Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Ил-10 — советский штурмовик. В 1943 г. в ОКБ С.В. Ильюшина почти одновременно с проектированием бронированного истребителя Ил-1 началось проектирование его двухместного варианта — бронированного штурмовика с таким же обозначением. Стрелково-пушечное и бомбовое вооружение у него было таким же, как у Ил-2. Создание двухместного варианта Ил-1 велось очень быстрыми темпами, опережая ход работ по истребителю. При его проектировании очень большое внимание уделялось аэродинамическому совершенству компоновки.

Штурмовик Ил-10 — видео

Одновременно, на основании боевого опыта Ил-2, удалось при сохранении неизменной живучести самолета уменьшить вес бронекоробки. Благодаря уменьшению размеров самолета, улучшению всех его внешних обводов лобовое сопротивление его было намного меньше, чем у Ил-2.

Двухместный штурмовик Ил-1 сохранил все основные размеры и конструктивные особенности одноместного истребителя, но имел цельнометаллическую конструкцию.

По сравнению с Ил-2 была изменена толщина некоторых листов бронекоробки: толщину нижних боковых стенок капота двигателя увеличили, а толщину боковых стенок кабины экипажа уменьшили.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Опыт применения Ил-2 показал, что верхняя передняя часть бронекоробки практически не поражается, т.е. с земли она была недосягаема, а от атак истребителей сзади ее защищал стрелок. Спереди Ил-2 истребители противника почти не атаковали из-за мощного стрелково-пушечного вооружения штурмовика.

Поэтому ее выполнили из дюралюминиевых листов толщиной от 1,5 до 6,0 мм. Также новым в бронезащите летчика и стрелка было применение 8-мм бронеплит с воздушным промежутком. Наружная бронеплита должна была разрушать попавший в нее снаряд, а внутренняя — принимать на себя осколки.

Такая система эффективно защищала экипаж от 20-мм снарядов авиационных пушек.

Вооружение Ил-10 состояло из двух пушек ВЯ, установленных на консолях крыла, вне диска вращения винта. Вместо четырех бомбоотсеков Ил-2, на новом штурмовике в центроплане находилось два, но они позволяли размещать более крупные бомбы.

На консолях крыла имелись четыре направляющие для пуска ракет. Оборонительное вооружение имело три варианта: с пулеметом УБТ, с пушкой Ш-20 и с установкой ВУ-8.

Кроме того, в хвосте штурмовика установили держатель на 10 авиационных гранат АГ-2.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Штурмовики Ил-10 заходят на цель

Постройка новой машины Ил-10 производилась на заводе № 18, выпускавшем Ил-2. Первый опытный штурмовик, получивший к тому времени обозначение Ил-10, был готов весной 1944 г. 18 апреля летчик-испытатель В.К. Коккинаки выполнил на нем первый полет. Заводские испытания прошли быстро, и уже 13 мая три опытных Ил-10 поступили на госиспытания в НИИ ВВС.

Испытания показали отличные летные данные, максимальная скорость оказалась равной 551 км/ч — почти на 150 км/ч больше, чем у его предшественника Ил-2. По сравнению с проходящими в то же время испытаниями штурмовиков (Су-6, Ил-8), Ил-10 было отдано предпочтение. В августе 1944 г. сразу на двух авиазаводах начался серийный выпуск Ил-10.

Уже в октябре Ил-10 стали поступать в боевые части. К 1 мая 1945 г. в действующую армию было передано 630 самолетов Ил-10. Всего их было выпущено 4600. Кроме наших ВВС, они состояли на вооружении ВВС других стран. В 1951 г. в Чехословакии было налажено серийное производство этих машин. Там построили около 1200 самолетов.

Штурмовики Ил-10 и Ил-10М состояли на вооружении штурмовой авиации до начала 1960-х гг., когда им на смену пришли реактивные самолеты.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Модификации Ил-10

УИл-10 — двухместный учебно-тренировочный самолет. Кабина стрелка была переоборудована в кабину летчика-инструктора;

Ил-10М — штурмовик с более мощным вооружением и с улучшенными взлетно-посадочными характеристиками.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Тактико-технические характеристики Ил-10

  • — Первый полёт: 18 апреля 1944 года- Начало эксплуатации: 1945 год- Конец эксплуатации: 1962 год (Чехословакия)- Годы производства: 1944 — 1955
  • — Единиц произведено: 6166 (4966 Ил-10 и 1200 В-33)
  • Экипаж Ил-10
  • — 2 человека
  • Размеры Ил-10
  • — Длина: 11,12 м- Размах крыла: 13,40 м- Высота: 4,18 м- Площадь крыла: 30 м²- Профиль крыла: НАСА-0018 корень крыла, НАСА-4410 законцовка крыла
  • — Нагрузка на крыло: 211,5 кг/м²
  • Вес Ил-10
  • — Масса пустого: 4650 кг- Масса снаряжённого: 6300 кг- Максимальная взлётная масса: 6537 кг- Масса брони: 1014 кг или 16 % нормальной взлётной массы
  • — Запас топлива: 730 л
  • Двигатель Ил-10

— 1 × АМ-42 поршневой V-12 жидкостного охлаждения- номинальная мощность — 1770 л. с./1320 кВт, взлётная мощность — 2000 л. с.- Воздушный винт: АВ-5л-24 диаметром 3,6 м

— Тяговооружённость: 236 Вт/кг (3,15 кг/л. с.)

