Самолеты первой мировой войны

Самолеты Первой мировой войны

Глядя на эти фото возникает только недоумение и восхищение — как им удавалось не просто летать, а вести воздушные бои на этих конструкциях из планочек и тряпочек?!

1 апреля 1915 года в разгар Первой Мировой войны над немецким лагерем появился французский самолёт и сбросил огромную бомбу. Солдаты кинулись врассыпную, но взрыва не дождались. Вместо бомбы приземлился большой мяч с надписью «С первым апреля!».

Самолеты Первой мировой войны

Известно, что за четыре года воюющими государствами было проведено около ста тысяч воздушных боев, в ходе которых было сбито 8073 самолета, огнем с земли уничтожено 2347 самолетов. Немецкая бомбардировочная авиация сбросила на противника свыше 27 000 тонн бомб, английская и французская — более 24 000.

Самолеты Первой мировой войны

Англичане претендуют на 8100 сбитых самолетов противника. Французы — на 7000. Немцы признают потерю 3000 своих самолетов. Не более 500 машин потеряла Австро-Венгрия и прочие союзники Германии. Таким образом, коэффициент достоверности побед Антанты не превышает 0,25.

Самолеты Первой мировой войны

Всего асами Антанты было сбито свыше 2.000 германских самолетов. Немцы признали, что потеряли в воздушных боях 2.138 самолетов и что не вернулось из расположения противника около 1.000 машин.

Так кто же все-таки был самым результативным летчиком Первой мировой? Тщательный анализ документов и литературы о применении истребительной авиации в 1914-1918 годах показывает, что им является французский летчик Рене Пауль Фонк с 75 воздушными победами.

  • Самолеты Первой мировой войны
  • Ну, а как тогда Манфред фон Рихтгофен, которому некоторые исследователи приписывают почти 80 уничтоженных самолетов противника и считают именно его самым результативным асом Первой мировой?
  • Самолеты Первой мировой войны

Однако часть других исследователей полагает, что есть все основания считать, что 20 побед Рихтгофена не являются достоверными. Так, что данный вопрос до сих пор остается открытым. Французских пилотов Рихтгофен вообще не считал за летчиков. Совсем по-другому Рихтгофен описывает воздушные сражения на Востоке: «Мы часто летали, редко вступали в бой и не имели особых успехов».

Исходя из дневника М. фон Рихтгофена, можно сделать вывод о том, что российские авиаторы не были плохими летчиками, просто их было меньше по сравнению с количеством французских и английских пилотов на Западном фронте.

Самолеты Первой мировой войны

Редко на Восточном фронте устраивались так называемые «dog fight», т.е. «собачья свалка» (маневренный воздушный бой с участием большого количества самолетов), которые были обычным явлением на Западном фронте. Зимой же в России самолеты вообще не летали. Потому-то все германские асы и одержали столько побед именно на Западном фронте, где небо просто кишело самолетами противника.

Самолеты Первой мировой войны

Наибольшее развитие в Первую мировую получила противовоздушная оборона Антанты, вынужденная бороться с германскими налётами на свои стратегические тылы. К 1918 году, в ПВО центральных районов Франции и Великобритании находились десятки зенитных орудий и истребителей, сложная сеть связанных телефонными проводами постов звуколокации и передового обнаружения.

Самолеты Первой мировой войны

Тем не менее, обеспечить полную защиту тылов от воздушных нападений не удавалось: и в 1918 году германские бомбардировщики совершали налёты на Лондон и Париж. Опыт Первой мировой в плане противовоздушной обороны был подытожен в 1932 году Стэнли Болдвином во фразе «бомбардировщик всегда найдет дорогу».

Самолеты Первой мировой войны

В 1914 году Япония в союзе с Британией и Францией атаковала германские войска в Китае. Кампания началась 4 сентября и закончилась 6 ноября и отметилась первым в истории Японии применением авиации на поле боя.

На тот момент японская армия располагала двумя монопланами Ньюпор, четырьмя Фарманами и восемью пилотами для этих машин.

Первоначально они ограничились разведполетами, но потом стали широко применяться бомбы, сбрасываемые вручную.

Наиболее известной акцией стала совместная с флотом атака германского флота в Цингтао. Хотя основная цель — германский крейсер — не был поражен, зато был потоплен торпедный катер. Интересно, что в ходе налета произошел и первый воздушный бой в истории японской авиации.

На перехват японских самолетов поднялся германский пилот на Таубе. Хотя бой закончился безрезультатно, но немецкий летчик был вынужден совершить вынужденную посадку в Китае, где он сам сжег самолет, чтобы он не достался китайцам.

Всего за короткую кампанию Ньюпоры и Фарманы японской армии совершили 86 боевых вылета, сбросив 44 бомбы.

Пехотные самолеты в бою.

К осени 1916 г. немцами были разработаны требования к бронированному «пехотному самолету» (Infantrieflugzeug). Появление этой спецификации было напрямую связано с появлением тактики штурмовых групп.

Командиру пехотной дивизии или корпуса, которым подчинялись эскадрильи Fl.

Abt в первую очередь нужно было знать, где в данный момент находятся его подразделения, просочившиеся за линию траншей и оперативно передать распоряжения.

Следующая задача — выявление подразделение противника, которые до наступления не смогла обнаружить разведка. Кроме того при необходимости самолеты можно было использовать в качестве корректировщика артогня. Ну, а во время выполнения задания предусматривалось нанесение ударов по живой силе и технике с помощью легких бомб и пулеметного огня, хотя бы для того, чтобы самого не сбили.

