский, а затем и российский военный транспортник, разработанный конструкторским бюро Ильюшина. Руководитель проекта — Генрих Васильевич Новожилов, академик, выдающийся советский авиаконструктор. По кодовой классификации НАТО, этот самолёт проходит под обозначением Candid.

В переводе с английского, это означает прямой или искренний. Примечательно, но эти термины очень точно характеризуют этот самолёт. Серийное производство Ил-76 началось в 1973 году.

Так началась эпоха реактивной транспортной авиации, обеспечивающей быструю переброску боевой техники и войсковых подразделений.

История создания

Распоряжение о проведении исследовательских работ по созданию нового транспортного самолёта, ОКБ Ильюшина получило в 1966 году. Заказчиком проекта было Министерство авиационной промышленности. Целью проекта являлось повышение мобильности армии, которая была необходима в условиях напряженной обстановки на мировой политической арене.

Конкретное техническое предложение было готово в феврале 1967 года, и проект был утверждён лично генеральным конструктором Сергеем Владимировичем Ильюшиным. Руководителем работ был назначен заместитель генконструктора Новожилов. Макет самолёта, изготовленный в натуральную величину, появился в 1969 году.

В мае того же года, на территории машиностроительного предприятия «Стрела» в Москве работала военная комиссия под председательством генерал-лейтенанта Пакилева, который в то время возглавлял военно-транспортную авиацию СССР. Члены комиссии оценивали подготовленный макет по нескольким параметрам, акцентируя внимание на размещении различных видов боевой техники в транспортном отсеке.

Заключение комиссии было утверждено лично главкомом военно-воздушных сил Катуховым.

Самолет Ил-76: технические характеристики, фотоПервый взлет Ил-76

На создание опытного образца для лётных испытаний ушло почти два года. Ил-76 впервые поднялся в воздух с аэродрома имени Фрунзе на ходынском поле, и приземлился в Раменском. Управлял машиной Эдуард Иванович Кузнецов — Герой Советского Союза, заслуженный лётчик-испытатель.

Спустя два месяца, новый советский транспортник был представлен мировой общественности на международном авиасалоне в Ле-Бурже. Однако после демонстрации, самолёт был отправлен для прохождения лётных испытаний, которые проводились на аэродроме совместного базирования в Кречевице, недалеко от Нижнего Новгорода.

Через два года, Ил-76 был запущен в серийное производство.

Особенности конструкции

Рассмотрим основные элементы конструкции Ил-76 и базовые параметры транспортника.

Фюзеляж и геометрия крыла

Техника была построена в соответствии с классической аэродинамической схемой транспортных самолётов. Это закругленный фюзеляж, который условно разделяется на четыре независимых отсека:

  • Смежные кабины пилотов;
  • Изолированная кабина штурмана;
  • Кабина стрелка;
  • Транспортный отсек.

Кормовая часть фюзеляжа оснащается трёхстворчатым люком: боковые стойки уходят в стороны, центральная вверх. После открытия люка, образуется аппарель, предназначенная для десантирования войсковых подразделений и бронетехники. Транспортный отсек изнутри оборудован монорельсом, рольгангами и тельферами.

По расположению крыла, Ил-76 относится к категории высокопланов. Плоскости стреловидные, оснащены передовой системой механизации, обеспечивающей возможность взлёта и посадки с максимально полезной загрузкой. Каждое крыло оборудовано элеронами трёхсекционного типа и тормозными щитками.

Килевое оперение Т-образное. Вообще, у киля данного самолёта появилось инновационное решение. Это лестничный трап, упрощающий проведение техосмотра и ремонта рулевого управления. Конструкция получила название «Проспект Новожилова», и вполне успешно используется на других типах транспортных самолётов военной и гражданской авиации.

Самолет Ил-76: технические характеристики, фото

Шасси

Ходовая часть самолёта реализована в виде 5-опорного шасси: одна стойка размещается в носовой части фюзеляжа, остальные четыре выполняют функцию основных опор.

Внутреннее давление шин регулируемое, и настраивается в зависимости от покрытия взлётно-посадочной полосы: грунт или бетонка. Убираются шасси гидравлической системой.

В сложенном состоянии, основные опоры располагаются под углом 90 градусов по отношению друг к другу.

Топливоподающая система

Компоновка этого узла обеспечивает выполнение следующих функций:

  • Перекачивает горючее к основным силовым агрегатам;
  • Обеспечивает питание вспомогательных силовых установок.

Система включает кессон-баки, расположенные в плоскостях крыла. При централизованной заправке, самолёт может взять на борт 109 480 литров горючего. Внутри ёмкостей находится система программного управления подачи топлива. Система предусматривает пробки для слива конденсата и горючего.

Система автоматического пилотирования

Эту задачу выполняет модуль САУ-1Т-2Б. Программное обеспечение решает задачи:

  1. Автопилотирование по выстроенному маршруту с набором высоты до максимального значения;
  2. Выполнение предпосадочного маневрирования;
  3. Заход на посадку;
  4. Десантирование;
  5. Стабилизация скорости и высоты.

Самолет Ил-76: технические характеристики, фотоГабариты Ил-76

Системы пожаротушения и нейтральных газов

Противопожарная система выполняет три основные функции:

  • Обнаруживает очаг возгорания;
  • Сигнализирует об этом экипажу;
  • Принимает меры по ликвидации огня.

Этот модуль контролирует мотогондолы основных двигателей, отсеки вспомогательных силовых установок, переднюю часть центроплана. Противопожарная система Ил-76 использует для борьбы с огнём хладон 114 В2.

Размещается огнегасящий компонент в трёх цилиндрических баллонах. Если самолёт совершает посадку в аварийном режиме (шасси убраны), противопожарная система автоматически разряжает бортовые огнетушители.

Управляется система пожаротушения с панели управления. Модуль дополняется контролирующим устройством, которое срабатывает при перегреве мотогандол, разрушении или разгерметизации топливоподводящих магистралей.

