Пионеры массового парашютизма в СССР

Пионеры массового парашютизма в СССР
31.10.2006
В шестидесятых годах автору довелось ра­ботать в одном научно-исследователь­ском институте с Сергеем Мошковским - сыном Якова Давидовича Мошковского - од­ного из первых парашютистов СССР.

Как-то разговорившись с ним, я посетовал, что не могу найти для сына литературу по пара­шютизму. Сергей подарил книгу А.А. Белоусова "Парашют и парашютизм" (Воениздат 1967). По его же рекомендации вместе с сыном побывали в гостях у Александра Александровича. Под впе­чатлением от услышанного сын начал создавать коллекцию под поэтическим названием "И па­рашюта пламень за спиной". Затем сын вырос, появились другие увлечения. А эстафету под­хватил автор.

Данный очерк написан на основании поис­ков в архивах, изучения литературы, а также воспоминаний и документов из архива Сергея Мошковского.

В книге Г. Черненко "Второе призвание" (Лениздат, 1982) сообщается, что первый прыжок с парашютом с аэростата в русской армии совершил 4 мая 1917 г. на Юго-Западном фрон­те близ Тирасполя штабс-капитан Соколов. На Северном фронте около Двины также с аэроста­та прыгнул на парашюте поручик Анощенко.

23 февраля 1919 г. первый в Советской Рос­сии показательный прыжок из корзины баллона с парашютом с высоты 850 м совершил парашю­тист Эдельштейн в местечке Ахтуба на Волге.

Руководители авиации СССР понимали не­обходимость средств спасения для летчиков. В 1924 г. были выпущены "Технические условия Управления Военных Воздушных Сил СССР на поставку парашютов для спуска людей с лета­тельных аппаратов" (Издание Научного комите­та Управления ВВС СССР. Москва, 1924).

Весной 1929 года в США был командирован комбриг ЛI. Минов для приобретения парашю­тов и изучения постановки парашютного дела в этой стране.

Леонид Григорьевич Минов родился в 1898 г. в Двинске на Витебщине. В 1916 г. ученик Двинского коммерческого училища Леонид Ми­нов добровольцем уходит в армию. Служил в пехоте, в полковой разведке. Здесь в армии он познакомился с большевиками. В сентябре 1917 года его приняли в ряды РСДРП(б).

Л. Минов участвовал в боях против деникинцев, а в двадцатом году, научившись летать, вел воздушную разведку и наносил удары по белополякам. Когда наступил мир, Леонид Григорьевич стал инструктором, а через два года - начальником летной части 1-й Московской выс­шей школы красных военных летчиков.

Он занимался и экспериментальной рабо­той - изучал методы слепого полета. В процес­се этих занятий были созданы хорошо известные ныне кабины для слепых полетов и специальное тренажное кресло для наземных тренировок.

Когда настала пора устанавливать торговые отношения с капиталистическими странами, он около двух лет работал в советском торгпредст­ве во Франции, исполняя обязанности консуль­танта по заказам авиационной техники (он владел французским и английским языками). По­знакомившись в кафе с сыном скончавшегося французского промышленника, Минову удалось очень дешево закупить большую партию мото­ров для истребителей Р-1.

Леонид Григорьевич, находясь на заводе Ирвинга, вникая в производство, технологию из­готовления и эксплуатацию парашютов, решил освоить прыжки.

13 июля 1929 г.  Л. Минов выполнил первый прыжок. Через несколько дней он уже участво­вал в Калифорнийских соревнованиях парашю­тистов, проходивших вблизи Лос-Анджелеса. Совершая второй прыжок в жизни, занял третье место, приземлившись в 35 метрах от центра круга. Помог расчет - остальные спортсмены раскрывали парашют сразу же после отделения от самолета, и ветер раскидывал их по полю. Минов, покинув самолет на высоте 420 метров, несколько секунд падал, не раскрывая купола, и только в 200 метрах от земли дернул вытяжное кольцо. И попал в зачетный круг. В тот же день в вечерних газетах появился портрет улыбающе­гося "красного" парашютиста, завоевавшего приз на состязаниях.