Заказы на аппараты этого класса получили сразу три компании Allgemeine Elektrizitats Gesellschaft (A.E.G), Albatros Werke и Junkers Flugzeug-Werke AG. Из этих самолетов получивших индекс J только самолет Юнкерса был полностью оригинальной конструкцией, два других были бронированными версиями разведчиков-бомбардировщиков.

Вот как описывали штурмовые действия пехотных Альбатросов из состава Fl.

Abt (A) 253 немецкие лётчики — Сначала наблюдатель сбрасывал небольшие газовые бомбы, которые заставляли британских пехотинцев покинуть укрытия, затем во втором заходе, на высоте не более 50 метров, обстреливал их из двух пулеметов установленных в полу его кабины.

Примерно в тоже время пехотные самолеты начали поступать на вооружение ударных эскадрилий — Schlasta. Основным вооружением этих отрядов были многоцелевые двухместные истребители, такие как Halberstadt СL.II/V и Hannover CL.II/III/V, «пехотники» были своеобразным довеском к ним.

Кстати состав разведывательных подразделений так же был неоднороден, так в Fl. Abt (A) 224, кроме Albatros и Junkers J.1 были Roland C.IV. Кроме пулеметов на пехотные самолеты устанавливали появившиеся к концу войны 20-мм пушки Becker» (на доработанной турели AEG J.

II и на специальном кронштейне по левому борту у кабины стрелка у Albatros J.I).

  1. Французская эскадрилья VB 103 имела эмблему из красной пятиконечной звезды 1915-1917 г.

русские ассы первой мировойПоручик И.В.Смирнов Лейтенант М.Сафонов — 1918 + 0 + 0

+ 0

+ 0 + 0

Источник: https://ribalych.ru/2017/09/04/aviatory-pervoj-mirovoj-vojny/

Самолеты Первой мировой войны

Первоначально военные использовали самолеты только для разведки. Например, во время балканского конфликта 1912 года русские пилоты, воевавшие на стороне Болгарии, беспрепятственно летали над головами турецких солдат и фотографировали их укрепления. С началом Первой мировой войны остро встал вопрос об оснащении самолетов-разведчиков вооружением.

Самолеты Первой мировой войны

Ролан Гарро — пилот, оснастивший свою машину пулеметом

В 1915 году пилот Ролан Гарро догадался поставить на бывший гоночный самолет «Моран-Солнье» пулемет «Льюис». Лопасти винта защитили от пуль специальными накладками-отражателями. Хоть эта примитивная система и имела ряд недостатков, она все же позволяла стрелять через винт и сбивать аэропланы противника.

Когда такая машина попала в руки к немцам, авиаконструктор Энтони Фоккер решил создать более совершенную систему стрельбы через винт, а именно синхронизировать работу винта со стрельбой пулемета. И он это сделал.

В результате германский разведчик «Фоккер A.I» превратился в истребитель «Фоккер E.I». Для французских и британских разведчиков настали черные дни: на один потерянный «Фоккер» тогда приходилось 17 сбитых самолетов союзников. «Фоккер E.I» представлял собой моноплан, по летным качествам почти не превосходивший французский «Моран-Солнье».

Самолеты Первой мировой войны

Энтони Фоккер. Фото 1912 года

Смертоносным его делал безотказно работающий пулемет. Отвоевать небо у немцев французам удалось только после создания истребителя «Ньюпор 11». Он представлял собой полутораплан — нижнее крыло было уже и короче, чем верхнее.

Машина превосходила «Фоккер» и по маневренности, и по скорости (156 км/ч против 132 км/ч).

Пулемет на этом самолете был установлен на верхнем крыле за пределами винта, так как синхронизатор французы еще не изобрели, поэтому прицеливание и перезарядка на «Ньюпор 11» были достаточно проблематичными.

Самолеты Первой мировой войны

Полутораплан «Ньюпор 11» — французский ответ германскому моноплану «Фоккер E.I»

В феврале 1916 года среди французских авиакомпаний был объявлен конкурс на лучший истребитель. В результате появился легендарный SPAD S. VII, наконец оснащенный синхронным пулеметом. Скорость этого летательного аппарата достигала 187 км/ч.

Самолеты Первой мировой войны

SPAD S.VII, заставивший Энтони Фоккера

Чтобы окончательно не потерять превосходство в небе, немцы создали «Альбатрос D.I». Конструкция получилась удачной. Это был скоростной биплан (193 км/ч), вооруженный двумя пулеметами «Шпандау». В 1916 году Британия, поначалу сильно отстававшая от Франции, выпустила истребитель-биплан «Сопвич Пап».

Самолет хоть и не превосходил «Альбатрос D.I» по скорости (179 км/ч), но был более маневренным. Англичане ласково называли эту машину «щенком», немцы же дали ей прозвище «самолет-убийца». В том же году появился «Сопвич Триплан» — истребитель с тремя крыльями.

Это был сверхманевренный самолет, развивавший скорость 188 км/ч.

Самолеты Первой мировой войны

«Сопвич Триплан» — истребитель с тремя крыльями

Самолеты Первой мировой войны

«Сопвич Пап» — первый британский истребитель, вмешавшийся в спор двух авиадержав — Германии и Франции

В ответ появился немецкий триплан «Фоккер Dr.I», на котором летал знаменитейший немецкий ас Манфред фон Рихтгофен по прозвищу «Красный барон». Однако последнее французское творение, SPAD S.XIII, уже летало со скоростью 222 км/ч и имело два синхронных пулемета. В 1918 году Фоккер выпустил свою лучшую машину «Фоккер D.VII», но судьба войны была уже предрешена.