Помимо этого, на борту Ил-76 устанавливается система нейтрального газа. Принцип действия сводится к тому, что в надтопливное пространство резервуаров с горючим нагнетается нейтральный газ. Этот элемент обеспечивает безопасность топливных баков при пожаре или повреждении плоскостей.

Системы вооружения

Учитывая, что речь идёт о военном транспортнике, на самолёте предусмотрены средства защиты. В частности, на борту установлен оборонительный комплекс 9А-503, состоящая из следующих элементов:

  • Две двуствольные авиационные пушки класса ГШ-23;
  • Генератор активных помех «Сирень»;
  • Автоматы сброса ДО;
  • Автоматы для постановки пассивных помех;
  • Средства инфракрасного противодействия;
  • Подвеска для 500-килограммовых свободнопадающих бомб.

Управление огнём осуществляется с панели управления, расположенной в кабине стрелка-пилота.

Самолет Ил-76: технические характеристики, фото

Гидравлическая система

Гидравлика обеспечивает функциональность следующих элементов самолёта:

  • Уборка/выпуска шасси;
  • Торможение и управление шасси;
  • Закрылки и предкрылки;
  • Тормозные щитки и спойлеры;
  • Управление входных дверей и люков;
  • Управление рампой и хвостовой опорой;
  • Управление фотолюком и стеклоочистителями.

Гидравлика разделяется на две энергонезависимые линии.

Энергоснабжение

Электропитание бортовых систем обеспечивается четырьмя генераторами переменного тока. Общая система разделяется на две независимых подсистемы по левому и правому борту. Примечательно, но подсистемы могут работать в индивидуальном либо параллельном режимах. При этом в параллельную систему могут объединяться только 3 канала электрогенераторов из четырёх.

Дополнительно на самолёте предусмотрена резервная система питания, которая активируется при отказе основных электрогенераторов. Работу резервного питания обеспечивается синхронным трёхфазным генератором бесконтактного типа.

Светотехническое оборудование

Внутреннее освещение рабочих модулей и отсеков обеспечивается лампами белого и красного свечения, установленными в хвостовой части, транспортном отсеке и кабинах пилотов. Кроме этого, внутри самолёта установлены четыре указателя аварийных выходов.

Внешнее освещение представлено аэронавигационными огнями и посадочно-рулёжными фарами.

Приборное оборудование

Аэронавигационные задачи выполняются следующими системами:

  • Измерительный комплекс реле давления;
  • Полного и статического давления;
  • Сигналов высоты и скорости;
  • Корректорами-задатчиками.

Кроме этого приборное оборудование включает системы пространственного положения самолёта. Эту функцию выполняют:

  • Сигнализатор нарушения питания;
  • Гироскопическая вертикаль;
  • Указатели тангажа и крена;
  • Авиагоризонт;
  • Электроуказатели поворота;
  • Магнитный компас.

Самолет Ил-76: технические характеристики, фотоИл-76 – кабина экипажа

Подача кислорода

Эта система отвечает за жизнеобеспечение экипажа на больших и малых высотах в условиях закрытой и разгерметизированной кабины. Помимо этого, чистый воздух в баллонах помогает при задымлении кабины или в ситуациях, когда самолёт пролетает над зараженными участками местности.

Средства навигации

Этот модуль представлен курсовой системой ТКС-П. Это устройство определяет курс и индикацию самолёта, данные передаются и на другие бортовые системы. Принцип действия этой системы основывается на вычислении линейных ускорений.

БСОК

Это бортовая система, записывающая на магнитную ленту все параметры полёта, функциональность силовых агрегатов и навигационных систем. Кроме того, в блок входит речевой самописец, регистрирующий записи разговоров членов экипажа.

Радиотехническое оборудование

Разделяется на несколько сопряжённых подсистем:

  • Радиолокационная станция переднего обзора;
  • Переговорные устройства и громкоговорители;
  • Радиостанция , работающая на коротких волнах;
  • Приборы телекодовой связи;
  • Радиокомпас;
  • Дозиметры;
  • Радиосистемы ближней и дальней навигации;
  • Самолетные радиолокационные ответчики;
  • Высотомер;
  • Измеритель углов сноса и скорости;
  • Система предупреждения об облучении;
  • Вычислительный комплекс, построенный на базе бортового компьютера «Гном-А»;
  • Прицельный комплекс класса «Купол».

Основные характеристики Ил-76

  • Экипаж — 5 человек;
  • Длина — 46.6 метра;
  • Размах плоскостей — 50.5 метра;
  • Площадь крыла — 300 м2;
  • Минимальная и максимальная взлётная масса — 88.5 и 210 тонн соответственно;
  • Номинальные показатели грузоподъёмности — 60 тонн;
  • Дальность полёта — 6 500 километров;
  • Крейсерская скорость — 850 км/час;
  • Численность десанта на борту — 126 человек;
  • Заявленный срок эксплуатации — не менее 30 лет.

Самолет Ил-76: технические характеристики, фотоСамолет А-50, на базе Ил-76

Модификации Ил-76

На базе серийной модели Ил-76 построено несколько модификаций. Например:

  • Радиолокационная станция;
  • Гражданский транспортник без бортового вооружения с упрощённой навигационной системой;
  • Версия для дальних полётов с усиленной конструкцией шасси и планера;
  • Версия для тушения пожаров;
  • Модель для тренировки экипажей космических кораблей;
  • Воздушный командно-наблюдательный пункт;
  • Постановщик помех;
  • Поисково-спасательный самолет;
  • Модификация, адаптированная для эксплуатации в условиях Крайнего Севера;
  • Носитель лазерного вооружения;
  • Самолёт заправщик.