Позже Леониду Григорьевичу было поруче­но возглавить планерный клуб. Леонид Григорьевич показал себя умелым организатором на 9, 10 и 11-м Всесоюзных сле­тах планеристов, которые были проведены в Ко­ктебеле.

Л. Минов и Я. Мошковский были очень дружны. Их совместная фотография стала хре­стоматийной, неоднократно воспроизведенной в различных изданиях.

В 1940 г. Л. Минов был репрессирован и ос­вободился только через 14 лет (7 лет лагерей, 7 лет ссылки). Когда Минов вернулся в Москву, он, прежде всего, приехал в дом Мошковских.

В последующие годы Л. Минов отдавал свои силы массовому развитию парашютного и планерного видов спорта в нашей стране. Де­сятки раз возглавлял судейскую коллегию все­союзных и других крупных соревнований. 15 лет он руководил Федерацией авиационного спор­та Москвы, вел большую пропагандистскую ра­боту среди молодежи. В 1967 году Международная авиационная федерация наградила Ле­онида Григорьевича Минова дипломом Поля Тиссандье.

Яков Давидович Мошковский родился 7 но­ября 1905 г. в г. Пинске Брестской области.

Его отец был владельцем и учителем мест­ной школы, преподавал еврейский и русский языки, историю, географию, чтение, письмо. В 1919 г. он был расстрелян белополяками. В се­мье осталось пять детей. Якову пришлось тру­диться на железной дороге и на лесоразработ­ках. В 1920 г. пробрался через линию фронта в Москву. Родных сразу не нашел, поэтому попал в "Экспериментально-наглядную школу имени Радищева" - интернат для беспризорных, где окончил среднюю школу. Учился на подготови­тельном отделении Химико-технологического института им. Менделеева.

Напротив общежития находилась "терка" - теоретическое училище летчиков. Форма, а также паек привели туда паренька. Потом бы­ло Балашевское летное училище, Борисоглеб­ская школа военных летчиков (1926 г.). В Борисоглебске познакомился с будущей женой - 19-летней Марусей. Мария Михайловна рас­сказывала, что невысокий конопатый паренек не произвел на нее никакого впечатления. Но настало время отправляться к месту службы. Надо выписывать литер на проезд, Яков реши­тельно пришел в дом к Марусе и строго сказал: "Где паспорт? Идем расписываться". Девушка посмотрела внимательно и ... пошла в ЗАГС. Уехали в Гатчину, затем служили в Кричевицах (Новгород).

Мошковский с 1927 по 1930 годы служил в строевых частях ВВС Московского военного ок­руга, был старшим летчиком в Воронежской Авиационной бригаде. На вооружение бригады поступили самолеты ТБ-1. Только у командира эскадрильи Рябенко оставался единственный "Фарман-Голиаф".

Мошковский был дежурным по части 26 ию­ля 1930 г., когда туда приехал пионер парашю­тизма в СССР комбриг Л. Г. Минов. С ним прибыл укладчик парашютов Валентин Григорьевич Ба­ранов. Узнав о предстоящих прыжках, Мошков­ский тут же вызвался прыгнуть. На аэродром вы­шел весь личный состав. Большое удивление у летчиков вызвало то, что вместе с Л. Миновым будет прыгать и их сослуживец летчик Мошков­ский, назначенный помощником Минова на сбо­рах ВВС Московского округа. Правда, он "призе­млился", к великому удовольствию мальчишек и домохозяек военного городка, на крышу од­ного из домов. С этой импровизированной три­буны веселый, общительный летчик и поделил­ся со сбежавшимися со всех сторон людьми впечатлениями.

В этот же день прыгнули командир эскадри­льи А. Стоилов, летчики К. Затонский, И. Поваляев, И. Мухин. День 26 июля 1930 г. принято считать днем зарождения массового парашю­тизма в нашей стране.

Для сброса парашютистов был использован самолет "Фарман-Голиаф" (двухмоторный бом­бардировщик с моторами "Лорен-Дитрих" цельнодеревянной конструкции с полотняной обшивкой крыльев и хвостового оперения).