  1. Скорость Ил-10
  2. — Максимальная скорость у земли — 507 км/ч- Максимальная скорость на высоте 2300 м — 551 км/ч- Крейсерская скорость: 436 км/ч- Посадочная скорость: 148 км/ч- Скороподъёмность: 10,42 м/с- Время набора высоты: 1000 м — за 1,6 минуты, 3000 м — за 5,0 минут, 5000 м — за 9,95 минут- Длина разбега: 475 м
  3. — Длина пробега: 460 м
  4. Дальность полета Ил-10
  5. — 1520 км- Перегоночная дальность: 2460 км
  6. — Боевой радиус: 800 км
  7. Практический потолок Ил-10
  8. — 7250 м
  9. Максимальная эксплуатационная перегрузка: +8,28

Вооружение Ил-10

  • Пулемётно-пушечное:- 2 × 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23КМ установленные на крыле, по 150 снарядов на пушку- 2 × 7,62-мм пулемёта ШКАС, 1500 патронов
  • — У стрелка: 1 × 20-мм пушка УБ-20 или 12,7-мм пулемёт УБТ, 190 патронов
  • Боевая нагрузка: до 600 кг различного вооружения:

В бомбоотсеке:- 144 × ПТАБ-2,5-1,5 (230 кг) или- 136 × АО-2,5 с. ч. (сталистый чугун, 400 кг) или- 182 × АО-2,5-2 (из 45-мм снаряда, 400 кг) или- 56 × АО-8М4 (короткие, 400 кг) или- 40 × бомб типа АО-10 с. ч. (сталистый чугун, 392 кг) или

  1. — 2 × ФАБ-100
  2. Под крылом:- 2 × ФАБ-250 (500 кг) (в перегрузочном варианте с 2 × ФАБ-100 в бомбоотсеке)
  3. — 8 × ракет РС-82 или РС-132

Фото Ил-10

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

 Штурмовик Ил-10 ВВС Вьетнама

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Открытая кабина стрелка Ил-10

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Фугасные бомбы ФАБ-100 на наружных держателях

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Учебно-тренировочный штурмовик Ил-10У

Источник: http://oruzhie.info/voennye-samolety/520-il-10

Самолет штурмовик Ил-10: технические характеристики и история создания

Ил-10 представляет собой серьезно модифицированный штурмовик, основанный на устаревшем Ил-2. Его начали выпускать в 1944, установив высочайшие темпы производства.

За два года на заводах создали более семи тысяч таких машин для ведения боевых действий.

Необходимость быстрого выпуска была обусловлена тем, что новый самолет имел большое значение для успешности в противостоянии немецким войскам.

История создания штурмовика Ил-10

Использующийся армией СССР Ил-2 сумел хорошо себя показать в ведении боевых действий, но он имел ряд недостатков, которые делали его уязвимым. Несмотря на бронированный корпус и присутствие воздушного стрелка, защищающих самолет от попадания малокалиберных пуль и нападения истребителей, под зенитным обстрелом риск уничтожения был крайне высоким.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Ударная сила Ил-2 также не отличалась хорошими показателями, так как нести крупнокалиберные бомбы он не мог, а подвеска малокалиберных не давала полной боевой нагрузки. Поэтому встал вопрос о создании нового штурмовика, который бы дал преимущество советским войскам в небе.

Изначально предполагалось конструировать сразу два самолета. Первый должен был получить схожее вооружение и заменить Ил-2. Второй планировался тяжелым штурмовым бомбардировщиком с повышенной толщиной брони и усиленным оружием. Созданием первого начал заниматься П. Сухой и уже к 1942 году представил прототип Су-6.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Параллельно с этим С. Ильюшин стал продумывать улучшение имеющегося Ил-2. Оба самолета должны были оснастить двигателем М-71, но его установка требовала больше времени. Поэтому С.

Ильюшин обратил внимание на АМ-42, ставший улучшенной версией применявшегося в Ил-2 АМ-38, и начал разработку своего легкого штурмовика.

При проектировании он опирался на опыт работы с предыдущим самолетом и сконцентрировался на повышении живучести и боевой силы.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

В 1943 году ВВС СССР решило отдать предпочтение разработке Сухого, взяв на вооружение Су-6. Самолеты должны были начать поступать в войска к 1944 году.

Но нарком по авиапромышленной отрасли отметил высокий риск срыва выпуска Ил-2 и авиационных двигателей при запуске производства авиации, разработанной с нуля и не имеющей ничего общего со старыми машинами. Поэтому отказываться от проекта Ильюшина не стали.

Но идея создания бомбардировщика ушла на второй план, а все внимание было сконцентрировано на штурмовиках.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Весной 1944 года оба самолета поступили на сравнительные тесты. Су-6 должен был летать на двигателе М-71, но для испытаний получил АМ-42, что негативно сказалось на его характеристиках.

Он показал средние результаты, по многим параметрам уступив разработке Ильюшина, которая уже тогда получила наименование Ил 10. Поэтому выбор был сделан в пользу последнего.

Его испытания были успешно завершены всего за один месяц, а технические характеристики оказались намного выше ожидаемых. Штурмовик сразу отправился на конвейер для массового производства.

Боевое применение

Темпы изготовления, запущенного после принятия самолета на вооружение, были очень высокими.

Ил-10 незамедлительно стал поступать военно-воздушным силам, но летчикам требовалась специальная переподготовка, которая могла бы обучить их управлять новым штурмовиком и безошибочно выполнять поставленные задачи.

Поэтому формирование полков было несколько замедленным. К 1945 году полноценными собрались только два: 571-й и 108-й.



Для ведения воздушного боя самолеты были использованы лишь 8 мая 1945 года, где сумели проявить себя с лучшей стороны.

До этого они активно применялись для выполнения иных задач, включая уничтожение вражеских наземных объектов. Воздушные атаки противника в этот момент отражались самолетами сопровождения, но иногда занимались этим и Ил-10.

Самым активным днем применения штурмовиков стало 30 апреля, когда 571-й пол совершил 115 боевых вылетов.

За месяц самолеты настолько износились, что стали непригодными для дальнейшей эксплуатации. Поэтому полеты на них были приостановлены. За время войны был потерян только один Ил-10 при атаке вражеского Fw.190. Позднее самолеты были заменены новыми. Некоторые отправились в состав Тихоокеанского флота для участия в войне с Японией.

Модель стала основной боевой авиационной мощью в СССР и всех ближайших странах. После Второй мировой она активно применялся во время Корейской войны и участвовала в военных китайских операциях, направленных на борьбу с Японией. На вооружении СССР Ил-10 простоял до 1956 года, другие страны эксплуатировали до конца 1960-х.

Вас заинтересовала история штурмовика Ил-10?

Описание конструкции

Ил-10 представлял собой цельнометаллический одномоторный низкоплан. Его фюзеляж делился на бронекорпус и хвостовую часть. Основа была покрыта броней разной толщины, варьирующейся от 4 до 8 мм. Обшивка вдоль фюзеляжа стыковалась внахлест и крепилась к стрингерам с силовой рамой.