Самолет Ил-76: технические характеристики, фотоСамолет-заправщик Ил-78М

Самая интересная модификация

Здесь можно выделить модификацию Ил-76МД-90А. Неофициальный индекс этой модели «Изделие-476». Опытный образец был построен в 2011 году, в настоящее время, самолёты этой модификации стоят на вооружении ВВС России.

На эту модификацию устанавливаются сверхэкономичные и более производительные двигатели серии ПС-90А-76. Благодаря этой особенности, мощность самолёта и другие характеристики машины возросли в среднем на 15%. Кроме того, модификация получила усиленные опоры шасси, новейшие системы навигации и радиоэлектроники.

Самолет Ил-76: технические характеристики, фотоВоенно-транспортный самолет Ил-76МД-90А

Интересные факты

Пожалуй, из всего многочисленного семейства Ил-76 самую большую известность получила модификация Ил-76ТД. Самолёт был перехвачен над Афганистаном истребителем, принадлежащим движению Талибан, и был вынужден совершить посадку. Лётчики были захвачены в плен, и больше года находились в заложниках.

Самолёт представлял для террористов определённую ценность, поэтому пилоты периодически привлекались для техобслуживания машины. Во время выполнения этих работ экипажу удалось поднять машину в воздух, и на сверхмалой высоте добраться до Арабских Эмиратов.

Этот подвиг, командир экипажа и первый пилот были удостоены звания Героя России. Остальные летчики были награждены орденами Мужества.

Заключение

Несмотря на то что Ил-76 был построен ещё во времена СССР, самолёт продолжает оставаться на вооружении ВВС России, и справляется с поставленными задачами.

Этими бортами были переброшены миллионы тонн гуманитарных грузов, обеспечивались военные операции в зонах военных конфликтов по всему миру.

Самолёты постоянно модернизируются, используются не только для военных, но и гражданских целей.

Источник: https://MilitaryExp.com/samolet-il-76-harakteristiki-i-modifikatsii/

Ил-76 — DRIVE2

Помните фильм «Кандагар»? Так вот самолет Ил-76 с бортовым номером RA-76842, на котором наши ребята-летчики совершили побег, до сих пор находится в строю и совершает перелеты!)

Читайте также:  Как перевозить коляску в самолете: правила

Самолет Ил-76: технические характеристики, фотоСамолет Ил-76: технические характеристики, фотоСамолет Ил-76: технические характеристики, фото

Ил-76 — первый российский военно-транспортный самолет с реактивными двигателями.

Предназначен не только для оперативной транспортировки крупногабаритных грузов, но и десантирования грузов и боевой техники массой до 47 тонн с высоты 4000 метров и личного состава с высоты 8000 метров.

Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных подразделений и большую часть техники мотострелковых дивизий.Предусматривалось применение этого самолёта в качестве бомбардировщика.Тип — средний транспортно-десантный.

  • Первый полёт состоялся 25 марта 1971 года.

Самолет Ил-76: технические характеристики, фото

История создания Ил-76Ил-76 первоначально предназначался для замены Ан-12. Он разрабатывался в ОКБ имени Ильюшина с июня 1966 года. Руководил работами Г.В.Новожилов, генеральный конструктор ОКБ московского машиностроительного завода «Стрела». Генеральный конструктор ОКБ — С. В. Ильюшин утвердил разработанное техническое предложение.

Ил-76 должен был иметь грузоподъёмность и дальность действия в 2 раза большие, чем самолет Ан-12, но без ухудшения взлётно-посадочных характеристик.Полномасштабный макет был изготовлен в 1969 году, и сразу в Москве началась постройка первого прототипа.

Постройка первого опытного самолета проводилась в Москве на опытном производстве предприятия с участием многих предприятий страны, которые поставляли материалы, необходимые для постройки самолета, агрегаты и системы.Возглавляли постройку самолета директор предприятия Д. Е. Кофман и главный инженер В. А. Юдин.Первый полёт состоялся 25 марта 1971 года с Центрального аэродрома им. М.В.

Фрунзе. В мае он демонстрировался на 29 международном авиасалоне в Ле Бурже.Первый серийный Ил-76 был изготовлен в 1973 году на авиазаводе № 84 в Ташкенте.В конструкции самолёта применено 180 изобретений разной степени значимости, из них более 30 получили зарубежные патенты.

При разработке самолета большое внимание было уделено обеспечению безопасности полета, надежности и автономности эксплуатации. В процессе создания самолета на его конструкцию и системы было получено более двухсот авторских свидетельств на изобретения и более тридцати иностранных патентов.

Испытания с использованием двух прототипов и двух серийных самолетов продолжались до декабря 1974 года.Войсковые испытания самолёта начались в ноябре 1973 году. Вскоре первые самолеты стали поступать на вооружение Военно-транспортной авиации.Самолёт Ил-76 официально принят на вооружение ВВС приказом МО СССР от 21 апреля 1976 года.

В 1977 году началась регулярная эксплуатация самолёта Аэрофлотом.На Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов, 24 официально зарегистрированы в 1973 году в международной авиационной федерацией (ФАИ). В числе рекордов — одиночный прыжок с высоты 15 760 метров и свободное падение до высоты 960 метров; групповой прыжок с высоты 14 846 метров и свободное падение до высоты 631 метров.

Был установлен женский мировой рекорд — парашютистка покинула борт самолета Ил-76 на высоте 14 974 м и пролетела в свободном падении до высоты 574 м. Командиром экипажа в этих полетах был А. М. Тюрюмин.

Самолет Ил-76 открыл новые возможности для доставки в труднодоступные места, в том числе и на дрейфующие научные станции в Северном Ледовитом океане различных грузов, в том числе и техники, в том числе используя различные способы их парашютного десантирования.Ремонтируются Ил-76 на Быковском авиаремзаводе (БАРЗ, Подмосковье) и ташкентском ТАПОиЧ.

Конструктивные особенностиИл-76 — однофюзеляжный высокоплан со стреловидным крылом (250 по передней кромке, перелом по задней кромке) и однокилевым хвостовым оперением.