Этот самолет был закуплен во Франции с помо­щью Л. Минова. Десантники и экипаж снялись рядом с самолетом. Слева в белом комбинезоне - Л. Минов, рядом с ним - Я. Мошковский. Да­лее Мухин, Филиппов, Фрейман, Егоров, Черка-шин, Захаров, Кухаренко, Коваленков, Пейдус и Поваляев. Командиром корабля был командир эскадрильи Рябенко.

Гвардии - полковник в отставке Василий Дмитриевич Землянский вместе с Даниловым были авиатехниками "Фарман-Голиаф" в XI авиабригаде на аэродроме "А" под Воронежем. На фото борттехник Васильев Петр Васильевич совместно с Даниловым и Землянским готовит самолет к выбросу десанта.

2 августа 1930 г. 6 человек с высоты 300 м прыгнули в тыл условного противника. Три са­молета Р-1 со 150 м сбросили по два грузовых парашюта с вооружением. Вторым рейсом "Фарман-Голиаф" сбросил в высоты 500 м еще 6 человек. Вскрыв мешки, парашютисты достали ручные пулеметы, винтовки, наганы и патроны.

Десант ночью проник в штаб "противни­ка", изъял из сейфа карты и на угнанном грузо­вике прорвался через линию "фронта". За изъ­ятие карт над головами руководителей десанта долго гремели грозы, но все окончи­лось благополучно. Эти прыжки положили на­чало развитию массового парашютизма и ши­рокому применению парашюта в военном деле в нашей стране.

Полковник в отставке, заслуженный работ­ник культуры Л.Г Минов рассказал о первом де­санте. Его очерк  "Первый, парашютным..." открыл  сборник  "Крылатая гвардия" (Москва, изд. ДОСААФ, 1978г.).

В 1932 г. была выпущена серия почтовых карточек "Парашют в СССР" тиражом 6000 эк­земпляров. (Автор собирал её около 10 лет.) Ил­люстрации выполнены по фотографиям М. Ха­на. На карточках представлены первые парашютисты СССР: Н. Остряков, Н. Евдокимов, Я. Мошковский, Л. Минов, С. Афанасьев, М. За­белин, Ольховик,  Александров Кабанов.

Небывалый по тому времени массовый прыжок был совершен слушателями школы на первом праздновании Дня Воздушного Флота - 18 августа 1933 года в Москве. Всеобщее ликование и восторг собравшихся на аэродроме зрителей, появление в воздухе пассажирского пяти-моторного самолета-гиганта АНТ-14 "Правда" в сопровождении двух самолетов АНТ-9. С кораблей одновременно выпрыгнуло 62 парашютиста. Такого прыжка еще не знал авиационный мир.

Подогревался интерес к небу и рекордами парашютистов: Николай Евдокимов летом 1933 года покинул самолет на высоте 6900 ме­тров и раскрыл парашют только в пятистах метрах от поверхности земли. А год спустя Ни­на Камнева пролетела, не раскрывая парашю­та, 2700 метров.

4 мая 1935 года постановлением Централь­ного Исполнительного Комитета СССР были награждены парашютисты за выдающиеся заслуги в развитии парашютизма, за многократное про­явление смелости, отваги и мужества при вы­полнении днем и ночью как обычных, так и за­тяжных и экспериментальных прыжков.

Высокие награды вручал Председатель ВЦИК СССР М.И. Калинин в присутствии секрета­ря ВЦИК И.А. Акулова и наркома обороны СССР маршала К.Е. Ворошилова. Так как Иван Акулов был репрессирован, фотография из архива А.А. Белоусова впервые опубликована автором в еженедельнике "Воздушный флот" № 25 (2003) 2005 г.

После награждения М.И. Калинин сказал: "Одно дело - спрыгнуть у себя в стране, где вас встречают аплодисментами, где народные мас­сы принимают с восторгом, другое дело - опуститься на вражеской земле. В этих условиях уме­ние ориентироваться, принимать наиболее правильное решение имеет огромное значение. Вот почему нашим товарищам нужно всячески развивать в себе эти способности".