Хвостовая часть имела овальное сечение и выполнялась из металла. Она скреплялась с бронекорпусом с помощью специального угольника. Хвостовой кок, завершающий заднюю часть корпуса, состоял из легких профилей и дюралюминиевых листов.

Оперение было свободнонесущим с металлическим стабилизатором.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Крыло – двухлонжеронное, трапециевидной формы. Оно состояло из центроплана и двух частей консолей. С помощью особых зализов переход от фюзеляжа ко крылу удалось сделать плавным.

Читайте также:  Время полета москва - новый уренгой

Элероны имели полотняную обшивку и обтягивались специальным материалом. Взлетно-посадочные щитки типа «шренк» включали три секции. Шасси относилось к категории трехстоечных и убиралось при полете. Оно устанавливалось на концах центроплана.

Хвостовое колесо также скрывалось внутри корпуса при взлете с земли.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Двигатель АМ-42 развивал мощность до 2000 л. с. Его устанавливали на дюралевых полурамах, закрепленных на бронекорпусе. Сразу за ним был размещен первый топливный бак. Второй монтировался под полом кабины.

Масляный радиатор устанавливали в бронированном отсеке левого крыла. Место для пилота и стрелка защищены бронестеклом толщиной 64 мм. Внутри были установлены противопожарная и вентиляционная система.

В кабине стрелка имелся специальный пулемет для отражения вражеских авиационных атак.

Летные и технические характеристики

Габариты стандартны для штурмовика того периода. Длина составляла 11,12 м при высоте 4,18 м. Площадь крыла была равна 30 м², а его размах достигал 13,4 м. Экипаж самолета состоял из двух человек.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Масса пустого Ил-10 составляла 4650 кг, при вооружении она возрастала до 6300 кг. Предельной нагрузкой для взлета считался вес 6537 кг. Технические показатели обеспечивались двигателем АМ-42, выдающем до 2000 л. с.

Самолет мог разгоняться до 551 км/ч, а его крейсерская скорость ограничивалась 436 км/ч. Скороподъемность достигала 625 м/мин. Дальность полета составляла 1520 км, боевой радиус замирает на отметке в 800 км. Практический потолок – 7250 км. Для взлета Ил-10 требовался разбег длиной 475 м, для посадки – пробег до 460 м.

Модификации

Базовая модель была выпущена в 1944 году, но уже к 1945 были представлены первые модифицированные версии. Они отличались улучшенными характеристиками и основным предназначением.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Всего было выпущено 4 модификации:

  • Ил-10 «Пушечный» – модель получила усиленное артиллерийское вооружение, представленное в виде четырех пушек НС-23, установки БТ-20, бомб и ракетных снарядов;
  • Ил-10У – учебный вариант самолета, он был предназначен для обучения летчиков штурмовика, кабину стрелка в нем заменили специальным отделением для инструктора, также с машины сняли часть брони с вооружением;
  • Ил-10М – вторая военная модифицированная версия Ил-10 была создана для применения в Корейской войне, самолет стал чуть крупнее и получил улучшенное бортовое оборудование для полетов в сложных условиях;
  • Avia B-33 – последняя модифицированная модель выпускалась Чехословакией после получения ею соответствующей лицензии, был аналогичен версии от СССР и распространялся среди стран ОВД.

Всего выпустили около десяти тысяч самолетов Ил-10 в различных модификациях. После окончания эксплуатации большинство из них были списаны и отправлены на хранение либо разобраны на запчасти.

Вооружение Ил-10

По вооружению Ил-10 превосходил многие зарубежные аналоги. На крыльях у него были монтированы две пушки НС-23 со 150 снарядами для каждой и пара пулеметов ШКАС калибра 7,62 мм с общим запасом на 1500 патронов. Стрелок пользовался иным вооружением.

Его кабина оснащалась пулеметом УБТ калибра 12,7 мм с запасом на 190 патронов. Помощь в прицеливании оказывал коллиматорный прицел ПБП-1б.

В новых модификациях на крыльях стали устанавливать пулемет 23 мм НС-23 в количестве четырех единиц, а стрелку установили пушку УБ-20 калибра 20 мм.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Малокалиберные бомбы загружались внутрь специальных отсеков, крупнокалиберные подвешивались на внешних установках. Допускалось использование до 182 малых бомб и до двух крупных ФАБ-250.

Также на Ил-10 имелись четыре балки для неуправляемых ракет, в каждую из которых устанавливались по две РС-82 или РС-132. В хвостовой части имелась кассета с десятью осколочными гранатами для защиты от атаки истребителей сзади.

Общая боевая нагрузка ограничивалась 600 кг.

Ил-10 стал одним из наиболее продвинутых авиационных проектов периода Второй мировой войны. Хорошие технические характеристики и успешный опыт эксплуатации доказали это. Самолет использовался почти 15 лет многими странами, сейчас сохранившиеся экземпляры можно встретить в виде памятников или музейных экспонатов.

Источник: https://samoletos.ru/samolety/il-10

ИЛ-10: штурмовик, боевое применение, технические характеристики (ТТХ), история создания, конструкция

Какими только прозвищами не награждали знаменитый штурмовик Ил-2. Был он и «летающим танком», и «чёрной смертью». Но, несмотря на такое признание его эффективности, самолётом он был далеко не совершенным. И не все просчёты конструкторов можно было исправить в ходе модернизаций. При этом необходимость замены Ил-2 грозила снизить темпы выпуска одного из самых нужных фронту самолётов.

Только в 1944 году удалось начать выпуск нового штурмовика, в котором недостатки предшественника должны были быть устранены. Им стал Ил-10, пробивавший путь к сборочной линии в конкурентной борьбе со штурмовиком разработки КБ Сухого.

История создания

Среди недостатков, выявленных при боевой эксплуатации штурмовика Ил-2, была его слабая защищённость. Бронекорпус надёжно защищал от огня стрелкового оружия, уязвимость от огня истребителей удалось снизить введением воздушного стрелка. Но вот для действий под плотным зенитным огнём самолёт годился плохо – не хватало манёвренности.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Невысоки были и ударные возможности штурмовика – крупнокалиберные бомбы он использовать не мог, а при подвеске малых бомб нагрузка использовалась не полностью.

Вскоре наметили две линии развития ударных самолётов. Во-первых, предполагалось создать штурмовик, близкий по вооружению к Ил-2, но с улучшенной маневренностью и повышенной живучестью. Во-вторых, планировали разработать тяжёлый штурмовик-бомбардировщик с усиленной бронёй и мощным вооружением.

Работами по первой теме занялся Павел Сухой, уже летом 1942 года предоставивший прототип самолёта Су-6. А Сергей Ильюшин занялся усилением вооружения Ил-2, здраво рассудив, что при высокой вероятности запуска Су-6 в производство ставить надо на нишу, никем не занятую.

Тем временем мотор М-17, которым предполагали оснастить оба штурмовика, задерживался в освоении. Зато на базе двигателя АМ-38, использованного на Ил-2, начали конструировать более мощный АМ-42. Предвидя возможный рост характеристик Ил-2, Ильюшин начал работу и над вариантом «лёгкого штурмовика».

К 1943 году командование ВВС пришло к выводу, что Су-6 их полностью устраивает, и к началу кампании 1944 года самолёт надо иметь на вооружении.

При этом наркомат авиапромышленности боялся запускать в производство любую технику, не унифицированную с предшествующей. В данном случае сорвались бы темпы выпуска штурмовиков Ил-2 и моторов М-82. В таких условиях будущий Ил-10 с мотором АМ-42 имел преимущество.

Тема тяжёлого штурмовика тем временем отошла на второй план – в свете запуска в серию мощного фронтового бомбардировщика Ту-2 такой самолёт необходимым не казался.

Весной 1944 года Ил-10 и Су-6 с мотором АМ-42 поступили на сравнительные испытания.

Штурмовик Сухого, изначально «заточенный» под мотор М-71, с АМ-42 летал хуже, тем более, что для упрощения с него сняли предкрылки. Выбор был сделан в пользу Ил-10, который и запустили в серию в августе 1944 года.

Конструкция и вооружение

Штурмовик Ил-10 был цельнометаллическим, двухместным, одномоторным низкопланом. Фюзеляж самолёта конструктивно делился на бронекорпус и хвостовую часть.

Бронекорпус выполнялся из листов гомогенной брони различной толщины. Так, низ капота и пол кабины имели толщину 6-8мм, боковые стенки – 4-5мм.

Бронеспинка и задняя переборка корпуса состояли из двух 8мм плит. Лобовое бронестекло имело толщину 64мм.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Хвостовая часть самолёта имела дюралевую обшивку. Из дюраля были и панели верхнего капота двигателя. Крыло Ил-10 имело стальные лонжероны, остальной наборы и обшивка выполнялись из дюраля.

12-цилиндровый V-образный двигатель АМ-42 имел рабочий объём 46,6 литров и оснащался приводным нагнетателем. На взлёте он мог развить мощность до 2000 л.с. Устанавливался двигатель на двух дюралевых полурамах, приклёпанных к бронекорпусу. Одни из двух топливных баков устанавливался сразу за двигателем, перед кабиной. Второй – под полом кабины лётчика.

Масляные баки стояли по обе стороны двигателя, маслорадиатор находился в бронированном тоннеле в корне левого крыла.

Такой же тоннель в корне правого крыла Ил-10 подавал воздух на радиатор системы охлаждения. Оба тоннеля оснащались бронированными заслонками.

Трёхстоечное шасси убиралось пневмосистемой, пневматическими были и тормоза основных колёс. Все три колеса имели амортизаторы. Компрессор пневмосистемы стоял под редуктором двигателя, баллоны с воздухом находились в хвосте. Система управления у Ил-10 был смешанная – элероны и рули направления управлялись тросами, рули высоты – тягами, триммеры – электроприводами.

Штурмовики Ил-10 военного выпуска по стрелково-пушечному вооружению не отличались от Ил-2. В крыльях монтировались две пушки ВЯ калибра 23мм и два 7,62мм пулемёта ШКАС. Бортстрелок был вооружён пулемётом УБК калибра 12,7мм. Пилот наводил оружие на цель с помощью коллиматорного прицела ПБП-1б, турельный пулемёт оснащался прицелом К8-Т, также коллиматорным.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

На послевоенных штурмовиках вооружение было усилено – в крыльях стали устанавливать четыре пушки НС-23. От пушек ВЯ они отличались использованием менее мощного боеприпаса с укороченной гильзой. Турельный пулемёт заменили на 20мм пушку Б-20.

Бомбы малого калибра загружались в два бомболюка в центроплане, бомбы калибра 100-250 кг подвешивались на внешних держателях. Ракетного вооружения Ил-10 первоначально не имел, позже на самолёты начали понтировать четыре балки для пуска ракет РС-82 или РС-132. В качестве «активной защиты» от атак истребителей в хвостовой части Ил-10 размещали кассету с 10 осколочными гранатами АГ-2.

В начале 50-х годов была выпущена партия модернизированных штурмовиков Ил-10М.

Они вооружались четырьмя пушками НР-23 (с возможностью двухсторонней подачи ленты), турель стрелка приобрела электропривод. Радиокомпас дополнили гирополукомпасом и радиовысотомером, появилась аппаратура слепой посадки.

Значительно, по сравнению с Ил-10, изменилась конструкция крыла – профиль стал боле тонким, а размах увеличился. Это должно было послужить улучшению пилотажных качеств. Действительно, полёты показали, что штурмовик стал способен увернуться даже от новейших истребителей МиГ-15. Правда, из-за прироста массы упала максимальная скорость.

Боевое применение

Крупносерийное производство штурмовиков развернулось осенью 1944 года, и они немедленно стали поступать в войска. Несмотря на форсирование темпов, как строительства штурмовиков, так и переподготовки лётчиков, к апрелю 1945 года на фронт прибыли только два полка, вооружённый Ил-10 – 571-й и 108-й гвардейский. 118-й ГШАП успел вступить в бой только 8 мая.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Самолёты, тем не менее, применялись очень интенсивно, и проявили себя не плохо. Однако постоянно отказывали различные системы, а самолёты 571-го полка всего за месяц износились настолько, что полёты на них запретили.

За время боёв атаки истребителей на Ил-10 обычно отражались самолётами сопровождения, случалось штурмовикам и самим отбить атаку, пользуясь маневренностью. Тем более, что немцы обычно уходили после одного захода.

Об интенсивности боевой эксплуатации штурмовиков говорит одна цифра – за 30 апреля 571-й полк произвёл 115 самолёто-вылетов.

118-й полк в свой единственный боевой день произвёл 60 вылетов, причём без истребительного прикрытия.

Решение в основном себя оправдало – истребителями был сбит всего один Ил-10, и то из-за ошибки пилота, решившего уйти от Fw.190 набором высоты.

Читайте также:  Как купить билет на самолет через интернет

Зато в другом столкновении с «Фокке-вульфами» Ил-10 сбил один истребитель пушечным огнём, второго повредил бортстрелок. Ил-10 успели получить в морской авиации Тихоокеанского флота – эти самолёты успели поучаствовать в войне с Японией, где наносили удары, в том числе и по кораблям.

После войны Ил-10 стали основой ударной авиации социалистических стран, при этом лицензионный выпуск штурмовиков (под обозначением B-33) освоили в Чехословакии.

Ил-10 КНДР довольно эффективно применялись в начале корейской войны, в условиях господства северян в воздухе. После вступления в войну войск ООН самолёты использовали ограниченно и большой роли они уже не сыграли.

Китайские Ил-10 один раз участвовали в бою с силами Чан Кайши.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Советские самолёты начали списывать в 1956 году, после решения об упразднении штурмовой авиации. В других странах они задержались дольше, иногда до конца 60-х годов.

Технические характеристики

Сравним штурмовик Ил-10 по основным характеристикам с его непосредственным предком Ил-2 и прямым конкурентом – Су-6 в варианте с мотором М-17.

 Ил-2Ил-10Су-6
Длина, м 11,6 11,1 9,24
Размах крыла, м 14,6 13,5 13,4
Взлётная масса, т 6,3 6,3 5,5
Масса брони, т 1 0,9 0,5
Максимальная скорость (у земли), км/ч 387 500 480
Боевая нагрузка, т 600 600 400

С одной стороны, Ил-10 явно превосходил знаменитого предка. Упростился уход за самолётом, новый штурмовик был легче в управлении. Оптимизировали конструкцию бронекорпуса, который, наконец закрыл и стрелка.

А главное – действительно возросли маневренность и скорость. Однако реальное боевое применение дало результаты, в чём-то даже парадоксальные.

По огневой мощи и ударным возможностям Ил-10 даже уступал предшественнику.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Прирост скорости привёл к невозможности стрельбы длинными очередями в боевом заходе. Бомбовая нагрузка, при использовании бомб малого калибра, была меньше, чем у Ил-2. Живучесть тоже неожиданно оказалась «пониженной» – если после посадки «на брюхо» восстановлению не подлежали около 10% Ил-2, то у нового штурмовика этот процент доходил до 38%.

Разумеется, сказались и недостаточная подготовка экипажей, и поспешный запуск самолёта в серию. А проблемы с вооружением были хотя бы частично решены уже на послевоенных сериях.

Что касается сравнения с Су-6, то надо заметить, что брони на этом самолёте было меньше, но размещалась она внутри конструкции, что давало хорошую защиту.

А двигатель воздушного охлаждения обеспечивал большую живучесть. При этом пушечное вооружение Су-6 состояло из более мощных 37мм пушек НС-37, а меньшая бомбовая нагрузка компенсировалась шестью направляющими для пуска ракет.

Но мотор М-17 массово не выпускался, а с двигателем АМ-42 штурмовик Сухого летал хуже Ильюшинского самолета, который, к тому же, лучше подходил для массового выпуска.

Несмотря на поспешный запуск в производство, Ил-10 не оказал сколь либо заметного влияния на ход войны. Можно даже сказать, что уже не штурмовик нужен был фронту, а война была необходима, чтобы проверить новые самолёты в реальном бою.

А после войны поршневые самолёты стати быстро устаревать. Так что на Ил-10 развитие советских ударных самолётов с винтовым движителем и остановилось. Вероятно, в других условиях он, подобно американскому «Скайрейдеру», смог бы проявить себя ещё в 60-е годы, но этого не произошло.

Видео

Источник: https://WarBook.club/voennaya-tehnika/samolety/il-10/

Штурмовик Ил-10 (СССР)

«Краткая справка: Советский штурмовик Ил-10 — дальнейшее развитие «летающего танка» времен Второй Мировой войны Ил-2. Боевое и послевоенное применение штурмовиков, особенности конструкции»

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Штурмовик Ил-10. Хорошо виден «гладкий», по сравнению с Ил-2, силуэт

История создания штурмовика Ил-10

В начале 1943 года в ОКБ С.В.

Ильюшина, на основе знаменитого штурмовика Ил-2, был разработан одноместный бронированный истребитель малых и средних высот Ил-1, предназначавшийся для противоборства с истребителями и уничтожения бомбардировщиков противника.

Одновременно велось проектирование второго варианта штурмовика Ил-10 – бронированного двухместного, при этом скоростного и высокоманевренного, сохранявшего полный набор вооружения прототипа.

Особое внимание уделялось аэродинамическим характеристикам самолета. Опираясь на опыт боевого применения Ил-2, конструкторы без снижения живучести усовершенствовали форму и толщину листов бронекоробки и улучшили защиту экипажа.

При этом общий вес брони стал даже меньше, чем у прототипа.

Новое компоновочное решение позволило также отказаться от воздухозаборников и туннелей воздуховода в носовой части штурмовика, значительно снизив аэродинамическое сопротивление.

Кроме того, улучшенная герметизация и уменьшенные размеры планера, позволили вдвое снизить лобовое сопротивление, а за счет нового двигателя АМ-42 на 2000 л.с., значительно повысились маневренность и скорость самолета.

В апреле 1944 года Ил-10 поступил на испытания и уже в апреле прошел их показав существенно преимущество перед Ил-2 и Су-6, практически по всем показателям.

Маневренность и скорость нового штурмовика вполне позволяла ему вести бой даже с истребителями противника, на малых высотах.

В августе 1944 Ил-10 приняли на вооружение и запланировали выпустить до конца года пробную партию штурмовиков в количестве 100 штук.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Чертеж Штурмовика Ил-10

Вооружение штурмовика Ил-10

Вооружение Ил-10 по составу было аналогично Ил-2., в центроплане оборудованы два бомбоотсека, рассчитанные на бомбовый груз до 400 кг. В перегрузку штурмовик мог поднять 600 кг бомб в различных комбинациях на внутренней и внешней подвесках.

В комплект ударного вооружения входили малогабаритные противотанковые кумулятивные бомбы ПТАВ-2,5-1,5 и специальные ракетные бронебойные снаряды РБС-132 с мощным двигателем.

В хвостовой части фюзеляжа, за бронеперегородкой кабины стрелка-радиста, размещалась кассета с десятью авиационными гранатами, предназначавшимися для защиты хвоста самолета.

Сброшенная граната сначала тормозилась небольшим парашютом, а затем, через 3-5 секунд, разрывалась, поражая атакующий снизу истребитель противника.

Стрелок на Ил-10 был защищен бронестенкой и отражал атаки из крупнокалиберного пулемета, установленного в полностью закрытой кабине.

В 1945 году, уже после окончания войны, вооружение самолета Ил-10 было значительно усилено: в крыльях установили 4 23-мм пушки НС, а в кабине стрелка вместо пулемета установили 20-мм пушку БТ.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики
Страна: СССР
Тип: Штурмовик
Год выпуска: 1943 г.
Экипаж: 2 человека
Двигатель: 1х АМ-42 на 2000 л.с.
Максимальная скорость: 551 км/ч
Практический потолок: 7250 м
Дальность полета: 800 км
Масса пустого: Нет сведений
Максимальная взлетная масса: Нет сведений
Размах крыльев: 13,4 м
Длина: 11,12 м
Высота: Нет сведений
Площадь крыла: Нет сведений
Вооружение: 2х 23-мм пушка ВЯ, 1х 12,7-мм пулемет УБТ, 2х 7,62-мм пулемет ШКАС, 10х парашютные гранаты АГ-2. Бомбовая нагрузка: 600 кг или 400 кг и 4 РС-132.

Боевое и послевоенное применение штурмовиков Ил-10

После войны все штурмовые авиачасти советских ВВС были переведены с Ил-2 на Ил-10, производство которого прекратилось только в 1947 году (в 1953-1954 самолет также производился в ограниченном количестве). Сами штурмовики состояли на вооружении СССР до 60-х годов 20 века (модификация Ил-10М). Всего было построено 4966 экземпляров в различных вариантах.

В 1949 году начались поставки самолетов Ил-10 в страны Варшавского договора. С 1951 года, под обозначением В-33, лицензионное производство штурмовиков начало чехословацкое предприятие «Avia». До 1955 года было выпущено 1200 экземпляров, около 600 из них в 1953-54 годах было передано Польше, Венгрии, Болгарии и Румынии.

Модификации штурмовика Ил-10

Ил-10 – базовая модель, двухместный бронированный штурмовик. При сохранении общей концепции Ил-2, существенно отличался новыми конструктивными решениями.

Самолет был создан в конце 1943 года как вариант одноместного бронированного истребителя Ил-1. При запуске в серию получил новое обозначение Ил-10. Конструкция цельнометаллическая, кабина экипажа полностью бронирована.

 В августе 1944 года принято решение о запуске Ил-10 в серию на двух заводах. В октябре самолеты начали поступать на вооружение.

Ил-10 пушечный (1945 год) – модификация Ил-10 с усиленным артиллерийским вооружением. На самолете установили четыре новые крыльевые пушки НС-23 (по 150 снарядов). Они были почти в два раза легче стандартных пушек ВЯ и имели в 1,6 раза меньшую отдачу.

При одновременной автоматической стрельбе четырех пушек сила отдачи не оказывала влияния на устойчивость самолета и прицельность стрельбы. Пулемет УБК заменили на пушечную установку БТ-20 (150 снарядов).

В комплект ударного вооружения включили кумулятивные бомбы ПТАБ и ракетные бронебойные снаряды РБС-132. Строился серийно до 1947 года.

С 1951 года серийно выпускался усовершенствованный вариант Ил-10М, который отличали: крыло большей площади с прямоугольными законцовками, новые пушки НР-23, электрифицированная турель, большая дальность и лучшая управляемость.

Ил-10 штурмовик: фото, характеристики

Штурмовик Ил-10 в разных проекциях

УИл-10 (Ил-10УТ) – учебно-тренировочный вариант. Кабина стрелка увеличена и переоборудована в кабину инструктора со вторым управлением. Пулеметы сняты. Для отработки штурмовых действий оставлены две пушки НС-23, направляющие для двух снарядов РС и два бомбодержателя. Летные качества остались такими же, как у серийного Ил-10. В 1945 году выпущена небольшая серия.

Ил-16 – штурмовик облегченного типа. Разработка началась летом 1944 года после завершения испытаний Ил-10. Целью проекта было существенное улучшение скоростных и маневренных характеристик для ведения наступательного воздушного боя. По схеме бронирования и конструктивной компоновке аналогичен Ил-10.

Уменьшение геометрических размеров, а также толщины и площади бронирования позволили снизить полетный вес машины на 1300 кг. В сочетании с более мощным двигателем жидкостного охлаждения АМ-4ЗНВ (2300 л.с.) с четырехлопастным винтом по расчетам это должно было обеспечить максимальную скорость 625 км/ч.

Вооружение: две пушки НС-23 (по 140 снарядов), два пулемета ШКАС (по 700 патронов), пушка Б-20 (150 снарядов), десять авиационных гранат АГ-2, 400-500 кг бомб.

Несмотря на то, что Ил-16 превосходил Ил-10 по многим показателям, из-за несовершенства двигателя, а также в связи с окончанием войны, испытания не были завершены и работы над самолетом прекратились.

Источник: компиляция по информации из открытых источников сети интернет, цифры и факты даны по книге В.Е.Юденок. Самолеты СССР Второй мировой войны.

Источник: http://armedman.ru/samoletyi/1937-1945-samoletyi/shturmovik-il-10-sssr.html

Штурмовик ИЛ-10, описание и технические характеристики самолета с фото и видео

29.04.2019

Работы над улучшением штурмовика Ил-2 с целью увеличения его бомбовой нагрузки, а также оборонительного и наступательного вооружения начались ещё в 1940 году.

Тогда, после успешного завершения испытаний штурмовика, и было принято решение в опытно-конструкторском бюро С. В. Ильюшина начать разработку тяжёлого штурмовика для выполнения более широкого спектра задач.

Но с началом Великой Отечественной войны все эти работы пришлось свернуть.

Разработка нового штурмовика была возобновлена лишь в начале 1943 года. Тогда коллектив ОКБ С. В. Ильюшина получил задание разработать как раз именно такой самолёт, который задумывался ещё до войны, в 1940 году.

Разработка нового штурмовика, получившего название Ил-8, шла с большой скоростью, и уже к середине 1943 года первый опытная образец совершил свой первый полёт.

Одновременно с разработкой Ил-8, основной целью которой было создание тяжёлого штурмовика с увеличенной бомбовой нагрузкой, шла работа и над улучшением лётных характеристик штурмовика Ил-2. Именно этот, второй путь разработок и привёл в конечном итоге к созданию Ил-10.

Читайте также:  Аэропорт петрозаводск: официальный сайт, расписание рейсов

В скором времени многие характеристики Ил-10 стали превосходить характеристики его «старшего брата» – тяжёлого штурмовика Ил-8. Так, некоторые конструкторские решения, которые были применены при разработке Ил-10, успешно «перекочевали» и в конструкцию Ил-8 при исправлении некоторых недочётов последнего.

После того, как испытания Ил-8 затянулись ввиду серьёзных проблем с двигателем и небольших неполадок, самолёт Ил-10 уверенно вырвался вперёд по прогрессу разработки. Однако первый полёт машины был осуществлён лишь в апреле 1944 года – примерно через год после первого полёта опытного образца штурмовика Ил-8.

Тем не менее, именно Ил-10, пройдя государственные испытания за феноменально короткий срок (всего две недели), уже в конце мая 1944 года был пущен в серийное производство.

Примечателен тот факт, что в процессе испытаний был проведён учебный воздушный бой между Ил-10 и лучшим на то время отечественным истребителем Ла-5ФН.

Всего к маю 1945 года в действующую армию было направлено немногим более шестисот штурмовиков Ил-10.

Участие штурмовика ИЛ-10 во Второй Мировой войне

Первые штурмовики Ил-10 поступили на вооружение 1-й запасной авиационной бригады (заб), базировавшейся в городе Куйбышев.

Этот город для дислокации подразделения был выбран неслучайно: именно здесь располагался главный учебный центр по подготовке лётчиков штурмовой авиации, здесь же производилась и подавляющая часть штурмовиков Ил-2, а затем Ил-10.

Вначале переподготовку на новую технику проходили инструктора, которым предстояло переучивать на новый штурмовик затем уже лётный и технический состав действующей армии.

Осенью 1944 года переподготовка личного состава бригады была начата.

Однако, ввиду несовершенства конструкции и частых несчастных случаев (наиболее распространённым было возникновение пожара на борту самолёта), приводивших к трагическим последствиям, серийное производство Ил-10 было приостановлено до устранения неполадок. В это время занятия проводились лишь на земле, так как подвергать опасности жизни опытных лётчиков-инструкторов никто не хотел.

В ноябре для переподготовки на новый штурмовик в Куйбышев прибыла первая строевая часть — 78-й гвардейский штурмовой авиационный полк (гшап), а в январе начались практические тренировочные занятия личного состава.

Стоит, однако, сказать, что времени на практическую подготовку отпускалось весьма мало, так что лётный состав 78-го гшап к концу переподготовки имел в среднем почти час налёта на Ил-10 и 6 посадок, чего было явно недостаточно.

Неудовлетворительными были признаны и результаты учебного бомбометания, а ведь это были опытные экипажи, мастерски владевшие штурмовиком Ил-2.

Тем не менее, за январь 1945 года на Ил-10 было переучено два штурмовых авиаполка — кроме упомянутого выше 78-го, ещё и 108-й гвардейский.

В феврале 1945 года на новый самолёт планировалось переучить уже 5 штурмовых авиаполков. Однако этот план потерпел крах, в основном ввиду небольшого времени, отпущенного на подготовку личного состава.

Именно фактор недостаточной подготовки и обусловил ряд несчастных случаев и отказов техники. Но справедливости ради нужно отметить, что роль техники в большинстве происшествий вообще не прослеживалась, так как к тому времени коллективу опытно-конструкторского бюро С. В.

Ильюшина удалось исправить большинство недочётов конструкции Ил-10.

Принять участие в боевых действиях против Германии Ил-10 успели лишь в составе трёх авиационных полков: 571-го штурмового, 108-го и 118-го штурмовых гвардейских.

571-й штурмовой авиаполк, входивший в состав 224-й штурмовой авиационной дивизии (шад), прибыл на место дислокации на новой технике 9 апреля 1945 года.

108-й гвардейский штурмовой авиационный полк принял участие в военных действиях на новой технике 16 апреля 1945 года.

А 118-й гшап, расположенный в Шауляе, осуществил боевые вылеты на Ил-10 лишь 8 мая 1945 года, за день до капитуляции германской группировки на Лиепайском плацдарме, против которого и был развёрнут.

В ходе боевых действий новый штурмовик показал себя одинаково хорошо, как при осуществлении авиаштурмовых атак на живую силу и технику противника, так и при отражении атак истребителей противника. Всего в середине апреля 571-й шап потерял лишь несколько самолётов, при этом нанеся противнику гораздо больший урон.

Заслуги полка, а, следовательно, и качества штурмовика Ил-10, отмечаются благодарностью личному составу 571-го шап от командующего 60-й армией генерала П. А. Курочкина. Конец апреля-начало мая 1945 выдались наиболее «жарким» временем для нового штурмовика.

Именно на этот период приходится большое количество потерь лётного состава и техники, в основном, конечно, за счёт действий противника. Однако, по отзывам лётчиков, летавших на Ил-10, машина уверенно вела себя в воздухе, а её маневренность, лучшая, чем у Ил-2, не раз спасала лётчика в сложных ситуациях.

Всего Ил-10 принимал участие в войне против Германии с середины апреля по 8 мая 1945 года.

Сразу после окончания боевых действий комиссия вскрыла серьёзный износ двигателей самолётов Ил-10, что заставило пойти на серьёзные меры: вылеты самолётов запретили — благо, война завершилась, и обстановка позволяла это сделать.