При проектировании самолета Ил-76 одной из сложных проблем было определение оптимальных размеров фюзеляжа, его конфигурации, а также расположения и размеров грузового люка, которые с наибольшей эффективностью отвечали бы условиям эксплуатации самолета.

Круглый в сечении фюзеляж разделён на несколько герметизированных кабин: пилотов вверху носовой части фюзеляжа, штурмана — под кабиной пилотов, грузовая кабина и кабина стрелка кормовой пушечной установки. Передняя часть фюзеляжа оснащена двумя люками, кормовая — трёхстворчатым задним грузовым люком.Личный состав может десантироваться в четыре потока (два через грузовой люк).

Размеры грузовой кабины, оборудованной специально разработанными бортовыми погрузочно-разгрузочными средствами и приспособлениями, дают возможность широко использовать любые типы стандартных авиационных и автомобильных контейнеров, поддонов, применяемых в международных перевозках.

Одной из самых уникальных операций, проведенных самолетом Ил-76, стал перевоз на борту самолета моногруза длиной 10,5 метров и весом 37 тонн. Огромный корабельный вал авиалайнер в августе 1999 года доставил из Эдинбурга (Шотландия) в Хельсинки (Финляндия).

Многоколесное шасси повышенной проходимости в сочетании с мощной механизации крыла и большой энерговооруженностью позволяет эксплуатировать самолет с неподготовленных грунтовых аэродромов, обеспечивая при этом короткие взлетно-посадочные дистанции.

При торможении на посадке, с помощью створок реверсивных устройств, струя выходных газов отклоняется вперёд, обеспечивая короткий пробег — всего 450 метров.Топливная система самолета Ил-76 высоконадежна, проста в эксплуатации и обеспечивает бесперебойное питание двигателей топливом на всех возможных режимах полета.

Топливо размещается в кессонных баках крыла, разбитых по числу двигателей на четыре группы. В каждой группе баков имеется расходный отсек, из которого топливо подается к двигателю. Работа топливной системы, в том числе управление насосами перекачки топлива в расходные отсеки, осуществляется автоматически, без дополнительных переключений баков в процессе выработки топлива.Основными особенностями системы управления самолетом Ил-76 стали возможность перехода с бустерного управления на ручное и применение автономных рулевых машин, объединяющихся в одном агрегате бустер и гидравлическую насосную станцию (с баком и электроприводом).Для десантирования личного состава впервые было создано специальное оборудование, которое состоит из бортовых и секций центральных сидений, тросов для принудительного раскрытия парашютов, разделителей и прерывателей потоков парашютистов и бортовых защитных полотнищ, защищающих десантников от воздушного потока на рампе. Троса ПРП установлены на борту самолета таким образом, что раскрытие стабилизирующих парашютов десантников происходит в проеме грузового люка, но вне рампы, что позволяет исключить возможные зацепы или порывы стабилизирующих устройств. Боковые двери при десантировании парашютистов защищают их от набегающего потока и позволяют безопасно покинуть самолет. Благодаря уникальной аэродинамике самолета скорость десантирования личного состава находится в пределах 260-400 км/ч, что создает более комфортные условия десантирования за счет снижения динамических нагрузок на десантников.

В посадочном варианте личный состав может перевозиться как в однопалубном варианте на бортовых и секциях центральных сидений, так и в двухпалубном варианте с добавлением второй палубы. На второй палубе личный состав размещается на сидениях, размещенных в два ряда вдоль бортов.

Самолет Ил-76: технические характеристики, фото

Лётно-технические характеристики самолёта Ил-76Размах крыла — 50,50 метров.Длина самолета — 46,59 метров (Ил-76МФ — 53,2 метра).Высота самолета — 14,76 метра.Площадь крыла — 300 квадратных метров.Длина грузового отсека — 20,00 метров (24,50 метров с рампой, Ил-76МФ — 31,1 метр).Ширина грузового отсека — 3,40 метров.Высота грузового отсека — 3,46 метров.

Крейсерская скорость — 750-800 км/ч.Посадочная скорость — 210 км/ч.Высота полета — 9000-12000 метров.Практическая дальность полета — 4500 километров.Максимальная коммерческая загрузка — 40000 кг (Ил-76Т), 50000 кг (Ил-76ТД), 52000 кг (Ил-76МФ), то есть 50 тонн груза или 225 пассажиров (в двухпалубном варианте).

Возможность десантирования — 126 парашютистов, боевой техники и грузов на платформах весом до 21 тонны.В грузовой кабине возможна установка трёх пассажирских модулей, выполненных в виде стандартных контейнеров. Пассажировместимость каждого модуля — 30 человек.Максимальный взлетный вес — 170000 килограммов.Экипаж — 7 человек.Силовая установка состоит из 4 двигателей (Д-30 КП).

Взлетная тяга одного двигателя — 12000 кгс.Расход топлива — 9 тонн в час.Календарный ресурс самолёта – 20 лет.Количество полётов – 10000.

  1. Количество лётных часов – 30000.

Самолет Ил-76: технические характеристики, фото

На базе отечественного бортового оборудования планируется установить новую кабину экипажа самолета для сокращенного экипажа до 3 человек вместо четырех. Модифицируемый самолет Ил-76ТФ, в свою очередь, является гражданской версией военно-транспортного самолета Ил-76МФ.Основные массовые модификации, которые эксплуатируются в России сегодня: гражданский Ил-76ТД и военный Ил-76МД.

Для международного авиарынка, в том числе для Индии, Ирака, Ирана, Сирии, Ливии, построено более 900 самолётов.

На основе самолета Ил-76 в Ираке в 1988 году созданы самолёт ДРЛО «Адан» 1 с РЛС Томпсон-СЗР «Тайгер» (французского производства, дальность обнаружения целей класса истребитель 350 км), а также самолёт-заправщик (способен одновременно заправлять один самолет по методу шланг-конус).