Самолеты Первой мировой войны

«Фоккер Dr.I» — немецкий ответ британскому «Триплану»

Самолеты Первой мировой войны

«Фоккер D.VII» — последнее творение Фоккера в Первой мировой войне

Читайте также:  Как добраться из аэропорта мурманска до города

Говоря о германских самолетах, нельзя не упомянуть о творениях Гуго Юнкерса. Он прославился на весь мир как создатель первых цельнометаллических аэропланов. Первый из них, стальной «Юнкерс J1», появился в 1915 году и тут же получил прозвище и скороподъемность.

Чтобы устранить эти недостатки, на модели J4 стальную обшивку заменили дюралюминиевой. Кабину, двигатель и топливные баки защищала 5-мм стальная броня, благодаря чему «Юнкерс» был самым неуязвимым самолетом того времени.

Эта машина стала первым штурмовиком — самолетом, предназначенным для борьбы с наземными силами противника.

Самолеты Первой мировой войны

«Юнкерс J1» по прозвищу «жестяной осел»

Что касается зародившейся в ту войну бомбардировочной авиации, то первенство в ней принадлежало России. В 1913 году И. И. Сикорским на базе «Русского витязя» был создан тяжелый четырехмоторный самолет «Илья Муромец». Общая мощность его двигателей составляла 880 л. с., а вес поднимаемого груза приближался к полутонне.

Для бомбардировщика это качество было наиглавнейшим. На борту к тому же устанавливалось до семи пулеметов. В 1916 году был случай, когда «Муромец», атакованный четырьмя германскими истребителями, сумел подбить три из них, а последний ушел с сильными повреждениями. Русский богатырь, оставшись без одного двигателя, смог дотянуть до базы.

Самолеты Первой мировой войны

«Илья Муромец» на почтовой марке СССР

В 1916 году похожий самолет, «Хэндли Пейдж», построили британцы. Оснащенный двумя моторами, он мог поднять бомбовую нагрузку в 813 кг.

Однако обе машины уступили опаснейшим творениям берлинской компании «Готаэр», которые с мая 1916 года начали совершать регулярные налеты на Англию.

Только появление грозных истребителей «Сопвич Кэмел» заставило немцев отступить, а точнее перейти от дневных налетов к ночным.

Британский тяжелый бомбардировщик «Хэндли Пейдж»

Германский тяжелый бомбардировщик «Гота G4», наводивший ужас на Англию

Поделиться ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/izobreteniya_i_tehnika/aviaciya/samolety_pervoj_mirovoj_vojny.html

Самолеты 1-й мировой войны в разрезе на рисунках французского художника Hubert Cance

Самолеты 1-й мировой войны в разрезе на рисунках французского художника Hubert Cance 

tipolog
Подборка изображений  

Я уже как-то размещал в своем блоге одну небольшую подборку, которая была посвящена самолетам 1-й мировой войны.
А на этот раз размещаю подборку более полноценную и полностью состоящую из работ французского художника Hubert Cance.

Etrich-Rumpler Taube — разведывательный самолет, истребитель, бомбардировщик, 1910 год (Германия)

Самолеты Первой мировой войны
Curtiss A1 Triad — разведывательный гидроплан, 1911 год (США)
Самолеты Первой мировой войны
Royal Aircraft Factory B.E.2 — разведывательный самолет, бомбардировщик, 1912 год (Великобритания)
Самолеты Первой мировой войны
Avro 504 — учебно-тренировочный самолёт, истребитель, 1913 год (Великобритания)
Самолеты Первой мировой войны
Сикорский С-22 «Илья Муромец» — тяжелый бомбардировщик, 1913 год (Россия)
Самолеты Первой мировой войны
Breguet Michelin Br.M5 — бомбардировщик, 1915 год (Франция)
Самолеты Первой мировой войны
Albatros D.II — истребитель-биплан, 1916 год (Германия)
Самолеты Первой мировой войны
Caproni Ca.3 — тяжелый бомбардировщик, 1916 год (Италия)
Самолеты Первой мировой войны
Handley Page O/400 — бомбардировщик, 1916 год (Великобритания)
Самолеты Первой мировой войны
Hanriot HD.1 — истребитель-биплан, 1916 год (Франция)

Royal Aircraft Factory R.E.8 — разведывательный самолет, бомбардировщик, 1916 год (Великобритания)

SPAD S.VII — истребитель-биплан, 1916 год (Франция)

Sopwith Camel F.1 — истребитель-биплан, 1916 год (Великобритания)

Fokker Dr.I — истребитель-триплан Фоккер Dr.1, 1917 год (Германия)

Breguet 14 — разведывательный самолет, бомбардировщик, 1917 год (Франция)

Ansaldo SVA.5 Ballila — разведывательный самолет, 1917 год (Италия)

Royal Aircraft Factory S.E.5 — истребитель-биплан, 1917 год (Великобритания)

Curtiss H16 Large America — разведывательный гидроплан, бомбардировщик, 1917 год (США)

Junkers D.1 — истребитель-моноплан, 1917 год (Германия)

Vickers Vimy — тяжелый бомбардировщик, 1917 год (Великобритания)
Hansa-Brandenburg W.12 — истребитель-гидроплан, 1917 год (Германия)

Siemens-Schuckert D.III — истребитель-биплан, 1918 год (Германия)
Источник: http://www.hubertcance.com/
Также смотри по данной теме другие материалы с тегами «Авиация» и «Вооружение«

  • 20 комментариев
  • Комментировать
  • Ссылка
  • Пожаловаться

Leave a Comment to the Entry

This page was loaded дек 5 2019, 3:49 pm GMT.

