Аварийная посадка а320 на гудзон

Опубликовано пользователем сайта

Про звезд Lyalya555 44 6 марта 2019, 09:04 Аварийная посадка А320 на Гудзон

«Чудо на Гудзоне»

Аварийная посадка A320 на Гудзон — авиапроисшествие, произошедшее 15 января 2009 года.

Авиалайнер Airbus A320-214 авиакомпании US Airways выполнял плановый рейс AWE 1549 по маршруту Нью-Йорк—Шарлотт—Сиэтл, но всего через 1,5 минуты после взлёта столкнулся со стаей канадских казарок и у него отказали оба двигателя. Экипаж благополучно посадил самолёт на воду реки Гудзон в Нью-Йорке.

Все находившиеся на его борту 155 человек (150 пассажиров и 5 членов экипажа) выжили, 83 человека получили ранения — 5 серьёзные (больше всех пострадала одна стюардесса) и 78 незначительные.

Рейс 1549 вылетел из аэропорта Ла-Гуардия с опозданием. Из-за плохой погоды сто пятьдесят пассажиров и пять членов экипажа ожидали разрешения на взлёт до 15:24. Небо расчистилось, но ожидался шторм, поэтому люди мечтали добраться к пункту назначения как можно быстрей.

Airbus A320 французского производства находился в эксплуатации всего 10 лет и слыл довольно надёжным воздушным судном, поэтому ничто не предвещало беды. Для опытного экипажа завершался четвёртый день полётов, после которого должен был последовать отдых.

На 91-й секунде боковым зрением второй пилот увидел стаю птиц, после чего возникло ощущение, что лайнер резко остановился, натолкнувшись на бетонную стену. Оба двигателя заглохли, при этом в левом начался пожар. Передав сигнал о бедствии, экипаж начал сверять свои действия с картой аварийных процедур.

Перезапуск двигателей оказался невозможным из-за малой высоты, а предлагаемые диспетчером аэропорта посадочные полосы не гарантировали успех. Аварийная посадка A320 на Гудзон казалась единственным выходом в сложной ситуации. У капитана авиалайнера были лишь секунды, чтобы принять решение, от верности которого зависела жизнь 155 человек. 

Аварийная посадка А320 на Гудзон

Волею судьбы лайнер оказался в руках опытного экипажа. Командиром воздушного судна был 57-летний Чесли Салленбергер. Бывший военный летчик, пилотировавший F-4 Phantom II с марта 1973 по июль 1980 года.

 После выхода в отставку он продолжил летную службу в качестве пилота в гражданских авиакомпаниях. Чесли Салленбергер являлся экспертом в области безопасности полетов и имел сертификат на пилотирование планеров.

Налетал 19663 часа, 4765 из них на Airbus A320. 

Аварийная посадка А320 на Гудзон

Вторым пилотом был 49-летний Джеффри Б. Скайлз. Проработал в авиакомпании US Airways 23 года. Налетал 15643 часа. Но на Airbus A320 это был только второй его полет. 

Аварийная посадка А320 на Гудзон

Посадка А320 на Гудзон казалась обоим единственным возможным способом избежать катастрофы. Расшифровка переговоров в кабине лайнера покажет, насколько точны и хладнокровны были их действия, что позволит мэру Нью-Йорка назвать Чесли Салленбергера «Капитаном Спокойствие».

Аварийная посадка А320 на Гудзон

В салоне самолета работали три стюардессы: Шейла Дайл, Дорин Уэлш и Донна Дент. Каждая из них отдала авиации больше 25 лет. 

Аварийная посадка А320 на Гудзон

Рейс AWE 1549 вылетел из Нью-Йорка в 15:24 по местному времени. Через 90 секунд после взлета пилот сообщил диспетчерам о столкновении с птицами, что привело к отказу двух двигателей.

 Пассажиры позже вспоминали, что почувствовали сильный удар, некоторые увидели, что что-то серое промелькнуло рядом с самолетом и врезалось в двигатель. Другие заметили огонь. Самолет успел набрать высоту 3200 футов (975 метров).

КВС подал сигнал бедствия и сообщил диспетчеру о столкновении самолета со стаей птиц, в результате которого выведены из строя оба двигателя. 

Аварийная посадка А320 на Гудзон

Для рейса 1549 освобождают посадочную полосу в аэропорту Ла-Гуардиа, который находится в 11 километрах. Но пилоты понимают, что не дотянут до аэропорта.

Можно попробовать сесть в аэропорту Тетерборо в Нью-Джерси, но до него тоже почти 10 километров. Жители Нью-Йорка сообщают, что видят самолет, низко летящий над городом.

Командиру корабля некогда информировать пассажиров. Но они понимают, что самолет падает. 

Аварийная посадка А320 на Гудзон

Приводнение — последний шанс рейса 1549. Но на пути самолета возникает преграда высотой 180 метров — мост Джорджа Вашингтона. 

Самолет подлетает к мосту с востока на высоте всего 450 метров. Он пролетает в каких-то 100 метрах над ним. После этого командир экипажа делает разворот и начинает выравнивать самолет над Гудзоном. На высоте 150 метров командир экипажа делает сообщение: «Говорит командир корабля. Приготовьтесь к удару». 

Аварийная посадка А320 на Гудзон

Удар был очень сильным. Самолет как будто подскочил, затем замедлил ход и заскрежетал. Но пассажиры радовались тому, что им удалось избежать смерти. Никто еще не подозревал, что в результате удара в хвосте самолета образовалась трещина. Аэробусы оборудованы системой, которая в случае приводнения перекрывает все отверстия, чтобы самолет не набирал воду.

Для активирования системы один из пилотов должен нажать на кнопку у себя над головой. Однако ни один из пилотов рейса 1549 этого сделать не успел. Трещина в хвостовой части увеличивается. Салоны быстро заполняются водой. Еще никто не знает, что всего через 24 минуты он окажется под водой. Все оставшиеся в самолете люди могут утонуть в ледяных водах Гудзона.

 

Спустя минуту после приводнения информацию о происшествии передают капитанам паромов, курсирующих по Гудзону. Паром Винсента Ломбарди «Томас Джефферсон» ближе остальных к тонущему авиалайнеру. 

На то, чтобы добраться до самолета, парому потребуется 4 минуты.  Несколько пассажиров самолета оказываются прямо в холодной воде. В хвосте самолета критическая ситуация. Вода стремительно прибывает. Оба аварийных выхода уже под водой, открывать двери нельзя. 

Когда подходит второй паром, возникает еще одна проблема: паромы не предназначены для участия в спасательных операциях, их палубы возвышаются над водой более чем на 2 метра. Пассажиры не могут сами на них взобраться, тогда люди с паромов начинают спускать за борт сети и веревочные лестницы. 

Вскоре к месту приводнения прибывают водолазы. Спасательная операция идет полным ходом. 7 кораблей, включая корабль береговой охраны США, поднимают на борт людей с крыльев самолета и со спасательных плотов.