Перспективные разработки Ил-76В настоящее время авиационный комплекс имени Ильюшина одной из самых перспективных разработок считает создание модификации транспортного самолетаИл-76ТФ-100 с двигателями типа 3FM56 французской фирмы Snecma.Дальность полета новой модификации с базовой нагрузкой в 40 тонн возрастет примерно на 1000 км.

Новые двигатели обеспечат возможность взлета с более высокогорных аэродромов и при высоких температурах окружающего воздуха, что особенно важно для стран Юго-Восточной Азии.Новая модификация самолета должна будет иметь повышенную грузоподъемность в 60 тонн, появится возможность перевозки до 4 морских контейнеров.

Читайте также:  Аэропорт бангкока суварнабхуми: официальный сайт на русском

Происшествия и авиакатастрофыВ результате катастроф и серьезных аварий было потеряно 59 самолетов типа Ил-76, 11 машин — в результате боевых действий (на 22 сентября 2009 года).

18 октября 1989 года под городом Баку произошло крушение военно-транспортного самолёта Ил-76, перевозившего военнослужащих 8-й роты 217-го парашютно-десантного полка 98-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Самолёт упал в Каспийское море, погибли все находившиеся на борту — 9 членов экипажа и 48 десантников.1 февраля 1990 года Ил-76 у литовского города Паневежис после ухода на второй круг и входа в облака на высоте 70 метров внезапно потерял управление и плашмя упал.5 апреля 1996 года на Камчатке Ил-76 врезался в гору.25 января 1997 года в Анадыре самолёт разбился при взлете. Причина катастрофы –ошибка экипажа, выполнение взлета с нарушением инструкций.26 июля 1999 года Ил-76 разбился при взлёте.

14 июля 2001 года самолёт разбился при взлете из-за превышения груза.

7 октября 2009 года на аэродроме «Северный» ЦБП и ПЛС ВТА ВВС в Ивановской области у самолета Ил-76 на взлете оторвался, а затем загорелся двигатель. При аварии никто не пострадал.1 ноября 2009 года самолёт Ил-76 МВД России потерпел катастрофу при взлете из якутского аэропорта «Мирный». Погибли все, кто находился на борту — 11 человек.

Источник: www.vesti.ru/doc.html?id=323644

Источник: https://www.drive2.ru/b/2094256/

Самолет Ил-76: летно-технические характеристики

2016-07-01T11:19+0300

2016-07-01T11:58+0300

https://ria.ru/20160701/1455649144.html

Самолет Ил-76: летно-технические характеристики

https://cdn24.img.ria.ru/images/41826/85/418268517_0:0:600:340_1036x0_80_0_0_ddb55a399ce128a0cc0e28d8b98b85e4.jpg

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

РИА Новости

https://cdn22.img.ria.ru/i/export/ria/logo.png

Ил-76 (по коду НАТО Candid — «прямой, искренний») — советский и российский военно-транспортный тяжелый самолет. Разработан конструкторским бюро Ильюшина.

В конце июня 1966 года министерство авиационной промышленности СССР поручило ОКБ Ильюшина создать военно-транспортный самолет Ил-76. В феврале 1967 года конструктор Сергей Ильюшин одобрил техническое предложение по проектировке Ил-76. В ноябре того же года Совет Министров принял постановление о начале конструирования военного транспортника.

Самолет впервые поднялся в воздух 25 марта 1971 года. Первая серийная модель поднялась в воздух 5 мая 1973 года.

Ил-76 предназначается для десантирования личного состава и транспортировки грузов и техники разного назначения.

Является первым в истории Советского Союза транспортным военным самолетом с турбореактивными двигателями.

Самолет способен поставлять грузы наибольшей массой 28-60 т на дистанции 3600-4200 км с крейсерской скоростью 770-800 км/ч (наибольший вес транспортируемого груза и дальность полета связаны с модификацией).

Самолет сконструирован по традиционной для транспортных тяжелых самолетов схеме однофюзеляжного высокоплана, имеющего стреловидное крыло и однокилевое Т-образное оперение. Имеет обыкновенные стреловидные крылья и однокилевое оперение в виде Т-образной формы. Крыло самолета является трапециевидным с переломом по задней кромке.

Фюзеляж самолета имеет круглую форму и разделен на несколько герметичных отсеков. Кабина Ил-76 для пилотов находится в верхней части, а кабина штурмана располагается под кабиной пилотов. Также присутствует грузовая герметичная кабина. В военных моделях предусмотрена кабина стрелка, оборудованная кормовой пушечной установкой.

В самолете расположены три люка — два в передней части и один в хвостовой части. Задний люк является грузовым и имеет трехстворчатое строение.

Самолет оборудован сразу четырьмя турбореактивными двигателями, каждый из которых подвешен на своем пилоне под крылом самолета. Кроме того, присутствует пятиопорное шасси, которое при взлете убирается в фюзеляж.

  • Технические характеристики самолета Ил-76:
  • Длина: 46,6 метра
  • Размах крыла: 50,5 метра
  • Площадь крыла: 300 квадратных метров.
  • Наибольший взлетный вес: 210 тонн
  • Вес пустого: 88 500 килограмм
  • Грузоподъемность: до 60 тонн
  • Объем топлива: 109 000 литров
  • Скорость на эшелоне: 780-850 км/ч
  • Дальность полета:
  • с грузом 60 тонн: менее 4000 километров
  • с грузом 48 тонн: 5500 километров
  • с грузом 40 тонн: 6500 километров
  • Объем грузовой кабины: 321 квадратных метров.
  • Экипаж: 5 человек.
  • Число десантников на борту: 126
  • Ресурс самолета: 30 000 часов/10 000 посадок/30 лет.
  • Самолет имеет несколько модификаций: Ил-76Т — модификация с усиленной конструкцией и дополнительным топливным баком; Ил-76ТД — модификация Ил-76Т; Ил-76М — специализированная военная версия Ил-76Т с пушечным вооружением, и системой с дипольными отражателями и установкой помех; Ил-76П (ТП, ТДП) — пожарный самолет; Ил-76ПС — модификация для поисково-спасательных операций на море; Ил-76МД Скальпель — «летающий госпиталь»; Ил-76К/МДК — модификация для имитации состояния невесомости при тренировки космонавтов и др.
  • Самая известная модификация Ил-76МД — с повышенной грузоподъемностью и дальностью полета.
  • Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Источник: https://ria.ru/20160701/1455649144.html