Источник: https://tipolog.livejournal.com/40303.html

Авиационное вооружение Первой мировой войны

«Авиационное вооружение Первой мировой войны — пулеметы, авиапушки и бомбы первой мировой войны»

Самолеты Первой мировой войны

Подпись к рисунку совершенная верна — вместо бомбометания, в начале Первой мировой войны больше применялось бомбобросание

Хотя на момент начала Первой Мировой войны авиация уже была принята на вооружение большинства противоборствующих государств, была она практически «голой».

То есть все понимали, что самолет — отличное средство для аэроразведки, что с него можно достаточно точно швырять небольшие бомбы, и даже (при большой везении) стрелять по врагу из револьвера.

Но серьезно «воевать» самолеты не могли хотя бы от того, что для них не было разработано никакого авиационного вооружения.

Авиация 1914 года — револьверы и карабины

Да, как уже говорилось, револьвер пилота был подчас единственным наступательным и оборонительным средством авиации первого года мировой войны. Естественно палящие друг в друга из револьвера усатые летчики в белых шарфах это очень красиво, но совершенно не эффективно.

Главным «тяжелым» вооружением самолетов того периода был обычный укороченный карабин — им запросто мог пользоваться наблюдатель или второй члены экипажа, однако почти с той же эффективностью, что и револьвером.

Соблазн прихватить вместо карабина пулемет был велик, но громоздкий и тяжелый механизм в тесной кабине самолета со слабым мотором, был бы скорее камнем на шее, чем реальной помощью в бою.

С бомбами дела обстояли проще — приспособить под них довольно легко удалось обычные артиллерийские снаряды небольших калибров, снабженные стабилизаторами. Однако британские RNAS уже в 1914 году приобрели бомбы Холла калибра от 10 до 56 кг, т.е. фактически первые «заводские» авиационные бомбы.

Самолеты Первой мировой войны

Это не бомба, это т.н. «флешетта» — маленькая стальная стрела или дротик

Если изначально предполагалось, что бомбы загружаются в кабину пилота и сбрасываются вручную (предварительно с них снимают предохранитель), то осенью того же 1914 г., англичане и французы стали подвешивать их под фюзеляжем и крылом. Сброс осуществлялся механическим способом.

Самолеты Первой мировой войны

…если не знать, что сброшенная даже со стометровой высоты флешетта насквозь пробивает кусок дерева в 30 см. толщиной. настоящий ливень смерти обрушивался на колонны пехоты проходящие внизу

Авиация 1915 год — вооружен и уже опасен

В 1915 году на разведывательные самолеты стали потихоньку монтировать неподвижные пулеметные установки на крыльях, наведение которых осуществлялось «всем самолетом», а на двухместных самолетах появились и поворотные шкворневые установки (пулемет на шарнире) в задней кабине.

Обе эти схемы имели крупные недостатки — при первой пилот практически стрелял наугад, не имея возможности прицелиться, а при втором — серьезно сужался сектор обстрела. Попытка добавить стрелка с пулеметом ещё и спереди самолета (как на французском SPAD I) была интересной, но также неэффективной.

К концу 1915 года появились и первые «специальные» авиационные турели, достаточно компактные, и, что самое главное, обеспечивающие практически круговой обстрел.

Все они имели кольцо, на котором и вращалась рама. На подвижной раме устанавливались от одного до трех пулеметов.

Наведение пулеметов осуществлялось и с помощью плечевых упоров, боепитание было в основном магазинное, хотя встречалось и ленточное.

Самолеты Первой мировой войны

А вот и шкворневая пулеметная установка в кабине самолета. Попасть в кого-то сложно, но страху нагнать можно легко

Естественно пробовали и самый простой вариант — стрельба через диск винта. Пулемет ставили над капотом двигателя, а на винт — стальные пластины отсекатели, французское изобретение.

Точность стрельбы таких пулеметов резко повысилась, как и потери противника.

Удручало только то, что «рассеивалось» от ударов об винт до 1/5 пуль, да и риск «отстрелить» себе винт, был совершенно обыденной реальностью.

Появились первые кассетные бомбы (в России, затем Англии и Франции), а также особые пороховые ракеты для атаки на дирижабли.

Стартовали они с направляющих под крыльями (почти как знаменитые реактивные снаряды РС-82), однако популярностью в войсках не пользовались.

Малая дистанция боя и высокий риск поджечь не вражеский дирижабль, а свой самолет — были главными «противниками» первых авиационных НУРС.

Французы изобрели и использовали зажигательные фосфорные бомбы, а также зажигательные бомбы со специальными смесями типа СО и DV. Кроме того, для поражения наземных целей использовались контейнеры со стальными коваными стрелами.

Вес бомб был уже весьма впечатляющим и доходил до 200 килограмм.

Самолеты Первой мировой войны

А вот и авиационные ракеты Первой мировой войны под крылом истребителя «Фарман». Прообразы наших «РС»

Авиация 1916 года — его величество синхронизатор

Синхронизатор винта — вот изобретение, поднявшее эффективность боевой авиации на новый уровень. Простенькое устройство задерживающее выстрел пулемета в тот момент, когда перед стволом проходит лопасть винта, совершило революцию в воздушной войне. Синхронные пулеметы преимущественно оснащались уже лентами боекомплекта.

Развитие двигателей тоже не стояло на месте — самолеты стали куда мощнее и грузоподъемнее, а значит бомб и пулеметов на борту можно было разместить больше. Под конец года опять удивили французы — им удалось установить на самолеты «Вуазен» легкую автоматическую 37-мм пушку «Гочкис»!