В период с конца мая по начало августа 1945 года коллектив ОКБ Ильюшина принимал срочные меры по доработке самолёта, а также исправлению неисправностей, вскрывшихся уже в процессе боевого применения Ил-10.

К началу войны с Японией из всех советских авиационных частей на Дальнем Востоке лишь 26-й штурмовой авиаполк был вооружён штурмовиком Ил-10.

В первые дни боёв самолёты полка применялись в основном против кораблей противника и их зенитных орудий. Лишь к середине августа 1945 года полк начал действовать против наземных сил врага.

Как и на германском фронте, здесь Ил-10 получил высокую оценку своих боевых качеств.

После Второй мировой войны

После капитуляции Японии и окончания Второй Мировой войны серийное производство Ил-10 продолжалось ещё 5 лет. Всего по состоянию на 1950 год было произведено около 4500 самолётов Ил-10 и примерно 280 его учебно-тренировочных модификаций, получивших условное обозначение УИл-10.

Также серийное производство штурмовика было налажено в Чехословакии на заводе «Авиа». Там, под наименованием B-33, самолёт производился с 1951 по 1955 годы. Всего заводом «Авиа» серийно было произведено около 1200 самолётов.

Именно Чехословакия поставляла B-33 в другие страны социалистического лагеря, например, в Польшу, Румынию и Венгрию.

В 1950 году началась война в Корее. Армия КНДР была оснащена в основном советским оружием. Принимали участие в боевых действиях на стороне Северной Кореи и советские лётчики.

Однако ход войны, поначалу удачный для войск КНДР, затем резко переменился в противоположную сторону.
Всего в составе северокорейских ВВС в военных действиях принимало участие 93 штурмовика Ил-10.

Однако ввиду отсутствия должного технического обслуживания и в результате противодействия ВВС противника, к осени 1950 года в строю оставалось лишь примерно 20 боеготовых машин.

В связи с событиями в Корее уже в 1951 году штурмовик Ил-10 был доработан, в частности, была усилена броневая защита лётчика, увеличена площадь управляемых поверхностей, а также установлено более прочное бронестекло. Новая модификация получила обозначение Ил-10М. Всего в период с 1951 по 1955 год серийно было выпущено около 150 Ил-10М.

В 1955 году серийное производство штурмовика Ил-10 было прекращено, а годом позже самолёт был снят с вооружения советских ВВС, так как к этому времени появились новые модели самолётов, к тому же реактивные. К тому же предпочтение теперь отдавалось скорее истребителям-бомбардировщикам, чем специализированным штурмовикам.

Краткий обзор самолёта ИЛ-10 и характеристики

Ил-10 представляет собой цельнометаллический моноплан. Экипаж самолёта состоит, как правило, из двух человек – лётчика и стрелка. При разработке Ил-10 всецело была изучена статистика поражения лётчика и стрелка на штурмовике Ил-2.

Именно этот факт объясняет и обуславливает основные отличия в конструкциях обоих самолётов. Так, в ходе проектирования Ил-10 было решено включить в бронекорпус, в котором раньше размещалась лишь кабина лётчика, и кабину стрелка.

Таким образом удалось значительно увеличить безопасность экипажа и, в конечном итоге, огневую мощь самолёта, не говоря уже о защите задней полусферы.

Также, по сравнению с Ил-2, серьёзно была увеличена и толщина капота двигателя, что существенно повлияло на его защиту. Калибр оборонительного вооружения самолёта Ил-10 был увеличен с 12,7 до 20 миллиметров. Дополнительно нельзя не указать, что маневренность штурмовика была также серьёзно улучшена, чего требовала обстановка.

Характеристики штурмовика Ил-10:

  • Размах крыла, м – 13,4
  • Длина, м – 11,1
  • Высота, м – 4,2
  • Площадь крыла, м2 – 30
  • Масса, кг:
    • пустого самолета – 4650
    • нормальная взлетная – 6300
  • Тип двигателя – 1 ПД Микулин АМ-42
  • Мощность, л.с.:
    • полетная – 1 х 1750
    • взлетная – 1 х 2000
  • Максимальная скорость, км/ч:
    • у земли – 507
    • на высоте – 551
  • Крейсерская скорость , км/ч – 436
  • Практическая дальность, км – 800
  • Скороподъемность, м/мин – 625
  • Практический потолок, м – 7250
  • Экипаж, чел – 2
  • Вооружение:
    • две 23-мм пушки ВЯ-23 или НС-23 (установленные на крыле) и два 7,62-мм пулемета ШКАС;
    • одна 20-мм пушка УБ-20 или 12.7 пулемет УБС сзади до 8 РС-82 или РС-132
  • Бомбовая нагрузка:
    • нормальный вариант — 400 кг (2 ФАБ-100 в бомбовых отсеках и 2 ФАБ-100 на внешних подвесках);
    • перегрузочный — 600 кг (2 ФАБ-50 в отсеках и 2 ФАБ-250 на внешних подвесках).

Заключение

Ил-10 «успел» принять участие в боевых действиях лишь на самом завершающем этапе Второй Мировой войны.

Однако, будучи разработанным в начале 1944 года и испытанным в максимально сжатые сроки, уже в апреле 1945 года самолёт полностью «окунулся» в боевую работу.

Тяжёлые бои в Польше и Восточной Германии стали поистине серьёзнейшим испытанием для штурмовика Ил-10, из которого тот вышел с честью.

После победоносного завершения Великой Отечественной войны самолёт в срочном порядке был доработан с целью исправления неполадок, и уже менее, чем через три месяца, в августе 1945 года, полк, вооружённый штурмовиками Ил-10, творил чудеса в борьбе против Японии, нанося ощутимый ущерб не только наземным силам противника, но и его флоту.

А уже через 5 лет после окончания Второй мировой войны Ил-10 вновь оказался в гуще событий, на этот раз в горниле Корейской войны. И снова этот самолёт показал себя только с лучшей стороны, причём участвуя в боях с более современными американскими машинами.

Будучи углублённой модификацией прославленного Ил-2, штурмовик снискал заслуженную любовь в армии, несмотря на свой капризный поначалу характер. После таких ярких и героических страниц своей биографии Ил-10 по праву занимает почётное место среди действительно великих самолётов, созданных в Советском Союзе.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/aviaciya/shturmovik-il-10/

Ссылка на основную публикацию