Военно-транспортный самолет Ил-76

22.09.2019

При изучении военной авиации внимание обращают преимущественно на истребители и бомбардировщики. В меньшей степени проявляют интерес к самолетам поддержки и военно-транспортной авиации. Однако в локальных конфликтах именно они чаще всего становятся востребованными.

Переброска солдат и техники, снабжение подразделений, высадка десанта, — все это становится важной составляющей любой операции, требующей соответствующей авиации. Именно таким стал советский самолет Ил 76.

Разработанный еще в 1970-х годах, самолет Ильюшина до сих пор остается востребованным по всему миру. Летно-технические характеристики позволяют использовать его и в гражданской авиации для перевозки пассажиров и грузов, и при тушении пожаров.

История разработки военно-транспортного самолёта Ил-76

Выход Ил-76 на взлетно-посадочную полосу

Разработка Ил-76 начата по поручению Министерства авиапромышленности СССР в 1966 году. Конструкторскому бюро С. В. Ильюшина было поручено разработать модель военно-транспортного самолета. Техническое предложение по проекту было готово уже в феврале 1967.

С учетом поставленной задачи был разработан эскизный макет самолета в натуральную величину. Он должен был наглядно продемонстрировать размещение военной техники. Сборка и проектирование осуществлялись под руководством Г. В. Новожилова и Д. В. Лещинера.

Первый полет Ил-76 состоялся 25 марта 1971 года. В мае того же года он был представлен на международной выставке в Ле-Бурже. После проведения всех испытаний принято решение о серийном производстве, первый образец которого был готов уже в 1973.

По мере эксплуатации разрабатывались и различные модификации Ил-76, ориентированные на повышение определенных характеристик в соответствии с дальнейшей эксплуатацией. За весь период использования было построено около тысячи самолетов, из которых более сотни пошли на экспорт.

Особенности конструкции самолета

Строение и комплектация Ил-76

Ил 76 принадлежит к тяжелым транспортным самолетам и имеет традиционную для данного типа конструкцию однофюзеляжного высокоплана. Крылья стреловидные с однокилевым Т-образным оперением. Для них предусмотрена мощная механизация, имеются пятисекционные предкрылки и трехщелевые закрылки.

Фюзеляж круглый, имеется разделение на несколько герметичных кабин:

  • двухэтажная кабина экипажа в верхней носовой части фюзеляжа;
  • грузовое отделение;
  • кабина стрелка, присутствующая только на военных моделях Ил-76.

В фюзеляже предусмотрено несколько люков для обслуживания самолета, а также планового и аварийного покидания. В грузовом отделении имеются лебедки, четыре электротельфера, подтрапники и напольная механизация. Имеются рольганговые дорожки для погрузки несамоходных грузов и десантирования техники на платформах.

Ил-76 оснащается четырьмя турбореактивными двигателями, подвешенными на пилонах под крыльями. Вначале применялись модели силовых установок Д-30КП-1, позже Д-30КП-2. В более поздних модификациях они были заменены на ПС-90А-76.

Вспомогательная силовая установка — ТА-6А расположена в передней части обтекателя шасси. Предназначена для электропитания самолета в период стоянки, а также для запуска основных двигателей посредством сжатого воздуха.

Шасси Ил-76 пятиопорное и многоколесное, на время полета убирается в фюзеляж. Передняя стойка управляющая, состоит из четырех бескамерных колес. Главные разделяются на передние и задние стойки, каждая имеет по четыре камерных колеса.

Гидросистема

Применение Ил-76 в тушении пожаров

Гидросистема самолета предназначена для следующих целей:

  • управление шасси;
  • поворот и торможение колес;
  • управление закрылками и предкрылками;
  • регулирование спойлерами и тормозными щитками;
  • открытие и закрытие дверей и аварийных люков;
  • управление рампой, гермостворкой, хвостовой опорой, стеклоочистителями.

В Ил-76 гидросистема делится на две самостоятельные, независимые друг от друга системы. Для каждой предусмотрено по два источника давления, каждый из которых связан с соответствующим двигателем. Аварийное питание обеспечивается электроприводной насосной станцией НС-46. Все управление выводится на панель в левой части кабины экипажа у бортинженера.

Топливная система

Топливная система самолета предназначена для хранения и подачи горючего в двигатели.

Состоит из:

  • топливных баков, размещаемых по крылу и входящих в его силовую схему;
  • системы перекачки горючего из баков к основным двигателям и вспомогательным силовым установкам;
  • систем заправки топливных баков, слива конденсата и топлива.

Топливная система Ил-76 состоит из четырех групп баков, изолированных друг от друга, по одной для каждого двигателя. Для работы с ними предусмотрены специальные лазы и агрегаты, позволяющие программно отслеживать и управлять системой. Максимальное количество топлива — 109480 литров, что составляет почти 85 тонн.

Противопожарная система и система НГ

Противопожарная система Ил-76 включает стационарные установки и ручные огнетушители. Первая предназначена для гашения пламени в ключевых узлах самолета, включая двигатели. Также срабатывает и при посадке самолета без шасси.