Однако многие пассажиры все еще находятся в ледяной воде. Водолазы продолжают поиски пострадавших. С момента начала операции по спасению пассажиров рейса 1549 проходит 12 минут. У спасателей очень мало времени на то, чтобы поднять всех из воды.

Самолет тонет. А в нем все еще могут находиться люди. 

В 15 часов 55 минут, спустя 25 минут после аварийного приводнения половина самолета уже под водой. К парому «Афина» подтягивают плот, на котором находится Чесли Салленбергер. Командир экипажа аэробуса последним поднялся на борт парома и сообщил, что выбрались все. 

Пассажиров, все еще находящихся в состоянии шока, доставляют в порт. 78 человек получили медицинскую помощь в результате незначительных травм и переохлаждения. 

В результате посадки спасательных и буксировочных работ планер самолета получил значительные повреждения. Позже, в правом двигателе были обнаружены органические останки и птичье перо. 

Левый двигатель отделился при приводнении и затонул, но 23 января он был поднят со дна реки и отправлен на экспертизу. После эвакуации пассажиров самолет был отбуксирован к причалу около Всемирного финансового центра.

  • Где и был произведен его подъем. 

После окончания расследования лайнер был приобретён Музеем авиации «Каролинас» в Шарлотте (Северная Каролина). Сначала самолёт стоял без двигателей, полностью он был представлен к осени 2012 года.

Расследование авиакатастрофы подтвердило, что оба двигателя остановились после столкновения самолета со стаей птиц. Если бы не высочайший профессионализм командира аэробуса Чесли Салленбергера, судьба пассажиров рейса 1549 могла сложиться совершенно иначе. 

Мэр Нью-Йорка поблагодарил пилота за то, что он не оставил самолет до тех пор, пока не убедился в эвакуации всех пассажиров. Выжившие получили денежные компенсации и стали героями многочисленных телешоу. Также пассажиры и члены экипажа регулярно собираются, чтобы отпраздновать свое чудесное спасение. 

«Посадка Ту-124 на Неву»

Новый пассажирский лайнер Ту-124 компании «Аэрофлот» 21 августа 1963 года совершал регулярный рейс по маршруту Таллин—Москва. Командиром воздушного судна был Виктор Яковлевич Мостовой.

Экипаж ТУ-124 б/н СССР-45021. Слева направо: бортмеханик В. Смирнов, штурман В. Царёв, бортрадист И. Беремин,

командир воздушного корабля В. Мостовой и второй пилот В. Чеченев.

Самолёт вылетел из аэропорта Юлемисте в 08:55 и взял курс на аэропорт «Внуково». Спустя некоторое время после взлёта экипаж обнаружил, что переднюю опору шасси заклинило в полуубранном положении.

Посадка в аэропорту Таллина была невозможна из-за тумана, и диспетчеры приняли решение не направлять самолёт в Москву, а посадить на ближайшем аэродроме «Пулково» в Ленинграде(тогда он назывался «Шоссейная»). Он последовал к месту назначения на малой высоте.

В самой «Шоссейной» в боевую готовность были приведены экстренные службы: к грунтовой полосе, куда должен был сесть «на брюхо» самолёт, была доставлена пожарная техника и машины скорой помощи.

К 11:00 лайнер оказался около города и начал облетать город на высоте около 500 метров, вырабатывая топливо для того, чтобы уменьшить вероятность и силу возможного пожара при посадке. Малая высота была выбрана во избежание возможной декомпрессии, а также для более быстрой выработки топлива. В это же время экипаж пытался с помощью шеста через пробитую дыру полностью выпустить шасси.

В 12:10 на восьмом круге в 21 км от аэропорта, когда, согласно показаниям топливомера, топлива оставалось около 750 литров (по другим данным — 2,5 тонны), достаточное количество, чтобы долететь до «Пулково», остановился левый двигатель[ (по другой версии — топливо было, но не поступало в двигатель). Экипажу было дано разрешение на сквозной пролёт через город. Однако через короткое время остановился и второй двигатель. Таким образом, лайнер начал планировать с полукилометровой высоты над центром города. Экипажу ничего не оставалось, как попытаться совершить приводнение на поверхность Невы. Командир передал управление второму пилоту Василию Григорьевичу Чеченеву, служившему в прошлом в морской авиации и имевшему опыт посадки на воду. Второй пилот Чеченев перед приводнением грамотно сориентировал самолёт и не допустил ни его заныривания в воду, ни удара хвостовой частью фюзеляжа по воде.

Самолёт, снижаясь, пролетел над домом 6 по Малоохтинскому проспекту, затем на 4 метра выше моста Александра Невского (в то время — строящегося) и приводнился в районе Финляндского железнодорожного моста.

Посадка на воду была совершена между мостом Александра Невского и железнодорожным мостом, напротив Александро-Невской лавры (на левом берегу) и улицы Таллинской (на правом берегу Невы). Приводнение прошло столь гладко, что многие тому очевидцы решили будто идут съемки кинофильма.

О том, что рухнувшему с небес на воду самолету нужна помощь, раньше прочих сообразил Юрий Поршин, 24-летний капитан буксира БП-10, тащившего из Рыбацкого в Морской порт груз с бревнами.

Глубина Невы в месте, куда «плюхнулся» самолет, составляла около 13 метров, и выжившие при аварийной посадке пассажиры рисковали утонуть. Других же речных судов поблизости не наблюдалось. 

«Проходим Финляндский мост, а навстречу нам самолет – все ниже и ниже. И буквально за нашим плотом он падает на воду. Я думаю: ну, раз такая ситуация, наверняка какая-то неприятность. Бросил плот и мы подошли к самолету.

 Когда мы приблизились, открылся один из иллюминаторов, и кто-то из членов экипажа сказал, что их надо срочно вытаскивать. Я спросил, за что их можно привязать. Оказалось, что самая крепкая часть в самолете — рулевые колонки, на которых крепятся штурвалы.

Через открытые окна кабины пилотов на них накинули буксировочный трос, и я потащил «Ту» к правому берегу Невы» — рассказывал Юрий Поршин.

  1. Все пассажиры были эвакуированы и отправлены в Москву.

Позднее специальный пароход с водосливом стал откачивать воду из самолёта. Однако вода из пробоин прибывала быстрее, и, как результат, к утру Ту-124 затонул.

На другой день под самолёт подвели понтоны и буксиром оттащили на территорию нынешнего комплекса «Ленэкспо», к Шкиперскому протоку, где базировалась войсковая часть. Позже было принято решение списать машину из-за поломок.

Самолёт после восстановления отправили в Тамбовскую область, в Кирсановскую авиашколу (Кирсановское АТУ ГВФ, с 15 сентября 1964 года — Кирсановское АТУ ГА) в разобранном виде, где он служил тренажёром для курсантов училища. В 1970 году самолёт был утилизирован.

Первоначально расследовавшая обстоятельства аварии комиссия возлагала ответственность за нештатную ситуацию на экипаж. Но позже было принято решение летчиков не наказывать.