В мае 1927 г. построена первая в СССР "гра­жданская" парашютная вышка в Краснопрес­ненском парке культуры и отдыха Москвы. Пара­шютные вышки помогли многим парашютистам приобрести элементарные навыки в отделении от самолета, действий в воздухе и приземлении. Только за 1935 г. было совершено 1200000 прыжков с парашютных вышек.

10 августа 1934 года вышло постановление Центрального совета Осоавиахима СССР о при­своении 14 выдающимся парашютистам почет­ного звания "Мастер парашютного спорта СССР". Удостоверение и знак № 1 вручили Л.Г. Минову. Вторым в списке стояла фамилия Я. Мошковского. Мастерами  спорта стали Афа­насьев С.Н.,  Балашев П.П., Гусарова  А.Д., Евдо­кимов Н.А.,  Евсеев В.Н.,  Кайтанов К.Ф., Лукин А.М., Камнева Н.А., Остряков Н.А, Панкевич Л.П., Полежай Н.Ф., Пясецкая Г.Б., Скоробогатова Р.М., Смиронова М.С., Орлицкая  И.П., Султанова  А.К. , Сущинская  О.М. ,  Тропаревская  Н.Е.,  Фотеев  А.М.

Л.Г Минову одному из первых присвоено также звание "Мастер советского планеризма".

За первую половину 1936 г. только с пара­шютных вышек спрыгнуло 1400000 человек. Так готовились кадры для воздушно-десантных войск.

Мошковский принимал участие в высадке полярников на Северном полюсе в 1937 г. в ка­честве пилота. Он отвечал также за парашютное обеспечение экспедиции. В книге "Записки пи­лота" (М. Молодая гвардия 1938 г.) он описывал сбросы грузов на парашютах для экипажей, со­вершивших вынужденную посадку. На проме­жуточных посадках Я. Мошковский и штурман В. Аккуратов устраивали гонки на лыжах, ис­пользуя в качестве движителя купола парашю­тов. При посадке на полюс головной корабль ис­пользовал парашют для торможения (впервые в мировой практике).

Жизнь Я. Мошковского кончилась трагиче­ски. Многочисленные травмы и переломы дава­ли о себе знать. Медицинская комиссия в 1939 г. дала разрешение на совершение последних 10 прыжков.

В День Военно-морского флота на Химкин­ском водохранилище он должен был совершить показательный прыжок по сложной программе: затяжное падение, раскрытие парашюта, отцеп­ка парашюта, затем снова затяжное падение, раскрытие парашюта, отцепка парашюта в 10 м от воды и приводнение. Этот прыжок выполнял­ся неоднократно. Но в этот день сильный ветер вынес на сушу. Мошковского ударило о борт грузовика. Сильная травма черепа. Через сутки, не приходя в сознание, он скончался. Похоро­нен на Новодевичьем кладбище.

В мае 2003 г. в Москве в Тушине был прове­ден праздник в честь 70-летия образовании Вы­сшей школы парашютизма. Автор звонил в На­циональный Авиационный Комитет, который организовывал это праздник, разговаривал с на­чальником штаба и первым заместителем. Я предлагал пригласить на праздник сына первого начальника школы. Приглашения не последова­ло. Такое отношение к истории характерно для последних лет. Люди не желают ведать о про­шлом.

В настоящее время Сергей Яковлевич пре­подает судовождение яхтсменам. Издал несколько книг по этой теме.

(Журнал "Авиация и спорт")

 
< Ноябрь 2018 >
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

САЙТЫ НАШИХ ПАРТНЕРОВ

ДОСААФ России Министерство обороны РФ Общественная палата РТ
Министерство внутренних дел по РТ Военный комиссариат РТ МДМС РТ
Министерство образования и науки РТ Республиканская общественная организация ветеранов (инвалидов)
"Союз ветеранов Республики Татарстан" ГАУ РЦ "Патриот"
ОМО "Объединение "Отечество" ГБУ "Республиканский центр «Лето" ГБУ "Республиканский центр "Черноморец"








ДОСААФ Республики Татарстан. Все права защищены.
Разработка сайта - digital-агентство Advegital