Для стационарного тушения пожаров имеются три цилиндрических баллона по 16 литров с хладоном 114 В2. Ручные огнетушители применяются против возгораний внутри кабин и снаружи самолета. Для этого используются ОР-1-2 и ОР-2-6 с хладоном 12 В1.

Система нейтрального газа (НГ) предназначена для защиты топливных баков от взрыва или пожара в случае возгорания или попадания в них снаряда. Для этого нейтральный газ подается в топливные баки, заполняя его по мере расхода горючего. В случае необходимости он создает взрывоподавляющую защиту.

Читайте также:  Как добраться из аэропорта братиславы до центра города

Система электроснабжения

Первичная и основная система электроснабжения Ил-76 — СП3С4П60В с переменным трехфазным током 200/115. В системе объединены четыре канала по количеству генераторов ГТ-60ПЧ6А, которые затем разделяются на две независимые подсистемы левого и правого борта. Для каждого генератора предусмотрены блоки защиты, регулирования, управления и переключения.

Резервный источник тока — генератор ГТ-40ПЧ6 от вспомогательной силовой установки. Применяется на земле и в полете в случае отказа основного электроснабжения.

В дополнение к основному и резервному источнику питания предусмотрен и аварийный. Такое электроснабжение обеспечивается электромашинным преобразователем ПО-750А, напряжение однофазного тока — 115 В.

Вторичная система электроснабжения подает постоянный ток 27 В и тоже состоит из двух подсистем. Основные источники — четыре выпрямителя ВУ-6А(Б), обеспечивающие преобразование переменного тока в постоянный. Вспомогательный источник — стартер-генератор ГС-12ТО ВСУ ТА-6. Аварийные источники — четыре щелочные аккумуляторные батареи 20НКБН-25-УЗ.

Основные источники переменного трехфазного тока в 36 В — два силовых понижающих трансформатора ТС320СО4А. Питаются от шин базовой бортовой сети. Резервное питание — трансформатор ПТ-125Ц, преобразующий постоянный ток 27 В в переменный на 36 В. Аварийное питание для однофазного переменного тока на 36 В обеспечивается трансформатором ТС-1-025.

Светотехническое оборудование

Светотехническое оборудование Ил-76 подразделяется на несколько подсистем:

  • кабина и рабочие места;
  • грузовая кабина;
  • хвостовая часть самолета;
  • служебные отсеки и хвостовое оперение;
  • посадочные фары;
  • внутренняя сигнализация;
  • аэронавигационные огни.

Основное освещение кабины пилотов обеспечивается красными и белыми лампами с плафонами ПС-62У. Уделено внимание подсветке приборов и панелей управления. Освещение грузового отсека рассчитано на соответствующие задачи —  от перевозки пассажиров и до десантирования.

Аэронавигационное, сигнальное и посадочное освещение выполнено в соответствии с нормами управления и безопасности самолета. Расчет делается на подключение к нескольким источникам питания, чтобы в случае необходимости не терялась видимость даже в сложных погодных условиях.

Приборное оборудование самолет включает следующие комплектующие:

  • система полного и статического давления;
  • анероидно-мембранные приборы (АМП);
  • два комплекта систем воздушных сигналов;
  • центральная система воздушных сигналов скорости и высоты ЦСВ-3М-1Б;
  • корректоры-задатчики скорости и высоты (КЗСП и КЗВ);
  • комплекс для измерения реле давления ИКДРДФ.

Приборы осуществляют измерение и расчеты базовых для полета значений: барометрической высоты, скорости полета, температуры. Отдельно выделяют приборы определения пространственного положения самолета.

К таковым относятся:

  • центральная гироскопическая вертикаль;
  • блок сравнения гировертикалей;
  • сигнализатор нарушения питания;
  • указатель крена и тангажа;
  • выключатель коррекции;
  • авиагоризонт;
  • электрические указатели поворота;
  • магнитный компас.

Все эти приборы позволяют держать самолет в воздухе в комфортном для пассажиров положении, даже с учетом поворотов и плохой видимости. Немаловажным аспектом считается поддержание нужного положения при десантировании.

Кислородное оборудование

Кислородное оборудование предназначено для обеспечения экипажа и пассажиров чистым воздухом на большой высоте, а также при разгерметизации самолета или заражении атмосферы. В аварийных ситуациях оборудование позволяет экипажу дышать при высоком задымлении.

Кислородное оборудование Ил-76 представлено баллоном КБ-2 емкостью 7,65 л, который заряжается до 29 кг на кв. см. К баллону предусмотрены кислородные приборы КП-19 и КП-21.

Навигационное оборудование

Навигационное оборудование представлено точной курсовой системой ТКС-П. Назначение — определение и поддержка заданного курса самолета. Для этого применяются гироскопические и магнитные средства.

Также используется инерциальная навигационная система И-11-76, обеспечивающая определение координат, скорости, углов крена, тангажа. Все получаемые показатели используются для расчетов и корректировки курса (в случае необходимости).

БСОК (Бортовая система регистрации режимов полёта МСРП-64М-2)

Бортовая система регистрации режимов полета МСРП-64М-2 — это то, что условно называют «черным ящиком». Предназначена для записи всех показателей полета, начиная от состояния самолета и его систем и заканчивая переговорами экипажа.

БСОК состоит из самописца КЗ-63, регистрирующего высоту, скорость и перегрузки, а также из речевого самописца МС-61Б. Расшифровать данные можно только на земле с помощью соответствующих декодеров: НДУ-8, Луч-74 или АРМ «Топаз-М».

Система автоматического управления

Система автоматического управления самолетом САУ-1Т-2Б рассчитана на автоматизированную коррекцию курса, выстраивание предпосадочных маневров и захода на посадку. Включает в себя сдвоенный автопилот, основное внимание уделяется каналам крена и тангажа.

Канал крена учитывает стабилизацию курса, несколько режимов управления, включая десантирование, а также заход на посадку с выходом на осевую взлетно-посадочную полосу. Канал тангажа учитывает положение самолета в воздухе, по необходимости стабилизирует высоту, скорость и плавный заход на посадку.