Вдова командира воздушного судна Виктора Мостового, отвечая на вопросы корреспондента «Известий» говорила, что он и его коллеги были представлены к наградам (ордену Красной Звезды), но указ о награждении в итоге не был подписан. Командир экипажа В. Мостовой и штурман В. Царёв по распоряжению руководства «Аэрофлота» получили двухкомнатные квартиры.

Читайте также:  Трансфер в аэропорт хельсинки из спб

По некоторым сведениям, Мостовой после неудачной учёбы в Академии гражданской авиации уехал в Краснодарский авиаотряд. Капитана буксира Юрия Поршина наградили Почётной грамотой и часами.

Виктор Мостовой до 1978 года работал в 200-м авиаотряде, потом до 1988 года работал начальником смены в аэропорту «Внуково», откуда ушёл на пенсию после инфаркта. В 1989 году с семьёй эмигрировал в Израиль, где умер в Кирьят-Гате в 1997 году. Последние годы перед кончиной работал рабочим на фабрике.

Второй пилот Василий Чеченев вскоре после удачной посадки стал командиром воздушного судна (КВС), а затем и летчиком-инструктором. Скончался в 2002 году.

35 лет спустя участники тех событий участвовали в телевизионной передаче «Как это было» на российском телевидении, и бывший второй пилот Василий Чеченев обмолвился, что «увлечённость» экипажа ремонтом шасси во время кружения вокруг города привела к тому, что был упущен момент, когда топлива ещё хватало до аэропорта. 

Оставьте свой голос:

Источник: http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/167031_udachnye-privodneniya-samolyotov-chudo-na-gudzone-i-posadka-tu-124-na-nevu

Аварийная посадка А320 на Гудзон

Аварийная посадка самолета на Гудзон, выполненная 15 января 2009 года, несомненно, войдет в историю всемирной авиации. Подвиг американского летчика, который несмотря на ужасающую ситуацию, все же смог спасти жизни 150 пассажирам, будет еще долго обсуждаться в ходе обучения молодых представителей авиации.

Аварийная посадка А320 на Гудзон была совершена бывшим американским летчиком, которому на тот момент исполнилось 57 лет – Челси Салленбергером.

Летчик действительно показал неимоверные навыки пилотирования, ведь он смог посадить самолет на воду, после отказа двигателей, и тем самым спас жизни всех, кто находился на борту.

После падения Челси дважды убедился, что все пассажиры благополучно смогли покинуть идущее ко дну воздушное судно и только после этого сам покинул борт тонувшего самолета.

Недавно на экраны вышел художественный фильм «Чудо на Гудзоне», подробно рассказывающий о данной аварийной посадке.

Аварийная посадка А320 на ГудзонПостер к фильму «Чудо на Гудзоне»

Падения самолета на Гудзон: расследование крушения

После расследования, которое проводилось американскими СМИ, была воссоздана хроника воздушного крушения:

  1. А-320 стартовал из воздушной гавани Нью-Йорка Ла Гуардиа в 15 часов 26 минут, однако, ему не удалось набрать нужную высоту.
  2. После того как аэробус поднялся на высоту около 800 метров, для этого понадобилось примерно 40—45 секунд, поступило сообщение от пилота. В сообщении было сказано, что воздушный транспорт не смог избежать столкновения с двумя птицами.
  3. Конечно, всем находившимся на борту это стало известно позже, после того как была опубликована хроника расследования. А в момент столкновения люди просто услышали непонятный стук и почувствовали запах гари, который стал проникать в салон.

Все пассажиры устремились к иллюминаторам, и в ужасе обнаружили, что аэробус стал стремительно терять высоту. Многим стало понятно, что причиной потери высоты не является турбулентность, а какая-то чрезвычайная ситуация.

Более того, некоторым людям, сидящим ближе всего к хвосту аэробуса, удалось рассмотреть горящие двигатели и черный едкий дым.

А тревожное сообщение на табло – «Пристигните ремни», так и продолжало гореть, нагнетая ужас и панику.

Пилоту ничего не оставалось, как принять решение о вынужденной посадке аэробуса, о чем он и объявил пассажирам. Так как аварийная посадка самолета на Гудзон могла быть, мягко говоря, «жесткой», пилот выступил с сообщением, чтобы подготовить пассажиров к возможному сильному удару. Всем было приказано сесть на свои места, выбрав при этом безопасную позу, и пристегнуться ремнями безопасности.

Аварийная посадка А320 на ГудзонРеальные кадры, снятые очевидцами

Действия пилота

Какие действия в этот момент предпринимал пилот и что вообще происходило в его кабине, выяснилось после публикации переговоров, которые вел летчик с диспетчером аэропорта:

  • оценив сложившуюся ситуацию Салли, такое прозвище было дано американскому летчику коллегами по работе, обратился в диспетчерский пункт с просьбой о разрешении вынужденной посадки на взлетно-посадочной полосе. Однако пламя настолько стремительно охватывало аэробус, что стало понятно, возвращаться на аэродром просто не хватит времени;
  • второе решение, которое стали рассматривать диспетчер и летчик – долететь до штата Нью-Джерси, чтобы приземлиться в ближайшей воздушной гавани. Но летчику хватило всего 3-х минут, чтобы понять – самолет не сможет столько времени продержаться в воздухе, о чем он и передал в диспетчерский пункт;
  • на пути самолета виднелась площадка в парке. Размер площадки подходил для приземления аэробуса, местность была полностью открыта. Салли передал, что будет садить воздушное судно именно на эту парковую площадку. Но диспетчер не разрешил садить самолет в этом месте, так как в этой зоне велись обширные ремонтные работы, с использованием габаритной техники;
  • аварийная посадка самолета на воду – только это оставалось пилоту, чтобы попытаться спасти жизнь пассажиров и экипажа.

  Фильмы про падение самолета

Именно это решение и было принято героем американской авиации.

Сложность посадки на воду

По мнению специалистов, сделать вынужденную посадку в Гудзон, который отделяет Нью-Джерси от Манхеттена, было очень рискованно и крайне сложно, но другого выхода экипаж воздушного транспорта просто не видел. А так как самолет продолжал гореть, решение нужно было принимать как можно скорее. Профессиональные летчики отметили несколько сложностей посадки самолета на Гудзон:

  1. Основная сложность заключалась в конструкции аэробуса, ведь его двигатели располагались под крылом. А это означало, что Салли должен при посадке контролировать, чтобы они не касались воды. В противном случае самолет ушел бы в воду со всеми людьми за считаные секунды. Чтобы моторы не касались воды, летчику нужно было сделать практически невыполнимое – заставить массивный аэробус как можно дольше скользить над водной поверхностью и ни в коем случае не допустить, чтобы нос воздушного транспорта затронул поверхность.
  2. Столкновение с морским судами. Аварийная посадка самолета на воду могла привести к столкновению с судами, которые выполняли свой запланированный рейс. Но по счастливой случайности падающий аэробус смог избежать ужасного столкновения, так как в Гудзоне в этот момент не было ни одного корабля или яхты. После успешного приземления губернатор Нью-Йорка назвал этот инцидент «чудом, который произошел над Гудзоном», а пилоту выразил огромную благодарность за подвиг, спасая более 150 человеческих жизней.

Аварийная посадка А320 на ГудзонКадр из фильма «Чудо на Гудзоне»

Как отреагировали на крушение местные жители?

Разумеется, крушение самолета на Гудзон вызвало невероятную панику среди жителей Манхеттена. И это вовсе не удивляет, ведь картина горящего самолета многим напоминает действие террористической организации.

Некоторые это происшествие сразу отнесли к деянию арабских террористов, что и повлекло ужасную панику.

Но надо отдать должное местным властям, которые быстро и организовано успокоили население, дав гражданам правдивую информацию о случившемся инциденте и полностью опровергнув отношение террористов к крушению аэробуса.

  Страшная катастрофа в Андах 1972

Пассажирам А-320 после падения самолета на Гудзон, осталось только дожидаться спасателей, которые были вызваны наземными службами при оценке сложившейся ситуации. Пилот аэробуса и члены экипажа помогли всем пассажирам покинуть борт и вылезти на крыло воздушного транспорта, чтобы быстрее пересесть на спасательные катера.

Медицинская помощь потребовалась лишь для пятерых человек, которые незамедлительно были доставлены в больницу. А своей супруге Лорри, Салли сообщил о происшествии после его завершения. По словам супруги, Салленбергер позвонил и сказал всего две короткие фразы – «В пути произошла авария.

Все закончилось благополучно для пассажиров и экипажа».

Сам самолет на буксире был доставлен к причалу, который располагается неподалеку Всемирного финансового центра, при помощи специальной техники аэробус в скором времени был извлечен из воды.

После реконструкции аэробус уже не поднимался в небо. А-320 стал одним из ценнейших экспонатов музея авиации, который расположен в Шарлотте. Именно этот город был конечным пунктом в тот роковой рейс, поэтому местные власти и решили выкупить легендарный аэробус, чтобы поставить его в музее для обозрения всем желающим и для сохранения памяти об истории.

Источник: http://samoleting.ru/katastrofy/avarijnaya-posadka-na-gudzon.html

Приводнение пассажирского Airbus A-320 в черте такого мегаполиса, как Нью Йорк — это очень круто — DRIVE2

150 пассажиров и пять членов экипажа самолета Airbus А320, совершившего в четверг аварийную посадку на воду реки Гудзон рядом с Нью-Йорком, спас командир экипажа — 57-летний Чесли Салленбергер по прозвищу Салли, опытный авиатор и бывший военный пилот, передает CNN.

Аварийная посадка А320 на Гудзон

Рейс номер 1549 авиакомпании US Airways из Нью-Йорка в Шарлотту, штат Северная Каролина, вынужден был совершить экстренную посадку после того, как отказал один из двигателей (по некоторым данным — оба двигателя). Судя по всему, причиной поломки стало попадание в турбину птиц. Спасение всех людей, находившихся на борту, журналисты уже окрестили «чудом на Гудзоне».

Аварийная посадка А320 на Гудзон

Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг поблагодарил пилота за то, что он не оставил самолет до тех пор, пока не убедился в эвакуации всех пассажиров.

«Пилот выполнил мастерскую работу, посадив самолет на реку, а затем убедившись, что все покинули борт, — сообщил градоначальник в ходе пресс-конференции. — Я имел длительную беседу с пилотом.

Он дважды осмотрел самолет после того, как все его оставили, чтобы убедиться, что больше никого на борту нет».

Представитель властей, прослушавший после инцидента запись радиопереговоров пилота с диспетчером, сообщил, что Салленбергер во время экстренной посадки держался на удивление хладнокровно. «Никакой паники, никакой истерики. Все было профессионально, спокойно, методично», — признал чиновник.

Пилот обсудил с диспетчером возможности по спасению самолета, в том числе вариант с посадкой в аэропорту «Тетерборо» в Нью-Джерси, однако затем было принято решение приводниться. Летчик предупредил пассажиров о предстоящей посадке на воду и велел «приготовиться к удару». Посадка, однако, прошла относительно мягко, признаются свидетели.

Супруга летчика Лорри Салленбергер узнала о случившемся уже от самого мужа после завершения драмы. «Я не смотрела новости, — пояснила она. — Он позвонил мне и сказал: «Была авария». Сначала я решила, что случилось что-то незначительное, но когда он описал мне обстоятельства, я задрожала всем телом и бросилась за дочками в школу».

Чесли Салленбергер является пилотом US Airways с 1980 года, до этого он семь лет отслужил в ВВС США, где пилотировал истребитель.

Салленбергеру принадлежит консалтинговая фирма Safety Reliability Methods, помогающая клиентам в обеспечении безопасности.

В разное время Салленбергер работал летным инструктором, участвовал в расследовании причин авиакатастроф, работал вместе со специалистами из NASA, сообщается на его веб-сайте.

источник Newsru.com

Аварийная посадка А320 на Гудзон

Что Вы думаете на эту тему? Я считаю человек достоен памятника при жизни. Посадить такой крупный пассажирский самолет не расчитанный на приводнение еще и в черте города, а Гудзонский залив, это непосребственно Нью Йорк. Это очень круто, так, как огромных проблемы две.

Во-первых с неработающим двигателем не разбиться о воду при посадке, а вторая так как самолет не расчитан на приводнение то при единственном неверном движении самолет зарывшись в воду из-за неправильного угла и цепляния хоть одним из двигателей воды(а ими просто невозможно не зацепиться, но видимо и момент соприкосновения он точно выбрал) просто убил бы всех пассажиров и развалился бы сам, так как скорость самолета при посадке не ниже 300 км/ч. Но очевидно, что если летчик после эвакуации всех пассажиров обошел еще дважды самолет, то самолет остался в достаточной степени герметичным после такой жесткой посадки.

P.S. И это не рядом с Нью Йорком, как написано в статье, это сам Нью Йорк посмотрите на карты и на снимок.

Источник: https://www.drive2.ru/b/1729382256910311402/

Чудо на Гудзоне уступило приземлению в Жуковском. История самой известной аварийной посадки

Аварийная посадка А320 на Гудзон

В январе 2009 года Airbus A320-214 авиакомпании US Airways вылетел из Нью-Йорка по направлению в Шарлотт и Сиэтл. Обычный внутренний рейс почти сразу же пошел не по плану. Через полторы минуты после взлета лайнер врезался в стаю птиц, как позднее выяснилось, это были канадские казарки. Сразу же отказали оба двигателя.

Аварийная посадка А320 на ГудзонЧесли Салленбергер / Минобороны США

К этому времени самолет успел подняться, а высоту менее километра. Капитан, 57-летний Чесли Салленбергер (Салли), подал сигнал бедствия, сообщив на землю о происшествии. Ему и второму пилоту, 49-летнему Джеффри Скайлзу, оставалось лишь выбрать место для посадки.

Читайте также:  Вес багажа аэрофлот эконом класса

До взлетной полосы лайнер бы не дотянул, и Салленбергер решил сажать самолет на реку Гудзон, на устье которой расположен главный район Нью-Йорка Манхэттен.

Аварийная посадка А320 на ГудзонИсточник фото: USA Today

За семь минут, которые прошли от вылета до приводнения, пилоты смогли развернуть лайнер, вылетавший на север, в противоположную сторону, спланировать над Гудзоном, не задев мост Джорджа Вашингтона, и приводниться напротив 48-й улицы на Манхэттене. По инерции лайнер продвинулся вперед на расстояние еще нескольких улиц.

Всего на борту находились 150 пассажиров и пятеро членов экипажа, все они выжили. Ранения получили 83 человека, в основном у людей было переохлаждение из-за нахождения в холодной воде и ушибы. Больше других пострадала стюардесса Дорин Уэлш, она получила глубокую рану ноги.

Журналисты назвали происшествие чудом на Гудзоне. В 2016 году состоялась премьера одноименного фильма (в оригинале фильм называется «Салли» — по фамилии капитана воздушного судна). Главную роль исполнил Том Хэнкс.

Российское чудо во многом схоже с этой предотвращенной катастрофой. Утром 15 августа при вылете из аэропорта Жуковский (находится вблизи подмосковного города Раменское) Airbus A321 «Уральских авиалиний» столкнутся со стаей птиц.

«После взлета попала птица в двигатель, левый сразу заглох. Потом и во второй двигатель тоже попала, обороты работали нестабильно, второй двигатель тоже заглох. Тяги не хватало, высота плавно падала», — рассказал РЕН ТВ второй пилот Георгий Мурзин.

Капитан Дамир Юсупов в этот же день дал интервью журналистам. Он рассказал, что после отказа первого двигателя было решено его отключить, развернуться и выполнить посадку в аэропорту вылета.

«Но когда увидели, что второй двигатель тоже отказывает… у меня появилось решение — сажать самолет только перед собой», — рассказал летчик.

Решение сажать самолет без выпуска шасси он объяснил тем, что так было безопасней.

«Решение менялось несколько раз. Я планировал набрать определенную высоту, на ней задержаться, отработать отказ, принять решение правильное, рассчитать все. Но оказалось, что времени было мало», — сообщил капитан судна.

Всего на борту лайнера, вылетавшего в Симферополь, находились 226 пассажиров и семь членов экипажа. После аварии за медицинской помощью обратились 76 пассажиров, в основном у них были ушибы и ссадины. Известно, что один пассажир сломал руку, еще одна женщина получила травму спины. Ей потребовалась госпитализация.

В Кремле уже заявили, что летчиков представят к государственным наградам.

При этом российские летчики попали в более сложную ситуацию, чем их американские коллеги. Самолет, судя по видео, снятым пассажирами, столкнулся с птицами, когда только отрывался от полосы. Согласно данным сервиса Flightradar24, лайнер сумел подняться на максимальную высоту 128 метров.

После этого пилоты действовали по инструкции компании Airbus, отступив от нее лишь в одном пункте — не выпустив шасси, что делало посадку похожей на приводнение.

О невероятной посадке под Москвой сообщили все крупные мировые СМИ, сравнив ее с ситуацией в Нью-Йорке в 2009 году.

В материале The Guardian 41-летнего екатеринбуржца Дамира Юсупова называют героем. Автор статьи отмечает, что после распада СССР часто высказывались опасения по поводу безопасности российских авиакомпаний, однако в последние годы качество российской авиации растет. Как минимум, на международных рейсах.

Как отмечает «Би-би-си», самолеты сталкиваются с птицами регулярно. Обычно не приводят к авариям, двигатели даже тестируют на попадание птиц. Однако в последние годы столкновения происходят все чаще и чаще.

The New York Times написала, что российские медиа назвали аварийную посадку «чудом над Раменским» — районом, где упал самолет.

Авиационный эксперт Дэвид Лирмаунт рассказал Al Jazeera, что подобные инциденты случаются «очень редко». Он отметил, что «пилоты справились с ним в высшей степени хорошо».

Источник: https://360tv.ru/news/chp/chudo-na-gudzone/

Стали доступны записи переговоров диспетчера и пилота, посадившего самолет на Гудзон. Новости. Первый канал

Новые подробности авиапроисшествия в США, которое журналисты назвали «гудзонским чудом». Обнародованы переговоры диспетчера и пилота, спасшего в середине января 150 пассажиров. Благодаря высочайшей квалификации ему удалось посадить на воду лайнер, у которого отказали оба двигателя.

Репортаж Александра Коневича.

Еще и месяца не прошло с того самого «приводнения», а будущие пилоты уже изучают «гудзонское чудо» как историю авиации. Переговоры командира корабля с диспетчерами начались буквально через пару минут после взлета. Самолет даже не успел взять курс на Северную Каролину.

Пилот: «Мы врезались в птиц: у меня отказали оба двигателя. Нужно возвращаться в Лагуардию».

Диспетчер: «Развернитесь влево на 220. Где вы можете приземлиться?»

Пилот: «Похоже, мы никуда не дотянем. Мы окажемся в Гудзоне».

Диспетчер: «Хорошо. Вы можете сесть. Посадочная 4 свободна».

Во время расследования в двигателях самолета действительно нашли перья. Понимая, что вынужденной посадки после столкновения со стаей птиц не избежать, пилот рейса 1549 начинает искать запасной аэродром.

Пилот: «Что есть еще? Нью-Джерси. Тетерборо есть?»

  • Диспетчер: «Хотите попытаться сесть в Тетерборо?»
  • Пилот: «Да».
  • Пока диспетчер связывается с аэропортом в Тетерборо, пилот аэробуса меняет свое решение.

Диспетчер: «Все в порядке, можете садиться на первую полосу в Тетерборо. Поверните направо, на 280».

Пилот: «Мы не можем это сделать».

Переговоры пилота с диспетчерами длятся чуть больше минуты. За это время летчик успевает дважды запросить разрешение на посадку и тут же отказывается от предложений сесть на свободные полосы. Потому что понимает: единственная «посадочная полоса», до которой он сможет дотянуть, это вода Гудзона.

Пилот: «Мы садимся на Гудзон».

Диспетчер: «Не расслышал, что вы сказали? Повторите, связь с радаром прервана. Мне кажется, он сказал, что садится на Гудзон».

Самолет не врезался в мост и не развалился от удара о воду. Хоть и аварийная, но мягкая посадка — не пострадал ни один из 150 пассажиров. Такое в истории авиации мало кому удавалось. Неудивительно, что пилота Салинбергера встречали как национального героя.

В Нью-Йорке уже подумывают о том, чтобы назвать именем летчика пирс, рядом с которым он приземлился. В память о мастерстве и удаче командира корабля.

Источник: https://www.1tv.ru/news/2009-02-06/175718-stali_dostupny_zapisi_peregovorov_dispetchera_i_pilota_posadivshego_samolet_na_gudzon

Ювелирная посадка на Гудзон — случай далеко не уникальный

  • 57-летний американский пилот, бывший военный летчик Чесли Салленбергер за несколько секунд спас полторы сотни жизней.
  • После отказа обоих двигателей из-за столкновения с птицами он посадил пассажирский самолет на воду прямо посреди Нью-Йорка.
  • Мостовой между мостов

Все пассажиры и члены экипажа остались живы. Кстати, по данным Федерального авиационного управления США, с 1990 по 2007 год в стране зафиксировано 80 тыс. случаев столкновения птиц с пассажирскими самолетами.

Потенциальную угрозу пернатые создают примерно одному из 10 тыс. рейсов.

Но и в СССР был похожий случай. 21 августа 1963 года в Ленинграде совершил первое в мире удачное приводнение самолет, следовавший из Таллина в Москву. Уже при взлете в таллинском аэропорту командир Ту-124 Виктор Мостовой обнаружил, что шасси заклинило.

— Командир доложил о неполадке диспетчерам. Однако из-за сгустившегося тумана аварийную посадку в Таллине запретили. Мостовому предложили сажать машину на запасной грунтовой полосе пулковского аэродрома в Ленинграде, — вспоминает заслуженный летчик СССР Владимир Дмитриев.

Самолет кружил над городом, вырабатывая запас горючего до тонны. На седьмом круге бортмеханик доложил Мостовому о том, что горючего остается больше, чем необходимо по инструкции. «Иду еще на один круг», — сообщил на землю командир. Он не подозревал, что топливомеры самолета неисправны. Когда до аэропорта оставался 21 км, запас топлива был исчерпан: левый двигатель самолета встал.

— Чтобы сократить расстояние до аэродрома, экипаж решил лететь над историческим центром города. Однако над Смольным отказал и второй двигатель. К счастью, внизу была Нева, — рассказывает Дмитриев. — «Витя, садись на воду», — крикнул Василий Чеченов, второй пилот, в прошлом гидролетчик.

И тогда Мостовой принял единственно верное в сложившейся ситуации решение: сажать самолет на поверхность воды — между Большеохтинским и Финляндским мостами. Чтобы избежать паники, 27-летний командир приказал членам экипажа отвлечь пассажиров разговорами.

Самолет пронесся в паре метров над мостом Александра Невского — в то время еще только строящимся. Рабочие, стоявшие на металлических конструкциях, в ужасе попадали в воду. В нескольких десятках метров от Финляндского моста самолет плюхнулся в реку.

При посадке Ту-124 получил пробоину и почти сразу начал набирать воду.

Лишь благодаря действиям Юрия Поршина, капитана буксира, зацепившего металлический трос за штурвал пилотов и отбуксировавшего самолет к берегу, он не затонул на 13-метровой глубине.

Его «пришвартовали» к причалу завода «Северный пресс» так, что одно из крыльев легло на сушу, образуя трап. Командир самолета сошел на землю последним. Он был очень спокойным, но абсолютно седым.

Наградить или наказать? — такой вопрос встал перед Главным управлением ГВФ СССР сразу после аварии.

— Мостового исключили из авиаотряда за разгильдяйство. Якобы по его вине Ту-124 вначале едва не рухнул на центр Ленинграда, а потом чуть не пошел ко дну, — продолжает Владимир Дмитриев. — Лишь после того как скандал дошел до ЦК КПСС, а героизм летчика стал известен на Западе, Мостового наградили орденом Красной Звезды, а членов его экипажа — медалями.

Самолет приземлился на самолет

Но приводнение — еще не самый экзотичный вариант посадки. Так, 8 июля 2005 года 55-летний водитель «Порше» решил использовать ВПП в аэропорту германского Битбурга, чтобы насладиться скоростью своего автомобиля. Разрешение от руководства аэропорта, как ни странно, имелось.

А потому гонщик спокойно носился по полосе со скоростью 160 км/ч. Неожиданно прямо на крышу «Порше» начал садиться легкомоторный самолет. Водитель резко затормозил, из-за чего самолет соскользнул с крыши и упал на землю. 58-летний пилот не пострадал, а вот крылья поломал.

Полиция позже установила, что виновником аварии был именно пилот: он не запросил разрешение на посадку. Но самое любопытное: пришлось подготовить специальный рапорт в компанию-страховщика «Порше», где отказывались верить, что на автомобиль их клиента попытался сесть самолет.

А во Флориде до сих пор вспоминают, как пилот одномоторного «Пайпер Черуки» пытался совершить вынужденную посадку на шоссе около города Дандина. Ударившись о дорогу, самолет несколько раз подпрыгнул, отбросил в сторону два грузовика и приземлился на крышу третьего. Летчик и водитель отделались легкими ушибами, а несколько человек на месте «посадки» — сильным испугом.

Впрочем, с крышами автомобилей на равных состязаются и другие «посадочные площадки». Скажем, в 2001 году в Великобритании легкий самолет приземлился прямо на жилой дом. После отказа двигателя у пилота была альтернатива: сесть на железнодорожные пути либо на крышу дома. А в октябре 2008-го спортивный самолет угодил прямо на крышу здания австрийской полиции. И опять-таки обошлось без жертв.

Но, пожалуй, самая удивительная посадка произошла в прошлом году в американском штате Техас: когда один самолет приземлился прямо на другой.

В аэропорту, который расположен недалеко от Далласа, диспетчер сообщил пилоту заходящего на посадку самолета, что полоса свободна, и дал разрешение садиться. В это время со стороны рулежной дорожки выехал другой лайнер.

Аварии избежать не удалось. Обеим машинам был нанесен серьезный ущерб, однако пилоты не пострадали.

Между тем

По словам члена правления Всемирного фонда безопасности полетов Валерия Шелковникова, заход на посадку и посадка — самые сложные этапы полета. Многолетняя статистика показывает: ежегодно по этой причине в мире происходит в среднем 17 авиапроисшествий.

другие уникальные посадки

— 17 июля 1972 года, Москва.

Ту-134 ГосНИИ гражданской авиации выполнял испытательные полеты с аэродрома Шереметьево. При заходе на посадку отказали одновременно два двигателя. Командир посадил самолет на водную поверхность канала им Москвы. Никто не пострадал.

— 12 августа 1997 года, Салоники.

«Боинг 727-230» греческой авиакомпании выполнял рейс из Афин в Салоники. Самолет пилотировали опытные пилоты. Погода в аэропорту назначения была сложнейшая: гроза, порывы ветра, мощная облачность.

Читайте также:  Ближайший аэропорт к кисловодску

Самолет пролетел первую треть взлетно-посадочной полосы, в итоге при посадке выкатился за ее пределы, его нос повис над берегом Средиземного моря. Но экипаж и пассажиры — 35 человек — остались живы.

— 23 ноября 1996 года, Коморские острова.

«Боинг 767-260ER» эфиопской авиакомпании выполнял рейс из Аддис-Абебы в Абиджан. Вскоре после входа в воздушное пространство Кении трое террористов захватили самолет и потребовали лететь в Австралию.

Но на подходе к Коморам у самолета закончилось топливо, двигатели остановились. Пилоты пытались произвести посадку на мелководье в 500 метрах от пляжа, однако левый двигатель и край крыла ударились о воду и машина разрушилась.

Из 175 человек, находившихся на борту, спаслись 50.

— 22 марта 1998 года, Филиппины.

A320-214 филиппинской авиакомпании выполнял рейс из Манилы в Баколод. При посадке самолет «снесло» на правую сторону взлетно-посадочной полосы. Он протаранил ограждение аэропорта и остановился в небольшой реке. Никто из 130 человек, находившихся на борту, не пострадал.

Источник: https://rg.ru/2009/01/22/posadka.html

Некоторые результаты расследования посадки на воду самолета А-320 авиакомпании U.S. Airways в 2009 г

denokanИсточник: http://www.aviasafety.ru/inspection/investigations/815-a320-hudson-results

На основании проведенного расследования данного серьезного инцидента Национальный совет по безопасности на транспорте опубликовал более двадцати пяти новых рекомендаций по безопасности. При проведении расследования было установлено наличие серьезных проблем, которые, тем не менее, не помешали экипажу сохранить жизни всех 150 пассажиров и 5 членов экипажа рейса, вылетевшего 15 января 2009 года из нью-йоркского аэропорта Ла-Гвардия в Шарлотту. Через две с половиной минуты после взлета самолет столкнулся со стаей канадских гусей, причем в двигатели попали сразу несколько птиц. Это вызвало практически полную потерю тяги двигателей, в результате чего экипаж принял решение приводниться в реке Гудзон.

В отчете о расследовании отмечается, что только благодаря счастливой случайности в план для выполнения этого внутриконтинентального рейса был поставлен самолет, оборудованный средствами спасения при посадке на воду.

Однако отмечено, что в некоторых случаях места размещения спасательных жилетов, веревок и надувных желобов либо были неудобны для использования, либо находились вне пределов досягаемости, либо функционировали не должным образом.

В докладе говорится, что некоторые меры по безопасности и действиям в чрезвычайных ситуациях были либо проигнорированы, либо не могли быть выполнены в течение полных хаоса трех минут после столкновения.

Экипаж потерял драгоценное время в попытках перезапустить двигатели, поскольку не знал, что вернуть их в рабочее состояние невозможно.

После принятия решения о приводнении в Гудзоне экипаж не подготовил пассажиров к посадке на воду и не смог завершить чтение контрольной карты при отказе двигателей.

Надеть на себя спасательные жилеты и завязать их до посадки на воду успели только четверо пассажиров. Только 29 пассажиров смогли надеть спасательные жилеты, не завязывая их, причем десять из них сообщили, что достать жилет из-под кресла им удалось с большим трудом. Все отметили, что завязать на себе жилет очень сложно, поэтому они не успели это сделать.

При посадке в хвосте самолета образовалась трещина, в которую начала поступать вода. Из-за этого задействовать два хвостовых желоба, которые одновременно служат спасательными плотами, не удалось. Многие пассажиры, не попавшие в задействованные два передних желоба, в которых находилось 64 человека, стояли на крыльях по колено в холодной воде.

Самолет был также оборудован четырьмя спасательными линями, за которые пассажиры могли бы держаться, чтобы не упасть в воду, однако спасательные лини расположены в носовой и хвостовой части самолета, куда бортпроводники попасть не могли. При попадании в воду температурой 4 градуса был бы высок риск того, что это привело бы к многочисленным жертвам, поскольку в таких условиях у многих организм не выдерживает более 5 минут.

Благоприятным фактором явилось также то, что в акватории реки находились многочисленные катера и плавсредства, участвовавшие в речных работах. Благодаря их моментальной помощи всех удалось снять с воды.

В опубликованных Советом документах говорится, что технически экипаж мог вернуться на ВПП 13 в Ла-Гвардии.

Однако с учетом времени, которое понадобилось для оценки ситуации, капитан Салленбергер принял наиболее приемлемое решение о выполнении посадки на воду.

В докладе особо отмечается быстрота, с которой экипаж оценил имевшуюся информацию и принял решение, а также согласованная работа его членов.

Рекомендации по безопасности, разработанные Советом, предназначены для защиты пассажиров и членов экипажей при возможном возникновении аналогичных ситуаций в будущем.

Совет, прежде всего, рекомендует, чтобы все самолеты, даже те, которые выполняют полеты преимущественно над земной поверхностью, в обязательном порядке были оборудованы спасательными жилетами и плавающими подушками кресел каждого пассажира. Аналогичная рекомендация Федеральному управлению гражданской авиации в 2003 году была отозвана по соображениям экономии средств.

Совет по безопасности на транспорте также призвал к исследованию ситуации, когда пассажиры принимают при аварийных посадках сгруппировавшуюся позу – наклоняются вперед и охватывают голову руками.

При новой форме кресел данная поза становится небезопасной.

Во время посадки на воду два пассажира, принявшие эту позу в соответствии с рекомендациями, приведенными в листке с напоминаниями, что нужно делать в таких ситуациях, получили переломы плеч.

Чтобы пилоты не пытались запустить двигатели, которые находятся в неработоспособном состоянии, Совет рекомендовал Федеральному управлению гражданской авиации США провести совместные работы вместе с NASA и военными по разработке технологии, способной информировать пилотов о состоянии двигателей. Совет также дал рекомендации в отношении новых параметров посадки на воду, когда она выполняется при отказе обоих двигателей на малой высоте.

Выработаны рекомендации в отношении того, чтобы двигатели были более устойчивыми к прямому попаданию птиц.

Управлению гражданской авиации рекомендовано провести исследования в отношении наличия взаимосвязи между ростом популяции крупных птиц, таких как канадские гуси и белые пеликаны, и количеством столкновений самолетов с ними.

В ноябре прошлого года самолет А319 авиакомпании Frontier Airlines столкнулся со стаей снежных гусей, что привело к отключению одного двигателя и серьезному повреждению другого. Самолет вернулся на аэродром вылета, где произвел аварийную посадку.

Если столкновения с крупными птицами продолжатся, Совет будет рекомендовать пересмотр сертификационных стандартов для того, чтобы двигатели могли оставаться в работоспособном состоянии и после столкновения с более крупными птицами.

В случае с самолетом А320 столкновение произошло с птицами весом около 4 килограмм, в то время как двигатели рассчитаны на попадание птиц до 2 килограмм.

Двигатели более нового поколения выдерживают столкновения с четырехкилограммовыми птицами, однако в природе есть виды, весящие более 6 килограмм.

Источник: https://denokan.livejournal.com/2712.html

Пилоты «Уральских авиалиний» посадили Airbus на кукурузное поле сразу после взлета. Это круче «Чуда на Гудзоне» — Meduza

Утром 15 августа пилоты Airbus A321 «Уральских авиалиний» Дамир Юсупов и Георгий Мурзин после вылета из Жуковского посадили самолет на кукурузное поле. Все пассажиры и члены экипажа выжили. Эту посадку сравнивают со случаем 2009 года, когда американскому пилоту Чесли Салленбергеру удалось посадить лайнер на реку Гудзон в Нью-Йорке. На самом деле российским пилотам пришлось сложнее: самолет летел гораздо ниже, а времени на раздумья было гораздо меньше.

Чем обычно заканчивается полет, когда отказали двигатели?

Современные лайнеры могут лететь и с отказавшими двигателями, а как далеко — зависит от высоты и скорости, на которых отключились двигатели. Чем выше летел самолет, тем дольше он сможет планировать до приземления.

https://www.youtube.com/watch?v=JsqTEVzRq9o

Полет без двигателей превращается в задачку по аэродинамике для планера. Конечно, современные коммерческие лайнеры не лучшие устройства для занятия планеризмом, но при правильном управлении и они могут пролететь многие километры без тяги двигателей. Пилотам при этом нужно поддерживать оптимальную скорость (так называемая Green Dot Speed) и угол снижения. 

Отказ всех двигателей случается крайне редко. Если это случилось на большой высоте (обычно из-за недостатка топлива), то прогноз благоприятный.

В 1993 году у А330 канадской авиакомпании Air Transat из-за утечки закончилось топливо над Атлантическим океаном. После этого лайнер с неработающими двигателями пролетел более 140 километров и благополучно приземлился на Азорских островах. 

В 1983 году Boeing-767 Air Canada также остался без топлива на высоте 12 километров и не смог дотянуть до аэропорта Виннипега, который был в 190 километрах. Несмотря на то что у самолета отключились почти все приборы, пилоты смогли посадить его на бывшей военной авиабазе, переделанной под автогоночную трассу, преодолев без двигателей около 160 километров.

Сложнее решить задачу для планера, если двигатели отключились (обычно из-за столкновения с птицами или механических проблем), когда самолет летит низко, как в случае с самолетом «Уральских авиалиний».

В этом случае пилотам может не хватить высоты, которую можно было бы «обменять» на расстояние, для того чтобы дотянуть до взлетно-посадочной полосы.

Летная инструкция к самолетам семейства А320 (319, 321) сообщает, что при правильной скорости лайнер может планировать 2,2 морской мили (около четырех километров), снижаясь при этом на 1000 футов (около 300 метров). 

Из-за недостатка высоты Чесли Салленбергер («пилот Салли») принял решение посадить свой A320 с отказавшими двигателями в реку Гудзон вместо многочисленных аэропортов Нью-Йорка и Нью-Джерси. Самолет Салли столкнулся с гусями на высоте 930 метров.

Но далеко не всегда все заканчивается благополучно. Например, в 1985 году после взлета из Минска экипаж Ту-134 «Аэрофлота» с отказавшими двигателями так и не смог найти место для посадки.

Самолет сел в лесу, погибли 58 человек из 80 находившихся на борту. В 1988 году Boeing-737 Ethiopian Airlines, столкнувшийся с голубями сразу после отрыва от полосы, пытался совершить вынужденную посадку в холмистой местности.

При приземлении погибли 35 из 104 пассажиров и членов экипажа.

Экипаж российского А321 все сделал правильно? Или были какие-то еще варианты?

Вариантов не было.

Судя по видео, которое снимал один из пассажиров, самолет столкнулся с птицами в момент отрыва от полосы, а значит, прервать взлет было уже невозможно (авиационные правила запрещают прерывать взлет еще раньше — после того как лайнер набрал так называемую скорость принятия решения).

Судя по сервису Flightradar24, самолет набрал максимальную высоту в , так что времени на принятие решений у них было намного меньше, чем у Салли. Далее пилоты действовали по инструкции Airbus с одним отступлением — и, возможно, именно это отступление спасло жизни пассажирам. 

Согласно инструкции Airbus для случаев, когда отказ обоих двигателей не позволяет долететь до аэродрома (ее ввели только в 2018 году), экипаж должен: 

  • попытаться включить двигатели заново, если на это есть время
  • включить аварийную силовую установку («ветряной» двигатель, работающий от потока набегающего воздуха)
  • выдерживать скорость (Green Dot Speed) и скорость снижения. Скорости эти отличаются в зависимости от веса самолета и этапа полета
  • выбрать место для посадки — ровное место на земле или водное пространство
  • при заходе на посадку (или на вынужденную посадку вне аэродрома) скорость должна быть 150 узлов (277 километров в час). Если выбрана площадка для посадки на земле, следует выпустить шасси и закрылки (в посадочное положение). Самолет должен снижаться со скоростью 8,8 метра в секунду, а перед самой посадкой скорость снижения нужно замедлить вдвое
  • перед касанием самолет должен быть разгерметизирован нажатием специальной кнопки
  • после касания экипаж должен включить все системы пожаротушения и вручную активировать тормозную систему

Экипаж А321 «Уральских авиалиний», судя по всему, выполнил все пункты, кроме выпуска шасси, таким образом частично повторив инструкцию для приводнения.

Командир А321 Дамир Юсупов после посадки сказал: «Я решил, что так будет безопаснее».

Шасси могли помешать посадке: они сконструированы так, что ломаются при высокой нагрузке; их осколки могли повредить крыло самолета, как это было при катастрофе Superjet 100 в Шереметьево в мае.

Высокая кукуруза затормозила самолет. Применение систем пожаротушения (на фотографиях лайнера на земле видна характерная пена) на сей раз позволило избежать возгорания.

Пилотам «Уральских авиалиний» повезло?

Спасти пассажиров позволило мастерство пилотов и следование процедурам Airbus. Повезло экипажу только в том, что им удалось найти отличную площадку для экстренной посадки.

Статистики по посадкам коммерческих лайнеров на кукурузное поле, естественно, нет, но есть один знаменитый случай. В 1960 году владелец баскетбольного клуба «Миннеаполис Лейкерс» нанял для команды старый самолет.

Зимней ненастной ночью игроки (в том числе будущая суперзвезда Элджин Бейлор) так и не смогли добраться до Миннеаполиса: навигационные приборы не работали, топливо почти закончилось, и пилоты приняли решение сажать на первой пригодной площадке. Самолет сел на заснеженном кукурузном поле; никто не пострадал, игроки поиграли в снежки и заночевали в мотеле.

После этого владелец решил продать клуб в Лос-Анджелес. Так появился знаменитый клуб «Лос-Анджелес Лейкерс», который потом 16 раз становился чемпионом НБА.

Источник: https://meduza.io/feature/2019/08/15/piloty-uralskih-avialiniy-posadili-airbus-na-kukuruznoe-pole-srazu-posle-vzleta-eto-kruche-chuda-na-gudzone

Ссылка на основную публикацию