Трёхсот килограммовые бомбы стали реальностью, так же как атаки истребителей на бомбардировщики и стрельба зенитной («противоаэростатной») артиллерии.

Бомбардировщики спасаясь от этих напастей стали забираться всё выше в небо, а это продиктовало появление ещё одного новшества — бомбового прицела, позволяющего учесть высоту и скорость полета, скорость ветра.

Впервые они были установлены всё на тех же бомбардировщиках С-22 «Илья Муромец».

Самолеты Первой мировой войны

С-22 «Илья Муромец» -первый русский стратегический бомбардировщик

Авиация 1917 года — настоящая война

К 1917 году боевая авиация, её основные типы и вооружение уже практически полностью оформились.

Итальянцы установили 20-мм пушку «Ривелли» на бомбардировщики «Капрони» и 47-мм морскую пушку на летающие лодки М.8. Во Франции на истребитель SPAD S.XII Cal впервые в мире установили 37-мм пушку «Патэ», стреляющую через ось винта.

На тяжелых бомбардировщиках С-22 «Илья Муромец» появились опускные площадки, с которых можно вести огонь в нижней полусфере.

Самолеты Первой мировой войны

Бомба под брюхом этого немецкого бомбовоза имеет вес 100 кг. Вполне прилично и по меркам Второй мировой войны

Фирма «Виккерс» спроектировала специально для самолетов синхронный и турельный варианты своего пулемета. Это оружие получило распространение в основном уже после войны.

Турельные и шкворневые пулеметы в конце войны оборудовались емкостями для сбора гильз, так как при интенсивном ведении огня гильзы забивались под тросы управления (при внутренней проводке), затрудняя управление.

При выбросе гильз за борт при полете плотным строем они попадали в летящий следом самолет, повреждая обшивку и винт.

Активно начали применяться системы электрического сброса бомб, а сброс из кассет мог осуществляться как залпом, так и по одной бомбе.

Самолеты Первой мировой войны

Под конец Первой Мировой войны, в воздушных сражениях участвовали уже десятки аэропланов одновременно. Война в воздухе теперь не уступала по накалу битвам на суше и в море

Источник: http://armedman.ru/stati/aviatsionnoe-vooruzhenie-pervoy-mirovoy-voynyi.html

«Этажерки» смерти: аэропланы Первой мировой

Воздушные бои велись не только на Западном, но и на Восточном фронте. У России на момент начала войны было больше всего аэропланов.

Императорский Военно-воздушный флот в своём распоряжении имел до 260 крылатых машин. Для сравнения: Англия и Франция, союзники России, имели по 56 и 138 аэропланов соответственно.

Германия к тому времени вооружилась 232 аэропланами, а её союзница Австро-Венгрия обладала 30 самолётами.

Самолеты Первой мировой войны

Игорь Сикорский (в центре) — основоположник тяжелой авиации, создатель самолета-разведчика «Русский Витязь», который стал основой для легендарного самолета «Илья Муромец». 

Но к началу войны выяснилось, что отсталая промышленность Российской империи не может тягаться с немецкой. А построенные ранее аэропланы быстро устарели. В итоге русским лётчикам пришлось сойтись в смертельном поединке с намного лучше оснащённым противником.

Это потребовало от них огромного мужества и мастерства. Уже 26 августа 1914 года известный русский воздухоплаватель Пётр Нестеров (он первым в 1913 году выполнил «мёртвую петлю», ныне эту фигуру пилотажа называют «петлёй Нестерова») погиб, протаранив вражеский аэроплан.

Этот подвиг стал первым в истории воздушным тараном.

У России были не только герои на фронте, но и светлые умы на мирной земле. Один из них – авиаконструктор Игорь Сикорский. Он предложил массу интересных идей, но почти все они разбились о царскую бюрократию.

Проблема была не только в этом. Как уже отмечалось, промышленность аграрной России не могла выпускать много самолётов.

Даже при самом удачном стечении обстоятельств империя Романовых строила бы в разы меньше летательных аппаратов, чем Германия, Франция или Англия.

Во время войны Россия могла рассчитывать на помощь из-за рубежа. Франция, например, поставляла ей истребители Ньюпор-10. Но и здесь всё было очень непросто.

Когда русские лётчики получили эти машины в пользование, они уже устарели, немцы имели намного лучшие аэропланы. Союзники заботились прежде всего о себе и лишь потом помогали русским.

Это было логично, ведь Франция и Англия тоже «по уши» завязли в войне.

Несмотря на все трудности, русские инженеры внесли свой весомый вклад в историю мировой авиации. Именно они создали первый серийный бомбардировщик.

Для своего времени машина стала прогрессивным шагом вперёд в военном деле. Небесный гигант «Илья Муромец» имел четыре двигателя и мог взять на борт примерно 500 кг бомб.

В 1914 году из этих самолётов была сформирована «Эскадра воздушных кораблей».

Самолеты Первой мировой войны

  • Характеристики «Ильи Муромца» (начало 1914 г.):
  • Длина: 17,1 м
  • Размах крыла: 30, 87 м
  • Пустой вес: 3800 кг
  • Взлетный вес: 5400 кг
  • Скорость (макс): 135 км/ч 
  • Продолжительность полета: до 4,5 ч
  • Вооружение: 5-8 туфельных и шкворневых пулеметов разных систем, бомбы 

«Муромец» был тихоходной машиной, развивавшей скорость немногим больше 100 км/ч. Истребителям не составляло большого труда его догнать, но вот что было делать дальше – вопрос.

Бомбардировщик имел до восьми оборонительных пулемётов и мог за себя постоять. Ощетинившийся со всех сторон «стволами» огромный аэроплан был непростой мишенью для немецких и австро-венгерских асов.

Известен случай, когда один такой бомбардировщик сбил три истребителя, прежде чем сам пал жертвой вражеского огня.

Всего русские построили 76 «Муромцев». За время войны «Эскадра воздушных кораблей» совершила 400 боевых вылетов и сбросила около 65 тонн бомб. Только несколько самолётов было сбито врагом, а большая часть потерь оказалась вызвана неполадками и несчастными случаями.

К концу войны эти бомбардировщики, конечно, уже устарели и могли лишь ограниченно использоваться в бою. Да и Российская империя к тому времени вышла из Первой мировой из-за революции.

После неё самолеты ограниченно применялись в военных действиях (теперь уже большевиками), а затем служили для мирных целей.

В целом, понимание того, насколько большим потенциалом обладает новый тип вооружения – самолёт-бомбардировщик – пришло к военным уже после Первой мировой. Но это уже совсем другая тема. 

Источник: https://oyla.xyz/article/etazerki-smerti-aeroplany-pervoj-mirovoj

Авиация в Первой мировой войне

Определение 1

Первая мировая война — это один из самых кровопролитных конфликтов за всю историю человечества.

Отличительными чертами авиации времен Первой мировой войны были архаичность конструкций и быстрое их совершенствование. Авиация во время войны была представлена воздушными шарами, дирижаблями и самолётами.

Внедрение новых технологий

В 1914 году все страны начали войну с самолётами без вооружения за исключением оружия пилотов. По мере развития влияния авиационной разведки на ход боевых действий, возникла необходимость в вооружении, способном предотвратить попытки противника войти в воздушное пространство. Быстро стало понятно, что в воздушном бою огонь из ручного оружия бесполезен.

В начале 1915 года, французы и англичане на самолёты начали ставить пулемётное вооружение. Так как винт препятствовал обстрелу, пулемёты ставили на машины с винтом, расположенным сзади и не мешавшим ведению огня.

Первым истребителем стал британский Vickers F.B.5, построенный для воздушного боя закрепленным на турели пулемётом.

Однако особенности самолётов с толкающим винтом не позволяли развивать высоких скоростей, и перехват разведчиков был затруднителен.

Самолеты Первой мировой войны

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Спустя время, французы предложили способ решения проблемы стрельбы через передний винт: накладки из металла на лопасти. Попадающие в накладки пули отражались не нанося повреждений деревянному пропеллеру.

Это решение не было удовлетворительным: боеприпас впустую расходовался из-за попадания пуль в лопасти и удары пуль деформировали пропеллер.

Но за счёт таких мер авиация Антанты получила перевес над Центральными Державами.

1 апреля 1915 года сержант Гарро на истребителе Morane-Saulnier L впервые сбил самолет пулеметом, стреляющим через винт. Не повредить винт позволили отражатели, установленные на самолете.

В мае 1915 года фирма «Фоккер» разработала версию синхронизатора, позволявшего вести огонь сквозь винт самолёта: механизм давал пулемёту выстрелить тогда, когда перед дулом не находились лопасти.

Впервые синхронизатор установили на истребитель Fokker E.I.

Появление летом 1915 года германских истребителей оказалось полной неожиданностью для Антанты: её истребители имели устаревшие схемы и уступали аппаратам Фоккера. Летом 1915 года – весной 1916 года немцы доминировали в небе, обеспечив себе перевес.

Только летом 1916 года Антанта смогла восстановить положение. Поступление манёвренных лёгких бипланов конструкторов, превосходивших ранние истребители Фоккера в манёвренности, позволило изменить ход воздушной войны в пользу Антанты. Вначале Антанта имела проблемы с синхронизаторами, поэтому пулемёты истребителей размещались над пропеллером.

Немцы во второй половине 1916 года ответили появлением истребителей-бипланов Albatros D.II, и Albatros D.III. За счёт легкого, прочного и обтекаемого фюзеляжа, немцы своим машинам придали лучшие характеристики. Это вновь позволило им получить техническое преимущество.

Замечание 1

За апрель 1917 г., англичане лишились 245 самолётов. Немцы в боях потеряли лишь 60 аэропланов.

Ответ Антанты был быстрым и эффективным. Летом 1917 года появление новых истребителей Sopwith Camel, Royal Aircraft Factory S.E.5 и SPAD позволило восстановить в воздушной войне положение дел. Преимуществом Антанты было лучшее состояние двигателестроения. Также, с 1917 года Германия испытывала дефицит ресурсов.

К 1918 году авиация Антанты добилась качественного и количественного превосходства в воздухе. В попытке изменить ситуацию, немцы попытались разработать новые приёмы (например, во время наступления летом 1918 года были впервые применены воздушные удары по аэродромам, с целью уничтожить авиацию противника на земле), но эти меры не изменили общей ситуации.

Тактика ведения авиационных боев в Первую мировую войну

В начале войны при столкновении самолётов бой велся личным оружием или при помощи тарана. Впервые таран применил 8 сентября 1914 года русский ас Нестеров. Оба самолёта упали на землю.

18 марта 1915 года другой летчик применил таран без падения самолёта и вернулся на базу. Такую тактику применяли в силу отсутствия вооружения или его малой эффективности.

Таран от лётчика требовал исключительных точности и хладнокровия, так что тараны Нестерова и Казакова были единственными в истории войны.

На поздних этапах войны пилоты пытались обойти самолёт врага сбоку, и, зайдя в хвост, расстрелять из пулемёта.

Эту тактику применяли при групповых боях, при этом обычно побеждал проявивший инициативу пилот, заставивший противника улетать.

Стиль боя в воздухе с активными маневрами и стрельбой с короткой дистанции получил название «догфайт» и до 1930-х доминировал в представлениях о воздушной войне.

Особым элементом воздушных боев были атаки на дирижабли. Воздушные корабли имели оборонительное вооружение в виде пулемётов, не уступали самолётам скоростью в начале войны, и существенно превосходили скороподъемностью.

До появления зажигательных пуль, пулемёты оказывали слабое воздействие на оболочку дирижаблей, и единственным способом подбить воздушный корабль было пролететь над ним, сбросив ручные гранаты на киль корабля.

Несколько дирижаблей были сбиты, но в целом из встреч с самолётами обычно победителями выходили дирижабли.

Положение изменилось с появлением зажигательных пуль в 1915 году. Зажигательные пули позволили воспламенять вытекающий водород, и вызывать уничтожение воздушного корабля.

Тактика бомбардировочных операций

Ни одна страна в начале войны на вооружении не имела авиационных бомб. Германские цеппелины первые бомбардировочные вылеты проводили в 1914 году, используя артиллерийские снаряды с прилаженными матерчатыми плоскостями, самолёты на позиции противника сбрасывали ручные гранаты. Позднее были созданы специальные бомбы. В ходе войны активно применялись бомбы весом от 10кг до 1 центнера.

В начале войны приспособления для бомбометания были примитивны: бомбы по результатам визуального наблюдения сбрасывались вручную. Усовершенствования зенитной артиллерии и возникшая в результате необходимость в увеличении скорости и высоты бомбардировки повлекли за собой создание телескопических прицелов и электрических бомбодержателей.

Помимо авиабомб, развивались и иные виды авиационного оружия. Всю войну аэропланами применялись метательные стрелки, сбрасываемые на живую силу противника. Английский флот в 1915 году впервые во время Дарданельской операции успешно применил торпеды, запускаемые с гидросамолётов. В конце войны начались первые работы по созданию планирующих и управляемых авиабомб.

Источник: https://spravochnick.ru/istoriya/pervaya_mirovaya_voyna/aviaciya_v_pervoy_mirovoy_voyne/

Авиация Первой мировой: как Россия воевала в воздухе

Алексей Ильин Русская служба Би-би-си, Москва

Самолеты Первой мировой войны Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Самолет «Илья Муромец» задумывался как пассажирский, но был переоборудован в бомбардировщик

23 декабря 1914 года император Николай II утвердил постановление военного совета о создании первой в мире эскадры бомбардировщиков. На тот момент Российская империя обладала одним из крупнейших авиационных флотов.

Однако готовность российских самолетов к боевым действиям в начале войны оставляла желать лучшего. Уже через несколько месяцев боевых действий многие эскадрильи оказались в критическом положении из-за изношенности аэропланов и моторов.

  • Как отмечает историк авиации Вадим Михеев, одной из причин кризиса стал так называемый «моторный голод», так как производство двигателей для самолетов в Российской империи явно не соответствовало потребностям самолетостроения.
  • Хотя в стране активно строились заводы по производству авиационных двигателей, к началу войны их еще не успели ввести в строй, и двигатели приходилось закупать за границей.
  • Кроме того, к началу Первой мировой назрел и кадровый кризис в авиационной отрасли: на 263 самолета имелось лишь 129 квалифицированных летчиков.

Все это привело к тому, что зимой 1914-1915 года военному руководству страны пришлось спешно перевооружать авиаотряды и увеличивать выпуск летчиков в воздухоплавательных школах. Однако и после этого Россия продолжала отставать в области авиации от своего главного противника — Германской империи.

«В то время как немцы летают над нами, как птицы, и забрасывают нас бомбами, мы бессильны с ними бороться…» — писал председатель российской Госдумы Михаил Родзянко в июне 1916 года.

«Воздушные богатыри»

Самой оригинальной и передовой разработкой российских авиастроителей на момент начала войны был четырехмоторный биплан «Илья Муромец». Именно из этих самолетов и была составлена первая в мире эскадра бомбардировщиков.

Самолет создавался под руководством российского авиаконструктора Игоря Сикорского, к тому времени прославившегося созданием первого в мире четырехдвигательного самолета «Русский витязь».

Изначально «Илья Муромец» создавался как пассажирский самолет. В нем был оборудован комфортабельный салон, ванная комната с туалетом и даже прогулочная палуба, на которую, как предполагалось, пассажиры могли выходить во время полета, поскольку самолет летел на очень низкой скорости.

С началом войны было решено переоборудовать флагман российского авиафлота в тяжелый бомбардировщик. Самолеты покрыли стальной броней, снабдили орудием для стрельбы по германским «цеппелинам» и другим вооружением.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption После Октябрьской революции самолет «Илья Муромец» использовался в Красной Армии

Однако тяжелая броня и массивные бортовые оружия значительно увеличивали вес воздушного судна и делали его более уязвимым в боевой обстановке. Да и у пилотов, привыкших к легким и маневренным самолетам, огромный «Илья Муромец» не вызывал особого восторга.

  1. Кроме того, не было полной ясности по поводу того, какие боевые задачи следует доверять «воздушным богатырям».
  2. Участник Первой мировой войны, историк авиации Константин Финне вспоминает случай 1915 года, когда начальник штаба одной из армий предложил командиру одного из бипланов капитану Горшкову совершить налет на германский аэродром в городе Санники, рассеять врага пулеметным огнем и сжечь вражеские самолеты и ангары.
  3. «Капитан Горшков ответил на это предложение с юмором, что совершит эту боевую миссию только если он будет награжден Георгиевским крестом и что кто-то должен доставить эту награду на германский аэродром заранее, чтобы Горшков мог ее там подобрать», — пишет Финне.

Подвиги полинезийца

В то же время экипажам самолетов «Илья Муромец» в ходе войны удавалось успешно проводить как разведывательные миссии, так и боевые операции, и отношение армейского командования к этим громоздким машинам постепенно менялось в лучшую сторону.

Например, в марте 1915 года одному из экипажей удалось разбомбить железнодорожную станцию в Восточной Пруссии и посеять панику среди немецких военных. Германская пресса писала о том, что у русских имеются аэропланы, которые вызвали большой ущерб и оказались неуязвимыми для артиллерии.

Некоторые авиаторы и стрелки российских «воздушных богатырей» были награждены высшими армейскими наградами. Среди них были командир одного из экипажей Иосиф Башко и моторист-стрелок полинезийского происхождения Марсель Пля, награжденный Георгиевскими крестами III и IV степени.

В то время как немцы летают над нами, как птицы, и забрасывают нас бомбами, мы бессильны с ними бороться…Михаил Родзянко, председатель Госдумы России (1911-1917)

В апреле 1916 года Пля участвовал в авианалете на укрепленную зенитными орудиями станцию Даудзевас на территории современной Латвии и сумел во время полета отремонтировать поврежденные двигатели, за что был повышен в звании.

В ноябре того же года полинезиец проявил себя еще в одном воздушном бою. К тому моменту он уже зарекомендовал себя как меткий стрелок, и ему удалось подбить два из трех немецких истребителей, севших на хвост «Илье Муромцу».

«Первый истребитель, имея превышение в 150 метров, начал атаку с удаления в 300 метров. Он в пикировании открыл огонь. Почти одновременно ему ответил Пля. Заговорил и верхний пулемет. Немец дернулся в сторону, перевернулся и стал беспорядочно падать.

Тут пошел в атаку второй. Пля не дал ему прицелиться и первый открыл огонь. Истребитель, не меняя угла пикирования, проскочил мимо «Муромца» и устремился к земле.

Третий немного походил кругами, развернулся и отбыл восвояси», — так описан подвиг полинезийца в книге «Крылья Сикорского».

После этого Марсель Пля высказал несколько рекомендаций и замечаний по поводу конструкции «Ильи Муромца», которые были учтены Игорем Сикорским.

Первые русские асы

Боевые способности российской авиации к началу войны были весьма ограниченными.

В отличие от «Ильи Муромца», легкие самолеты не были вооружены пулеметами и были рассчитаны в первую очередь на разведывательную работу.

Поэтому единственным эффективным способом сбить вражеский самолет было протаранить его. Первым человеком в мире, кто смог это сделать, стал русский военный летчик Петр Нестеров.

До начала войны Нестеров прославился как основоположник высшего пилотажа: в сентябре 1913 года ему удалось впервые выполнить на самолете «Ньюпор-4» знаменитую «мертвую петлю», которая позже стала известна как «петля Нестерова».

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Российский летчик Петр Нестеров впервые в истории авиации применил таран

Нестеров предполагал, что можно сбить вражеский самолет ударами колес своего воздушного судна и при этом благополучно приземлиться после окончания тарана, однако мало кто воспринимал эту идею всерьез: коллеги и соратники авиатора называли этот план самоубийственным.

Нестеров придумывал и другие варианты тарана: к примеру, он разработал специальный нож на задней конечности фюзеляжа для разрезания обшивки неприятельского дирижабля. Он также предлагал привязать к хвосту самолета длинный трос с грузом, которым можно было опутывать пропеллер вражеской машины.

В сентябре 1914 года Нестерову удалось реализовать идею тарана на практике. В небе над Галицией русский пилот атаковал на своем самолете австрийский аэроплан-разведчик системы «Альбатрос», однако закончилось это для него трагически.

Правообладатель иллюстрации RIA Novosti Image caption Нестерову удалось протаранить австрийский самолет, однако сам авиатор после этого погиб

«Самолет Нестерова, круто планируя, устремился на австрийца и пересек его путь; штабс-капитан как бы протаранил вражеский аэроплан, — мне показалось, что я отчетливо видел, как столкнулись самолеты.

Австриец внезапно остановился, застыл в воздухе и тотчас же как-то странно закачался; крылья его двигались то вверх, то вниз.

И вдруг, кувыркаясь и переворачиваясь, неприятельский самолет стремительно полетел вниз, и я готов был поклясться, что заметил, как он распался в воздухе», — описывает этот бой генерал-квартирмейстер штаба 3-й армии Михаил Бонч-Бруевич.

В результате опасного маневра самолет Нестерова получил сильные повреждения, сам 27-летний авиатор выпал из машины и разбился насмерть.

В марте 1915 года другому выдающемуся российскому летчику, Александру Казакову, удалось во второй раз протаранить вражеский «Альбатрос» и после этого благополучно приземлиться. За это подвиг Казаков был награжден Георгиевским оружием. Правда, после Казакова до самого конца Первой мировой войны ни один из пилотов не отваживался применить этот опасный прием.

Источник: https://www.bbc.com/russian/russia/2014/12/141218_ww1_history_russian_aviation

Ссылка на основную публикацию