Радиотехническое и радионавигационное оборудование

Радиотехническое и радионавигационное оборудование Ил-76 представлено следующими компонентами:

  • РЛС для переднего обзора КП-3А;
  • самолетное переговорное устройство СПУ-8;
  • громкоговорящее устройство СГУ-15;
  • аварийная коротковолновая радиостанция Р-861;
  • основная коротковолновая радиостанция Р-847Т;
  • два комплекта радиостанции Р-862;
  • аппаратура телекодовой связи Р-099 М «Чайка»;

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/il-76/

Российский военно-транспортный самолет Ил-76. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 45 лет назад, 25 марта 1971 г., с Центрального аэродрома им. М.В. Фрунзе на Ходынском поле в Москве (закрыт в 2003 г.) впервые поднялся в воздух военно-транспортный самолет Ил-76.

Ил-76 — советский, позднее — российский тяжелый турбореактивный транспортный самолет военной и гражданской авиации, один из основных транспортных самолетов Военно-воздушных сил СССР и Воздушно-космических сил (ВКС) РФ.

Разработан в конце 1960-х гг. в опытно-конструкторском бюро Московского машиностроительного завода «Стрела» (ныне — ОАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина», Москва) под руководством конструктора Генриха Новожилова.

'Телеканал «Звезда»/YouTube'

Предназначен для перевозки разных типов грузов, войск, вооружения, боевой техники (в т.ч. танков) с расчетами; доставки войскам срочных грузов; для высадки воздушных десантов, а также для транспортировки раненых. В первом полете 25 марта 1971 г. машиной управлял заслуженный летчик-испытатель СССР, Герой Советского Союза Эдуард Кузнецов.

Самолет принят на вооружение в 1974 г., эксплуатация гражданской версии в СССР началась в 1977 г.

В 1971-2012 гг. самолет серийно строился на Ташкентском авиационном производственном объединении им. В.П. Чкалова (ТАПОиЧ, ныне Ташкентский механический завод, Узбекистан), в 2012 г. производство перенесено на российское предприятие «Авиастар-СП» (Ульяновск).

Согласно открытым источникам, всего в 1971-2015 гг. выпущены 948 единиц Ил-76 разных модификаций.

Конструкция

Ил-76 построен по аэродинамической схеме однофюзеляжного высокоплана с однокилевым Т-образным оперением, пятиопорным убирающимся многоколесным шасси, с подвешенными под стреловидным крылом четырьмя турбореактивными двигателями (Д-30КП производства завода номер 36, ныне — НПО «Сатурн», Рыбинск, Ярославская обл.; или ПС-90А-76 производства АО «ОДК-Пермские моторы»). Кормовой грузовой люк — трехстворчатый. Самолет может базироваться в том числе на грунтовых аэродромах ограниченных размеров.

Летно-технические характеристики (для базовой модификации)

  • Взлетная масса: 104 т (снаряженного самолета), 170 т (максимальная);
  • размах крыльев — 50 м;
  • длина — 46,6 м;
  • высота — 14,7 м;
  • экипаж — 6-7 человек;
  • грузоподъемность — до 47 т. Ил-76 может перевозить до 140 солдат или 128 десантников-парашютистов;
  • объем грузовой кабины — от 321 кв м. до 400 кв. м, в зависимости от модификации;
  • практическая дальность — 4 тыс. 200 км (с грузом 40 т);
  • крейсерская скорость — 770-800 км/ч;
  • вооружение (некоторые модификации) — две авиационных пушки калибра 23 мм в корме.

Модификации

На базе Ил-76 разработано несколько десятков модификаций, в том числе:

  • А-50 (первый полет в 1978 г.), самолет дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО);
  • А-60 (1981), летающая лаборатория — носитель лазерного оружия;
  • Ил-76МД (1981), с двигателями Д-30КП второй серии, увеличенной емкостью топливных баков, усиленными крылом и полом грузовой кабины, усовершенствованными приборами;
  • Ил-76ЛЛ (1991), летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей;
  • Ил-76КТ (1981), самолет для отработки состояния невесомости при тренировке космонавтов;
  • Ил-78 (1983), топливозаправщик для Дальней авиации;
  • Ил-82/Ил-76СК/Ил-76ВКП (1987), воздушный командный пункт управления стратегическими ядерными силами;
  • Ил-76ТД-90А (2012), вариант с двигателями ПС-90А-76 для гражданской авиации;
  • Ил-76МД-90А (2012), глубокая модернизация, самолеты новой постройки;
  • Ил-76МД-М (2016), проект модернизации строевых самолетов до уровня оборудования Ил-76МД-90А. По данным СМИ, Минобороны РФ планирует таким образом модернизировать 41 строевой Ил-76МД;
  • Ил-78М-90А, модернизированный самолет-заправщик.

Эксплуатанты

Эксплуатантами Ил-76 в разное время выступали военно-воздушные силы и десятки транспортных авиакомпаний более чем 40 стран, а также Организация Объединенных Наций.

В настоящее время крупнейший эксплуатант самолетов этого типа — Минобороны РФ, Ил-76 — основной самолет военно-транспортной авиации ВКС России. Наряду с «безымянными» машинами ВКС эксплуатируют четыре именных Ил-76МД («Оренбург», «Тверь», «Таганрог» и «Георгий Пакилев») и один именной Ил-76МД-90А («Виктор Ливанов»).

Катастрофы

Согласно данным открытых источников, за время эксплуатации Ил-76 было потеряно порядка 75 самолетов этого типа (из них свыше 20 экземпляров — в результате боевых действий). В мирное время в 37 катастрофах Ил-76 погиб по меньшей мере 721 человек на борту и еще 29 человек на земле.

Источник: https://tass.ru/info/2994843

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector